| |||
Реферат: Коренные народности севера: история, культура, быт
СОДЕРЖАНИЕ | |С. | ГЛАВА 1. КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА. Хозяйство саами, как и других народов тундровой зоны, было основано на оленеводстве в сочетании с рыболовством главным образом (озерным и морским) и охотой[1]. Летом они отпускали оленей на свободу и собирали их с пастбищ осенью, но затем стали постоянно сопровождать стада. Жилище саами раньше представляло собой бревенчатую однокамерную Традиционная летняя одежда саами состояла из длинной подпоясанной рубахи (юпа) и суконных или сделанных из оленьей кожи штанов; под влиянием русских у мужчин стали распространяться ситцевые рубахи, а у женщин - кофты и пестрые юбки. Головным убором у мужчин был вязаный колпак, у замужних женщин - кокошник. Зимой носили глухую меховую одежду до колен, мехом наружу; в сильный холод одевались в одежды мехом внутрь. Зимним головным убором служила суконная шапка на меху, обувью - пимы - сапоги из оленьего меха. Саами были обращены в православие; но сохранили в пережиточной форме дохристианские верования, в частности, они поклонялись камням человекообразной формы. Ханты и манси, народы угорской языковой подгруппы, являются
ближайшими родственниками венгров, переселившихся с XIII в. с Южного Традиционное хозяйство хантов и манси в прошлом было основано на
рыболовстве и охоте; довольно существенную роль играл сбор кедрового ореха. Материальная культура хантов и манси характеризуется сочетанием
разнообразных по своему составу элементов. Летним жилищем им раньше служил
берестяной чум, зимним - четырехугольная юрта срубного типа, сходная с
алтайской (те и другие отапливались камельком), а у некоторых групп хантов В транспортных целях северные группы этих народов использовали оленей, большинство же хантов и манси - ездовых собак. Основа питания хантов и манси - рыба. Некоторые группы их знали земледелие, держали коров, лошадей, что влияло на традиционную пищу. До вхождения в состав России и некоторое время после этого основу
общественного строя хантов и манси составляли патриархально-родовые
отношения, переходящие к классовым. Ханты и манси были обращены в
православие, но сохранили прежние промысловые культы и шаманизм. В
фольклоре, как и у соседних народов, преобладали героические сказания о
богатырях, которые исполнялись под аккомпанемент щипковых инструментов. Материальная культура селькупов и кетов была весьма сходна с культурой некоторых групп хантов и манси. В хозяйстве кетов более видную роль играла охота; в отличие от хантов и манси они почти не практиковали подледный лов рыбы. Летом они кочевали в больших крытых лодках, пользуясь парусом и
веслами. По уровню своего социально-культурного развития они несколько
отставали от хантов и манси. Это выразилось, в частности, в сильном
развитии у селькупов шаманизма, а также большем сохранении тотемизма Материальная культура ненцев, а также энцев и нгасан, была приспособлена к кочевому быту. Жилищем служил конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагался открытый очаг, который позже стали заменять железной печкой. Одежда ненцев - глухая малица с капюшоном - надевалась на голое тело мехом внутрь; зимой, особенно при езде на оленях, поверх ее носили совяк - мехом наружу; обувью служили меховые сапоги - пимы. Передвигались на нартах, в которые запрягались веером несколько оленей. Основная пища - оленье мясо, в меньшей степени рыба, употреблявшаяся нередко в замороженном виде. Питание и существенное место занимала дичь, а также грибы и ягоды. В начале XX века ненцы находились на стадии разложения патриархально- родового строя, среди них шло выделение богатых оленеводов. Сохранялась родовая эклогами (запрет браков с сородичами), многоженство, калым и отработка за жену. В религии важную роль играли различные промысловые культы (с особенным почитанием медведя) и шаманизм, в фольклоре - песенные сказания о богатырях. Лесные ненцы называют себя “нещан”, то есть “человек”, тундровые ненцы называют их иначе: пяк-хасава ( пя - дерево, хасава - человек)[2]. По некоторым данным, селькупы называют лесных ненцев “хандаярами”. Сами же лесные ненцы тундровых называют “люди с другой страны”. Язык ненцев - и лесных, и тундровых, - относят к самодийской группе, в которую еще входят селькупский, нгасанский, энецкий языки, составляющие северно-самодийскую подгруппу. В XVI - XVII в.в. русские, начав освоение земель по рекам Обь и Таз, впервые столкнулись с лесными ненцами. Первые материалы по языку ненцев на подлинно научной основе были
собраны финским ученым Александром Христиановичем Кастреном в 40-50 г.г.
