| |||
Реферат: Международная торговая политика и регулирование международных экономических отношений УкраинаМинистерство Образования Украины Днепропетровский Государственный Университет Курсовая работа по курсу: “Экономическая теория” на тему: ”Международная торговая политика и регулирование международных экономических отношений.” Выполнила: студентка группы ФК - 94 - 1 Медведовская Проверила: проф. Василевский А.К. Днепропетровск 1996 ПЛАН I. Элементы международной торговли. 1. Торговцы, агенты и конфирмационные дома. 1. Отделения, филиалы и ассоциированные компании за рубежом. А)Деятельность банков на международной экономической арене. B)Основные функции зарубежного отделения клирингового банка. C)Торговые банки. A)Необходимость операций с иностранной валютой B)Обменные курсы валют. C)Основные факторы, оказывающие влияние на предложение и спрос на валюту: 1) уровень цен и темп инфляции; 2) баланс платежей; 3) процентные ставки; 4) степень доверия и спекуляция; 5) “ускорение” или затягивание расчетов по внешнеторговым операциям; 6) хеджирование; 7) интервенция центрального банка; 8) постановление по валютному регулированию; 9) “горячие деньги”; I. Проблемы международной торговли. A) Валютный риск. B) Кредитный риск и время выполнения контракта. C) Различия в законах и правилах. D) Суверенный и страновой риск. E) Правительственные постановления. I. Международная торговая политика и регулирование международных экономических отношений. A) Пошлины. B) Импортные квоты. C) Нетарифные барьеры. D) Добровольные экспортные ограничения. E) Необходимость обеспечения обороны. F) Увеличение внутренней занятости. G) Диверсификация ради стабильности. H) Защита молодых отраслей. I) Защита от демпинга. J) Закон о взаимной эквивалентной торговле и ГАТТ. Введение. Почему государства торгуют? Что составляет основу торговли между странами? В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производиетлдьность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. Изложенное выше вполне справедливо в отношении мировой торговли, и в определенном смысле этот вопрос можно считать исчерпанным. В основе более углубленного исследования вопроса "Почему страны торгуют?" лежат два обстоятельства. Во-первых, экономические ресурсы ( природные, человеческие, инвестиционные товары ( распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются по своей обеспеченностью экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Характер и взаимодействие этих двух обстоятельств можно легко
проиллюстрировать. Япония, например, обладает большой и хорошо образованной
рабочей силой; квалифицированный труд стоит дешево, поскольку имеется
изобилие. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими
издержками) разнообразные товары, для изготовления которых требуется
большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и
видеомагнитофоны ( это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров. I Элементы междунрадной торговли. 1. Торговцы, агенты и конфирмационные дома. Некоторые фирмы предпочитают держаться в стороне от деятельности международной торговли из-за ее рисков и сложности. Фирма, желающая купить товары за границей, может купить их через посредника, занимающегося импортом. Это международный торговец, покупающий товары у зарубежных поставщиков и получающих прибыль от перепродажи этих товаров другим фирмам в своей стране. Таким же образом, фирма может продавать товары посрединку, занимающегося экспортом, или экспортной фирме в своей стране. Фирма может также принять решение ограничить свое участие в международной торговле, положившись на услуги представителя, агента или конфирмационного дома. Агент представляет собой зарубежную фирму, которая берется выполнять
любые из следующих функций в интересах экспортера: Агент может иметь исключительное право продавать товары экспортера в своей стране. Например, изготовитель фотоаппаратов из Гонконга может дать какому -либо агенту в Великобритании исключительное право на продажу на продажу своей продукции в Великобритании. Конфирмационнные дома действуют как агенты для зарубежных покупателей. 2.Отделения, филиалы и ассоциированные компании за рубежом. Вместо продажи товаров непосредственно покупателям в зарубежной стране, экспортер может создать организациюв одной или более зарубежных странах. Отделение представляет собой зарубежный офис или торговое предприятие, являющееся частью структуры компании-экспортера. Филиал представляет собой отдельно зарегестрированную компанию,
контролируемую экспортером (владеет более 50% капитала). Филиал может
полностью принадлежать экспортеру, но быть созданным как отдельная компания
либо для торговли, либо по причинам, связанным с местным законодательством. Ассоцированная компания представляет собой отдельную компанию, в
которой экспортер имеет значительную долю (20% - 50% капитала). 3. Роль банков в международной торговле. A) Деятельность банков на международной экономической арене. Банки играют центральную роль на внешних валютных рынках, поскольку они: I. продают и покупают иностранную валюту, что, безусловно, является существенным элементом международных торговвых сделок; I. помогают торговцам устранить или свести к минимуму экспозицию к иностранной валюте множеством способов. 1. Форвардные валютные контракты. Банк дает согласие продать или купить определенное количество иностранной валюты по фиксированному обменному обменному курсу для доставки в будущем. Экспортеры и импортеры могут устранить свою экспозицию к иностранной валюте путем фиксации со своим банком обменного курса будущих поступлений и платежей. 1. "Чистые" валютные опционы. Альтернативой валютным контрактом, которая предоставляется банками клиентам, являются валютные опционы. Они дают право держателям (но не обязательство) покупать или продавать в будущем определенное количество иностранной валюты по фиксированному курсу обмена либо в момент истечения, либо до истечения периода действия этого опциона. 1. Ссуды в иностранной валюте. Банк может дать согласие на предоставление ссуды экспортеру на определенную сумму в иностранной валюте. Эскпортер может обменять ее на отечественную валюту по текущему курсу и затем погасить ссуду из будущих доходов, полученных в той же иностранной валюте. Другими словами, экспортер может устранить свою экспозицию путем согласования активов в иностранной валюте (будущих доход от дебиторов) с пассивами в иностраной валюте (ссуда). Банковские счета в иностранной валюте. В случаях, когда компания получает доходы в иностранной и осуществляет платежи в иностранной валюте, целесообразно иметь банковский счет в иностранной валюте, что исключит необходимостть продажи и покупки валюты в той степени, в которой согласованы поступления и платежи в иностранной валюте, и тем самым устранит экспозицию. Международная торговля порождает более высокие риски как для
покупателя, так и для продавца по сроавнению с торговлей внутри страны. Каждый клиринговый банк поддерживает множество контактов с банками других стран во всем мире. Банк, с которым существует зарубежный контакт, называется банком(корреспондентом, и один английский клиринговый банк может иметь более 10 000 таких контактов в более чем в 150 странах. Банк в Великобритании может иметь счета во мнонгих своих банках( корреспондентах за рубежом, которые в свою очередь могут иметь счета в этом английском банке. Эта система ведения счетов друг у друга позволяет фирмам: осуществлять платежи за границу; получать платежи из(за границы. Акционерный коммерческий банк может иметь международный отдел со своими отделениями (или "зарубежными отделениями") в Лондоне и провинциальных центрах. Зарубежное отделение (отделение международного отдела) действует как : отделение банка для своих клиентов (банки(корреспонденты за рубежом); клиринговая палата для международных сделок других отечественных отделений этих банков. b)Основные функции зарубежного отделения клирингового банка: а) Обеспечение иностранной валютой: I. продажа иностранной валюты клиентам и покупка ее у них; II. предоставление ссуды в иностранной валюте; Клиринговые банки расширили свое влияние на международную торговлю путем: открытие отделений за рубежом; приобретение доли в зарубежных банках; открытие дочерних компаний для специализации в лизинге и продае в кредит или факторинги и т.