| |||
Реферат: Истоки образа революционера
Выполнена Контрольные слова: народовольцы, царизм, масоны, нигилисты
ИСТОКИ ОБРАЗА РЕВОЛЮЦИОНЕРА 1
ИСТОКИ ОБРАЗА РЕВОЛЮЦИОНЕРА Отрицательное отношение целой волны историков к большевизму, большевикам
и октябрьской революции имеет временные рамки, и так как оно некогда Сие отрицательное отношение зиждется, в основном, на эмоциях, на немногочисленных фактах, связанных с личной деятельностью тех или иных участников исторической драмы, либо на умозаключениях, притянутых за волосы. Так, «новая лениниана», противоположная по смыслу лениниане коммунистических историков, по большей части является софистикой, сфабрикованной умами либо узкомыслящими, либо озлобленными, т.е. предвзятыми, либо оплаченными теми, кому это выгодно. Основная метода таких писаний – выдергивание из контекста событий или труда обрубленных фраз, обретающих в контексте авторов обратный и, следовательно, нужный смысл. Вобщем-то, защищать Ленина, а равно любую большую и светлую историческую фигуру от нападок – дело практически безнадежное. Всегда ведь есть возможность у обвиняющей стороны на эффект американского правосудия: можно опровергнуть тысячу софизмов, восстановив настоящие контексты высказываний и смыслы деяний, но, споткнувшись на тысяча первом, пасть жертвой мнения, что сделавший зло или солгавший единожды способен был сделать это остальную тысячу раз, а потому ему веры нет. Главное не в этом. Найти совершенных людей – слишком непосильная задача. Суть исторического деятеля вовсе не в этих нюансах. Человек двойственен;
повсеместно присутствующая в пристрастиях и эмоциях, ложных умозаключениях
личность конкурирует во внутренних раздорах с мудрой и уравновешенной,
оригинальной и неповторимой индивидуальностью, всегда избирающей новый путь
и новый способ действия. Ленин как индивидуальность привнес социальную
справедливость в классовой форме, контроль и распределение в качестве ее
рычагов, кооперацию как лучший метод труда и кооперативы, ТОЗы, коммуны,
существовавшие и ранее в среде энтузиастов и сектантов, как формы
коллективного сотрудничества; партийную честь и классовое самосознание,
первые контроллеры и судьи, действующие наиболее эффективно при наличии
партийной дисциплины; устремленность в светлое будущее, пережившую
десятилетия, наполненные невзгодами и победами. Очень долго перечислять то,
что привнесла индивидуальность Ленина, что определило на столетие курс Но также долго было бы перечислять промахи и ошибки, совершенные Лениным как личностью, ибо личность поддается смятению, обманывается ограниченностью и очевидностью, личность слаба, боязлива и неуравновешенна, идет на поводу у предвзятостей, пристрастий, суеверий и т.д. В конце концов нужно судить по временным рамкам: деяния индивидуальности идут через века, а деяния личности обусловлены небольшими временными стадиями. Потому о первой помнят в веках, и она растворяет в себе личность, беря в наших глазах ответственность за нее, принимает за нее муки исторического остракизма, но все равно оправдана своими свершениями. Впрочем, почему Ленин? Что за интерес нам до него? Интерес есть: Ленин
для всех поколений историков был и есть образ революционера, борца за Общее Идеал первого рода складывался обычно для Солнечного героя, т.е.
конкретному историческому лицу придавалось все коммунистическое,
материалистическое и утопическое совершенство, за которым скрылось это
самое конкретное лицо. Но Ленин и в самом деле был маяком, и коммунистам
оставалось только сгладить личностный негатив и красиво отделать легенду. Чтобы иметь наиболее обобщенный образ, мы должны отойти от личности и взглянуть на революционера абстрактно.
