| |||
Реферат: История России-составная часть мировой историиМосковский государственный институт радиотехники ,электроники и автоматики. Кафедра истории России и права Реферат по теме: «История России-составная часть мировой истории». Выполнил: Пылаев Денис Группа: ИП-1-02 Научный руководитель: профессор Петров Г. Н. Москва 2002 В «Истории России в рассказах для детей» Александра Эти варяги-русь почитались от соседей народом умным : у них уже
давно были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится
добрый отец о детях; были и законы, по которым эти государи управляли ими,
и оттого варяги жили счастливо и им удавалось даже иногда побеждать славян. Вот славянские старики, видя счастье варягов и желая такого же своей родине, уговорили всех славян отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу просить у него князей управлять ими.Послы сказали варяжским князьям так:»Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами.» Варяги –русь были очень рады такой чести, и три брата из князей их: Повествование раннего русского историка монаха-летописца Нестора в Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-
историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера, которые были
приглашены в Россию в 18 веке в период правления Анны Иоанновны и расцвета
бироновщины. Авторы этой теории и её сторонники преувеличивали роль
скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Одним из
первых противников этой теории был М.В. Ломоносов, доказывающий абсолютную
самобытность славянской государственности. В восточнославянских землях процесс образования государства шел
аналогично европейскому, хотя и имел свои особенности. Древние русские
земли испытывали давление со стороны Хазарии. Существовала угроза потери
независимости не только Южной Русью (она платила дань), но и северной. В последние два-три года появились утверждения, что русы являлись племенем западных славян, которые издревне жили в районе Новгорода, и именно дружина западных славян была приглашена новгородцами. Этот спор вряд ли удастся разрешить. Круг источников узок, речь идет о
гипотезах. Практически споры идут вокруг того, кто же был легендарный Рюрик и
откуда изначально произошло слово Русь. Становление государственности - это
длительный процесс , развивающийся лишь на определенной стадии развития и
связанный с построением соответствующей общественной структуры. Этот
процесс разворачивался на протяжении трех столетий и отдельный
эпизод(призвание варягов управлять славянами) не мог определить ни его ход,
ни исход. Принятие христианства было связано с потребностями зарождавшейся древнерусской государственности, которая нуждалась в новом идейном обосновании, позволяющем Руси стать вровень с сильными державами тогдашнего мира . Переход к новой вере был осуществлен князем Владимиром после его попытки реформировать язычество: Владимир преобразовывал пестрый пантеон многочисленных племенных славянских богов так, чтобы создать строгую иерархическую систему для обоснования политической централизации и укрепления авторитета власти верховного князя. Известно, что эта реформа не оправдала возлагаемых на неё надежд, и именно после этого встал вопрос о новой вере. О крещении русского народа Александра Ишимова рассказывает так : в Но гордому князю русскому, привыкшему всегда повелевать, казалось
унизительным просить с покорностью крещения у греков, прежних врагов его
отечества, и для того, отправляя послов в Константинополь к императорам Царевна Анна отправилась на корабле в Херсонес, где ждал ее жених. Принятие христианства стало для древнерусских земель приобщением к
высшей форме тогдашней европейской цивилизации - византийской. Не только Войдя в состав христианской цивилизации, Россия открыла для себя путь к усвоению религиозно-нравственных ценностей, естественнонаучных знаний, накопленных Византией и Европой. Одни историки считают, что противоборство восточного и западного
христианства определило и положение России в христианском мире, и
направление культурных контактов. Россия приняла христианство в форме
православия и на многие века отстранилась от Западной Европы . Религия в
вероисповедании была принципиально важна для средневекового сознания . Другую позицию выразил Георгий Флоровский. Он считает, что «имя Христа
соединяет Россию и Европу, как бы не было оно искажено и даже поругано на Геополитическое положение Руси - государства, возникшего на стыке континентов и пересечения множества культур, предопределило множество черт того, что впоследствии будет названо «загадочной русской душой». Бескрайние просторы страны, не имевшей ни естественных, ни юридических
границ, полная зависимость от природы и сурового климата в сочетании с
постоянной угрозой различного рода кочевников сформировали задолго до
принятия веры Христовой стихийно-религиозный, природно-созерцательный
характер сознания русского человека. Его стихийный космизм, покоящийся на
культах Матери Земли и Отца Солнца в сочетании с сонмом чисто природных
божеств Великой Русской равнины стал причиной того, что в «иерархической»
системе христианства древние славяне выбрали не Создателя «в чистом виде»,