д.; обеспечение специализированных услуг посредством регистрации своих филиалов как торговых банков. с)Торговые банки. Специализация торгового банка в каждом конкретном классе финансовых сделок в значительной степени различна и включает: обычные банковские сделки; операции с иностранной валютой; инвестирование денежных средств клиентов в этой стране и за рубежом; организацию консорциума для предоставления долгосрочных ссуд правительствам и организациям за границей и в своей стране; предоставление акцептных кредитных линий; советы и управление сделками по покупке контрольного пакета акций; выпуск и размещение акций и долговых обязательств; деятельность по морскому и другим видам страхования бизнеса. Акцептная кредитная линия ( распоряжение, в соответствии с котроым торговый банк будет предоставлять кредит клиенту (экспортеру) путем акцептования переводных векселей, выписанных на этот банк клиентом. Затем банк продает (учитывает) эти векселя на учетном рынке, а доход от продажи предоставляет клиенту. В связи с высоким авторитетом среди банков, учтенные векселя получат более низкую учетную ставку, чем другие (торговые) векселя, так что этот банк использует свою собственную репутацию в пользу своего клиента. Существует еще несколько типов банков, участвующих в международной торговле. А) Иностранные банки активно действующие в других странах, конкурируя в интересах своих стран с другими банками. Б) Многонациональные банки ( банки, созданные консорциумом банков из разных стран, причем каждый член консорциума владеет определенной долей капитала. Такие банки специализируются на предоставлении банковских услуг многонациональным компаниям, особенно предоставлении среднесрочных и долгосрочных ссуд для перспективных проектов. 4. Валютный рынок и валютные операции. a) Необходимость операций с иностранной валютой. Когда фирмы участвуют в международной торговле, они вступают в обычные деловые сделки: покупают, продают, берут ссуду и предоставляют кредит. В международной торговле местная валюта одного торговца является иностранной для другого. Если экспортеру удается договориться об осуществлени платежей в валюте его страны, то иностранный Покупатель должен иметь определенную сумму этой валюты для выполнения платежа. Для этого ему следует обратиться в банк и купить нужное количество иностранной валюты в обмен на валюту своей страны. Если экспортер согласен принять платеж в местной валюте иностранного
покупателя, то этот экспортер получит платеж в иностранной валюте и будет
обязан что-то с ней сделать. Его возможности следующие: II. Продать иностранную валюту банку в обмен на отечественную валюту (или, если возможно, даже на другую иностранную валюту). Экспортер может попросить выполнить платеж в валюте, которая является
иностранной как для продавца так и для покупателя. Например, экспортер из Совершенно очевидно, что в международной торговле торговцам может потребоваться либо купить, либо продать иностранную валюту, и они будут осуществлять эти операции через свой банк. Когда торговцы покупают валюту, банк продает ее, а когда продают ( банк покупает. Очень важно не путать эти понятия: будучи банкиром, Вы, безусловно, должны использовать термины с точки зрения банков. Продажа и покупка валюты также будут описаны с точки зрения банков. Возомжно, Вы еще не имеете четкого представления о том, почему
экпортеру может потребоваться получать оплату в его собственной валюте и
почему, получив платеж в иностранной валюте, енму приходится избавляться от
нее, обращаясь в банк и продавая ее в обмен на отечественную валюту. Обменный курс валюты ( это ставка, по которой банки продают или
покупают одну валюту в обмен на другую. Популярная пресса часто публикует
новости о курсах обмена между фунтом стерлингов и американским долларом. Колебания валютных курсов представляют собой серъезный риск для зарубежных торговцев, и этот валютный риск составляет важнейший аспект валютных операций. Валютные курсы колеблются постоянно, если им предоставлена возможность реагировать на спрос и предложение на внешних валютных рынках. В настоящее время курсы основных валют колеблются на внешних валютных рынках в определенных пределах. Существует множество факторов, влияющих на колебания валютных курсов, и все они связаны со спросом и предложением. Колебания курсов валют вызваны превышением спроса над предложением и наоборот. Например, если спрос на покупку долларах США и продажу фунтов стерлингов превышает уравновешивающий его спрос на покупку фунтов стерлингов и продажу долларов США, то фунт стерлингов будет стоить дешевле по отношению к доллару США. C) Основные факторы, влиящие на предложение и спрос на валюту: уровень цен и темп инфляции; баланс (итоговое сальдо) платежей; процентные ставки;
степень доверия и спекуляция; 1.Уровень цен и темп инфляции. Если темп инфляции в стране А превышает темп инфляции в стране В, то
валюта страны А будет обесцениваться по отношению к валюте страны В. 2.Баланс (итоговое сальдо) платежей. Итоговое сальдо платежей страны можно грубо определеить как разницу
между тем, что эта страна получает, и тем, что она тратит, наряду с
разницей суммы привлекаемых зарубежных инвестиций и суммы инвестиций,
которые ее граждане делают в других странах. Если же Великобритания имеет дефицит торгового баланса, то имеет место
превышение предложения фунтов стерлингов над спросом, и давление рынка
приведет к снижению стоимости фунта стерлингов. Превышение и дефицит баланса платежей могут повлиять не только на текущие валютные курсы (известные как курсы "спот"), но также на курсы, по которым дилеры на внешних валютных рынках (то есть банки) готовы продать или купить валюту в форвардных валютных сделках. 3.Процентные ставки. Процентные ставки ( это ставки процентов, которые инвестор будет получать, вложив свои деньги либо в своей стране, либо за рубежом. Эти инвестиции могут осуществляться в виде депозитных счетов в банке, депозитных сертификатов, облигаций акций и т.п, а также в виде казначейских векселей. Предположим, что выпущены британские казначейские векселя с процентной ставкой в 11% годловых и казначейские векселя США с процентной ставкой в 9% годовых. Разница между процентными ставками в 2% в пользу Великобритании привлечет иностранных инвесторов к покупке британских казначейских векселей. Для этого им придется покупать фунты стерлингов в обмен на другие валюты. Повышение спроса на фунты стерлингов может поднять их текущую обменную стоимость. На форвардных валютных курсах также отразится разница между процентными ставками этих валют. 4.Степень уверенности и спекуляция. Степень уверенности дилеров в будущем экономическом и политическом положении какой-либо страны, возможно, базирующаяся на слухах или прогнозах, влияет на котируемые ими курсы "форвард" для валюты данной страны. Например, возможность того, что в Великобритании произойдет: разрушительная национальная забастовка. смена правительства на всеобщих выборах. Может заставить инвесторов продавать фунты стерлингов по форвардным сделкам, чтобы получить лучший курс валюты, пока стоимость фунта стерлингов не упала. Уверенность или ее отсутствие может привести к спекуляции валютой. 5.Ускорение или затягивание расчетов по внешнеторговым операциям. Предположения относительно будущих изменений валютных курсов влияют на
решения, принимаемые компаниями в отношении покупки и продажи иностранных
валют. В результате ускоряются или затягиваются расчеты по внешнеторговым
операциям. Предположим, тчо ожидается падение стоимости фунта стерлингов по отношению к другим валютам. Британский импортер, который должен заплатить за товары в иностранной валюте, очевидно, поступит следующим образом: заплатит сразу, а не возьмет кредит; будет импортировать больше товаров (ускорение расчетов), пока фунт стерлингов имеет высокую стоимость, и будет держать более крупные запасы товаров. Политика создания запасов очень скоро породит большой спрос на продажу валюты импортерам в обмен на фунты стерлингов. Британский экспортер, который получает платежи в иностранной валюте, не будет спешить обменивать валюту на фунты стерлингов (затягивание расчетов), поскольку он надеется в результате этого продать свою валюту подороже, когда произойдет падение стоимости фунта стерлингов. Иностранные покупатели, зная о том, что стоимость фунта стерлингов
должна упасть, будут стремиться откладывать покупку товаров у британских
поставщиков (затягивание платежей) в надежде, что цены на товары в Сочетание ускорения и затягивания расчетов порождает разрушительный платежный баланс и ухудшает торговый баланс. Импорт резко возрастает, а экспорт ( замедляется. Поэтому ускорение и затягивание расчетов, которое, возможно было вызвано только небольшим дефицитом, может привести к серъезному валютному кризису. 6.Интервенция центрального банка. Центральный банк может включаться в рыночные процессы с целью покупки или продажи отечественной валюты. Если правительство придерживается политики фиксированных валютных курсов, то это вмешательство осуществляется с целью предотвращения девальвации (покупка данной валюты и продажа определенной части резервов иностранной валюты) или ревальвации данной валюты (продажа данной валюты в обмен на иностранную валюту). Даже если правительство допускает переменный курс своей валюты, центральный банк может осуществлять интервенцию для покупки или продажи этой валюты, если правительство считает, что обменный курс стал выше или ниже желаемого уровня. Если правительство допускает только ограниченные колебания обменных