Интересен образ революционера. Отнюдь, он не принадлежал единственно большевикам, не был всецело выкован в кузне революционной борьбы, но начал слагаться, пожалуй, с первыми масонскими ложами, возникшими в среде высшего интеллектуального дворянства в XVIII веке. Нужно непременно отметить, что масонское движение имело два направления. Можно обозначить их как традиционное и поддельное. Традиционное берет начало из древних Мистерий и, неся в себе функцию и их посильного замещения в эпоху непримиримого и фанатичного христианства, составляло оппозицию церквям, несло груз социальной работы там, где это по каким-либо причинам не выполнялось государством, объединяло во имя общей деятельности на благо общества и государства людей с широкими взглядами и активной натурой. Традиционное масонство никогда не раскрывало своих карт и видело свою
цель и миссию в посильном приближении мира, или конкретно своей страны к
некоему «золотому веку», о котором мы все имеем крайне смутное
представление. Эту красивую мечту человечества пытались изобразить Платон в Естественно, чтобы вести к идеалу общечеловеческому, масон сам должен стремиться к идеалу личному. Таким образом «тройная обязанность масона заключается в изучении откуда он пришел, что он такое и куда он идет; т.е. изучение Бога, самого себя и будущего преображения»* . По всем этим трем вопросам масонство всегда конфликтовало с христианством, ибо придерживалось восточных учений в преобразованной для собственных нужд форме. Это не удивительно, потому что Мистерии, тот Феникс, который воскрес в масонстве, повторяли еще более таинственные индоазиатские посвятительные учреждения и утверждали три камня мировоззрения: человек божественен, т.е. имеет бессмертное начало; человек не есть тело, но находящаяся в потоке перевоплощений душа, познающая через опыт добро и зло; человек несет ответственность за всю свою деятельность, и сам пожинает в веках плоды своих деяний. Это пункты, за которые гностики, ариане, несториане, манихеи, пелагиане и другие «еретики», отстаивавшие систему восточных взглядов, сшибались насмерть с христианскими ортодоксами. И все эти положения восточной философии входили в масонскую парадигму, поэтому учение масонов оставалось тайным, как и их организация. Следование в направлении разрешения трех вышеизложенных задач делало
неофита человеком с постоянно расширяющимся сознанием и углубляющимся
самосознанием, идущим и стучащимся, делающим самого себя. На этом пути у
него рано или поздно формируется убеждение, что он есть часть человечества
и должен преследовать цель выведения всех людей их невежества и духовной
нищеты. Отсюда и мнимый космополитизм, приписываемый масонам. Так или
иначе, масон не мог не стать социально значимой личностью, не мог не
включиться в культурный, гражданский – в общественный процесс, толкая
общество по путям просвещения, культуры, науки, политического
переустройства и нравственного подъема к умозрительному совершенству. Одним из положений масонской, читай, восточной философии является: все двойственно. И если есть свет, должна быть тьма, как холод оттеняет тепло, а невежество знание. Если существуют организации, устремленные к справедливому и благому идеалу, то должны быть организации, препятствующие этому движению. Явным врагом прогресса была в средневековье и остается поныне римская католическая церковь, а ее самым лучшим орудием являлся орден иезуитов. Призванный охранять незыблемость церковных постулатов (а отсюда, церковной власти) в сознании народа, орден устранял все организации, так или иначе конкурировавшие с римской церковью за овладение умами. Метод иезуитов прост: если они не могли разбить и уничтожить течение, конкурировавшее с папской церковью, несущее в себе устремление к независимости, истине и добродетели, то орден внедрял в течение своих опытнейших в искусстве лжи и лицемерия агентов; со временем они приходили к фокусу течения, завоевывали авторитет и умело поворачивали это течение либо в бесплодное тупиковое направление, либо подводили к присяге Риму. Как Рим был раньше Ромула, так и иезуиты были раньше Лойолы** . В этом
