| |||
Реферат: Налоги: эволюция, определения и формы. Принципы налоговой политики и функции налоговИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: Экономическая теория на тему: Налоги: эволюция, определения и формы. Принципы налоговой политики и функции налогов. ВЫПОЛНИЛ: Студент: Митичев Руслан Сергеевич Группа: Г-2- 22 Курс 1 № зачетной книжки: 06375 дом.телефон: 59-80-31 43-75- 11 Преподаватель: Любимова Марина Ивановна Мурманск 2003 г. Содержание Введение…………………………………………………………….1-3 стр. Список литературы 1. Иохин В.Я., Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учеб. – М., ИНФРА – М, 1997 г. 2. Казаков А.П., Минаева Н.В.. Экономика: (Микро-, макро- и прикладная экономика). Учеб. Курс по основам эконом. Теории и предпринимательству по программе 60-120 ч. –М.: Техпрогресс и повыш. Квалификации в авиац. Пром., 1998 г. 3. Курс экономики: Учеб./ под ред. Проф. F.А.Райзберга – М., ИНФРА – М., 1999 г. 4. Основы экономической теории: учеб. Пособие/ под ред. Проф. В.Д.Каменева. – М., Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999 г. 5. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебник – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996 г. 6. Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб. В 2 кн. Кн 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 г. 7. Экономика: Учеб. / под ред. А.С.Булатова. – М., «БЕК», 2000 г. Введение Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий
существования государства, развития общества на пути к экономическому и
социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением
общества на классы и возникновением государственности, как взносы
граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития
общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку
для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей
ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть
собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер
налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение
минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем
больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать
налогов. В переходный к рынку период налоговая система является одним из
важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма
государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно
построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование
всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день
оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах
реформирования, равно как и острой критики. Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические
процессы, молодежную политику, иные социальные явления. ГЛАВА 1 Налоги: эволюция, определения и формы. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. На ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных
этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков
государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников, и другие нужды. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.[1] Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный
законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в
определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и
обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов,
которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками
в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только
на те цели, ради которых они взимались. Сущность и роль налогов проявляются
в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и
регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в первую
очередь на производственные процессы). Соотношение этих функций при
взимании налогов различается в зависимости от вида налога.[2] Классификацию налогов можно проводить по разным признакам, Важнейшими налогами, уплачиваемыми организациями (юридическими лицами)
различных организационно-правовых форм, являются: налог на добавленную
стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество предприятий и др. Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля. 1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами. 2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо; 3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог; 4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога; 5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога. Налоги могут взиматься следующими способами: 1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда
объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. 2) на основе декларации Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль. 3) у источника Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. ГЛАВА 2 Принципы налоговой политики и функции налогов. 2.1 Основные принципы налогообложения. Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем: 1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равнонапряженности). 2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога). 2.2 Функции налогообложения Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в
каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную; распределительную (социальную); регулирующую; контрольную; поощрительную. Фискальная функция Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны). Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Распределительная функция Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально- распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. Регулирующая функция По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную. Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д. Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических
процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.[6] В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и
непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание
непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад
производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный
налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом
классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В
наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности,
связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов,
пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х
годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин Контрольная функция Через налоги государство осуществляет контроль над финансово- хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства. Поощрительная функция Порядок налогообложения может отражать признание государством особых
заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России
и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из
налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей
и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья,
осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала. Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны. Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.[7] Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие. Заключение На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию. Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех
национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных
гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие
или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу
экономической безопасности государства. Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.[8] ТЕСТЫ Тест 1: Тест 2: ----------------------- 8. Курс экономики: Учеб./ под ред. Проф. F.А.Райзберга – М., ИНФРА – М., 1999 г. 9. [1] Меньшиков С. Экономика России, практические и теоретические вопросы перехода к рынку. – М., Международные отношения, 1996 г. Ст. 142 10. [2] Меньшиков С. Экономика России, практические и теоретичесике вопросы перехода к рынку. – М., Международные отношения, 1996 г. с.276 11. [3] Иохин В.Я., Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учеб. – М., ИНФРА – М, 1997 г. 12. [4] Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб. В 2 кн. Кн 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 г. 13. [5] Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб. В 2 кн. Кн 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1996 г. 14. [6] Основы экономической теории: учеб. Пособие/ под ред. Проф. В.Д.Каменева. – М., Издательство МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1999 г. 15. [7] Курс экономики: Учеб./ под ред. Проф. F.А.Райзберга – М., ИНФРА – М., 1999 г. стр.203 [8] ЗАКОН РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288) [9] ЗАКОН РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)
|
|