| |||
Реферат: История пароходства на ЕнисееСАНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ Юридический факультет ДИСЦИПЛИНА: История Контрольная работа ТЕМА : История пароходства на Енисее (по согласованию с преподавателем) Выполнил : Студент 1 – Ю СО Бородаев Владислав Владимирович Проверил : К. И. Н. Доцент Соловьев С.А. г. Красноярск П л а н : Введение 1. Река Енисей………………………………………4 2. Первые пароходы. Вклад купцов Гадаловых в развитие пароходства на Енисее………………5 3. Енисейское пароходство после Октябрьской революции……………………………………….8 4. Защита Диксона в 1942 году…………………...9 5. Енисейское пароходство в наше время……..10 Заключение Введение “Не в обиду будет сказано ревнивым почитателям Волги, - в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость. На Волге человек начал удалью и кончил стоном, который зовется жизнью; на Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась“. И далее: “Я стоял и думал, какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега”! А.П. ЧЕХОВ Перед приходом в Сибирь русских на территории современного Необъятные просторы Сибири, неизведанные ее богатства с давних пор привлекали к себе внимание правительственных кругов, торговых и промышленных людей России. В конце XVI столетия русский народ, по выражению А.М. Горького, После гибели Ермака дальнейшее продвижение в глубь Сибири
продолжали царские воеводы, и, несмотря на национальный и классовый гнет,
который нес царизм, присоединение к России малых народов. Населяющих Правительство царской России было весьма заинтересовано в получении
из Сибири ценной пушнины, занимавшей видное место во внешней торговле. Опираясь на созданные укрепления (военные крепости-остроги) они совершали географические и геологические открытия, способствовали распостранению промыслов, торговали с метсными туземными племенами. На протяжении трех столетий единственной транспортной артерией в
торговле и сообщении северных и южных районов Приенисейского края была река До середины XIX века плотами и баржами сплавляли лес, скот, хлеб, овощи, рыбу, пушнину, графит. Доставка грузов в северные районы была сравнительно нетрудным делом. Гораздо сложнее осуществлялись перевозки товаров из низовья, так как суда против течения приходилось водить конной тягой, а нередко и при помощи бурлаков.
Енисей (по-эвенкийски Ионесси, буквально – большая вода, а по-ненецки В гранитных порогах пути пробивая,
Спешит к океану река штормовая, Красавец тайги – Енисей. ( И. Рождественский ). Истоками его являются Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Ка- Для бассейна Енисея характерная резкая ассимитричность: его
правобережная часть в 5,6 раза больше левобережной. Бассейн Енисея
представляет собой возвышенность – горы Южной Сибири и большая часть По величине стока Енисей занимает первое место среди рек России. Енисей – важнейший водный путь Красноярского края. Регулярное
судоходство ведется на протяжении 3 013 километров – от пос. Означенного
до устья. Основные грузопотоки идут от Красноярска до Дудинки. Главные
порты и пристани: Абакан, Красноярск, Стрелка, Лесосибирск, Туруханск, 2. Первые пароходы. Вклад купцов Гадаловых в развитие пароходства на 31 мая (12 июня) 1863 года над рекой прозвучал гудок первого парохода,
получившего имя «Енисей» (длина 25 сажен, ширина 3 сажени, мощность 60
л.с.). Построен был пароход в 1862 году в Енисейске. Строительство
парохода вела компания енисейских купцов. Среди них – Баландин, Грязнов, Газета «Енисейские губернские ведомости» так сообщала об этом событии,
которое стало отсчетом в деятельности енисейских речников: «Горожане
взволнованно спешили на набережную – поглядеть, как чудо техники отходит в
свое первое плавание… Величественно плыл пароход по гладкой поверхности В навигацию 1863 года пароход совершил несколько рейсов в низовья К 1875 году на Енисее было уже 4 парохода и 7 барж. Они перевозили за навигацию до 130 тысяч пудов груза. В 1881 и 1883 годах красноярский купец Н.Г.Гадалов покупает у немецкой
фирмы «Кноп» поочередно пароходы: 80-сильную «Москву» и 100-сильный В 1888 году небольшой пароход «Сибирячка» поднялся по Подкаменной Пароходы на Енисее совершали рейсы обычно с возами, буксируя вверх
