| |||
Реферат: Жизнь и творчество Юрия Иосифовича ВизбораВедь дело мужчин, пересилив тревогу, Надежно держать чуть дрожащий штурвал И молча глядеть на ночную дорогу, Чтоб компас души верный путь указал… (Ю.И. Визбор) Всякий раз, читая воспоминания о каком-нибудь известном киноактере, мы
обязательно сталкиваемся с рассказом о том, как незнакомые люди узнавали
нашу знаменитость на улице. Юрий Иосифович Визбор не был исключением. Услышав это привычное для него восклицание, Визбор приветливо
улыбался. Улыбка не была адресована конкретному лицу, Визбор улыбался своей
славе, с ней у него были давние добрые отношения. Еще лет за двадцать до В наши дни некоторые люди его тоже знают как “Бормана”. Более же узкий круг людей вспоминают и множество других его жизненных образов. Визбор-подросток, готовящий себя к мужественной профессии летчика и даже получивший в аэроклубе документ, который удостоверял его право водить самолёт; Визбор-студент, сумевший вместе со своими товарищами сделать так, что их МГПИ стал центром, вокруг которого, как планеты вокруг солнца, кружилась вся студенческая Москва; Визбор-учитель маленькой северной школы, где нужно было вести отнюдь не только те предметы, которым учили в институте; Визбор на нелегкой солдатской службе – и тоже на Севере; так что Визбор-журналист, овладевающий профессиями тех, о ком ему предстояло
писать, изобретающий новые жанры звучащей журналистики (радиостанция Визбор-альпинист и тренер по горнолыжному спорту; Визбор-поэт и певец, автор трёхсот песен, голос поколения – не случайно визборовская “Лыжи у печки стоят” оказалась первой (в истории человечества!) песней, прозвучавшей из космоса. Главною же ролью этого человека был его собственный образ – ролью, которую он сыграл достойно и с полнейшей творческой отдачей. Всю свою жизнь он формировал себя, преодолевая сопротивление природного материала, ища поддержку у жизненных трудностей. Его всегда притягивали профессии, требующие от человека усилий, воли, мужества, он любил людей неординарных профессий: лётчиков и полярников, моряков и альпинистов, рыбаков и космонавтов. И в своих произведениях показал нелегкую романтику их работы и жизни. Родился Юрий Иосифович Визбор 20 июня 1934 года в Москве, в родильном
доме им. Крупской. Его двадцатилетняя к тому времени мать Мария Григорьевна Отец получил назначение в Сталинабад, с ним отправилась туда и матушка. За два месяца до моего рождения отец получил пулю из “маузера” в спину, в миллиметре от позвоночника. Мы вернулись в Москву, и вот тут-то я как раз и родился. Отец был неплохим художником – писал маслом картины в консервативном
реалистическом стиле. Учил он рисовать и меня. До сих пор в нашем старом
разваливающемся доме в Краснодаре висит на стене “ковёр”— картина,
написанная отцом, в которой я и подмалевал хвост собаки и травку. Впрочем,
я это знаю только по рассказам. Первое воспоминание – солнце в комнате,
портупея отца с наганом, лежащая на столе, крашеные доски чисто вымытого
пола с солнечным пятном на них; отец в белой майке стоит спиной ко мне и
что-то говорит матушке, стоящей в дверях. Кажется, это был выходной день После многих мытарств мама (по образованию фельдшерица) отправилась
вместе со мной в Хабаровск на заработки. Я помню дальневосточные поезда, Мы жили в небольшом двухэтажном доме в парке у академии им. На Сретенке в кинотеатре “Уран” шли фильмы “Багдадский вор” и “Джордж из Динки-джаза”. Два известнейших налетчика “Портной” и “Зять” фланировали со своими бандами по улице, лениво посматривая на единственного на Сретенке постового старшину по прозвищу Трубка. Все были вооружены – кто гирькой на верёвке, кто бритвой, кто ножом. Ухажер моей тётки, чудом вырвавшийся из блокадного Ленинграда, Юрик, штурман дальней авиации, привёз мне с фронта эсэсовский тесак (отнят у меня в угольном подвале сретенским огольцом по кличке Кыля). В школе тоже были свои события: подкладывались пистоны под четыре ножки учительского стола, школьник Лёва Уран из ассирийцев бросил из окна четвёртого этажа парту на директора школы Малахова, но не попал. Отчим – рабфаковец, министерский служащий – бил меня своей плотницкой