легко убедиться, если знать историю обращения ордена францисканцев,
основанного св. Франциском Ассизским. Если орден тамплиеров был уничтожен
грубой силой, то францисканцы разложились изнутри. В ордене возобладала
группа конвентуалов – так назвали монахов-францисканцев, привязанных к
мирской деятельности и богатству. Хотя в орден входили люди, давшие обет
нищеты, самому ордену, имевшему на фоне развращенного Рима огромный
авторитет, многие доверяли управление богатыми имениями, землями, оставляли
имущество в наследование. Спиритуалы (обскуранты), т.е. сторонники
безусловной нищеты, требовали отказаться от этой практики, но конвентуалы
при поддержке римских пап возобладали в ордене, что привело к расколу и
изгнанию из него спиритуалов. Победители в конце концов сожгли сам устав В отношении к масонским ложам, по свидетельству виднейшего масона XIX века Рагона, подход был тоньше. Иезуиты, зная о существовании влиятельных масонских организаций, создают поддельные масонские ложи. Это организации с загадочным, но пустым по содержанию обрядовым аспектом, слегка видоизмененными, но по сути католическими положениями веры и придуманной историей. Вместо трехступенчатой вводится тридцатитрехступенчатая иерархия, побуждающая тщеславных карабкаться вверх, полагая, что 33о равнозначен тридцать третьей индусской Локе – нечто невыразимое, истинное и могущественное. Впервые такая поддельная Ложа было организована в Лондоне, в таверне Эппл-
три 24 июня 1717 года.** Первым Великим Мастером стал Энтони Сайер, а
поддельную историю разработал в «Уложениях» член и идеолог этой ложи Основная задача новых лож – «беспорядочно завлекать в свои ряды более
слабых братьев их Истинного и Невидимого Ордена, а затем торжествующе
предавать все, что те в своей неблагоразумности сообщат главам этих
временных и не имеющих значения обществ. В самозащите против прогресса
истины эти власти использовали всякий обман, чтобы завлечь уговорами,
заинтересованностью или террором таких, которых можно склонить к принятию
История настоящего масонства никогда не разглашалась; Блаватская
утверждает о большой древности этих институтов. Она производит их от Когда на смену эллинскому миру пришли римляне, для Мистерий пробил
последний час. Еще Цицерон отзывался положительно о Посвящениях и
посвященных, но Цезарь объявил им войну – не в Римской империи, а в Галлии. Итак, Мистерии в Галлии были уничтожены (а за столетие, может быть, они
были похоронены в Египте), о самих же галлах мы имеем лишь байки Цезаря,
ставившего их не выше германцев. Выродились и эллинские знаменитые Христианство, как только подобралось к власть имущим, объявило крестовый поход против всех религиозных течений, всем религий, всех философских течений, назвав их общим словом «ереси» – довольно гадким и противным, истинно христианским словом. Мистерии ушли «в подполье», в тайну, в узкий круг избранных, и именно в таком виде сокрытых организаций посвященных их и нужно называть масонскими ложами. Христианские епископы привлекали масонов в свои ряды. Например, александриец Синезий, ученик женщины-философа Ипатии, был сразу одарен саном епископа. Именно эти переметнувшиеся из-за боязни и малодушия масоны дали христианству в IV веке тот обряд и ритуал, знаки и символику, которыми христиане ныне так гордятся и уповают. Масонство так или иначе прошло через века в институтах тамплиеров,
розенкрейцеров, иллюминатов – открыто, и сокрытыми ложами, когда не было
возможности для создания легальных организаций. Примечательно, что открытые
институты всегда организовывались людьми, стоявшими вне церковной сферы.
