| |||
Реферат: Наука в Башкортостане Наука в Башкортостане. В 30-е годы XX в. Сделали большие шаги наука в Башкортостане. В 1930 г.
был создан Башкирский комплексный научно-исследовательский институт, а 1931- Большое значение для развития научных исследований в республике имело создание в 1951 г. Башкирского филиала Академии наук СССР, который объединил Горно-геологический и Биологический институты, Институт истории языка и литературы. А также отделы органической химии и экономических исследований. Позднее были организованы самостоятельный Институт химии, отделы биохимии и цитохимии, физики и математики, Ботанический сад. Научные изыскания ведутся во всех вузах, многочисленные отраслевых
научно-исследовательских институтах. В научных учреждениях и вузах работает
более 250 докторов и 2,5 тыс. кандидатов наук. Ученые Башкортостана
добились значительных результатов в изучении геологического строения края,
в разведке нефтяных, газовых и рудных месторождений, в исследовании
биологии растений и выделении высокоурожайных культур. Многие
технологические процессы в промышленности, особенно в нефтепереработке и
нефтехимии, впервые разработаны в Башкортостане. К крупным достижениям
общественных наук в республике относятся фундаментальные исследования по
истории края и его коренного населения-башкир, по башкирской филологии,
археологии, этнографии и фольклористике. Башкирский народ выдвинул из своей
среды целый ряд талантливых ученых, внесших определенный вклад в развитие
науки. Широко известны в республике и в стране имена доктора геолого-
минералогических наук К. Р. Тимергазина, профессоров-лингвистов Дж. В настоящее время в Башкирии насчитывается более 80 научно- исследовательских институтов, конструкторских и проектных организаций. В них трудится 33тыс. человек, в том числе 7 тыс. научных сотрудников. Среди них два члена корреспондента, 170 докторов и 2500 кандидатов наук. Из истории науки Башкортостана. Сложением шести и единицы Десятки, как ни бейся, не добиться, Смещеньем стрелок время не ускорить Без помощи наук мечтам не сбыться. Эти проникновенные и мудрые строки принадлежат замечательному сыну башкирского народа, поэту-просветителю Муфтахетдину Акмулле, чьё творчество является неисчерпаемым духовным источником национальной культуры и культуры народов практически всего тюркского мира. Оглядывая мысленным взором историю науки и культуры Башкортостана, можно убедится, что призыв мудрейшего не остался без отклика. Говоря о научной мысли Башкортостана раннего периода, нельзя упоминать Развитие промышленного производства в Башкортостане в начале XX в. с зачатками рыночных отношений в экономике подготовило условия для возникновения первых научно-исследовательских учреждений, занимавшихся научными изысканиями в области медицины, ветеринарии и агрономии. В 1905 г. в Уфе начала действовать Пастеровская станция, а позднее - ветеринарная и химико-гигиеническая лаборатория. Все эти учреждения в 1908 г. были объединены в Бактериологический институт. Любопытно заменить, что это скромное научное учреждение ныне известно как НПО «Иммунопрепарат», исследования и продукцию которого хорошо знают далеко за рубежом России. В1912 г. была организована Чишминская сельскохозяйственная опытная станция. Впервые в условиях Башкортостана станция проводила исследования по применению удобрений, изучала различные виды занятых паров, разрабатывала меры по борьбе с вредителями растений. Разумеется, в сравнении с современными , это были весьма небольшие научные учреждения, работы которых не могли оказать заметного влияния на хозяйственную и культурную жизнь Башкортостана. Тем не менее, исследования русских ученых и путешественников, первых ученых-краеведов башкир, научных организаций и учреждений региона оказались чрезвычайно важными, ибо на их основе было начато и продолжено системное изучение природных ресурсов республики, её хозяйства и культуры. Как известно, вместе со всем Советским Союзом и Башкортостан прошёл
пятилетние циклы планирования и развития народного хозяйства. В период
индустриализации в республике были открыты первые вузы: педагогический
институт (1929 г.), сельскохозяйственный (1930 г.) и медицинский (1932 г.)