а идею Богоматери с младенцем. Не случайно «главной» православной русской
святыней стала икона «Владимирской божьей матери». «Мать - земля для
русского народа есть Россия... превращающаяся в Богородицу, - заметил В. В русском православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. Оно ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало движению к самоусовершенствованию в соответствии с православной христианской идеей всепрощения и бескорыстия. Но при этом не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие. Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии
восточнославянской цивилизации и следствием его стали существенные, хотя и
разновременные изменения в этническом, социально-экономическом,
политическом и культурном развитии. Применительно к рассматриваемому
периоду ускорилась консолидация древнерусской народности, общего предка
современных русских, украинцев, белорусов. К рубежу XI века местные
этнополитические единицы почти полностью исчезают, получают название 2.Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную
организацию русских, на формирование и развитие Московского государства. По первой позиции есть исторически достоверные данные о разрушительных
последствиях нашествия. По подсчетам археологов, в XII-XIII веках на Руси
было 74 города, 49 были разорены Батыем, причём в 14 из них жизнь не
возобновилась, а 15 городов превратились в села. Сократилась численность
населения Руси. Люди гибли, многие попадали в плен. Историки сообщают о
тысячах русских рабов в Орде. Это много, если учесть, что средние города В то же время – обратите внимание – правовой кодекс монголов на Руси не действовал. В русских судебниках нашли отражение собственные правовые нормы. Монголо-татары не устранили русских князей, не создали своей династии на Руси. Управление находилось в руках русских князей, а сношение с Ордой – главным образом в руках великого князя. Русь сохранила свою духовную основу – православие (П.Н.Милюков: “Монголы довольствовались вассальной подчинённостью местных династий и регулярной выплатой дани, которую собирали местные власти, не вмешиваясь в дела внутреннего управления”). Наибольшую сложность представляет осмысление не прямого, а опосредствованного влияния монголо-татар на процесс формирования русского народа и московского государства. Речь идет о самом факте господства на русской земле и атмосфере насилия на протяжении двух с лишним столетий. Здесь можно выделить две точки зрения: 1.Становясь служебниками ханов, русские князья впитывали имперские традиции, беспрекословную покорность подданых и безграничную власть правителей. Всё, что имело вид свободы и древних гражданских прав, исчезло. Народ
под постоянным гнётом татар сделался способным к безгласному повиновению. Авторы этих и других подобных высказываний утверждают, что тяжёлые испытания не смогли не сказаться на будущем России. Возможно, именно 250- летнее монголо-татарское иго определило то “азиатское начало” , которое затем обернулось для России тяжёлым крепостным правом и деспотическим самодержавием. Монголо-татары возможно сломали российскую историческую судьбу и стимулировали иную. 2.Есть и другая точка зрения. П.Н.Милюков, в частности, утверждает что По мысли Ключевского, татаро-монгольское иго показало уникальную
способность русского народа преодолевать самые тяжкие невзгоды и
подниматься “из пепла”. Он подчеркивает основу жизни нашего народа - веру в
самого себя даже в самые трагические моменты истории, каким было татаро-
монгольское иго... “Это было одно из тех народных бедствий, -указывает он, Тогда этой “тёмной страницы” не прибавилось. Русской народ освободился от иноземного ига, а затем создал могучее
государство. Это чудо возрождения древней Руси В.О.Ключевский объясняет
ссылкой на то, что “одним из отличительных признаков великого народа
служит его способность подниматься после падения”. При этом Ключевский был
твёрдо убеждён, что “как бы ни было тяжко его унижение , но пробьёт час, он
соберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом
человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую
им временно прямую историческую дорогу”. 1. «Татаро-монгольское иго» было просто периодом военного управления в русском государстве. Никакие чужеземцы Русь не завоевывали. 2. Верховным правителем являлся полководец-хан=царь, а в городах сидели гражданские наместники – князья, которые обязаны были собирать дань в пользу этого русского войска, на его содержание. 3. Таким образом, древнерусское государство представляется единой империей, в которой было постоянное войско (орда), состоящее из профессиональных военных, и гражданская часть, не имевшая регулярных войск. 4. Эта русско-ордынская империя просуществовала с 14 века до начала 17 века. Ее история закончилась известной великой смутой на Руси начала 17 века. В результате гражданской войны русские ордынские цари, - последним из которых был Борис «Годунов», были физически истреблены, а прежнее русское войско-орда фактически потерпело поражение в борьбе с «западной партией». В результате к власти на Руси пришла принципиально новая прозападная династия Романовых. Она сразу же захватила власть и в русской церкви. 