| |||
Реферат: Максимилиан РобеспьерМинистерсво образования Российской Федерации Набережночелнинский филиал Казанского Государственного Педагогического Университета Реферат на тему “Максимилиан Робеспьер” Выполнил: студент 3 курса группы 906 исторического факультета Нестеров П.А. Научный руководитель Муллин А.А. Набережные Челны 2001 г. План. 1. Вступление. 2. Дореволюционная биография. 3. Деятельность на начальном этапе революции. 4. Взлёт Робеспьера. 5. Между парижским восстанием и диктатурой. 6. Террор во Франции. 7. Провал. 8. Воззрения и личность Робеспьера. Список использованной литературы. 1. Вступление Жизнь Робеспьера неотделима от революции. Робеспьер не дрался на
баррикадах, его не было среди парижан, штурмующих Бастилию. Всю свою
недолгую жизнь он провел или за письменным столом в убогой каморке квартиры
столяра Дюпле, или на трибунах Национального собрания, Конвента, 2. Дореволюционная биография Робеспьер (Максимилиан Мари Исидор Robespierre) — известный франц.
революционер, род. в Аррасе 6 мая 1758 г., обезглавлен в Париже 28 июля Состоя адвокатом в Аррасе, Робеспьер много работал в области юриспруденции и литературы. Он писал много стихотворений, в сентиментальном духе, часто посвящая их дамам Арраса, и в 1789 г. был избран директором аррасской академии. 3. Деятельность на начальном этапе революции В апреле 1789 избран в Генеральные штаты Франции депутатом от третьего
сословия. Робеспьер сначала обращал на себя мало внимания. Он говорил
против военного закона, против разделения граждан на активных и пассивных,
за допущение евреев к занятию общественных должностей. Газеты, давая отчёт
о заседании, постоянно путали его имя, называя его то Робером, то Что же он говорил? Он, как и все остальные депутаты, никогда не выступал, например, за республику, против королевской власти. Но как, например, король должен представлять законы на утверждение Учредительному собранию? По мнению Робеспьера, он должен был говорить при этом: "Народ, вот закон, который я сложил для тебя. Принимаешь ли ты его?" Когда Робеспьер изложил этот проект собранию, оно разразилось громким хохотом. Все депутаты смеялись над этим юристом из Арраса, который строил перед ними свои наивные воздушные замки. Неужели король будет заискивать и унижаться перед народом! Мирабо рано обратил внимание на Максимильена. Он заметил о нём: "Этот человек сделает чтото. Он верит каждому слову, которое произносит". Жил он очень скромно, но всегда тщательно одевался. В Генеральных штатах, а затем в Национальном собрании (1789-91) занимал крайне левые позиции. 4. Взлёт Робеспьера. Будучи сторонником Руссо, он критиковал либеральное большинство “Людовик должен умереть, чтобы здравствовало отечество. Если бы народ наш был свободным, если бы он пользовался уважением как у себя в стране, так за её пределами, тогда бы можно было прислушаться к тем, кто советует вам проявить великодушие. Но народ, у которого после стольких жертв и стольких сражений до сих пор оспаривают его свободу - этот народ должен стремиться к отмщению. И великодушие, которым нас обольщают, слишком походило бы на великодушие шайки бандитов, занятых дележом добычи ... Я требую, чтобы Конвент отныне объявил Людовика предателем французской нации, преступником против человечества...” В бегстве короля Робеспьер видел противореволюционный заговор, составленный многими из членов национального собрания, врагов свободы, чтобы, при помощи короля и тиранов, подавить патриотов. Истина, свобода и общество, говорил он, для него дороже жизни, против которой, как ему мерещилось, были уже направлены “тысячи кинжалов”. “Мы все умрем с тобою”, восторженно воскликнул Камилл Демулен. Но Робеспьер не высказался за республику: он ограничился предложением предать короля суду и спросить страну о форме правления. Насыщенные демократической (а порой и демагогической) риторикой выступления принесли Робеспьеру широкую популярность в народе и прозвище “Неподкупный”. Вскоре Робеспьер получил должность общественного обвинителя в уголовном
