| |||
Реферат: Выборы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации|Самарский муниципальный институт управления | |Курсовая работа | |Выполнила |Научный руководитель: |
Самара 2003 Содержание
Глава 1. Нормативные источники, регулирующие выборы в законодательные § 1. Характеристика нормативных источников ….……………….….стр.5 § 2. Проблемы современного избирательного законодательства …..стр.9 Глава 2. Избирательный процесс ………………………………………стр.13 § 1. Понятие и основные стадии избирательного процесса ………..стр.13 § 2. Порядок проведения голосования ……………………………….стр.15 § 3. Порядок подсчета голосов ………………………………………..стр.18 Глава 3. Основные гарантии прав граждан при осуществлении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ ……………………………………………………………..стр.23 § 1. Обеспечение избирательных прав граждан при составлении списков избирателей ……………………………………………………………..стр.23 § 2. Обеспечение избирательных прав граждан избирательными комиссиями ……………………………………………………………..стр.26 § 3. Обжалование решений избирательных комиссий …...………стр.28 Заключение ………………………………………………………………..стр.30 Список литературы ………………………………………………………..стр.32 Ни одна страна не может долго наслаждаться счастьем и спокойствием, если народ ее не увеличивает постепенно свою власть, не расширяет своих прав и, так сказать, не внедряется в жизнь государственной машины. Бокль Т. Представительная демократия неосуществима вне и без избирательного процесса, обеспечивающего через систему избирательных правоотношений возможность выбора между различными кандидатами, претендующими на проведение в течение определенного в законе срока санкционированной избирателями государственной политики. Выборы - это необходимый и важнейший механизм осуществления демократии. Выборы - это хотя и недостаточный, но необходимый признак демократического государства. Органы государственной власти могут формироваться двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти в демократическом обществе, осуществляются выборными органами или лицами, занимающими выборную должность. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. В любой стране гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, в состоянии обеспечить добровольное законопослушание граждан, избежать острых социальных взрывов и кровавых столкновений, только если органы государственной власти будут образованы на справедливой выборной основе с участием большинства граждан этой страны. В данной курсовой работе, посвященной выборам в законодательные Глава 1. НОРМАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЫБОРЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ При осуществлении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ источниками избирательного права являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти субъектов РФ и регулирующие порядок осуществления этого права. Наивысшую юридическую силу имеют нормы избирательного права,
содержащиеся в Конституции Российской Федерации. Именно в Конституции Статьей 71 Конституции Российской Федерации установлено, что
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в»), а,
следовательно, и избирательных прав, а также формирование федеральных
органов государственной власти (п. «г») находятся в ведении Российской Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что ряд вопросов
избирательного права относится к исключительному ведению субъектов Конституция Российской Федерации определяет также содержание избирательных прав граждан Российской Федерации[3] и устанавливает общий механизм защиты конституционных норм, определяющих избирательные права граждан[4]. Проведение выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации» имеет более высокую
юридическую силу, нежели другие законы. Согласно пункту 7 статьи 1 этого При проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации применяются и многие другие федеральные законы. Они регулируют отдельные институты избирательного права, упорядочивают некоторые стороны избирательного процесса и определяют правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства. Если федеральные законы с различной степенью полноты регулируют выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, то законы субъектов РФ устанавливают порядок выборов только в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления. Важными источниками избирательного права субъектов Российской Федерации являются конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В этих нормативных актах, являющихся основополагающими для всей системы законодательства субъектов Российской Федерации, закрепляется ряд важнейших норм избирательного права. В частности, здесь определяется срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов в органы государственной власти, а также условия осуществления гражданами РФ пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Устав Самарской области согласно в ст.82,83 и 84 соответственно определяет, что: - «Самарская Губернская Дума состоит из 25 депутатов, избираемых в одномандатных округах; - Депутаты Самарской Губернской Думы избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Самарской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; - депутаты Самарской Губернской Думы избираются сроком на 5 лет; - порядок подготовки и проведения выборов депутатов Самарской Губернской Думы определяется законом Самарской области»[6]. В системе избирательных законов каждого субъекта Российской Федерации в
настоящее время можно, как правило, выделить закон о выборах
законодательного (представительного) органа государственной власти (в В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об избирательной
комиссии субъекта Федерации, о гарантиях избирательных прав граждан. Закон
самарской области об избирательной комиссии Самарской области определяет
положение данной избирательной комиссии в системе государственных органов Правом принимать инструкции и некоторые иные нормативные акты наделяются также избирательные комиссии субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Такие нормативные акты не создают новых избирательных процедур, их принятие направлено на обеспечение единообразного применения соответствующих законов. § 2. Проблемы современного избирательного законодательства. В своем развитии избирательное законодательство все более оформляется в
достаточно самостоятельную, обособленную отрасль российского
законодательства. В этом, безусловно, есть положительные моменты:
развивается специфический инструментарий правового регулирования
избирательных правоотношений, уточняются основные понятия и термины
избирательного права, осуществляется детальная проработка избирательных
процедур и мер ответственности за их нарушение. Это способствует, с одной
стороны, универсализации, а с другой, конкретизации порядка подготовки и
проведения выборов всех уровней. Однако в настоящее время выявились и
отрицательные стороны разрастания обособленного регулирования выборов
исключительно средствами избирательного законодательства. Оно ведет к
разрыву системных связей избирательного права и конституционного права Содержание важнейших институтов избирательного права в первую очередь
должно определяться теми принципами и нормами, которые заложены в
основополагающих конституционно-правовых актах, устанавливающих
избирательные права граждан именно как права конституционные, и в этом
качестве не подлежащих необоснованным ограничениям. Избирательное
