| |||
Реферат: Фрески Ферапонтова Монастыря (Дионисий)Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова Курсовая работа по древнерусскому искусству студентки 3-го курса отделения истории искусства Бескиной Дарьи «Фрески Ферапонтова Монастыря» (. Когда мы говорим о Ферапонтове, наша мысль постоянно обращается к
фрескам Дионисия, а именно потому, что они обладают уникальными
художественными свойствами и поистине завораживающей силой воздействия. Раз
увиденные, они всплывают потом в памяти при одном упоминании только Фрески Ферапонтова возникли в 1502 году, о чем имеется удостоверяющая
надпись на северной дверной арки: «В лето 7010 (1502)-е месяца августа в 6
день на Преображение Господа нашего Иисуса Христа начата писываться сиа
церковь, а кончана на 2 лето месяца сентяврея в 8 день на Рожество
пресвятыа владычица наша Богородица Мариа при благоверном великом князе Ко времени росписи Ферапонтова Дионисий был уже знаменит. Еще в 1482
году он возглавил артель, написавшую иконы для иконостаса незадолго до того
построенного Успенского собора Московского Кремля, главного храма Отдельные произведения иконописи, вырванные из естественного
окружения, воспринимаемые не с того расстояния, не при том освещении, в
значительной степени утрачивают силу своего воздействия. В этом смысле
росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря приобретают особое
значение. Это целостный ансамбль. И хотя не все элементы дошли до наших
дней—изменен внешний облик собора, вынесен иконостас, -- все же основное
ядро сохранилось. Сохранилось самое главное качество этого ансамбля:
живопись неразрывно связанная с архитектурой, существующая в реальной
архитектурно-пространственной среде. Храм стоит высоко, на холме, над
озером, западный фасад обращен к дороге, проходящей внизу вдоль берега,
ведущей к Кириллову. К этой же дороге выходят главные ворота монастыря. И
хотя сам он с течением веков изменился, этот аспект всегда был главным в
восприятии храма. В начале ((( века, когда фасад его не был искажен
переделками, портальная роспись Дионисия была видна издали. Сейчас трудно
сказать, с какой именно дистанции видна была роспись, но, конечно она
была рассчитана на далевое восприятие, тем более, что начиналась не от
самой земли, а с уровня высокого крыльца (рис.№1). Рассматривать фреску
приходилось снизу, постепенно поднимаясь по высокой лестнице, ведущей в
собор. Средневековый человек видел по сторонам врат архангела Михаила и Портальная роспись состоит из двух частей—«Деисуса» и сцен «Рождества Так как монастырский собор посвящен Рождеству Богородицы, Дионисий и
его заказчики разработали программу росписи, в которой преобладают сюжеты
связанные с личностью Марии. Как уже было замечено, начиная с портальной
росписи, представлены сцены, прямо соответствующие посвящению храму. Раскрывает тему посвящения собора Рождеству Богородицы живописное
переложение песнопения, исполняемого раз в году на пятой неделе Великого Все эти поэтические сравнения Дионисий сумел передать в живописных образах, создав самое совершенное художественное воплощение прославленного гимна. Строго и логично организована система росписи храма в целом. Дионисий исходит из архитектурных членений интерьера, подчиняя им размеры и пропорции живописных композиций. Этим достигается гармония архитектуры и живописи, легкая обозримость сцен. Здесь последовательно проведена идея посвящения храма Богоматери. (((В ферапонтовских росписях поражает мастерство композиции. Это
относится и к размещению росписи в целом, и к каждой отдельной сцене. Первое, что поражает вошедшего в ферапонтовский храм,-- это
впечатление невесомости всех изображений; как бы вырванные из сферы земного
притяжения, они устремляются вверх, всплывают по столбам, сводам и аркам. Это впечатление изменения, движения, нефиксированности изображений
усиливается благодаря особенностям решения самих композиций. Даже
построенные симметрично, они не замыкаются вокруг центра, а, напротив, как
бы разлетаются, выходя за пределы отведенных им архитектурных
поверхностей. Иногда этот переход с одной архитектурной поверхности на
другую приобретает не фигуральный, а вполне реальный характер. Некоторые
композиции действительно расположены одновременно на двух плоскостях—как,
например, изображение «Сошествие во ад» на северной стене (илл. №3),
иллюстрирующее одну из песен Акафиста. Правые фигуры, написанные на своде
арки, наклоняются вперед, следуя наклону самой архитектурной формы, в то
время как левая часть группы, помещенная на вертикальной стене, словно
откидывается назад. Изображение расслаивается. Этот прием встречается в
росписи неоднократно. Его можно рассматривать как антитезу принципу строгой
вписанности изображений в архитектурные формы, который определяет искусство Как считал В.Н.Лазарев, «Дионисий воспринял искусство Рублева
односторонне. Рублев подкупал Дионисия прежде всего изяществом и грацией
своих образов, красотой своих красочных и линейных решений. За всем этим Присутствует в росписях и тема круга. Она звучит у Дионисия множеством
круглых медальонов с полуфигурами святых, которые разноцветными гирляндами
