| |||
Реферат: Реформы 60 – 70-х гг. XIX векаМинистерство образования Российской Федерации ПРАКТИчЕСКАя РАБОТА ПО ИСТОРИИ ТЕМА: «РЕФОРМЫ 60 – 70-Х ГГ. XIX ВЕКА» ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА ГРУППЫ ЭАТ-04 ЗАОчНОГО ОТДЕЛЕНИя ТЮМЕНЬ 2004 РЕФОРМЫ 60 – 70-Х ГГ. XIX ВЕКА ПЛАН: A) РОССИя В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА B) ПОДГОТОВКА И ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА C) СУДЕБНАя, ЗЕМСКАя, ВОЕННАя И В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИя D) ЗНАчЕНИЕ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Федоров В.А. Отмена крепостного права // «История России XIX – начала XX века» - М.: “ПРОСПЕКТ” 2002. 2. Федоров В.А. Реформы 1863 –1874 гг. // «История России XIX – начала XX века» - М.: “ПРОСПЕКТ”, 2002. РЕФОРМЫ 60 – 70-Х ГГ. XIX ВЕКА A) РОССИя В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА (ПРЕДСТАВЛЕНИЕ) B) Подготовка и отмена крепостного права 1) ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОДГОТОВКА КРЕСТЬяНСКОЙ РЕФОРМЫ a. АЛЕКСАНДР II КАК РЕФОРМАТОР 19 ФЕВРАЛя 1855 Г. НА РОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ВСТУПИЛ АЛЕКСАНДР II (1818 - ПО СВОЕЙ НАТУРЕ АЛЕКСАНДР II НЕ БЫЛ РЕФОРМАТОРОМ. НИКОЛАЙ ПРИВЛЕК ОДНАКО, ВСТУПИВ НА ПРЕСТОЛ, АЛЕКСАНДР НАШЕЛ В СЕБЕ МУЖЕСТВО ПРИЗНАТЬ ПРЕДПОСЫЛКИ, КОТОРЫЕ В КОНЕчНОМ СчЕТЕ ПРИВЕЛИ К ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО «Крестьянский вопрос» давно серьезно беспокоил российское
самодержавие, а в царствование Николая I он приобрел особую остроту. При
нем разрешения крестьянского вопроса было создано 9 секретных комитетов,
однако они не дали существенных результатов. 3 яНВАРя 1857 Г. БЫЛ ОБРАЗОВАН СЕКРЕТНЫЙ КОМИТЕТ «ДЛя ОБСУЖДЕНИя МЕР В губернских комитетах развернулась борьба между либеральным меньшинством и крепостническим большинством, нередко принимавшая острый характер. Летом 1858 г. Александр II предпринял поездку по России. Где заявил о своей решимости освободить крестьян и призвал дворян поддержать другие готовившиеся преобразования. Судьбы крестьянства решались в центральных учреждениях и губернских
комитетов, готовивших реформу. 4 декабря 1858 г. Главный комитет принял
новую программу реформы, предусматривавшую предоставление крестьянам их
наделов в собственность посредством выкупа, правительственное содействие в
выкупе путем организации кредита, введение крестьянского самоуправления в
рамках общины. Эта программа легла в основу разрабатываемого проекта 4 марта 1859 г. в качестве «рабочего» органа при Главном комитете были
учреждены Редакционные комиссии. На них возлагалась рассмотрение
материалов, предоставленных губернскими комитетами, и составление проектов
законов об освобождении крестьян. Это был вневедомственный, 10 октября 1860 г. Редакционные комиссии завершили свою работу, и проект «Положений» поступил в Главный комитет по крестьянскому делу, где он обсуждался. 16 февраля 1861 г. обсуждение проекта «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» было завершено. Подписание «Положений» было приурочено к 19 февраля – 6-й годовщине Александра II на престол. 2) Содержание «Положений» 19 февраля 1861 г. и их проведение в жизнь В состав «Положений» 19 февраля 1861 г. вошли: «Общее положение»,
четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положение о
выкупе», «Положение об устройстве дворовых людей», «Положение о губернских
по крестьянским делам учреждениях», а также ряд «правил» - «О порядке
введения в действие Положений», «О крестьянах мелкопоместных владельцев», Вопрос о личном освобождении крестьян в 1861 г. не получил еще окончательного разрешения. Черты внешнеэкономического принуждения еще продолжали сохраняться на период временно-обязанного состояния крестьян: за помещиком оставалось право вотчинной полиции на территории его имения, ему в течение этого периода подчинялись сельские должностные лица, он мог требовать смены этих лиц, удаление из общины неугодных ему крестьян, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов. Но с переводом крестьян на выкуп эта опека над ними помещика прекращалась. b. Крестьянское самоуправление Вводились сельские и волостные органы управления. Первой ячейкой
