1. • Сочинение: Черты гуманизма в произведении Ф.Рабле Гаргантюа и ...
  2. • Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли в ...
  3. • Воспитание, школа и педагогическая мысль в дофеодальный ...
  4. • Просвещение, школа и педагогическая мысль в России в XVIII ...
  5. • Проблема нравственного воспитания в русской педагогический ...
  6. • Авторский материал: Воспитание и обучение в условиях цивилизаций ...
  7. • Из истории развития педагогической мысли в России и западных ...
  8. • Характерные черты третьего периода истории русской педагогики
  9. • Педагогическая теория Н.К.Крупской
  10. • Курсовая: Педагогика во все времена
  11. • Новгородские берестяные грамоты
  12. • Народное образование и педагогическая мысль в период 1908 ...
  13. • К. Д. Ушинский
  14. • Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н ...
  15. • Яснополянская школа и педагогическая деятельность Л. Н ...
  16. • Историко-педагогический анализ становления воспитательных ...
  17. • Школа и педагогическая мысль народов России во второй ...

Реферат: Воспитание, школа и педагогическая мысль в феодальном обществе

Воспитание, школа и педагогическая мысль в феодальном обществе

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева

Воспитание в период раннего феодализма.

В феодальном обществе господствующими сословиями были светские феодалы и духовенство, владевшие всей землей и эксплуатировавшие подвластных им крестьян. Идеологическим оплотом господствующих групп феодального общества была церковь. Ф. Энгельс указывает, что в западных странах, проходивших стадию феодального развития, «монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 360).

Все содержание образования детей и взрослых было пронизано религией. Религии всех народов учили простых людей повиноваться господам и служить их интересам. Христианство с этой целью использовало учение о прирожденной греховности человеческой природы, призывало к воздержанию, аскетизму, умерщвлению плоти для спасения души в будущей загробной жизни.

В Иране, Сирии, Палестине, Египте и на всем северном побережье Африки в VII—VIII веках в результате арабских завоеваний создалось большое государство, установившее тесные экономические связи с Китаем, Индией, Европой. Народы порабощенных арабами стран были носителями более высокой культуры, которую восприняли и завоеватели.

В VIII веке арабы завоевали Пиренейский полуостров, и на территории Западной Европы возник ряд высших мусульманских школ. Наибольшее значение имела высшая школа типа университета в Кордове, куда съезжались студенты из разных стран Западной Европы. Кордовский халифат оказался тем мостом, через который в период раннего средневековья проникли в Западную Европу многие античные произведения, в частности труды Аристотеля в изложении и комментариях арабского философа Ибн-Рошда, известного под именем Аверроэса (XII век).

Римская империя в IV веке разделилась на Западную и Восточную. Западная распалась на ряд варварских государств. Восточная, вошедшая в историю под названием Византии, просуществовала почти целое тысячелетие. В Византии сохранились некоторые элементы античной культуры, несмотря на господство христианской религии. Помимо школ, при церквах в ряде городов существовали высшие школы, где изучались наряду с текстами священного писания труды античных философов, поэтов и писателей. В период крестовых походов благодаря общению Востока и Запада ряд произведений античного мира стал известен в Западной Европе. Большую роль в распространении византийской культуры в Восточной Европе сыграли славяне. Эта культура проникла и в Древнюю Русь (в том числе и в некоторые религиозно-воспитательные трактаты).

В период завоевания Византийской империи турками (XV век) ряд византийских ученых переселились в Европу, где распространяли произведения античной философии.

Церковные школы в Западной Европе.

Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она крепко держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.

Раньше всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах — дети жителей данного церковного прихода (мирян).

В центрах церковного управления постепенно из епископских общежитии, куда отдавали детей для обучения, развились соборные, или кафедральные, школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже — именитых горожан).

И наконец, при ряде приходских церквей велось более или менее систематическое преподавание в так называемых приходских школах. В школах обучались только мальчики. Приходские школы помещались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали в них чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму. Зачастую смысла читаемого на не родном языке ученики не понимали.

Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителями были духовные лица, получившие навыки учебной работы.