рукой, ломал об меня лыжи. Летом мы с матушкой ездили на станцию В те годы мне в руки впервые попалась гитара и нашлись дворовые учителя. Гитара обшепринято считалась тогда символом мещанства; один великий писал: “Гитара – инструмент парикмахеров”, оскорбив сразу и замечательный инструмент и ни в чем не повинных тружеников расчески .В четырнадцать лет под влиянием “большой принципиальной любви” в пионерском лагере, где я работал помошником вожатого, я написал первое стихотворение, которое начиналось следующим четверостишием: Сегодня я тоскую по любимой, Я вспоминаю счастье ПРЕЖНИХ ДНЕЙ. Они, как тучки, ПРОНЕСЛИСЯ мимо, И снова СТРАСТЬ горит в груди моей. Тетрадка с тайными виршами была обнаружена матушкой при генеральной уборке, состоялось расследование насчёт “прежних дней”. На следующий день я обнаружил на своём столе “случайно” забытую матушкой брошюру “Что нужно знать о сифилисе”. Матушка была прежде всего врачом. О себе я полагал, что стану либо футболистом, либо лётчиком. Под
футбол отводилось ежедневная тренировочная база в Таракановском парке, а
под небо – IV московский аэроклуб, куда я с девятого класса и повадился
ходить. Дома мне никакой жизни не было, и я мечтал только о том, что окончу
школу и уеду из Москвы в училище. Я даже знал в какой – в город Я неожиданно удачно поступил в институт и только много позже, лет через десять, узнал, что это тогда удалось сделать лишь благодаря естественной отеческой доброте совершенно незнакомых мне людей. Потом были институт, походы, песни, армия на севере, возвращение, дети, работа, поездки, горы, море и вообще – жизнь. Так описывает свои молодые годы сам Юрий Визбор, но к этому шуточному
вступлению в автобиографию следует добавить несколько интересных штрихов. Бабка Юрия Визбора по отцовской линии, Антосе Фиревичуте, была дочерью зажиточных родителей. Оперная певица, она в годы гитлеровской оккупации отказалась выступать перед захватчиками. Об этом Юрий Визбор, сотрудник журнала “Кругозор”, узнал из письма своей родной тётки Антосе Шимаускайте, пожелавшей выяснить, не родственники ли они. Мать Юрия Визбора, Мария Григорьевна Шевченко, родилась в 1912 году в Мария Григорьевна ещё до войны окончила курсы акушерок, во время войны работала в санэпидстанции и училась в 1-ом Медицинском институте. Потом более 30 лет проработала в Министерстве здравоохранения СССР, была членом международных медицинских учреждений, побывала почти в 50 странах мира. Детство Юрия Визбора пришлось на суровое военное время и не менее тяжкие послевоенные годы, которые, несомненно, оказали решающее влияние на становление его личности. Отношение к войне, верность долгу памяти, преемственность и связь
поколений займут потом важное место и в его творчестве: песнях, прозе,
документальном кино – творчестве представителя “на войну опоздавшей
юности”. Осмысливая истоки своего мировоззрения Визбор скажет в пьесе “В байдарочном походе по реке Жиздре, протекавшей в брянских лесах, мы
натолкнулись на удивительный след войны. Четверть века назад какой-то
солдат повесил на берёзу винтовку. Четверть века она висела на этой берёзе. Что касается духовных факторов, в той или иной мере определявших
художественные вкусы Визбора, то это были не теряющие ценности в любое
время народные песни, песни военных и послевоенных лет (он прямо-таки с
благоговением относился к замечательному поэту-песеннику Алексею Нельзя не сказать в этой связи и о человеке, сыгравшем существенную
