| |||
Реферат: Проблема происхождения русского народа в отечественной литературе советского и пост-советского периодовВВЕДЕНИЕ «Откуда есть пошла Русская земля» - этот вопрос интересовал первых
русских летописцев, и этими словами начинается наша древняя летопись Как свидетельствуют древнейшие письменные источники, русские сыграли
огромную роль в историческом развитии народов Европы, а также во всемирной
истории. Они создали свое могущественное государство – Киевскую Русь,
игравшее на Востоке Европы ту же роль, что на Западе государство Карла Проблема происхождения славян, равно как и вопрос о возникновении
этнонима рус/рос, – извечная проблема нашей отечественной историографии. От Много столетий назад русские летописцы, пытаясь ответить на вопрос о происхождении русского народа, связывали его начало с потомством библейского Иафета, одного из сыновей Ноя – родоначальников послепотопного человечества. Таким образом, в отечественной исторической науке уже в период ее зарождения русский народ рассматривался как один из самых древнейших и имеющих изначально свое собственное имя. Впоследствии, начиная с петровских времен, вопрос о происхождении
русского народа рассматривался немцами, членами Академии Наук – Готлибом Преемнику Байера – академику Герарду Фридриху Миллеру в 1749 г. Ничем не отличился от Байера и Миллера Август Людвиг Шлецер. Он также считал, что цивилизацию, государственность и само имя русскому народу дали норманны, а русская история начинается со второй половины IX в. Главным противником норманнистов того времени был М. В. Ломоносов. Несмотря на то, что диссертация Миллера была отвергнута Академией В XIX в. в связи с общим подъемом русского самосознания усиливается интерес российского общества к древнейшей истории росов. В 1854 г. доктор философии и магистр изящных наук Е. И. Классен опубликовал материалы, относящиеся к древнейшей истории славян и русов, с приложением своих очерков по истории русов до Рождества Христова. Большой вклад в изучение истории русского языка, наречий,
географических названий, народных песен, поверий, преданий, обычаев внесли
славянофилы и их последователи: К. С. Аксаков, А. И. Афанасьев, Ф. И. В XX в. больших успехов в изучении исторического прошлого славян
достигли этнография, антропология, климатология и другие науки. Археология,
вооруженная всеми новейшими естественно-математическими методами, давно
вышла из той фазы, когда раскопки только лишь пополняли музейные коллекции. В 1940 г. коллектив сотрудников ИИМК подготовил, а в 1941 г. издал под редакцией М. А. Артамонова сборник работ по этногенезу восточных славян, которым должна была открываться серия публикаций материалов по этой проблеме, накопленных в предшествующие годы. В 1976 г. был издан сборник статей «Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. Методология и историография»2, подготовленный Институтом славяноведения и балканистики АН СССР. В 1978 г. Академией Наук СССР была издана коллективная монография под редакцией В. В. Мавродина «Советская историография Киевской Руси»3, первые три главы которой непосредственно посвящены проблеме формирования древнерусской народности. Данная работа ставит цель по возможности полно осветить вопрос этногенеза русского народа в отечественной историографии советского и пост- советского периодов с 1917 по 2000 г. ЧАСТЬ 1 (СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ 20-х гг.) Несмотря на стремительное развитие в XX в. таких вспомогательных исторических наук, как археология, этнография, антропология, позволивших более ясно увидеть картину исторического прошлого славян, ученые нового века не сразу смогли отказаться от представлений, гипотез и идей века минувшего. Так, работа А. А. Шахматова «Древнейшие судьбы русского племени»4, изданная через несколько лет после революции, в 1919 году, явилась итоговой в том смысле, что в этой работе был изложен весь комплекс представлений о древнем этапе формирования славянорусской народности, сложившийся в отечественной науке к началу XX века. Шахматов, будучи крупнейшим историком и лингвистом дореволюционного времени, создал наиболее разработанную схему ранних этапов сложения древнерусской народности. Сущность этногенетической схемы А. А. Шахматова заключалась в том,
что восточнославянская, или русская, «ветвь» выделилась из общеславянской
племенной группы, которая, в свою очередь, выделилась из индоевропейской
общности. Летописные восточнославянские племена образовались в результате
раздробления единой общерусской «ветви», «одного общего этнического
ствола». Последний был, по мнению А. А. Шахматова, известен византийцам под
названием «анты». Территорию общеславянской прародины А. А. Шахматов
определял в бассейне Вислы, откуда во второй половине IV в. в связи с
нашествием гуннов часть славян мигрировала в Поприпятье, а затем к Дунаю,
где «расщепилась» на словен и антов. Анты заняли лесостепь между Днестром и В проблеме происхождения русского народа одним из главных является вопрос о происхождении его имени. А. А. Шахматов стал первым ученым, пытавшимся разработать скандинавскую
