| |||
Реферат: Интелегенция и революциястудент 1 го курса экономико-правового факультета 4 ой группы Горбачев Сергей Тема: “Интеллигенция и революция”. (реферат) Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Шевлаков Сергей Николаевич План: I. Вступление . . . . . . . . . . . . . . . 3 II. Основная часть . . . . . . . . . . . 4 III. Заключение . . . . . . . . . . . . 25 Список используемой литературы: 1. “Великая Октябрьская социалистическая революция”. Энциклопедия. Москва, 2. “Советская историческая энциклопедия”. Москва, 1965 г. 3. Л. Люкс. “Летопись триумфального поражения”. Вопросы философии. Москва, 4. “Литературный Петербург, Петроград”. Москва, 1991 г. 5. В.П. Бажов “Интеллигенция: вопросы и ответы”. Москва, 1991 г. При работе над этим рефератом кроме вышеуказанной литературы я использовал еще ряд материалов вплоть до школьных записей, которые мне не показалось нужным указывать в списке использованной литературы. Я ни в коей мере не претендую на то, чтобы поставить свою подпись в конце работы, как автор текста. Этот реферат является обобщением всей информации, которую я почерпнул из различных книг. И так как я признаю это, я не счел необходимым указывать в тексте работы сноски. Вступление. К излюбленным западным стереотипам относится тезис о так называемой
рабской психологии, будто бы распространенной в России. Как известно, этим
клише пользуются уже давно, в его распространении участвовали представители
самых различных политических направлений. Достаточно вспомнить, с одной
стороны, Маркса и Энгельса, а с другой — таких консервативных авторов, как [pic] Вслед за Георгием Федотовым и некоторыми другими русскими мыслителями
мы можем рассматривать интеллигенцию как своего рода духовный орден. Возникновение интеллигенции было результатом перелома в истории
страны, который совершился за очень короткое время. Большинство историков
согласно в том, что члены ордена, контуры которого начали вырисовываться в
тридцатых годах прошлого века, принадлежали уже к совершенно другой
духовной формации, нежели организаторы декабрьского восстания 1825 года. В отличие от декабристов, интеллигенция с порога отрицала государство
как таковое. Слуги государства весьма редко оказывались в ее рядах. Этот
антигосударственный радикализм был, конечно, связан с общими политическими
условиями, которые сложились ко времени, когда на сцену вступила
интеллигенция. Деспотический режим Николая I поверг страну в оцепенение. Новое веяние, замеченное полицией, было само по себе свидетельством возникновения “неофициальной” русской общественности. Мало-помалу становилось ясно, что самодержавие, не знавшее институциональных ограничений власти, все же в огромной степени зависит от общественной поддержки, хуже всего — не имеет шансов долго просуществовать при наличии все более углублявшейся трещины между властью и общественностью. Тут интересно отметить, насколько отличалось, начиная примерно с середины прошлого столетия, развитие России от западного пути, как велика была асинхронность общественно-политического развития обеих частей континента. После поражения революции 1848 года в западно-европейском обществе шел неуклонный процесс внутренней интеграции и консолидации. Опыт революционных событий показал противникам старого режима, что существующий порядок не поддается прямому разрушению снизу. В то же время часть консерваторов поняла, что общественное мнение — крайне важный аспект политической жизни, что длительное сопротивление идеям, захватившим общество, борьба против “духа” времени — бесперспективна. Наметился компромисс, который позволил существующей системе интегрировать прежних своих противников. Общим знаменателем стал национализм. Националистическая социология отвлекла широкие слои населения от внутренних конфликтов. О распространении националистического сознания среди мелкобуржуазных масс, мало отличавшихся по своему социальному статусу от пролетариата, израильский историк Яков Тальмон пишет, что им, этим массам, больше нравилось принадлежать к избранной нации, чем к ущербленному в своих интересах классу. Но и рабочие партии, дольше всех сражавшиеся с поветрием национализма, как известно, в конце концов сдались и в 1914 году поплыли по течению. Включение рабочего класса в “национальный фронт” создало важнейшие предпосылки для “войны народов” — Первой мировой войны. Насколько иначе все выглядело в России! Европейские события 1848-49