роль в песенной судьбе Визбора, – о его сверстнике, близком друге Владимире “Не было человека в моей судьбе, который оказал бы на меня большее
влияние, чем Воллодя. В школе он обучил меня играть на гитаре. В институт,
и именно в этот, я поступил только из-за него, поддавшись его нехитрым
аргументам. Он научил меня любить музыку, песни. Он, а не мифическая В Московском государственном педагогическом институте, куда поступил Этой любовью стали горы. Они же писали песни, обычно на известные мелодии, никаких попыток
сочинительства музыки в то время не предпринималось. Первую свою песню, Походная туристская тематика, горы, стали определяющими темами
песенного сочинительства Визбора до конца 50-х годов. На заимствованные
мелодии, зачастую с помощью друзей – С.Богуславского, И.Мотяшова, Подхватили эту волну сочинительства чуть позже пришедшии в МГПИ Ада По окончании МГПИ в 1955 году Визбор едет по распределению в посёлок Служил Визбор в Кандалакше, стал радистом. Объездил и облетал весь Сержант Визбор не раз награждался “за активное участие в работе художественной самодеятельности и высокий уровень исполнительского мастерства”. В архиве Визбора храниться и грамота за второе место по работе на радиостанциях среди сержантов на окружных состязаниях связистов в 1957 году. Север, Карелия, Хибины навсегда покорили Юрия Визбора. Вот отрывок из одного стихотворения, написанного в армии: Ветер в сопках. Синева долин. Белый, замороженный залив. Здесь учился жизни боевой: Песни петь, чеканить строевой Как же расплатиться мне с тобой, Край мой, бесконечно голубой? Я – не гость, считающий часы, Я, москвич, представь себе – твой сын. Север для москвича Визбора – часть Родины, часть жизни. Армия – пора становления и мужания, время утверждения тех человеческих качеств, которые затем определяли его жизненную позицию. Закончив службу, Визбор возвращается в Москву, где начинает работать в молодёжной редакции Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Работа на радио, освоение профессии журналиста дали Визбору огромный эмоциональный заряд для творчества, поскольку приходилось много ездить по стране, встречаться с людьми. И снова активные занятия альпинизмом, знакомства с коллегами по “песенному цеху”. К тому времени туристская, студенческая песня (тогда ещё не было
устоявшегося сегодня термина “самодеятельная песня”, хотя и он не вполне
соответствует содержанию этого явления) развивалась бурно. В свой репертуар Заявив о себе прежде всего как романтик походной жизни, роматик
дорог, Визбор видит, что рядом есть и другие песни на эту тему. И среди
множества туристских песен не так-то много действительно ценных в
художественом и идейном плане. “Общесоюзно” пелись “Мы идём по Уругваю”, “У
девушки с острова Пасхи” – это с экзотикой, и попроще – “Бабка Любка”, и
совсем без претензий – “Я с детства был испорченный ребёнок”. Против
пустоты, пошлости и безвкусицы в песенном спортивном быту Визбор выступает
в 1959 году с фельетоном в журнале “музыкальная жизнь”. И выступает, говоря
современным языком, конструктивно, формулируя свою программу: искоренить
дрянные песни можно только песнями хорошими. И сам делает в этом деле
почин: пишет “Домбайский вальс”, “Шхельду”, “Мама, я хочу домой”, Вместе с тем в это время туристская песня уже вырастает из размеров своей ковбойки, но не одевает фиолетовый пиджак с блёстками! Самодеятельная песня и по сей день – в свитере, как метко отмечал сам Визбор. Просто круг тем, поднимаемых непрофессиональными авторами становиться шире. Растёт песенный диапазон и самого Визбора: разъезжая по заданиям редакций по стране, бывая там, где совершаются великие дела, он из всех этих поездок привозит песни. Вот только некоторые из них: “Любовь моя Россия”, “Охотный ряд”, “Астрономы”, “Подмосковная зима”, “На плато Расвумчор”, “Ищи меня сегодня”, “Спокойно, дружище, спокойно”, “Да обойдут тебя лавины”, “Если я