| |||
Реферат: Реформы Петра IСодержание Введение 2 Введение Данная работа посвящена рассмотрению вопроса реформ Петра I. Петр Великий – одна из ярчайших личностей в Европе начала современной истории. За годы его правления Россия, вырвавшись из полуазиатской отсталости, обрела серьезное политическое и военное влияние на западный мир. Настойчивость перед лицом преград, непрекращающиеся эксперименты с новыми указами – все это представляет картину деятельности и умственной и физической, которую ни один правитель в современной истории не был способен превзойти. Ничто не вызывало у него большего беспокойства, чем благосостояние, сила и репутация России. Великий реформатор претворял в жизнь многочисленные идеи, например: реформа алфавита, военная реформа, денежная реформа и пр. и конечно же реформы административные и правовые реформы. В данной работе мы затронем вопросы реформирования Петром I в системе права. Изучению рассматриваемого вопроса уделяется достаточно много внимания в юридической литературе. Так, например, из общего списка хочется выделить таких авторов как: Владимирский-Буданов М.Ф. «Обзор истории русского права», Исаев И.А. «История государства и права России» и многотомное российское законодательство X-XX веков. Вся работа состоит из восьми глав, которые рассматривают следующие вопросы реформирования системы права. Первая глава - вопрос развития формы государственного единства; вторая глава – вопрос судебных органов; третья – вопрос взаимоотношений церкови и государства; четрертая – вопрос всей правовой системы в целом; пятая – вопрос гражданского права; шестая – вопрос семейного права; седьмая - вопрос уголовного права и восьмая – вопрос процессуального права. 1. Форма государственного единства Важным явлением в развитии формы государственного единства стало коренное преобразование административно-территориального устройства России, произведенное в XVIII в. На смену прежнему конгломерату разного рода земель, имеющих различные размеры, наименования, статус, пришла стройная и единая система административно-территориального деления, созданная по определенным принципам, не лишенным известной научности и носящим в определенной мере буржуазный характер. До некоторой степени Россия даже обогнала развитые европейские державы, как, например, Францию, где новое административное деление было введено лишь после буржуазной революции. Первый этап преобразования административно-территориального устройства
приходится на время правления Петра I. Великий реформатор ввел трехзвенное
административное деление по схеме: губерния — провинция — уезд. Переход к абсолютизму, означал прежде всего отмирание сословно- представительных органов. Отмирает наиболее характерный орган сословно- представительной монархии — земские соборы. В 1651 и 1653 гг. земские соборы созываются в последний раз в полном составе. После этого они вырождаются в совещания царей с представителями сословий по тем или иным вопросам. Так, в правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича собираются несколько раз совещания с посадскими и служилыми людьми, которые решают вопросы, относящиеся только к данному сословию. Например, в 1682 г. на одном из таких совещаний было отменено местничество. После смерти Федора дважды собирались фиктивные соборы для избрания ему преемника. Эти соборы были лишь сборищем сторонников избрания на престол Петра или Ивана. Как известно, в первый раз царем был провозглашен Петр, а во второй раз — оба мальчика. Прекратил свое существование и второй орган, ограничивавший власть
царя, — Боярская дума. Падение значения Боярской думы также происходило
постепенно и, прежде всего, отразилось на численном росте Думы. Если при Но переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких- то сдерживавших его сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали и перестройку всего государственного аппарата. Эти позитивные мероприятия по реконструкции феодального государства, по приспособлению его к новым условиям классовой борьбы были проведены уже в XVIII в., в особенности в правление Петра I и Екатерины II. Все эти мероприятия были направлены на укрепление феодального государства как машины в руках господствующего класса для подавления сопротивления эксплуатируемых, для удержания в узде крепостного крестьянства. Усиление власти монарха, свойственное абсолютизму, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. В ознаменование победы в Северной войне Сенат поднес это звание Петру I. Оно со временем было признано зарубежными державами и перешло к его преемникам. Однако абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю законодательную, исполнительную и судебную власть, не мог, разумеется, выполнять все государственные функции единолично. Ему понадобилась целая система новых центральных и местных органов. При Петре I был учрежден Сенат, который выполнял функции высшего