прошлого столетия: кроме материалов по ненецкому (юрако-самодийскому),
нгасанскому (тавгийско-самодийскому), селькупскому (остяко-самодийскому)
языкам Кастрен также собрал ценные данные и о южно-самодийских языках[3]. Замечательный след в изучении языка лесных ненцев оставил советский
ученый Григорий Давыдович Вербов, наиболее полно исследовав его морфологию. Традиционное хозяйство эвенов и эвенков издавна основывалось на охоте с использованием в качестве транспортного средства вьючных и верховых оленей[4]. Охота на копытных животных (лося и оленей) и на птицу давало им пищу, а на пушных зверей - товары для обмена или торговли. Эвенки и эвены подразделяются на ряд диалектных и этнографических групп. Летом обычно перекочевывали к рекам и занимались рыболовством, причем часть рыбы заготавливали впрок. Зимой они уходили вглубь тайги - в районы своих охотничьих угодий, где они промышляли, разбившись на мелкие группы. Кочевому быту эвенов и эвенков соответствовало их основное жилище - конический чум, крытый оленьими шкурами (без шерсти) или берестой; лишь южные группы эвенов и эвенков в конце XIX в. стали переходить к полуоседлости и оседлости и жить в избах русского типа. В местах промыслов эвенки устраивали свайные амбары и лабазы на столбах. Зимой для передвижения пользовались оригинальными широкими лыжами, а также санями - волокушами. Традиционная одежда представляла собой своего рода кафтан из оленьего меха с несходящимися спереди полами; промежуток между ними занимал нагрудник, у женщин - более короткий и широкий с богатой вышивкой. Под кафтан одевали кожаные или меховые штаны, на голову - чепчикообразную меховую шапку (южные женщины - эвенки, носили платки), на ноги - ноговицы или унты. До XVII в. у эвенов и эвенков сохранялся патриархально-родовой строй. Юкагиры по материальной культуре, связанной с их основными занятиями В хозяйстве народов тунгусско-манчжурской группы алтайской семьи: нанайцы, нечидальцы, ульчи, ороки, орочи, удэгейцы основную роль играло рыболовство с применением сетей, лишь отчасти дополняемое охотой (главным образом зимний). Зимним жилищем народов, ведших оседлый образ жизни, служили землянки,
которые в XIX в. стали вытесняться надземным жилищем, отапливаемым печью с
длинным дымоходом под нарами, а затем рубленными домами русского типа. Основным типом одежды у всех этих народов был халат из рыбьей кожи или покупных тканей, запахивающийся направо; зимой - меховая одежда того же типа. Все народы (кроме удегейцев), использовавшие ездовых собак, зимой носили одежду из собачьего меха. Костюмы украшались орнаментом. В целом у всех перечисленных народов был очень сильно развит шаманизм, сочетавшийся с родовыми культами. Ни один из этих народов не имел письменности. Основную роль в хозяйстве ительменов (камчадалов), как и у народов, живших по Амуру, играло рыболовство. Ловили главным образом рыбу лососевых пород, которая шла на икрометание в реки. Рыба заготавливалась впрок- ее вялили (такая рыба называлась юкола) или квасили в ямах. Подсобную роль в хозяйстве играл сбор съедобных растений и охота. Эскимосы и алеуты являются типичными охотниками на морского зверя(тюленей, моржей, китов). Этот же вид хозяйства преобладал у береговых чукчей и коряков. В месте с тем существовали “оленные” чукчи и коряки, которые подобно ненцам, занимались оленеводством мясного типа и кочевали по тундре. Главным транспортным средством у всех оседлых групп этих народов были упряжки собак. Основное жилище оседлых групп этих народов составляли крупные юрты, а также землянки, в которые спускались через центральный лаз, служивший и дымоходом. Традиционное жилище кочевых чукчей и коряков-яранга- своим внешним видом (нижняя часть цилиндрическая, крыша коническая) несколько напоминала юрты бурят. Внешнюю ее часть образовывали шесты, крытые оленьими шкурами, а внутри располагался полог- квадратное помещение также из оленьих шкур, отапливаемое жировой лампой. Постепенно яранга стала основным жилищем части береговых чукчей и коряков. Для этих народов была характерна глухая (надеваемая через голову) одежда до колен, мехом внутрь; зимой на нее надевалась одежда с капюшоном мехом наружу; из меха или выделанной кожи шились штаны и сапоги. Своеобразным элементом материальной культуры охотников на морского зверя были сделанные из натянутой на каркас кожи одноместные лодки каяки и многоместные лодки, а также особые гарпуны. Основной социальной единицей у кочевых групп было стойбище, у оседлых поселок. В мифологии чукчей и коряков центральное место занимали сказания оБольшом Вороне, бывшем якобы творцом всего существующего. Большую роль играл шаманизм. В начальный период освоения Сибири (конец XVI-XVII в
в.)[5]. Московское государство, стремясь закрепиться на вновь освоенных
территориях и обложить проживающее там население данью(ясаком), использует
методы как прямого,так и косвенного колониального управления. С одной
стороны, вся полнота административной и судебной власти на местах в Две охарактеризованные формы
управления “ясашными инородцами”, сложившиеся в этот период, на практике,
скорее всего не существовали в чистом виде, а сочетались в зависимости от
конкретных обстоятельств.Поэтому, постепенно укрепляясь на Западно- На протяжении XVIII в. происходят существенные изменения в социально- экономическом положении коренного населения края[6]. К концу столетия завершается процесс унификации форм ясачного обложения. Ясак теряет черты дани и трасформируется в феодальную ренту. Власти пытаются силою указов регламентировать действия ясачных сборщиков, наказывая, чтобы они под страхом смертной казни не брали у аборигенов пушнину в свою пользу. Видя тщетность попыток пресечь “лихоимство” своих агентов,
правительство повелевает местным властям: Указами Сената от 1 и 8 февраля Окончательный отказ от методов прямого колониального управления происходит в результате деятельности первой ясачной комиссии 1763 - 1769 г.г. В соответсвие с инструкцией Сената, был упразднен институт ясачных сборщиков, отменялось аманатство - заложничество. Фуекции сбора ясака передавались в руки “князцов” и старшин. В XVIII в. главы волостей и родов стали утверждаться в должности губернскими властями. При этом приносилась присяга на верность царю и вручался наказ, определявший функции этих лиц. На фоне понижения социального статуса “князцов” усиливается роль