версию происхождения имени русского народа. Эта идея перешла в новый век по
наследству от XIX столетия. Шахматов не имел своего твердого мнения в
решении этого вопроса. Он заявляет: «Происхождение имени Руси, несмотря на
настойчивые старания ученых, остается темным. С уверенностью можно сказать,
что более первоначальною его формой было Ros…». Шахматов не считал название * * * В течение 20-х гг. концепция А. А. Шахматова встретила сильное
сопротивление. В эти годы зародилась и почти на тридцать лет заняла
господствующее положение в области изучения этногенеза народов Восточной Н. Я. Марр, не соглашаясь с индоевропейской гипотезой происхождения
русского народа, выраженной Шахматовым, подвергает ее критике с
лингвистической точки зрения. Марр писал, что все русские диалекты, и тем
более, украинский, возникли независимо друг от друга, а если и похожи, то
потому, что скрещивались между собой. В отличие от индоевропеистов Н. Я. Касаясь вопроса о происхождении русского языка, Марр считает его изначально славянским языком, впоследствии прошедшим индоевропеизацию, а сам славянский язык считает потомком скифского и сарматского языков, которые, по его мнению, были «яфетическими» языками. Этот термин Марр изобрел еще учась в университете. Сначала термин обозначал родственные грузинский, сванский, мергельский и чанский языки, происшедшие, по Библии, от Иафета, позже к «яфетической семье» Марр стал привлекать все древние мертвые языки Средиземноморского бассейна и Передней Азии. * * * Среди работ современников и последователей Н. Я. Марра следует
выделить статьи В. А. Брима6 и С. Н. Быковского7, так как они
сконцентрировали в себе идеи Марра по поводу этногонии восточных славян,
разбросанные в разных книгах. Так, развивая мысли Марра о том, что в * * * Важно отметить, что в решении проблем восточнославянского этногенеза археология в 20-х гг. по существу не принимала участия, несмотря на то, что старой русской археологией был накоплен значительный вещевой материал. Обе концепции, и концепция Шахматова, и концепция Марра опирались, в основном, на данные лингвистики, но работы Марра положили начало синтезу археологии, истории, этнографии и лингвистики для получения более четкой картины исторического прошлого славян. * * * В 20-е гг. вышла серия лингвистических очерков А. И. Соболевского8,
который, приводя Шахматова и Марра к компромиссу, развил гипотезу
славянского этногенеза, синтезирующую в себе элементы и автохтонизма, и
миграционизма. Прародина современных славян, по его мнению, — берега Концепция Соболевского в целом стала аналогичной поискам и исследованиям Н. Я. Марра. * * * Обзор накопленного археологией материала и программа дальнейших
археологических исследований, призванных решить спорные вопросы этнической
истории Восточной Европы, впервые были намечены А. А. Спицыным в его статье В отношении древней истории славян А. А. Спицын оказался на позиции миграционистов. Время славянской миграции А. А. Спицын определял VIII – IX вв., а причину миграции видел в натиске германцев, норманнов, аваров. Он не разделял точки зрения А. А. Шахматова о тождестве восточных славян и антов. А. А. Спицын в 20-е годы, как и в ряде своих дореволюционных работ, пытался проложить путь от археологии к истории с целью сделать археологические материалы полноправными источниками по истории бесписьменных эпох в Восточной Европе. В то же время путь к археологии искали лингвисты и историки. Широко, но не очень удачно использовал археологические источники А. И. Общая схема славянской ранней истории у Ю. В. Готье почти не
отличается от схемы А. А. Шахматова. Историко-лингвистические изыскания Н. Вслед за В. В. Хвойкой Ю. В. Готье связывал поля погребений с антами, но вместе с тем он отмечал, что «предположение о едином племени, олицетворяющем культуру погребальных полей, встречает непреодолимые трудности на пути к своему признанию... Вопрос открыт, в нем много загадочного, и при теперешнем состоянии наших знаний он не может быть решен в утвердительном смысле». Значение труда Ю. В. Готье в исследовании ранних этапов этнической
истории Восточной Европы переоценить трудно. Ему принадлежит осуществление
синтеза истории и археологии, построение единой схемы исторического
развития страны и населяющих ее народов с глубокой древности до времени ЧАСТЬ 2 (СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ 30-40-х гг.) 30-е годы ознаменовались дальнейшим сближением археологии и истории. * * * В 1940 г. С. В. Юшков напечатал свою статью «К вопросу о происхождении «Поскольку мы имеем основание считать этнический термин «русь» более ранним, чем наименование тем же термином «социальной группы», отмечаемой нашими источниками, признать правильной точку зрения С. В. Юшкова мне не представляется возможным» - пишет Б. Д. Греков. * * * В вышеупомянутом сборнике работ по этногенезу восточных славян,
выпущенном в 1941 г., стоит выделить три статьи, в которых данная проблема