законосовещательного, административного и судебного органа, порой
заменяющего и особу императора. Однако при Екатерине I положение Сената
существенно меняется. В феврале 1726 г. был создан Верховный тайныйсовет,
оттеснивший Сенат. Если при Петре он подчинялся непосредственно императору,
то теперь между Сенатом и императрицей вставал Верховный тайный совет. Принижение значения Сената было предрешено уже в указе о создании 12 февраля 1726 г. Сенату был оглашен указ, присланный из Верховного тайного совета, в котором говорилось, что Сенат должен писать в Совет доношения, а Совет будет присылать Сенату указы. Поскольку указ не был подписан императрицей, сенаторы посмели возражать против такого порядка. Но на другой день императрица подтвердила указ Верховного тайного совета. В документе были установлены новые ограничения прав Сената. Итогом, закрепившим новое положение Сената, явился указ 7 марта 1726 г. «О должности Сената»[1]. Этот указ был первой исторической ступенью, изменившей значение Сената. Далее будут еще моменты его взлета и падения, но общая тенденция к превращению Сената в орган второстепенный сохранится на все будущее время. Сенат, изменивший свой правовой статус, оказался тем не менее органом долговечным, а вот Верховный тайный совет просуществовал недолго. Он был упразднен уже в 1730 г. Анной Иоанновной, не захотевшей мириться с претензиями «верховников» на ограничение власти монарха. Однако императоры не могли обходиться без каких-то совещательных .органов при своей особе, и такие органы под разными названиями неоднократно создаются на всем протяжении XVIII в. При Петре I были существенно преобразованы органы центрального управления. На смену сложной и запутанной системе приказов пришла новая четкая система коллегий. По существу, они стали первыми органами отраслевого управления. Каждая из коллегий должна была ведать четко определенной отраслью управления: иностранными делами, морскими делами, государственными доходами и т. д. Приказной неразберихе пришел конец. Вместе с органами центрального управления претерпела изменения и система местного управления. Изменив административно-территориальное деление, Петр I поставил во главе новых административных единиц и новых должностных лиц. Во главе губерний были поставлены губернаторы. Они обладали весьма широким кругом прав и подчинялись непосредственно Сенату и коллегиям. При губернаторе состояла ландратская коллегия в качестве совещательного органа. В губерниях и провинциях было учреждено большое количество различных должностных лиц, ведавших отдельными вопросами управления.[2] В XVIII в. было создано и городское самоуправление. Впервые городские
органы возникли при Петре I, а затем были реформированы Екатериной II. В
этот период создаются специальные органы полицейского управления. По указу 2. Судебные органы Новые условия экономики, обострение классовой борьбы требовали и соответствующего приспособления судебных органов. В их устройстве происходят важные изменения. Однако они, естественно, не затрагивают сословно-классового содержания российского суда. Суд остается феодальным, приспособленным к защите интересов класса феодалов как господствующего класса. Прежде всего, необходимо отметить, что в этот период зарождается и развивается отделение суда от администрации. Первые попытки в этом направлении сделал Петр I. Он учредил специальные судебные органы, отделенные в какой-то мере от администрации. Реформировал он полностью и духовный суд. В качестве первой инстанции духовного суда были учреждены духовных дел управители. Второй инстанцией являлся архиерей епархии. Для выполнения судебных функций при нем было создано специальное учреждение — консистория. Высшей инстанцией для церковного суда являлся синод. Хотя Петр и попытался отделить суд от администрации, однако последовательно это у него не получилось. Создав органы, которые специально занимались судебными делами, Петр сохранил все же некоторые судебные функции за административными органами. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, преступления против финансовых прав государства рассматривала Камер-коллегия. Учрежденные Петром надворные и нижние суды действовали под надзором губернаторов и воевод, т. е. подчинялись администрации. В конце царствования Петра I и после его смерти эта система стала свертываться. Функции общегражданских судов были переданы губернаторам и воеводам. В данный период развиваются и специальные органы борьбы с
