| |||
Реферат: Методы переоценки основных фондов. Значение переоценки
4. Переоценка основных фондов как предпосылка нормализации инвестиционных процессов в России. 17 4.1 Сущность и роль переоценки основных фондов предприятий. 17 Введение. Переоценку основных фондов следует рассматривать с позиции, как экономической целесообразности, так и ее правового обеспечения. Для того чтобы учесть по рыночной цене на определенную дату все
элементы основных фондов предприятия, проводятся переоценки основных
фондов, причем чем выше темпы инфляции, тем чаще нужно проводить
переоценки. В России переоценки основных фондов проводились по решению Если переоценка производится периодически в соответствии с изменением условий воспроизводства, приведенная стоимость дает реальную оценку основных средств на момент составления финансовых отчетов. Учет основных средств по первоначальной стоимости, которая значительно оторвана от восстановительной в каждый конкретный момент, приводит к тому, что начисляемая амортизация не покрывает затраты на их воспроизводство на современной технологической основе. Переоценка основных фондов создает трудности в разработке бизнес -
планов предприятий, бюджетов всех уровней. Эти планы и бюджеты составляются
до планируемого года, когда еще неизвестны результаты переоценки основных
фондов на 1 января этого года. А ведь эти результаты влияют на
амортизационные отчисления, на размеры налога на имущество предприятий, на
источники финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств
предприятий, на цены продукции предприятий. 1. Основные средства. 1.1. Понятие и классификация основных средств. Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте имущество, используемое в течение периода менее 12 месяцев независимо от его стоимости , объекты учета, не превышающие на дату приобретения стократного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования, и иные предметы, перечень которых устанавливает организация исходя из правил ПБУ 6/97 «Учет основных средств». К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. К основным средствам относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). При определении состава и группировки основных средств необходимо
руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов,
утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации
по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 г. №359. По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: 1) в эксплуатации; 2) в запасе (резерве); 3) в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; 4) на консервации; В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на: 1) объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду); 2) объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении; 3) объекты основных средств, полученные организацией в аренду. Главными задачами бухгалтерского учета основных средств являются: а) правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия; б) достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств; в) полное определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и обслуживание, проведение всех видов ремонтных работ); г) контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету. 1.2. Оценка основных средств. Для выполнения главных задач учета основных средств важно правильно их оценивать. Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случаях: 1) приобретения; 2) сооружения и изготовления; 3) внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал; 4) получения по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения и других поступлений. Первоначальная стоимость основных средств в случае их
приобретения, сооружения и изготовления – это сумма фактических затрат
организации, за исключением налога на добавленную стоимость и иных
возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования. При определении рыночной стоимости могут быть использованы: данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных
организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал организации. Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, проводиться в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального Банка Российской Федерации, действовавшему на дату приобретения организацией объектов по праву собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или по договору аренды. Неучтенные объекты основных средств, обнаруженные при инвентаризации, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости. При переходе арендованного предприятия после выкупа в собственность арендатора объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости, определенной в соответствии с передаточным актом и договором аренды предприятия. Затраты, связанные с приобретением изданий (книг, брошюр, журналов и пр.) для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управления организацией, отражаются в составе общехозяйственных расходов. При принятии указанных экземпляров изданий к бухгалтерскому учету на сумму производственных затрат увеличивается стоимость библиотечного фонда. Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости износа основных средств. С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых организацией, поэтому основные средства периодически необходимо переоценивать и определять восстановительную стоимость. Восстановительная стоимость представляет собой стоимость воспроизводства основных средств в нынешних условиях, то есть с учетом современной стоимости проектных и строительных работ, размера оплаты труда, уровня цен на материалы и оборудование. Переоценка проводится по восстановительной стоимости с использованием коэффициентов пересчета балансовой стоимости или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. До 1 января 1999 г.переоценка основных фондов по восстановительной
