| |||
Реферат: Петровская революция. Век Просвещения (Методические указания)МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО Кафедра Истории и политологии Методические указания студентам по теоретическому
изучению курса “Россия в мировой истории” Москва 1998. Составители: профессор Попова Т.Г., Оганесян М.Н.
Методические указания рекомендуются студентам I курса всех специальностей для написания контрольных работ, рефератов и подготовки к семинарским занятиям и экзаменам. ТЕМА 7 ПЕТРОВСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В процессе самостоятельной работы по изучению данной темы руководствуйтесь следующим планом: 7.1 Экономические и социально - политические предпосылки Петровских преобразований. 7.2 Экономические реформы Петра I и их последствия. 7.3 Реформы системы органов власти и управления. 7.4 Основные направления внешней политики Петра I. В качестве вспомогательного материала используйте статьи историка Е. В. Правление Петра Великого открыло в русской истории новый период . Подумайте, какие экономические и социально - политические предпосылки определили Петровские преобразования (корпоративная общественная система; малоподвижное деспотическое государство; слабая экономика - в стране действовало немного больше 3[pic] десятков мануфактур; отсутствие по существу армии; вялый, преимущественно сезонный характер торговли; отсутствие светского образования, медицины; утрата стратегически важных территорий и др.). Каким образом Петр преодолел экономическую отсталость страны? Из
прошлого материала вы знаете, что Россия была земледельческой страной,
бедной капиталами с ограниченными внутренними возможностями их
концентрации, с малыми людскими ресурсами и с высокой долей
непроизводительных расходов. Петровская промышленная система вывела её на
тот уровень, который западноевропейские морские державы достигали в ходе Многие историки полагают, что создание системы государственного
попечительства промышленности - великое дело Петра и его главная заслуга. Действительно созданные органы управления торговлей и промышленностью - Благодаря петровской системе, тяготы которой всецело легли на податные сословия, Россия к екатерининскому времени достигла высокого, по европейским меркам, уровня промышленного развития, в рамках традиционного общества её отсталость была преодолена . Целям модернизации страны служила социальная и сословная политика. - введение новой системы учета населения и налогообложения, нового принципа обложения - подушной подати. В этих целях - перепись населения. В результате произошло закрепление существующих социальных структур, усиление власти помещиков над крестьянами, распространение налогового бремени на новые группы населения; - попытка экономической и политической стабилизации правящего класса - особенности использования рабочей силы - разрешение Указом 18 января 1721 г. частным мануфактурам покупать крестьян для использования их на заводских работах. Тем самым промышленные предприятия, где зарождался капиталистический уклад, превращались в крепостническую вотчинную мануфактуру . Крепостничество деформировало и процесс образования буржуазии. Таким образом, активное государственное промышленное строительство создавало экономическую базу развивающейся нации. Одновременно сдерживало тенденции капиталистического развития. Естественен вопрос, на который вы должны ответить - была ли альтернатива избранному пути? Если принять завоевание Россией берегов Балтийского моря как
обязательное условие для полноценного развития государства и признать, что
мирная уступка Швецией выхода к Балтике была исключена, то создание
промышленности в предельно сжатые сроки было действительно необходимостью. Несмотря на то, что общество находилось под контролем государства и лишалось возможности проявлять инициативу, самостоятельность, результаты реформ, проведенных Петром I, были очень значительны. Уже при Петре I : 1) промышленность выросла в 7-10 раз (было 20-30 мануфактур, стало более 200); по металлу страна вскоре оказалась на первом месте в мире; 2) созданы крупнейшая в Европе регулярная армия, артиллерия, современный флот; 3) пробито ,,окно в Европу’’, завязаны разнообразные дипломатические и торговые связи, из-за рубежа приглашены сотни специалистов; 4) построена новая столица - Санкт-Петербург; заложены новые города, прорыты каналы. Особо следует сказать об образовании и культуре. Почти через 600 лет
после Европы Россия активно вводила светское образование. Появились
инженерные, медицинские, горные, штурманские, военные, ремесленные школы,
школы начального обучения . Это был колоссальный прорыв. Была образована Развернуто издание светских книг, прежде всего учебных : Познакомьтесь в Хрестоматии с содержанием Указа Петра I об образовании К концу первой четверти XVIII века сложилась государственная система органов власти и управления. Познакомьтесь с материалами Хрестоматии: о создании правительствующего Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти
сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны
получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган
исполнительной и судебной власти - Сенат. Члены Сената назначались
императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал
указы, имеющую силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-
прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех
правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции Взамен устаревшей системы приказов в 1717-1718 гг. было создано 12
коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой
управления и подчинялась Сенату ( см. док . №6 ). Главными считались три
коллегии: Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, В 1708-1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на
местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и
количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим
размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния
охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу. Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра явился Табель о рангах (1722) - закон о порядке государственной службы. Принятие его означало разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Установив порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам , табель о рангах способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения . В этой связи подумайте и определите свое отношение к следующему вопросу. Важнейшим элементом политической культуры петровского времени с её традициями патриотизма было служение Отечеству, России. Но основной, определяющей оказалась традиция отождествления власти и личности самодержца с государством. Для политической истории России в дальнейшем это, как известно, имело самые серьезные последствия, ибо любое выступление против носителя власти трактовалось как выступление против персонифицируемых в его личности государственности, России, народа . Разделяете ли вы эту точку зрения ? При изучении последнего вопроса темы обратите внимание на содержание военной реформы, западное и южное направление внешней политики России. Западное - основное направление внешней политики России в 1699-1721 гг. Южное - основное направление внешней политики России в начале и в конце
царствования Петра I (90-е гг. XVII в. - до 1699 г., 1722-1724 гг.). 1) борьба за выход к Черному морю; 2) обеспечение безопасности южных границ России ; 3)приобретение новых территорий и новых подданных. Подумайте , какими обстоятельствами определялась активная внешняя политика Петра I ? К концу XVII в. обширное Русское государство, территория которого
простиралась от Каспийского моря на Юге до Полярного океана на Севере и от Вплоть до начала XVIII в., сфера участия России в европейских
международных отношениях ограничивалась соседними странами Восточной и Юго- Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра I, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имела очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о государственной обороне: реформа оказала глубокое действие и на склад общества, и на дальнейший ход событий . Обоснуйте этот вывод . Познакомьтесь по Хрестоматии с ,,Уставом воинским’’ Петра I, который регламентировал состав и организацию армии, отношения командиров и починенных , обязанности армейских чинов ( док №2 ); письмом Петра I царевичу Алексею о победе над Полтавой, выдержками из Ништадского мирного договора 1721 г.(док. №1 ,3 ) На первом этапе, ставшем ввиду поражения под Нарвой оборонительным,
военной инициативой владела Швеция, чьи полки заняли Польшу, Саксонию,
вторглись в Россию. Поэтому Петр решал проблему сохранения и преобразования
армии, накопления военного потенциала страны. Воспользовавшись отсутствием
крупных шведских сил в Восточной Прибалтике, сумел занять Ингрию и основать Полтавская победа позволила Петру перехватить инициативу, которую он
развил, укрепив свое положение в Ингрии, Карелии, заняв Лифляндию и Во-первых , Петр отказался от прежних обязательств, данных союзникам ,
ограничиться старыми русскими территориями, отторгнутыми шведами после Ништадтский мир 1721 г. юридически оформил не только победу России в Петром двигали не только политические мотивы, стремление добиться
влияния в Балтийском регионе, но и экономическое интересы. В целом за время петровского царствования произошла серьезная
метаморфоза внешней политики России: от решения насущных задач национальной
политики она перешла к постановке и решению типично имперских проблем. Каждая эпоха по-новому оценивает петровские преобразования, исходя из своих собственных проблем и представлений. Еще в 19 веке выдающийся русский историк В.О. Ключевский писал о
трагическом расколе российского общества после реформ Петра I . Петровская
европеизация не привела к западному типу развития России , считал Развивая идеи В.О.Ключевского , Н.Бердяев так излагает свое понимание
истоков русского раскола : “ Русский народ по своей душевной структуре
народ восточный . Россия - христианский Восток , который в течение двух
столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном
слое ассимилировал все западные идеи . Историческая судьба русского народа
