| |||
Реферат: Из истории законодательных актов РоссииМинистерство общего и профессионального образования РФ Брянский государственный технический университет Кафедра Философии и истории Реферат на тему: «Из истории законодательных актов России» Студент группы 98 ДПМ-2 Авдеев А. В. Преподаватель Трифанков Ю.Т. БРЯНСК 1998.
1. Основные законы стран. 2. «Русская правда»- первый свод законов на Руси (1064-1072). 3. Судебник Ивана III (1497). 4. Царский Судебник Ивана IV (1550). 5. Соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649). 6. Первая конституция РСФСР 1918 г. 7. Первая конституция СССР 1924 г. 8. Конституция 5 октября 1936 г. 9. Конституция 7 октября 1977 г. 10.Конституция РФ 12 декабря 1993 г. 11. Заключение 1. Среди множества законов и иных правовых актов есть один, роль и
значение которого трудно переоценить. Иногда его так и называют Основной 2. Первым русским правовым документом была "Русская Правда" Ярослава После образования единого централизованного государства- с центром в 3. Впервые в общегосударственном масштабе было ограничено право
крестьянского выхода: их переход от одного владельца к другому теперь
разрешали только раз в году, в течении недели до и недели после Юрьева дня
осеннего (25 ноября), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев
обязывали плотить владельцу пожилое -деньги за утрату рабочих рук, за Судебник, ограничивая власть кормленщиков, устанавливал как должен
происходить суд, и притом с участием выборных представителей от верхов
местного населения. Судье запрещалось брать взятки, использовать суд с
целью мести и т.п. Это было положительной стороной централизации. Но 4. Народные выступления и боярский произвол в период малолетства После проведения губной реформы, утверждавшей местное самоуправление,
очень скоро статьи о суде наместников и волостелей утратили свою силу. В
середине 50-х гг. Избранная рада вовсе отменила управление наместников и
передала его в руки избранных населением "излюбленных судей" или "голов",
которые "бы были добры и прямы всем христианам любы". Те же дела, которые
избранным судьям "кончать не мочно", велено было направить в Москву. Вместо
наместнических "кормов" и пошлин, которые ранее шли на содержание
наместников и волостелей, устанавливали оброк ("кормленичий окут"), идущий
в царскую казну на жалованье ратным людям и на иные нужды. Население страны
было обязано нести тягло-комплекс натуральных и денежных повинностей. 5. После Смуты ХVII в. нужно было многое восстанавливать. Составление свода поручили комиссии из пяти человек - бояр князя Соборное Уложение 1649г. - заметный шаг вперед в развитии отечественного законодательства. Прежде всего оно говорит о дворянстве, защищает его интересы: трактует и вопросы, связанные с положением других сословий: помещичьих и черносотенных крестьян, посадских людей, холопов, стрельцов, казаков и прочих. "Соборное уложение" царя Алексея Михайловича регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Оно отразило процесс слияния поместья с вотчиной. Предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. "Соборное уложение" ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству. Важнейшим разделом "Соборного Уложения" была глава "Суд о крестьянах". Феодалы имели право на землю и крестьян, но обязаны служить с поместий и вотчин; за уклонение от службы грозит конфискация половины поместья, битье кнутом, за измену - смертная казнь и полная конфискация имущества. Специальная глава "Соборного Уложения" "О посадских людях" внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы "белые" слободы, и их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать лишь с возов и в торговых рядах. Таким образом, все крестьянское население было прикреплено к своим
владельцам, а посадские люди к городу. Усилилась власть монарха, что
означало движение по пути установления абсолютной монархии в России. Каков же взгляд на "Соборное Уложение" 1б49 г. известного русского историка В.О. Ключевского? "По мысли, которую можно предположить в основании Уложения,— пишет Уложение гораздо шире судебников захватывает область законодательства. 6. В начале XX века в России появилась первая Конституция? Когда она была принята? Первая Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г., когда получила утверждение на У съезде Советов. В первый ее раздел была целиком включена Конституция 1918г.