| |||
Доклад: Экология на EXPO–2000
Экология на EXPO–2000
Одно из заметных событий уходящего года— Всемирная выставка, заканчивающая свою работу в Ганновере 31 октября,— проходила под знаком устремления в следующее столетие. Устроители выставки попытались нащупать контуры будущего. А оно при всей прагматичности наших современников оказывается неразрывно связанным с экологией: практически все разделы экспозиции, относящиеся к будущему, обязательно содержали экологический компонент. Представители журнала «Экология и жизнь» побывали на EXPO–2000 в Ганновере, и теперь мы предлагаем читателям материал о
том, каким на выставке представлено Будущее. «Планета предвидений»— так назывался панорамный обзор утопий, изобретенных человечеством: золотой век и сады Аркадии, «Республика» Платона и «Новая Атлантида» Бэкона, «Город солнца» Кампанеллы. Век уходящий представлен антиутопиями Оруэлла и Хаксли. На наш российский взгляд, в собрании не хватало «Союза вольных городов» Кропоткина и «Солнечного человечества» Циолковского. Утопии и реконструкции прошлого дополняются анонсами катастроф и заблуждений человечества, поджидающих его в эру Водолея. В целом экспозиция очень экспрессивна, а главная ее мысль, по замыслу устроителей, заключается в том, что «утопии и воображаемые миры характеризуют прошлое, влияют на настоящее и изменяют будущее». Экспозиция «XXI век» посвящена формированию будущего напути устойчивого развития игуманизма. Предлагаются
футурологические сценарии на2030-й, 2070-й и 2100-й годы. Вот «экспонат» одного из прогнозов: бассейн с искусственным интеллектом как воплощение
достижений биотехнологии. Но главное внимание уделяется программе устойчивого развития городов в XXI веке на примере нескольких мегаполисов, таких как
Шанхай, Дакар, Сан-Паулу. «Основные потребности». Вода, пища и укрытие? А, может быть, секс? Совсем нет— основные потребности человека сильно отличаются от потребностей растений иживотных. Жизнь человека формируется потребностью в справедливости и потребностью в расширении своего кругозора, потребностью самовыражения в творчестве. И человеку нужна надежда. Потребность во взаимопонимании— это уже не только для нормальной жизни отдельного человека, но и основная, главная потребность всего человечества— для предотвращения войн. Экспозиция «Здоровье будущего». Здесь вы попадаете в водяной театр. Это мир релаксации, построенный на воде. Вас овевает
свежий ветерок, стены разрисованы морскими пейзажами, прямо у ваших ног плещется озеро, воздух наполнен журчанием струй. Отступает городская
суматоха— вы наедине с природой. Вода повсюду. Она— символ чистоты и здоровья. Здоровье понимается как кооперация человека и его окружения—
Природы и Технологии. Дизайн экспозиции сформирован в соответствии с концепцией ВОЗ: идеал здорового— в неразрывном балансе физиологического здоровья
организма и окружающего мира. А пока идет гигантская по размаху битва растущих достижений медицины и прогрессирующего поражения болезнями все большего числа
людей. Извечный сюжет битвы Экспозиция «Продовольствие». Можно ли победить мировой голод и нехватку пищевых ресурсов новациями промышленных технологий и агрокультуры? Можно ли остановить эрозию почв на обрабатываемых площадях? Экспонаты утверждают, что развитие новых технологий позволяет надеяться: в будущем будут получать пищу вообще без участия почвы. Но устроители экспозиции подходят к проблеме с разных сторон, порой неожиданных. Вот девиз: «Еда— это общение». Имеется в виду, что пища— продукт культуры. Или такой поворот: еда не только приносит удовольствие и радость, но и содержит в себе компонент разрушения— мы вынуждены убивать живое, чтобы поддерживать свое существование. Еще проблема:перед угрозой голода на планете все более приемлемым становится риск использования генетически измененных продуктов питания… И над всем этим разнообразием проблем— гигантское яйцо, символизирующее как источник жизни, так и прекрасный продукт питания, а также совершенную упаковку. Список использованной литературы: Журнал "Экология и жизнь". Статья А.Л. Самсонова |
|