являлось сельское общество, которое до этого составляло имение помещика. Волостной сход выбирал на три года волостного старшину, его помощников и волостной суд в составе от 4 до 12 судей. Волостной сход ведал раскладкой мирских повинностей, составлением и проверкой рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. Волостной суд рассматривал крестьянские имущественные тяжбы, если размер претензий не превышал 100 рублей, и дела по маловажным проступкам, руководствуясь нормами обычного права. Все дела велись устно, лишь вынесенные приговоры записывались в «Книгу решений волостного суда». c. Мировые посредники Мировые посредники были призваны проводить правительственную линию – учитывать прежде всего государственные интересы, пересекать корыстные поползновения откровенных крепостников и требовать от них строго придерживаться рамок закона. Однако среди мировых посредников были и представители либерально-оппозиционного дворянства, критиковавшие грабительские условия реформы 1861 г. и выступавшие за дальнейшие преобразования в стране. 3) Значение отмены крепостного права Реформа 1861 г. ударила «одним концом по барину, другим по мужику» Крестьянская реформа 1861 г. несмотря на свою непоследовательность и
противоречивость, явилась в конечном счете важным историческим актом
прогрессивного значения. Она стала переломным моментом, гранью между C) Судебная, земская, военная и в области образования СУДЕБНАя РЕФОРМА ПОДГОТОВКА СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ НАчАЛИСЬ В КОНЦЕ 1861 Г. 20 НОяБРя 1864 Г. Вводились новые судебные учреждения – коронный и мировой суды. Принимавшие участия в судебном разбирательстве выборные присяжные
заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, а
меру наказания определяли в соответствии со статьями закона судья и члены
суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей,
считались окончательными, но без их участия могли быть обжалованы в
судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с
участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы в Сенате, только в
случае нарушения законного порядка судопроизводства или обнаружения каких-
либо новых обстоятельств по делу. Сенат имел право кассации (отмены и
пересмотра) судебных решений. Для этого в его составе учреждались
кассационно-уголовный и кассационно-гражданский департаменты. Для разбора
гражданских исков на сумму до 500 руб. и мелких правонарушений учреждался в
уездах и городах мировой суд в составе одного судьи, без присяжных
заседателей и адвокатов, с упрошенным делопроизводством. Он обеспечивал Представителей и членов судебных палат и окружных судов утверждал император, а мировых судей – Сенат. После этого они по закону не подлежали ни увольнению в административном порядке, ни временному отстранению от должности. Их можно было отстранить от должности лишь тогда, когда они привлекались к суду по обвинению в уголовном преступлении. В таких случаях суд принимал решение о смешении их с должности. Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных – адвокатуру, а также институт судебных следователей – особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Представители окружных судов и судебных палат должны были иметь высшее юридическое образование. Членами этих судов назначались лица, прослужившие «по судебной части» не менее трех лет, а судебными следователями – занимавшиеся судебной практикой не менее четырех лет. Присяжные поверенные помимо высшего юридического образования должны были иметь и пятилетний стаж судебной практики. Присяжными заседателями не могли быть духовные лица, военные, учителя народных школ, а также «опороченные по суду» Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществляли обер- прокуроры Сената, прокуроры судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции как генерал-прокурору. Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные конторы со штатом нотариусов. Действие судебных уставов 1864г. распространялось только на 44 губернии (немногим более половины губерний) России. Судебные уставы не распространялись на Прибалтику, Польшу, Белоруссию, Сибирь, Среднюю Азию, северные и северо-восточные окраины Европейской России. В связи с подготовкой судебной реформы была проведена и такая важная мера, как отмена телесных наказаний. Изданный 17 апреля 1863 г. закон отменял публичное наказание по приговорам гражданских и военных судов плетьми, шпицрутенами, «кошками» (плети с несколько просмоленными концами), клеймение. Однако телесные наказания все же окончательно не отменялись: они сохранялись для податных сословий (до ста ударов розгами взамен ареста в смирительном или рабочем доме) и для крестьян по приговорам волостных судов. Принимались розги к штрафным солдатам и матросам, ссыльным и заключенным в арестантские отделения. Земская реформа 1 января 1864 г. был принят закон «Положение о губернских и уездных
земских учреждениях». По этому закону создаваемые земские учреждения
состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и
исполнительных (уездных и губернских земских управ). И те, и другие