в один, а иногда и в два ряда украшают подпружные арки. Символический круг Ферапонтовские росписи по сравнению с рублевскими поражают своей многолюдностью. Главные герои редко являются у него в одиночестве, в большинстве случаев они окружены целой свитой молящихся, поклоняющихся, прославляющих, слушающих или просто свидетелей. Но нельзя категорично говорить о разности Дионисия и Рублева. Есть сцена в росписях Рождественского собора, которая практически идентична детали иконы в Благовещенском соборе в Москве, принадлежащая Рублевскому кругу. Речь идет о «Путешествии волхвов» (илл.№6) на северо-западном столбе. Здесь и в иконе изображены три всадника, символизирующих три возраста или три уровня земных цивилизаций—древнюю, среднюю и молодую, чем подчеркивается значимость происшедшего для всего мира. По мере движения зрителя в интерьере соотношение изображений друг с другом постоянно меняется: одни сцены или группы фигур исчезают, скрытые столбом или аркой, появляются другие; как в калейдоскопе изображения меняются местами, вступают во все новые и новые композиционные связи с другими изображениями. Поскольку эта перестановка осуществляется в реальном трехмерном пространстве, постоянно возникает новая шкала масштабных соотношений. Так, в ряде случаев фигуры, небольшие по размерам, написанные на поверхности столба или арки и расположенные ближе к зрителю, кажутся крупнее, нежели фигуры, написанные на стене, но находящиеся на заднем плане. Одна композиция переходит в другую. Движение трех волхвов, о которых
шла уже речь, подхватывает и усиливает дуга архитектурной арки (илл.№7). Тот же принцип просматривается нами в «Благовещение у колодца» В композициях «Собор Богоматери» и «О Тебе радуется» обрамление вообще опущено, евангельские сцены помещены на сводах, оказываются включенными в общую хоровую композицию, прославляющую Марию. (((( Индивидуальной особенностью фресок Дионисия является их
нарядность, сочетающаяся при этом с необыкновенной мягкостью цвета. Нелегко
перечислить все имеющиеся здесь краски, но преобладают небесно-голубые,
белые, розовые, желтые, светло-зеленые и вишневые тона. Несмотря на
очевидный подбор намеренно светлых красок, колорит лишен всяких признаков
вялости. Это достигается за счет использования контрастных звучных тонов. Наряду с азуритом художники Ферапонтова широко использовали белый цвет. Но все остальные краски даны в смешанном виде или с их разбелкой другими светлыми красками. Дионисий широко использовал разбеленные краски в изображении архитектуры и горок. Смешивание красок открывало Дионисию и его сыновьям возможности бесконечно разнообразить свою палитру, так как даже незначительное преобладание в той или иной смеси какого- либо одного цвета уже давало новый оттенок, иной раз совершенно не встречающийся в других произведениях монументальной живописи. Особенно выразительны бархатистые фиолетовые, розовато-зеленые, зеленовато-желтые, жемчужно- серые, перламутровые и опаловые тона. Сочетанием плотных красок одежд и прозрачных фонов достигается особый декоративный эффект: цветовые пятна фигур четко выделяются, в них особую роль приобретают линии контура, несущие всегда большую смысловую нагрузку. Симметрично размещенные яркие пятна цвета создают впечатление уравновешенности, статичности каждой сцены. Цвет фресок выполнял главную преобразующую роль. Входивший в храм
современник Дионисия (как и сегодняшний зритель) должен был испытать на
себе мгновенное, ослепляющее и покоряющее воздействие красок. Это—особый
мир, преображенный цветом и светом. Естественному освещению принадлежит в
интерьере огромная роль. Цветовое решение росписи, общее световое
воздействие ее постоянно меняется в зависимости от внешнего освещения. Поражает еще и то, с какой свободой древнерусский художник изъясняется на языке традиционных форм эллинистического искусства. Это можно видеть на примере портальной росписи. На голубом воздушном фоне высятся светлые палаты с башенками и колоннами с перекинутыми между ними тканями для защиты от солнца. Непринужденно и естественно движутся среди них женские фигуры, полные подлинно античной грации. Их русские лица с мягкими удлиненными овалами изящно обрамляют изысканно простые одежды, достойные древних гречанок (илл.№4). Это возрождение эллинизма на далеком Севере обусловлено не только
преемственностью живописных форм, но и тем, что этические и эстетические
взгляды Дионисия формировались на основе русской культуры, связанной через (((Краски Дионисия—предмет давнего интереса художников и ученых. В Речь идет о цветных камнях, которыми тогда были во множестве усеяны
берега Бородавского и Пасского озер и которые в растертом виде на удивление
