| |||
Реферат: Мустафа Кемаль (Ататюрк)ПЛАН Введение. 1. Социально-политическая обстановка в Турции после Первой мировой войны. 2. Основные ступени военно-политической карьеры Мустафы Кемаля (Ататюрка). 2.1. Участие в политических обществах. 2.2. Военная карьера. 2.3. Руководство национально-освободительным движением. 3. Ататюрк – президент Турции. 3.1. Диктатура правления. 3.2. Анкара – новая столица Турции. 3.3. Идеология шовинизма. 4. Реформы Ататюрка. 4.1. Светский характер государства 4.2. Европейские стандарты общественной жизни.
Мое мнение об Ататюрке и его реформах. Заключение. Литература. АТАТЮРК Работа ученика 311 группы Мариупольского технического лмицея Анищенко Сергея Александровича ВВЕДЕНИЕ «Ататюрк» в переводе с турецкого означает «отец народа», и это в данном случае не преувеличение. Человека, носившего эту фамилию, по заслугам именуют отцом современной Турции. Один из современных архитектурных памятников Анкары - мавзолей Ататюрк (Мустафа Кемаль) в Турции повсюду. Его портреты висят в
государственных учреждениях и кофейнях маленьких городов. Его статуи стоят
на городских площадях и скверах. Его изречения встретишь на стадионах, в
парках, в концертных залах, на бульварах, вдоль дорог и в лесах. Люди
слушают восхваления ему по радио и телевидению. Регулярно демонстрируется
уцелевшая кинохроника его времен. Речи Мустафы Кемаля цитируют политические
деятели, военные, профессора, профсоюзные и студенческие лидеры. 1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ТУРЦИИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ С чего начинались реформы в Турции, справедливо связываемые с именем
великого Кемаля Ататюрка? Турция пережила Первую мировую войну, оккупацию
части территории, освободительную войну против захватчиков, падение
младотурков и окончательное освобождение от султанского режима, распад
империи. Османская империя представляла собой государство разоренное войной
и внутренними противоречиями. В результате войны Турция потеряло почти всю Одержавшие победу союзники обрушились на Османскую империю как изголодавшиеся хищники. Казалось, что Османской империи, которая долго слыла «Большой державой Европы» война нанесла смертельный удар. Похоже было, что каждая из европейских стран желала урвать себе ее кусочек Условия перемирия были очень суровыми, а союзники заключили тайное соглашение о разделе территории Османской империи. Великобритания к тому же не стала терять времени даром и развернула свой военный флот в гавани Стамбула. В начале первой мировой войны Уинстон Черчилль спрашивал: «Что случится в этом землетрясении со скандальной, разрушающейся, дряхлой Турцией, у которой нет и гроша в кармане?» В эти годы начинает формироваться и понимание необходимости создания новой Турции. Выразителем этих интересов стал Мустафа Кемаль. ОСНОВНЫЕ СТУПЕНИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ МУСТАФЫ КЕМАЛЯ (АТАТЮРКА) Мустафа Кемаль родился в Салониках в Греции, на территории Македонии. 2.1. Участие в политических обществах В возрасте 20 лет Мустафа Кемаль был направлен в Высшее военное
училище Генерального штаба. Во время обучения Кемаль и его товарищи
основали тайное общество «Ватан». «Ватан» - турецкое слово арабского
происхождения, которое можно перевести как «родина», «место рождения» или Кемаль, не сумев добиться взаимопонимания с другими членами общества, покинул «Ватан» и примкнул к Комитету союза и прогресса, который сотрудничал с движением младотурок (турецкое буржуазное революционное движение, ставившее задачей замену султанского самодержавия конституционным строем). Кемаль был лично знаком со многими ключевыми фигурами в младотурецком движении, но не участвовал в перевороте 1908 года. 2.2. Военная карьера Когда разразилась Первая мировая война, Кемаль, презиравший немцев,
был потрясен тем, что султан сделал Османскую империю их союзником. Однако,
вопреки личным взглядам, он искусно руководил вверенными ему войсками на
каждом из фронтов, где ему приходилось воевать. Так, у Галлиполи с начала
апреля 1915 года он сдерживал британские силы более полумесяца, заслужив
прозвище "Спаситель Стамбула". Это была одна из редких побед турок в В 1916 году Кемаль командовал 2-й и 3-й армиями, остановив наступление русских войск на юге Кавказа. В 1918 году, в конце войны, он командовал 7-й армией близ Алеппо, ведя последние бои с англичанами и прекрасно сознавая, что война Турцией проиграна. 2.3. Руководство национально-освободительным движением На исходе Первой мировой войны возникла реальная опасность