заболею” – на несколько переделаные стихи Ярослава Смелякова. “Самое большое признание для поета, – говорил потом Смеляков в своём выстулении по радио, – когда его стихи становяться народной песней”. Путевку к этой народной песне дал Визбор. Дом в столице на Неглинной 8/10, где в конце 50-х – начале 60-х годов жили Юрий Визбор, Ада Якушева и их дочь Таня, был “штабом” самодеятельной песни. Тогда, ещё до начала магнитофонной эры, основным средством передачи песни был личный контакт: из уст в уста, из тетрадки в тетрадку. К ним приходили и приезжали со всех концов бывшего Советского Союза. Пели чисто, жили просто – на какие-то шиши. Было жанра первородство, три аккорда, две души. На Неглинной у Адели, где игрушки на полу, Пили, ели, песни пели, дочь спала в своём углу – так вспоминал эти годы поэт Дмитрий Сухарев, один из зачинателей самодеятельной песни. В октябре 1962 года вышла в эфир радиостанция “Юность”, инициатива
создания которой принадлежала Юрию Визбору. До “Юности” молодёжный отдел
вещал скудно, неуверенно, разбросанно в эфире. Нужно было стать голосом
самой молодёжи, а не “вещанием” для неё. “Помню, – рассказывал потом Юрий Другое детище Визбора и его единомышленников на радио – тогда первый
в нашей стране журнал с гибкими грампластинками – “Кругозор”. Уже в первом
номере в апреле 1964 года появляется песня-репортаж Визбора “На плато Особенность песен-репортажей состояла в том, что Визбор встречался со строителями, ракетчиками, моряками, лётчиками, нефтяниками, даже работал вместе с ними, делал документальные записи и сочинял песни о конкретных людях, событиях, но так, чтобы каждая песня носила какой-то обобщающий характер, могла звучать самостоятельно. Наверно, можно назвать эту работу радиожурналиста Юрия Визбора песенной летописью 60-х годов, правдивым рассказом о современниках. “Мой магнитофон как корабль, – писал Визбор. – Его трюмы полны встречами. Я везу людей, я везу их судьбы, их жизнь. Над дверью студии зажигается табло: “Микрофон включен!” – и через мгновение они становяться всем известны, всеми понимаемы. Родные мои люди! Я обращаюсь к вам, к тем, о ком писал, хорошо ли писал, плохо ли – не в этом сейчас суть. Не знаю, помните ли вы меня. Я вас помню, вы стали частью моей жизни. Мне очень хочеться собрать вас всех у себя в квартире, в Черёмушках; будет, правда, тесновато, да не беда! Я бы хоть раз поглядел ещё на вас: рыбаков и сеятелей, провидцев и поэтов, мудрых и честных людей, чьи слова остались на плёнке моего магнитофона…” С 1 июля 1970 года Визбор работает в творческом объединении “Экран” Начинать в “Экране” пришлось нелегко, хотя до этого, ещё в 1966 году, Охват проблем и “география” документальных фильмов Визбора очень
широки. Достаточно назвать ьолько ряд его картин из сорока, в которых он
был либо сценаристом, либо режиссёром, либо автором текста, а порой и
совмещая эти функции: “Вахта на Каме” (1971), “Столица” (1972), “Диалоги в Особо следует сказать о последних работах Юрия Визбора в
документальном кино. В многосерийном фильме “Стратегия победы”, созданном
творческим объединением “Экран” Центрального поведения, фильмы “Битва за Когда Визбор завершил работу над сценарием “Победной весны”, болезнь буквально вырвала перо из его рук. Уже не было сил делатьзаписи в еженедельнике, которые он вёл с 1971года: встречи, события, планы. Раз в неделю поперёк августовских страниц 1984 года короткое слово: болезнь, болезнь, болезнь… Но вот самая последняя запись от 30 августа, сделанная, надо полагать, ценой значительных усилий, самая последняя строка, написанная рукой Юрия Визбора: “Принята картина 45 год”. Работа, долг, дело, нужное остающимся жить, – важнейшие ценности, смысл жизни для самого Визбора. Когда уходим мы к неведомым высотам, За нами в небе след искрящийся лежит, И первая любовь с названием “работа” Останеться при нас оставшуюся жизнь… По сценариям Визбора снято несколько художественных фильмов: “Год дракона”, “Капитан Фракасс”, “Прыжок”. На сценах театров идут его инсценировки и пьесы “Автоград-XXI”, “В списках не значился”, “Берёзовая ветка”. Хорошо известен Юрий Визбор и как киноактёр. Сниматься он начал в Хуциев не ошибся в выборе актёра на роль Алика – Визбор должен был сыграть почти самого себя. В фильме он исполнил две песни: “Простите пехоте” – Б.