точно совпадали с красками фресок в соборе Ферапонтова монастыря. Профессор Свято веря, что Дионисий использовал для росписи собора Рождества количество оттенков,—по словам Гусева, не менее полутора тысяч.[3]1 В верхней части собора все зеленые оттенки получены Дионисием либо за счет смеси синего азурита и охры, либо за счет лессировки, т.е. покрытия одного слоя краски другим, в данном случае тонкого слоя охры синим пигментом, либо смесью охры с сажей. Соотношения синего или черного пигмента с охрой в смеси, толщина лессировки азуритом или сажей давали бесконечное многообразие зеленых оттенков. Рассматривая роспись снизу, зритель не в состоянии различить неоднородность красочного материала, которую можно обнаружить только при специальных исследованиях живописи. На стенах зеленые одежды написаны Дионисием иначе. Здесь не найти смеси желтого и синего пигментов. Учитывая близость этих изображений к зрителю, мастер использовал один яркий пигмент, так называемый «псевдомалахит». Наиболее богатой и разнообразной по цвету частью росписи как раз и являются медальоны на подпружных арках под барабаном. И секрет заключается не в огромном наборе пигментов, которые были в распоряжении Дионисия, а в неисчерпаемом разнообразии его художественных и технических приемов на минимуме используемых средств. Все 68 медальонов условно можно разбить всего на четыре типа: голубые, охристые, светло-розовые, темно-розовые. И все они написаны одними и теми же пигментами! Разнообразие оттенков желтого, розового, голубого получено художником применением чистых пигментов, либо за счет смесей и лессировок белилами подкладочного слоя. В одном случае слой белил очень тонкий, едва уловимый, и тогда цвет, который они перекрывают, остается более интенсивным, в другом месте слой белил в несколько раз превышает по толщине подкладочный слой и последний практически не виден, а скорее сам придает легкий оттенок белилам -- теплый, если белила лежат на розовой подкладке, или холодный, если белила лежат на слое сажи и азурита. Впечатление усиливается благодаря различным комбинациям расположения медальонов на арках. Светло-розовый может быть рядом с охристым либо темно-розовым, либо голубым—вариантов множество, хотя медальонов всего четыре типа по цвету. И в каждом медальоне изображены святые в разных по цвету одеждах: в голубом медальоне розовые одежды, в розовом—голубые и т.д. В итоге рождается впечатление необыкновенного разнообразия и красочности, которых Дионисий достиг благодаря виртуозной технике колориста. Говоря о восприятии живописи собора Рождества Богородицы, нельзя забывать, что перед нами памятник, который прожил очень долгую и трудную жизнь. Если, например, из двух участков живописи, написанных одинаковыми пигментами, один когда-то промывали либо укрепляли, если один находится в верхнем регистре росписи, а другой в нижнем, если один более освещен, а другой находится в углублении стены—они никогда не будут восприниматься выполненными одинаково. Живописная поверхность как бы живет, пульсирует, чего, как ни старайся, не достичь при копировании. Выше говорилось о зеленых и синих пигментах. А что же охры? Охры у Что же получается? Зеленые пигменты Дионисия привозные синие привозные, охра также не могла быть местной. Да и встречающиеся в росписи красно-коричневые пигменты целиком состоят из интенсивно окрашенных частиц, т.е. из специально приготовленного материала, которого нет среди гальки близких цветов. Трудно допустить, и мы не имеем письменных подтверждений тому, что
художники начинали роспись храма с поиска материалов и приготовления
краски. На самом деле мастера либо работали своими купленными заранее
красками, за что им особо платил заказчик, либо пользовались красками
заказчика, предоставленными художнику по его списку. Так, например, сын Русские иконописцы, миниатюристы, стенописцы были настоящими профессионалами, как и западноевропейские художники того времени, они широко использовали в своем творчестве все разнообразие живописных средств и технических приемов. Таким образом, подводя итоги всему выше сказанному, мы видим, что ((Стенные росписи и иконы собора Ферапонтова монастыря—признанная вершина творчества Дионисия. В их яркой красочности, праздничной нарядности и торжественности, спокойной уравновешенности композиций отразилась та эпоха национального самосознания, когда русский человек впервые почувствовал себя гражданином крупного централизованного государства, призванного сыграть роль наследника падшей Византийской империи. Вместе с тем зрителя привлекает в этих произведениях и особый взгляд на мир, принадлежащий одному из крупнейших мастеров русской средневековой живописи, его артистизм, только ему свойственное сочетание изящества и умозрительности. Литература: 1. И.Е. Данилова. «Фрески Ферапонтова монастыря». Москва, «искусство», 1970г. И.А. Кочетков О.В.Лелекова С.С. Подъяпольский 3. В.Н.Лазарев. «Андрей Рублев». 1992г. Статьи: . Н. Демина «Наследие великой эпохи» . О. Лелекова «Краски Дионисия» . М.А. Алексеева (Ферапонтово). Церкви на Бородаве. . Г.И.Вздорнов (Москва). Русская Фиваида на Севере. . О.В. Лелекова (Москва). Консервация красочного слоя росписей Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. . С.С Подъяпольский (Москва).Иконостас собора Рождества Богородицы. . В.Д.Сарабьянов (Москва). История архитектурных и художественных памятников Ферапонтова монастыря. . М.С. Серебрякова (Ферапонтово).Образ Царствия Небесного в стенописи собора Ферапонтова монастыря. . Н.М.Тарабукин (Москва).Искусство Севера. -----------------------
|
|