1. • Конкурентность российских товарных рынков
  2. • Анализ товарного рынка основных продуктов питания
  3. • Деятельность транснациональной корпорации "Nestle"
  4. • Рынок, сущность и функции
  5. • Конкуренция на рынке услуг
  6. • Управление холдингом в направлении от масштабности к ...
  7. • Шпаргалка: Маркетинг (шпоры)
  8. • Учебное пособие по курсу всего маркетинга
  9. • Исторический аспект иностранных инвестиций в России
  10. • Рынок труда Швеции
  11. • Рынок как форма организации общественного хозяйства
  12. • Виды рыночных структур
  13. • Конкуренция и монополия
  14. • Авторский материал: Конкурентные рынки, конкуренция и ...
  15. • Как составлять маркетинговый отчет
  16. • Авторский материал: Как составлять маркетинговый отчет (практическое ...
  17. • Государственное регулирование естественных монополий
  18. • Авторский материал: Исследование конкурентов
  19. • Модели рыночной экономики

Курсовая: Конкурентность российских товарных рынков

Конкурентность росийских товарных рынков

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I: Методика изучения рынка и оценки состояния конкурентной среды на нем. 4

Основной понятийный аппарат  4

Нормативные документы, регулирующие правоотношения по выбранной теме. 5

Поэтапный анализ структуры товарных рынков. 6

ГЛАВА II: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ    12

Анализ процессов концентрации  20

ГЛАВА III: Мониторинг товарных рынков России с целью оценки состояния конкурентной среды. 27

Итоги мониторинга  32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  35

Список использованной литературы: 36

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время одной из ключевых задач развития экономики России, антимонопольного регулирования деятельности хозяйствую­щих субъектов становится демонополизация и всемерное содействие развитию конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик. Известно, что в условиях переходного периода формирование конкурентной среды подвержено сложному взаимодействию эконо­мических, социальных и политических факторов, действующих подчас в прямо противоположных направ­лениях на федеральном и региональном уровнях.

Моя работа, посвященная оценке степени развития конкурентной среды на товарных рынках России, кажется достаточно актуальной и может быть полезной как для предприятий и организаций хозяйствующих субъектов, так и для антимонопольных органов. Грамотное и четкое проведение мониторинга товарных рынков страны позволит: на административном уровне – более оперативно положительно воздействовать на состояние конкурентной среды, на уровне же субъектов – обеспечить наименее болезненный путь для выхода на рынки межрегиональной и международной торговли.

Степень раз­вития конкуренции может быть оценена по довольно широкому спектру характеристик, среди которых следует рассматривать и набор параметров товарных рынков, и концентрацию производства, и другие показатели.

При оценке конкурентной среды на российских товарных рынках возникают достаточно серьезные проблемы. Отмечу наличие определенных затруднений в регулярном проведе­нии мониторинга товарных рынков[1], отсутствие оперативной, достовер­ной и полной информации о субъек­тах рынка; частая несовместимость показателей различных ведомствен­ных информационных систем (Гос­комстата, Госналогслужбы, Тамо­женного комитета, антимонополь­ных органов).

Задачами, которые планировалось разрешить в ходе выполнения мною данной работы, были: создание методики оценки конкурентной среды на российских товарных рынках, оценка конкурентности с использованием этой методики, определение выводов о состоянии конкурентной среды на товарных рынках страны.

Глава I: Методика изучения рынка и оценки состояния конкурентной среды на нем.

Основной понятийный аппарат

ТОВАРНЫЙ РЫНОК - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исхо­дя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствую­щей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначе­нию, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов за­менить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного).

ПРОДУКТОВЫЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА — определяются потребительскими свойствами товара или товаров-заменителей и формированием товарной группы, рынки которой расцениваются как один то­варный рынок.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ) ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучае­мый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами.

КОНКУРЕНЦИЯ — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздейство­вать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

БАРЬЕРЫ ВХОДА НА РЫНОК — обстоятельства технологического, административного, экономического харак­тера, препятствующие возможностям новых хозяйствующих субъектов выйти на то­варный рынок в достаточно короткий период времени.

Нормативные документы, регулирующие правоотношения по выбранной теме.