В России первая масонская ложа основана в 1731 году. Охватывала она в основном иностранцев и подчинялась великой ложе Англии, о которой мало известно. Далее учреждение и развитие лож шло по нарастающей вплоть до 1820 года, до запретительных указов Александра I. Особый интерес вызывает петербургская ложа «Молчаливость». В нее входили Огромную роль в продвижении просвещения сыграл самый видный масон-
мартинист XIX века Новиков. Книгоиздательство с потрясающей для того
времени интенсивностью выхода новых книг по всем направлениям творческого
человеческого ума, издательство ведущих журналов и работа редактора,
отстаивавшего настоящие интересы России – все это принесло Новикову
заслуженное имя просветителя. Новиков и Баженов, великий архитектор, зодчий
дома Пашкова, имели влияние на Павла I, за что и поплатились. Баженов был
лишен милости и, как следствие, круг его деятельности резко сузился, а После того, как при Александре I возобладали иезуиты и масоны иезуитского
же толка, масонство традиционное еще глубже скрыло свои проявления. Весьма
известные нам декабристы организовали свои знаменитые «Союзы» по масонским
схемам с конспирацией, клятвами и определенными обрядами. Декабристы очень
интересны, ибо и здесь проявилась известная двойственность: по одну сторону Масоны-традиционники и декабристы, чем они схожи? Во-первых, люди, весьма далекие от церкви. Не отстранено далекие, но просто выше ее. Они – искатели новой философии, обращающиеся к вечности, мудрости веков и Востоку. Их религиозные корни сокрыты, но лучшие качества самоотверженности, стремления к Общему Благу, к знанию и просвещению – все это очень роднит их с идеализированным образом революционера. Несомненно, они были прототипами для нового соборного образа борца XX века. Но между ними легла пропасть, вырытая материализмом, атеизмом и нигилизмом. Эта пропасть фактически преградили путь той скрытой философии, что вдохновляла масонов и декабристов. О православной традиции и говорить нечего, она умерла для борца-
революционера вместе с разложившейся церковью. Церковь, ставшая О этическом «кодексе строителя коммунизма» церковники выражаются так, что будто бы он целиком заимствован из Нагорной проповеди. Вовсе нет, ибо это этический идеал, дошедший до большевиков по революционной линии именно от масонов и декабристов. Что касается православных, то духовные качества многих их лучших представителей вовсе не следствие пребывания в «лоне церкви». Они были бы такими будучи и буддистами, и мусульманами, и вайшнавами; они составили бы честь любой церкви вне зависимости от ее догматики.
Легенда о Ленине сложена в материалистическом ключе: атеист, поклонник
науки (хотя при этом ни в грош не ставил интеллигенцию) и ярый сторонник
народного просвещения, и т.д. Потому нам нужно поискать истоки этой легенды «Мы все знали святых революционеров. Как не далеки они от нас, людей с
опаленными крыльями, все же мы не можем не сказать о них с умилением: да,
это были светлые дети Божии. И на наших глазах пьяные матросы и
проститутки, подлые карьеристы и беглые каторжники вырвали у них из слабых
рук светлое знамя и сказали: «Это знамя понесем теперь жизнью мы». И тотчас
же открылись смрадные вертепы чрезвычаек, реками полилась человеческая
кровь, и содрогнулась земля от неслыханных преступлений. Все содержание
истории представляется мне борьбой Темных за господство. И для борьбы этой
они готовы принять какое угодно знамя: Любовь, Родина, Нация, Да, разрушители превосходно умеют обращать самые священные понятия на службу «мировой закулисе» (И. Ильин). «Бес» Достоевского – иезуит, рядящийся под любое обличие, использующий любые понятия для целей мирового зла, и это определение не подходит для революционера. Есть произведение, бросающее более яркий свет на истоки революционера ленинского типа – «Что делать» Чернышевского. Образ Рахметов, «орла», парящего в недоступной для смертных идеальной выси, практически усвоен ленинской школой. Итак, Рахметов. Он полный материалист, и, как говорит Платон, верит лишь в то, что можно обнять руками. Он служит не Богу, но человечеству. Масон бы сказал, что и он служит Богу, ибо человечество божественно в своей ультимативной сути, в далеком идеале, ибо Бог в людях. Питается Рахметов едва ли не одним мясом, что обнаруживает досадный
