| |||
Реферат: Политика занятости населенияСОДЕРЖАНИЕ 1. Введение 2. Безрботица: причины, формы, уровни 3. Проблема занятости в современной России 4. Государственное регулирование занятости 6.Приложение 7. Список используемой литературы 1. Введение Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально - экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их роизводственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых
взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы
эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают
новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Основная задача проводимой высшими органами власти России
социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни
населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся
без работы. Для ее выполнения разработана Государственная
программа занятости населения, в которой предусмотрены
организационные и экономические меры по управлению трудовыми
ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год,
намечены совместные действия структур государственного управления
разного территориального подчинения в решении конкретных задач. Численность безработных, если учитывать только тех, кто зарегистрирован в службах занятости, возрастала весьма постепенно в течение последних лет, несмотря на значительное сокращение объемов производства и нарушение торговых связей. К концу 1995 г. зарегистрированные безработные составили не более 3% от экономически активного населения. На первый взгляд это свидетельствует о ситуации, отличной от той, что в целом характерна для экономики переходного периода стран Восточной Европы. Как мы увидим далее, данные служб занятости показывают заниженный уровень безработицы, в отличие от результатов социологических обследований. Складывается впечатление, что предприятия и рабочие "расплатились"
потерями в заработной плате за относительную стабильность в занятости. Но несмотря на очень замедленный рост существуют явные признаки, что
безработица растет и будет расти в дальнейшем. Первоначальная структура
безработных с большим перевесом в сторону женщин сейчас исчезла и сама
безработица распространилась более широко. Кроме того, наблюдаются
значительные региональные различия в уровне безработицы, и в некоторых
наиболее неблагоприятных регионах уровень безработицы значительно превышает Основные термены, необходимые для понимания проблемы: Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворе-
нием личных и общественных потребностей, не противоречащая законо-
дательству СССР и РСФСР и приносящая, как правило, им заработок. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют
работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска
подходящей работы и готовы приступить к ней. При этом не учитывается
оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а
также выплаты выходного пособия и среднего заработка работникам,
высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их
ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата. 2. Безрботица: причины, формы, уровни Измерение численности безработных Зарегистрированные безработные Данные о зарегистрированных безработных свидетельствуют не только то, что безработица растет весьма низким темпом и эпизодически, но и то, что ее размеры невелики. Численность безработных резко возросла в первый год реформ, однако на протяжении большей части 1993 г. безработица несколько сокращалась. С 1993г. наблюдался дальнейший подъем и к середине 1994 г. приблизительно 1.5 миллиона человек оказалось без работы и около одного миллиона получали пособия. Число вакансий резко сократилось, соотношение вакансий и безработных также снижалось с середины 1993 г.
Если мы сопоставим данные службы занятости и результаты
социологических обследований появляются значительные расхождения. Разрыв
составляет примерно 4% от всего активного населения или около 3 миллионов
человек. Заметим, что разрыв практически остается постоянным за период с Неполная занятость Измерение численности безработных осложняется также широко распространенной практикой корректировки рабочего времени как одной из реакций предприятий на неблагоприятный шок. Одним из последствий преобладания такой формы ответа на кризис является то обстоятельство, что снижение производительности труда в промышленности России было значительно меньше, чем можно было бы предположить, исходя из макроэкономических данных. Тем не менее, данные об использовании неполного рабочего времени и вынужденных отпусков, публикуемые с 1992 г. несопоставимы во времени и с данными по безработице. Мы можем привести лишь четкую картину изменения масштабов скрытой безработицы в промышлености.
В период с 1990 по 1994 чистые потери занятости составили примерно 4% или 3 млн. рабочих мест. Значительная доля этих потерь - 36% сконцентрирована в промышленности. Потери рабочих мест в промышленности почти в точности перекрыты приростом рабочих мест в частном секторе и самозанятости. Выход населения из состава рабочей силы носит массовый характер. Частью это можно приписать реакции на изначально неестественно высокий уровень экономической активности. Кроме того, первоначально увольнения были сконцентрированы на женской части занятости и среди тех, кого оформляли на досрочную пенсию - именно те группы работников, которые, как мы знаем, характеризуются повышенным "риском" выйти из состава рабочей силы. Текучесть на рынке труда Найм и увольнения Отличительной чертой России являются необычно большой отток из рядов
безработных. Сопоставляя ситуацию в 1992-1993 гг. с Восточноевропейскими
странами, рынок труда в которых характеризуется низкими показателями
притока в ряды безработных, но еще более низкими показателями оттока, мы
обнаруживаем во многом противоположную картину - с низкими притоками в
безработицу, но динамичным оттоком, включая трудоустройство. Начиная с
первого квартала 1994 г. начинается увеличение притока, приведшее к тому,
что ежемесячный темп притока в ряды безработных составил 0.5% (от
численности занятых). Показатели отток а не только велики (в среднем 15%
безработных ежемесячно), но относительно стабильны. Хотя показатель
трудоустройства несколько снизился в первом квартале 1994 г.(до 6-7%), в
дальнейшем он стабилизировался и в течение 1995 г. около 10% безработных
ежемесячно находили работу. Как для притока, так и для оттока, характерны
высокие и устойчивые во времени межрегиональные различия. Причиной
региональных различий в уровнях безработицы являются прежде всего различия
в притоке новых безработных. Низкие показатели притока связаны с решениями
предприятий, которые могут как целенаправленно сокращать излишнюю рабочую
силу, так и полагаться на добровольное выбытие работников - как в связи с
уходом на пенсию, так и с увольнениям по собственному желанию. Госкомстат Продолжительность безработицы Хотя и наблюдается рост средней продолжительности поисков работы, существенно, что 60-80% трудоустроенных нашли работы менее, чем за 4 месяца. Для тех, кто нашел работу, будучи безработным, период пребывания без работы был относительно коротким, примерно треть находило работу менее, чем за месяц в 1992 и одна пятая - в 1993. Как следствие, мы видим, что средняя продолжительность безработицы достаточно низка, и мы не наблюдаем той устойчивости, которая характеризует страны Восточной Европы и многие страны ОЭСР. Низкую продолжительность зарегистрированной безработицы можно объяснить прекращением выплаты пособий или уходу из состава экономически активного населения. Долгосрочная безработица (продолжительность свыше 1 года) в момент последнего наблюдения составляла не более 10% всего количества. Общее впечатление следующее: относительно низкий приток в число безработных, большие масштабы текучести рабочей силы, достаточно высокий отток и низкая средняя продолжительность безработицы. Эта картина подвержена сильным региональным различиям.
