| |||
Реферат: Номенклатура : генезис, развитие, смерть (1918-1989 )Министерство общего и профессионального образования Российский Государственный Гуманитарный университет Факультет архивного дела Кафедра истории государственных учреждений Федосова Екатерина Анатольевна Номенклатура : генезис, развитие, смерть (1923-1989). Реферат студентки (( курса дневного отделения специальности “Документоведение” Научный руководитель Малышева Е.П. Москва 1997 Оглавление Введение Введение Советский период истории России вызывает наибольшее количество вопросов
относительно властной системы. Кто же был хозяином в стране все эти годы? Тема номенклатуры многие годы считалась запретной. Этот термин вообще
не употреблялся касательно советской системы. Максимум, что могли себе
позволить современники и историки - это изобличение бюрократии, что было
поистине неистощимой темой во все времена. Однако с началом перестройки и
провозглашением гласности в работах, посвященных критике того же
бюрократизма, начинают упоминаться номенклатурные принципы советской
системы. И все-таки, несмотря на то, что существование номенклатуры уже не
тайна, фундаментальных работ по этой теме практически нет. Написаны разного
рода статьи, трактующие этот вопрос в историческом, политическом,
экономическом контекстах. Одна из них - работа Е. Гайдара “Как номенклатура Целью данного доклада ставилось определение места номенклатуры в государственной системе и ее роль в механизме власти. Также задачей являлось и выявление особенностей, связанных с функционированием номенклатурной системы и основных этапов ее развития. Для решения этих вопросов в докладе использовался ряд источников и литература. Сложность работы с источниками заключается в том, что документы, оформлявшие номенклатурную систему, номенклатурные списки никогда в открытой печати не публиковались. Поэтому обращение к подобным первоисточникам оказывается невозможным. Опубликованные же материалы, например, совещание в Совнаркоме о госаппарате, прямым текстом о существовании номенклатуры не сообщают, а говорят о необходимости изменения кадровой политики. Единственными материалами, которыми можно воспользоваться, являются
свидетельства людей, знавших не по наслышке о номенклатурном механизме и
принимавших непосредственное участие в его установлении и действии. Это
воспоминания таких крупных советских деятелей как Л.М. Каганович, В.М. Более многочисленен блок литературы. Наиболее значительная работа, как
уже упоминалось, была написана Восленским. Теоретические сведения о
номенклатуре как бюрократической структуре содержатся в трудах Макса Доклад, написанный на основе вышеперечисленных источников и литературы, имеет следующую структуру : введение, три главы и заключение. Первая глава дает разностороннее определение понятия “номенклатура”. Вторая глава отражает этапы зарождения номенклатуры, от создания номенклатурных органов, до окончательного укрепления данной системы. Последняя глава посвящена изменениям в системе и, главным образом, изменению лица номенклатурного работника. В заключении содержатся выводы, сделанные исходя из изложенных в докладе положений. Глава 1 Что такое номенклатура? Номенклатура не была явлением, не имевшим никаких исторических корней. Но можно ли считать номенклатуру синонимом чиновничества или бюрократии? Действительно, в номенклатурной системе, как и в бюрократической, “каждый приписан к своему месту, каждый должен оставаться там до тех пор, пока это считают нужным”.[2] Однако тогда не вписывается в представление о бюрократии, если говорить о ней с точки зрения Вебера, такое качество, как безответственность. Если бюрократия в идеале должна обладать профессиональными навыками (знаниями, точностью и быстротой управленческого процесса), то номенклатура ими не владеет. Еще больше усугубляет разницу определяющая сила этих двух явлений. Определим же понятие “номенклатура”. Буквально латинское слово “ном” обозначает перечень имен или наименований. Первоначально этим термином обозначалось распределение функций между различными руководящими органами.[4] Поскольку при распределении функций были расписаны и те высокопоставленные должности, на которые эти органы должны были производить назначение, именно этот кадровый аспект, оказавшийся исключительно важным, и вместил в себя все содержание термина “номенклатура”. Таким образом номенклатура - это перечень руководящих должностей в
государственном аппарате и общественных организациях, замещение которых
производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий орган. В то же
время этот термин означает и перечень лиц, которые такие должности замещают
или же находятся в резерве для их замещения. Понятием “номенклатура”
обозначается весь слой госпартократов, так как кандидатуры на наиболее
важные должности предварительно рассматривались, рекомендовались,
утверждались и отзывались партийными комитетами - от райкома, горкома до ЦК Глава 2 Рождение нового правящего класса Время появления номенклатуры в управленческой системе советского государства не определяется однозначно всеми исследователями данного вопроса. Некоторые освещающие эту тему считают номенклатуру порождением гражданской войны, когда было исключительно важно расставить своих людей на всех ключевых местах. По мнению же других историков создателем этой системы является Сталин. В то же время номенклатура как метод управления существовала и до гражданской войны. Как пример можно привести обстоятельства составления списка первого состава Правительства, предложенного для утверждения (( Всероссийскому съезду Советов. Однако в этот период, когда еще Советы действовали на основе многопартийности, это явление -не могло иметь документального оформления в виде нормативного акта.[5] Формирование номенклатуры как господствующего класса советского общества осуществлялось в три этапа. Сначала происходило создание деклассированной организации профессиональных революционеров - зародыша нового класса. Вторым этапом явился приход этой организации к власти. И окончательной стадией формирования новой управленческой прослойки явилась ликвидация ленинской гвардии сталинской номенклатурой. Ленинская организация профессиональных революционеров была слишком малочисленной, чтобы в условиях огосударствления всей жизни, монопольного положения правящей партии в огромной стране обеспечить занятие всех ответственных должностей в стремительно разраставшемся партийном и государственном аппарате. В образовавшийся вакуум в различных звеньях власти рвалась лавина карьеристов. Для того, чтобы получить шансы на успех, требовалось немного ( быть не дворянского и не буржуазного происхождения и вступить в уже победившую и прочно усевшуюся у власти правящую партию (для молодежи - в комсомол ). В качестве революционных заслуг засчитывалось пребывание в годы гражданской войны в рядах Красной армии, куда были мобилизованы миллионы людей. Но даже если этого не было, в существовавшей неразберихе заслуги можно было легко придумать. Одним словом, путь наверх был открыт. Необходимость отбора людей была неоспорима. Вставал вопрос о критериях
в системе отбора. Казалось, естественным критерием были бы максимальная
пригодность и способность к выполнению данного дела, по советской кадровой
терминологии - “деловые признаки”. Однако вместо них были безоговорочно
сделаны главным критерием “политические признаки”. Эти признаки стали
твердой и неизменной основой назначений на все ответственные посты в СССР. Кто же был назначавшим и, следовательно, потенциальным хозяином быстро
разраставшейся номенклатуры? Все дело назначения руководящих кадров в
стране Сталин сосредоточил руках своих и своего аппарата. Сталин,
называвшийся тогда недалекими острословами “товарищ Картотеков”,
действительно вместе со своими сотрудниками постоянно работал с карточками,
заведенными на руководящих работников. Картотеку на наиболее интересовавших
его по тем или иным соображениям людей Сталин с первой половины двадцатых
годов вел сам, не допуская к ней даже своего секретаря. Некоторые общие
соображения о системе формирования номенклатуры Сталин впервые изложил на В 1920 году были образованы в ЦК и губкомах РКП(б) учетно-
распределительные отделы. Они стали первыми органами, специально
занимавшимися выдвижением и перемещением ответственных партийных
работников, а также учетом кадров. Особенно активно действовал подчиненный
непосредственно Секретариату ЦК РКП(б) Учетно-распределительный отдел ЦК. В Руководящие должности в партийных комитетах по уставу партии-
выборные. Путь к обходу этого пункта устава был без труда найден:
руководящие партийные органы “рекомендуют” нижестоящим лиц, подлежащих
избранию. Так Секретариат ЦК рекомендовал кандидатуры секретарей губкома. К
тому же Секретариат ЦК рекомендовал кандидатуры и вышестоящему органу- В 1924 году Учраспред слился с Оргинструкторским отделом ЦК. В
результате был образован Орграспредотдел, ставший фактически главным