парадокс в мировоззрении Чернышевского: служить людям и не чувствовать
никаких угрызений совести от уничтожения животных. Масоны же видели Бога во
всем живом, они в большинство придерживались вегетарианства. Мясо, ко
всему, дурно влияет на определенные тонкие свойства человеческого разума,
особенно, на творческие способности высшего религиозного плана, но В самом деле, Рахметов – это Чернышевский в мечтах о самом себе. Рахметов без Бога, он атеист, но – альтруист, жертва во имя Блага людей. Он жертвует всем: здоровьем, деньгами, любовью. Таковы же лучшие из революционеров, чутко в молодости воспринявшие этот романтический образ и воплотившие его в себе. К ним, прошедшим царскую каторгу и оставившим на ней свое здоровье, не имевших никаких стяжательных инстинктов и жертвовавших имущество во имя революции, не заводившим семей, потому что не желали иметь препятствий для дела – к ним, как ни к кому другому, относится этот образ. Рахметов – аскет. Он имеет еще плотские влечения, но успешно подавляет их для чего-то высшего. Он сгусток воли, проходящий испытания через тренировки и опасные эксперименты, типа лежания на гвоздях. А ведь большевикам никак не отказать в упорной воле! Рахметов увлечен наукой и философией, и в ментальном титаническом марш- броске обретает нужное образование в 2 года. Конечно, это эзрац- образование, но ведь самое важное – это знать основы, остальное приложится. Рахметов – идеал большевика, раскрытыми глазами глядящего на мир и
желающего ему изменений для Пользы. Рахметов и тщательно выписанные Один их столпов романа – равноправие женщин. Женщина и мужчина созданы
друг для друга, и для них очень важно найти друг друга. Чернышевскому очень
бы подошла платоновская версия «двух половинок», но он тщательно избегает
всех сравнений и мыслей «старого мира». Для обретения гармонии нужен союз
мужчины и женщины, он же возможен только при равноправии женщины. Правда, материализм автора ставит новый союз в опасный тупик. В «золотом
веке», в «четвертом сне Веры Павловны», когда установилось равноправие и
все устроилось наилучшим образом для счастливой жизни и общественного
творческого труда, мужчине и женщине только и остается высшей радости, как
заниматься любовью в уединенных комнатах. Тут бы и я воскликнул вместе с
критиками того времени, что это попросту безнравственно. Безнравственно
потому, что высшее творчество и высшая бесполая любовь, платоническая
любовь, поднимающая людей до божественности, были сокрыты для Александр II выключил Чернышевского из общественной жизни, как должен был
быть выключен в свое время во Франции Жан Жак Руссо, ибо «Новая Элоиза», на
которую ссылается Чернышевский, как на прототип «Что делать», в свое время
стала ступенью к великой французской драме. В свое время Руссо дал дорогу к
власти полчищам нигилистов, обескровивших Францию, истребивших лучших ее
людей. Чернышевский при всей своей хорошести мог и дал дорогу нигилистам,
социалистам и прочим, что привело к террору, убийству царя и печальному
завершению огромного блока реформ, проводимых Александром II. Эксперименты
с швейными мастерскими, что тысячами были собезьянничаны у Чернышевского,
также не удались, ибо одно дело фантазировать, другое воплощать фантазии в
мало подходящем для этого продувном как бестия и жестоком мире. Для этого
нужно быть фокусом, организатором, идейным вдохновителем, оригиналом, и те,
кто копируют, а не идут своим путем, обречены на неудачу, потому что лишены
высшего огня, притягивающего людей. Это было тогда, это будет даже в НИГИЛИЗМ – ЗВЕНО МЕЖДУ МАСОНАМИ И РЕВОЛЮЦИОНЕРАМИ Если «Что делать» дал дорогу нигилистам, то был еще один роман, не менее