коллективного управления. Общество в лице общих собраний (сходов) имело
возможность контролировать действия глав волостей, родов, патронимий,
отдельных селений и сменять неугодных (кроме наследующих свои должности). Использование государством специфических форм взаимоотношений с
аборигенным населением вызвало к жизни соответствующую систему его
управления. Она включала в себя общественные и правовые автохонные
институты, сохранявшие значительную самостоятельность в своем
функционировании. Организация административного устройства впитала все
многобразие этно-социальной организации аборигенов Северо-Западной Сибири,
а форма первичного управления, также не будучи унифицированной,
предполагала пеструю номенклатуру должностей, различное положение среди
сообщинников, разную степень включенности в феодально-сословную систему Трансформировавшиеся из института “князцов” в XVI-XVII в.в., волостные и родовые старшины XIX в. сохранили характер органов традиционного властвования, став промежуточным звеном, посредниками между автохонным социумом и государством. Отказавшись от методов силового принуждения и окончательно перейдя к
методам административно-бюрократического контроля, государство нарабатывает
новые приемы и формы взаимоотношений с коренным населением Севера[7]. Введение “Устава об управлении инородцев” предполагал порядок организации “инородческого” управления. Все туземное население Сибири делилось на три сословно-административных разряда: оседлых, кочевых и бродячих. Несмотря на все особенности проведения “инородческой” реформы 1822 г., на Западно-Сибирском Севере были соблюдены и ее основыне принципы: сохранение традиционной основы аборигенного самоупраления, его частичная рационализация при дифференцированном подходе к категориям автохонного населения с различным уровнем общественно-экономического развития. В процессе введения Устава у коренных народов Севера можно выделить 3
этапа: Реформа проводилась поэтапно, с учетом особенностей социально- административной организации коренного населения[8]. Была найдена достаточно гибкая и эффективная (синтез элементов государственного и традиционного управления) форма взаимодействия государственных управленческих структур с общественной организацией аборигенов. Несмотря на свои недостатки, в тех условиях это был наиболее приемлимый вариант, позволивший коренным народам занять свою нишу в общей системе административных связей Российской империи. Тем не менее, во второй половине XIX в. инородческий Устав был подвергнут ревизии, а на рубеже XIX - XX в.в. предприняты шаги, направленные на ликвидацию сложившейся к этому времени системы управления коренным населением. Пересмотр сложившейся системы управления автохонным населением
вызывается целым рядом причин субъективного и объективного порядка,
основными из которых были следующие[9]: Реформы, направленные на унификацию управления русским крестьянским и “инородческим” населением, коснулись тех районов, где процесс распространения общероссийских административных и судебных порядков, а также интенсивное земледельческое и торгово- промышленное освоение вошли в наиболее острое противоречие с особенностями управления, податного обложения и землепользования аборигенов[10]. Вместе с тем, коренное население сохраняло важнейшие черты традиционного хозяйственного уклада и традиционной культуры, свою этносоциальную специфику и этнотерриториальную монолитность, продолжало уплачивать ясак. В этих условиях оставались актуальными коммуникативная и фискальная функции системы косвенного управления, продолжали действовать ее основные институты, сохраняя тем самым и саму систему, окончательная ликвидация которой была осуществлена здесь только в первые годы Советской власти. ГЛАВА 2. НАРОДНОСТИ СЕВЕРА В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ И ПОСТОСОВЕТСКОЙ В ходе районирования, проходившего в 1923 г. на территории округа,
были образованы Обдорский, Березовский, Самаровский, Кондинский и К 1925 г. на Севере началось
кооперирование. Первоначально возникали потребительская кооперация. Она
раздавала населению кредит, получая взамен пушнину, оленину, рыбу. Вскоре
многие жители Севера оказались в долгу у потребительских обществ. Только в К 1926 г. в кооперативы было объединено 24 % манси, 14 % ханты и 3 % ненцев. Среди членов кооперативов были также русские и коми. Переломным моментом в жизни народов Севера явилось создание
национальных округов. Проекты их образования разрабатывались с конца 20-х
г.г. XX в. и исходили из постулата о готовности народов Севера к созданию
собственной государственности. Главным критерием при определении границ
округов была значительная доля коренного населения, составляющая более 70 %
на территории будущего Ямало-Ненецкого округа и ококло 40 % - в Ханты- Власти видели “продвижение народов Севера к социализму” в полном
подчинении их общегосударственным нормам. Созданная на территории округов
система судов исключала из судопроизводства нормы обычного права. Эта
мера в корне подрывала традиционный уклад жизни коренного населения, в
которой обычное право занимало ключевое место. Ликвидация юртовых и
туземных советов, подчинение общесоюзному законодательству не столько
способствовало их прогрессу, сколько ставила под контроль властей, для
которой природные богатства Севера приобретали стратегическое значение. Для разрушения традиционного уклада жизни и под предлогом борьбы с суевериями в 30-е г.г. было репрессировано свыше 150 шаманов - наиболее уважаемой и авторитеной части населения. Все это не могло не вызвать среди коренного населения протеста и сопротивления. Наиболее значительные выступления против советской власти произошли в Несмотря на стремление остаться незамеченным Советской властью (путем
