| |||
Реферат: Конституционный Суд РФОГЛАВЛЕНИЕ 1.Введение 3 2.Конституционный контроль и надзор. 4 3.История Конституционного судопроизводства. 6 4. Образование и принципы деятельности Конституционного суд. 10 5.Полномочия Конституционного Суда. 17 6. Стадии Конститционного судопроизводства и акты Конституционного Суда Российской Федерации. 21 7.Заключение. 25 8.Список использованной литературы 26 Введение Тема моей курсовой работы – «Конституционный суд Российской Федерации». Несколько лет назад был провозглашен лозунг о построении в России Интерес данная тема представляет и потому, что вскоре институт Конституционный контроль и надзор. Перед тем как приступить к рассказу об органах судебного В государственной правовой практике охраны Конституции используется и Органы Конституционного надзора являются как бы органами Парламента. Конституционный контроль в Российской Федерации осуществляется не
только Конституционным Судом, но и Президентом Российской Федерации,
являющимся гарантом Конституции и Правительством Российской Федерации,
анализирующим исполнительную власть и судов всех уровней, и глав республик
в составе Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Однако судебный конституционный контроль занимает особое положение в системе органов Конституционного контроля, о чем будет подробнее рассказано в следующих главах. История Конституционного судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации был учрежден в 1990 году. На
основе закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (основного
закона) РСФСР» от 15 декабря 1990 года. Согласно данному закону статья 119 Порядок избрания и деятельности Конституционного Суда РСФСР
определяется законом РСФСР о Конституционном Суде РСФСР, утверждаемым Дальнейшее развитие это положение получило в 1991 году, когда законом Первый закон, детально регламентирующий деятельность Конституционного Фактически Суд начал действовать в январе 1992 года. С этого времени и
до сентября 1993 года им было рассмотрено 27 дел, из них 19 – по
ходатайствам о проверке Конституционности проектов и 8 – по индивидуальным
жалобам граждан. Конституционным Судом были признаны не соответствующими В своих решениях Конституционный Суд последовательно отстаивал принцип
разделения власти как основы Конституционной организации государства,
согласно которому каждая ветвь власти имеет определенные полномочия и не
вторгается в компетенцию других ветвей. Следуя данному положению В деятельности Конституционного Суда нашел свое отражение и важнейший конституционный принцип – уважение прав и свобод человека и гражданина. Это относилось как к делам по проверке Конституционности различных правовых актов, так и делам по индивидуальным жалобам граждан. События сентября-октября 1993 года прервали относительно плавное
течение политического процесса в стране. Указ Президента от 21 сентября Под угрозу было поставлено и существование Конституционного Суда,
который признал указ Президента № 1400 неконституционным и поддержал Конституционному суду в прямой форме было запрещено «созывать заседания до принятия новой Конституции Российской Федерации». В результате референдума 12 декабря 1993 года был одобрен проект новой А еще через 7 месяцев 21 июля 1994 года вступил в силу Закон «О Первая статья действующего закона определяет Конституционный Суд В соответствии со статьями 4 и 9, определяющими состав суда и порядок его формирования в конце 1994 года был начат процесс формирования полного состава Конституционного Суда, завершившийся в феврале 1995 года. Тем самым было положено начало реальному функционированию модели Образование и принципы деятельности Конституционного суда. Вопросы численности Конституционного Суда и порядок его образования в
силу своей важности закреплены не только в Законе, но и в самой Конституции Законом о «Конституционном Суде» устанавливается ряд требований к кандидатам на должность судьи: гражданство Российской Федерации, достижение, ко дню назначения возраста не менее 40 лет, безупречная репутация, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, а также признанная высокая квалификация в области права (статья 8). Первым требованием к кандидату, установленным законом 1994 года
является наличие российского гражданства. Это вполне естественное
требование к будущему представителю высшей судебной власти, присягающему на
верность российской Конституции и России, участвующему в принятии
чрезвычайно важных и ответственных решений, зачастую способных серьезно
повлиять на судьбу страны. Оно соответствует статье 119 Конституции Статья 8 Закона не содержит конкретного запрета наличия у судьи
двойного гражданства, однако, можно с довольно высокой долей уверенности
сказать, что подобный запрет подразумевается, т.к. наличие гражданства еще
одного государства неизбежно накладывает на человека определенные
обязательства, которые несовместимы с принципом независимости судей Установив для кандидата в судьи возрастной ценз в 40 лет, законодатель особо подчеркнул необходимость наличия большого жизненного опыта для пребывания на столь ответственной должности. Этим же объясняется требование наличия 15 летнего стажа работы в юридической профессии. В ходе подготовки законопроекта термин «юридическая профессия» был определен как всякая деятельность, где применяются или для которой требуются юридические знания в объеме высшего юридического учебного заведения. Что же касается признанной высокой квалификации в области права, то она достигается годами профессиональной деятельности и удостоверяется либо дипломами кандидата или доктора юридических наук, либо почетными званиями, присвоение которых тоже требует наличия солидного профессионального стажа. Последним требованием к кандидату в судьи Конституционного Суда является безупречная репутация. Этот критерий с трудом может быть выражен четкой формулировкой, так что при его определении, как правило, полагаются на общие моральные и нравственные качества признанные в современном цивилизованном обществе. Итак, кандидатом на должность судьи Конституционного Суда может стать только лицо соответствующее всем вышеперечисленным требованиям. Согласно 1-й части ст.9 предложений о кандидатах в судьи После получения представления Президента Российской Федерации Совет Голосованию по той или иной кандидатуре предшествует ее обсуждение в Согласно статье 10 Закона, лицо, назначенное на должность судьи Для того чтобы обеспечить независимость и беспристрастность судей Законом также предусмотрено ограничение участия судьи Конституционного Закон предусматривает ряд гарантий независимости судьи Конституционного Во-вторых, статья 15 Закона провозглашает судью Конституционного Суда неприкосновенным. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также арестован, задержан или подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда, единственным исключением в данном случае является задержание на месте преступления. Законом также определено, что судья Конституционного Суда не может быть
привлечен к ответственности за мнение, высказанное им при рассмотрении того
или иного вопроса в Конституционном Суде или за решение, вынесенное В-третьих, Законом гарантируется равенство прав судей Конституционного Согласно статье 12 Закона судья назначается на должность на срок 12 лет. Предельным возрастом для пребывания в должности судьи Конституционного суда Российской Федерации считается 70 лет. В течение данного срока полномочия судьи могут быть приостановлены в 2-
х случаях, закрепленных в ст. 17: Законом устанавливается и исчерпывающий перечень оснований для
прекращения полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации Во-первых, судья Конституционного Суда прекращает свою деятельность по истечении 12-ти летнего срока осуществления полномочий или при достижении им 70-ти летнего возраста. Во-вторых, основанием прекращения полномочий судьи Конституционного Судья также может самостоятельно подать в отставку до достижения им предельного возраста исполнения полномочий. Основанием для прекращения выполнения судьей Конституционного Суда его полномочий служит и потеря судьей гражданства Российской Федерации. Судья прекращает исполнять свои полномочия и в том случае, если в отношении него был вынесен обвинительный приговор, вступивший в законную силу. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены ввиду совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи. К таким поступкам относятся появление в общественных местах в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство, посещение игорных заведений и т.д. Независимость – важнейший принцип Конституционного судопроизводства. Об его реализационном обеспечении было сказано выше. Следует добавить, что любое вмешательство в деятельность Конституционного Суда, имеющее целью повлиять на выносимое им решение, влечет за собой предусмотренную законом ответственность. Следующий принцип – коллегиальность. Рассмотрение всех дел и вопросов, а также принятие по ним решения производится Конституционным судом коллегиально. Для реализации этого принципа установлено минимальное количество судей, которые могут участвовать в принятии решения. Для принятия решения на пленарном заседании необходимо участие не менее двух третей от общего количества судей, в случае если решение принимается на заседании палаты – не менее ѕ ее членов. Принцип гласности заседаний закреплен не только в Законе, но и в Полномочия Конституционного Суда. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации определенные в Важнейшими являются полномочия Конституционного Суда по проверке
соответствия Конституции Российской Федерации иных правовых актов. Ст. 125
устанавливает, что подобный контроль производится Конституционным Судом по
запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Основанием для запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о
проверке Конституционности правовых актов или их отдельных положений могут
служить либо мнение заявителя о том, что они не являются подлежащими
действию из-за неконституционности, либо его мнение о том, что они подлежат
действию, вопреки официально признанному решению федеральных органов
государственной власти или высших органов государственной власти субъектов Во вторую группу полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
входит разрешение споров о компетенции органов государственной власти
различного уровня. Сюда относятся споры между различными федеральными
органами государственной власти, споры между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов Возбуждать подобные дела могут любые участвующие в споре стороны, перечисленные в п. 3 ст. 125 Конституции Российской Федерации. Формой обращения в подобных случаях является ходатайство. Наделение Конституционного Суда Российской Федерации данными
полномочиями служит интересам единства Российской Федерации и защиты прав
субъектов в составе Российской Федерации Споры о компетенции Третью группу составляют полномочия, связанные с толкованием Ни один другой орган государства кроме Конституционного Суда не может давать официального и обязательного для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, должностных лиц и граждан толкования Конституции Российской Федерации. К важнейшим полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации относятся полномочия, связанные с рассмотрением конституционности законов по жалобам на нарушение конституционности прав и свобод граждан. Данные полномочия позволяют более реально гарантировать соблюдение прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции. Существуют 2 основания для подобного обращения: 1) если закон затрагивает права и свободы граждан, закрепленные в Конституции; 2) если закон должен быть применен или был в применении в конкретном деле, которое было начато или завершено в суде или другом, уполномоченном на то органе. Конституционный Суд может рассматривать вопросы конституционности законов и по запросам судов, что составляет пятую группу его полномочий. Обращаться в Конституционный Суд с запросом о конституционности закона может суд любой инстанции в тех случаях, когда закон, конституционность которого ставится под сомнение, применяется или может применяться в определенном деле. Причем до тех пор, пока Конституционный Суд не вынесет свое постановление производство по делу или выполнение вынесенного судом решения приостанавливается. Шестую группу полномочий Конституционного Суда составляют полномочия, связанные с отрешением от должности Президента Российской Федерации. Суд лишь дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Седьмая группа включает в себя полномочия, связанные со сферой