известный, который пробудил дух нигилизма в России. Тело для нигилизма уже
было готово, душа практически сформировалась, и вот… За 40 лет до убийства
императора Александра II появилась зловещая книга Тургенева «Отцы и дети». Но это дух, а что же тело и душа? Телом для подобных явлений всегда было и есть невежество. Это глина, из которой можно вылепить любое чудовище, была бы доктрина, которая его оживила. Невежество было и всегда будет, пока солнце отбрасывает тень от предметов и пока человеческий непросвещенный ум бросает в инфернальные сферы тени всевозможных пороков. Россия, набожная и трудолюбивая, спала сном без разума, сном, похожим на
бессознательный бред, не освещаемый ни лучами Знания, ни идеями Общего Это порочная среда, живущая лишь себя ради, паразитирующая на безмолвном
и бессознательном народе, это она вызвала отрицание себя теми молодыми и
беспокойными умами, что заполнили университеты, «кухаркиными» и
некухаркиными детьми. Бессильные что-либо кардинально и сразу изменить в
полицейском государстве, они бросаются в отрицание ценностей того мира, что
отрицает их самые благородные чувства и стремления. Отцы верят церкви –
дети плевали на нее, отцы верят в Бога – дети верят в материю и игру
случая, отцы читают Евангелие – дети Бюхнера, Юма, Локка, Вольтера, И Базаров, и Рахметов с плеядой других благородных персонажей убеждают, что можно служить обществу и без Бога, без религии, презрев общественное мнение, устои, добропорядочность отцов. Чего ж они стоят, когда отцы паразитируют на народе, стонущем в своих переполненных общинах и платящих молчаливо ренту бездельникам-помещикам, прожигающим ее в европах. Проникнув через Петербург, «Париж» России, идеи «научного материализма» и
скептицизма были быстро усвоены восприимчивой средой и образовали в самой
скорости из нее благородных чайльд гарольдов, мстителей за народное горе и Так образовались душа и тело, осененные духом Базарова, созданным в гениальном воображении Тургенева. Эпоха реформ, давшая доселе невиданные свободы, освободила это существо и предоставила условия для развития и свободу действий; когда же царизм, спохватившись, обрушился репрессиями, было уже поздно. «Вследствии особого переходного состояния, которое российское общество переживало с 1850 по 1860 годы, сие название (нигилист) было с восторгом одобрено и принято, и нигилисты начали появляться на каждом углу. Они завладели национальной литературой, а их новоиспеченные доктрины стали молниеносно распространяться по всей империи» (там же). Дальше – уже совсем просто. Те, кто «готовы принять какое угодно знамя»
для торжества мирового Зла, умело направили молодежь с поколебленными
устоями или вовсе без оных, лишь со смутными призраками справедливости и
совести в душе, по гибельному кровавому пути. Ту дорогу показали Бакунин и Для моей работы нигилизм интересен лишь тем, что являет собой звено между
декабристами и кружками сунгуровского типа и русскими революционерами.
Поиски прообразов всегда актуальны, они выводят на истоки событий. Найдя прообраз революционера в масонстве и даже в Мистериях древнего мира, можно установить связь времен, мировоззрений и философских систем, правильно выбрать союзника в предстоящих событиях, которые можно, имея знание причин, направить в правильное русло. Революционный образ роднит Россию с Востоком. Запад отнял у нас эту
связь, но если ее восстановить, то в грядущих переменах Россия может
обрести мощную опору в Азии в борьбе с дезинтегрирующим влиянием Запада. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. А.Н Боханов., М.М. Горинов и другие «История России», М., АСТ, 1997 2. Наживин «Распутин», М., РОСИЧ, 1995 3. Достоевский «Бесы» 4. Чернышевский «Что делать» 5. Блаватская «Разоблаченная Изида», М., РТО, 1992 6. Блаватская «Тайная Доктрина», т.3, Новосибирск, ИЧП «Лазарев В.В. и О», 1993г. * (Е.П. Блаватская «Тайная Доктрина»)
|
|