две баржи, а вниз – не более трех. Скорость движения с баржами против
течения выше Красноярска составляла семь, а вниз по течению – 19 верст в
час. Наибольшее число судов работало на участке от Минусинска до С появлением паровых судов, ростом их количества, увеличением грузоподъемности, существенно расширяется номенклатура перевозимых грузов: хлеб, дрова, соль, лес, каменный уголь и т.д. Количество перевозок грузов по речным путям Сибири в 1913 году составляло 6,2% от общего объема перевозимых грузов по рекам Сибири. В Енисейском бассейне в упомянутом году было перевезено 145 тыс. тонн различных грузов. В губернии бойко развивалась торговля, и это требовало перевозки по В 1893 году прибыл на Енисей пароход «Лейтенант Малыгин». Пароход знаменит тем, что на его борту в 1897 году из Енисейска в Красноярск следовал вице-адмирал Макаров. В последующем, пароход был переправлен на озеро Байкал, где остался на постоянную работу. В 1887 году для работы на Ангаре с высокими скоростями течения и
множеством порогов были построены пароходы «Св. Николай» мощностью 560
л.с., «Св. Инокентий» (240 л.с.) и «Илим» (120 л.с.), а также несколько
барж. Пароходы были приобретены крупным золотопромышленником Сибиряковым В конце 19 века в России происходит настоящий промышленный переворот. Старший сын Н.Г.Гадалова Александр весной 1890 года выехал в Англию для изучения судостроения. В Лондоне он знакомится с европейской технологией постройки пароходов, осваивает опыт организации акционерных пароходных компаний. После возвращения его в Красноярск семейство берется за расширение пароходства: укрепляя базу для ремонта, строит чугунно- литейный и механический заводы, в деревне Коркино обустраивает место для зимней стоянки пароходов. В 1890 году Гадаловы, объединившись с купцом Е.Жернаковым, учреждают Особенно популярным Гадаловское пароходство стало после того, как
летом 1891 года в Красноярске побывал наследник престола, будущий царь В 1893 году Российское правительство заключает с Англией торговый
договор на поставку рельсов, для Сибирской железнодорожной магистрали,
через Северный морской путь в Красноярск. Летом 1893 года из Шотландии
вышел совместный русско-английский караван под командой опытного аглийского
капитана Виггинса. Караван, груженный железнодорожными рельсами, удачно
преодолел Ледовитый океан, Карское море и , достигнув устья Енисея, бросил
якоря в селении Гольчиха. Историческое значение экспедиции Виггинса
заключается в том, что она первой проложила северный транспортный путь из 3. Енисейское пароходство после Октябрьской революции. После Октябрьской социалистической революции существенно изменилась и
роль речного транспорта. Он становится важной составляющей единой
транспортной системы страны. Речному транспорту поручается решение
важнейших государственных задач. Так было на строительстве многочисленных
электростанций в бассейнах Сибири, когда речной флот обеспечивал стройки
необходимыми материалами, так было, когда на севере Красноярского края
начали осваивать богатейшие месторождения цветных металлов, строили Водные пути в царской России принадлежали государству, флот – частным лицам и отдельным компаниям. Таким образом, судоходство находилось в ведении отдельных судовладельцев, их объединений или обществ. Со временем управление работой флота было передано Министерству путей сообщения. В 1918 году был издан декрет Совнаркома о создании первого советского
центрального органа управления национализированным флотом и судоходством,
который спустя три месяца был переименован в Главное Управление водного
хозяйства (Главвод). Революционные события и гражданская война оказали
влияние на сибиирское судоходство. Флот Енисейского бассейна активно
участвовал в военных действиях с интервенцией и белогвардейщиной. После
восстановления советской власти на территории Сибири (1920 году) Главвод
был передан в Народный Комиссариат путей сообщения (НКПС) и созданы
управления внутренних водных и речных государственных пароходств. В 1923
году организованы Западно-Сибирское и Амурское Управления. В начале 30-х