законодательно закрепила завоевания социалистической революции и открыто провозгласила классовый характер пролетарской демократии. В ней утверждалась диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства в виде Советской власти. Ее цель - уничтожение эксплуатации человека человеком и "водворение социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти". Она закрепила федеративное устройство Российской республики. Одной из обязанностей граждан была защита Социалистического отечества, но право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся. В Конституции 1918г. закреплялось неравенство прав граждан. Были лишены избирательных прав частные торговцы, служители культа, бывшие сотрудники полиции, лица, использовавшие наемный труд, в том числе и крестьян, нанимавшие 1 работника на сезон. Лишение избирательных прав распространялось на членов их семей. Социальное происхождение на долгие десятилетия начало определять судьбу людей. Пролетариат получал избирательные преимущества по сравнению с крестьянством: один рабочий депутат избирался на Съезды Советов от 25 тыс. избирателей, а один крестьянский - от 125 тыс. Голосование было открытым. В Конституции был закреплен основной принцип социализма - распределение между членами общества материальных благ в соответствии с результатами общественно-полезного труда. Конституция закрепила проведенные Советской властью мероприятие по отмене частной собственности на землю, превращению земельного фонда в общенародное достояние с передачей трудящимся земли без всякого выкупа на началах управительного землепользования, а также объявила национальным достоянием леса, недра, воды общегосударственного значения, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия. Она подтвердила национализацию фабрик и заводов, банков, железнодорожного и водного транспорта, монополию внешней торговли. В Конституции ярко проявилась отличительная черта пролетарской
демократии - реальная гарантия установленных в законе прав и свобод. В Конституции были закреплены отделение государства и школы от церкви, гарантирована всем гражданам свобода совести, свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды. Труд был обязательным для всех. Все граждане были равны перед законом независимо от их расовой и национальной принадлежности. Конституция РСФСР закрепила сложившуюся в первые месяцы 1918 г. систему центральных и местных органов Советской власти. Конституция носила ярко выраженный классовый характер, отстаивала
принципы классовой демократии. В ней не было зафиксировано каких бы то ни
было гарантий прав личности. Она положила начало развитию Конституции
социалистического типа, каковыми и считались последующие российские 7. В январе 1923г. ЦИК СССР образовал Конституционную комиссию из
представителей ЦИК союзных республик, которая подготовила проект В июне 1923г.этот проект был одобрен Пленумом ЦК РКП(б), который
внес в него некоторые поправки и передал на рассмотрение ЦИК СССР В начале
июля ЦИК СССР рассмотрел проект и решил немедленно ввести Конституцию в
действие, а ее текст для окончательного утверждения представить II съезду 31 января 1924г. II съезд Советов СССР окончательно утвердил первую Высшим органом союзной власти является Всесоюзный съезд Советов.
делегаты которого избирались городскими Советами и Советами городских
поселений (из расчета 1 делегат на 25 тыс. городских жителей) и губернскими
съездами Советов (из расчета 1 делегат на 125 тыс. жителей). Такие нормы
представительства обеспечивали рабочему классу руководящую роль в
государстве. Между Всесоюзными съездами Советов функции верховного органа
государственной власти выполнял ЦИК СССР, состоящий из двух палат - Исполнительным органом ЦИК СССР был Совет Народных Комиссаров СССР. который ведал иностранными делами, обороной страны, внешней торговлей, путями сообщения, финансами и др. Конституция СССР определяла систему органов власти и управления
союзных республик. В их ведении находились внутренние дела, земледелие,
просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение. В Статья 4 Конституции СССР обеспечивала право свободного выхода из Конституция 1924г. законодательно оформила первое в мире многонациональное социалистическое государство. 8. После принятия первой Конституции 1924г.произошли коренные изменения в экономической, классовой и политической организации советского общества. Конституция 1924 г., рассчитанная на период перехода от капитализма к социализму, не отвечала больше новым условиям 30-х гг. 5 декабря 1936г. VIII Чрезвычайный Съезд Советов СССР утвердил новую Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся. В Конституции закреплялся принцип распределения материальных благ при социализме - "от каждого по способностям, каждому по труду." Труд объявлялся обязанностью и делом чести каждого гражданина СССР. Конституция провозглашала СССР союзным государством, образованным на
основе добровольного объединения равноправных советских социалистических
республик. В составе СССР стало 11 республик. Киргизская и Казахская