Окуджавы и свою – “Спокойно, товарищ, спокойно”. Затем следовали съёмки в фильмах “Возмездие”, “Красная палатка”, Что позволило Юрию Визбору успешно сняться в полутора десятках фильмов? В первую очередь, пожалуй, его типажность. Ведь он почти везде играл своих современников, часть прожитой им самим жизни. Исключением из общего правила была роль Бормана в телесериале “Семнадцать мгновений весны”. Перед актёрами, исполнявшими роли верхушки третьего рейха, ставилась задача – показать фашизм как опасного, серъёзного врага и тем самым доказать силу и превосходство советской идеологии и морали, победивших его. Именно эта задача привлекала Визбора. Безусловно, более важным делом для него, с чем он вошел в жизнь нашего общества и останеться в нём, были его песни. В двадцать лет Юрий Визбор осознал, что искоренить плохие песни можно только хорошими. К двадцати пяти годам он чётко понял, как это надо сделать. “Нытье – вещь поверхностная, это проще всего: у кого нет неприятностей? Нужно выявлять более слолжное, более глубокое. Нужно заразить людей светлым, хорошим. Вот, элементарно говоря, моё кредо” – говорил он. Главным и внутренне осознаваемым был для Визбора выбор позиции – гражданской позиции. И определиться нужно было не перед какими-то официальными инстанциями, организациями, знакомыми, а перед самим собой. По сути дела нужно было понять, кто ты и что ты есть, что ты можешь сказать людям, и сказать за них от их имени. Здесь не должно быть ничего модного, преходящего, конъюктурнрго,
заказного. Только ты, твоя совесть – твой главный редактор, критик, цензор. В отличие от некоторых из них, песенная поезия Юрия Визбора не уводит в мир бесплодных мечтаний, не жалуеться и не скулит в порыве болзненного самокопания, а добродушно подсмеиваеться, она исходит от здорового, сильного человека. Герой Визбора смотрит на мир не со стороны – он сам ощущает себя частью этого мира, он хозяин этого мира: - Знаком ли ты с землёй? - А может, это твой? Внимательно смотри – Ведь нет земли такой В других концах земли. Созидательную роль творчества Юрий Визбор осознавал очень хорошо: “Мы говорим, что время делает песни. Это верно. Но и сами песни чуть-чуть делают время. Входя в нашу жизнь, они не только создают её культурный фон, но часто выступают как советчики, выд вигают свою аргументацию в тех или иных вопросах, а то и просто рассказывают. Они становятся “делателями жизни”, как и всякое иное искусство”. Визбор всю свою жизнь доступными ему средствами боролся за
утверждение самодеятельной песни, за её достойное место. Ещё будучи
журналистом “Кругозора”, он рассказал на его звуковых страницах о
ленинградских “бардах”: А.Городницком, Е.Клячкине, Б.Полоскине, В.Вихореве. Одна из ярких страниц творчества Юрия Визбора – его песни о горах. Он Через всё более чем тридцатилетнее творчество Юрия Визбора тянется поэтичский горный хребет, составленный из его песен, где есть свои вершины, перевалы, долины,реки… Вот первое очарование горами, ещё в начале 50-х: “Теберда, Теберда,
голубая вода”, “В облаках стоят вершины”, “Синей дымкою горы подернулись”. “Что манит в горы? Наверное, прежде всего сами горы, прекрасные, неповторимые, разные. Каждый горный район – поток открытий… Горами можно любоваться бесконечно, смотреть на них как на огонь или бегущую воду” – говорил Визбор. Но если бы он остановился только на этом, то остался бы просто пейзажистом, эстетом. “Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой”. О чем эта песня? Разве о