законодательство как федеральное, так и субъектов РФ должно также в большей
степени учитывать конституционные основы организации государственной
власти, существующее конституционное разграничение предметов ведения между Кроме того, следует учитывать, что собственно избирательные законы не исчерпывают всего многообразия нормативных актов, регулирующих порядок проведения выборов. В полном объеме избирательный процесс определяется системой законодательных актов, некоторые из которых до сих пор не приняты, а иные во многом устарели. Насущная задача состоит в том, чтобы восполнить пробелы законодательства, добиться синхронного развития норм всех его отраслей, в той или иной степени затрагивающих вопросы выборов, достичь положения, при котором они были бы взаимно дополняющими и ни в коей мере не противоречили друг другу. В свою очередь, законодательным органам субъектов Российской Федерации
важно обеспечить соответствие принципов избирательного законодательства,
заложенных в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации, Нормы конституций, уставов субъектов Российской Федерации должны
выражать наиболее общие, безусловно необходимые принципы и нормы
избирательного права. Избыточность нормативного регулирования вопросов
избирательной системы в конституциях и уставах субъектов Российской Наряду с особенными моментами в конституционном (уставном)
регулировании основ избирательной системы в различных субъектах Российской - закрепление обязательности всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании для всех выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, их периодическое проведение; - установление основных принципов ведения избирательных кампаний кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, гарантирующих проведение выборов в условиях многопартийности (право на выбор форм предвыборной агитации, создание кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками собственных избирательных фондов, равенство статуса всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов и некоторых других); - определение статуса избирательной комиссии субъекта Российской - установление условий осуществления пассивного избирательного права гражданами при проведении выборов в субъекте Российской Федерации; - закрепление основных гарантий открытости избирательного процесса, гласности в деятельности избирательных комиссий (законодательные гарантии статуса наблюдателей на выборах, публикация решений избирательных комиссий, сведений о ходе избирательной кампании и некоторых других)[10]. Глава 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС § 1. Понятие и основные стадии избирательного процесса. Понятие «избирательный процесс» означает технологическую инфраструктуру и форму реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности комплекса избирательных действий и избирательных процедур. Организация и проведение выборов осуществляется в рамках избирательной кампании как основного временного фактора совершения избирательных действий и выполнения избирательных процедур, обеспечивающих реализацию и защиту конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными, в данном случае, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Основными стадиями избирательного процесса являются: 1. Назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов); 2. Образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3. Выдвижение кандидатов и их регистрация; 4. Предвыборная агитация; 5. Голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование. При этом факультативными стадиями являются: проведение в предусмотренных законом случаях повторного голосования, повторных выборов, выборов депутатов вместо выбывших, новых выборов. В целях обеспечения прав граждан на участие в свободных периодических
выборах федеральный законодатель вправе установить в качестве общего
принципа максимальные сроки полномочий выборных органов. Установленный Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти. Порядок назначения региональных выборов закрепляется в конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации. В федеральном и региональном избирательном законодательстве закреплено несколько основных моделей регулирования порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы в законодательные (представительные) органы субъектов РФ назначаются законодательным (представительным) органом либо исполнительным органом государственной власти. В рамках других моделей выборы в случаях, предусмотренных законами, проводятся избирательной комиссией субъекта РФ либо дата проведения региональных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не ранее чем за 120 дней, но не позднее чем за 90 дней до дня голосования[13]. В целом совместное федеральное и региональное законодательное конституционно-правовое регулирование порядка назначения выборов является одной из существенных организационно-правовых гарантий реализации избирательных прав граждан. § 2. Порядок проведения голосования. Основные пункты проведения голосования на выборах в законодательные Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации[15]. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Именно избирательная комиссия в Самарской области: - устанавливает единую нумерацию избирательных участков при проведении выборов депутатов Самарской Губернской Думы на всей территории Самарской области; - регистрирует избирательные блоки, инициативные группы избирателей; - устанавливает форму избирательного бюллетеня и других избирательных документов, утверждает образцы печатей нижестоящих избирательных комиссий, порядок пересылки и хранения избирательных документов; - утверждает текст избирательного бюллетеня при выборах депутатов Самарской Губернской Думы[16]. Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном
бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату По закону каждый избиратель должен голосовать лично, голосование за
других лиц не допускается, но практика, к сожалению, показывает, что
существуют нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается проголосовать
родственникам. Этому служит пример выборов в Самарскую Губернскую Думу в Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные[17]: > число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; > число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; > число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; > число погашенных избирательных бюллетеней; > число избирательных бюллетеней, поданых избирателями, проголосовавшими досрочно; > число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; > число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; > число действительных избирательных бюллетеней; > число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; > число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов (списков кандидатов)". При принятии решения о признании избирательного бюллетеня
недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его
оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается
подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосования. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержанием, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. На основании подлинных протоколов участковых, территориальных Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая
избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Итоги голосования по каждому избирательному участку,
результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в
протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно
нижестоящих избирательных комиссий, должны предоставляться для ознакомления
любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю. При Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации действует Федеральный центр
информатизации, созданный для комплексного решения вопросов, связанных с
деятельностью Государственной автоматизированной системы Российской По замыслу авторов закона эта концепция должна вызывать доверие
избирателя, потому что она якобы честная и беспристрастная. Авторы и
сторонники этого закона, восторженно перечисляя достоинства
автоматизированной системы ГАС «Выборы», дополнительно оснащенной сканерами
избирательных бюллетеней, скромно умалчивают о многочисленных проблемах,
возникающих при ее внедрении в практику российских выборов. «Внедрение ГАС Сейчас при проведении выборов одна меньшая часть населения страны делает вид, что она проводит свободные, демократические выборы и честно устанавливает их итоги, а вторая большая часть населения страны делает вид, что верит в это. Пора руководителям и политикам России понять, что воля народа, выраженная в итогах голосования, священна и неприкосновенна. А постоянные попытки корректировать итоги голосования могут привести страну к большой беде. Глава 3. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СУБЪЕКТОВ РФ Избирательное право граждан России гарантируется Конституцией Наиболее полно, как было уже сказано выше, гарантии
избирательных прав граждан Российской Федерации отражаются в Федеральном
законе Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
В списки избирателей включаются все граждане Российской Список избирателей составляется участковой избирательной
комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений,
представляемых по установленной форме главой местной администрации. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в
список избирателей на конкретном избирательном участке является его
проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в
соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов. При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Данное требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации; избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов.
Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Подготовку и проведение выборов в законодательные > Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; > избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (в Самарской области – Избирательная комиссия Самарской области, председатель – Садчиков Ф.И.); > окружные избирательные комиссии; > территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создаются несколько территориальных избирательных комиссий); > участковые избирательные комиссии. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции должны быть не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления. На практике нередко избирательные комиссии все же зависят от определенных органов власти. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации,
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юридическими
лицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицами
в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Государственные органы, органы местного самоуправления,
общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства
массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать
избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности,
предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое
оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения
избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами,
законами и иными нормативными правовыми актами законодательных § 3. Обжалование решений избирательных комиссий. В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы заявления является окончательным. Согласно ст.70 Закона Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатов самарской Губернской Думы» решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы[22]. Заключение В переходный период развития российской государственности возможность выборов, в том числе и на региональном уровне, выходит за рамки обычной и рутинной избирательной практики, которая характерна для стран с устойчивыми демократическими традициями. Для России она является одновременно социокультурной проблемой, проблемой сознания и поведения, правопонимания и общественного восприятия публичной власти как политического института и ценности гражданского общества. Необходимый минимум культуры участия в избирательном процессе предполагает повсеместное осознание того, что полномочия на власть – всего лишь отражение волеизъявления граждан, выраженного в ходе конкурентных периодически проводимых законных выборов. Освоение демократических политико- правовых ценностей участия в избирательном процессе – важный элемент современной государственной политики общественных изменений в этой области. К сожалению, вслед за декларированием редко наступают конкретные
действия. Избиратель не доверяет институту выборов. Нередко, особенно в
рамках выборов в законодательные (представительные) органы субъектов РФ,
происходит «срыв» выборов в связи с «неявкой» необходимого для того, чтобы
выборы считались состоявшимися, числа избирателей на избирательные участки. Избирательная компания со стороны представителей государственной власти ведется отнюдь не демократичным способом: осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компрометирующие материалы; использование госаппарата и государственных средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов. Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением граждан Я считаю, что необходимо заново пересмотреть
законодательство Российской Федерации в части избирательного права с целью
внесения всех необходимых поправок для исправления сложившейся ситуации. Список литературы. Нормативные источники: 1. Закон Самарской области от 13 марта 2001 г. № 23-ГД «Об избирательной комиссии Самарской области». 2. Закон Самарской области от 29 июня 1999 г. «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы». 3. Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 2000. 4. Устав (Основной Закон) Самарской области от 28 декабря 1995 г. 5. Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 6. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 г. “О государственной автоматизированной системе РФ “Выборы”. Литература: 1. Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в РФ: политико-правовые и технологические аспекты// Государство и право. 1997, №8. 2. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: История. Теория. Практика. М.: Весь Мир, 1997. 3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации/Отв.редактор А.В. Иванченко. М.: Издательство НОРМА, 1999. 4. Конституция Российской Федерации: Науч.-практ. комментарий/Под ред. Б. Н. Топорнина. М.: Юристъ, 1999 5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2001. 6. Макаров Б.А. Прозрачные технологии тайного голосования избирательными бюллетенями//Политический маркетинг. 2002, №1. 7. Постников А.Е. Избирательное право России. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1999. -----------------------
|
|