исчезновения Турции как государства. Однако турецкий народ смог возродить
из пепла свою державу, отвернувшись от султана и сделав своим лидером Союзники рассчитывали сохранить султанат, и многие в Турции верили,
что султанат выживет в условиях иностранного регентства. Кемаль же хотел
создать независимое государство и покончить с имперскими пережитками. Когда султан подписал Севрский договор 1920 года и отдал Османскую
империю на дележ союзникам в обмен на сохранение своей власти над тем, что
останется, почти весь народ перешел на сторону Кемаля. После того, как
армия Кемаля двинулась к Стамбулу, союзники обратились за помощью к Греции. Мустафа Кемаль и его соратники хорошо понимали истинное место страны в мире и ее подлинный вес. Поэтому на вершине военного триумфа Мустафа Кемаль отказался продолжать войну и ограничился удержанием того, что, по его мнению, было турецкой национальной территорией. 3. АТАТЮРК – ПРЕЗИДЕНТ ТУРЦИИ 3.1. Диктатура правления 1 ноября 1922 года Великое национальное собрание распустило султанат Новое турецкое государство приняло в 1923 году новую форму правления с
президентом, парламентом, конституцией. Однопартийная система диктатуры 3.2. Анкара – новая столица Турции Мустафа Кемаль поменял столицу государства. Ею стала Анкара. Еще во время борь- бы за независимость Кемаль выбрал этот город для своей штаб-квартиры, так как он был связан железной дорогой со Стамбулом и в то же время лежал вне досягаемости врагов. В Анкаре состоялась первая сессия национального собрания, и Кемаль провозгласил ее столицей. Он не доверял Стамбулу, где все напоминало об унижениях прошлого и слишком много людей было связано со старым режимом. В 1923 году Анкара представляла собой небольшой торговый центр с населением около 30 тысяч душ. Ее позиции как центра страны укрепились впоследствии благодаря строительству железных дорог в радиальных направлениях. Газета «Таймc» в 1923 году в декабре писала с издевкой: «Даже самые шовинистически настроенные турки признают неудобства жизни в столице, где полдюжины мерцающих электрических лампочек представляют собой общественное освещение, где в домах почти нет воды, текущей из крана, где осел или лошадь привязаны к решетке маленького домика, который служит. Министерством иностранных дел, где открытые сточные канавы бегут посреди улицы, где современные изящные искусства ограничены потреблением плохого ракы - анисовой водки и игрой духового оркестра, где парламент заседает в доме, не большем, чем помещение для игры в крикет». Тогда Анкара не могла предложить подходящего жилья для дипломатических представителей, их превосходительства предпочитали снимать спальные вагоны на станции, сокращая пребывание в столице, чтобы поскорее уехать в Стамбул. Тем не менее, Кемаль уже тогда, как и многие другие диктаторы (Петр 1, 3.3. Идеология шовинизма Когда Мустафа Кемаль произнес, знаменитые слова: «Какое счастье быть турком!»- они упали на благодатную почву турецкого национал-шовинизма и прозвучали как вызов остальному миру. Это изречение Ататюрка ныне в Турции повторяют бесконечное число раз на все лады, по поводу и без него. Во времена Ататюрка была выдвинута «солнечная языковая теория», в
которой утверждалось, что все языки мира произошли от турецкого Другая группа турок якобы завоевала Индию. Третья группа откочевала на
юг - в Сирию, Палестину, Египет, и вдоль североафриканского побережья в Вот такую сногсшибательную историю мира в 50-е годы изучали в турецких школах. Ее политический смысл состоял в оборонительном национализме, но и шовинистический подтекст был виден невооруженным глазом. Ататюрк широко использовал национал-шовинизм как средство усиления своего влияния на массы и укрепления своей власти. 4. РЕФОРМЫ АТАТЮРКА В отличие от многих других реформаторов президент Турции был убежден, что бессмысленно просто модернизировать фасад. Чтобы Турция могла устоять в послевоенном мире, необходимо было произвести фундаментальные изменения всей структуры общества и культуры. Можно спорить, насколько удалась кемалистам эта задача, но она была поставлена и проводилась при Ататюрке с решимостью и энергией. Слово «цивилизация» бесконечно повторяется в его речах и звучит как
заклинание: «Мы будем следовать по пути цивилизации и придем к ней... Те,