была несчастной и страдальческой , и развивался он катастрафическим темпом Реформа Петра была неизбежной , но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями ... Сравните высказывания трех крупнейших русских мыслителей о значении - ,,Мы стали гражданами мира, перестав быть гражданами России. Виною - ,, Воссоединение с Западом значило для России найти свое место в По мысли Г. Вернадского, ,,главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящим и высшим классами общества прежде, чем они достигли народных масс’’. В исторической перспективе петровская ’’ индустриализация ’’, отнявшая
и искалечившая жизни сотен тысяч безымянных тружеников, во многом
напоминает сталинскую: те же варварские методы, тот же временный успех,
позволивший резко усилить военный потенциал страны, - и та же
бесперспективность принудительного низкооплачиваемого труда, ведущая к
нравственной и физической деградации рабочих и в конечном счете к
неизбежному отставанию экономики страны от уровня развитых европейских
стран. Однако едва ли Петр мог предложить стране иные пути решения вопроса Определите свое отношение к этому вопросу. Как результат вашей самостоятельной работы вы должны: а) знать предпосылки и значение Петровской революции; основные реформы; б) понимать значение образования Российской империи. ТЕМА 8 ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ В процессе самостоятельной работы рассмотрите три вопроса : 8.1 Основные идеи эпохи Просвещения . 8.2 Война за независимость в английских колониях Северной Америки. Великая Французская Революция . 8.3 Внутренняя и внешняя политика Екатерины II .Эпоха просвещенного абсолютизма. Восемнадцатое столетие вошло в мировую историю как век Просвещения . Прочитайте в хрестоматии документы № 1-6. «Имей мужество пользоваться своим умом!»--так немецкий философ Иммануил Важно понять ,что Просвещение – необходимая ступень в культурном
развитии любой страны , расстающейся с феодальным образом жизни .Оно
явилось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков
феодализма в общественных отношениях , государственном строе и
господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Просвещение зародилось в Англии в конце 17в. Одним из его
основоположников был философ Джон Локк (1632-1704), а в 18в. достигло
наивысшего расцвета во Франции , дав целую плеяду блестящих мыслителей Теории просветителей распространялись не только в кругах
интеллектуальной элиты.Нередко они становились достоянием масс и особенно
ярко это проявилось в годы английской,американской и французской революций 1.Возникновению государства предшествовало естественное состояние полной свободы в отношении действий людей , распоряжении своим имуществом. 2.Переход от естественного состояния к гражданскому обществу - следствие общественного договора , когда общество наделяло определённую группу людей властными функциями . 3.Государство не имеет права покушаться на естественные права граждан и для того,чтобы оно не превышало своих полномочий, необходим специальный конституционный механизм разделения властей . 4.Сползанию государства к деспотизму должен препятствовать принцип законности, согласно которому ни для одного человека, находящегося в обществе,не может быть сделано исключение. Провозглашая высшей целью счастье конкретного человека , а не человечества в целом ,английские просветители имели в виду прежде всего личное преуспевание . Локк подчёркивал : «Мы рождаемся на свет с такими способностями и силами , в которых заложена возможность освоить почти любую вещь ... Но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чём-либо вести нас к совершенству.» Эпоха Просвещения пронизана рационализмом .В западноевропейской мысли
он проявился ещё в средние века .Однако тогда рациональное отношение к
миру сосуществовало с религиозным . В восемнадцатом веке возник атеизм ,
отрицающий веру в Бога . Благодаря достижениям естественных наук
формировалось представление ,что все тайны мироздания раскрыты и В годы английской революции оформилась мысль о том ,что государственная
власть - результат общественного договора , заключённого между народом и
избранным им правителем. Французские просветители дали теоретическое
обоснование необходимости заключения общественного договора .В частности Однако условия общественного договора ,по мнению Руссо, оказались быстро забытыми , и подданные уравнялись в одном – в своём бесправии перед деспотизмом . Руссо констатировал трагически двойственный характер исторического развития человечества : с одной стороны ,богатые плоды цивилизации, с другой - деспотизм правителей.Отсюда ,теория естественных законов и естественного человека стала знамением времени ,а насилие в ответ на деспотизм царей допустимым и позволительным явлением . Теории просветителей подрывали традиционную веру в незыблемость политического порядка : он установлен не Богом ,а людьми и лишь на определённом этапе их исторической жизни . Следовательно , государственный строй можно и должно изменять , совершенствовать.