представлена в наиболее широком плане. Это статьи И. И. Ляпушкина, М. А. И. И. Ляпушкин посвятил свою работу проблеме движения славян на юго- восток, к Дону и Тамани. Он пришел к выводу, что граница славянских поселений до конца IX — X столетий не выходила за пределы лесостепи и лишь после крушения Хазарского каганата славяне утвердились в пунктах, которые в предшествующий период являлись крупными торговыми и военно-стратегическими поселениями на юго-востоке. Работа М. А. Тихановой12 была посвящена проблеме выявления
раннеславянской археологической культуры на юго-западе восточнославянской
ойкумены — в западных областях Украины. М. А. Тиханова пришла к выводу, что
на территории западных областей Украины в первые века нашей эры не
происходило резкой смены населения. Липицкая культура первых столетий
сменилась здесь культурой IV — V вв., которая, по мнению М. А. Тихановой,
может быть сопоставлена с культурой поздних полей погребений Среднего Данная работа M. А. Тихановой явилась по существу первым в советской литературе детальным разбором археологических источников первых веков нашей эры, происходящих из тех областей, которые на основании письменной традиции определялись как вероятные земли славянской прародины. Работа имела большое значение для дальнейшего развития представлений о начальном этапе славянской истории. Положения о принадлежности славянам памятников черняховской культуры, ее поздней датировке, дающей основание для вывода о непосредственном перерастании этой культуры в культуру Киевской Руси, мысль о принадлежности поздних форм этой культуры антам и об ее автохтонности и т. п. в послевоенные годы были широко восприняты молодой тогда еще украинской археологией и активно отстаивались вплоть до начала 70-х годов. Не менее значительные последствия для дальнейшего развития
этногенетических взглядов советских археологов имела работа П. Н. Характеризуя процесс этногенеза в юго-западной зоне, П. Н. Третьяков по существу принял позицию В. В. Хвойки о непосредственной генетической связи средневековых славян Поднепровья с культурой полей погребений, а ее, в свою очередь, — с культурой скифов-земледельцев. Вместе с тем в южных областях славянской культуры П. Н. Третьяков обнаружил следы, принесенные с севера, на основании чего сделал вывод о продвижении славян по Левобережью и Правобережью в Среднее Поднепровье во второй половине I тыс. н. э. П. Н. Третьяков писал, что его концепция, противоречит «утверждениям индоевропейской славистики, согласно которым история восточного славянства связывается преимущественно с движением на север, вверх по Днепру и далее на Волгу и в Приильменье». Он говорит о миграции славян к югу и приводит два фактора, объясняющих эту миграцию: во-первых, рост земледельческой техники северных племен и как следствие поиск плодородных земель и, во- вторых, стремление принять участие в разгроме Римской империи, жажда грабежа и обогащения. Аналог такой миграции П. Н. Третьяков обнаруживает на западе - в истории древних германцев. Что касается собственно восточнославянских племен, названных в Концепция П. Н. Третьякова зависела от теории стадиальности, господствовавшей в ГАИМК—ИИМК в 30-е годы. С другой стороны, работа П. Н. в конце 30-х годов от чисто лингвистической позиции самого Н. Я. Марра. * * * Одна из первых попыток построить на базе разнородных источников целостную концепцию этногенеза и ранних этапов этнической истории восточных славян принадлежит также В. В. Мавродину14. Концепция В. В. Мавродина представляла собой последовательное
воплощение в области славянской этнической истории этногенетических
взглядов Н. Я. Марра, подобно развивавшимся одновременно концепциям М. процесса схождения и слияния, дробления и распада, перерождений и переселений, скрещений и трансформаций разнообразных этнических, т. е. языковых, расовых и культурных элементов». Проследив начиная с III тыс. до н. э. процесс формирования славянского этноса, В. В. Мавродин приходит к весьма существенному выводу,
что этногенез славянства распадается на ряд этапов, отличающихся между
собой тем, что каждый последующий этап имел место во времена более высокого
развития производительных сил, производственных отношений, быта и культуры,
что и определяло более совершенную стадию этнического объединения. В. В. этнокультурной традиции, которую он начинает в среде неолитических племен вскрыть процесс «превращения различных племен, родственных друг другу или неродственных, протославянских или ставших славянами лишь с течением времени, в славянские». Говоря о концепции В. В. Мавродина 30—40-х годов, следует отметить,
что в его работах середины 40-х годов уже ощущается отход от яфетического
учения Н. Я. Марра. Многие положения этногенетической позиции В. * * * Разработка этногенетической позиции П. Н. Третьякова продолжалась в течение 40-х годов. Ее раскрытию была посвящена вышедшая в 1948 г. научно- популярная книга П. Н. Третьякова «Восточнославянские племена»15. В конце 40-х—начале 50-х годов, привлекая материалы польских и чешских
археологов, П. Н. Третьяков продолжает вести полемику со сторонниками
прикарпатской прародины славян и миграции в Восточную Европу. Он