курсов на свою валюту, то должны быть моменты интервенции, когда
центральный банк "включается", как только данная валюта повысилась в цене
или обесценилась до порогового уровня. Этой системы придерживается Отметим, что центральный банк может осуществлять свое вмешательство и на рынке "спот", чтоьбы повлиять на рыночные курсы "спот", и на форвардном рынке, чтобы повлиять на курсы "форвард". Во многих случаях интервенция центрального банка может иметь желаемый эффект при стабилизации или восстановлении валютных курсов. Однако это вмешателсьтво не будет успешным, если валюты попадает под жесткую и непрерывную атаку со стороны спекулянтов, поскольку суммарное давление может оказаться сильнее противодействующих усилий центрального банка. Правительства большинства промышленно-развитых стран в последние годы стремились к достижению высокой стабильности валютных курсов, отчасти путем координации усилий центральных банков против валютной спекуляции на основе так называемого "Соглашения Плаза" 1985 года и Луврского соглашения 1987 года. 7.Постановления по валютному регулированию. Если вероятность того, что интервенция на рынке позволит защитить стоимость валюты, невелика, правительство может принимать постановления по валютному регулированию. Эти постановления нацелены на ограничение оттока капиталов или на управление другими факторами, влияющими на: а) резервы иностранной валюты; б) стоимость валюты данной страны по отношению к другим валютам. 8."Горячие деньги." "Горячие деньги" представляют собой значительное количество
международных денег, которые свободны для инвестиций или спекуляции. Если "Горячие деньги" используются для инвестиций, то инвесторы будут,вероятно, применять форвардное покрытие, продавая валюту, когда наступит срок погашения инвестиций. Поэтому в такой ситуации "Горячие деньги" будут влиять как на курсы "спот"(покупка инвестиций), так и на курсы "форвард" (продажа денежных поступлений от инвестиций). II. Проблемы международной торговли. Фирмы могут стать участниками внешнеэкономической деятельности Фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказания услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, поскольку необходимые материалы, товары или услуги нельзя получить от отечественных производителей. Поэтому они становятся импортерами. Многие фирмы могут получать прибыль, продавая свои товары или услуги на рынках за рубежом, то есть становясь экспортерами. Другие фирмы действуют как экспортные торговые фирмы или импортно- экспортные коммерсанты, то есть являясь посредниками между покупателями и продавцами в разных странах. Посредничество во внешней торговле представляет собой процесс, посредством которого коммерсант в стране А покупает товары в стране В и отгружает их непосредственно в страну С без того, чтобы в начале завезти их в страну А. Это известно как "торговля через третью страну", или посредничество. Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем. Необходимо понимать характер этих трудностей, а также роль банков и других организаций в обеспечении средств и процедур для их преодоления. Наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, которые возникают в любых типах бизнеса, в международной торговле существуют дополнительные проблемы: время и расстояние ( кредитный риск и время выполнения контракта; изменение курсов иностранных валют ( валютный риск; различия в законах и правилах; правительственные постановления ( валютный контроль, а также сувереннй риск и страновой риск. а)Последствия колебаний валютных курсов: валютная экспозиция и валютный риск. Основным последствием колебания валютных курсов для международной торговли является риск для эксопртера или импортера, заключающийся в том, что стоимость иностранной валюты, которую оони применяют в своих торговых оборотах, будет отличаться от той, на которую они надеялись и рассчитывали. Украинские экспортеры, которые выставляют иностранным покупателям счет фактуру в иностранной валюте, могут обнаружить, что к тому врмени, когда нужно будет обменять вырученную валюту на национальную, курс иностранной валюты упадет и они получат меньше карбованцев, чем это планировалось. Экспозиция к иностранной валюте и валютный риск могут принести дополнительные прибыли, а не только убытки. Однако находиться в экспозиции к валюте - значит полагаться на случай, и большинство бизнесменов предпочитает не допускать, чтобы их компания была чувствительна к неожиданным изменениям. Поэтому предприятия отыскивают способы сведения к минимуму или полного устранения экспозиции к иностранной валюте, чтобы планировать деловые операции и более достоверно прогнозировать прибыль. Импортеры стремятся минимизировать экспозицию к иностранной валюте по тем же причинам. Но, как и в случае с экспортером, большинство бизнесменов предпочитает минимизировать свою экспозицию к иностранной валюте или полностью ее избегать, а импортеры предпочитают точно знать, сколько им придется заплатить в своей валюте, а не принимать участие в азартной игре на изменении валютных курсов. Существуют различные способы устранения экспозиции к иностранной валюте. Они осуществляются при помощи банков. В международной торговле экспортер должен выставить счет покупателю в
иностранной валюте (например, в валюте страны покупателя), или Покупатель
должен оплатить товары в иностранной валюте (например, в валюте страны
экспортера). Возможно также, чтобы валюта платежа была валютой третьей
страны: например, фирма в Украине может продать товары покупателю в Стоимость импортных товаров для покупателя или стоимость экспортных товаров для продавца может быть увеличена или уменьшена из-за изменения валютных курсов.Поэтому фирма, осуществляющая платежи или получающая доход в иностранной валюте, имеет потенциальный "валютный риск " из-за неблагоприятных изменений в обменных курсах. Всегда имеется шанс получить прибыль от благоприятных изменений
обменных курсов, но существует реальная опасность понести убытки. Валютный риск не возникает там, где платежи поступления осуществляются в одной валюте, поскольку платежи в этой валюте могут выполнены из посткплений наличными в той же валюте. B) Кредитный риск и время выполнения контракта. Может пройти очень много времени между подачей заявки иностранному поставщику и получением товара. Когда товар доставляется на большое расстояние, основная часть запаздывания между заявкой и доставкой, как правило, связано с продолжительностью периода перевозки. Задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки соответствующей документацией для перевозки. Время и расстояние создают кредитный риск для экспортеров. Экспортер обычно должен предоставлять кредит на оплату на более длительное время, чем ему потребовалось бы, если бы он продавал товар внутри своей страны. При наличии большого числа иностранных дебиторов возникает необходимость получения дополнительного оборотного капитала для их финансирования. Контроль за отдельными дебиторами, инкассирование долга и проведение операций с целью погашения безнадежных долгов усложняется, если клиент находится в другой стране. c)Иностранные правила и законы. Недостаточное знание и понимание правил, обычаев и законов страны импортера или экспортера приводит к неопределенности или недоверию между покупателем и продавцом, что может быть преодолено только после длительных и успешных деловых взаимоотношений. Один из путей преодоления затруднений, связанных с различиями в обычаях и характерах, состоит в стандартизации процедур международной торговли. d)Суверенный и страновой риск. Суверенный риск возникает, когда суверенное правительство страны: получает ссуду от иностранного кредитора; становится должником иностранного поставщика; выдает гарантию на ссуду от имени третьей стороны в своей стране, но затем либо правительство, либо третья сторона отказывается покасить ссуду и заявляет об иммунитете от судебного преследования. Кредитор или экспортер будет бессилен взыскать долг, поскольку ему будет запрещено проводить свое требование через суд. Страновой риск возникает, когда покупатель делает все, что в его силах, чтобы погасить свой долг экспортеру (например, предпринимает необходимые шаги в соответствии с постановлениями по валютному регулированию, обращаясь к властям за рразрешением провести необходимый обмен валюты для расчета с экспортером), но когда ему требуется получить эту иностранную валюту, власти его станы либо отказываются предоставить ему эту валюту, либо не могут сделать этого. e)Правительственные постановления. Правительственные постановления, касающиеся импорта и экспорта, могут быть серьезным препятствием в международной торговле. Существуют такие постановления и ограничения: постановления по валютному регулированию; лицензирование экспорта; лицензирование импорта; торговое эмбарго; импортные квоты; правительственные постановления, касающиеся законодательных стандатов безопасности, и качества или спецификаций на все товары, продаваемые внутри этой страны, законодательных стандартов по здравоохранению и гигиене, особенно на пищевые продукты; патентов и торговых марок; упаковки товаров и объема информации, приведенной на упаковках; документация, необходимая для таможенного клиринга импортруемых товаров, может быть очень объемной. Задержки при таможенном клиринге могут быть существенным фактором в общей проблеме задаржек в международной торговле; пошлины на импорт или другие налоги для оплаты импортных товаров. Постановление по валютному регулированию. Валютное регулирование представляет собой систему контроля за притоком и оттоком иностранной валюты в стану и из страны. Термины "постановления по валютному регулированию" и "ограничения по валютному регулированию" относятся обычно к экстраординарным мерам, принятым правительством страны для защиты своей валюты, хотя детали этих постановлений могут изменятся. III. Международная торговая политика. 1.Торговые барьеры. a) Пошлины. Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары; они