гг. практически не затронули страну, а потому здесь не было и разочарования
в революционных идеях. В то время как многие бывшие радикалы на Западе
уповали — и чем дальше, тем больше — на спасительную национальную идею, на Заметим, что эта черта не была свойственна интеллигенции с самого начала. Сперва “орден” представлял собой лишь одно из ответвлений общеевропейского революционного движения. Известно, что романтическая идеализация революции была распространена среди образованных кругов на всем европейском континенте вплоть до 1848 года. Своеобразие революционного развития России выявляется лишь после смены отцов-основателей “ордена” интеллигентами нового типа. Это произошло после воцарения Александра II: парадокс состоит в том, что радикализация интеллигенции совпала с правлением монарха, вошедшего в русскую историю под именем “царя- освободителя” и, собственно, вызвавшего своей реформаторской деятельностью подлинную революцию сверху. Этот перелом в истории “ордена” до сего времени ставит в тупик исследователей. Федотов сравнивал его даже с разрывом между поколениями в Западной Европе после Первой мировой войны. Но тот разрыв был понятен. А вот духовный поворот русской интеллигенции после 1855 года кажется загадкой. Ведь он произошел в мирной атмосфере, на фоне либеризации сверху, притом достаточно последовательной, чтобы затронуть самые основы существующего порядка. И вот в этот момент интеллигенция переходит на жесткие и непримиримые позиции. Романтиков и идеалистов сороковых годов вытеснили “реалисты” и “нигилисты”, не похожие на своих мечтательных предшественников. Поведение отцов было более или менее логичным. Их реакция на политические события представляется адекватной. Эти люди сопротивлялись репрессивному николаевскому режиму, а реформы нового царя приветствовали с эйфорическим воодушевлением. Голоса протеста, которые раздавались в стане радикально настроенных детей, казались им досадным диссонансом. Эти голоса портили атмосферу национального примирения, установившуюся было с приходом к власти Александра II. Разрыв двух поколений большинство историков пытается объяснить
сословными или идеологическими причинами. Об отцах говорится, что они
происходили по большей части из помещичьих семей. Их социальное положение
было стабильным. Лишь очень редко приходилось этим людям терпеть нужду. Мастерски описали новый тип интеллигента некоторые отцы, пережившие
подлинный шок при появлении так называемых новых людей. Если верить С критикой непочтительных детей-”нигилистов” выступили Тургенев, Но попытки объяснить эти перемены только тем: что в “орден” вторгались недворянские элементы (разночинцы), оставляют без ответов множество вопросов Ведь выходцы из низов не были редкостью и среди отцов (наиболее известный пример — Белинский): с другой стороны, невоспитанные дети подчас происходили из почтенных и состоятельных семей, например, Писарев. Объяснительная модель, оперирующая только социальными критериями, неудовлетворительна и по другим причинам. Дело в том, что она сосредоточена исключительно на российских делах и упускает из виду то факт, что крушение романтизма и поворот к “реализму”, к вере в науку, есть общеевропейский феномен, середины прошлого века. И на Западе время интеллектуального преобладания эстетов и идеалистов, увлеченных высокими философскими материями, уходило в прошлое. Но обращение к действительности означало здесь принятие неизбежно связанных с нею обстоятельств. Немало бывших революционеров 1848 года отказалось от идей, за которыми не стояло никаких материальных сил. Эти идеи превратились для них в химеры. Август фон Рохау в книге “Основы реальной политики” (1835), сыгравшей огромную роль в эволюции политических идей того времени, писал, что только власть является силой, способной править, власть — первое условие счастья народов: нация, пренебрегшая властью, отжила свое. Слова эти цитировались потом много раз. В России конец “идеализма” привел к совершенно другим результатам. То, что “реалисты” и материалисты 