сокращения оленьего стада, числа батраков, проживание в отдаленных
тундрах), Ефим Кунин не сумел избежать своей участи. В 1931 г. ему было
предъявлено обвинение в том, что он “перегородил сплошь запором реку В декабре 1932 г. ОГПУ стало известно, что у Кунина имеется
золото[13]. Тем самым досье родового князя наполнилось сверх меры,
последовало распоряжение об его аресте. Однако, буквально вся Узнав об аресте Кунина, остяки несколько дней не выезжали, требуя освобождения его из-под ареста. Для того, чтобы уговорить остяков, потребовалось посылка нескольких делегаций. У Кунина было изъято “золотой валюты на сумму 8235 рублей”, а ее бывший владелец “оперирован” (то есть арестован без возбуждения уголовного дела, с нарушением уголовно- процессуальных норм) окружным отделом ОГПУ. Расправа с родовым князем вызвала смуту по всей округе. Бюро остяко-вогульского окружкома ВКП (б) в постановлении о политическом состоянии Ларьякского района (начало 1934 г.) вынуждено было признать, что “политическое настроение населения Ларьякского района характеризуется фактами возрастающей антисоветской активности кулачества и шаманства, принимающее открыте обостренные формы борьбы, как то: появление бандгруппы (Прасина), угроза оружием колхозникам, борьба против целевого снабжения, агитация за разгром складов, и, особенно, разжигание национального антагонизма против русских”. В докладной записке Ямальского (Ненецкого) окружкома Центральному Если в 1932 - 1933 г.г. только отдельные, еще недостаточно организованные группы кулаков и шаманов выступали против организации соевтов и пытались влиять на трудовое население тундры, то уже с весны 1934 г. эти отдельные группы стали соединяться, а к осени 1934 г. оформились в одну многочисленную группу под названием “Мандолада” (в переводе на русский означает “собравшиеся”). Язык ОГПУ иммет свои особенности, благодаря которым “Мандолада” оформилась в группу под названием “мандо лыда”. Можно понять чекистов - они “читают” происходящее по своему обычаю. И все же за пафосом классовой борьбы в официальных документах обнаруживаются реальные причины и обстоятельства событий. В 1934 г. (отчасти под воздействием слуха о “воинах” на Казыме и На Хенской стороне Обской губы (в Надымской тундре) разграблена
фактория в верховьях Надыма и убиты уполномоченный УГРО т. Мурашев,
милиционер Дмитрий Лаший, заведующий факторией М.Ануфриев. В ходе
мандолады были распущены Нейтинский, Тамбейский и Тлутейский нацсоветы,
блокирована связь окружных властей с факториями Главморпути (Саяхинской,
мыса Дровяного). Североямальской частью группировки захвачены и поделены
стада Нейтинского нацсовета - 60, Тамбейского - 120, Главморпути - 630
голов. Эти стада поделены между родами Серпиву и Яптиков. В основном закрыт
пушной промысел. Мандоладой запрещен промысел зверя. Основными
требованиями, которые выставляла кулацкая группировка, являются: “Отменить
нормы отоваривания продуктами и товарами; покупать по потребности и на
деньги; восстановить в правах голоса кулаков и шаманов; не признаем Действительно, мандоладо выступила против всех мероприятий Советской власти 30-х г.г. [15]. И не потому, что ненцы изначально не призанли ее, а потому, что каждое отдельно взятое ее действие в отношении ненецких устоев и традиций удивительно точно шло “против шерсти”. Ненцы не в силах были остановить машину наступления социализма, да и не пытались всерьез это делать. Как следовало из тактики ведения традиционных “войн”, они нередко давали этой машине возможность нанести сокрушительный удар в пустоту, отступали, скрывались в отдаленных тундрах, приспосабливались к колхозным и административным новшествам, но с завидным упорством сохраняли свой стиль жизнедеятельности. 22 июня 1941 г. Германия напала на СССР[16]. Началась Великая В связи с оккупацией значительной части территории СССР на восточные
районы легла основная нагрузка по обеспечению потребностей армии. Сибирь, Север в системе военного обучения значительно уступал другим районам
тыла[17]. Малочисленность и разобщенность населения, кочевой образ жизни
многих народов Севера, слабость военно-технической базы, острая нехватка
преподавателей, недостаток практического опыта - все это затрудняло и
ограничивало подготовку боевых резервов. В этих условиях упор был сделан
на качество военного обучения, на эффективное использование обученных и
подготовленных резервов. Специализация будущих воинов из народностей В областях и национальных округах Севера к началу 1942 г. сложилась, непрерывно совершенствовалась комплексная система военного обучения, через которую прошли военнообязанные в возрасте от 16 до 50 лет[18]. В процессе военно-мобилизационной работы проявлялось максимум внимания к отбору на военную службу граждан из Среды народностей Севера. Их малая численность, необходимость ускоренного развития традиционных отраслей хозяйства и обеспечение их местными трудовыми ресурсами - все эти обстоятельства требовали конкретного и дифференицированного подхода к решению вопроса о целесообразности призыва к мобилизации в Красную Армию военообязанных коренных национальностей Севера. Предпочтение отдавалось тем, кто уверенно владел русским языком, имел достаточный образовательный и культурный уровень, был обучен военному делу. Это были, в первую очередь, коммунисты и комсомольцы, представители национальной интеллигенции, учащиеся и студенты. Практически целесообразным оказался такой способ распределения
боевых ресурсов, при котором уроженцы Севера направлялись в районы боевых
действий с природно-климатическими условиями, близкими или сходными с
родиной. Так, Европейский Север питал боевыми ресурсами войска Карельского
фронта, Обский и Енисейский Север, обеспечивали пополнение Северо-Западный и Ленинградский фронты, представители Чукотки и Камчатки охраняли Северо- Оленеводы Европейского Севера саами, ненцы и коми, положили начало
военно-транспортным подразделениям Карельского фронта. Впервые в Красной В Отечественной войне было успешно применен опыт использования собак
как транспортных животных. Отряды ездовых собак работали на всех фронтах,