могут вводиться с целью получения доходов или для ащиты. Фискальные
пошлины, как правило, применяются в отношении изделий, которые не
производятся внутри страны (например для США это олово, кофе и бананы). Почему пошлины и квоты применяются в мировой практике, если известно, что они препятствуют свободной торговле и таким образом снижают экономическую эффективность? В то время как страны в целом выигрывают от свободной международной торговли, отдельные отрасли и группы поставщиков ресурсов могут оказаться в числе пострадавших. Легко понять, почему группы предпринимателей, занятых таким производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая правительство ввести тарифы или квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Вообще то речь идет об высокоэффективных отраслях, о чем свидетельствует их сравнительные примущества и их способность продавать товары на мировых рынках. Короче говоря, пошлины прнямо способствуют экспансии относительно неэффективных отраслей, которые не обладают сравнительными преимуществами, и косвенным образом вызывают свертывание относительно эффективных отраслей, имеющих сравнительные преимущества. Это означает, что пошлины служат причиной передислокации ресурсов в неверном направлении. Это не удивительно. Известно, что специализация и не скованная ничем мировая торговля, базирующаяся на сравнительных преимуществах, ведут к эффективномуиспользованию мировых ресурсов и расширению реального объема мирового производства. Цель и последствие защитных пошлин ( сокращение мировой торговли. Отсюда помимосвоих специфических последствий для потребителей, а также иностранных и местных производителей пошлины сокращают объемы реального мирововго производства. 2.Протекционизм.
a)Необходимость обеспечения обороны. Аргумент имеет скорее военно-
политический, а не экономический характер: защитные пошлины нужны для
сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и
материалы, которые необходимы для обороны и ведения войны. Утверждается,
что в нестабильном мире военно-политические цели (самообеспеченность)
должны брать верх над экономическими (эффективность размещения мировых
ресурсов). Усиление нациолнальной безопасносности, с одной стороны, и
ослабление производственной эффективности, с другой, сопровождаются
перераспределением ресурсов в пользу стратегических отраслей. К сожалению,
объективного критерия для оценки относительных издержек и выгод этого
процесса не существует. Экономист может только привлечь внимание к тому
факту, что введение пошлин для усиления обороноспособности страны связано с
некоторыми экономическим издержками. 1) Увеличение импорта приводит к сокращению некоторого количества рабочих мест в стране , но в тоже время создает другие рабочие места. Импорт способствовал ликвидации в последние годы части рабочих мест в некоторых отраслях промышленности. Но с другой стороны возникли проблемы с перенасыщением рынка импортными радиотехникой и электронным оборудованием, повысившими конкуренцию и ударившими по занятости в соотвестсвующих отраслях. Таким образом, хотя импортные ограничения изменяют структуру занятости, они в действительности могут лишь незначительно, либо вообще не могут, влиять на уровень занятости. То есть, пошлины только не увеличивают чистый экспорт и поэтому не
создают новые рабочие места. c) Диверсификация ради стабильности. Известен и другой аргумент для
оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности. Имеются также серъезные ограничения и недостатки. Во-первых, этот аргумент имеет слабое или вообще не имеет отношения к развитым странам. Во- вторых, экономические издержки диверсификациимогут быть значительными; например, в монокультурных экономиках обрабатывающая промышленность может оказаться крайне неэффективной. d)Защита молодых отраслей. Защитные пошлины необходимы для того, чтобы дать возможность утвердится новым отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Этот аргумент в пользу протекционизма зиждется на сомнительном возражении против свободной торговли. Возражение заключается втом, что при наличии зрелой иностранной конкуренции ни у одной отрасли не было и не будет возможности для осуществления долгосрочных мер, направленных на расширение производства и повышение эффективности. Защита молодых отраслей с помощью пошлин скорректирует существующее неправильное размещение мировых ресурсов, которое исторически сформировалось из-за различий в уровнях экономического развития отечественной и иностранной промышленности. Хотя такая позиция логически верна, необоходимы следующие оговорки. Во- первых, подобные аргументы не имеют отношения к индустриально развитым странам. Во-вторых, в слаборазвитых странах очень сложно определить, какая из отраслей является тем нгворожденным, который способен достичь экономической зрелости и поэтому заслуживает защиты. В-третьих, защитные пошлины могут не исчезнуть, а скорее склонны сохраняться, даже когда промышленная зрелость будет достигнута. Наконец, большинство экономистов считают, что если нарождающимся отраслям требуется помощь, то для этого существуют более приемлимые способы, чем пошлины. Прямые субсидии, например, обладают тем преимуществом, что они более открыто показывают, какой отрасли оказывается помощь и в какой степени. В последнее время аргументация необходимости помощи молодым отраслям несколько изменилась. Неожиданно столкнувшись с усилением иностранной конкуренции, представители промышленности получили возможность утверждать, что она нуждается в защите для получения времени для модернизации и для повышения конкурентноспособности продукции. Однако проблема заключается в том, что протекционизм, увеличивая прибыли и тем самым предоставляя средства для модернизации, в то же время понижает остроту вопроса о необходимости этих изменений. Вместо ожидаемого повышения эффективности функционирования отрасли протекционизм может вызвать ее дальнейшее снижение. Более того, акого рода методы могут стать сигналом для других отраслей,что они также вправе расчитывать на аналогичную защиту в случае столкновения с сильной конкуренцией со стороны импорта. Таким образом, все отрасли в равной степени могут потерять интерес к совершенствованию качества продуктаи минимизации производственных издержек. e)Защита от демпинга. Считается, что тарифы необходимы для защиты отечественных фирм от иностранных производителей, которые сбывают на рынке страны свою избыточную продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Существует две причины, почему иностранные фирмы могут быть заинтересованы в продаже своих товаров по ценам ниже себестоимости. Во- первых, эти фирмы могут использовать демпинг для подавления местных конкурентов, захвата монопольного положения на рынке и последующего цен. Во- вторых, демпинг может являться сложной формой ценовой дискриминации - назначения разных цен разным клиентам. В целях максимизации своих прибылей иностранный продавец может принять решение о реализации своей продукции по высоким ценам на монополизированном внутреннем рынке и сбросе избыточной продукции по низким ценам на внешние рынки. Избыточные объемы производства могут быть необходимы для снижения издержек на единицу продукции при крупномасштабном производстве. В связи с тем, что демпинг вызывает обоснованную озабоченность, в
соответствии с законодательством многих стран, он запрещен. В тех случаях,
когда демпинг имеет место и наносит ущерб отечественным фирмам,