60-70 годов прошлого века так Борис Чичерин, один из самых выдающихся правоведов дореволюционной Консервативное дворянство, несмотря на некоторые оппозиционные настроения, примирились с такой политикой. Могло ли оно порвать с самодержавием? Самодержавие защищало его от ненависти низов, где и после освобождения крестьян лелеяли мечту об экспроприации помещичьей собственности, о черном переделе. Высший слой, как это бывало и прежде в аналогичных ситуациях, готов был примириться со своим подчиненным положением, лишь бы не рисковать своими социальными привилегиями. С этим можно только согласится. Действительно, вплоть до середины XIX
столетия самодержавие обладало исключительной свободой действий, а наиболее
важные сословия в стране — дворяне и крестьяне — не подвергали сомнению (
если не считать редких исключений, например, декабристов и некоторую часть
казачества) автократический принцип как таковой. Лишь с появлением
интеллигенции авторитет царя пошатнулся. Интеллигенция вступила в борьбу не
просто с тем или иным правительственным курсом, но против самих основ
системы, идеологических и политических. Русскую интеллигенцию можно отчасти
сравнить с марксистки ориентированным рабочим движением на Западе во второй
половине XIX века: оно тоже находилось в принципиальной оппозиции к
буржуазному государству. Но если не придавать большого значения
антисоциалистическим законам Бисмарка и подобным явлениям,
западноевропейские рабочие могли все же действовать относительно свободно,
и это, между прочим, весьма способствовало смягчению их настроений. Так власть, не терпевшая никакой политической оппозиции, невольно поощряла общественный радикализм, не склонный потворствовать каким бы то ни было институциональным ограничениям. Ситуация детей была куда благоприятней, чем у их предшественников. Таким образом, невзирая на оттепель, несмотря на эйфорию национального
примирения в начале царствования Александра II, страна все более съезжала к
конфронтации. Проповедники терпимости и компромисса оказались в изоляции. Достоевский, сам принадлежавший к “ордену”, но ставший его судьей и
обличителем, писал о социализме, что он лишь на поверхности выглядит
общественно-политическим учением: куда важней его политических притязаний
стремление социализма стать альтернативой христианству. Эта характеристика
претендовала на универсальность, но описывала скорее положение вещей в Тем не менее религиозный характер мышления интеллигентов был
непроизвольным и неосознанным, ведь задача состояла в полном разрыве с
традицией: интеллигенция выступила как разрушительница всех святынь. Но при всей своей самоотверженности, готовности следовать до конца идеалам равенства, при всем народолюбии, интеллигенция не могла отменить тот прискорбный факт, что в действительности она принадлежала к образованному и, следовательно, привилегированному слою. Для мужиков интеллигент, как и помещик, был представителем ненавистного европеизированного слоя господ: и язык, и мировоззрение этого слоя были им непонятны. Хотя аграрный вопрос был самым жгучим и насущным вопросом, крестьянство не проявляло желания препоручить интеллигенции руководство в борьбе за его интересы. Об этом свидетельствует хорошо известная судьба народников, юношей и девушек, которые в 70-х годах “пошли в народ”, чтобы открыть ему глаза. Крестьяне не слушали агитаторов, а то и просто выдавали их полиции. Этот провал и ощущение беспомощности, несомненно, были одной из важнейших причин радикализации народников, перехода к революционному террору. Общество нужно было “разбудить”. Но и самые сенсационные покушения не сумели встряхнуть эксплуатируемые массы. Вопреки всем усилиям, интеллигенция не была в состоянии занять
вакантное место лидера. Застарелый политический консерватизм крестьянства
препятствовал объединению обеих мятежно настроенных социальных групп. Победоносцев был убежден, что русский народ сохраняет абсолютную
верность царю: эта верность по сути и есть самая надежная опора
самодержавия. Народ знать не знает о конституции, она ему и не нужна, он
даже и не помышляет о каком-либо ограничении самодержавия. Либеральные
уступки обществу совершенно излишни. В них заинтересовано лишь ничтожное