утверждает, что формирование протославян шло на обширной территории от П. Н. Третьяков отрицает расселение восточных славян на север и указывает на обратный процесс — продвижение с севера на юг. В период Балканских войн восточные славяне — анты заселили восточную
часть Балканского полуострова. П. Н. Третьяков считает, что росы «в это
время оставались в тени», пребывая на Днепре и к востоку от него. Они
составляли вторую волну «вступающего в политическую историю восточного
славянства», после антов. П. Н. Третьяков полагает, что восточные славяне В основу периодизации этногенеза славян П. Н. Третьяков, ставит принцип социально-экономической обусловленности этногонического процесса, что соответствует материалистическому пониманию исторического процесса в целом. Книга П. Н. Третьякова «Восточнославянские племена» содержала целостную концепцию славянского этногенеза. * * * В конце 30-х годов были закончены «Киевская Русь» Б. Д. Грекова, Самым значительным трудом, оказавшим наибольшее влияние на сложение представлений о начальном периоде восточнославянской истории в 40—50-е годы, явилась монография Б. Д. Грекова16, где впервые проблема славянского этногенеза выступила в тесной связи с проблемами экономического и социального развития Киевского государства. Б. Д. Греков широко использовал фактические данные и этногенетические
построения археологов. Каждая новая редакция книги дополнялась новыми
фактами, почерпнутыми из археологического арсенала. Этногенетическая
позиция Б. Д. Грекова была в основе своей ярко автохтонистской. В ней
наиболее полно проявился синтез трех направлений в исследовании
восточнославянского этногенеза — направления, ведшего свое происхождение от
старой русской антинорманистской школы Д. И. Иловайского - И. Е. Забелина,
направления, основанного на археологическом материале Среднего Поднепровья,
восходящего к работам В. В. Хвойки, и направления, возникшего на основании Настаивая на южном варианте происхождения Руси, академик Б. Д. Греков пишет своей монографии «Киевская Русь»: «Нам известен южный народ, под именем Рос. Этот народ называет и Лев Диакон. Сюда же надо отнести известных тоже на юге роксолан, возможно росалан. О том же говорит так называемый псевдо-Захария, писавший в 555 г. Ему был известен южный народ рус (рос), живший на северо-западе от Нижнего Дона, то есть приблизительно в Приднепровье: «Народ, амазонкам соседний, суть рос – люди, наделенные членами тела больших размеров». Не случайно и Волга называлась Рось, и в устье Дона стоял город Корень «рос» и «рус» в топонимике Прикарпатья и Закарпатья говорит несомненно о Руси южной. Спор идет лишь о том, с какого времени появился этот корень в топонимике Прикарпатской и Закарпатской территорий. Можно нисколько не сомневаться, что IX в. застает уже название народа Очевидно, эту южную Рос имел ввиду и константинопольский патриарх * * * Представления Б. Д. Грекова о процессе восточнославянского этногенеза были близки взглядам Б. А. Рыбакова, ранние работы которого в значительной степени способствовали окончательному оформлению этногенетической позиции Б. Д. Грекова. Уже в своей первой крупной работе, посвященной вопросу истории племени радимичей, Б. А. Рыбаков выступил против миграционистских концепций А. А. Шахматова. Он переносит центр тяжести в этногенетическом исследовании с летописного материала на археологический. Племя радимичей, подобно близким по культуре племенам вятичей и северян, возникло, как полагает Б. А. Рыбаков, вследствие распадения этнографического единства, существовавшего до IX в. на тех же местах, где летописец фиксирует эти племена. Причину распадения этого единства Б. А. Рыбаков видит в развитии экономических и социальных отношений, которые привели к началу формирования обособленных племен. Здесь же Б. А. Рыбаков высказывает мысль о том, что период существования единого этнического массива, включавшего будущие летописные племена, совпадает с периодом распространения археологических памятников, отнесенных А. А. Спицыным ко времени антов17. В серии последующих работ Б. А. Рыбаков развивает многие из этих положений. Метод картографирования, широко примененный Б. А. Среднеднепровскую культуру III — VII вв., характеризующуюся высоким уровнем специализированного ремесла, экономического и социального развития населения Б. А. Рыбаков определяет как культуру племени полян. Они, по его мнению, являлись ядром антского племенного союза, который особенно усилился в VI в., в период интенсивного движения приднепровских антов на юг, в Византию. Анты, полагает Б. А. Рыбаков, — это те восточнославянские племена, которые
занимали «широкую лесостепную полосу oт пpaвого берега Днепра до Дона,
объединенную не только однородностью природных условий, но и общностью
материальной культуры в VI – VIII вв.». Антскому периоду предшествует
период IV—V вв., который характеризуется культурой полей погребальных урн Поросья «в один непрерывный процесс от первых веков нашей эры до расцвета Киевской Руси». Б. А. Рыбаков отмечает «точки соприкосновения культуры Киевской Руси со скифским миром» и подчеркивает, что «историю русских приднепровских областей следует начинать с глубокой древности». Разработке теории этногенетического процесса и конкретно разработке