правительство вводит "антидемпинговые пошлины" на соответствующие товары. Аргументов в пользу протекционизма много, но они не основателны. В соответствующих условиях аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности выступает как справедливое исключение, имеющее экономическое оправдание. Аргумент в пользу самообеспеченности может использоваться для обоснования протекционизма с военно-политических позиций. Однако оба этих аргумента заслуживают серьезнейшей критики, так как они игнорируют возможность использовать альтернативные средства для стимулирования промышленного развития и военной самообеспеченности. Большинство других аргументов являются во многом эмоциональными призывами, основанными на полуправде и вымыслах. Они отмечают только непосредственные и прямые последствия защитных пошлин, игнорируя простую истину, что в конечном счете страна должна импортировать для того, чтобв экспортировать. Имеются весьма убедительные исторические доказательства, которые
подтверждают, что свободная торговля ведет к процветанию и росту, а
протекционизм приводит к противоположным результатам. Вот несколько
примеров. Исследования слаборазвитых стран в подавляющем большинстве случаев показывают, что те страны, которые для защиты своих национальных отраслей полагались на импортные ограничения, довольствовались более медленным ростом по сравнению с теми странами, которые прводили более открытую экономическую политику. f). Закон о взаимной эквивалентной торговле и ГАТТ. Первым законом, вызвавшим тенденцию к снижению уровня пошлин, стал I. Полномочия по ведению переговоров. Закон о взаимной эквивалентной торговле наделял президента правом вести переговоры и заключать соглашения с иностранными державами о снижении американских пошлин до 50% от существующего уровня. Снижение тарифлф зависело от готовности других стран идти на взаимные уступки, направленные на снижение пошлин на американский экспорт. I. Общее снижение пошлин. Если бы снижение пошлин было достигнуто в результате включения в эти соглашения положения о режиме наибольшего благоприятстования, оно относилось бы не только к определенной стране, ведущей переговоры с США, но и приняло бы всеобщий характер. Однако закон о взаимной торговле дал начало только двусторонним переговорам (между двумя странами). Этот подход был расширен в 1947 году, когда 23 страны, включая США , подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). ГАТТ основано на трех кардинальных принципах: 1. равный, недискриминационный режим для всех стран учасников; 1. снижение пошлин путем проведения многосторонних переговоров; 1. устранение импортных квот. По существу, ГАТТ есть не что иное, как форум для ведения переговоров по тарифным барьерам на многосторонней основе. В настоящее время в ГАТТ входят почти 100 стран, и нет ни малейшего сомнения в том, что оно явилось важным фактором в развитии тенденции либерализации торговли. Под его эгидой в послевоенный период были проведены семь раундов переговоров по снижению торговых барьеров. В 1986 году в Уругвае начался восьмой раунд переговоров в рамках ГАТТ. 5. устранение торговых барьеров и субсидий в сельском хозяйстве; 6. снятие барьеров в торговле услугами (на услуги приходится около 20% международной торговле); 7. уничтожение ограничений на иностранные инвестиции; 8. внедрение на международной основе патентных, авторских прав , прав на торговую марку. 3. Экономическая интеграция. Другим решающим сдвином в сторону либерализации торговли стала
экономическая интеграция - объединение двух или более стран в зону
свободной торговли. Примерами экономической интеграции являются ЕЭС и Общий рынок. Наиболее ярким примером экономической интеграции является Цели. "Общий рынок" выступает за: 9. постепенную отмену пошлин и импортных квот навсе товары, которыми торгуют между собой 13 стран-участниц; 10. установление общей системы пошлин в отношении всех товаров, получаемых из сттран, не входящий в "Общий рынок"; 11. достижение в конечном счете свободного движения капитала и рабочей силы в рамках "Общего рынка"; 12. разработку общей политики по ряду других экономических аспектов, вызывающий взаимный интерес, например по сельскому хозяйству, транспорту, ограничителной деловой практике. Итоги. Мотивы, которые привели к созданию "Общего рынка", имели как политический, так и экономический характер. Основным экономическим мотивом, конечно, было стран- участниц к получению преимуществ от свободной торговли. Крайне сложно определить, в какой степени ЕЭС обязано своим процветанием и росту именно экономической интеграции; но ясно одно: интеграция создает массовые рынки, столь необходимые для достижения отраслями стран "Общего рынка" экономии на масштабах производства. Более эффективное производство, характерное на масштабных рынках, дает возможность отраслям промышленности европей ских стран добится более низких издержек, которые историчеки были недостижими в условиях узких обособленных рынков. Влияние на третьи страны, такие, как США, представляется менее
определенно. С одной стороны, миролюбивый и процветающий "Общий рынок"
делает страны участницы более выгодными потенциальными покупателями
американского экспорта. С другой стороны, американские фирмы сталкиваются с
пошлинами, которые затрудняют конкуренцию на рынках ЕЭС. Например, для
создания "Общего рынка" американские, западногерманские, французские
автомобилестроители имели дело с одинаковыми пошлинами при продаже своих
изделий, скажем, в Бельгии. Однако сведением свободной торговли между
странами членами ЕЭС Бельгийские пошдины на западногерманские "Фольцвагены"
и французские "Рено" быи сведены к нулю. В тоже время в отношении
американсиих "Шевроле" и "Фордов" продолжает действовать внешний тариф. Устранение этого невыгодного положения является одним из мотивов, побуждающих США выступать через ГАТТ за более свободную торговлю. Американо-канадское соглашение о свободной торговле. Вторым и более свежим примером экономической интеграции является Американо-канадское соглашение о свободной торговле, подписанное президентом Рейганом и премьер- министром Малруни в 1988 году. Несмотря на то что к 1988 году три четверти объема товарооборота между США и Канадой не облагались пошлинами, данное американо-канадское соглашение является крайне важным: оно создает крупней шую в мире зону беспошлинной торговли. В соответствии с пложениями соглашения все виды торговых ограничений, такие, как пошлины, квоты и нетарифные барьеры, будут устранены в течени 10-летнего периода. Канадские предприниматели получат доступ на рынок, в 10 раз превышающий по своим размерам канадский рынок, в то время как американские потребители выиграют от снижения цен на канадские товары. В свою очередь, Канаде придется в большей степени снизить свои пошлины, чем США, поскольку уровень канадских пошлин больше американских. Снижение канадских пошлин поможет канадским потребителям и американским производителям. Канада является крупнейшим торговым партнером США. Точно также США
являются основным покупателем канадсткого экспорта. Следовательно,
потенциальные выгоды от американо-канадского соглашения для каждой страны
значительны. Было подсчитано, что, когда соглашение полностью вступит в
силу, каждая страна благодаря ему плучит ежегдные доходы в размере от 1 до Американо-канадское соглашение имеет глобальное значение. Так,
ожидается, что оно ускорит многостороннее снижение пошлин в рамках ГАТТ. 4. Возрождение протекционизма. Несмотря на заметный прогресс в снижении и устранении тарифов, многое еще предстоит сделать. Подтверждением тому служит повестка дня ранее упомянутого "уругвайского раунда". В прошлом переговоры в рамках ГАТТ в основном казались изделий обрабатывающей помышленности, в то время как другие аспекты международной торговли и финансов были обойдены вниманием. К областям, остававшимся вне поле зрения ГАТТ, относятся сельское хозяйство, услуги (например, транспорт, страхование, банковская деятельность) и международные инвестиции, патенты и авторские права, а также проблемы интеграции в систему ГАТТ многих развивающихся стран, не являющимися членами этой организации. Но еще более угрожающее явление ( это мощное возобновление протекционистского нажима. Нетарифные барьеры продолжают оставаться среьезной проблемой: множатся случаи применения импортных квот и произвольных ограничений экспорта. Причины. Новое наступление протекционизма объясняется целым рядом
факторов. Во-первых, броба за ведение защитных мер отчасти является
защитной реакцией на снижение торговых барьеров в прошлом. Отрасли
промышленности и рабочие, чьи прибыли и рабочие места пострадали от
либерализации торговли, пытаются восстановить протекционизм. С этим тесно
связзано и то, что американская экономика является ниболее открытой, чем 10
лет тому назад, и поэтому больше фирм и рабочих могут подвергнуться
неблагоприятному воздействию усиливающейся иностранной конкуренции. Во-
вторых, другие страны действиетлеьно стали серьезными конкурентами
американских производителей. В конце 70 ( 80-х годах темпы роста