автономные республики были преобразованы в союзные. Закавказская Федерация
была упразднена. Азербайджанская. Армянская и Грузинская республики вошли в Конституция определяла систему органов государственной власти. Высшим
органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет, состоящий
из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, а в период между
сессиями Верховного Совета - Президиум Верховного Совета. Верховный Совет
осуществлял законодательную власть, избирал Президиум Верховного Совета Ликвидация эксплуататорских классов, повышение политической
сознательности трудящихся масс позволили отменить ограничение в
избирательном праве, существовавшие в Конституции СССР 1924г. Вместо
многоступенчатых, не вполне равных и не вполне всеобщих выборов, новая Новая Конституция СССР гарантировала всем советским гражданам право на труд, отдых, образование, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. Гражданам СССР предоставлялись и гарантировались неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, демократические свободы, объединение в политические, общественные организации. Конституция СССР 1936 г. положила начало постепенному перерастанию государства диктатуры пролетариата в общенародное социалистическое государство. Конституция СССР 1936г. законодательно закрепило результаты социального переворота всемирно-исторического значения, осуществленного в нашей стране после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В результате индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, успешного проведения культурной революции и разрешения национального вопроса в конце 30-х гг. "в СССР было в основном построено социалистическое общество". 9. За сорок лет после принятия предыдущей Конституции во всем
советском обществе произошли столь глубокие изменения, что их стало
необходимо обобщить в Новом Основном законе страны. Всенародное обсуждение
проекта Конституции началось 4-го июня 1977 года. 7-го октября 1977 года
была принята Декларация: " Верховный Совет Союза ССР, действуя от имени 10. Начавшиеся в конце 80-х - начале 90-х годов политические процессы в пространстве бывшего Советского Союза не имели прецедента на протяжении всей истории Российского государства по степени своей интенсивности и охвату различных категорий общества. Вместе с тем демократические преобразования с самого начала оказались подверженными старому российскому методу - они осуществлялись властью и, в целом, в интересах власть предержащих. В результате, при полной смене политических лозунгов и переориентации внутри- и внешнеполитических приоритетов, общество не было ввергнуто в пучину кровавого конфликта. Оно лишь реагировало на изменения, происходившие "наверху", и маховик его раскачивания набирал амплитуду весьма замедленно. Демонтаж прежней советской государственности был осуществлен без какого-либо насилия над кем-либо, при последующей поддержке всеми парламентами всех бывших советских республик и основных сил общества. Это показало исчерпанность исторической роли прежней государственности и что в стране не нашлось никаких сил, включая общесоюзную армию, готовых эту государственность защищать. Политический процесс, начавшийся в стране в результате горбачевской демократизации, ушел далеко вперед от действующих конституционно-правовых принципов. Главная особенность пост коммунистической демократии заключается в том, что представительные парламентские органы возникают и начинают действовать при отсутствии рыночной экономики в привычном понимании этого явления и зрелого гражданского общества, т.е. при отсутствии сколько- нибудь развитой и расчлененной структуры экономических и социально- политических интересов и соответствующих им организаций в лице политических партий. Применительно к России и другим странам СНГ речь идет об обществе, где отсутствуют или почти отсутствуют частные и групповые производительные интересы и господствуют потребительские интересы. Когда в таком обществе вводится представительная демократия, то парламенты не могут не превратиться в клубы предвзято настроенных потребителей, которых заботит перераспределение доходов в пользу своих избирателей за счет остальных групп населения. Конституция СССР 1977 г. явилась концентрированным итогом шести
десятилетнего развития Советской страны. Она подтвердила, что про
возглашенные Октябрьской революцией идеи успешно претворяются в жизнь. Этапы конституционного развития обусловлены изменениями,
происходившими в общественном и государственном строе России. Все Именно в таких условиях весной 1993 года по инициативе президента РФ
был разработан новый проект Конституции РФ, для завершения которого