отделом в аппарате ЦК. Этот орган, во главе которого Сталин поставил Л.М. В 1923 году ЦК созвал специальное совещание заведующих учетно- статистическими подотделами местных парторганизаций с участием партийных специалистов по статистике для разработки не только общей схемы учета, но и детальных схем, форм и инструкций по технике учета и особенно по персональному изучению ответственных руководящих работников разных масштабов. Разработанное и утвержденное ЦК “Положение по изучению ответработников” определяло различные их категории : закрепленные на ныне выполняемой работе, годные для выдвижения, подлежащие замене как слабые, подлежащие посылке на учения, подлежащие переброске к станку или плугу, или на массовую работу, или в другую организацию без понижения масштаба и т.п.[8] Широкое применение Орграспредотделом номенклатурного принципа
назначения на государственные посты довольно часто сталкивалось с упорным
сопротивлением руководителей ведомств (например, председателя ВСНХ РСФСР Каковы же были аргументы, обосновывающие подобные назначения? Для этого достаточно привести слова Кагановича : ”Проведенное ЦК и ЦКК обследование ряда ведомств и хозяйственных органов показало, что многие, если не большинство руководителей, не знают своих кадровых сил, не ведут учета и даже не могут определить своих потребностей. Отсюда - назначения людей, часто непригодных с деловой и политической стороны, и затирание партийных и честных беспартийных работников. Такое положение не гарантирует не только обеспечения влияния партии
на командные узловые пункты государственной и хозяйственной работы, не и
просто ограждения их от злоупотреблений жуликов, карьеристов и хапуг.”[9] Несмотря на то, что номенклатурный механизм уже был приведен в действие, закрепления в нормативных документах он еще не имел. Датой оформления номенклатуры можно считать 12 июня 1923 года, когда Номенклатурные списки - это документы, скрывающие сущности механизмов господства и воспроизводства касты “руководителей”, и основанная на них система, запускающая эти механизмы. Создание таких документов не было обычной организационно-технической процедурой.[11] Оно представляет собой важнейшую политическую и социальную акцию - рождение замкнутого слоя власть имущих, “канонизированных” начальников всех уровней. Сначала номенклатура делилась на два списка : №1 и №2. К первому были
отнесены должности, на которые руководители назначались только
постановлением ЦК (Политбюро), ко второму - должности, назначение на
которые требовало согласия Орграспредотдела ЦК. Затем в 1925г.
дополнительно к номенклатуре №1 вводится список “выборных должностей”,
утверждение на которые шло через “специальные комиссии, выделяемые ЦК для
проведения соответствующих съездов и собраний”, то есть еще до того, как
кто-либо и куда-либо будет избран. Подбор и назначение на должности, не
входившие в номенклатуры №1 и №2, должны были производиться по спискам,
устанавливаемым для каждого учреждения по согласованию с Орграспредотделом Руководители местных учреждений назначались и смещались
постановлениями местных парторганов. К тому же по номенклатурам проходили
не только государственные учреждения, но и общественные организации :
профсоюзы, кооперативные центры и банки и т.п. Назначались не только члены
партии, но и беспартийные. По трем номенклатурам проходили только
учреждения общесоюзные и только одной республики - РСФСР. Госаппарат РСФСР
изначально попал в номенклатуру Молотова-Кагановича потому, что эта
республика не имела своей компартии и своего ЦК. Еще одной особенностью
номенклатуры, ее стержневым принципом являлась секретность, дезинформация. Все эти черты номенклатуры послужили основой единоличной власти Таким образом, созданная Сталиным номенклатурная система явилась основой тоталитарного режима и пронизала все сферы общества. Номенклатура как замкнутая кастовая общность становилась собственником власти, управления, идеологии. Глава 3 Трансформация номенклатуры Номенклатурный принцип руководства обществом сложился и окончательно утвердился лишь к концу 30-х годов и с тех пор до конца 80-х годов лишь модернизировался. С укреплением власти номенклатуры, все больше расширялись рамки ее компетенции. Номенклатурный принцип назначения стал применяться настолько широко, что в 1930 г. Орграспредотдел ЦК партии снова пришлось разделить на два отдела. Оргинструкторский отдел стал ведать только партийной номенклатурой, а отдел назначений, состоявший из секторов по отраслям народного хозяйства, занимался формированием номенклатуры в государственных учреждениях и общественных организациях. Продолжалась работа по совершенствованию процедуры пополнения