политическими преступлениями. Наиболее известен из них петровский При Петре I была учреждена и прокуратура. Он учредил должность генерал- прокурора при Сенате и прокуроров при коллегиях и надворных судах. Но только при Екатерине II мы видим стройную систему прокурорских органов, призванных неустанно стоять на защите интересов феодального государства. В губерниях были созданы должности прокуроров при всех сословных губернских судах и при губернском правлении. Прокурор губернского правления считался губернским прокурором, старшим над прокурорами сословных судов. Сам он находился в двойном подчинении — губернатору и генерал-прокурору империи. В надзоре над судами прокурорам помогали стряпчие уголовных дел. В уездах прокурорский надзор осуществлял уездный стряпчий. Громадные размеры крестьянских волнений в XVIII в. требовали
значительной вооруженной силы для их подавления. Вместе с тем активная
внешняя политика российских императоров также заставляла укреплять
вооруженные силы. В этих целях проводятся реформы военного устройства
государства. Основной чертой военной реформы, проведенной Петром I, явилось
создание регулярной армии. Постоянные войска существовали и до Петра. Они
выступали в форме стрелецких полков и наемников. Однако эти войска были
далеки от совершенства. Стрельцы больше думали о своих лавках, а наемники —
о жалованье. Одной из причин поражения Петра I под Нарвой явилась измена
немецких наемников, руководимых фон Круцем[3]. Большое место в системе
вооруженных сил занимали дворянские полки и дворянское ополчение. Петр I
впервые ввел новый принцип формирования войск — рекрутский набор. В Внешняя функция государства осуществлялась не только вооруженным путем. При Петре I существенно совершенствуется организация внешних сношений. Впервые Россия учреждает постоянные дипломатические представительства в европейских государствах, притом не только сопредельных. Впервые также русский царь лично подписывает международные договоры. Развитие государственного аппарата при абсолютизме, многочисленные войны требовали громадных средств. В силу этого способы выжимания денег из населения совершенствуются. Важным моментом явилась замена подворного налога подушным. В результате этой реформы налоговый пресс на крестьянство усилился. 3. Церковь и государство Учреждение в России в конце XVI в. патриархии означало существенное
укрепление авторитета русской православной церкви во внешнем мире. Однако
внутри страны церковь все более подчиняется государству. В XVIII в. церковь
продолжает обладать громадными богатствами, в том числе землями и
крестьянами, но государство принимает меры к ограничению роста церковного
землевладения. Делаются попытки ограничить церковь в ее судебных правах,
что имело и политическое, и экономическое значение. Попытки патриарха С именем Никона связано и такое важное событие в русской православной церкви, как ее раскол. Деятельность патриарха Никона по реформе церкви соответствовала интересам государства. Переписка церковных книг в соответствии с греческими канонами означала централизацию культовой сферы, введение единства и единообразия в порядок богослужения и вообще в церковный порядок. До этого в разных русских землях накопились свои местные искажения церковных книг и порядков, которые сохранялись как пережиток феодальной раздробленности. Инициаторами раскола явились рядовые священники, в большой массе полуграмотные, которым переучиваться по исправленным книгам было просто не по силам. Но к расколу примкнули и самые разнородные силы: древние боярские роды, теснимые дворянством, посадское население, положение которого ухудшалось преимущественно по причине конкуренции иностранных купцов, а главное, крестьянство, закрепощение которого завершилось и положение которого продолжало ухудшаться. Именно участие в расколе широких народных масс сделало его серьезной и опасной силой, с которой государству пришлось активно бороться. Подчинение церкви государству усилилось в XVIII в. Петр I,
воспользовавшись смертью патриарха Адриана, решил вообще не избирать нового
патриарха, а учредил лишь должность местоблюстителя патриаршего престола,
назначив на этот пост верного ему человека — молодого рязанского епископа При Петре I была создана и духовная коллегия, названная затем Синодом и подчиненная Сенату. Она стала государственным органом управления церковью. При преемниках Петра Великого статус и экономическое положение церкви неоднократно менялись в ту и другую сторону, но при Екатерине ? церковь была полностью поставлена под контроль государства, стала по существу государственным органом, а ее имущество было отобрано в пользу казны. В эпоху абсолютизма церковь сделала следующий шаг и в признании богопомазанности монархов. Теперь царь признавался наместником бога на земле и главой православной церкви. 4. Правовая Система Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. Петровское законодательство отличается от предыдущего значительно