5. Романовым была нужна «новая история», идеологически оправдывающая их власть. Новая династия с токи зрения прежней русско-ордынской истории была незаконной, поэтому потребовалось в корне изменить освещение предшествующей русской истории. Надо отдать им должное – это было сделано грамотно. Не меняя большинства фактов по существу, они смогли до неузнаваемости исказить всю русскую историю. Так, предшествующая история Руси-Орды с ее сословием земледельцев и воинским сословием (орда) превратилось – под пером романовских историков – в мифических пришельцев из далекой незнаемой страны. 6. Пресловутая «дань татарам», знакомая нам по романовскому изложению истории, была просто ГОСУДРСТВЕННЫМ НАЛОГОМ внутри Руси на содержание войска – Орды. Знаменитая «дань крови», - каждый десятый человек, забираемый в Орду, - это просто государственный ВОИНСКИЙ НАБОР. Как бы - призыв в армию, но только с детства и на всю жизнь. Так называемые «татарские набеги», по мнению авторов гипотезы, были просто карательными экспедициями в те русские области, которые по каким-то причинам отказывались платить дань=государственную подать. Русские государственные войска наказывали гражданских бунтовщиков. Формирование российского централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы. Однако содержание этого процесса имело свою специфику. На Европейском континенте в результате острой политической и религиозной борьбы образовались национально-территориальные государства светского типа с рациональным мировосприятием , автономией личности. Это было связано с формированием гражданского общества и ограничением прав власти законом. Данную тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция. В первой половине XVII века рухнула Священная Римская империя - оплот средневекового типа развития, превратившись в конгломерат независимых государств. В этот же период в России сформировался особый, отличный от общеевропейского, тип феодального общества с самодержавием во главе, жесткой зависимостью от монархической власти господствующего класса, высокой степенью эксплуатации крестьянства. На становление российского государства воздействовал геополитический
фактор, когда наряду с растущим Московским великим княжеством большую роль
в борьбе за первенство в регионе играли Великое княжество Литовское и Если в Западной Европе главную роль в процессе централизации сыграли
социально-экономические обстоятельства и, прежде всего, необходимость
объединения экономических центров - городов с их бурно развивающимися
ремеслами, промышленностью, товарно-денежными отношениями, то русским
землям объединение диктовали политические обстоятельства: постоянная
внешняя опасность со стороны Орды, Литовского ордена, Великого княжества Это объединение было невозможным без жесткой верховной княжеской власти. Процесс централизации, проходящий при «опережающих» (по отношению к социально-экономическим) политических факторах, консервировал складывающиеся сугубо деспотические отношения. В этой связи обратите внимание на следующие факты: - С середины XIV века началось восстановление городов, новыми центрами торговли и ремесла стали Москва, Тверь, Нижний Новгород. И все же города не стали экономическими центрами объединения Руси - слишком слабо были развиты товарно-денежные отношения. Важнее оказалась роль городов как стратегических центров - пунктов обороны и развертывания сил для боевых действий. - Монголо-татарское нашествие изолировало Северо-Восточную Русь от Орда оказала отрицательное влияние на формирующиеся государственные структуры и установления. В стране установились отношения подданства. Шел процесс нивелирования личности, уничтожения автономии общества. Безусловно прогрессивное значение в формировании новой России
православной церкви (с падением Византии в 1453г. русская православная
церковь обрела самостоятельность).Общественным идеалом стало религиозное
подвижничество, подвиг во имя Христа, общества. Духовным символом Профессор русской истории Гарвардского университета Ричарда Пайпс считает, что в России на протяжении всей ее истории существовал совершенно специфический тип государственности, отличающийся как от западного, так и восточного образца. Это особая разновидность деспотического способа правления - вотчинное государство, которое сложилось в России между 17 и 18 вв. В вотчинном государстве правление и все политическое обустройство похожи на структуру гигантского господского поместья. Воля вотчинников верховенствует над государственным законом. Самодержец и правит государством как своим имением, являясь при этом собственником всех своих подданных , их земель и имущества. Четкого разграничения между обществом и государством нет, нет законоправия и личных свобод. По мнению П.Н. Милюкова, российское государство имело огромное влияние на общественную организацию, тогда как на Западе общественная организация обусловила государственный строй. Русское государство оказалось сильнее общества потому, что развитие материальных интересов не успело еще сплотить общество в прочные общественные группы, какие давно сложились на Западе под влиянием ожесточенной экономической борьбы. Но это только половина ответа... Русская государственная организация ... была вызвана к жизни внешними потребностями, насущными и неотложными: самозащиты и самосохранения. Историк утверждает, что Московская монархия походила на восточные. С