лыжах, о закате? (Кстати, отшучиваясь от разных критиков – дескать, автор
не прав, лыжи у печки ставить нельзя, Визбор говорил, что писал не
инструкцию по хранению лыж.) Он сумел быстро подняться от первоначально
доминировавшего в его песнях эмоционально-психологического, конкретного
уровня восприятия – хотя декорации, вещественно-предметный антураж и
остались – до более глубоких истин, до обобщенгий и выводов более широкого
плана, до философского понимания смысла гор. Как пик имеет несколько
граней, так и гора для Визбора – понятие многоплановое. Горы – это не
только красиво. Гора для альпиниста, по Визбору, – объект творчества, он Отыщешь ты в горах Победу над собой. Самоутверждение, проверка самого себя, чтобы не забыть своего предназначения. И чем сложнее восхождение, тем дороже победа: И потому, что путь туда опасней, На эту гору выйти нам пора. Зачастую для поэтического героя-альпиниста горы – это убежище, пристанище, врачеватель, но не попытка убежать от действительности, а возможность передышки: Горы, мудры и туманны, Встанут выше облаков И залижут наши раны Языками ледников. Юрий Визбор побывал во многих горных районах бывшего СССР: на Ищите, ищите мой голос в эфире, Немного охрипший, на то есть причины, – Ведь наши палатки стоят на Памире, А мы чуть повыше, чем эти вершины. Горы вообще давали Визбору мощный толчок к творчеству. Большинство
его песен, и не только связанных с горами, было написано в горах: и Любовь Визбора к горам была взаимной. Он любил их, и они любили его. Гора – это прежде всего, понимаешь, друзья, С которыми вместе по трудной дороге шагаешь… Нет, наверное, ни одного альпиниста, скалолаза, горнолыжника, кто бы
не слышал песен Визбора. А сам он знал, пожалуй, всех известных наших
альпинистов и многих неизвестных. В любом альплагере он был желанным
гостем. Он провожал и встречал советскую команду, совершившую восхождение
на Эверест. Его песни звучали в их базовом лагере среди валунов ледника Ну как же тебе рассказать, что такое гора? Гора – это небо, покрытое камнем и снегом”, – вспоминал Казбек Валиев своё ночное восхождение на Эверест. Песня Визбора оказалась не только неотъемлемой частью быта альпинистов в базовом лагере, но и составной частью их победы над вершиной. Прославим тех, кто был на Эвересте, Кто третий полюс мира покорил, Кто, кроме личной альпинистской чести, Честь Родины своей не уронил! Скончался Юрий Иосифович Визбор в Москве 17 сентября 1984 года, в неожиданно тёплый и синий день той ненастной осени. Что ж ты нигде не живёшь? Мы-то пока поживаем, Мало чего успеваем, Но презираем за ложь, Но бережем за тепло, Старые добрые песни, Ну, постарайся воскресни, Время чудес не прошло… В августе 1985 года группа из “Спартака” под руководством мастера спорта международного класса В.Кавуненко совершила первовосхождение на безымянную вершину на Памиро-Алае и назвала её пиком Визбора. На Тянь-Шане появился перевал Визбора, на Кавказе – ещё один пик Визбора. Альпинисты чтут память своего товарища, своего певца… Можно подумать, что Юрию Визбору везло в жизни. Так случилось, что он оказался у истоков самодеятельной песни и стал голосом поколения. По счастливой случайности он был в числе создателей радиостанции “Юность” и журнала “Кругозор”, случайно снялся в кино… и т. д. Не слишком ли много счастливых случаев для одного человека? Однако все эти “случайности” выливаются в общем итоге в определённую закономерность. Визбор не плыл по воле обстоятельств: “Судьба меня качала, но и сам я не святой, я сам толкал её на поворот”. Он был незаурядным человеком, наделённым многими способностями, и умел приложить свой главный талант – быть Личностью там, где требовало Время. Список использованной литературы:
|
|