меньшей казуистичностью, более высоким уровнем обобщений, более четкой
схемой и последовательностью. Оно отражает, несомненно, более высокий
уровень юридической техники. От формулировки закона Петр требовал ясности и
четкости: «Надлежит законы писать ясно, чтобы их не перетолковывать». Петр I требовал неукоснительного соблюдения законов, предписывая в
указе 1722 г. «О хранении прав гражданских»: «Ничто так ко управлению
государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе
законы писать, когда их не хранить, или ими играть, как в карты, прибирая
масть к масти...». Придавая большое значение указу об исполнении законов и
самому исполнению законов, Петр приказал наклеить его на доску и держать на
столе заседаний Сената и других судебных учреждений: «А где такого указа на
столе не будет, то за всякую ту преступку сто рублев штрафу в гошпиталь» Петра I отличала вера во всесилие закона, во всемогущество
государственной власти, призванной регулировать жизнь подданных. Отсюда
крайне активная законодательная деятельность. Полное собрание законов Однако вера Петра во всесилие закона была в большой мере иллюзорной. При Петре I разнообразятся и формы правовых актов. При этом и здесь
проявляется стремление к новой, иноязычной терминологии. Так, например,
закон о государственной службе называется «Табель о рангах», закон о
крестьянских податях и повинностях 26 июня 1724 г. назван почему-то Наряду с провозглашением крупных реформ и больших преобразований законодательство XVIII в. отличается мелочной регламентацией многих сторон жизни: хозяйственной деятельности, быта, развлечений и т. п. Подоплекой этого был постулат, согласно которому подданные передали свой суверенитет верховной власти. Отсюда оправдание принуждения и грубого насилия. В соответствии с этим ведется и систематизация права. Петр
первоначально хотел издать новое Уложение, долженствующее заменить собой Таким образом, система феодального права, развивавшаяся вместе с развитием феодального государства, при абсолютизме начинает оформляться в систему отраслевых законодательных актов, к тому же кодифицированных, т.е. система права все больше укладывается в систему законодательства. Вместе с тем основой правовой системы Российской империи на протяжении
всего XVIII столетия оставалось Соборное Уложение 1649 г., принятое
накануне вступления России в эпоху абсолютизма и удовлетворявшее в принципе
потребности господствующего класса на стадии зрелого феодализма. Однако От сословной принадлежности зависела и судьба человека, если он становился субъектом преступления и даже заключенным. Жалованная грамота дворянству предоставила дворянам некоторые привилегии уголовно-правового характера. Даже в местах лишения свободы дворяне иногда имели особый режим заключения, вплоть до того, что им разрешалось держать при себе крепостных слуг. Сословная организация судов, особые процессуальные льготы для дворянства характеризовали процессуальное право XVIII в. В XVIII в. сохранилось древнее право феодала судить своих крестьян. В век «просвещенного абсолютизма» и екатерининской легисломании и здесь были определенные новшества. Не ограничиваясь общеимперским уголовным и процессуальным правом, некоторые крупные помещики создавали свои собственные кодексы. Так, граф Румянцев в довольно обширном документе предусмотрел целую серию преступлений против личности и имущественных с широкой гаммой наказаний, где кроме обильных штрафов предусматривались и телесные наказания, вплоть до заковывания в железо и посажения на цепь. А на заводе Демидовых существовала настоящая тюрьма.[7] 5. Гражданское право Развитие института права собственности приводит во второй половине Экономическое развитие страны нашло свое отражение в развитии обязательственного права, прежде всего, в правовом регулировании договоров. Вследствие развития торговли и промышленности получил большое
распространение имущественный наем. Предметом этого договора могло быть как
недвижимое, так и движимое имущество. Купцы часто нанимают земельные