стоимости проводилась согласно соответствующим решениям Правительства 2. Переоценка основных средств. 14 августа 1992 года Правительство России приняло первое
постановление № 595 «О переоценке основных фондов (средств) в Российской Переоценка основных средств проводилась в соответствии с коэффициентами переоценки, разработанными Госкомстатом России в централизованном порядке. После этого обязательные переоценки проводились (по постановлениям
правительства) по состоянию на 01.01.94, на 0101.95, на 01.01.96 и на Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.96 В соответствии с данным постановлением был принят Порядок проведения
переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 г., утвержденный В соответствии с Порядком проведения переоценки все основные средства, принадлежащие организации на праве собственности, находящиеся в ее хозяйственном ведении либо оперативном управлении, долгосрочной аренде с правом выкупа, оборудование, предназначенное к установке, и объекты, не завершенные строительством, должны были быть переоценены по их восстановительной стоимости. Под восстановительной стоимостью объектов основных средств согласно п. 1.3 Порядка проведения переоценки понимается полная стоимость затрат, которые должна была бы осуществить организация, ими владеющая, если бы она должна была полностью заменить их на аналогичные новые объекты по рыночным ценам и тарифам, существующим на дату переоценки, включая затраты на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, для импортируемых объектов – также таможенные платежи и т.д. Согласно п.1.5 Порядка проведения переоценки она должна была осуществляться либо методом прямой оценки – путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваемым, сложившимся на 01.01.97, либо индексным методом – путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов изменения стоимости основных фондов, дифференцированных по типам зданий и сооружений, видам машин и оборудования, транспортных средств и других основных фондов, по регионам, периодам изготовления, приобретения 3. Методы переоценки основных средств. 3.1 Индексный метод переоценки основных средств. Пример 1. По состоянию на 01.01.2001 на учете в организации числились основные средства, перечень которых приведен в таблице 1 в Приложении. В январе 2001г. Было принято решение о переоценке основных средств по восстановительной стоимости. Стоимость стола решено довести до 9500 руб., стоимость кресел – до 8300 руб., стоимость автомобиля – до 95 000 руб. Стоимость компьютеров остается неизменной. Поскольку переоценке подлежит не только первоначальная стоимость объектов основных средств, но и ранее начисленная амортизация, необходимо определить коэффициент переоценки для каждого из объектов основных средств. Для стола коэффициент переоценки составит 1,092 (9500 руб.:8700
руб.), для кресел – 1,107 (8300 руб.:7500 руб.), для автомобиля – 0,872 Расчет переоценки объектов основных средств удобнее проводить в таблице 2 в Приложении. Итого добавочный капитал в связи с переоценкой должен уменьшится на Увеличение добавочного капитала произошло в связи с увеличением
остаточной стоимости мебели на 2187 руб. {[9500 руб. +8300 руб. + 8300 руб) Поскольку в предыдущие годы организация не производила переоценку своих основных средств, то и добавочного капитала, образованного за счет переоценки, у нее нет. Отрицательного добавочного капитала, образованного за счет переоценки, у нее нет. Отрицательного добавочного капитала (с дебетовым сальдо) существовать не может. Таким образом, при проведении переоценки объектов основных средств по состоянию на 01.01.2001 в учете можно отразить только переоценку мебели с увеличением добавочного капитала на 2187 руб. и уценку автомобиля на эту же сумму. Уценку легкового автомобиля, хотя его текущая (восстановительная) стоимость (даже подтвержденная экспертным заключением) явно ниже той стоимости, по которой он числится в учете, можно произвести только в пределах 2187 руб. Остаточная стоимость автомобиля, по которой он может быть отражен в учете, должна быть уменьшена на 2187 руб. Остаточная стоимость, по которой он должен был быть отражен в учете, должна была быть уменьшена на 13 018 руб.). Переоценка основных средств подлежит отражению в отчетности за I квартал текущего года и участвует в расчете облагаемой базы по налогу на имущество. Согласно п. 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденного Минфином России от 30.03.2001 № 26н, дооценка основных средств, увеличивающая восстановительную стоимость объектов основных средств, относится на увеличение добавочного капитала организации. Если восстановительная стоимость объекта основных средств вследствие переоценки подлежит уменьшению, то уценка его уменьшит добавочный капитал только в том случае, если в предшествующие отчетные периоды переоценка данного объекта основных средств увеличивала его величину. Если по данному объекту переоценка ранее не производилась, то уменьшение его восстановительной стоимости признается операционным расходом и уменьшает финансовый результат деятельности организации. 3.2 Метод прямой переоценки. Пример 2. По состоянию на 01.01.2001 на учете в организации числились основные средства, перечень которых приведен в таблице 1 в Приложении. В январе 2001 г. было принято решение о переоценке основных средств по
