| |||
Реферат: Культура России в конце 19 века1. Культура пореформенной России. Вторая половина XIX века Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей. Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения культурой значительных общественных слоев. Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в сфере материального производства, способствовала ускорению процесса демократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменился социальный облик читателя. Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной — капитализм как социально-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа. Развитие культуры во второй половине XIX — начале XX в. не было равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно-политической борьбе. Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни,
аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала
сохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателем
идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Именно в таком положении в пореформенную эпоху оказалась русская буржуазия, которая при отсутствии революционности объективно была прогрессивной силой. В. И. Ленин отмечал, что в 40 — 60-е годы XIX в., когда «новые общественно-экономические отношения и их противоречия... были еще в зародышевом состоянии», «никакого своекорыстия... тогда в идеологах буржуазии не проявлялось...». Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности. Капитализм с его стремлением к расширению хозяйственно-экономических
связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал
усилению общения народов России не только в сфере экономической, но и
общественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурного
процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной
близости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно
подчеркивали многие деятели национальных культур. «Каждого из нас, — писал
один из основоположников новой грузинской литературы, просветитель Илья Но не только русская культура положительно воздействовала на развитие национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских писателей, художников, композиторов. 2. Культура в период буржуазных преобразований 60-70-х годов Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и
первых лет после падения крепостного права внес много изменений в
культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время
духовных преобразований, больших надежд и свершений, «Это было удивительное
время, — писал публицист и видный деятель революционного движения Н. В. 3. Общественно-политическая мысль Основные вопросы общественно-политической мысли - крестьянский и судьбы самодержавия в России — в пореформенное время в условиях проведения буржуазных реформ все более приобретали характер практически необходимых, злободневных проблем. Крепостное право было отменено, могущество монархии было поколеблено самим ходом реальной жизни. В общественном сознании сформировалась демократическая программа обновления России, выразителями которой в этот период выступали прежде всего революционеры-разночинцы. В целом 60 —70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразований, борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа, известное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических принципов. Все это создавало соответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития художественной культуры. 3. Художественная культура В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности. «Серьезную содержательность» искусства как его особенность отмечал художественный и музыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906). Искусство критического реализма, который становится основным
художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того
времени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось
раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60 Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом
определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были
заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Отечественной литературе всегда было свойственно «стремление к решению задач социального бытия» (М. Горький). Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий. Литература пореформенного времени представляла собой «яркое созвездие
великих имен». В эти годы создавали произведения крупнейшие русские
писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое
поколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60 —70-е годы,
принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном
процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились
острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства С общественным подъемом связано появление демократического романа, в
котором действующим лицом стал разночинец (повести Н. Г. Помяловского 6O-70-е годы — время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821 — Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя. Разночинская молодежь своим идейным вождем считала Н. А. Некрасова Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого Состояние театра в пореформенную эпоху определялось успехами
отечественной драматургии. Teaтральная общественность привлекала внимание к
животрепещущим вопросам развития театра: улучшение профессионального
актерского образования, расширение сети театров за счет создания частных
антреприз. Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной
общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театры
стали возникать под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т. д. Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано
с именем А. Н. Островского (1823 — 1886), который считал театр «признаком
зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи». Драматургия Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий
сказалась на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна В Петербурге в 60-е годы композитором М. А. Балакиревым и
преподавателем пения Г. Я. Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная
школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачу распространения
музыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомышского,
композиторов «могучей кучки», лучших произведений зарубежной' музыки (Л. Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной
культуры сыграло творческое объединение композиторов «могучая кучка» [М. А. Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия. Чайковский создал основные произведения в 70 —80-е годы. В своем творчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал 'к борьбе с темными силами зла и несправедливости. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в его последних произведениях. Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведении. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второй половины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, — все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания». Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи и перед живописыо 60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства
определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра. С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для
возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871). Передвижничество — ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника. Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая
живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-
важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их
полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н. Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники
сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту
полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их
работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление
бытия (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. Их картины передавали социальный портрет эпохи, который «...представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» (И. Е. Репин). Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической
тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они
использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать
эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было
изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали
исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую
драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. «Петр I
допрашивает царевича Алексея», 1871; И. Е. Репин. «Иван Грозный и сын его Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца. Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М. Заключение В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили культурное наследие страны. Культурное наследие является важнейшей формой, в которой выражается преемственность в историческом развитии общества. Даже в условиях социалистической революции, решительно отрицающей многие общественно-исторические институты старого общества, создание качественно новой культуры невозможно без творческого освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых эпох, без сохранения тех богатств, которые были созданы в различных областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это. Список использованной литературы: 1. Зезина М. Р. Кошман Л. В. Шульгин В. С. История русской культуры. – М., 1990 2. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993 3. Сапронов П. А. Культурология ( лекции по курсу культурологии ) . ----------------------- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Рязанская Радиотехническая Академия Реферат Тема: «Культура России в конце 19 века» Выполнил: Ст. гр. 351 Игнатов Д. А. Рязань 2003г. |
|