избирались на трехлетний срок. Члены земских собраний получили название Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям). Все избиратели делились на три курии: 1) уездных землевладельцев, 2) городских избирателей и 3) выборных от сельских обществ. В первую курию входили все землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, а также лица, обладавшие другой недвижимой собственностью стоимостью не менее чем на 15 тыс. рублей или же получавшие годовой доход свыше 6 тыс. рублей. Второю курию составляли купцы всех трех гильдий, владельцы торговых и промышленных заведений в городах, а также владельцы городской недвижимости (в основном домовладельцы). По этой курии могли баллотироваться дворяне и духовенство, если они имели в городах недвижимость по установленной оценке. Если по первым куриям выборы были прямыми, то по третьей, не предусматривавшей имущественного ценза, многостепенными: сначала сельский доход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков избирал гласных в уездное земское собрание. Многостепенность выборов по третьей курии преследовала цель провести в земстве наиболее состоятельных и «благонадежных» гласных из крестьян и ограничить самостоятельность сельских и волостных сходов при выборе представителей в земства из своей среды. Согласно «Положению» о земстве представителями уездного и губернского
земских собраний становились уездный и губернский предводителями
дворянства. Представители управ избирались на земских собраниях, при этом
председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской Земства вводились только в великорусских губерниях, в которых
преобладало русское дворянство. Из 78 губерний России «Положение» о земских
учреждениях распространялось на 34 губернии (менее их половины). Земская
реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера деятельности земств ограничивалось исключительно хозяйственными вопросами местного значения. Исполнение земствами местных хозяйственно- административных функций рассматривалось самим правительством даже не как право земств, а их обязанность: ранее этим занималась уездная и губернская администрация, а теперь заботы о местных делах и расходы на них перекладывались на земства. Члены и служащие земств привлекались к судебной ответственности, если они выходили за рамки своей компетенции. Земства находились под контролем центральной и местной власти – министра внутренних дел и губернатора, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания, признав его «противным законам или общим государственным пользам». Многие из постановлений земских собраний не могли вступить в силу без утверждения губернатора или министра внутренних дел. Для выполнения своих постановлений (например, для взыскания недоимок по земским сборам, исполнения натуральных земских повинностей и т.п.) земства были вынуждены порой обращаться к земской полиции, не зависевшей от земств. Но и в предписанных законам пределах компетенция и деятельность земств
все более ограничивалось последующими законодательными актами и
правительственными распоряжениями. Правительственные указы и циркуляры Однако, несмотря на эти ограничения и стеснения, земства сыграли
огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач. Таким
образом, земства, хотя и ограниченные в правах, показали свою
жизнеспособность, приспособленность к местным условиям и требованиям жизни. Военная реформа Военные реформы начались с назначением в 1861 г. на пост военного
министра Д. А. Милютина (старшего брата Н.А. Милютина), профессора Академии В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, построенный на
началах судебной реформы 1864 г. Вводились три судебные инстанции –
полковой, военно-окружной и главный военные суды. На время войны учреждался В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. Эти преобразования существенно улучшили боевую подготовку русской армии. Всеобщая воинская повинность уже давно была введена во многих странах Европы, в России же долгое время сохранялась система рекрутских наборов, введенная еще Петром I. Всеобщая воинская повинность давала необходимый эффект только при условии быстрой мобилизации находившихся в запасе воинских резервов, а это во многом зависит от состояния средств сообщения. 1 января 1874 г. Александр II утвердил «Устав воинской повинности» и
специальный Манифест о нем. Воинская повинность распространялась на все
мужское население, достигшие 20-летнего возраста, без различия сословий,
т.е. она приобретала всесословный характер. Для регулярных сухопутных войск
устанавливался 6-летний срок действительной службы. Отслужившие этот срок