Для совершенствования единой в масштабах государства антимо­нопольной политики возникла необходимость в разработке методоло­гических принципов, адекватно оценивающих состояние конкурентной среды в современной экономике России. Государственным антимоно­польным комитетом РФ был разработан «Порядок проведения анали­за и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», заре­гистрированный Минюстом России 10 января 1997 г. № 1229. Статус данного документа обязывает не только антимоно­польные органы, но и органы судебной власти применять его.

Разработанный документ может быть использован в следующих си­туациях:

при рассмотрении дел о нару­шении антимонопольного законода­тельства — статей 5,6,17,18 Зако­на «О конкуренции...»: злоупотреб­ление доминирующим положением на рынке; соглашения субъектов, ог­раничивающих конкуренцию; госу­дарственный контроль за создани­ем, реорганизацией коммерческих организаций и их объединений; за соблюдением антимонопольного за­конодательства при приобретении акций в уставном капитале коммер­ческих организаций;

при разработке мер но преодо­лению барьеров входа на товарные рынки;

при решении вопросов о пре­доставлении субъектам рынка кре­дитных, финансовых, налоговых льгот;

для анализа социально-эконо­мических последствии принятия нормативных актов, воздействую­щих на состояние конкуренции на товарных рынках; и др.

Поэтапный анализ структуры товарных рынков.

С точки зрения методологии важ­но оценивать состояние конкурентной среды, применяя комплексный системный подход. Эта процедура представляет собой анализ и оцен­ку информационно-статистических данных, полученных от государ­ственных органов и хозяйствующих субъектов, с использованием сведе­ний социологических опросов, экспертных заключений и результатов обследований научных и обществен­ных учреждений.

В зависимости от поставленных целей анализ конкурентной среды можно осуществлять как последова­тельно, так и по отдельным этапам, каждый из которых может функци­онально служить для решения кон­кретных задач антимонопольного регулирования.

Методический подход к изучению конкурентной среды сводится к всесторонней характеристике предмета — товарного рынка — на I этапе, подробному анализу и оценке структуры различных видов товарных рынков, характеризуемых на II этапе количественными па­раметрами процессов концентрации и качественными показателя­ми конкуренции — на III этапе оценки. Общая логика проводимой в несколько этапов аналитическо-расчетной работы представлена на схеме №1.

Основным содержанием работ на I этапе является формирование «порт­рета» товарного рынка по нескольким на­правлениям, каждое из которых харак­теризуется набором экономических, тех­нико-технологических, социологических параметров (см. таблицу №1).

Масштабы конкуренции на товар­ном рынке во многом предопреде­лены его структурой, поэтому изу­чению структурных изменений на товарных рынках посвящены пос­ледующие этапы.

Таблица №1

«Формирование портрета товарного рынка».

Характеристики рынка Показатели
Продуктовые границы товарного рынка Потребительские свойства товара. Условия потребления (эксплуатации) товара. Условия реализации. Уровень удовлетворения спроса на товар. Выявление товаров-заменителей по критериям: взаимозаменяемость по потреблению (спросу); взаимозаменяемость по производству; функциональная взаимозаменяемость; сходство потребительских свойств товара и его заменителей Формирование товарной группы
Субъекты товарного рынка Количество продавцов, функционирующих в рамках продуктовых границ рынка. Количество покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца (по способам при­обретения товара) Группировка покупателей на конкретном товарном рынке.
Географические границы товарного рынка Оценка территории рынка по принципу признания покупателями равной доступности това­ров, а именно: 1) возможностью перемещения спроса между территориями, предположительно входя­щими в единый географический рынок: доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; незначительность транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцу; 2) возможностью перемещения товаров между территориями, предположительно входя­щими в единый географический рынок: незначительность дополнительных издержек на транспортировку товара от продавца к покупателю; сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транс­портировки; отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз и вывоз то­варов и пр. Сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка
Объем товарного ресурса на рынке Общий объем реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка выделенной группе покупателей.
Доля хозсубъекта на рынке Отношение реализованной хозяйствующим субъектом товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара
©2007—2016 Пуск!by | По вопросам сотрудничества обращайтесь в contextus@mail.ru