производительности труда в Японии и значительной части Западной Европы
превысили темпв роста производительности труда в США. Результатом этого
стали более низкие издержки труда на единицу выпускаемой продукции в этих
странах и более низкие отностительные цены на импортируемы оттуда товары. Издержки. Во что обходятся протекционистские меры рядовому потребителю? Ряд исследований говорит о том, что издержки, которые ложатся на
потребителей защищенных пошлинами продуктов, поразительно велики. Одно из
исследований, в котором обследовался 31 класс защищенных изделий,
обнаружилось, что общие ежегодные потери потребителей от протекционистских
мер составляют около 82 млрд долларов (исследование проводилось в США). Друге исследования показывают, что импортные органичения затрагивают в большей степени семьи с низкими доходами, чем с высокими. Принимая во внимание, что пошлины и квоты имеют много общего с налогом с продаж, нет ничего удивительного в том, что эти торговые ограничения приводят к негативным последствиям. Например, было выявлено, что издержки от протекционизма, которые несут группы населения с низким уровнем дохода, в 7 раз превышают издержки групп с наивысшими доходам. Но, может быть, выгоды, получаемые предпринимателями, и доходы
государства от пошлин, взятые вместе, перевешивают выпавшие на долю
потребителя тяжкое бремя издержек от торгового протекционизма? Нет. 5. Внешние займы и международный банк. Соединенные Штаты в индустриальном отношении развиты лучше, чем остальной мир. Южная Америка, Восток и другие районы земного шара могли бы использовать американский капитал с выгодой для своего индустриального развития. Следует полагать, что этот капитал увеличил бы их производство в такой степени, что они могли бы с лихвой оплатить щедрые проценты и оплатить долг. Однако американские частные лица не любят предоставлять займы. Хотя американские корпорации строят за границей свои филиалы и вкладывают капиталы в добычу нефти или минеральных ресурсов, однако практика предоставления крупных частных займов в форме приобретения американцами иностранных облигаций или акций прекратилась примерно в 1929 г . и , по видимому, навсегда. Все же граждане США имеют сбережения, которые они охотно бы дали взаймы, если бы подобные сделки были надежными; что касается америаканской нации в целом, то от прелдоставления таких надежных внешних займов она получила бы в будущем выгоды в виде более высокого уровня жизни. Поэтому ведущие страны мира объединились и образовали в 1944г. Что представляет собой Международный банк, нетрудно понять. Ведущие государства подписываютсмя на акционерный капитал банка на общую сумму 21 млрд. Дол. , пропорционально их экономическому значению. Квота США составляет примерно 1/3 или 6 1/3/ млрд долл. Банк может использовать свой капитал для предоставления надежных международных займов лицам или странам, проекты промышленного строительства которых выглядят как экономически вполне целесообразные, но которые не могут получить частных займов по достаточно низким процентам. До настоящего времени каждой стране было предложено внести менее 10%
ее полной квоты, и не предполагается, что странам ( членам банка придется
уплатить остальную часть. Очевидно, что с точки зрения международных
масштабов это не такая уж большая сумма. Подлинное значение Международного
банка не ограничивается теми заямами, которые он может предоставлять из
своего собственного капитала. Большое значение имеет тот факт, что банк
имеет право выпускать облигации и вырученную от их продажи сумму
испоьлзовать для предоставления займов(банк успешно разместил облинации в Можно ожидать, что в результате этих трех методов предоставленная
долгосрочных кредитов из США в другие страны будет направляться поток
товаров и услуг предназначеннх для международного развития. Поскольку эти
займы обеспечены, они будут оплачены сполна. Если некоторые из них все же
окажутся безнадежными, убыток будет покрыт из тех премий и процентов,
которые получает банк. Если размеры безнадежных долгов еще больше
увеличатся, то убыток понесут все страны-участницы, а не только США. В то
время, как будут предоставляться займы, США получит дополнительную работу Имел ли Международный банк финансовый успех? Несомненно. Может быть, он проявляет чрезмерную осторожность в своей практике предоставления займов для финансирования таких проектов промышленного строительства, которые обесепчивают возможность погашения долга. Кроме Международного банка, в котором участвуют многие страны, существует еще Экспортно-импортный банк США, который учрежден федеральным правительством. Этот банк тоже предоставляет внешние займы; например, он может помогать экспортеру из США продать станки в Бразилию. Многие из этих займов, а также займов, идущих на цели экономического развития, были предоставлены в виде "связанных займов", то есть правительство США настояло на том, чтобы вся сумма таких займов расходовалась непосредственно в США. Правительство Эйзенхауэра учредило также Международную финансовую
корпорацию, которая, представляя собой вспомогательную организацию Когда валютные курсы меняются с каждым днем, риск, связанный с
международной торговлей, увеличивается и объем товарооборота сокращается. Пока существовал золотой стандарт, валютные курсы сохранялись на неизменном уровне. Но он превращал каждую страну скорее в раба, нежели в господина своей экономической судьбы. До тех пор пока мы соблюдали его правила, нам приходилось терпеть
инфляцию всякий раз, когда этого хотел остальной мир, и переживать дефляцию
всякий раз, когда и этом мире изменялись издержки производства и спрос. Международный валютный фонд был образован вместе с международным банком на международных конференциях, состоявшихся в 1944 г. В Бреттон-Вудсе. Он призван обеспечить преимущества золотого стандарта, устарнив его отрицательные стороны, то ест, иными словами, валютные курсы должны быть относительно устойчивыми, но прежний автоматический механизм должен смениться международным сотрудничеством; кроме того, стораны долджны быть избавлены от необходоимости проводить регулирование, вызывающее дефляцию, связанную с колоссальной безработицей. Предполагается, что существование фонда уменьшит необходимость в проведении прямого импортного контроля. В 1947 г. фонд установил послевоенные валютные курсы для большинства
своих членов. Однако королю Золоту отведена роль только конституционного, а
не абсолютонго монарха. В 1949 г. большинство стран Британской империи и Не следует ожидать, что в наше беспокойное время установится совершенное равновесие международных сделок. Несомненно, что некоторые страны в течение какого-то периода времени будут больше вывозить за границу, нежели ввозить, - даже если учесть при этом долгосрочные внешние займы и помощь. Другие же страны будут в это время влезать в долги и иметь пассивный торговый баланс. Как же в таком случае можно сохранить устойчивые валютные курсы. Вот тут и появляется на сцене МВФ. Он предоставляет странам-должникам
краткосрочные ссуды. Фонд пытается установить правила и процедуры, чтобы
помочь в той или иной стране не залезать с каждым годом все больше в долги. Если этого все же недостаточно, чтобы исправить так называемую Рассмотрим вкратце, не вдаваясь в технические подробности, возможности преджоставления краткосрочных кредитов МВФ. Прежде всего все страны - члены фонда имеют определенные квоты, которые устанавливаются пропорционально национальному доходу и объему внешней торговли каждой из них. Квота США составляет приблизительно 1/3 общей суммы квот и равна примерно 4 млрд. долларов. Каждая страна вносит большую часть квоты в ее собственной валюте, а остальную сумму уплачивает золотом; однако эта сумма не должна превышать 10% официального запаса золота и американских долларов этой страны. Обычно странапокрывает свой импорт экспортной выручкой или долгосрочными займами. Но предположим, что экспорт и займы недостаточно велики и какая- либо страна, скажем Англия, нуждается в краткосрочном кредите фонда. Каким образом фонд помогает такой стране-должнику получить, например, доллары? Он помогает ей, расширяя ее "покупателдьные права". Он просто разрешает англичанам приобрести некоторую сумму долларов из собственных средств фонда в обмен на английскую валюту. Для того чтобы фонд не получил слишком большого количества фунтов стерлингов и не лишился своих долларов, англичанам в течение года не разрешается покупать доллары на сумму, превышающую 1/4 их первоначальной квоты. Таким образом, у фонда никогда не скопится такого количества английских фунтов стерлингов, больше чем в два раза превышающего первоначальную квоту в этой валюте. После того как платежный баланс Англии улучшится, она выкупит на золото Вначале фонд не оправдал возложенных на него надежд. Послевоенное
напряжение оказалось значительно болеее сильным, чем это предполагали в Мы рассмотрим новую валютную систему, которая функционирует и