которые задержатся, будут потоплены ревущим потоком цивилизации... 4.1. Светский характер государства Мустафа Кемаль видел в халифате связь с прошлым и исламом. Поэтому вслед за ликвидацией султаната он уничтожил и халифат. Кемалисты открыто выступили против исламской ортодоксии, расчищая путь для превращения страны в светское государство. Почва для преобразований кемалистов была подготовлена и распространением передовых для Турции философских и социальных идей Европы, и все более широким нарушением религиозных обрядов и запретов. Офицеры - младотурки считали делом чести пить коньяк и закусывать его ветчиной, что выглядело страшным грехом в глазах ревнителей мусульманства. Еще первые османские реформы ограничили могущество улемов и отняли у них часть влияния в области права и образования. Но богословы сохраняли огромную власть и авторитет. После уничтожения султаната и халифата они оставались единственным институтом старого режима, который сопротивлялся кемалистам. Кемаль властью президента республики упразднил древнюю должность шейх-
уль-ислама - первого улема в государстве, министерства шариата, закрыл
отдельные религиозные школы и колледжи, а позже запретил шариатские суды. Все религиозные учреждения стали частью государственного аппарата. Турецкое министерство просвещения взяло под свой контроль все религиозные школы. Медресе, существовавшее при мечети Сулеймана в Стамбуле, которое готовило улемов высшего ранга, было передано богословскому факультету Стамбульского университета. В 1933 году на базе этого факультета был открыт Институт исламских исследований. Однако сопротивление лаицизму - светским реформам - оказалось сильнее, чем ожидали. Когда в 1925 году началось курдское восстание, его возглавил один из дервишских шейхов, призывавших свергнуть «безбожную республику» и восстановить халифат. В Турции Ислам существовал на двух уровнях: . формальный, догматический - религия государства, школы и иерархии; . народный, приспособленный к быту, обрядам, верованиям, традициям масс, который находил свое выражение в дервишестве. Изнутри мусульманская мечеть проста и даже аскетична. В ней нет алтаря и святилища, так как ислам не признает Таинства причастия и посвящения в духовный сан. Общие молитвы - это дисциплинирующий акт общины для выражения покорности единому, нематериальному и отдаленному Аллаху. С древнейших времен ортодоксальная вера, суровая в своем поклонении, абстрактная в учении, конформистская в политике, не могла удовлетворять эмоциональные и социальные потребности значительной части населения. Оно обращалось к культу святых и к дервишам, которые оставались близки к народу, чтобы заменить формальный религиозный ритуал или что-то добавить к нему. В дервишеских монастырях проходили экстатические собрания с музыкой, песнями и танцами. В средние века дервиши зачастую выступали в качестве руководителей и вдохновителей религиозно-социальных восстаний. В другие времена они проникали в аппарат правительства и оказывали огромное, хотя и скрытое, влияние на действия министров и султанов. Среди дервишей шло жестокое соревнование за влияние на массы и на государственный аппарат. Благодаря тесной связи с местными вариантами гильдий и цехов дервиши могли влиять на ремесленников и торговцев. Когда в Турции начались реформы, стало ясно, что не богословы-улемы, а именно дервиши оказывают наибольшее сопротивление лаицизму. Борьба порой принимала жестокие формы. В 1930 году мусульманские фанатики убили молодого армейского офицера Кубилая. Его окружили, повалили на землю и медленно отпилили ему голову ржавой пилой, выкрикивая: «Аллах велик!», в то время как толпа одобрительными возгласами поддерживала их деяние. С тех пор Кубилай считается как бы «святым» кемализма. Со своими противниками кемалисты расправлялись без жалости. Мустафа 4.2. Европейские стандарты общественной жизни Несмотря на бедность в стране, Кемаль упорно тянул Турцию за уши в цивилизацию. Был издан декрет, который требовал от чиновников носить костюм, «общий для всех цивилизованных наций мира». Сначала обычным гражданам позволялось одеваться, как они хотят, но затем фески объявили вне закона. Для современного европейца насильственная смена одного головного убора другим может показаться комичной и раздражающей. Для мусульманина это было делом большой важности. С помощью одежды турок-мусульманин отделял себя от гяуров. Феска в то время была распространенным головным убором мусульманина- горожанина. Вся