правотворчества. Конституционный Суд Российской Федерации согласно п.1 ст. Как уже было сказано выше, данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен Конституцией Российской Федерации, федеративными договорами и Федеральным Конституционным Законом. Стадии Конституционного судопроизводства и акты Конституционного Суда Российской Федерации. Поводом для начала рассмотрения дела в Конституционном Суде служит обращение. Оно может выступать в 3-х формах: запрос, ходатайство, жалоба. В обращении должен быть указан орган, в который направляется обращение Следующая стадия связана с предварительным рассмотрением обращений. На
данной стадии судья-докладчик готовит дело к слушанию. Он в частности,
поручает производство проверок, исследований, экспертиз. На этой стадии
также определяется круг лиц, подлежащих вызову на заседания Следующая стадия состоит в рассмотрении дела в открытом заседании Стороны и их представители имеют право знакомится с материалами дела,
излагать свои позиции по делу, задавать вопросы другим участникам процесса,
заявлять различные ходатайства, представлять свои отзыва на обращение и
знакомиться с отзывами других сторон. К обязанностям сторон относится их
явка по вызову Конституционного Суда, дача объяснений, ответы на вопросы. Решениям, принимаемым Конституционным Судом Российской Федерации
посвящена VIII глава Закона. В ст. 71 Закона провозглашается, что решением В Законе перечислен исчерпывающий перечень принимаемых Конституционным Все решения Конституционного суда являются источниками права и им присуща материально-правовая сила закона. Виды решений Конституционного Суда: Постановления - выносятся по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и иных правовых актов, перечисленных в статье 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции органов государственной власти, перечисленных в вышеназванной статье, а также по результатам дел, принятых к рассмотрению по вопросу толкования Конституции. Заключения выносятся Конституционным Судом, когда требуется проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Определения – это все иные акты Конституционного Суда. принимаемые в ходе конституционного судопроизводства, называются Они связаны с организацией работы Конституционного Суда, с обеспечением проведения его заседаний, решением вопросов об избрании Председателя Суда, его заместителя, судьи – секретаря, об утверждении в должности руководителей подразделений Секретариата суда, об одобрении Регламента, формировании палат, о принятии к производству конкретных дел, о назначении судей- докладчиков. Решения Конституционного Суда принимаются открытым голосованием путем
поименного опроса судей. При этом судья не вправе воздержаться или
уклониться от голосования. Для принятия решения за него должны
проголосовать большинство судей участвующих в голосовании. Решение по
вопросу о толковании Конституции – всегда принимается большинством не менее Если судья не согласен с принятым решением, он может письменно изложить свое особое мнение. Это важный институт, который обеспечивает принцип независимости и объективности судей. Особое мнение, оформленное в виде отдельного документа, приобщается к материалам дела и публикуется вместе с решением. Далее решение Конституционного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании сразу же после его подписания. Постановления и заключения Конституционного Суда должны быть опубликованы в официальных изданиях. Решения Конституционного Суда окончательны, не подлежат обжалованию и
вступают в силу немедленно после их провозглашения , оно не может быть
отменено или изменено ни по жалобам заинтересованных лиц, ни по инициативе
самого конституционного суда. Это важное условие «сохранения стабильности и
последовательности правового регулирования, гарантия независимости Заключение. Конституция – это основной закон государства. Она закрепляет основы
государственного устройства и дает перечень основных права и свобод
человека. Однако, демократическая Конституция может существовать и в
тоталитарном государстве. В этом случае ее положения будут носить чисто
декларативный характер (яркий пример – советская Конституция 1936 года). В связи с этим существенно возрастает значение Конституционного Суда:
от него во многом зависит адекватное Конституционного истолкование формулы
социального государства, которыми должны руководствоваться и законодатель Список использованной литературы 1. Конституция РФ // Российская газета.-1993.-№ 237 (25 декабря). 2. Закон СССР от 23.12.1989 г. «О конституционном надзоре в СССР»// Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1989, № 29, ст.572. 3. Закон РСФСР от 12.07.1991 г. «О Конституционном суде РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 30, ст.1017. 4. Закон РФ от 21.07.1994 г. « О Конституционном Суде РФ» // Собрание законодательства РФ, 1994, № 13, ст.1447. 5. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, № 52, ст.5086. 6. Бойков А.Д. Третья власть в России. - М., 1997. 7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. 8. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории советской Конституции. - М.: Политиздат, 1987. 9. Шульженко Ю.А. Конституционный контроль в России. - М., 1995. 10. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов. - М.: Закон и Право, 1997.
|
|