институты. В последующие годы, когда Башкортостан стал признанным центром
добычи и переработки нефти, получила сильное развитие профилирующая наука. Так начиналась современная наука в республике. Сейчас в
институтах и лабораториях Академии наук Республики Башкортостан и Уфимского
научного центра РАН трудятся сотни докторов и тысячи кандидатов наук. В 60- Ахмектзаки Валиди Тоган (учёный, политик, личность) Судьба народа иногда находит наиболее яркое проявление в судьбе его
выдающихся представителей. Примером этому может служить жизненный путь двух
наиболее значительных представителей. Примером этому может служить
жизненный путь двух наиболее значительных представителей башкирского народа- Детство и юность будущего историка Заки Валиди прошли в небольшой деревне Кузяново Ишимбайского района. Кузяново было захолустьем с точки зрения таких центров русской культуры, как Москва и Петербург, но оно не было оторвано от великих культурных традиций Востока. Отец и мать учёного владели арабским, персидским и чагатайским (старотюркским) языками. Чтение книг религиозного содержания на двух-трёх языках для них было делом повседневным. Такие семьи отнюдь не были редкостью и встречались тогда в каждой башкирской деревне. Дядя учёного по матери – Хибибназар Сатлык из аула Утяково – ученик великого татарского просветителя Шихабетдина Маржани и учитель юного Ахметзаки. Не только такие культурные центры татарского и башкирского народов,
как Казань, Уфа, Оренбург, Троицк, но и села жили на рубеже веков
напряжений, глубокой духовной жизнью, уходящей корнями в многовековую
исламскую культуру Востока, а ветвями – в расцветающую русскую культуру. И
это привело к появлению нового, качественного поколения политических
деятелей, учёных, писателей, лучшими представителями которых были Ризаитдин Нравственное воспитание будущего учёного протекало в этнически смешанной среде, где он сызмальства впитывал чувство родственной преданности широкомо кругу близких и дальних родственников, расселившихся на достаточно обширной территории, и его не тяготило преодоление верхом на коне значительных расстояний ради общения с ними. Это шло от традиции башкир, недавних кочевников. Глубоко человечная атмосфера в кругу семьи была настолько благотворной для формирования мировоззрения юноши, что в конце своей жизни он написал: «У этого круга людей было немало качеств, достойных восхваления. Они были искренне преданы и уважительны друг к другу, в любом деле энергичны и рачительны. Им были чужды проявления фанатизма, пороки пьянства и иные дурные наклонности. Эта среда, в которой я вырос, старалась никогда никого не унизить и не обидеть. Из неё вышло бы немало видных людей. Но русская революция отрицательно сказалась на их судьбе. Хотя красные русские на весь мир ославили нас, что «они, мол, не умели ни читать, ни писать, это мы научили их этому», по существу именно они искоренили эту одухотворённую культурную среду». С 1908 г. Валиди продолжает свою учёбу в медресе «Касимия» в Особую роль в судьбе молодого историка, в становлении его как сыграл
известный востоковед, профессор Казанского университета Н. Ф. Катанов,
который оказывал ему всяческую помощь в подготовки к поступлению в
университет и в издании первой книги. В 1913 г. Н.Ф. Катанов предложил Разразившая мировая война отражается и на судьбе Валиди. От призыва в армию его избавляет то, что он в Казани сдал экзамены по программе учительских курсов и получил квалификацию учителя русского языка для инородческих школ. Царским указом эти учителя освобождались от призыв в армию. З. Валидов возвращается в Уфу и начинает преподавать историю в медресе «Госмании». В конце 1915 г.уфимские мусульмане решают послать молодого ученого, хорошо ориентирующего в земельных, демографических, социальных проблемах края, в качестве своего представителя в мусульманскую фракцию Думы. С начала 1916 г. З. Валидов окунулся в бурную политическую деятельность. С момента пересечения границы Ирана в начале 1923 г. начинается совершенно новый этап жизни А. Валиди, на котором резких и драматических поворотов было ничуть не меньше чем в России. Даже в экстремальных условиях освободительной борьбы в Средней Азии З. Валидов не прекращал свои научные изыскания. Собирал фольклор, вёл археологические и этнографические исследования, например, посетил живущих среди каракалпакского народа потомков башкир, переселившихся сюда после одного из многочисленных кровопролитных восстаний XVIII в. против колониального гнёта царского самодержавия. Поиски редких рукописных книг в библиотеках Ирана привели С трудом добравшись через Индию, Суэц и Турцию во Францию, З. Валиди и В Европе им удалось установить научные связи со многими