увольнялись на 9 лет, а по истечении этого срока зачислялись в ополчение до От действительной службы освобождались в первую очередь по семейному положению: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье при малолетних братьях и сестрах, а также те призывники, у которых старший брат отбывает или уже отбыл срок действительной службы. Сроки действительной военной службы значительно сокращались в зависимости от образовательного ценза: до 4 лет – для окончивших начальную школу, до 3 лет – городскую школу, до полутора лет – гимназию и до полугода – для имевших высшее образование. Если получивший образование поступал на действительную службу добровольно (вольноопределяющимся), то указанные сроки службы сокращались вдвое. По закону 1874 г. от воинской повинности освобождались духовные лица
всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и
организаций (в силу их религиозных убеждений), народы Средней Азии и С 60-х годов началось перевооружение русской армии. С 1866 г. гладкоствольное оружие стало заменяться нарезным. На вооружение была принята скорострельная винтовка системы Бердана. Артиллерийский парк заменяли новыми системами стальных нарезных орудий, началось строительство военного парового флота. С 1876 г. была введена военно-конская повинность: на время войны годные для военных целей конское поголовье подлежало мобилизации с денежной компенсацией его владельцам. В связи с этим стали регулярно проводиться военно-конские переписи. В конце XIX в. в русской армии были произведены следующие изменения. Военные реформы 1861 –1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии. Однако результаты этих реформ сказались не сразу. Военно-учебные заведения еще не могли восполнить острую нехватку офицерских кадров, процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий. Область образования a) Школьная реформа 28 июля 1861 г. был учрежден Комитет для разработки школьной реформы. 19 ноября 1864 г. был утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Он
вводил принцип формального равенства в среднем образовании для людей всех
сословий и вероисповеданий. По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись
на классические и реальные (те и другие семиклассные). Классические
гимназии давали гуманитарное образование: в основу его было положено
преподавание древних («классических») языков – латинского и греческого. В
реальных гимназиях увеличился объем преподавания математики и
естествознания за счет сокращения часов на гуманитарные предметы. Несмотря на записанное в законе равенство всех сословий и вероисповеданий при приеме в гимназии, в них из-за высокой платы за обучение могли учиться преимущественно дети привилегированных и состоятельных сословий. Еще в 1858 г. наряду с закрытыми женскими учебными заведениями – 16 июня 1863 г. был принят Университетский устав – самый либеральный из всех университетских уставов в дореволюционной России. 3. По Уставу 1863 г. каждый университет должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В Петербургском университете вместо медицинского учреждался восточный факультет. В полтора раза увеличился число штатных профессоров. Вводились новые дисциплины в преподавании, открывались новые кафедры. Вдвое увеличивались денежные оклады профессорам и преподавателям. Их статус по Табелю о рангах повышался на два класса. Устав 1863 г. предоставлял университетам довольно широкую автономию. Студенты, как и ранее, делились на своекоштных и казеннокоштных. Устав 1863 г. не предоставил права поступления в университеты женщинам. Однако правительство не могло не считаться с требованиями прогрессивных российских ученых дать доступ к высшему образованию и женщинам, разрешив открывать частные женские курсы. D) Значение. Внутренняя политика 60 – 70-х гг. отмечена проведением ряда реформ,
изменением общего политического курса царизма, который стал больше
учитывать потребности страны в условиях капиталистического развития. Все
политические преобразования были проведены при полном сохранении принципов
и основ самодержавия. Это происходило даже тогда, когда не возможность
прежних абсолютистских приемов управления была на лицо. В условиях
проведения реформ как никогда вставала необходимость единства действий всех
центральных государственных учреждений. По мнению ряда высокопоставленных
деятелей, достигнуть этого возможно было путем создания кабинета министров,
возглавляемого премьером и состоящего из представителей одного
политического направления. Такое правительство должно было гарантировать
политику от малообособленных решений, принимаемых императором во время
встреч с тем или иным министром.
|
|