восстановительной стоимости. Стоимость стола решено довести до 9500 руб.,
стоимость кресел – до 8300 руб., стоимость автомобиля – до 95 000 руб. По условиям примера 1 можно произвести дооценку тех объектов, стоимость которых подлежала увеличению, и уценку в части, не превышающей величину добавочного капитала. Согласно п. 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденного Минфином России от 30.03.2001 № 26н, уценка объекта основных средств может быть произведена не только за счет добавочного капитала, но и за счет расходов организации. Следовательно, исходя из требований нового Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» в рассматриваемом примере организация может произвести уценку объекта основных средств в полном размере. От уменьшения остаточной стоимости основных средств на 01.01.2001 в рассматриваемом примере на 13 018 руб. среднегодовая стоимость имущества уменьшается на 1627 руб. (13 018 руб. : 2 : 4). При большом количестве устаревшей техники, стоимость которой явно завышена, уценка (даже за счет собственных средств) может дать достаточно большую экономию в части уплаты налога на имущество. Однако при этом следует иметь ввиду, что сумма уценки объектов
основных средств, принимаемая в бухгалтерском учете как расходы, то есть в
конечном итоге как убыток, не включена в закрытый перечень
внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (п. 15 Следовательно, если организация примет решение произвести уценку ряда
объектов основных средств во II квартале 2001 г., то при составлении Таким образом, проведение уценки объектов основных средств может дать определенную экономию при уплате налога на имущество, но может также существенно снизить сумму прибыли, остающуюся в распоряжении организации после уплаты налогов. 4. Переоценка основных фондов как предпосылка нормализации инвестиционных процессов в России. 4.1 Сущность и роль переоценки основных фондов предприятий. Бухгалтерский и статистический учет основных фондов предполагает
отражение полной балансовой стоимости и остаточной балансовой стоимости. Задачей переоценки основных фондов является определение реальной стоимости основных фондов, в той мере, в какой это возможно на современном этапе становления рыночной экономики, создание предпосылок для нормализации инвестиционных процессов в стране, привести в соответствие с реальными ценами налогооблагаемую базу. Переоценка основных фондов являются частью общегосударственного мероприятия по установлению стоимостного выражения имущества предприятия. В условиях административно – командной системы и отсутствия рынка искажалась стоимостная общественная оценка основных фондов и преобладал не эквивалентный обмен. В результате происходило принудительное и произвольное перераспределение доходом между хозяйственными субъектами и деформировались отношения собственности. Такая деформация отношений собственности, заложенная в первоначальной стоимости основных фондов, постоянно воспроизводилась и накапливалась через амортизацию. Сохранилась она и до сих пор. Первоначальная стоимость основных фондов, сформированная в таких условиях, не реальная оценка собственности, а условная. Это касается основных фондов не только государственной, но и не государственной форм собственности. Инфляция усиливает искажение цен и деформацию отношений собственности, поскольку не эквивалентный обмен принимает невиданные масштабы, углубляется разрыв в оценке основных и оборотных фондов предприятия. Единовременная переоценка основных фондов в определенной мере позволяет устранить эту деформацию и решить ряд первоочередных задач в экономике: Каждый субъект собственности получает более достоверную информацию о количественном значении своего имущества в стоимостном измерении. Для субъектов всех форм собственности это крайне важно, чтобы объективно оценить свой уставной капитал и производственный потенциал, обеспечить гарантии в экономических отношениях со своими партнерами, банками, инвесторами и т.д. Выравнивается оценка как основных, так и оборотных фондов, а новый масштаб цен становится всеобъемлющим. Это необходимое условие формирования рынка товаров, фондов, кредита, жилья и т.д. Без единовременной оценки переход к новому масштабу цен невозможен. Поскольку нет широкого оборота фондов и фондового рынка, не срабатывает рыночный механизм оценки. Следует отметить, что если в государственном и негосударственном
секторах будут действовать цены разного масштаба, то нельзя создать
полноценный фондовый рынок, а отношения собственности будут деформированы. Процесс воспроизводства основных фондов в государственном и негосударственном секторах приобретает реальное экономическое значение. У собственника, не осуществившего переоценку, стоимость основных фондов будет во много раз занижена против восстановительной, во столько же раз будут занижены амортизационные отчисления на полное восстановление, и на капитальный ремонт. Становится возможным объективно оценить амортизационную составляющую
в структуре рыночной цены и соответственно обеспечить эквивалентность
обмена между субъектами хозяйствования. Уровень оценки основных фондов
через амортизацию непосредственно влияет на издержки производства и на цену
продажи товара. Рыночная цена товара формируется на базе издержек