участки для сооружения лавок, складов и т. п. Развивается также наем судов Получил развитие договор хранения (поклажи). Большое распространение этого договора сказалось и на упрощении порядка его заключения. Договор должен был совершаться крепостным порядком, но с 1726 г. купцам, т. е. наиболее заинтересованным в этом договоре лицам, было разрешено заключать его вообще без всяких письменных актов. Распространенность договора, следовательно, и нарушений его проявилась и в том, что за присвоение хранимого имущества было смягчено наказание. Широко был известен и договор товарищества. При договоре товарищества несколько лиц обязуются друг перед другом соединить свои капиталы и совместно действовать для достижения какой-либо общей хозяйственной цели, например, построить фабрику. Петр I и его преемники всячески способствовали образованию торговых и промышленных товариществ, компаний. Большое распространение получили договоры подряда и поставки. При подряде подрядчик берется произвести для заказчика какую-нибудь работу, например, построить дом. При поставке поставщик обязуется поставлять для своего клиента какие-нибудь товары, например хлеб, одежду для армии. Развитие гражданского оборота, внутренней и внешней торговли обусловило новые явления в кредитных отношениях, в договоре займа. В 1729 г. был издан первый вексельный устав, регламентировавший хождение векселей во внутреннем и международном обороте. В наследственном праве в этот период произошли интересные изменения. Аналогичный порядок действовал и в отношении наследования по закону. В соответствии с указом о единонаследии в этом случае всю недвижимость получал старший сын, остальные делили поровну движимое имущество. Для чего был введен такой порядок? Петр I в своем указе объяснил смысл его. На первое место царь ставил податные цели. Во вводной части закона он весьма образно, с арифметическими выкладками, показывал вредность разделения земельного имущества. Если, считал Петр, у помещика была тысяча крестьянских дворов, с которых он кормился, а он разделил эти дворы между пятью сыновьями, то каждому достанется лишь по двести дворов. А поскольку сыновья захотят жить так же, как жил отец, то повинности крестьянского двора возрастут в пять раз. Но если помещик будет так обирать своих крестьян то, что же останется государству? С таких крестьян не соберешь податей. Второй целью Петр ставил необходимость сохранения у дворян крупных имений, чтобы они не нищали и не превращались в однодворцев. Но тут вставал вопрос: куда же деваться другим дворянским детям, не получившим земли? И Петр I выдвинул третью цель — заставить дворян служить государству. 6. Семейное право Подчинение церкви государству сказалось и на семейном праве, традиционно соответствовавшем каноническим нормам. Уже при Петре I светский закон вносит некоторые изменения в семейно-правовые институты. И на протяжении всего XVIII в. издается довольно много царских указов и постановлений Синода, вносящих порой заметные изменения в семейное право. На протяжении XVIII в. менялись нормы, относящиеся к заключению брака,
в первую очередь о брачном возрасте. Указ о единонаследии поднял брачный
возраст до 20 лет для жениха и 17 для невесты. Правда, как и другие
петровские реформы, это новшество продержалось недолго. После смерти Петра Менялись нормы и о соотношении обручения и венчания. Сначала, при Были введены некоторые новые ограничения, или по крайней мере условия для вступления в брак. Запрещалось жениться слабоумным (дуракам), неграмотным дворянам, офицерам без согласия начальства, осуждались браки между лицами с большим разрывом в возрасте, распространенные как среди дворянства, так и особенно среди крестьян, где погоня за дополнительной рабочей силой заставляла нередко женить мальчиков на девушках, годящихся им порой в матери. Несколько расширились имущественные права жены. Она сохраняла право собственности на приданое и на благоприобретенное имущество, включая право распоряжения недвижимостью. Сохранялся старинный принцип полного подчинения детей родителям с некоторой детализацией прав родителей на наказание детей. Так, предусматривалось право наказывать детей розгами, а при Екатерине II была предусмотрена возможность помещения детей в смирительный дом. В XVIII в. был подробно регламентирован институт опеки, известный на Развод, как и прежде, был весьма затруднен. Но в XVIII в. были приняты законы, устанавливающие основания для прекращения брака (политическая смерть или ссылка в вечную каторгу) и для развода (пострижение супругов в монашество, безвестное отсутствие одного из супругов и пр.). 7. Уголовное право В XVIII в. уголовное право сделало значительный шаг вперед. Это объяснялось как обострением классовых противоречий, свойственных абсолютизму, так и общим развитием правовой культуры. Особое значение в этой сфере имеет законодательство Петра 1 и прежде всего его Артикул воинский. Именно при Петре впервые появляется уже современный термин для