другой стороны феодальные институты, близкие западным, играли гораздо более
важную роль в России, нежели обычно считалось.Великие князья московские
рано усвоили навыки самовластного правления. Иностранные путешественники
описывали их власть как тираническую, а положение подданных как бесправное. В малонаселенном государстве с размытыми границами, открытыми как для внешних нашествий, так и для собственных подданых, склонных уходить от сословной эксплуатации, недородов и произвола властей, где сохранились многочисленные следы прежней автономии отдельных земель, в государстве со слабым аппаратом управления идея о сильном государе была необходима. Она служила экономическому, культурному и политическому единению, а в трудных условиях - выживанию народа. Напомним, что единодержавие в Европе стало прологом к великодержавию При Федоре Алексеевиче произошло событие, предопределившее успех
петровских реформ: было отменено местничество, веками определявшее
иерархические принципы феодальной службы. Правительство Софьи Алексеевны
заключило с Речью Посполитой "Вечный мир", который окончательно закрепил за С абсолютизмом принято связывать имперский период развития России. После вхождения в состав России местная знать , сделавшись незаменимой
частью правящей системы, без долгих колебаний отдавала свои знания, опыт и
авторитет укреплению Российского государства. По существу, политика
социальной ассимиляции была разновидностью классической имперской политики,
основанной на римском правиле "Разделяй и властвуй". Только разделение шло
не по национальному (Испанская, Британская и другие европейские империи Приобщение к верхним слоям российского общества не требовало ни
перехода в православие, ни даже принятия христианства. Российское
государство провозглашало себя защитником православия, православную церковь Социальная ассимиляция смягчала не только религиозные разногласия, но и
культурные диспропорции, неизбежные в огромной стране. Представители
привилегированного сословия получали, особенно с конца XVIII в., примерно
одинаковое образование, которое сглаживало особенности первоначального,
домашнего, туземного воспитания. Культурные запросы русских, поляков,
украинцев, грузин, остзейских немцев - речь идет о дворянстве! - не слишком
разнились. Знание русского языка рассматривалось как обязательное условие
служебной карьеры и сословной идентификации. Российская дворянская культура Идеология правящего сословия была проста и легко усваивалась. В ее основе лежали ценности государственного патриотизма, преданность верховной власти и верность Российской империи. Имперская идеология, неразрывно связанная с идеей Великой России, с идеей великодержавия, объединяла представителей разных народов, ее освящали своим авторитетом любые конфессии. Ее расцвет приходится на XVIII в., "громкий век военных споров, свидетель славы россиян" (Пушкин А.С.). Имперская идеология не могла быть русской, она была российской. Утвердив Россию среди европейских держав, провозгласив создание Эпоха Наполеоновских войн подарила Европе взлет национальных и национально-освободительных движений, выявила ясную тенденцию к созданию национальных государств. В ряде регионов речь шла о подлинном национальном возрождении. Усилиями философов, политических писателей и поэтов формируются национальные идеологии, способные объединить различные этнические и социальные группы. Россия не осталась в стороне от общеевропейского подъема. Традиция российской государственности - невмешательство во внутреннее устройство малых народов. Это, конечно, не исключало цивилизующего воздействия России, которое обычно шло исподволь, без принуждения. Вторая особенность российской имперской модели государства состояла в том, что она существенно отличалась от современных ей колониальных империй, созданных Англией, Францией, Испанией, Португалией, Голландией и другими европейскими странами. Народы, добровольно или по принуждению вошедшие в ее состав, не испытывали национального унижения, так как русские в сущности, не являлись господствующим народом. Русские - оплот российской государственности. Колонизовав бескрайние
пространства, распространив ценности европейской христианской цивилизации и
культуры до Памира и берегов Тихого океана, русский народ оказался на
высоте своей исторической миссии, став подлинной имперской нацией . Однако,
будучи носителями государственного порядка, русские одновременно были его
жертвами. Строгое сословное деление, политика социальной ассимиляции,
крепостной строй придавили основную массу русских, которые с начала
российской государственности принадлежали к низшим, податным слоям
населения. Русские не сложились в господствующую нацию. Умея повиноваться,
они не научились повелевать. Используемая литература: «Повесть временных лет» Нестора
|
|