Как и в «золотом веке»,будущее общество должно основываться на принципе равенства .Каждый член общества должен принимать непосредственное участие в управлении,законодательстве и суде . Развитие этих идей мы видим в главном труде Ш.Монтескье «О духе законов». Отдавая предпочтение республиканской форме правления ,он не видел возможности в современных государствах для её становления.Поэтому отдает предпочтение конституционной монархии ,в которой законодательная власть принадлежит выборным народным представителям , а суд независим от администрации .Обратите внимание ещё на одну особенность идеологии французских просветителей .Мечтая о новом обществе, допуская возможность насилия для его становления ,они вовсе не считали,что революция—лучший способ решения вопроса . Насилию они противопоставляли духовное просвешение народа и правителей.С этой целью была создана «Энциклопедия наук,искусств и ремёсел » ,многотомный труд,который выходил много лет (1751-1776) под редакцией Дидро и Ж.Д’Аламбера . Она давала новую систему представлений о мире,демократических правах и свободах граждан. Однако,жизнь показала—теории просветителей сыграли совсем иную -
революционизирующую роль в общественном сознании . Английская ,
американская и французская революции шли под знаком идей Просвещения,прежде
всего теорий естественного равенства людей и общественного договора.В Подумайте,почему идеи просветителей оказали влияние на буржуазные революции в Европе и Америке. Может быть, потому , что не призывая прямо к ниспровержению государственного строя , просветители внедряли в сознание человека мысль о том ,что его воли и знаний достаточно для переустройства общества? Согласны ли вы с этим ? Далее вам предстоит изучить развитие ,итоги и значение таких выдающихся
событий Всемирной истории как Первая буржуазная американская революция Обратите внимание ,что первые поселения британских колонистов возникли
в Северной Америке лишь в начале 17 в. Однако уже в первой половине этого
столетия начали появляться города - будущие центры промышленности и
торговли , а также первые мануфактуры . 9/10 всего населения были заняты в
сельском хозяйстве . Активно развивалось фермерство .Беднейшие колонисты
самовольно захватывали свободные земли , становились независимыми
собственниками земли . Американская революция устранила слабые ростки
феодализма в колониях ,открыла путь для быстрого наращивания потенциала мо-
дернизации .Подумайте,в чём разница между Россией 18 века и будущими США? 4 июля 1776г. американский конгресс принял Декларацию независимости. Провозглашение прав людей на свободу было беспрецедентным для того времени ,когда почти во всем мире господствовал феодальный строй с его сословным неравенством ,политическим бесправием и средневековой косностью. В 1787 г. была принята федеральная Конституция США , в которой впервые было сформулировано « Народ Соединенных штатов ». Конституция признавала : 1. Независимость 13 штатов . Одновременно признавалась сильная федеральная власть . 2. Конгресс становился законодательным органом . Исполнительная власть осуществлялась президентом . 3. Верховный суд состоял из несменяемых, пожизненно избираемых судей . В ноябре 1791г. начал действовать принятый Конгрессом знаменитый билль о правах , содержащий 10 поправок к Конституции, провозгласивший свободу слова , собраний , печати , неприкосновенность личности . Таким образом , возникло государство с разделением властей в частном и в союзном устройстве штатов , гарантирующее политическое равенство граждан , верховенство личной свободы , веротерпимость, ответственность власти перед обществом. Результат Великой Французской революции был иным. В ходе ее
революционные силы радикализируются и усиливаются настолько, что монархия
сначала преобразуется в конституционную монархию, затем был казнен король И тем не менее традиционное общество рухнуло - исчезли и абсолютизм, и
неравенство сословий, и засилие католицизма. Империя усвоила достижения
революции. Аристократия утратила власть. ’’Гражданский кодекс’’ Наполеона В процессе самостоятельной работы по этой теме Вы должны уяснить ее общеевропейское и всемирно-историческое значение. Она не только уничтожила феодально-абсолютистский порядок во Франции, но и потрясла его основы в других странах, ускорив развитие капитализма. Обратите внимание на следующие итоги Великой Французской революции: 1. Революция смела все сословные барьеры. Отменила привилегии
дворянства и духовенства и ввела равные социальные возможности для всех
граждан. Прочитайте в этой связи в Хрестоматии Декларацию прав человека и
гражданина, принятую Национальным собранием Франции 26 августа 1789 г. - Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. - Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают прочим членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом. - Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом. - Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. - Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом. - Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказываться, писать и печатать свободно, под угрозою ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом. - Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции. - Так как собственность есть право неприкосновенное и свяшенное, то никто не может быть лишен ее иначе как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения. Подумайте, какие из названных положений относятся к числу политических,