проблемы восточнославянского этногенеза в 40-е годы большое внимание уделял Основным источником этногенетических изысканий А. Д. Удальцова
являлись произведения греко- и латиноязычных писателей, богато насыщенные
данными по этнонимике, топонимике и ономастике окружающих античное Областью славянского этногенеза А. Д. Удальцов считал обширную
территорию от Среднего Дуная и Одера до верховьев Волги и Оки, на которой в
древнейшие исторические времена обитали «наполовину еще яфетиды, наполовину
индоевропейцы», иллирийцы, фракийцы, венеты, сколоты (скифы) и другие
племена. Эти племена, скрещиваясь друг с другом в процессе общественно-
исторического развития, «мало-помалу давали начало единой славянской
народности с местными особенностями». «Раньше всего ядро протославянской
народности складывается на территории Украины и Белоруссии, в бассейне Взгляды Л. Д. Удальцова оказывали в 40-е годы заметное влияние на
работы многих исследователей, в том числе Б. Д. Грекова, Б. А. Рыбакова, * * * Одним из наиболее последовательных продолжателей этногенетических
взглядов Н. Я. Марра в 40-е годы являлся Н. С. Державин19. В целом Н. С. ЧАСТЬ 3 (СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ 50-80-х гг.) На рубеже 40—50-х годов на территории исторического Древнерусского
государства широко развернулись археологические исследования, тематическая
направленность которых определилась под непосредственным влиянием
этногенетической концепции Б. А. Рыбакова, поддержанной Б. Д. Грековым. В течение десятилетия был накоплен значительный материал, получивший отражение в многочисленных сообщениях, публикациях и статьях. полностью утвердившегося в 40-е годы представления о славянстве зарубинецкой и черняховской культур и об их преемственности. С открытием новых памятников черняховской культуры все больше ощущался хронологический разрыв между нею и подлинно славянскими памятниками периода образования Древнерусского государства, все более выявлялось формально-типологическое различие между Черняховскими и подлинно славянскими древностями. Вместе с тем по мере изучения поднепровских культур скифского времени и памятников зарубинецкой культуры все меньше оказывалось сторонников их генетической взаимосвязи. В 50-е годы работа Б. А. Рыбакова, направленная на изучение долетописного периода истории восточных славян, интенсивно продолжалась. Итог этим исследованиям был подведен в написанном Б. А. IX вв.)» разделе «Предпосылки образования Древнерусского государства». На новом этапе работы над проблемой ранней этнической истории
восточных славян Б. А. Рыбаков широко включает в исследование критический
анализ и реконструкции летописных текстов, восточных источников, анализ
топонимики, этнонимики и ономастики. В центре его внимания теперь ядро
антского союза — племя русь. Открытие восточнославянского племени русов,
воссоздание его политической и социальной истории и составляет содержание
нового этапа этногенетическнх исследований Б. А. Рыбакова. Б. А. Рыбаков
полагает, что племя русь возглавило среднеднепровский союз славянских
племен и дало этому союзу свое имя, которое постепенно по мере
расширения гегемонии русов распространялось на остальные славянские группы Рыбаков различал Русскую землю в узком смысле, представляющую собой
союз лесостепных славянских племён VI-VII вв., и Русскую землю в широком
смысле, охватившую все восточнославянские племена от Балтики до Чёрного
моря и от бассейна Вислы до Волги. Между ними хронологически лежит
промежуточный этап процесса превращения Руси из союза племён в суперсоюз и
из суперсоюза в восточнославянское государство, в течение которого Русь
поглощала другие славянские племенные союзы. Ядром Русской земли являлось * * * Цикл работ, публикация которых началась в конце 30-х годов и завершилась в 80-е годы, привел Б. А. Рыбакова к созданию целостной концепции ранних этапов этнической истории восточного славянства. Став своего рода монопольной, концепция Рыбакова долгое время подавляла своим авторитетом концепции других исследователей. * * * Советская историческая наука внесла огромный вклад в разоблачение норманнской теории, показав её несостоятельность и антинаучный характер. В то же время, так и не придя к единому мнению по поводу марксистско- ленинского определения понятия «народ», советские учёные не смогли не только решить, но даже поставить вопрос о глубокой древности русского народа, прервав тем самым традицию, заложенную Ломоносовым и опиравшуюся на исторические знания древней Руси. Попытка продолжить эту традицию была предпринята за рубежом русским
учёным-эмигрантом Г.В. Вернадским20. Будучи глубоко убеждённым, что «Говоря в общем, не может быть сомнения, что в IX и X вв. под именем 1. Согласно “Бертинским анналам”, несколько “русских” прибыли вместе с византийскими посланниками к императору Людовику в 839 г.; согласно их собственным утверждениям, они были шведами по происхождению. 2. В договоре между князем Олегом и Византийской империей 911 г. внесены имена “русских” посланников; большинство из них явно скандинавы. 3. Константин Багрянородный вносит в свою книгу De Administrando Imperii (написанную в 945 г.) названия днепровских порогов как на славянском, так и на “русском”. Большинство русских названий обнаруживают скандинавское происхождение. Следовательно, неоспоримым является то, что в IX и X вв. название Под «русью» составитель «Повести временных лет» подразумевал
