Реферат: Николай I

Реферат

по теме:

Николай I

Азьмук А.С. 9”Б”

Владивосток 1998 год

План темы:

1. 14-е декабря 1825 года.
2. Внутренние дела времени императора Николая I.
3. Отношение общества к деятельности императора Николая I
4. Внешняя политика императора Николая I

Вопрос № 1

Принесение присяги новому государю было назначено на понедельник 14 декабря, накануне же вечером предполагалось заседание Государственного совета, в котором император Николай желал лично изъяснить обстоятельства своего воцарения в присутствии младшего брата Михаила, "личнаго свидетеля и вестника от цесаревича Константина". Дело немного затягивали потому, что
Михаил Павлович находился тогда на пути из Варшавы в Петербург и мог вернуться в Петербург только вечером 13 декабря. Но так как он опоздал, то заседание Государственного совета состоялось без него, в полночь с 13-го на
14-е декабря, а утром 14-го, также еще до приезда Михаила, принесена была присяга начальниками гвардейских войск, и затем эти начальники отправились в свои части приводить к присяге солдат. В церквах в то же время читался народу манифест о вступлении на престол императора Николая.

Новый государь не с полным спокойствием ждал конца присяги. Еще 12 декабря узнал он по донесению, присланному из Таганрога, о существовании заговора, или заговоров, а 13-го у него уже могли быть сведения и о том, что в самом Петербурге готовится движение против него. Петербургский военный генерал-губернатор граф Милорадович на все вопросы по этому делу отвечал успокоительно: но он не имел о заговоре правильного понятия и не считал нужным принять принудительные меры, несмотря на то что 13-го обнаружились кое-какие признаки агитации в полках. Первый беспорядок 14 декабря произошел в конной артиллерии, где офицеры и солдаты желали видеть у присяги великого князя Михаила Павловича. В городе знали, что он не присягал до того дня никому, и удивлялось его отсутствию в такую важную минуту. В это время Михаил уже приехал в Петербург; не медля он явился в артиллерийские казармы и успокоил смутившихся. Но затем пришла во дворец весть, что части гвардейских Московского и Гренадерского полков не присягнули и, увлеченные некоторыми офицерами, после насилий над начальниками, вышли из казарм и сгруппировались в две толпы на Сенатской площади близ памятника Петру Великому. К ним пристали матросы гвардейского экипажа и уличная публика. Среди собравшихся раздавалось "ура Константину
Павловичу!". Против возмутившихся были поставлен всех сторон гвардейские войска, и сам император Ни) приехал на Сенатскую площадь. Попытки увещания не привели ни к чему: успокаивавший мятежников граф Милорадович был убит выстрелом из пистолета. Натиск мятежников конной гвардии не удался: толпа устояла тив скользивших по гололедице лошадей и стрельб ружей отбила атаку.
Тогда прибегли к пушкам; неск( картечных выстрелов из орудий, стоявших у
Адмира ства, рассеяли толпу, и она побежала по Галерной ул вдоль Невы.
Оставалось искать виновных.

В сущности, происшедший уличный беспоряд< был серьезным бунтом. Он не имел никакого плана щего руководства, не имел и военной силы. Весьден1 па провела в бездействии и рассыпалась от первой ка^ Внешнее значение этого эпизода так и было понято 1 ратором Николаем, по словам которого бунтовавшие "впали в заблуждение". Но важность происшедшего кабря мятежа состояла в том, что он был внешним вы нием скрытого политического движения, которое вы лось и другими подобными же признаками, вроде мяп Черниговском полку на юге. Руководители этого дви> были обнаружены и задержаны очень скоро после 14 бря. К лету 1826 г. заговор был уже изучен, и винов1 числе до 120 человек, были преданы особому верхо" суду, в состав которого были введены "государстве сословия": Государственный совет, Сенат и Сино, приговору суда, смягченному несколько императоре] копаем, пять виновных были преданы смертной казн тальные были сосланы в каторжные работы и на посе в Сибирь. Так закончилось "дело декабристов", поел; шее прологом к царствованию императора Николая

Это дело было самой существенной частностью обстановке, в какой совершилось воцарение Никола: всего более определило настроение новой власти и и вление ее деятельности. Новая власть вступила в жи: совсем гладко, под угроой переворота и "ценой кров их подданных"("аи рпх ществе.