В приходской школе учение продолжалось несколько лет: наряду с детьми учились и юноши и даже взрослые люди, решившие постигнуть «книжную мудрость». В начальной стадии обучения учитель читал материал на непонятном учащимся латинском языке, а они повторяли его вслух; там, где ученики владели письмом, они записывали урок на навощенной дощечке, а затем, выучив наизусть, стирали. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки.

Учили читать по-латыни буквослагательным методом, который был основан на механическом запоминании, и поэтому процесс учения был крайне труден. Материалом для чтения служили религиозные книги, содержание которых было недоступно учащимся. До возникновения книгопечатания книги были рукописными и написаны разным почерком, что крайне затрудняло овладение техникой чтения. Техника письма была также очень сложной.

Учитель не щадил своих учеников за ошибки; жестокие телесные наказания были очень распространены. Они одобрялись церковью, которая учила, что «природа человека греховна» и телесные наказания способствуют спасению души, изгоняют «дьявольское начало».

В низшие школы первоначально принимались только дети католического духовенства. А с XI века, после того как духовенству было воспрещено вступать в брак, в эти школы стали принимать детей горожан и некоторых крестьян. В школах стали учиться и те, кто не собирался становиться церковнослужителем или монахом.

Основная масса народа не получала образования в школах; дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества. Обучение труду и самый труд осуществлялись одновременно: овладевая трудовыми навыками, ученики проявляли большую сноровку и ловкость.

Курс обучения в монастырях и в соборных школах постепенно стал расширяться, в него включены были грамматика, риторика и диалектика (начатки религиозной философии), а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Его содержание составляли «семь свободных искусств» (septem artes liberales), состоявших из трехпутья (trivium) — первые три указанных предмета — и четырехпутья (quadrivium) — последующие четыре предмета. Кроме того, преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук».

Особенно большое значение придавалось грамматике, которая сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка, к разбору различных духовных книг и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов религиозно-мистического значения. Риторика первоначально сводилась к изучению сборников церковных законов и к составлению деловых бумаг церковного характера, а затем ее задачей была подготовка церковных проповедей. Диалектика готовила учащихся к спору на религиозные темы, приучала их защищать религиозные догмы. На занятиях по арифметике учащиеся знакомились с тремя действиями, реже с четырьмя (так как деление было очень осложнено) и овладевали мистическим значением чисел. Знание астрономии помогало в расчетах для установления даты пасхи и предсказаний по звездам; обучение музыке было связано с церковным богослужением. Всем учебным предметам был придан религиозно-мистический характер.

Воспитание светских феодалов.

По-другому воспитывались сыновья рыцарей — «господа земли и крестьян», у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль и благочестие, учили вести себя в «высшем обществе».

Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться. Умение слагать и петь стихи нужно было для того, чтобы блистать в высшем обществе, прославлять военные подвиги и служить «даме сердца». Чтение и письмо не были обязательными для рыцаря, многие представители рыцарского сословия (графы, герцоги) в период раннего средневековья были неграмотны. Религиозные «истины» обычно сообщались детям рыцарей каким-либо «духовным отцом», чаще всего капелланом замка.

До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и т. п.; по достижении 21 года он путем особой церемонии посвящался в рыцари. Младшие сыновья видных феодалов оставались дома, упражняясь в «рыцарских добродетелях» и обучаясь у капеллана замка религии, реже — чтению, письму; некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились к занятию высших церковных должностей.

Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения. Некоторые знали прозу и поэтические произведения латинских авторов.

Схоластика.

Возникновение и развитие средневековых университетов. Цеховые, гильдейские и городские школы.В XII—XIII веках в Западной Европе расширяются экономические связи между странами, ослабляется феодальная замкнутость, растут города, где развиваются ремесла и торговля. Крепнут элементы светской культуры. Возникают и распространяются ереси. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, теперь подвергаются сомнению. Стало необходимым подкрепить религию философией, не верить слепо, но «понять то, во что верят». Эту задачу в XII—XIII веках берет на себя схоластика, которая задается целью примирить веру и разум, религию и науку. Появились теории номинализма и реализма. Представители первой теории утверждали, что общие понятия не существуют, а являются лишь названиями, отвлечениями человеческого разума; представители второго направления, наоборот, заявляли, что общие понятия существуют ранее вещей. Маркс назвал номинализм первым, еще слабым выражением материализма. Между номинализмом и реализмом шла острая борьба, организовывались диспуты на религиозно-философские темы. Схоластика развивала в то время формально-логическое мышление, оживляла застывшую религиозно-философскую мысль. Однако в дальнейшем схоластика изжила себя, зачастую представляла лишь бесплодные умствования, стала препятствием дальнейшего движения вперед. В области школы и просвещения она привела к заучиванию учащимися готовых определений, зачастую изложенных в схоластической вопросо-ответной форме, к отказу от самостоятельного мышления.

