1. • Персонализм - философское течение ХIХ века
  2. • Кризис классического естествознания на рубеже ХIХ-ХХ веков
  3. • "Золотой" век русской культуры
  4. • Развитие наук о неорганической природе в ХVIII-ХIХ веках
  5. • Гармоника в казахской музыкальной культуре ХIХ века
  6. • Россия на рубеже ХIХ-ХХ веков
  7. • Современная естестественно-научная картина мира
  8. • Общественное движение 30-50-х гг. ХIХ века
  9. • Педагогика сотрудничества и личностно-ориентированный подход ...
  10. • Украинизация Запорожья
  11. •  ... сознания в европейском обществе на рубеже ХIХ-ХХ веков
  12. • Христианский персонализм (Э.Мунье)
  13. •  ... сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков
  14. • Позитивизм и географическая наука ХIХ века
  15. • Биология в ХVIII в. - первой половине ХIХ века
  16. • Особенности консерватизма
  17. • Культура России в ХIХ веке
  18. • Курсовая: Верующий разум. Основной принцип русской философии

Доклад: Персонализм - философское течение ХIХ века

Персонализм - философское течение ХIХ века

Персонализм (от лат. persona - личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога. Персонализм сформировался в конце 19 веке в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и других странах.

В России идеи Персонализма развивали Н. А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. О. Лосский и другие. Основоположниками американского Персонализма явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи - У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П. Шиллинг, Р. Т. Флюэллинг, объединившиеся вокруг журнала "Personalist", основанного в 1920 Флюэллингом. Французские персоналисты (П. Ландберг, М. Недонсель, Г. Мадинье, П. Рикёр и др.) группировались во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа вокруг журнала "Esprit", основанный в 1932. Представителями нерелигиозного Персонализма были Б. Коутс (Великобритания), В. Штерн (Германия) и другие.

Принципу идеалистического монизма и панлогизма гегелевского толка в Персонализме противопоставляется идеалистический плюрализм - множественность существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип теизма, то есть творения мира верховной персоной (богом) и наделения его способностью развития. Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта классической философии, а человеческую личность во всей полноте её конкретных проявлений, в её неповторимой индивидуальности. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Но истоки личности коренятся, по Персонализму, не в ней самой, а в бесконечном едином начале - боге. Существует аналогия между этими принципами Персонализма и монадологией Г. Лейбница, развившейся в конечном счёте в форме теодицеи. Задачу ориентации человека в мире Персонализм возлагает на религиозную философию, которая должна найти смысл существующего с точки зрения волеизъявления человека в соотнесенности с высшим началом, богом.

Распространение Персонализм- симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления тенденций иррационализма. В России Персонализм разрабатывался в русле философско-литературного идеалистического движения начала 20 в., представители которого считали личность единственным субъектом истории и носителем культуры в противоположность народным массам и выступили одними из первых теоретиков "массовой культуры" и "массового общества". Личность была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории прогресса. Теоретической базой развития идей П. в России явилась попытка найти "третью линию" в философии, снимающую противоположность материализма и идеализма, субъекта и объекта. По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П., существование индивида, вплетённое в сложную сеть общественных отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое "Я".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/


©2007—2016 Пуск!by | По вопросам сотрудничества обращайтесь в contextus@mail.ru