датчан. Как владыка Ютландии, Рюрик, конечно, мог считаться датчанином, и в
его свите, должно быть, было много датчан. Но в Ютландии нет такого района,
который был бы известен как Русь. …Название «Русь» в его первоначальном
значении, относящемся к южным русам, было достаточно хорошо знакомо в Само название «русь» изначально было связано с одним из аланских кланов – светлыми асами (русх-асами). Не позднее IX в. название присвоили себе шведские воины, установившие контроль над донской и азовской территориями. Эти руссифицированные шведы вскоре стали известны как «русь» в Византии и на Ближнем и Среднем Востоке». Из-за того, что Вернадский допустил «существование двух русей», советские историки назвали гипотезу Вернадского «новым изданием норманнской теории». * * * Конец 50-х — начало 60-х годов ознаменовались новыми археологическими
открытиями. Важнейшими из них, с точки зрения славянской этнической
истории, следует признать открытие славянских памятников VI—VII вв., к
которым типологически восходят подлинно славянские памятники киевского
периода. Вторым важнейшим достижением нового периода было отчетливо
проявившееся стремление археологии и лингвистики к новому сближению,
которое наметилось после выхода в свет монографий Ф. П. Филина21, В. Н. * * * Дальнейшее развитие концепции П. И. Третьякова нашло отражение в наиболее концентрированной форме в монографиях «Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге» и «У истоков древнерусской народности23». За период, прошедший с начала 50-х годов, взгляды П. Н. Третьякова претерпели заметную эволюцию, отражающую те изменения, которые за этот срок произошли в целом в отрасли славистики, изучающей ранние этапы этнической истории. Новый этап ознаменовался увеличением и качественным изменением археологического материала, совершенствованием методики исследования, возвращением к широкому использованию данных лингвистики. Все это означало начало этапа комплексного решения проблемы и в определенной мере свидетельствовало об утрате веры во всемогущество археологического метода. На новом этапе П. И. Третьяков признал основные положения
сравнительного языкознания о существовании «индоевропейской общности» и
миграцию индоевропейских племен в III—II тысячелетиях до н. э. из Юго- Территория древнейшего славянского языкового единства (I тыс. н. э.) очерчивается им теперь на основании лингвистических материалов в виде широкой полосы, идущей от Среднего Днепра по Северному Прикарпатью через бассейн Верхней Вислы до верховьев Одера. П. Н. Третьяков отказался от признания черняховской культуры
славянской. Древнейшей археологической культурой, представлявшей ранних
славян на территории Восточной Европы, он считает только зарубинецкую
культуру. Зарубинецкие племена вначале (II в. до н. э.) продвигались от Археологические материалы третьей четверти I тыс. н. э., по мнению П. Н. Третьякова, свидетельствуют не только о проникновении ранних славян на юг, но также и о продвижении отдельных славянских групп в области, заселенные их северо-западными и восточными соседями: балтами и финно-утрами, которые по мере притока славянского населения подвергались ассимиляции. П. Н. Третьяков особое внимание уделяет доказательству положения о том, что на всех доступных современному исследованию этапах
формирования древнерусской народности шел активный процесс ассимиляции
славянами неславянских этнических групп в Восточной Европе. Ядром
древнерусской народности П. Н. Третьяков считает продвинувшиеся
в Среднее Поднепровье из южных областей позднезарубинецкой культуры Этногенетическая концепция П. Н. Третьякова и изложенная выше
концепция Б. А. Рыбакова, несмотря на то, что многие, их положения были
гипотетичны и спорны и неоднократно подвергались коррекции со стороны
самих авторов, имели важное значение для развития этногенетических
исследований в отечественной славистике. Они определили основные темы,
через разработку которых можно было прийти к решению проблемы
восточнославянской этногонии: «славяне и ираноязычный скифо-сарматский
мир», «славяне и зарубинецкая культура», «славяне и черняховская культура», * * * Представление о славянстве черняховской культуры, разделявшееся до
середины 50-х годов абсолютным большинством исследователей, было
основательно поколеблено в последующее десятилетие. В 1955 г. против
славянской этнической принадлежности «черняховцев» выступил М. И. * * * В конце 50-х годов были обнаружены поселения и могильники VI—VIII вв.,