В XII веке были открыты университеты в Италии, во Франции, в Англии и затем в других странах. В Средней Европе в XIV веке открывается университет в Чехии (Прага) и несколько позже в Польше (Краков).

Как правило, средневековые университеты возникали по инициативе ученых и пользовались правом самоуправления, сами вырабатывая распорядок своей жизни, избирая должностных лиц (ректора и др.), и тщательно защищали свои права.

Церковь, пользуясь монополией на обучение, пыталась сразу же подчинить себе университеты, давая им различные привилегии и материальные средства (бенефиции), основывала свои университеты. Так, был основан в XII веке Парижский университет, послуживший образцом для других католических университетов. Постепенно церковь начинает главенствовать в университетах, и богословский факультет становится самым важным.

Средневековые университеты имели четыре факультета. На подготовительном, или артистическом (факультет искусств), преподавались «семь свободных искусств». Он играл роль средней школы; обучение на этом факультете длилось 6—7 лет, после чего окончившие получали степень «магистра искусств». Далее представлялась возможность продолжать образование на одном из трех основных факультетов: богословском, медицинском или юридическом, где обучение продолжалось 5—6 лет, и получить звание доктора наук.

Основным видом занятий в университетах были лекции: профессор читал по книге текст и его комментировал. Организовывались также диспуты на основе тезисов докладов, которые сообщались заранее, а затем обсуждались школярами.

В городах ремесленники и купцы не были удовлетворены церковными школами и вели борьбу с монополией церкви в области образования. Ремесленники открывали свои цеховые школы, где их дети обучались чтению и письму на родном языке, счету и религии; обучение ремеслу велось дома в мастерской отца. Купцы также стали открывать свои гильдейские школы, примерно с такой же программой. Обучение в этих школах значительно отличалось от того, которое давалось в школах церковных. Постепенно эти школы превратились в начальные городские школы, содержавшиеся городскими самоуправлениями (магистратами).

Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV—XVI века).

Появление внутри феодального общества зачатков капиталистического способа производства, развитие мануфактуры и торговли, рост городов и зарождение нового, тогда прогрессивного класса — буржуазии — характерные черты эпохи Возрождения.

Буржуазия в борьбе с феодализмом вырабатывает свою идеологию. Как говорил Энгельс, она нуждается в науке и принимает участие в том восстании науки против церкви, которое имело место в то время. В эпоху Возрождения получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки, морского пути в Индию.

Деятели эпохи Возрождения — гуманисты — выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь ограниченного круга лиц — социальной верхушки общества. Они не выступали против эксплуатации крестьян, не защищали их права на образование, мало заботились о просвещении народа, считали его главным занятием физический труд.

Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы.

В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание.

Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против схоластического обучения и суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям.

В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место. Педагогические взгляды гуманистов находили отражение лишь в практике отдельных школ, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

В то же время продолжали развиваться городские школы, где проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились школы для девочек (как правило, частные). В большинстве городских школ обучение осуществлялось на родном языке учащихся. Наряду с начальными школами в XVI веке существовали повышенные (латинские) школы и средние школы (коллегиумы, гимназии) с 8—10-летним обучением (для детей состоятельных родителей). Некоторые сектантские общины, боровшиеся против католической церкви, например анабаптисты в Средней Европе, табориты в Чехии и др., организовали всеобщее начальное обучение на родном языке для детей членов своей секты.

В различных странах педагогическая мысль в эпоху Возрождения развивалась по-разному, отражая специфические особенности развития данной страны.

Так, в Италии известный знаток античной философии гуманист Витторино да-Фельтре (1378—1446) организовал школу, названную им «Дом радости». В основу организации этой школы были положены принципы гуманистической педагогики.