остальная одежда могла быть европейской, но на голове оставался символ османского ислама - феска. Реакция на действия кемалистов была любопытной. Ректор университета Смена национальной одежды показала в истории желание слабых походить на сильных, отсталых - на развитых. Средневековые египетские хроники рассказывают, что после великих монгольских завоеваний ХII-го века даже мусульманские султаны и эмиры Египта, отбившие нашествие монголов, начали носить длинные волосы, как и азиатские кочевники. Когда османские султаны в первой половине XIX века стали проводить преобразования, они, прежде всего, облачили солдат в европейские мундиры, то есть в костюмы победителей. Тогда и был введен вместо тюрбана головной убор, названный феской. Он настолько привился, что спустя столетие стал эмблемой мусульманской ортодоксии. На юридическом факультете Анкарского университета однажды вышла юмористическая газета. На вопрос редакции «Кто такой турецкий гражданин?» студенты дали ответ: «Турецкий гражданин - это человек, который женится по швейцарскому гражданскому праву, осуждается по итальянскому уголовному кодексу, судится по германскому процессуальному кодексу, этим человеком управляют на основе французского административного права и хоронят его по канонам ислама». Даже спустя много десятилетий после введения кемалистами новых правовых норм чувствуется определенная искусственность в их применении к турецкому обществу. «А вы, друзья, как ни рядитесь – всё в музыканты не годитесь!» - так еще в ХIX веке о таких «реформах» сказал бы великий баснописец Крылов. Швейцарское гражданское право, переработанное применительно к нуждам Принятие швейцарского гражданского кодекса многое изменило в семейных отношениях. Запретив полигамию, закон предоставил женщине право развода, внедрил бракоразводный процесс, уничтожил юридическое неравенство между мужчиной и женщиной. Конечно, новый кодекс носил вполне определенные специфические черты. Взять хотя бы то, что он предоставлял женщине право потребовать у мужа развода, если тот скрыл, что он безработный. Однако условия общества, установившиеся веками традиции сдерживали применение новых брачно-семейных норм на практике. Для девушки, которая хочет выйти замуж, непременным условием считалось (и считается) девственность. Если муж обнаруживал, что его жена - не девственница, он отсылал ее обратно родителям, и до конца жизни она несла позор, как и вся ее семья. Иногда ее убивали без жалости отец или брат. Мустафа Кемаль всячески поддерживал эмансипацию женщин. Женщины были
допущены на коммерческие факультеты еще во времена Первой мировой войны, а
в 20-е годы они появились и в аудиториях гуманитарного факультета В одной из своих речей Мустафа Кемаль обрушился на чадру. «Она
причиняет женщине большие страдания во время жары, - говорил он. - Мужчины! Кроме гражданского, страна получила новые кодексы для всех отраслей
жизни. На уголовный кодекс оказали влияние законы фашистской Италии. Статьи Не любил Кемаль и исламистов. Кемалисты убрали из конституции статью Мустафа Кемаль, сшибая феску с головы турка и вводя европейские
кодексы, пытался привить соотечественникам вкус к изысканным развлечениям. Преобразования затронули и арабский алфавит, действительно удобный для
арабского языка, но не подходящий для турецкого. Временное введение
латиницы для тюркских языков в Советском Союзе подтолкнуло к тому же деянию Национальное собрание приняло закон, вводивший новый турецкий алфавит и запретивший применение арабского с 1 января 1929 года. Введение латиницы не только облегчало обучение населения. Оно знаменовало новый этап разрыва с прошлым, удар по мусульманским верованиям. В соответствии с мистическим учением, принесенным в Турцию из Ирана в средние века и принятым дервишеским орденом бекташи, образ Аллаха - это лицо человека, знак человека - его язык, который выражается 28 буквами арабского алфавита. «В них содержатся все тайны Аллаха, человека и вечности». Для ортодоксального мусульманина текст Корана, включая язык, на котором он сложен и шрифт, которым он напечатан, считается вечным и нерушимым. Турецкий язык в османские времена стал тяжелым и искусственным, заимствовав не только слова, но и целые выражения, даже грамматические правила из персидского и арабского. С годами он становился все более напыщенным и неэластичным. В период правления младотурок пресса начала использовать несколько упрощенный