выдающимися востоковедами, в том числе с П. Пейо, С.А. Штейом, Ж. Ферраном, Решившись обосноваться в Турции, З.Валиди и А.Инан прибыли в Напряжённая научная работа не ограждала учёного и от волн продолжающихся среди эмигрантов политических столкновений, более того, его судьба в науке в будущем в немалой степени оказалась зависимой от политического прошлого. Ещё до прибытия в Турцию, в Европе, обнаружилось, что давние
разногласия с некоторыми татарскими деятелями не только не затихают в
эмиграции, но приобретают новые, порою неожиданные формы. В то время в Опытные политики без особого труда завели З. Валиди на заседании Исторического конгресса в 1932 г. в полемическую западню в присутствии самого Ататюрка. С. Максуди ловко подменил понятие «казанские татары» понятием «тюрки», что было подхвачено и турками, не сведущими в подробностях национально-освободительного движения и в тонкостях взаимоотношений тюркских народов России. Все эти события будут иметь более драматическое продолжение с
теми же участниками одиннадцать лет спустя. А полемика того времени о
раздроблении якобы изначально единого тюркского национального движения З. Из всех национальных движений среди мусульманских народов России
самым глубоким и в то же время самым противоречивым было движение казанских
татар. Это объясняется тем, что татары дальше других продвинулись в
развитии капиталистических отношений, была более развита социальная
структура нации и её культура. Имелись вполне реформированные новометодные
медресе, развились литература и литературный язык, достаточно близкий к
языку народа, система периодической печати, блестящая интеллигенция, часть
которой получила образование в русских кадетских корпусах, гимназиях,
университетах, а часть – в восточных странах. Но развитие татарского народа
имело целый ряд своеобразных черт. Самый активный и влиятельный слой –
буржуа - вырос на посреднической торговле между рынками России и Средней Что касается башкирского и казахского народов, почти сплошь
крестьянских, то их интересы существенно отличались от интересов татарской
буржуазии и крестьянства. Более того, в условиях Башкирии исторически
сложившиеся земельные отношения противопоставили интересы башкира-
вотчинника, достаточно хорошо обеспеченного землей несмотря на многолетние
грабежи, татарину-припущеннику и русскому крестьянину, которые были менее
обеспечены землей, чем башкиры, и хотели бы ее уравнительного
перераспределения. Еще более отчужденными были отношения между быстро
богатеющей татарской буржуазией и стремительно беднеющим башкирским
крестьянством. В этих условиях З. Валиди, защищавший идею федерализма, имея
в виду судьбу всей Средней Азии, Казахстана, Восточного Башкортостана с
преимущественно тюркским населением, в начале сам того не ожидая, стал
кумиром башкирской интеллигенции, а вскоре и народа. Как историк он
оказался весьма чутким к глубинным чаяниям народа и встал во главе движения
с идеями, глубоко отражавшими наиболее важные исторические тенденции в
империалистической России, остался до конца верен этим идеям и в Политическая идеология татарской интеллигенции, возглавлявшейся Садри Идейные противники не оставили без своего внимания Валиди и после его
отъезда в Вену. То и дело появлялись газетные и журнальные публикации, где
он изображался главным виновником, расколовшим единое тюркское движение в Валиди не мог не ответить на эти обвинения и написал брошюру Полемика З.Валиди Тагана с Садри Максуди и Гаязом Исхаки по татаро-
башкирскому вопросу продолжалось до конца их жизни и осталось в наследство
нашему поколению. И наша задача заключается в том, чтобы эта полемика,
опиралась на идеи мыслителей такого масштаба, как З.Валиди Таган и Садри В Венском университете З.Валиди проучился 3 года прослушал курс
лекций по истории экономики у А.Допша, истории народов – у В.Копперса,
арабской филологии – у Зейфа, иранской филологии - у Гейгера, досконально
изучил немецкий язык и латынь, написал диссертацию на немецком языке После получения диплома З.Валиди воспользовался приглашением
профессора П.Кале преподавать в Боннском университете, где читал лекции по
истории Средней Азии и ислама. В это же время он выбрал себе фамилию Тоган
по имени своего далекого предка Иштугана, погибшего в ходе одного из
башкирских восстаний против царизма. В Боннском университете он работает до
осени 1938 года 19 сентября 1938 года министерство просвещения Германии
присваивают ему звание почетного доктора за его педагогическую