Заботы распространения образования выразилис рождении весьма мно"чх учебных заведений. Учреж специальные учебные заведения: военные (кадете^ пуса и академии военная и морская), технические (' логический институт и
Строительное училище в Пет ге. Межевой институт в Москве); возобновлен бьи ный педагогический институт для приготовления пр вателей. Все эти учебные заведения имели в виду ^ творение практических нужд государства. Для образ1 общего сделано также немало. Учреждено было нес женских институтов.
Основывались пансионы с ги ческим курсом для сыновей дворян. Было улучшено жение мужских гимназий. По мысли министра нар просвещения графа С. С.
Уварова, среднее образе даваемое гимназиями, должно было составлять уде. высших сословий и предназначалось для детей дв чиновников. Оно было сделано
"классическим", "основать новейшее русское образование тверже и на древней образованности той нации, от которой получила и святое учение веры, и первые начатки просвещения" (т. е. Византии). Для детей купцов и предназначались уездные училища, причем правит" принимало некоторые меры к тому, чтобы лица из з словий не попадали в гимназии. Однако стремлены нию настолько уже созрело в населении, что эти ^ приводили к цели. В гимназии вместе с дворянами пали в большом числе так называемые "разночинц лица, уволенные из податных сословий, но не прин; щие к дворянам потомственным или личным. Напл ночинцев в гимназии и университеты составлял и ное и важное явление того времени: благодаря ем) русского образованного общества,
"интеллигенции стал быть, как прежде, исключительно дворянским

Опасения правительства относительно того, 41 ные заведения станут распространителями вредны тических влияний, выразились в ряде стеснительн
За университетами должны были наблюдать поп^ учебных округов. Устав университетов, вырабо (1835) графом Уваровым, давал университетам не" права самоуправления и свободу преподавания. Н

на Западе в 1848 г. произошел ряд революционных движений, русские университеты подверглись чрезвычайным ограничениям и исключительному надзору. Преподавание философии было упразднено; посылка за границу молодых людей для подготовления к профессуре прекращена; число студентов ограничено для каждого университета определенным комплектом (300 человек); студентов стали обучать военной маршировке и строевым уставам. Эта последняя мера была введена и в старших классах гимназии. Министерство народного просвещения, которому была в то время подчинена цензура, чрезвычайно усилило строгости, запрещая всякую попытку в журналах, книгах и лекциях касаться политических тем. Последние годы царствования императора Николая 1 заслужили поэтому славу необыкновенно суровой эпохи, когда была подавлена всякая общественная жизнь и угнетены наука и литература. Малейшее подозрение в том, что какое-либо лицо утратило "непорочность мнений" и стало неблагонадежным, влекло за собой опалу и наказание без суда.

Отношение общества к деятельности императора Николая 1. Знакомясь с правительственной деятельностью изучаемой эпохи, мы приходим к заключению, что первое время царствования Николая 1 было временем бодрой работы, поступательный характер которой, по сравнению с концом предшествующего царствования, очевиден. Однако позднейший наблюдатель с удивлением убеждается, что эта бодрая деятельность не привлекала к себе ни участия, ни сочувствия лучших интеллигентных сил тогдашнего общества и не создала императору Николаю 1 той популярности, которой пользовался в свои лучшие годы его предшественник Александр. Одну из причин этого явления можно видеть в гом, что само правительство императора Николая 1 желало
1ействовать независимо от общества и стремилось ограни-аниям России". Турция протестовала. Державы, участво-авшие в протекторате над Турцией, создавали в Вене конференцию по турецким делам (из уполномоченных Франки, Англии,
Австрии и Пруссии). Россия показывала клонность подчиниться решению этой конференции. Но огда султан обнаружил упорство, то и император Николай тказался от всяких уступок. Дело кончилось тем, что Тур-ия объявила войну
(осенью 1853 г.), а флоты Англии и Франции появились в Босфоре, как бы угрожая России.

Военные действия начались на Дунае и в Закавказье. На ерном море (в ноябре 1853 г.) русская эскадра под началь-гвом адмирала Нахимова истребила после жаркого боя ту-гцкий флот, стоявший в бухте города Синопа (в Малой зии). После этой славной битвы английская и француз-отив могущественной коалиции, не имея союзников, не "збуждая к себе сочувствия ни европейских правительств, 1 европейского общества. Россия должна была теперь не- сти последствия своей политики "вмешательства", со времен Венского конгресса заставляла Европу |вторжения русских войск. В 1854 г. русская армия 1 за Дунай и осадила крепость Силистрию, но ввил дебных действий
Австрия была вынуждена верн) левый берег Дуная. Австрия потребовала от
России ния княжеств Молдавии и Валахии, как автономны тральных земель.
Русским становилось невозмож1 войну на Дунае при том условии, что австрийцы бу зить им в тыл и сбоку. Поэтому русские войска 01 княжества, и война на
Дунае прекратилась. Росси: кроме Закавказья, перешла к оборонительному обр< ствий. Союзники же не сразу обнаружили место, к шили направить свои удары.
Они на Черном море ? дировали Одессу, на Белом море - Соловецкий стырь. В то же время на Балтийском море англо-ф1 екая эскадра взяла Аландские острова и появила( Кронштадтом; наконец, неприятельские суда деист на
Дальнем Востоке, даже у Камчатки (бомбарди Петропавловск). Но нигде союзники не предпрш решительных действий, заставляя русских очень раз вать свои силы и напрягать внимание. К осени 185' наружилось, что главным театром войны неприяте брали Крым, и в частности Севастополь. В этом гор( ходилась главная стоянка нашего черноморского союзники рассчитывали, взяв
Севастополь, истреби' ский флот и уничтожить все военно-морское устр1
России на Черном море. В сентябре 1854 г. близ Евпг ( на западном берегу
Крыма) высадилось значительн личество французских, английских и турецких войс лее 60 тыс.), под прикрытием огромного флота. Флот ников заключал в с"бе много паровых судов и пото совершеннее и сильнее русского, состоявшего поч-ключительно из парусных кораблей. Ввиду явного П1 са неприятельских сил русским судам нельзя было житься на бой в открытом море.
Пришлось защища Севастополе.