которые перекрыли хронологическую пропасть между «черняховцами» и славянами * * * Накопление новых археологических источников и дискуссии по вопросу об их интерпретации, проходившие во второй половине 50-х—первой половине 60-х годов, подготовили почву для новых обобщений. Наметились три формы отношения к новому положению вещей и три направления в решении проблем ранней этнической истории восточного славянства. Ряд исследователей попытались сохранить старые, ставшие традиционными взгляды и оценки, используя для этого новые данные и новое соотношение отдельных групп материала. Они сохранили в неприкосновенности убежденность в том, что носителями черняховской культуры были славяне-анты, поступательное этносоциальное развитие которых в Среднем Поднепровье привело в итоге к возникновению Древнерусского государства с центром в Киеве. Исследователей этого направления представляет, в частности, монография В. П. Петрова25, в которой, синтезируя многообразные письменные, лингвистические и археологические данные, автор стремился на современном научном уровне воскресить автохтонистскую концепцию В. В. Хвойки. Вторая группа исследователей частично пересмотрела свои старые положения и перестроила свою концепцию этногенеза славян. Обобщения этого рода представляют названные выше книги П. Н. Третьякова. Наконец, третья группа произвела коренную ревизию взглядов,
господствовавших в науке до середины 50-х годов, и, отказавшись от всех
выводов, которые не соответствовали современному уровню информации, и всех
гипотез, не подкрепленных доброкачественным фактическим материалом,
наметила новую схему ранних этапов восточнославянской этнической истории. К
обобщениям такого рода принадлежали исследования М. И. Артамонова и И. И. Монография И. И. Ляпушкина26, изданная в конце 6О-х годов,
представляет собой естественное завершение его многолетней работы по
изучению археологических источников периода образования Древнерусского
государства. Исходной позицией всей этногенетической концепции И. И. ЧАСТЬ 4 (ИСТОРИОГРАФИЯ 90-х гг.) Девяностые годы стали новым этапом в изучении прошлого славян. Интерес
русского народа к этой проблеме не только не ослаб, но, наоборот, усилился. От Ория – произошла Первая Раса тонкотелых людей – орусов, которая расселилась по всему Праконтиненту – Ориане, прямо под Полярной Звездой. И это было 18 миллионов лет до новой эры. Первые тонкотелые люди – орусы могли жить в любых условиях, и своей
внешностью во время полетов напоминали летающих змей. Спустя миллионы лет
они сумели соединиться с появившимися в Ориане архантропами и превратились
в полнотелых людей, образовав Народ Русов. Поэтому мы себя называем Дважды
рожденными, так как произошли прямо от Небесных Созданий и от своего Став Дважды рожденными, Русы обрели Самосознание и Разум, но это привело к познанию Добра и Зла, к умению Жить и Умирать, и произошло это ровно 10 миллионов лет тому назад. Во время Первых Русов жили огромные хищные животные, которые нападали на людей, и поэтому русы учились защищаться и выживать в трудных и опасных условиях. Первые русы имели Огромный рост. Орий стал Первым Правителем всех Русов, а имя свое получил от
созвездия Орион, откуда Он прибыл и принес с собой Дар Ориона, Священный …Преемник Ория – Великий Царь Туле завершил строительство столицы Первая столица русов – Священный город Арка был построен в центре С вершины Священной Сумеры стекли вниз четыре реки, которые разделяли * * * Интересно также обратить внимание на две статьи, напечатанные в
журнале «Свет. Человек и природа» в 1996 году. Первая из статей – Приводя различные лингвистические примеры, авторы говорят о родстве всех древних языков с русским. Например – НИЛ – Н(а)- ИЛ(е) – «стоит на иле», Ефрат – Е-СПРАТ, т. е. «он спрятан», и т. д. «Родство уходит корнями вглубь тысячелетий до Р. Х. к працивилизации, возникшей в окресности Северного полюса, в третичный период кайнозойской эры порядка миллиона лет назад». Очень интересна интерпретация авторами слова «этруски» – это не просто * * * Автор второй статьи - «Русы, русские, россияне» - Р. В. Корень,
этимологию слова Россия объясняет так: «рос означает рост, увеличение, сия * * * В 90-е годы продолжалось скрупулёзное изучение проблемы серьёзными,
известными учёными. Так, ценный вклад в разработку целого ряда вопросов,
связанных с древнейшей русской историей, внёс А.Г. Кузьмин. Признавая, что * * * Выявлению общих и сходных черт в языке и культуре древнейших предков
славян, в том числе и русского народа, и предков древнеарийских племён
посвящены статьи и книга «Русские сквозь тысячелетия» хорошо известного в * * * Одной из последних работ, посвященных вопросу происхождения русского народа стала вышедшая в свет в 2000 г. монография Ю. Д. Акашева28, целиком посвященная данной проблеме. Своей монографией Ю. Д. Акашев предпринял попытку по-новому осветить «Русь изначальную», попытался по-новому взглянуть на некоторые традиционные источники с учетом достижений этнологии, лингвистики, фольклористики, антропологии, археологии и других наук. По мнению Ю. Д. Акашева, глубокая древность росов подтверждается сходством русского языка с санскритом, а особенно древнейших слоев его лексики, относящейся к эпохе формирования семьи и рода, а также местоимений, слов, обозначающих действие или состояние, явления природы и т. д. «Исходя из этого можно утверждать, что этногенез древних росов протекал одновременно с этногенезом древних арьев и историко-этнические корни русского народа уходят в глубь тысячелетий». Проанализировав целый ряд письменных источников, в том числе и