номенклатуры и перемещения в ней. Этим занялись сразу же после завершения
войны. В 1946 г. была разработана и утверждена новая номенклатура
должностей ЦК ВКП(б). В работу с руководящими кадрами вносились плановость,
систематическое изучение и проверка их политических и деловых качеств,
обеспечивалось создание резерва для выдвижения, строгий порядок в
назначении и освобождении номенклатурных работников. Расширялась
номенклатура должностей ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов,
горкомов и райкомов. После ((( съезда КПСС - последнего, проходившего при Значительное изменение характера номенклатуры, положения номенклатурного работника происходит уже в брежневское время. В первую очередь, изменилось социальное происхождение госпартаппарата. После 1970 г. постепенно исчезает в биографических данных высшей
номенклатуры графа “социальное происхождение”, такие сведения
засекречиваются. Скорее всего это связано с появлением нового класса Показательны и изменения в образовательном уровне номенклатуры. Положение номенклатурного работника в 70-е годы было более комфортным, чем в 30-е. Он уже не жил в постоянном страхе за свой пост. Ведь в сталинское время как легко люди оказывались на вершине власти, так же легко они могли быть от нее отстранены. Очень частым явлением были “чистки” как партийных рядов, так и госаппарата. При всех неудачах было традицией искать виновных - “врагов народа”, “вредителей”. “Перетряхивание” парт- , госаппарата, кооперативных и общественных организаций проводилось в период с 1925 по 1932 годы специальными комиссиями из представителей партийных, профсоюзных и советских органов. “Вычищено” было примерно 10 % от общего числа проверенных. От “чисток” перешли к более радикальным мерам - репрессиям, которые
коснулись всех слоев общества. Это были самые сложные годы для
номенклатуры. Судьба назначенцев находилась в руках уже не номенклатурных
органов, а карательных. Об этом свидетельствуют воспоминания Н.С. Хрущева : Репрессии действительно оказались сильным потрясением для номенклатуры,
запомнившей, что власть ее не вечна. Поэтому особенно важной вехой в
истории номенклатуры стало подчинение ей КГБ. В составе Отдела
административных органов ЦК КПСС существовал сектор органов КГБ -
единственный сектор, фамилию заведующего которым не печатали даже в
служебном списке телефонов ЦК, просто было написано “ зав, сектором”. Затем К этому времени в номенклатуре вырастает классовое сознание, она
чувствует свою общность. Как замкнутая каста, правящий класс СССР начинает
переходить к самопроизводству. Номенклатурная должность не наследуется, но
принадлежность к классу номенклатуры становится фактически наследственной. Еще одной характерной чертой номенклатуры было обладание различными Несмотря на внешнее благополучие номенклатуры, система уже находилась на пути самораспада. Симптомы ее разложения очевидны : выхолащивание идеологии, ведомственная анархия, моральная деградация верхов. Отсутствие у номенклатуры адекватного самосознания - реальной оценки происходящего - означало, что конец ее существованию может положить любая допущенная ею серьезная ошибка.[15] Так и произошло, когда в начале 80-х годов верхушка номенклатуры выдвинула лозунг гласности и тем самым дала выход накопившемуся массовому недовольству. Распад номенклатуры произошел в два этапа. 15 октября 1989 г. в газете Распад номенклатуры проявился, главным образом, в крахе ее ядра - уникального образования Партия-Государство, которое потеряло свою важнейшую функцию - организаторскую. Заключение Анализируя процесс формирования номенклатуры и ее характерные признаки, можно определить ее роль в советской системе следующими положениями. Номенклатура, созданная Сталиным как опора тоталитарного режима,
уничтожает класс профессиональных революционеров - борцов за идею и
становится у власти. Осознавая, что власть ее не абсолютна, номенклатура
стремится к неотчуждаемости своих прав и привилегий. Маргинальный характер
правящего класса, отсутствие у него идеологического стержня ведут к его
разложению. Гибель номенклатуры была предопределена. Партия, предоставив ----------------------- 1 ((( съезд ВКП(б). Стенографический отчет. С.57 [5] Л. Троцкий. Новый курс. М., 1923. С.12
|
|