Так началась знаменитая Крымская кампания. < ники, подвигаясь на юг к
Севастополю, встретили 3 сячное русское войско на р. Альме (впадающей в мор нее Евпатории). Русские были здесь побеждены и отк врагу дорогу на
Севастополь. Если бы союзники знал; Севастополь с севера защищен слабо, они могли бы овладеть им. Но враги не надеялись на скорый успех ошли мимо Севастополя и укрепились на юго-западной онечности Крымского полуострова. Оттуда они начали бывать Севастополь правильной осадой.
Оборона Сева-)поля была поручена на первое время морякам под ко-ндой адмиралов Корнилова, Нахимова и Истомина. Они орем решились затопить свои боевые корабли при входе севастопольскую бухту, чтобы сделать невозможным
)ржение в нее с моря. Пушки и прочее вооружение с ко-элей были переданы на береговые укрепления. Вокруг вастополя, не имевшего стен, военный инженер
Тотле-1 проектировал ряд земляных сооружений (бастионов и гарей), которые заменили собой сплошную крепостную ;ну. Эти бастионы и батареи были сооружены усиленной ютой матросов, солдат и жителей города. Когда непри-;ль начал свои подступы, Севастополь уже мог защи-ться. На бомбардировку неприятеля город отвечал та- же бомбардировкой из сотен орудий. Штурмы отбива-;ь с отчаянным мужеством. Направив свои силы против 1ого южного бастиона (№ 4), неприятель не имел ника- |о успеха. Осада затянулась. Но и русским не удалось нуть к Севастополю большие силы и выбить врага из его
"епленного лагеря. Войска были нужны на других теат-: войны и на границах австрийской и прусской. Поддер-вать далекий Севастополь и снабжать его всякими прижми без хорошихдорог и морского пути было очень тру->. Не особенно большая русская армия стояла вблизи мстополя (под командой сначала князя Меншикова, а ем князя Горчакова). Она помогала гарнизону крепо-, чем могла; но все ее попытки перейти в наступление и фмовать неприятельский лагерь (сражения при с. Ин-мане и на р. Черной) оканчивались неудачами. Обе сто-1ы были бесси.г--ны одержать решительный верх одна другой. Осада продолжалась многие месяцы (всего 350 и). Погибли славные предводители русского флота, ад-)алы Корнилов, Нахимов и Истомин, убитые на басти-х.
Город был наполовину разрушен бомбардировками. "епления, разбиваемые неприятелем, едва держались. гарнизон не падал духом и действовал с необыкновен-"1 мужеством. Тогда враги, оставив надежду овладеть ным,
"четвертым", бастионом, перенесли свое внима-на восточную часть укреплений, на Малахов курган. "ако Тотлебен сумел и здесь укрепиться и надолго зажать неприятеля. Севастопольская осада сосредоточи->а себе все усилия боровшихся сторон и стала предме- том общего удивления. Император Николай, в возда мужества и страданий севастопольцев, приказал счита год каждый месяц службы в Севастополе. Так истек т лый 1854 год.

В начале 1855 г. (18 февраля) император Николай с чался, и 19 февраля началось царствование его преемь императора Александра II. В ходе Крымской кампания чего не изменилось. Крепость держалась. Каждый шаг ред союзники покупали ценой больших усилий и по' Только в августе 1855 г. им удалось подвести свои трап совсем близко к боевой ограде Малахова кургана, и 2' густа они начали общий штурм Севастополя. На это1 французам удалось ворваться на Малахов курган и о деть им. Во всех же других местах штурм был отбит. О, ко после потери Малахова кургана нельзя было держа в городе, так как с высокого кургана враг видел весь го легко мог войти в него и с тыла взять остальные его ук) ления. Поэтому было решено оставить Севастополь (( ственно, его южную сторону). Русские перешли из го} по мосту через рейд
(залив) на север и все, что могли, уь тожили в самом Севастополе.
Неприятель не преследс и не спеша занял развалины крепости. Так окончилась на из самых славных кампаний в русской истории.