обозначения уголовного правонарушения — «преступление». Заметно развилось
учение о составе преступления, хотя в нем еще наблюдаются большие пробелы. В петровском законодательстве делаются новые шаги к разграничению
преступлений по субъективной стороне. Предусматриваются умышленные,
неосторожные и случайные деяния. Однако терминология еще не устоялась: Закон говорит о различных стадиях развития преступной деятельности, однако наказание за приготовление, покушение и оконченное преступление обычно одинаково. Это относится и к «голому умыслу» (обнаружению умысла), который
наказуем при государственных преступлениях. Так, например, в 1700 г. купец Более четкой становится система преступлений. По-прежнему на первом месте стоят преступления против церкви. Как и Соборное Уложение, Артикул воинский начинается именно с этого рода преступлений, но посвящает им уже две главы. При всем пренебрежении Петра к монастырям и церкви он прекрасно понимал необходимость защиты идеологической опоры феодального государства. Развивается и система государственных преступлений. Этот род преступлений был известен и до Петра I. К ним примыкают воинские преступления (дезертирство, неявка на службу, насилие в отношении мирного населения и др.). Естественно, что Артикул воинский более подробно трактует о таких преступлениях. Им посвящено более десятка глав закона. Среди них можно отметить кроме известных ранее сопротивление офицеру, нарушение правил строевой и караульной службы, нарушение правил обращения с военнопленными и многие другие. Развивается система должностных, имущественных и преступлений против личности. Еще больше усложняется система наказаний. Появляется новая цель
наказания — использование труда осужденных. Этой цели служит новый вид
наказания — каторга, введенная в 1699 г. Потребность в рабочей силе
побудила Петра I существенно расширить круг преступлений, за которые
применялась каторга, поэтому смертная казнь заменялась каторжными работами. Телесные наказания, в том числе битье осужденных, не было новинкой для русского права. Однако Петр I придумал новый вид такого наказания — шпицрутены. Удары шпицрутенами были менее мучительными, чем кнутом. Но зато они назначались тысячами, поэтому часто влекли за собой те же последствия, что и кнут, т. е. изувечение или даже смерть преступника. 8. Процессуальное право Общая тенденция развития процессуального законодательства и судебной
практики предшествующих веков — постепенное увеличение удельного веса
розыска в ущерб так называемому суду, т. е. замена состязательного принципа
следственным, инквизиционным — привела к полной победе розыска в начале
правления Петра I. Владимирский-Буданов считал, что «до Петра Великого
вообще надо признать еще состязательные формы процесса общим явлением, а
следственные — исключением»[9]. Иной точки зрения придерживался С. В. Тенденция к замене суда розыском определяется обострением классовой борьбы, неизбежно вытекающим из общего развития феодализма. Переход к высшей и последней стадии феодализма — абсолютизму, обусловленный в России в первую очередь громадным размахом крестьянских восстаний, сопровождается стремлением господствующего класса к наиболее беспощадным, террористическим формам подавления сопротивления трудящихся масс. В этом деле не последнюю роль играет и судебная репрессия. Суд призван стать быстрым и решительным орудием в руках государства для пресечения всякого рода попыток нарушить установленный порядок. От судебных органов требовалось, чтобы они стремились не столько к установлению истины, сколько к устрашению трудящихся. В этом плане для государства более важно покарать иногда и невиновного, чем вообще никого не покарать, ибо главная цепь — общее предупреждение («чтоб другим не повадно было так воровать»). Этим задачам и отвечает процессуальное законодательство эпохи Петра I. Ужесточение репрессии, свойственное переходу к абсолютизму, отражалось и в процессуальном праве. Усиливается наказание за «процессуальные преступления»: за лжеприсягу и лжесвидетельство теперь вводится смертная казнь. В начале своего царствования Петр совершает решительный поворот в сторону розыска. Именным указом 21 февраля 1697 г. «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказании лжесвидетелей и о пошлинных деньгах» полностью отменяется состязательный процесс с заменой его по всем делам процессом следственным, инквизиционным. Сам по себе указ 21 февраля 1697 г. не создает принципиально новых форм процесса. Он использует уже известные, сложившиеся на протяжении веков формы розыска. Закон очень краток, в нем записаны лишь основные, принципиальные положения. Следовательно, он не заменял предыдущее законодательство о розыске, а наоборот, предполагал его использование в нужных пределах. Это хорошо видно из указа 16 марта 1697 г., изданного в дополнение и развитие февральского указа. Мартовский указ говорит: «а которые статьи в Уложенье надлежат к розыску и по тем статьям разыскивать по прежнему». Указ 21 февраля 1697 г. был дополнен и развит «Кратким изображением