Школа была открыта в прекрасном дворце, на лоне природы. Все здание было специально переоборудовано для нужд школы по указаниям Витторино. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии в природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека.

Идеи гуманизма проникли из Италии во Францию. Одним из виднейших представителей педагогической мысли эпохи Возрождения был французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494—1553). В знаменитом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он дал блестящую сатиру на схоластическое средневековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.

В романе Рабле рассказывает, как король пригласил для воспитания своего сына Гаргантюа ученых-схоластов, которые заставляли его зазубривать все наизусть. Он выучил некоторые схоластические книги так, что мог пересказать их как с начала до конца, так и обратно, в результате чего лишь отупел.

Тогда отец его, выгнав учителей-схоластов, пригласил учителя-гуманиста, который все решительным образом изменил. Гаргантюа стал много времени уделять физическим упражнениям, правильной последовательно изучал науки. Гаргантюа начал наблюдать природу, совершая прогулки по полям и лесам, собирал растения и составлял гербарий; астрономия изучалась путем наблюдения над звездами. Учение велось путем бесед, чтения книг, с применением наглядных пособий. Гаргантюа обучался игре на нескольких музыкальных инструментах и пению. Усвоение знаний носило сознательный характер.

Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью.

Мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была впервые высказана английским мыслителем-гуманистом Томасом Мором (1478—1535). Им же была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом.

В «Золотой книжке, столь же полезной, как и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). Мор подверг острой критике несправедливый социальный строй Англии и противопоставил ему идеальный строй, сложившийся на фантастическом острове «Утопия», где частной собственности не существует. Его социализм не носит научного характера, а является лишь мечтой. Мор полагал, что достаточно освободиться от дворян, служителей культа и других бездельников, чтобы удовлетворить потребности всех членов общества. При этом он в своей «Утопии» все тяжелые и неприятные работы возлагает на рабов из военнопленных и преступников, избавленных от грозившей им смертной казни. Все это свидетельствует о незрелости и исторической ограниченности мировоззрения родоначальника утопического социализма.

Томас Мор придавал большое значение воспитанию. Он указывал, что на острове «Утопия» всем детям, как мальчикам, так и девочкам, дается равное общественное воспитание и первоначальное обучение; все люди получают широкое образование. Преподавание ведется на родном языке. Кроме чтения и письма, в школах изучаются арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание. Утопийцы широко пользуются наглядными пособиями.

Большое значение придавал Мор физическому воспитанию, причем придерживался афинской системы физического воспитания; развития путем гимнастики и военных упражнений здорового, сильного и красивого тела.

Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деятельности и высказывал мысли о разностороннем развитии личности. Он указывал, что есть одно дело, которым обязаны заниматься все утопийцы: это земледелие. Дети изучают его теоретически в школах и практически на окружающих город полях. Кроме земледелия, каждому утопийцу назначается еще какое-нибудь специальное ремесло, и каждый обязан его изучить. Физический труд обязателен для всех, умственные занятия считаются у утопийцев одним из величайших наслаждений. Только очень небольшое число людей посвящает себя исключительно умственной деятельности и освобождается от физического труда. Это ученые, которые в особо отведенных для них общественных домах занимаются науками. Но если они не оправдают возложенных на них надежд, их отзывают, и они возвращаются к ремеслу и земледелию.

Свободное от работы время утопийцы проводят в библиотеках и музеях, с увлечением занимаясь самообразованием. Государство предоставляет всем желающим полное право пользоваться в этих библиотеках и музеях книгами, приборами и т. п. Многие рядовые граждане, получившие путем самообразования глубокие познания, переводятся в число ученых.

Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, требовал одинакового образования для мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, подчеркнул огромную роль трудового воспитания, впервые высказал идею о возможности уничтожения противоположности между физическим и умственным трудом. Он требовал обучения на родном языке учащихся, наметил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. Мор был первым провозвестником педагогических идей раннего утопического социализма.

Таким образом, зарождение и развитие в недрах феодального общества капиталистического способа производства вызвало существенные изменения во взглядах на воспитание. Появились новые теории. Появились и школы, которые должны были удовлетворять потребности в образовании нового класса.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.biografia.ru/


©2007—2016 Пуск!by | По вопросам сотрудничества обращайтесь в contextus@mail.ru