После падения Севастополя осенью 1855 г. русс; войскам удалось достигнуть блестящего успеха на аз" ском театре войны. Генералом Н. Н.
Муравьевым б взята важная турецкая крепость Каре. Во всех осталы местах военные действия шли вяло и к зиме везде наст полное затишье. Александр II осенью посетил Крым и л но благодарил многострадальную севастопольскую ар^ за ее подвиги и труды. Личное знакомство с положен) дел на юге убедило
Александра в том, что продолжать в ну очень трудно, а победа под Карсом давала ему возм( ность начать переговоры о мире без ущерба для чести государства. Со своей стороны, император Наполеон [ желал мира и даже сам искал случай начать переговорь начале 1856 г. (при посредстве Австрии и
Пруссии) удал собрать в Париже конгресс европейских дипломатов , заключения мира. Мирный трактат был подписан в ма 1856 г. на условиях, довольно тяжких для России. По 1 рижскому трактату Россия получала обратно потерянн ею
Севастополь в обмен на Каре, возвращаемый Турции пользу Молдавии Россия отказалась от своих владени) устьях Дуная (и таким образом перестала быть в непоср) прочим, сам знаменитый М. М. Спер седы о законах", послужившие, по-1 составлению его "Руководства к поз маШние кабинетные занятия Алекса? поднялись образовательными поездк памятно большое путешествие по Ро бири в
1837 г. Двадцати трех лет цеса^ Марией Александровной, принцессе ской, с которой он познакомился во в ничного путешествия. С этого време ная деятельность Александра Нике Николай систематически знакомил с) лями государственного управления и шее руководство делами на время сво цы. В течение десяти лет наследник п шим помощником своего отца и сввд вительственной работы.

По всей видимости, Александр Н) под сильнейшим влиянием отца. Отл" тером, он уступал ему волей. Суровы? Николая порабощал мягкую и доступы его сына, и Александр, любя отца и во его взгляды и готов был идти ему восл
Николай очень любил Александра, Е ему серьезные дела. В практической 1 выцветали те заветы романтической г вкладывал в душу своего воспитанн" ский. Но врожденное добродушие и свою очередь, не допустили Александр каменную крепость духа, какой облада му личность Александра II не отличает черт и в разные моменты его жизни и ,1 водит неодинаковое впечатление.

Первые годы царстеования императо ли посвящены ликвидации Восточно; порядков николаевского времени. В о политики новый государь явил себя г чал
Священного Союза", руководивш1 раторов Александра 1 и Николая 1. В : сказался на первом приеме дипломат показал дипломатам, что готов продол: достигнет почетного мира. Таким обр вправе считать Александра прямым пр тики его отца и поборником отживших ственном соседстве с Турцией). Россия потеряла право иметь военный флот на Черном море; Черное море было объявлено нейтральным, и проливы Босфор и
Дарданеллы были закрыты для военных судов всех государств. Наконец, Россия теряла право покровительства над христианами, подданными Турции, которые были поставлены под протекторат всех великих держав.

Краткий обзор времени императора Александра II и великих реформ

Личность императора Александра Николаевича. Родившийся в 1818 г. сын великого князя Николая Павловича Александр с самых первых дней своей жизни всеми почитался как будущий монарх, ибо он был старшим в своем поколении великим князем. "Это маленькое существо призвано стать императором" - так выразилась о нем его мать, соображая, что ни у императора Александра 1, ни у цесаревича Константина нет сыновей. Поэтому и поэт В. А. Жуковский приветствовал "милого пришельца в Божий свет" как "прекрасное России упование" и на "высокой чреде" царства желал ему внутренних добродетелей и внешней славы. Будущего монарха, естественно, старались приготовить наилучшим образом к высокому жребию, его ожидавшему. Воспитание императора
Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под главным руководством своего "наставника" В. А. Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный план учения цесаревича, утвержденный Николаем. По этому плану целью всего учения было - сделать будущего государя человеком просвещенным и всесторонне образованным, сохранив его от преждевременных увлечений мелочами военного дела.
Жуковскому удалось осуществить свою программу учения; но уберечь цесаревича от влияния тогдашней военной "муштры" он не мог. Верный традициям своего отца и старших братьев, император Николай внушал Мердеру, что Александр
"должен быть военный в душе, без чего он будет потерян в нашем веке". На
Александра поэтому легла печать того века с его наклонностью к плац-параду, дисциплине и военной торжественности. Но вместе с тем цесаревич много учился и имел хороших учителей. Между


©2007—2016 Пуск!by | По вопросам сотрудничества обращайтесь в contextus@mail.ru