но больше всего было на Карельском фронте. В качестве проводников и вожатых
в отрядах служили бывшие охотники - якуты, ханты, манси. Большой вклад
в укрепление фронта внесли моряки торгового, промыслового и арктического
флота Севера [19]. В ноябре 1941 года был военизирован промысловый флот. Негативные последствия для
национальных округов имел перевод на оседлость коренных народов Севера[20]. Образование больших оленеводческих колхозов и совхозов в ГЛАВА 3. ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРА И ПРОБЛЕМЫ Представляя в биологическом отношении вид “Homo Sapiens”, развиваясь по общим социальным законам, человечество распадается на множество различных исторически сложившихся общностей[22]. Среди подобных общностей людей особое место занимают образования, именуемые в повседневноя языке народами, а в современной научной литературе - этносами. При этом под этническим понимается прежде всего национально- специфическое, проявляющееся главным образом в языке, повседневно-бытовой культуре, в том числе обрядах, устном творчестве, нормах поведения, а также в особенностях психического склада определенной исторически сложившейся группы людей. Одной из непременных черт такой группы представляет этническое самосознание. Ненцы создали оригинальные религиозные культы, отличные от взглядов других малочисленных народов Тюменской области[23]. В ненецких сказаниях за героическим эпосом о сражениях героев с духами или богами можно увидеть социальные порядки и обычаи. Ненецкий пантеон богов густо населен и довольно сложен. Боги,
связанные с ними культовые обычаи и обряды со всех сторон охватывают
оленевода, рыбака, охотника. Начинается это с неба. На небе находятся семь
слоев с божествами, на земле также семь слоев и подземный мир, царство бога Верхний мир - Небо. Здесь пребывает главное божество Нум, творец всего сущего: сверхестественное и загадочное явление. Нум для ненцев - божество, владеющее Миром, но как источник и податель добра жить он может лишь в Небесах потому, что на земле совершается зло. Точный перевод понятия “Нум” дать сложно, его толкование подгонялось под уже существующие схемы. Приближенный перевод будет следующим: “небо, которое следует почитать, там проживает высший дух, дающий жизнь всему земному и владеющий им”. В некоторой степени эти понятия неба, где живет бог. Ненцы полагали, что богу одному скучно управлять миром. Лучше, если у бога будет жена. У Нума супругу звали Яминя и по преданию, она первая жена бога, родившая ему семь сыновей. Она покровительница рожениц, отмечающая жизненный путь ребенка. Яминя - хранительница брака, домашнего очага. К ней обращаются как к целительнице женских и детских болезней. О сыновях Нума известно, что им отведены семь небесных сфер, они
наблюдают за жизнью ненцев и сообщают отцу о происходящем на земле. Под землей размещаются владения бога Нга. Они также делятся на
семь слоев, где обитают помощники сил зла. Много описаний злых духов
находится в народных сказаниях. Из злых сил особо выделялись наиболее
опасные помощники бога Нга: Хансосяда - дух, уносящий разум; Хабуа Мирена Несмотря на сложную и постоянную зависимость от богов и духов,
ненцы нашли свое место в мире. Им стала середина между Верхним и Нижним Образны и поэтичны названия духов - хранителей покровителей людей,
животных, земли, воздуха. “Я Ерв” - хозяин земли, “Пэ Ерв” - хозяин гор, Природа полагалась ненцами божественной, потому что она прекрасна и заслуживаемой поклонения. Портить землю, срывать покров тундры, сваливать мусор в реки, озера, считалось тяжким грехом. Маленький, незаметный глазу Иясебам Пэртя - хозяин оленей, восседавший на самом крупном из них - мог жестоко наказать человека за грубое, жестокое отношение к природе. Ненцы конкретно определяли нахождение божеств и духов, посвящая им оленей. Эти места обычно сильно выделялись на местности: необычные возвышенности, скалы, нагромождения камней. Большинство священных мест находится в районах выпаса оленей, промысла зверя, ловли рыбы. Главнейший жертвенник находится на Белом острове и называется Сэр Среди шаманов
существует определенная иерархия.Наиболее влиятельное положение занимает К особой группе относится шаман Самбдорта, умеющий общаться с душой умершего, сопровождать ее в мир покоя. Ничто в религиозных культах ненцев не занимает столь важного места, как отношение к умершим. Смерть сама по себе не страшна, страшна мысль, что душа покойного, лишенного погребения, согласно традициям, не найдет покоя в загробном мире. Поэтому ненцы придают большое значение исполнению последнего долга перед ушедшим из жизни. Выполнение погребального обряда лежит целиком на Самбдорте. Ведь душе предстоит переселиться в загробный мир, а путь туда труден, полон препятствий. Душу могут перехватить и уничтожить многочисленные враги, вот тут нужен опыт шамана. Он может со всеми предосторожностями доставить душу умершего в царство вечного покоя. Еще большее место в обязанностях шамана Самбдорта занимает его
умение ладить с владыкой подземного мира, богом Нга. Если человек
заболел, значит, в него вселился дух болезней. И душа шамана идет в
сопровождении духов-помощников в подземный мир. Тут надо исхитриться,