меньшинство российского населения. Нужно, следовательно, чтобы традиционное
мироощущение нижних слоев выдержало напор зловредной современности. Но в конце концов оказалось, что низшие слои общества, которые этот
идеолог последовательного консерватизма считал главной опорой трона, как
раз и представляли собой самую страшную угрозу для государственного строя. Провал концепции Победоносцева был вызван еще и тем, что далеко не все
силы в правительственных кругах поддерживали обер-прокурора в его
стремлении подморозить Россию. Более того, у Победоносцева были
могущественные противники, которые надеялись устранить революционную
опасность другими, в сущности, противоположными средствами. Таков был граф Наконец, самое резкое неприятие вызывала у Витте изоляция,
проповедуемая Победоносцевым как залог сохранения особенного характера В этой концепции было, однако, слабое место: Витте не мог получить
поддержки ни у какого сколько-нибудь значительного социального слоя. Но вместо того, чтобы преодолеть внутренние противоречия в стране,
политический курс Витте лишь обострил их. Таким образом, в России
одновременно ужесточились три конфликта, в большей мере уже разрешенных на Оказавшись в изоляции, двор был вынужден искать компромисса с обществом. Манифест 17 октября 1905 года обещал России основные гражданские права и предусматривал созыв Государственной Думы. Наступил конец неограниченной монархии. Отныне интеллигенция уже не висела в пустоте, — революция Пятого года это наглядно показала. Осуществилась давняя мечта интеллигентов объединиться с народом. “Внизу” почитание царя мало-помалу сменилось безоглядной верой в революцию. Но этот успех странным образом не вызвал безоговорочного одобрения у членов “ордена”, так как часть интеллигенции к этому времени успела сменить вехи. На рубеже столетия в русских образованных кругах, как, впрочем, и на Вопреки предостережениям защитников неограниченной самодержавной власти: качественные изменения системы после революции 1905 года отнюдь не сокрушили монархию. Созыв Думы предоставил оппозиционным лидерам открытую общественную трибуну: вчерашние противники системы, прежде всего либералы, склонялись к примирению с установившимся порядком. Что же касается широких народных масс, то на их настроения эта смена
тенденций никак не повлияла. В результате неустанной просветительской
деятельности интеллигенции массы пришли в движение и остановить их, взывая
к умеренности, было уже невозможно. Да и сам “орден”, вопреки новым
веяниям, все еще не мог пожаловаться на недостаток борцов, как ветеранов,
так и новых “послушников”. Одновременно с “Проблемами идеализма” появилась
другая работа, оказавшая решающее влияние на все позднейшее развитие В стане русской интеллигенции большевики стояли особняком. В своих
теоретических воззрениях они сохраняли верность позитивизму и историческому
оптимизму XIX века, свойственному большинству прежних поколений
интеллигенции. Новые философские, научные и общекультурные течения,
потрясшие на рубеже веков веру в незыблемость материальных основ мира,
находили, правда, отклик у некоторых членов партии, но не у ее лидера. В В политическом смысле большевики тоже составляли особый отряд. В 1914- Казалось, эксцентричность Ленина достигла предела в апреле 1917 года,
когда он призвал заменить только что созданное Временное правительство Будучи одним из ведущих актеров октябрьской драмы, Троцкий здесь явно
преувеличивал. Однако в его словах есть зерно истины; примерно то же
говорили и некоторые противники большевизма. Приверженцам Ленина удалось
внушить большей части населения, что борьба против большевиков — это борьба
против революции. Отождествление большевизма и революции, несомненно, стало Изменились ли отношения между большевиками и народом после переворота? Но как обстояло дело с партиями, которые,. подобно большевикам,
выступали за революцию? Что можно сказать о социалистах-революционерах,
защищавших интересы крестьян и собравших подавляющее большинство голосов на
выборах в Учредительное собрание в декабре 1917 года? О меньшевиках, у
которых было много приверженцев среди промышленного пролетариата? Только
то, что этим партиям явно не хватало решительности. Не оказав практически