суде Парижа (октябрь 1791) и продолжил активную политическую деятельность в
столице. В апреле 1792 г. он сложил с себя обязанности обвинителя и основал
якобинский журнал: “Defenseur de la constitution”. В это время начались
острые столкновения между жирондистами и монтаньярами по вопросу о войне. 5. Между парижским восстанием и диктатурой Во время парижского восстания Робеспьер сохранял выжидающее положение. 21 августа Робеспьер был выбран одним из 24 депутатов Парижа в национальный конвент, но не получил преобладающего числа голосов; перевес был на стороне умеренных (Дантон). В первые же дни существования конвента в нем вспыхнула вражда между жирондистами и якобинцами, обвинявшими друг друга в стремлении к диктатуре. Когда был поставлен вопрос о предании короля суду, партии еще сильнее разделились. Робеспьер произнес речь, где отвергал юридическую точку зрения, становясь на политическую. “Людовик — не подсудимый, а вы — не судьи”, говорил он; “вы государственные люди, представители нации... Ваше дело — не произносить судебный приговор, а принять меры в видах общественного блага, выполнить роль национального провидения”. Он требовал “смерти Людовика, чтобы жила республика”. 27 декабря Робеспьер снова говорил о необходимости “наказанием тирана скрепить общественную свободу и спокойствие”. Долг перед отечеством и ненависть к тиранам коренятся, по его словам, в сердце каждого честного человека и должны взять верх над человеколюбием. Главным образом речь Робеспьера была направлена против жирондистов, которые “виновнее всех, кроме короля”. Жирондисты упрекали якобинцев и Робеспьера в лести, заискивании перед народом, в разжигании смуты, требовали порядка и спокойствия. Робеспьер отвечал им так: ”Неужели вам нужна революция без революции! Кто может точно сказать, где должен остановиться поток народного восстания после того, как события развернулись!” 9 марта 1793 г. Робеспьеру удалось настоять на отправлении в
департаменты, в качестве комиссаров, 82 депутатов, выбранных из якобинцев и
всюду распространявших их учение. В результате одна из секцией Парижа
высказала недовольство жирондистами, что было на руку Робеспьеру,
разгромившему в своей речи конкурентов. 2 июня жирондисты пали; настала
эпоха террора. Главную роль в комитете общественного спасения с 27 июля
играл Робеспьер. Террором заведовали триумвиры, как их называли — К концу 1793 г. роялисты были подавлены, вандейская армия уничтожена, федералисты рассеяны; но Робеспьер думал не о спасении государства, а об удержании за собою власти, для чего необходимо было уничтожить фракцию гебертистов (ультралевые), которая намеревалась подчинить себе комитет общественного спасения. За гебертистами должен был погибнуть Дантон, так как он мог положить конец террору и организовать республику. Робеспьер боялся и Камилла Демулена, который в своем журнале “Le vieux Cordelier” остроумно осмеивал учрежденный Робеспьером комитет справедливости, противополагая ему комитет милосердия. Когда между крайними, т. е. гебертистами, девизом которых был террор, и
умеренными дантонистами, требовавшими милосердия, произошел явный разрыв, В своих заметках о Дантоне Робеспьер писал: "Слово "добродетель" вызывало смех Дантона. Как мог человек, которому чужда всякая идея морали, быть защитником свободы!" Настало время личной диктатуры Робеспьера. На другой день после казни было объявлено, что приготовляется
празднество в честь Верховного Существа. Робеспьер старался расположить в
свою пользу пролетариев, замышляя меры к уменьшению крупных состояний,
помощи нуждающимся и единообразию воспитания. Городское управление было
теперь всецело в его руках. Два покушения на жизнь Робеспьера лишь
способствовали усилению его значения. 3 прериаля его хотел убить Ладмираль. 18 флореаля (7 мая) он произнес длинную речь против атеизма и фанатизма. В Европе стали видеть в Робеспьере усмирителя революции; Пруссия
изъявила готовность вступить в переговоры с ним. По желанию Робеспьера,