Различия в уровне безработицы. Определяя соотношение региональных уровней безработицы, измеренные по числу зарегистрированных безработных и по опросам на конец 1992г. и 1994г., мы обнаруживаем очень существенные отличия по областям. Дисперсия уровня безработицы по регионам явно возросла. Эта разбросанность по регионам уровня безработицы неудивительна, учитывая различные масштабы спада производства в разных регионах. В том же направлении действует отсутствие мобильности рабочей силы. Результаты обследования показали, что безработные в целом крайне неохотно перемещаются между регионами ради получения более высокой заработной платы или других преимуществ. Кроме того, это усложняется институциональными и другими ограничениями.
Широкое использование неполной занятости сочетается с большими
задолженностями по выплате заработной платы. На уровне экономики в целом
наблюдалось резкое падение реальной заработной платы в начале переходного
периода и затем относительная стабилизация. Есть признаки того, что темп
роста заработной платы
в номинальном выражении зависел от ситуации на рынке труда. Особенно четко
это проявилось на региональном уровне. Стала заметной зависимость между
региональной безработицей и региональной зарплатой, и к первому кварталу В начале переходного периода такая картина отсутствовала.
Наблюдается увеличивающийся разброс в региональных уровнях как
вакансий, так и безработицы. Учитывая низкую мобильность труда, мы могли бы
ожидать, что обнаружим растущее структурное несоответствие спроса и
предложения на рынке труда. В Восточной Европе, как показывают данные, на
региональном уровне несоответствие между численностью безработных и
вакансий возрастало в течение времени. Используя данные по регионам можно
рассчитать показатель несоответствия численности безработных и вакансий
Безработица, которая ранее каралась по закону как тунеядство повсюду в 3. Проблема занятости в современной России На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задач преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью. В СССР длительное время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость. При этом на предприятиях и в организациях имел место раздутый управленческий и вспомогательный персонал, количество вакантных рабочих мест в производственной сфере исчислялось миллионами и одновременно существовала безработица. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно - административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально- экономического положения и обострение межнациональных отношений в регионах страны - все это привело к усилению межреспубликанского /в пределах СНГ/ движения населения. Это негативно сказывается на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы. Эмиграция населения в страны дальнего зарубежья в основном охватывает высококвалифицированные кадры, специалистов, способных выдержать конкуренцию на мировом рынке рабочей силы. Для России она будет иметь двоякое последствие - с одной стороны, сократится предложение рабочей силы, с другой - ухудшится ее качество. Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового
высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей
и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных
предприятиях первого подразделения. Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности, а в целом всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное их направление - превращение работника из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни. На рынке труда такой работник уже не выступает в качестве бесправного и несвободного, а обладает некоторым выбором способов своего существования. Наконец общество признало право работника на самостоятельные действия не только на бумаге, как это было при советской власти, но и на деле. Всвязи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Никто не имеет права принуждать человека к труду административными способами. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. Интенсивность высвобождения и пререраспределения рабочей силы
зависит от множества факторов, главные из которых – изменение форм
собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных
предприятий прозводств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому
данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения,
условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима
активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. 4. Государственное регулирование занятости Для реализации государственной политики в области занятости
населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в В связи с этим, нового определения потребовало понятие
занятости. С одной стороны, признается законной добровольная
незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться
обществом или служить основанием для привлечения человека к
административной или уголовной ответственности. С другой стороны -
незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория
населения должна находиться в поле зрения государства, призванного
обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Законодательство предусматривает обязанность вынуждено
незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых
принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства
на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый
гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственная служба занятости является структурой специальных
государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение
вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую
силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации
их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Функции службы занятости многообразны: 1. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; 2. учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по
вопросам трудоустройства; 3. консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам; 4. оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а
работодателям - в подборе необходимых работников; 5. организация профессиональной подготовки, переподготовки и
повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости
или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и
определении содержания курсов обучения и переобучения; 6. оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве
высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
в связи с этим необходима разработка новой концепции развития
системы профориентации, охватывающей все категории населения,
определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы
развития сети центров профориентации и психологической поддержки. 7. регистрация безработных и оказание им в пределах своей
компетенции помощи; 8. оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии; 9. выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий; 10. подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий; 11. разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения; Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения. 5. Приложение Уровни безработицы (в процентах от экономически активного населения) |уровни |1992 |1993 |1994 |1994 |1995 |1995 | 7. Список используемой литературы
11,12 M.: Экономика, 1991 N9 - 91г. РЭА, 1992г. N4-92г.
|
|