турецкий язык. Этого требовали политические, военные, пропагандистские цели. После внедрения латиницы открылись возможности для более глубокой языковой реформы. Мустафа Кемаль основал лингвистическое общество. Оно поставило себе задачей уменьшить и постепенно удалить арабские и грамматические заимствования, многие из которых закрепились в турецком культурном языке. Затем последовало более смелое наступление на сами персидские и арабские слова, сопровождавшееся перехлестами. Арабские и персидские языки были классическими языками для турок и внесли в турецкий такие же элементы, как греческий и латинский в европейские языки. Радикалы из лингвистического общества были настроены против арабских и персидских слов как таковых, даже если они составляли значительную часть языка, на котором каждый день говорил турок. Общество готовило и публиковало список чужеродных слов, осужденных на выселение. А тем временем исследователи собирали «чисто турецкие» слова из диалектов, других тюркских языков, древних текстов, чтобы найти замену. Когда ничего подходящего не находили, изобретали новые слова. Термины европейского происхождения, столь же чуждые турецкому языку, не подвергались гонениям, и даже импортировались, чтобы заполнить пустоту, создавшуюся после отказа от арабских и персидских слов. Реформа была нужна, но отнюдь не все соглашались с крайними мерами. Как бы то ни было, турецкий язык менее чем за два поколения
существенно изменился. Для современного турка документы и книги
шестидесятилетней давности с многочисленными персидскими и арабскими
конструкциями несут на себе печать архаичности и средневековья. Турецкая
молодежь отделена от сравнительно недалекого прошлого высокой стеной. В 1934 году было решено отменить все титулы старого режима и заменить
их обращениями "господин" и "госпожа". Одновременно 1 января 1935 года
вводились фамилии. Мустафа Кемаль получил от Великого национального
собрания фамилию Ататюрк (отец турок), а его ближайший сподвижник, будущий
президент и лидер народно-республиканской партии Исмет-паша фамилию Иненю Хотя фамилии в Турции - дело недавнее, и каждый мог выбрать себе что-
нибудь достойное, но значение фамилий столь же разнообразно и неожиданно,
как и в других языках. Большинство турок придумали себе вполне подходящие
фамилии. Ахмет-бакалейщик стал Ахметом Бакалейщиком, Исмаил-почтальон
остался Почтальоном, корзинщик - Корзинщиком. Некоторые выбрали такие
фамилии, как Вежливый, Умный, Красивый, Честный, Добрый. Другие подобрали 4.3. Консолидация общества на идеях национализма Последние фамилии косвенно преследовали еще одну цель. Мустафа Кемаль
искал исторические аргументы, чтобы восстановить у турок чувство
национальной гордости, подорванное за предшествующие два века почти
непрерывными поражениями и внутренним развалом. О национальном достоинстве
заговорила прежде всего интеллигенция. Ее инстинктивный национализм носил
по отношению к Европе оборонительный характер. Можно представить себе
чувства турецкого патриота тех дней, который читал европейскую литературу и
почти всегда находил слово «турок», употребленным с оттенком пренебрежения. Еще Измирский конгресс 1923 года принял «Экономический обет» на
принципах национального единства и предотвращения классовой борьбы. В нем
пишется, что «турки любят друг друга от души, без различия классов и
убеждений». Это были не просто красивые слова, а реальная задача
преодоления последствий гражданской войны, раскола общества, разрешения
межнациональных и социальных противоречий. Перед Мустафой Кемалем стояли
труднейшие задачи: в том числе консолидация общества на идеях здорового
национализма. В течение многих веков Турецкая империя играла ведущую роль в
мировой политике. Это наложило своеобразный отпечаток на сознание туркав,
на образ их мышления. Преодолеть имперский стереотип, когда каждый турок
считал себя выше, чем остальные жители государства, было труднее, чем даже
перестроить экономику страны. Тем более, что турецкий султан был
одновременно халифом правоверных, а турки считали свою страну центром
исламского мира. В годы младотурецкой революции главной доктриной был