чтобы освободить душу больного человека. К этому способен лишь До октября 1917 г. у ненцев не было письменности, и шаманы выступали хранителями истории, которая устно передавалась ими из поколения в поколение. Они накопили огромный опыт, фактический материал народной медицины, педагогики и многое другое. Феномен шаманства еще требует своего обстоятельного изучения. “ТУЛЫГАП” - медвежье игрище - это самый популярный обрядно- ритуальный праздник ханты и манси[25]. Убил медведя - извинись. Ведь он предок человека. Даже выше: по мифам, он спустился на Землю с Неба, хотел быть быть Творцом, Строителем, Созидателем. На Земле много соблазнов, не трудно совершить ошибку, за что он был превращен в зверя. Но люди помнят, что он спустился на Землю не зверем: Человеком был, братом был. И поэтому перед низверженным братом - Медвежьей головой, посаженной на “священный стол”, извиняются пляской, песнями, слезами горести. Семантика его религиозной части не вполне ясна. Этнографам еще предстоит тщательное изучение всех вариантов ритуалов. В частностях и деталях этот обряд разнится не только у ханты и манси, но и у локальных групп. Так, он носит религиозный характер. При всем почитании медведя, у некоторых восточных групп ханты такого праздника вовсе нет. Приближаясь к юртам, один из охотников стреляет в воздух, извещаяя население о возвращении их с промысла с убитым медведем. Это означает просьбу, чтобы люди встретили обожествляемого зверя, отдали ему дань почестей и уважения охотникам. Весть об убитой медведице быстро облетает соседние юрты - будет праздник “Медвежья пляска”. Он проводится после дневных трудов и забот, только по вечерам. По поверью ханты, в это время суток спускаются на землю все добрые и злые духи. Со всей округи сходятся все люди на праздник. К нему старательно
готовится все население. Люди гримируются, одевают ритуальные наряды из
меха зверей, халаты, платья. Изготавливаются ритуальные маски, посохи. Первый праздничный вечер начинается ритуальными песнями. Песни сопровождают медведицу от рождения до того, как она станет
жертвой Всевышнего. В ней выражается величие и почитание, желание
опрадаться за убийство, восхваление ее теперешней сущности духа-жертвы в Весь ритуал состоит из трех отделений. Во втором отделении праздника выступают мужчины в берестяных масках. Оно изобилует клоунадой, бытовыми сценками из жизни рыбаков и охотников. Последние выступления длятся несколько вечеров. Они насыщены песнями и танцами под аккомпанемент музыкальных инструментов: нарсьюх, тарсьюх, тумран. Здесь выступают только женщины с накинутыми на голову шалями. А девушки с воих лиц не закрывают. Старик-распорядитель входит в юрту и сообщает о необычном явлении. Традиции и обычаи селькупов были испокон веков единственными иважными мерилами правил поведения людей в отношениях друг к другу, обществу, природе[26]. Веками народные нормы нравственности и справедливости пооддерживались ритуалами, традициями, привычками, всем укладом жизни, являясь нерушимыми правилами жизни. Селькупы хорошо знали и ценили значение своей родовой территории в
жизни рода. Нарушение границ территории рода строго наказывалось. На собрании рода люди также рассматривали споры о нарушении границ
родовых угодий членами семей других родов, имеющих одну родовую территорию. У селькупов все члены одного рода имели одно мольбище. На каждой родовой территории имелся в тайге “Лосый мет”, священный духов чум. Дорогу в этот чум знали немногие. Дорожки к этому чуму - лабазу охранялись настороженными луками. Так что туда мог (и может) идти не каждый мужчина, но вовсе не имеет туда доступа и права видеть священный чум духов женщина. Священный чум - лабаз, представляющий собой
материальное воплощение религиозных представлений селькупов о загробном
мире, отображение ими этого мира. Здесь приносились жертвы - подарки Селькуп не мог стать шаманом по собственному желанию. Шаманский дар передавался по наследству от отца к сыну или внуку. Если в семье, где отец - шаман, сын не стал шаманом, то внук обязательно им становился. В песнях, напевах шамана селькупы узнавали песни и напевы его отца и деда. В шаманских песнях шаман-внук часто призывал дедушкиных помощников (духов), уговаривая их идти по дороге, проложенной еще дедом. Селькупы, по некоторым признакам, распознавали с детства ребенка,
которому было предназначено стать шаманом. У такого ребенка “ясные”
завитки волос на затылке, высокий лоб и острый взгляд. Впоследствии такой
ребенок предпочитал одиночество и с приближением юношеских лет все более
отличался странностями. В возрасте 14 - 15 лет, но обычно позднее, в 20 - Затем он объявлял родным, что дух шамана-отца или деда требует, чтобы этот сын или внук тоже стал шаманом. Селькупы убеждены, что призванным отказаться от шаманского дара нельзя: отказавшегося от шаманской деятельности селькупа духи-”лосы” его отца или деда-шамана замучивали до смерти. Шаман приказывал для этого призванного сделать первый шаманский атрибут - колотушку (“каптын”). На это время, пока будущему шаману делали колотушку, старый шаман давал ему свой бубен, и с ним молодой шаман начинал камлать. При этом он бил себя колотушкой по левой ноге и пел свои первые песни. Это приурочивалось к прилету или отлету птиц. По прошествии некоторого времени молодой шаман становился спокойнее, болезненные припадки проходили. Он переставал сторониться людей, шаманил открыто, в присутствии посторонних людей. Окружающие по песням оценивали силу и готовность молодого шамана к получению следующих шаманских атрибутов. Следующим изготовлялся бубен. В приготовлении колотушки, бубена, парки, убора для нового шамана принимали участие многие мужчины и женщины, но лично шаман никогда никаких предметов шаманского костюма и атрибутов сам не изготовлял. Селькупы главное божество именовали Ном и Нум. Также они называли небо и погоду - “нум челы” (небесный день). Селькупы считали и считают, что бог живет на небе и активно участвует в жизни, в делах людей. Ему приписывают “посылку” грома и молнии, он общается с шаманами. В религиозных представлениях селькупов есть и злые духи. Главынй из них - Кысы и его сын Кысысийя. Кысы живет под водой, в нижнем мире, мире покойников, где имеется город покойников. Кысы посылает на людей болезни, неудачи, крадет людские души, уносит их к себе в город покойников. Селькупы верили, что, если шаман не найдет украденной Кысы души и хитростью не завладеет ею, не вернет человеку, то человек умирает. Постоянную борьбу ведет человек со злыми духами, живущими повсюду - в воде, лесах, на холмах. И в этой борьбе ему помогает посвященный человек, любимец Бога - шаман. Кроме злых духов, селькупы представляли себе целый ряд духов -
хозяев, которые могут относится к человеку в зависимости от его поведения,
плохо или хорошо, помогать ему или вредить, так как они также как люди,
могут быть добрыми и злыми: это дух Хозяина воды и т.д. Они могут