некоторые священные книги, автор пришел к выводу, что древнейшие росы были
известны среди других народов древнего мира и играли определенную роль в их
истории, и именно поэтому их имя оказались зафиксированным в
этнографической таблице Книги Бытия – Первой книги Моисеевой из Ветхого Монография Ю. Д. Акашева представляет бесспорный интерес для читателя, интересующегося вопросом происхождения Руси, русского народа и является в некотором роде новым шагом в разрешении данной проблемы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог работе, следует еще раз подчеркнуть важность и актуальность проблемы происхождения русского народа, проблемы очень емкой и многогранной, включающей в себя множество аспектов. Как и всякая другая научная проблема, она предполагает различные подходы к ее решению и освещению, разные варианты, разные концепции. Для науки не может быть приемлем только застой, консервация гипотез, которые, так и не получив статуса теории, тем не менее имеют тенденцию превратиться в истины последней инстанции. В настоящее время у большинства ученых нет сомнений в том, что русский народ, вместе с другими славянскими народами, принадлежит к древнейшей в мире индоевропейской языковой семье, к которой также принадлежат современные индоарийские, иранские, балтийские, германские, кельтские, романские, италийские и другие языки. За более чем 150 лет, прошедшие с тех пор, как было установлено родство между индоевропейскими языками, а особенно за минувший, XX в., было рождено множество самых различных гипотез относительно связи праславян и индоевропейцев, относительно определения территории и хронологических рамок славянской прародины, анализу этих гипотез и была посвящена данная работа. Каждому периоду истории XX в. были свойственны определенные идеи, схемы мышления. Так, в 20-е годы историческая наука испытывала сильное влияние идей XIX в. Это отразилось на работах А. А. Шахматова. В 30-40-е гг. историческая наука, как, собственно, и все в то время, приняла программу коммунистической партии. Множество ученых того периода, заинтересованные в решении вопроса о происхождении русского народа, не могли начать работу только из-за того, что ни Ленин, ни Маркс в своих сочинениях не говорили об актуальности данного вопроса. Этот факт тормозил развитие вопроса об этногенезе славян в отечественной науке. К тому же в этот период была плохо развита такая важная отрасль исторической науки, как археология. В послевоенные годы умы русских ученых были заняты борьбой с фашистскими антинаучными постулатами о превосходстве «арийцев» над всеми остальными нациями, в том числе русскими. В 50-х гг., помимо оттепели, благотворно повлиявшей и на историческую
науку, получила сильное развитие археология, давшая множество материала для
разрешения вопроса этногенеза Руси. Начиная с 50-х, и заканчивая, пожалуй, В 90-х гг., в пост-перестроечное время, возникло множество разнообразных, «сенсационных» идей происхождения русского народа, после ознакомления с которыми создается ощущение, что автор не очень удачно пошутил. Тем не менее, вопрос о происхождении русского народа, несмотря на обилие интересных и правдоподобных версий его происхождения, нельзя считать решенным - слишком многое остается неясным и спорным. Думается, что спустя какое-то время в отечественной литературе появятся новые, не менее интересные гипотезы, которые будут основываться на новые, пока неизвестные материалы – будь то результаты работы археологов или новые открытые письменные источники. ЛИТЕРАТУРА 1. Шахматов А. А. «Древнейшие судьбы русского племени», Прг., 1919; 2. Марр Н. Я. «Избранные работы», т.V, М.-Л., 1935; 3. Брим В. А. «Происхождение термина “русь”», - В кн.: «Россия и Запад». I. Пгр., 1923; 4. Быковский С. Н. «Яфетический предок восточных славян – киммерийцы» - ИГАИМК, 1931, т.VIII, вып. 8-10; 5. Соболевский А. И. «Русско-скифские этюды» – ИОРЯС за 1921 г. 6. Готье Ю. В. «Очерки по истории материальной культуры Восточной Европы до основания первого русского государства», Л., 1925; 7. Хвойка В. В. «Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура с доисторических времен», Киев,1913; 8. Юшков С. В. «К вопросу о происхождении Русского государства», Уч. Зап. Моск. Юр. Ин-та НКЮ СССР; 9. Тиханова М. А. «Культура западных областей Украины в первые века нашей эры», - МИА, 1941, №6; 1957, № 4; 6; Л., 1966; 1982; «Социум», 2000; Человек и природа», № 8, 1996; __________________________________ М., 1976 -------------------------------------------------------- __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ ---------------------------------------------------------------------------- __________________________________ __________________________________ --------------------------------------------------------------- __________________________________ __________________________________ __________________________________
__________________________________ __________________________________
|
|