экономических, гражданских свобод. Приведите факты , доказывающие ,что
принятие такого документа способствовало расширению гражданских прав во
многих европейских странах. Во второй половине ХУIII в. в правящих кругах европейских государств
складывалось понимание необходимости модернизации экономической и
политической системы. Это европейское явление традиционно именуется
просвещенным абсолютизмом. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла
в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной
монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической,
политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших
явлений, феодального порядка. Монархическую концепцию просвещенного
абсолютизма проводили в жизнь прусский король Фридрих II Великий (1712- В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от
феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду
просвещенного абсолютизма относится время правления императрицы Екатерины Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путем совершенствования политической надстройки. На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. Она решила дать России законодательный кодекс, основанный на принципах
новой философии и науки, открытых эпохой Просвещения. С этой целью в 1767
г. Екатерина II принялась за составление своей знаменитой инструкции - ’’Наказ’’ состоял из 20 глав, к которым затем были прибавлены еще две. Познакомьтесь по Хрестоматии с ’’Жалованной грамотой дворянству’’ Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной госслужбы. Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами. Дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю. Сословное самоуправление дворянства согласно ’’Жалованной грамоте’’ позволяло создавать общество или собрание наделенное правами юридического лица. Таким образом, российское дворянство получало гражданские права, давно закрепленные в западном обществе для собственников. ’’Жалованная грамота городам’’ определяла единый статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Это согласовывалось с идеей создания ’’среднего рода людей’’. Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией с особыми же административной системой управления и видами занятий населения. Согласно Грамоте создавались органы городского самоуправления: общая городская дума и шестигласная дума (орган исполнительной власти). Обратите внимание на две тенденции в социально-экономическом развитии С одной стороны, отказ от монополии в промышленности и торговле,
поощрение промыслов, частного предпринимательства. С другой стороны,
усиление крепостничества, породившее массовые выступления крестьян, в том
числе и вооруженные (Восстание Пугачева. Тысячи ходоков в поисках правды. Очевидно, здесь следует выделить кардинальную особенность истории российского государста - ее природно-климатические условия, которые создавали из века в век крайне неблагоприятную обстановку для развития основы основ ее существования - сельского хозяйства. Поэтому историческая необходимость уже в средневековье привела в России к формированию особого, необычного для Западной Европы типа государственности с жесткими рычагами государственного механизма, т.к. основной функцией государства были концентрация и перераспределение относительного минимума прибавочного продукта в интересах развития и самого государства, и его господствующего класса. Следовательно, далеко не случайной в России была традиция централизованной , самодержавной, по сути деспотичной власти. Не случаен был и необычно суровый режим крепостного права. Долгие века поступательное развитие общества и государства осуществлялось главным образом путем использования сверхнапряженного труда крестьянства. Его же экономическое положение было на грани потери собственного воспроизводства. Авторы учебника ’’История России’’ под редакцией член-корр. РАН Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свою позицию. Дайте характеристику внешней политики Екатерины II. Ей удалось
значительно укрепить международное положение страны, усилить ее влияние на
европейскую политику, продвинуть границы на запад и юг. Каково было
окружение России в начале ее царствования? Швеция начиналась недалеко от Прочитайте в хрестоматии документ №12 . Согласны ли вы с точкой зрения В итоге изучения данной темы Вы должны приобрести следующие знания и умения: а) понимать основные идеи европейского просветительства; б) иметь представления о том, что Великая Французская революция, являвшаяся кульминационным событием Века Просвещения , оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мирового сообщества; в) понимать суть просвещенного абсолютизма в России.
|
|