помогать человеку в охоте, ловле рыбы, но могут, рассердившись, не послать
человеку добычу, заставить человека заблудиться в лесу, перевернуть его
лодку. Поэтому промысловая деятельность селькупов обставлялась обычаями
и ритуалами, связанными с религиозными представлениями о духах Хозяев. Обычаи, поверья, ритуалы сопровождали не только промысловую
деятельность, но и повседневную жизнь селькупов. В памяти селькупов
сохранились поклонение священные деревьям (кедр, елка, береза), куда
вешали лоскуты ткани, то есть одаряли Хозяина леса, а в воду рек и озер
селькупы по обычаю и сейчас бросают монеты, дробь. Такие места массового
поклонения есть на реке Таз - возле речек Большая и Малая Шерта. Другое почитаемое селькупами место имеется в местности Чертовых озер Селькупы сейчас в основном отошли от религии предков, их обычаев, нравов, уклада жизни. Лишь в некоторых местах еще сохранились вековые традиции и обычаи, соблюдаются некоторые элементы религиозного ритуала. Как национальная религия, языческий духовный культ селькупов почти полностью исчез. Шаманство - одна из самых древних форм религиозной практики
человечества[27]. Центральной фигурой в ней является шаман - посредник
между миром людей и миром духов. Многие более поздние религии также знают
посредников - жрецов, священников. Шаман отличается от них тем, что он
священнодействует с помощью духов, более того - его избирают сами духи. У
многих народов существует поверье, что человек сопротивляется подобному
выбору, не хочет возлагать на себя трудную обязанность быть шаманом. Однако задачи шамана намного шире. Функции шамана с одинаковым успехом
выполняют имужчины, и женщины. У многих народов Сибири (например, у чукчей)
считается, что женщина может быть более сильным шаманом чем мужчина , но
только до того, как у нее родятся дети. Потом она утрачивает силу. У
эвенков шаманили и мужчины, и женщины. У кетов все великие шаманы были
мужчинами. Обязанности шамана многообразны, но смысл их един: шаман
должен способствовать благосостоянию сородичей, оберегать их от бед. Труд
шамана бескорыстен. Такой идеал шаманского служения людям отражен в
моральных заповедях, которые передаются из поколения впоколение. Этические нормы представляли как волю духов. Нганасанскому шаману его
дух - покровитель внушал, что нельзя пренебрегать бедными, сиротами, а
надо помогать всем. Обряды, которые
проводит шаман, бывают разными. Некоторые из них просты, не занимают много
времени, не требуют бубна, ни ритуальной одежды. Но классический обряд, для
исполнения которого шаман должен быть “в полной форме “, предполагает
путешествие в мир духов. Камлание имеет свой порядок,
определенной последовательностью событий в воображаемой поездке в иной Камлания совершались в разных местах - и под открытым небом, и в жилище, и даже в специально возведенной постройке. Так, шаманы эвенков проводили обряды важного общественного значения в “шаманских чумах”. Эти культовые сооружения, окруженные деревянными идолами - изображениями духов, строились соплеменниками каждый раз, когда ему предстояло путешествие в Мир духов. Трудно утверждать, что шаманство как форма религиозной деятельности подходит к своему концу[31]. Шаманство оказалось способным найти свое место в сложном современном мире. У гародов России, в прошлом знавших шаманство, инетерес к нему резко возрос после разрушения коммунистической системы. Популярные в наши дни лозунги национального возрождения предполагают
вернуть к жизни традиционную культуру, по крайней мере - сохранить ее
наследие. Шаманство заеимало важное место в культуре коренных народов Культура и образ жизни малочисленных народов за последние годц подвергались сильнейшим деформациям, в результате которых утрачены традиционные знания, языки и национальное достоинство[32]. Проблема была в том, что многие руководители того времени считали свою национальную культуру, свои ценности, традиции выше, чем традиции и культурные ценности коренных северных народов. Они чувствовали себя чуть ли не обязанными навязывать свои представления о культуре, образе жизне, быте коренным жителям. Национальное самосознание - это элемент общественного и личного сознания, в котором отражается осознание этнической общности своих интересов[33]. Важнейшей функцией национального самосознания является сохранение и развитие данной этнической общности. Материальная и духовная культура малочисленных народов, к сожалению, находится под угрозой исчезновения. А это рано или поздно приведет к исчезновению самих народов. Поражает один парадокс: ученые изо всех сил бъются над сохранением редкого растения, животного, птицы, но не вымирающего народа! Правительство охотнее вкладывает средства в создание благоприятных условий для растений, животных, нежели для возрождения погибающих народов. Создаются особо охраняемые территории (заповедники, заказники и т.п.), с которых вытесняются коренные народности. Издаются Красные, Белые Книги и прочие книги, где статус неприкосновенности получают особи растительного и животного мира. Все это, бесспорно, необходимая и нужная работа. Но это выглядит кощунственно по отношению к коренным народам, особенно к малочисленным. Сейчас нужны Книги учета (или помощи) этим народам. Главная задача - помочь выжить этим народам. В самом критическом положении сейчас оказались именно арктические народы. Причины этому следующие: - экстремальные климатические условия жизни; - их малочисленность; - интенсивная эксплуатация природных ресурсов. Больше всего испытаний легло на плечи ненцев, хантов, селькупов и других малочисленных коренных народов Севера[34]. Их традиционный образ жизни пытались подменить “оседлым”, но и этот процесс был во многм формальным, несогласованным: современного жилья не хватало и социальное обеспечение отставало от потребностей. В наше время при энергичном переходе к рыночным отношениям не было