деятельность. В Германии он переживает счастливейший этап своей научной
судьбы в Дрездене в 1939 г. выходит в свет главный труд его жизни «Путевые
заметки Ибн Фадлана». Комментарии к книге Ибн Фадлана, содержащиеся в этом
произведении, принесли З. Валидову широкую известность во всем научном
мире. Высоко оценивая эти комментарии, известный немецкий востоковед В 1939 г. согласно заявлению З. Валиди Тоган был назначен профессором
тюркской истории литературного факультета Стамбульского университета, и в
день начала второй мировой войны он выехал из Германии в Турцию. З. Валиди
погружается в науку, работает над несколькими произведениями, в частности
над статьями для «Энциклопедии ислама», первые тома которой уже начали
выходить. Три с половиной десятка статей ученого, помещенных в С 1943 г. государственная политика Турции начинает менять свою
ориентацию. Прогерманская, ярая антисоветская пресса умерила пыл. Он был арестован в мае 1944 г. и осужден на 10 лет «за попытку государственного переворота». Но так как З. Валиди в Турции ни в какие партии и движения не вступал, ни в каких политических делах участия не принимал, военный трибунал отменил этот приговор, хотя ученому пришлось 15 месяцев оставаться в заключении. Это были времена самых суровых испытаний для ученого и его молодой семьи, оставшейся без средств к существованию. Благоприятный период в творческой жизни ученого начинается лишь в 1948
г. с получения позволения преподавать в Стамбульском университете. Ему было
уже 58 лет, но здоровьем и энергией З. Валиди Тоган был наделен в избытке. Ученый справедливо считал, что история каждого народа должна быть
написана на его собственном языке, ибо только родное слово может отобразить
все тонкости, все своеобразие, самые сокровенные стороны его судьбы. Зенита своей славы Ахметзаки Валиди Тоган достиг в качестве председателя XXII всемирного конгресса востоковедов, который был организован в 1951 г. в Стамбуле под его руководством. Путь становления Заки Валиди Тогана от медресе отца и дяди до ученого исламоведа, от молодого учителя мусульманских школ до всемирно известного ученого дает возможность ясно выделить этапы его развития. В первые годы учительства в Казани главную задачу он видит в том, чтобы своими сочинениями по истории, этнографии и литературе познакомить тюркских сородичей с их собственной историей, довести до их сознания, а также до сознания западных тюркологов, мысли и труды их собственных ученых. В 1914 г., открыв в Туркестане ценнейшие рукописи, он привлекает к себе внимание русской, а затем и мировой науки. Ода на персидском языке, мастерски сочиненная афганским государственным деятелем Сердаром Габдерасул Ханом в честь Заки Валиди как руководителя большой освободительной борьбы мусульманской Средней Азии против экспансии России, и письменные отзывы друзей Тогана из числа государственных мужей и ученых Ирана, Индии и западных стран – доказательства того, что Заки Валиди Тоган в глазах ученых самых разных стран, с которыми свела его судьба, представляет как личность, значение которой не ограничивается рамками религиозного или национального сообщества. Несмотря на широкую известность, достигнутую открытиями редких
рукописных книг в Средней Азии и Иране еще в 20-е годы, З. Валиди до конца
своей жизни не был вхож в главные исторические научные учреждения Турции. Если бы противниками ученого были лишь некоторые из его земляков, то
можно быть уверенным в том, что он сумел бы преодолеть их сопротивление. Как отмечал австрийский востоковед Г. Янски, «…Заки Валиди Тоган – великий ученый и великий человек. Но вместе с этими двумя качествами еще один компонент образует его личность: он тюрк. Это придает его научной деятельности особый смысл. В числе авторов трудов по тюркской истории тюрки были представлены учеными из числа других народов. С выдвижением Тогана на авансцену на переднем крае тюркской исторической науки появился тюрк в лучшем смысле этого слова, исследующий и объясняющий тюркскую историю». После XXII всемирного конгресса востоковед Заки Валиди Тоган
значительную часть своего времени посвящал работе научных конференций во
всех частях света, его часто приглашали для чтения лекций в самые известные
университеты. 1954-й год он провел в Англии, в 1957 году работал в США, Легализация имен трудов историка Ахметзаки Валиди Тогана впервые
произошла в Башкортостане в 1990 году, когда его столетие было широко
отмечено проведением в Уфе международной научной конференции. На этой
конференции присутствовали его дочь и сын, профессора Исенбике ханым и Литература. |
|