развивается до сих пор в мировой экономике, определенную на съезде
представителей стран - членов МВФ в Кингстоне на Ямайке в январе 1976. 1) Кингстонское соглашение провозгласило полную демонетизацию золота в сфере валютных отношений. Отменена официальная цена на золото и фиксация масштабов цен (золотого содержания) национальных денежных единиц, снято любое ограничение его приватного использования. 2) Кингстонское соглашение поставило целью переделать созданную еше в Реальная практика валютных отоншений, которые осуществлялись на основе 3) Особенно важным признаком механизма Ямайской системы являтеся введение "плавающих валютных курсов" национальных единиц. Следует учитывать два противоположных аспекта такой системы. С одной строны, система, про которую ведется речь, наделяет валютные отношения гибкостью, возможностью эффективной реакции на изменение соотношений в стоимости национальных валют. С другой стороны, колебания валютных ресурсов разрушают стабильность
торговых связей, порождает спекулятивные операции. В связи с этим 4) Ямайская валютная система развивается по принципам полицентризма:
она с одной стороны, подчинена централизованным регулирующим действиям В структуре Ямайской системы существуют и другие валютные группы. С формирования соответствующих институционных структур и принципов функционирования Ямайской валютной системы еще не завершено. Они постоянно корректируются в соответствии с изменениями в международных экономических отношениях. 6. Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины. На сегодня эффективной интеграция Украины в мировое экономическое пространство является обязательным заданием построением ее государственности и экономики. Но для отго чтобы этот процесс действительно принес ожидаемые результаты, нужно понять и реализовать несколько важных положений. Они должны основываться на: знании и прогнозировании тенденций в изменениях внешнеэкономичяеской среды (системы мирового хозяйства), в котором должно функционировать национальное хозяйство Украины, а также принятие его внутреннего экономического “регламента”; четкое понятие необходимых - сбалансированных с национальными интересами - трансформацией национального хозяйства, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие с мировым хозяйством на основе высокого уровня конкурентоспособной экономики. Наше государство только входит в систему мирового хозяй ства, и от
того, как этот процесс будет происходить, зависит не только и не столько
динамика внешней торговли, а прежде всего - возможность дальнейшего
социального и экономического развития государства как органичной подсистемы
мировой экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое хозяйство Во-первых, Украина еще не определилась в полной степени с основными направлениями и механизмом структурной перестройки экономики, критерии которой должны определяться с учетом особенностей развития мировой системы хозяйствования, а также реальных возможностйей направлений интегрирования в нее Украины. Во-вторых, очень остро стоят вопросы как безопасности в сфере внешне- экономических отношений, так и вообще экономической безопасности, которые необходимо решать с опзиций активного конкурентного противостояния в мировом рынке. В третьих, существуют явные противоречия регионального характера, решение которых возможно только с помощью долгосрочных договорных принципов, путем активного включения в интеграционные процессы, с определением глобальных национальных приоритетов и их балансировкой с другими, которые существуют в мировом экономическом хозяйстве. В четвертых, попытки активного общения и диалога с международными финансовыми институтами - как гарантами вхождения Украины в мировой рынок и обновления экономики - пока что вызывают неадекватную реакцию широких кругшов украинской общественности, поскольку до сих пор не не четко определены ориентиры нашей страны ни в развитии ее “внутренней” экономики, ни в поисках ее будущего места в мировом хозяйстве. Перечисление причин, которые обуславливают актуальность разработки
концепции долгосрочной внешнеэкономической политики на 15-20 лет, можно
продолжить, но достаточно и этих, - тем более, что и до сих пор, на пятом
гооду самостоятельности Украины, не существует, по сути, ни доктрины, ни
налаженной внешнеэкономической политики нашей страны. Ее
внешнеэкономическая политика - это, в основном, эпизодическая тогрговля,
вокруг которой сконцентрированы усилия по ее так называемой “либерализации” Существующие концептуальные подходы к внешнеэкономической политике Украина переходит к динамической стратегии реформирования экономики, все больше активизируя свою деятельность на мировой арене. В связи с этим особенно важной становится разработак не только стратегических направлений в интеграции нашей страны в мировое хозяйство (внешнеэкономических ориентиров и доктрины), но и стратегических приемов интегрирования, которые бы позволили наравне взаимодействовать с международными экономическими организациями, иностранными партнерами и конкурентами, тем самым внося помощь в создание внутренних экономических преобразований. Сегодняшние реалии взаимоотношений Украины с мировой хозяйственной сферой характеризуются неподготовленнностью ее экономики к высокоэффективным формам внешнеэкономического сотрудничества. В современной мирохозяйственной сфере внешнеэкономические связи национальных экономик охватывают более широкий, чем раньше спектр взаимодействий: торговый обмен перерос в научно-технологическое и инвестиционное сотрудничество. Сложилась новая модель таких связей - производственно-инвестиционная. Как справедливо заемечает Е. Кочетов, производственно-инвестиционное сотрудничество в результате интернационализации производства и капитала, не подрывает товарное производствво, а модифицирует , делает более эффективным. Производство основывается на базе технологического сотрудничества,
которое вышло за прделы национальных границ; на новых разделения труда на
современнейших формах произвордится обмен товарами; субъекты рынка
выступают в транснациональной форме. Но для Украины является свойственным Как показывает международный опыт, сегождня прорыв на мировые рынки
основывается, как правило, не просто продуктом, и даже не отраслью, а
межотраслевым комплексом, который состоит из определенных вновь созданных
технологических систем. Его конкурентное ядро занимает определенную для
него технологическую нишу и интегрируется со своими поставщиками и
партнерами. Выявление м поддержка развития таких отраслевых (межотраслевых) Главная цель государственной внешнеэкономической политики состоит в
создании условий для формирования долгосрочных конкурентных преимуществ у
отечественных товаропроизводителей. Такая постановка проблемы не нова. Она
четко сформулирована М. Портером, и подходы к ее развязке широко
используются разными странами. Напомним ряд исходных моментов на которых
такая политика базируется: национальное экономическое процветание основывается на высоком уровне
производительности труда; в отраслях конкурируют фирмы , а не страны; национальное конкурентное преимущество имеет относительный характер; динамическое обновление приводит к определенным конкурентным
преимуществам, а не к краткосрочному выигрышу на уровне снижения затрат; конкурентные преимущества в отраслях промышленности создаются на
протяжении десятилетий или большего срока; страны добиваются преимуществ благодаря своим различиям, а не схожестью; 7. Как организовать торговлю со странами СНГ. Распад СССР породил у бывших союзных республик две противоположные тенденции. С одной стороны, бывшие союзные республики желают закрепить свой национальный суверенитет изоляционистскими мерами в экономике. За этим, главным образом стояли разногласия реальных экономических интересов, обусловленных различиями в развитиии производительных сил в предыдудщий период, и желание максимально использовать национальные ресурсы для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в условиях экономической ситуации, которая ухудшается. С другой стороны, далее все настойчивыми становились требования по сбережению произвоственно технологических связей, которые раньше существовали, с другими бывшими союзными республиками и, тем более, с Россией. Это обосновывалось присутствием единой сети транспортных коммуникаций и информационных систем с высокой степенью интеграции научно- технического потенциала, единством технических условий производства и единством использования стандартов и другими условиями. Этому вопросу быд посвящен международный форум стран СНГ и Балтии по
вопросам развития региональной торговли, который состоялся в середине
января 1995 года в Кишиневе. Он был организован по энидой ООН с участием
представителей 10 международных организаций в системе ООН и представителей