принято в расчет, что традиционные занятия коренных жителей Необходимо подумать о восстановлении факторий, которые в прошлом играли важную роль в жизни тундры, являясь центрами товарообмена, а ныне пали под натиском реформ. Сегодня их не просто необходимо восстановить, надо расширить их функции - не только товарообмен, но и особая социальная площадка, где могут и должны функционировать малые предприятия по переработке биологических ресурсов, с непременным участием в этой деятельности самих коренных жителей. Абсурд, с точки зрения здравого смысла, но высокоценные породы
сиговых рыб, деликатесная оленина, пушнина не находят сбыта,
неконкурентноспособны из-за несовершенства транспортной схемы и
неоправданно завышенных тарифов на перевозки. До сих пор оленеводство
рассматривают как одну из отраслей товарного производства, но это не
просто род занятий, а образ жизни, стержень уклада коренного населения. Окружное законодательство дает коренным народам дополнительные права и гарантии[35]. Устав Ямало-Ненецкого автономного округа предусматривает создание комплекса финансовых и материальных предпосылок для организации и развития традиционных промыслов. В условиях общего спада производства осуществить эту программу нелегко, но жизненно необходимо. Для улучшения жизни коренным малочисленным народам Севера ежемесячно выплачиваются социальные пособия из средств окружного бюджета. Но этого мало. Чтобы изменить ситуацию радикальным образом, необходимо реализовать положения Устава ЯНАО, где предусматривается: часть доходов от эксплуатации недр в районе постоянного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности коренными народами должна выплачиваться им самим. Самыми актуальными проблемами для коренных народов являются: - получение реального права на землю; - организация системы местного этнического самоуправления; - справедливая компенсация за использование земли и ее ресурсов непосредственно народом через их организации и общины[36]. Во многих странах люди поняли, что, прежде всего, надо сохранить свою нацию, свою семью. Но еще нужно сохранить древнейшую и самобытную культуру ханты, манси, ненцев, селькупов, пока живы носители этнической культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Разве не удивительно, что культура народов Крайнего Севера вообще сохранилась! Проходящие в стране общественные перемены позволили обратить внимание и на нерешавшиеся раньше языковедческие проблемы[37]. Одна из них - это взаимоотношение языков малочисленных народностей с другими языками, в особенности с русским, как языком преимущественного влияния. Ошибается тот, кто думает, что исследования “малых языков” не требует усилий крупных специалистов. Напротив, языки, порой не имеющие письменных традиций, настоятельно требуют от ученых фундаментального комплексного изучения. Исторические судьбы поставили многие из этих языков на грань исчезновения. Поэтому перед лингвистами встает неотложная задача не только тщательного описания грамматической структуры языков малочисленных народностей, выявлять ее специфические черты, зафиксировать лексику, проанализировать словарный состав, но и всесторонне осмыслить язык как семиологическую систему. Сегодня сохранность того или иного языка рассматривают по
употреблению его народом, этносом на практике: его функционирование в
печати, на радио, развитием оригинальной литературы и степенью изученности Сегодня на национальных языках малочисленных народностей по окружному национальному радиовещанию выходят страницы газет “Северная панорама” и “Наръяна нэрие”. К сожалению, сфера употребления родного языка ханты уменьшается. По переписи 1989 г., языком владели 62 % современных ханты. Языковая и экономическая политика сошлись клином: “неперспективные” деревни и школы- интернаты; закон о всеобуче и декрет о переводе на оседлый образ жизни... В поселке нового типа сошлись люди, не только говорящие на разных диалектах одного языка, но и различных национальностей; нарушилась единая языковая среда, нашелся новый язык общения - русский язык. И даже семья ханты, хранительница народного духа - заговорила между собой по-русски, так как вновь созданные институты - детские воспитательные учреждения, интернаты не жили духом народа, не хранили его язык. Вопрос о создании национальной школы очень специфичен[38]. Более
того, сегодня позция федеральных органов такова, что национальные школы -
региональные проблемы и решаться они должны на местах. Это с одной стороны Это, конечно, не значит, что необходимо стремиться к созданию
национальной школы в чистом виде. В первую очередь ребенок должен
усвоить культуру своего народа, а от нее идти к усвоению
общечеловеческих ценностей. На сегодняшний день мы четко понимаем, что
должен представлять собой национально-религиозный компонент в
образовании. С одной стороны, выделяется русскоязычная школа, где
необходимо ввести изучение географии, экологии, экономики, природных
ресурсов края и этносов. С другой стороны, мы должны выделить
проблему школьного обучения малочисленных народов, компактно проживающих именно на территории округа. Встает вопрос изучения родного языка. И еще одна очень серьезная проблема - существующая система школ- интернатов. Ее можно сравнить с насосом, высасывающим из коренного народа его суть: назад возвращается мало и не в том виде, который необходим для сохранеия этноса. Необходимо кардинально поменять воспитание в школах - интернатах. И, конечно, наиважнейшая проблема неготовность педагогических кадров. Вопрос этот медленно, но положительно решается: при Тюменском педагогическом вузе открылся филиал педагогических кадров родного языка, литературы, филологии. Каким путем будет развиваться национальная культура малочисленных народов? Как будет развиваться ? В настоящее время материальная и духовная культура коренного населения находится в своеобразном разобщении. Раньше культура народов Севера развивалась под влиянием религии. И религия была нравственным стержнем общества. С религией были связаны все праздники, обряды, традиции, быт. А потом все религиозные культы разрушили. Новые люди, которые встали у руля власти, в своем большинстве не были готовы этим заняться, настолько они были бездуховными[39]. Л И Т Е Р А Т У Р А |I. ЛИТЕРАТУРА | -----------------------
|
|