годов образовано Управление речного транспорта. В 1931 году из состава
В годы войны часть пароходов Енисейского пароходства была переоборудована для ведения боевых действий. На них были установлены пушки и пулеметы. В основном эти суда работали в устье Енисея и Карском море. Весной 1942 года гитлеровское военно-морское командование в Норвегии разработало план операции «Вундерланд» (Страна чудес), главная цель которой заключалась в нарушении нашего судоходства на трассе Северного морского пути, нанесении ударов по советским арктическим конвоям. Надводные и подводные корабли германского флота должны были
незамеченными проникнуть в Карское море для действия на коммуникациях
проходящих вдоль северного побережья. В качестве основной ударной силы
выделялись крупные корабли «Лютцов» и «Адмирал Шеер». Разведку льдов и
поиск советских караванов должны были вести подводные лодки U-251, U-255 и “Адмирал Шеер” принадлежал к серии германских кораблей, получивших название “карманных” линкоров. Он имел уже значительный “опыт” нападения на безоружные суда. Во время пиратских рейдов “Адмирал Шеер” потопил 19 судов общим водоизмещением 137 тыс. тонн. 16.08.42 года рейдер вышел из Нарвика в сопровождении 4 миноносцев и эскадрильи самолетов. От острова Медвежьего он шел уже самостоятельно вокруг мыса Желания, в обход Новой Земли. После безуспешных попыток обнаружить советские караваны “Адмирал “Адмирал Шеер”, потопив “А.Сибирякова” пошел на Диксон, но в условиях непогоды, сделав несколько залпов по радиостанции вынужден был уйти под огнем орудий сторожевого катера СКР-19 (переоборудованного из ледокольного парохода “Дежнев”). В последствии “Адмирал Шеер” был потоплен англичанами у берегов Согласно данных штаба военно-морских операций на Западном побережье 5. Енисейское пароходство в наше время. В настоящее время в составе материально-технической базы речного
транспорта Красноярского края главная роль принадлежит транспортному флоту. Пассажирский флот Енисея является одним из лучших в бассейнах Сибири и Дальнего Востока, осуществляет перевозки пассажиров и туристов от верховьев Енисея в южных районах края до Диксона – на Севере. Гордостью пассажирского флота является теплоход «Антон Чехов»,
который совершает рейсы, в основном с иностранными туристами, по маршруту В 1953-54 годах на верфи им. Матиас Тезен в Висмаре построены пассажирские теплоходы «Александр Матросов», «Валерий Чкалов» пассажировместимостью 343 человека, которые используются по туристическому маршруту «Красноярск-Дудинка». Видное место занимают дизельэлектроходы «Антон Рубинштейн», На участках с ограниченными условиями плавания работают суда на
воздушной подушке типа «Заря» пассажировместимостью 66 человек и скоростью
движения 43 км/ч. Также введены в эксплуатацию принципиально новые
скоростные суда на подводных крыльях типа «Метеор» пассажировместимостью Флот Енисейского бассейна выполняет перевозки большого количества
грузов различной номенклатуры, работает в разных судоходных условиях: от
крайнего мелководья до участков с озерными и морскими условиями плавания. В связи с переходом страны на рыночную экономику и падением
пассажиро и грузоперевозок по Енисею руководством Енисейского речного
пароходства в 1994 году было принято решение об использовании флота на
загранперевозках. В период с 1994 года до 1999 года осуществлено
переоборудование и перегон для работы в бассейнах Черного, Средиземного и Заключение. В заключении хочется привести примерную хронологию исторических дат,
связанных с развитием пароходства: Литература : 1. Павлов П.Н., Степынин В.А., Логвинов В.К. «История Красноярского края» Учебное пособие по краеведению. Красноярское книжное издательство 1967. 2. Козаченко В.А. «Летопись Енисея». Красноярское книжное издательство 3. Е. Нифантьев «Город на Енисее». Красноярское книжное издательство 1973. 4. В.И. Чумаченко «Вахта на Енисее». Красноярское книжное издательство 5. Г.Ю. Симкин «Енисейское ускорение». Красноярское книжное издательство 6. Л. Киселев «Сибириада Гадаловых». «История без вырванных страниц». 6. Л. Киселев «Духа прерванный полет». «Страницы истории». «Красноярский рабочий» 21 сентября 1999 года.
|
|