правительств 9 стран СНГ и Эстонии, с участием наблюдателей от правительств Итоги 1994 года, который завершил третий год самостоятельности экономической политики, большинству новых независимых держав много дал для экономического анализа ситуации, которая сложилась в противоречивой обстановке, а также для выработки возможных пцтей обновления нарушенных связей. В 1994 году, как и в предыдущие несколько лет, в бывших союзных республиках отмечалось постояное ухудшение функционирования экономики. Так, в странах СНГ в 1992-1993 годах происходило падение объема валового национального продукта (ВНП), которое в среднем составляло 20% и 13% соответственно. В 1994 году объем ВНП в разных странах падал далее, уровень падения составил от 7% в Узбекистане до 39,4% в Грузии. В то же время только Туркменистан выделился ростом ВНП, в первую очередь, за счет увеличения сельскохозяйственного производства, где наиважнейшей экспортной культурой был хлопок, а также за счет развития нефтедобычи и переработки нефтепродуктов. В общем за период 1990 - 1994 годов сокращение общего объема производства в странах СНГ достигло чуть ли не 50% для России и 60% лдя Латвии, Литвы, Молдовы и некоторых друних бывших республик СССР. Глубокий кризис в 90 е годы также вызвал резкое падение производства в В определенной мере 1994 можно назвать обнадеживающим, поскольку именннно в этом году наметиласть некоторая производственная и финансовая стабилизация. Если в I квартале 1994 года объем промышленного производства сократился на 44,2%, то потом уже определиласось некоторое его нарастание: во II квартале на 10,5%, в третьем - на 11,1% , в IV - 16,8%. К сожалению, эта тенденция была прервана очередным падением
производства в декабре 1994 года на 7,3% и в январе 1995 года на 16,7%. Согласно материалам Минстата Украины следует, что на конец 1994 года
уровень безработицы в целом по стране составил 0,29% населения
трудоспособного возраста. В то же время Минстат сообщил, что в условиях
неполной занятости на протяжении года в промышленности работал чуть ли не
каждый третий. Приведенные цифры свидетельствуют о довольон слабом
развитиии рыночных отношений на Украине. В ряде стран СНГ, в том числе Объем экспортно-импортных операций Украины со странами СНГ в 1994 году
оценивался в 31 трлн. рублей, в том числе экспорт - 14 трлн.рублей. В опубликованном в конце 1994 года докладе экспертов МВФ дается оценка
экономического положения в бывших республиках СССР и приводится мнение МВФ
о путях дальнейших преобразований в их торговле. "Картина, которая не
вызывает оптимизма" ( так МВФ оценивает перспективы экономического развития
региона. Однако, в исследовании отмечается, что распад СССР создал
уникальную возможность для осуществления торговой политики с новыми
суверенными странами. По оценкам МВФ уровень инфляции в республиках
бывшего СССР составил в 1994 году 457,7%, а в 1995 году ( 83,2% (в 1992 - Сегодня очевидным фактом стала необходимость возобновления связей с
бывшими республиками СССР с целью стабилизации экономической ситуации в
каждой из них. Однако ключевой проблемой остается вопрос эквивавалениности
обмена между ними. Так, расчеты во внешнеторговых ценах, которые приводятся
статкомитетом СНГ, показывают, что в рамках перераспределения нациоанльного
дохода в 1993 году Росиия передавала другим республикам 6,6% своего
национального дохода, Беларусь ( 5,4%. В тоже время другие республики в
соответствии с этим получали дотацию к своему произведеннному
нациолнальному доходу в размере: Казахстан - 28%, Узбекистан - 25%, Украина Первые реальные попытки скоординировать экспортно-импортную политику Второе важное условие ЗСТ заключается в том, что ее цель должна
сводиться к содействию торговле в рамках данной территории и не создавать
барьеров в торговле с другими странами за пределами ЗСТ. Третьим важным
элементом ГАТТ считает необходимость создания ЗСТ в течение 10 летнего
периода относительно с заранее установленными планом и графиком. Согласно
требованиями ГАТТ необходимо также разработать конкретную программу,
которая согласуется с необходимостью либерализации торговли между странами Необходимость координации экспорта -импорта в СНГ породило серъезную проблему реэкспорта товаров в третьи страны, из-за кооторого несут убытки все страны СНГ. Имеется в виду так называемый несанкционированный реэкспорт. С целью его недопущения в СНГ планируется организовать системиы информирования пертнеров о движении товаров, которые подлежат тарифному лицензированию. В отношении реэкспорта товаров в третьи страны приемлимым решением могла бы быть выплата 50% валютной выручки стране производства товара. Для того, чтобы либерализация торговли в странах СНГ была эффективной, планируется сменить и административную и предпринимательскую практику осуществления внешнеторговой деятельности. Вместо бартера и других форм централизованной торговли должна прийти самостоятельная торговля между предприятиями стран СНГ. На протяжении согласованного периода времени будет осуществлен постоянный отказ от обязательных и предыдущих перечней товаров с обозначением количества и цены, которые прилагаются к двусторонним соглашениям. Создание ЗСТ СНГ ни в коей мере не должно стать изолированным
процессом. Развитие региональной экономической интеграции должно
сопровождаться интегрированием в мировую торговую систему и ее
экономические институты. С другой стороны, интегрирование стран СНГ в
мировую торговую систему должно стать опорой для их региональной
интеграции. Все страны СНГ сейчас пребывают на переходном этапе. Чтобы всем
им присоединиться к ГАТТ, нужно определенное время для того, чтобы привести
свои правовые и административные системы в соответствие с соглашениями Для того, чтобы ЗСТ СНГ стало действенной достаточно существенным, по нашему мнению, является сотрудничество стран СНГ в деле гармонизации, упрощения процедур торговли, а на поздней стадии ( унификация таможенных процедур, формальностей таможенного контроля и документации, а также постепенная ликвидация некоторых из названнных элементов взаимной торговли стран СНГ в рамках ЗСТ. Наиболее рациональный путь в этом отношении ( придерживаться международной практики и типовых правил и положений, которые содержатся в ряде международных конвенций и соглашений. Для осуществления более эффективных методов международной торговли и подходов к таможенному контролю в странах СНГ в рамках ЗСТ нужно будет создать интегрированную электронную систему обработки данных и документации, которая охватывала бы все торговые потоки. Наконец хотелось бы выделить, что в рамках бывшего СССР происходят
великие, исторической важности перемены, на которые обращено внимание
мирового сообщества. Этот интерес не случаен, поскольку с усилением СНГ
ожидается развитие параллельного процесса интегрированности содружества в
европейскую и мировую экономику, а это процесс взаимовыгодный. Добрая воля стран СНГ, направленная на развитие стабильных торговых отношений между ними, ( залог успеха в решении этого жизненно важного для вопроса. Заключение. Важным фактором развития национальной экономики являются внешнеэкономические связи. Для некоторых стран внешняя торговля - это единственная возможность получить тот или иной товар, отсутствующий в ее пределах. Но благодаря международному разделению труда каждая страна может сосредоточиться на производстве тех товаров, которые она может производить эффективнее и дешевле по сравнению с другими странами. Опора на собственные силы? Это - политика, при которой какое-либо
государство стремится не допускать превышения импорта над экспортом, жестко
контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Выгода от внешней торговли и в том, что она позволяет сравнить
экономические условия стран как бы подстегивая их развитие. При этом одни
страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний
импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли
отрицательно сказываютя на экономике страны, однако это вовсе не означает
что она не должна объектом государственного регулирования. Государственное
регулирование внешней торговли: В идеале рынок должен сам определять какие продукты будут экспортироваться и какие импортироваться. В этом случае нет необходимости в том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг. Проанализировав положение дел, сложившихся в международной торговле и
международных экономических отношениях во второй половине нашего столетия
можно прийти к следующим основным выводам: Следует признать, что доминирующим направлением в отношениях между странами мирового сообщества является путь к наиболее свободной, не признающей никаких искусственных преград и препонов торговле. В работе была сделана попытка рассмотреть особенности нынешней
международной торговой политики Украины, внешнеэкономические проблемы и
возможные пути их разрешения с максимальной выгодой для нашего государства. Рецензия. Список литературы. |
|