процессов или судебных тяжеб». «Краткое изображение процессов», основываясь
на принципах указа 1697 г., развивает их применительно к военной юстиции,
военному судопроизводству, являясь, таким образом, специальным законом по
отношению к общему закону. Первое издание этого памятника появилось еще до В апреле 1715 г. «Краткое изображение процессов» вышло одним томом вместе с Артикулами. В этом издании оба закона выглядят как совершенно изолированные, даже со своей особой нумерацией страниц. Вместе с Воинским уставом и Эксерцициями «Краткое изображение процессов», соединенное с Артикулами, было издано впервые. В Полном собрании законов Российской империи указанные законы помещены
в той же последовательности, что и в издании 1719 г., причем Артикулы и Включение «Краткого изображения процессов» в этот сборник указывает лишь на пределы действия закона. Очевидно, что законодатель хотел определить в нем военное судоустройство и процесс в военных судах. За это говорит и само содержание закона. Однако в науке вопрос о пределах действия «Краткого изображения процессов» вызвал споры. Владимирский-Буданов счел необходимым применить осторожную формулировку: «Законодатель не объяснил, к какого рода судам и делам должно быть применено «Краткое изображение процессов». Думать надобно, что по первоначальной его мы ели применение его ограничивается военными судами»[12]. Некоторые исследователи прямо утверждали, что этот закон применялся в невоенных судах, ссылаясь на указ Петра I Сенату 10 апреля 1716г. Пределы действия Артикула воинского распространялись только на военные суды. Эти доказательства вполне относятся и к «Краткому изображению процессов», которое тесно связано с Артикулом. Как отмечалось выше, указ 10 апреля 1716 г. следует понимать не в том смысле, что он распространял Воинский устав на гражданские органы, а лишь в том, что эти органы, когда их деятельность в той или иной мере соприкасалась с армией, должны были иметь в виду данный закон. Имеются сведения лишь о более позднем применении «Краткого изображения процессов» в невоенных судах. Таким образом, в своей процессуальной части этот документ представляет собой специальный закон по отношению к указу от 21 февраля 1697 г. Указ устанавливал общие принципы розыскного процесса. Вместе с тем закон не просто детализирует применительно к армейской
обстановке принципы процесса, изложенные в указах 21 февраля и 16 марта Поскольку «Краткое изображение процессов» имело ограниченную сферу применения и было именно кратким, нельзя сказать, что Соборное Уложение в части, касающейся розыскного процесса, полностью потеряло силу. По словам Владимирского-Буданова, в «Кратком изображении» «нашло себе место полное применение понятия следственного (инквизиционного) процесса...»[13]. Тем не менее отдельные элементы состязательности все же сохраняются: возможность для сторон проявлять некоторую инициативу в движении дела, обмен челобитной и ответом, определение круга спорных вопросов и доказательств и др. Впрочем, «чистого» следственного процесса, очевидно, не бывает. Можно отметить в рассматриваемом документе такую тенденцию: инициатива сторон сужается за счет расширения прав суда, в то же время деятельность суда и оценка им обстоятельств дела все жестче регламентируются законом, для проявления собственного усмотрения и какой-либо инициативы судей почти не остается места. Воля сторон и воля суда поглощается и заменяется волей законодателя. В этом и проявляется укрепление абсолютизма с его стремлением сосредоточить управление всеми областями жизни в руках одного лица — самодержавного монарха. «Краткое изображение» посвящено почти целиком вопросам судоустройства
и процесса. Изредка встречаются статьи (и даже последняя глава), содержащие
нормы материального уголовного права. Отделение процессуального права от