конвент декретировал торжественное празднество в честь Верховного Существа 6. Террор во Франции. На другой день Робеспьер представил ужасный закон (22 прериаля), на
основании которого всякий гражданин обязан был донести на заговорщика и
арестовать его. Судопроизводство было крайне упрощено, наказание — смерть. Робеспьер перестал появляться в комитете общественного спасения; комитеты усилили террор, чтобы возбудить ненависть против Робеспьера, но все еще не решались вступить с ним в борьбу. Робеспьер и многие другие французские революционеры исходили из идей о том, что по своей природе человек добр и добродетелен. Тирания и деспотизм искажают его естественный облик. Надо только устранить, снять силой эти наслоения, и сущность человека проступит во всей своей красе. Этими идеями и руководствовались его сторонники в период своего правления. Но было бы неправильным считать, что планы террора Робеспьер готовил изначально. Когда в 1792г. якобинец Марат стал излагать Робеспьеру свои проекты массовых казней, народных расправ, Робеспьер пришёл в ужас, побледнел и долго молчал. Террор стал для Робеспьера лишь средством для достижения его идеала - всеобщей добродетели. Робеспьер оправдывал казни, считая, что отдельные порочные люди не дают народу жить по законам добродетели, как народ этого желает. Значит, добродетельные люди должны применить против них террор, который будет тем самым проявлением добродетели. Распространялось убеждение, что Робеспьер приготовил списки новых
проскрипций. Всегда боязливый Робеспьер стал выходить из дома в
сопровождении якобинцев, вооруженных палками. 1 июля Робеспьер произнес
речь, касавшуюся развращенных, снисходительных, неистовых и непокорных. Обвинения были настолько неопределенны, что в конвенте никто не был
уверен в своей жизни. В смущении конвент постановил напечатать речь 7. Провал. На другой день, 27 июля (9-го термидора), последовало падение 8. Воззрения и личность Робеспьера. Робеспьер был полной противоположностью Дантону, и физически В августе 1794 г., под влиянием пришедших из Парижа новостей, Дону набросает в тюрьме портрет "тирана": “Желчный темперамент, узкий кругозор, завистливая душа, упрямый характер предназначали Робеспьера для великих преступлений. Его четырехлетний успех, на первый взгляд, без сомнения, удивительный, если исходить лишь из его посредственных способностей, был естественным следствием питавшей его смертельной ненависти, глубинной и неистовой зависти. Он в высшей степени обладал талантом ненавидеть и желанием подчинять себе... В своих мечтах о мести он был полон решимости покарать смертью всякую рану, нанесенную его чувствительному самолюбию; и чтобы тайное ощущение неполноценности перестало разрушать иллюзии, созданные его самолюбием, он хотел бы остаться лишь с теми, кого считал неспособными себя унизить. С давних пор он изменил значение слова народ, приписав наименее образованной части общества свойства и права общества в целом”. Другие деятели революции могли укорять за чтото народ, упрекать или
осуждать. Но для Робеспьера слово "народ" было синонимом правоты. Когда
летом 1789г. толпа жестоко расправилась с бывшим сановником Фулоном,
повесив его на фонаре, он коротко сообщил об этом другу в письме: "Вчера Весной 1792 года, во время особенно бурных и драматических заседаний Убежищем от политики для Робеспьера была семья столяра Дюпле, дочь
которого боготворила Робеспьера, называя его спасителем. Вообще у Робеспьер обладал секретом неповторимой риторики, в которой лирические
порывы, когда речь шла только о нем самом, соединялись со своего рода
отвлечённой речью, когда дело касалось принципов, добродетели и народа. Вместе с Робеспьером утихла неимоверная волна казней французов. На могиле этого человека помещена эпитафия: “Passaunt! Ne chagrine pas de ma sort. Tu serais mort, si g’etais vivant”, что означает:” Прохожий! Не печалься над моей судьбой. Ты был бы мёртв, когда б я был живой.” Список использованной литературы (http://www.rubricon.ru)
|
|