оттоманизм, т.е. стремление превратить всех жителей империи в единую нацию. Таким образом, кемалисты поставили вопрос об отказе от имперских амбиций и признании права ранее покоренных народов самостоятельно решать свою судьбу. Идея национального единства сыграла настолько значительную роль, что новая турецкая армия смогла остановить наступление превосходящих греческих войск и разгромить их. Мустафа Кемаль сформулировал основные принципы национальной идеи - родина, нация, республика, общественные права. Наряду с ними было приняты ряд принципов, которые были включены в Конституцию. Республиканизм означал верность республиканской форме правления; революционизм - верность принципам борьбы за независимость, национализм - возвышение турецкой нации; лаицизм - защиту принципа отделения религии от государства; народность - непризнание классов и классовой борьбы; осуществление народного суверенитета на основе демократизма. В разной степени эти принципы были претворены в жизнь при правлении Ататюрка и в нынешние времена. 4.4. Поддержка частной инициативы В 20-е годы правительство Кемаля немало делало для того, чтобы поддержать частную инициативу. Но социально-экономическая действительность показала, что в Турции этот метод в чистом виде не работает. Буржуазия устремилась в торговлю, домостроительство, спекуляцию, занималась пенкоснимательством, в последнюю очередь думая о национальных интересах и развитии промышленности. Режим офицеров и чиновников, сохранивших определенное презрение к торговцам, все с большим неудовольствием наблюдал затем, как частные предприниматели игнорировали призывы вкладывать деньги в индустрию. «Экономический конгресс», созванный кемалистами в Измире в феврале Любопытная форма поощрения правительством местной текстильной
промышленности осуществлялась в соответствии с законом, принятым в декабре Однако когда грянул мировой экономический кризис, больно ударивший по В 30-е годы Турция занимала третье место в мире по темпам промышленного развития. Однако реформы кемалистов распространялись в основном на города. Лишь самым краем они касались деревни, где до сих пор живет почти половина турок, а во время правления Ататюрка жило большинство. 5. МОЕ МНЕНИЕ ОБ АТАТЮРКЕ И ЕГО РЕФОРМАХ Ататюрк как человек и политический деятель производит двоякое впечатление. Положительные аспекты его жизни и правления Турцией, наиболее известные во всем мире, изложены в предшествующих главах. Однако есть много негативных черт характера Ататюрка и неудач в его президентском правлении, о которых не хотят говорить в Турции и которые тщательно скрывают от мировой общественности. Ататюрка называют суровым и блестящим солдатом, но его требования «не воевать, а умирать» говорят, скорее, о безжалостности и самодурстве, нежели о выдающихся военных качествах. Неумение или нежелание находить общий язык с членами политических обществ и неучастие в рискованных мероприятиях этих обществ характеризуют Ататюрка как бескомпромиссного, неуживчивого человека, к тому же хитрого и коварного, ставящего личные интересы заведомо выше коллективных. «Вытягивание за уши Турции в цивилизацию», в том числе путем запрета ношения фесок, введения гражданских браков (при допущении законности убийства женщины, если выяснится, что она вступила в брак не девственницей) свидетельствует больше об авантюризме, чем о продуманных действиях. Культ Ататюрка в Турции, хотя и носит официальный и массовый характер, вряд ли может быть назван безусловным. Даже кемалисты, которые клянутся в преданности его идеям, на самом деле идут своим путем. Утверждение кемалистов, будто всякий турок любит Ататюрка, - всего лишь миф. У реформ Мустафы Кемаля много врагов - явных и тайных. Попытки отказаться от некоторых его преобразований не прекращаются и в наше время. Левые политические деятели постоянно вспоминают о репрессиях, которым подвергались их предшественники при Ататюрке и считают Мустафу Кемаля просто сильным буржуазным лидером. Исламский мир не желает признавать его, не прощая тем самым ликвидацию халифата. У Мустафы Кемаля были и достоинства, и человеческие слабости. Он
обладал чувством юмора, любил женщин и веселье, однако сохранял трезвый ум
политика. Его уважали в обществе, хотя его личная жизнь отличалась
скандальностью и распущенностью. Кемаля часто сравнивают с Петром I. Как и
русский император, Ататюрк питал слабость к спиртному. Он умер 10 ноября ЗАКЛЮЧЕНИЕ Реформы выдающегося государственного деятеля Турции Мустафы Кемаля ЛИТЕРАТУРА 1. Асылбек Бисенбаев. Ататюрк. – Интернет-сайт http://sesna.hypermart.net. 2. Мустафа Кемаль (Ататюрк). – Интернет-сайт http://www.peoples.ru. 3. Ататюрк. – Энциклопедия «Кирилл и Мефодий», т. 1, компакт-диск, 1998 г.
|
|