производства товаропроизводителей, выпускающих основную массу продукции. 4.2 Переоценка основных фондов ставит проблемы. Рассмотренный вопрос имеет и обратную сторону. Завышенная прибыль фактически включает в себя недоначисленную амортизацию, в результате под налогообложение попадает не только собственно прибыль, но и «не произведенные» амортизационные отчисления, часть которых изымается в бюджет. Подрываются возможности нормального хода индивидуального воспроизводственного процесса, ограничивается инвестиционная база предприятия. В соответствие с постановлением Правительства «О переоценке основных фондов» определение величины уставного капитала или начальной цены предприятия и организации при их продажи на аукционе и по конкурсу осуществляются без учета переоценки основных фондов. Принятый подход нереализуем на практике, а попытки его осуществить на деле приведут к серьезным осложнениям между субъектами собственности. Прежде всего, необходимо оценить правомерность распродажи государственной собственности, но по цене без переоценки основных фондов, да еще и по остаточной стоимости. Эта цена как отмечалось ранее – величина условная. По такой цене имущества льготные акции распространяются не только среди своих работников, но и происходит продажа остальных акций на тех же условиях. Продажа акций на приватизационные чеки (ваучеры), курсовая стоимость которых намного меньше номинальной означает снижение и без того мизерной продажной цены государственного имущества. Следовательно, предусмотренный Правительством порядок определения размера уставного капитала и начальной цены приватизации государственных и муниципальных предприятий без учета переоценки основных фондов приводит к тому, что за бесценок общественная собственность перекачивается в частную. Оценка стоимости имущества в ценах, приближенных к рыночным, играет существенную роль в случае признания предприятия банкротом. Заниженная стоимость имущества, показанная на балансе, вводит в заблуждение кредиторов при рассмотрении ими возврата средств путем распродажи имущества предприятия должника. Вероятность применения к такому должнику предусмотренных законом санкций несколько снижается. Налицо косвенное ущемление прав собственности кредиторов. Переоценку основных фондов следует рассматривать с позиции, как
экономической целесообразности, так и правового обеспечения. Что касается 1998 года, то согласно следующему постановлению Но как водится в таких случаях многими расценивается так – необязательна, значит, и не нужна. Но действительно ли это так? Для тех предприятий, которые занимаются обновлением основных фондов, это принципиальный момент. Амортизационные отчисления оказывают существенное влияние на их деятельность: износится оборудование, чем его заменять, на какие средства покупать, Переоценка основных фондов по состоянию на 01.01.98г дает
дополнительные возможности по уточнению стоимости основных фондов. Так, как порядок проведения переоценки в 1998г остается таким же, как и в предыдущем, руководители и бухгалтера предприятий вправе сами решать, какие виды основных фондов им оценивать своими силами с помощью коэффициентов, а какие – с привлечением экспертов-оценщиков. Отсюда вытекает легитимная возможность вариации стоимости основных фондов. Еще одно удобство заключается в том, что отразить результаты переоценки по постановлению № 627 можно в течение 1988г в следующем после проведения переоценки квартале. В связи с прошедшим в августе финансовым кризисом специалисты
прогнозируют появление очередного постановления Правительства о проведении
переоценки на 1 января 1999 года, которая видимо снова будет обязательной. Итак, переоценка не решает всех проблем и не закрывает стопроцентно вопросы оптимизации стоимости основных фондов, налогообложения, себестоимости. Это всего лишь небольшое звено в огромной цепи финансово- хозяйственного оборота. Заключение. В условиях рыночной экономики переоценка основных фондов предприятия
стала переломным этапом в установлении рыночной стоимости основных фондов. Как известно результат переоценки основных фондов зависит от того,
каким методом была проведена переоценка. До 1994 года предприятия проводили
переоценку индексным методом. Использование данного метода приводило к
совершенно нереальным значениям остаточной восстановительной стоимости. А
при исчислении налога на имущество учитывается именно остаточная стоимость. С 1995 года постановлением Правительства РФ от 19.08.1994г, предприятиям было предоставлено право использовать при переоценке заключения экспертов-оценщиков, т.е. оценивать объекты основных фондов по рыночным ценам, с привлечением независимых оценщиков. Применение данного метода позволяло определить реальную стоимость основных фондов, привести в соответствие с реальными ценами налогооблагаемую базу. Конечно же, метод прямой оценки более точен, чем индексный, т.к. несмотря на то, что индексы разрабатываются на основе фиксируемых индексов цен, все-таки индексы это число приблизительное, и следовательно результат будет так же приблизительным. И кроме того метод прямой оценки позволяет исправить неточности, полученные при предшествующих переоценках и получить более достоверный результат. Механизм оценки не только выражает политику государства в области инвестиционной деятельности, но и служит интересам предприятий и организациям. Проводя переоценку основных фондов, они формируют стоимость одного из элементов своих активов, что непосредственно влияет на показатели себестоимости и рентабельности производимой продукции, а также на определение налогооблагаемой базы. |
|