президент созвал летом 1993 года Конституционное Совещание. Осенью была
продолжена работа над новой конституцией РФ. Всенародное голосование по
проекту конституции РФ состоялось 12 декабря 1993 г., в соответствии с
положением о всенародном голосовании по проекту конституции 12 декабря Новая Конституция РСФСР была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования результатов всенародного голосования - 25 декабря 1993г. С ее принятием завершился советский период развития нашей государственности. Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ определяет Россию как демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Конституция РФ состоит из двух разделов. Первый раздел включает в себя девять глав, носящих определенное название, В первой главе "Основы конституционного строя" со статьи 1 по статью 16 включительно рассказывается об основах конституционного строя РФ. т.е. о главных ее положениях. Начиная со статьи 17 второй главы "Права и свободы человека и гражданина" по статью 64 включительно говориться об основных правах и свободах гражданина. Благодаря новой Конституции Россия становится правовым государством, в котором: 1) человек, его права и свободы есть высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека представляет собой обязанность государства; 2) носителем суверенитета и единственным источником власти определяется многонациональный народ России; 3) социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; 4) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; 5) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; 6) признается и гарантируется местное самоуправление; 7) признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ - составная часть ее правовой системы. Как Основной Закон государства и общества Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет учредительный основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений. Наиболее важные из них затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его национально- территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Конституция обладает высшей юридической силой. Ее верховенство как Заключение. Любой закон, а конституция по сути своей так же является законом, оказывает свое регулирующее действие ( работает ), когда он отражает суть сложившихся социально-экономической ситуации в обществе и дальнейшей тенденции его развития. Если этого не случается, то нормы определённые в законе не
воспринимаются большинством общества, не достигают поставленной цели, и
часто начинаю действовать как разрушительный фактор. По многим вопросам
продекларированным в Конституции 1993 года как благо для России и россиян,
на практике проявляется как резкое отступление от уже достигнутых позиций. Возможность осуществления этих прав прямо связано с наличием денежных средств, незаконная борьба за которое в виде теневой экономики, обмана, коррупции, воровства приобрела угрожающие для государства размеры поразила высшие эшелоны власти. Действующая конституция не способствует укреплению России как государства, ослаблена его роль внутри страны и прежде всего в макроэкономических вопросах. До предела ослаблена вертикальная структура управления, что приводит к массе проблем, среди которых неисполнительность субъектов Федерации, принятие ими собственных законов и подзаконных актов, противоречащих Основному закону. Нередки заявления и практические действия к полной самостоятельности, что грозит целостности России. Сложившаяся ситуация, резко повлияла на авторитет России в мире. Политический, экономический и финансовый диктат из-за рубежа преподносится как помощь, как поддержка развитию демократии, а на самом деле ослабление России, превращение ее в страну третьего мира. Все это показывает слабость и ошибочность ряда положений задекларированных в действующей Конституции, неспособность президента как гаранта Конституции обеспечить ее исполнение. В настоящее время не только представители левых оппозиционных партий и движений выступают за изменение ряда статей Конституции, но и представители «центра» заявляют ту же позицию. Не решив вопросов по расширению конституционных прав Парламента и Литература: 1. А.А. Дашков, Л.Г. Косулина «История России XX век» (Москва. Просвещение 2. Л.Н. Жарова, И.Л. Мишина «История отечества» (Москва. Просвещение 1992). 3. П.И. Заренов «История России XIX век» (Москва. Просвещение 1994). 4. В.И. Баранов, П.И. Заренов «История России IX - Х век (чI, чII)» 5. Пособие по истории СССР для подготовительных вузов. III издание (Высшая школа 1997). 6. История России . Курс лекций IX - XX века . Под редакцией доктора исторических наук профессора Б. В. Леванова (Москва. 1996) 7. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
|
|