материального—большое достижение русской законодательной техники начала Вместе с тем еще не разграничиваются уголовный и гражданский процесс, хотя некоторые особенности уже намечаются (например, в порядке обнародования приговоров). Общий ход процесса, названия процессуальных документов и действий в принципе одинаковы и для уголовных и для гражданских дел: В отличие от Соборного Уложения «Краткое изображение» весьма четко построено. Вначале идут две главы, носящие как бы вводный характер. В них даются основная схема судоустройства и некоторые общие положения процесса. Затем идет последовательное изложение хода процесса, своеобразно разделенное на три основные части. Формулировки закона несравненно более четки, чем в Соборном Уложении. Таким образом, по своей законодательной технике «Краткое изображение» стоит достаточно высоко. Вместе с тем нужно отметить и один внешний недостаток закона. Это уже упоминавшееся пристрастие законодателя к иностранной терминологии, обычно совсем не нужной и не всегда грамотной. Закон закрепляет стройную систему судебных органов, не известную до В соответствии с этим в процессе отсутствует деление на предварительное производство и производство дел непосредственно в суде. Определенным диссонансом к предшествующему законодательству звучит именной указ от 5 ноября 1723 г. «О форме суда». Этот указ отменяет розыск и делает суд единственной формой процесса. Вопрос, чем вызвано столь резкое колебание в законодательстве, до сих пор остается не совсем ясным. Для характеристики изменений, которые вносит указ «О форме суда», важно определить его соотношение с «Кратким изображением процессов». Если буквально толковать указ, то получается, будто он отменяет все предшествующее процессуальное законодательство, в том числе и «Краткое изображение процессов». Однако Владимирский-Буданов утверждал, что указ «О форме суда» первоначально применялся лишь в невоенных судах, военная же юстиция продолжала пользоваться «Кратким изображением процессов». Затем соотношение применения этих законов изменилось: указ стал применяться в делах гражданских, а «Краткое изображение» — в уголовных, причем как в военных, так и невоенных судах. Но в дальнейшем эта двойственность форм процесса не удержалась: «Как узаконения, так и практика решительно наклонялись в сторону инквизиционного процесса»[14]. Очевидно, общие тенденции развития абсолютизма все же требовали господства розыска, хотя, может быть, и не в такой безграничной форме, как это предусматривалось указом 1697 г. Говоря об эволюции процессуального права при Петре I, следует, очевидно, иметь в виду и еще одно обстоятельство, давно отмеченное исследователями (например, В. О. Ключевским): бесплановость, сумбурность и противоречивость всех реформ Петра I, в том числе и в сфере судоустройства и судопроизводства.[15] Строгое разграничение подсудности по сословиям не означало вместе с тем такого же различия в процессуальных нормах. Возбуждение дел и их прохождение по инстанциям в принципе было одинаковым. Уголовное дело возбуждается всегда в суде первой ступени, т. е. в уездном суде, городовом магистрате или нижней расправе. Эти органы вправе и решать дела, но в пределах своей компетенции. Из их ведения исключены преступления, за которые может последовать смертная или торговая казнь, а также лишение чести. Производство по таким делам передается в суды второй ступени, т. е. в верхний земский суд, губернский магистрат или соответственно в верхнюю расправу. В этом случае суды первой ступени выступают как следственные органы. Заключение С середины XVII в. сословно-представительная монархия перерастает в
абсолютную, что отражает вступление феодализма в новую стадию. В эпоху
позднего феодализма классовое деление общества оформляется как сословное. Форма правления при абсолютизме остается прежняя — монархическая, но содержание ее и внешние атрибуты меняются. Власть монарха становится неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество как во внешней, так и во внутренней сферах. В данный период усиливается многонациональность России, причем к ней
присоединяются районы, близкие по уровню развития к Великороссии (Украина, Переход к абсолютизму характеризуется заметными изменениями в государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословнопредставительные органы, создается сложная, разветвленная, дорогостоящая система органов, наполненных чиновниками-дворянами. В период становления и упрочения абсолютизма происходит существенное развитие права. Издаются многие крупные законы, проводится работа по систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы — военно- уголовный, процессуальный. Россия выходит на новый серьезный рубеж — в недрах феодализма возник и развивается капиталистический уклад, который скоро заявит о себе во весь голос. Список литературы
«Феникс», 1995. – 524 с. Рыбакова. – М.: Высш. школа, 1983. – 415 с. Юрид. литер., 1985. XIX века: Учеб. пособие, М.: Юрист, 1998. – 360 с. 1994. 457 с. 1996. – 442 с. 1950 – 515 с. [4] Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985. С. 207. [9] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д,
|
|