никакого сопротивления перевороту 7 ноября 1917 года и разгрому Насколько иначе вели себя большевики! Они были жестокими и
вероломными, они находили возможным попросту не считаться ни с [pic] Заключение. Царская власть, с которой интеллигенция так страстно боролась с самого
своего возникновения, казалась ей вместе с тем и настолько всемогущей, что
она не рассчитывала на скорое крушение самодержавия и возможность взять
власть в свои руки. Практика и технология власти совершенно не занимали
интеллигенцию, она отождествляла себя с жертвами. По-иному обстояло дело с
большевиками. Семнадцатый год и последующие события показали, что
большевики были, в сущности, исключением внутри “ордена”. Только
большевикам во главе с Лениным удалось соединить радикальный утопизм с
исключительно трезвым пониманием механизмов насилия. Вот почему они
добились самого большого успеха среди всех групп интеллигенции и превратили В борьбе Сталина со старыми большевиками парадоксальным образом нашел
свое завершение бунт народных масс против петербургской России, бунт,
начавшийся на грани веков. Ибо старая “ленинская гвардия”, где сохранялись
нравы и традиции дореволюционной интеллигенции, была не чем иным, как
детищем старой России — и ее пережитком. Хотя “орден” сражался с
государством, он в то же время был органически связан с ним и с его
культурой. Он составлял, пожалуй, самую европеизированную часть верхних
слоев обществ, ориентированных на Запад. Оттого и мышление, и образ
действий “ордена” оставались чуждыми и подозрительными для народных масс,
несмотря на процесс идеологического сближения. Космополитизм интеллигенции
выглядел чем-то слишком уж элитарным в глазах народа, да и в глазах нового
поколения большевиков — людей, которые, как правило, вышли из крестьян и
пролетариев. Низы, выброшенные на поверхность общества революцией,
значительно способствовали изменению политической культуры в стране: эта
культура приобретала все более традиционных облик. Она сохраняла даже
некоторые допетровские, патриархально-коллективистские элементы. А
большевики первого призыва с их выраженным индивидуализмом и критицизмом,
страстью к спорам, склонностью к идейной и фракционной борьбе нарушали
стиль этого древне-нового мышления. По сути дела, здесь столкнулись две
эпохи. В этом, как мне кажется, надо искать одну из главных причин, почему Десять лет спустя старых большевиков, лишенных влияния и власти, ожидала пуля в затылок. Гордые победители Семнадцатого года разделили судьбу прочих отрядов интеллигентского “ордена” — почти всех, кто вовремя не эмигрировал. Так закончилась столетняя история русской революционной интеллигенции. В 1936-38 годах погибли ее последние представители. Каким издевательством звучали заявления официальной пропаганды, по-прежнему славившей революционеров, в то время как сталинский режим безжалостно искоренял всякое инакомыслие и всякий дух бунтарства — главные, определяющие черты “ордена”. Почему же диктатор не отказался окончательно от наследия революционной интеллигенции? Потому что советское государство, несмотря на то, что оно истребило своих основателей, по-прежнему черпало свою силу в событиях 1917 года. Отказ от революции был бы равносилен самоотречению. Учрежденный сверху культ революционной интеллигенции способствовал не распространению, а как раз дискредитации ее идей. Многим казалось, что в диссидентском движении шестидесятых годов возродились некоторые характерные черты “ордена”: нонконформистское поведение, нравственный накал, непримиримость к всем формам гражданского и политического угнетения. Однако многие диссиденты сознательно отмежевались от своих предполагаемых предков, решительно отбросив их идеологию. Они, например, были решительно против народопоклонства и против революционного насилия. Семнадцатый год для большинства из них был не началом новой эпохи, а величайшей катастрофой отечественной истории. При этом революционную интеллигенцию считали чуть ли не главным виновником этой катастрофы. Вот почему вопрос о включении ее представителей в галерею предшественников диссидентства оставался весьма спорным. По существу, “орден”, возникновение и гибель которого связаны с глубочайшими катаклизмами русской истории, остался без наследников.
|
|