| |||
Реферат: Реформы ХрущеваВведение. Ратный подвиг в Великой Отечественной войне, пафос ее всемирно-исторической победы, выход социализма на широкую мировую арену, трудовой энтузиазм хозяйственного восстановления страны стимулировали рост социально-политечского, духовно- нравственного самосознания советского народа, вселяли чувство гордости и самоуважения, воочию свидетельствовали, что люди не винтики, а решающая сила движения истории. Объективный процесс роста народного самосознания потенциально содержал в себе угрозу тоталитаризму, безграничной личной власти, произвольному манипулированию обществом, неизбежного краха режима «сталинщины» как системы. С другой стороны, те же самые факторы в условиях сложившихся политических институтов и идеологического прессинга способствовали как официозному, так и спонтанному возвышению культа личности Сталина. Рост народного самосознания, не находя себе выхода на путях демократии, нередко трансформировался в ту же идею культа личности, олицетворявшую патриотическую гордость за свою страны. Внешнее, видимое единство и глубокая внутренняя
противоречивость этих двух тенденций создавали ситуацию, когда Конструктивные, позитивные перемены охватили тогда все сферы жизни: партию и государство, экономику и социальные отношения, науку и культуру. Прежде всего решающие шаги были сделаны в ликвидации тяжких последствий репрессивного произвола сталинского режима, в восстановлении законности и правопорядка, конституционных прав граждан. Из тюрем и лагерей вышли на свободу сотни тысяч безвинно пострадавших людей, многие тысячи реабилитированы посмертно. Восстанавливались уставные нормы партийной жизни, коллективность руководства, упорядочивалась деятельность государственного аппарата, расширялись права союзных республик. Ликвидация тоталитарного режима культа личности с его отчуждением от народных масс, курс на демократизацию общества обусловили важные коррективы экономической и социальной политики, ее гуманизацию, ориентацию на улучшение условий жизни людей. Происходил поиск путей совершенствования управления производством, ускорения темпов научно-технического прогресса, преодоления отставания и подъема сельского хозяйства, оздоровления деревни. Во многом оживилась духовная жизнь общества, постепенно освобождалось от пут догматизма научное и художественное творчество. Можно назвать и многие другие процессы, обусловленные XX съездом КПСС, радикальной политической деятельностью руководства партии, возглавляемого Н.С. Хрущевым. Но, как и все предыдущие преобразования в нашей стране, реформы Хрущева проводились на фоне острых противоречий в руководстве страны. После смерти Сталина в руководстве партии развязалась острая борьба за власть. 1) Борьба за власть весной 1953 года. Реалии политической жизни 1953 года. Политика партии по осуждению культа личности. 6 марта 1953 года состоялось совместное заседание Пленума На другой день после похорон И.В. Сталина, вечером 10
марта, Г.М. Маленков собрал Президиум ЦК. На него были
приглашены секретари ЦК М.А. Суслов, П.Н. Поспелов и главный
редактор «Правды» Д.Т. Шепилов. Поводом послужили номера газеты Вопрос об отношении к режиму культа личности, его
последствиям приобретал все большее политическое значение для
дальнейших судеб страны. Сложившаяся в руководстве обстановка не
гарантировала от узурпаторских рецидивов. Реальная опасность в
этом направлении исходила от Берии. Он развернул активную
политическую деятельность, всячески стремился к упрочнению
своего положения. Занимая высокие посты первого заместителя Июльский Пленум ЦК КПСС. Возвышение Хрущева. Важное место в возвышении Хрущева сыграл так называемый «Банда Берии» на определенное время заполнила вакуум вины и ответственности за репрессивный произвол, нарушения законности и правопорядка, отвела угрозу прямых обвинений в адрес остальных соратников Сталина и от самого Сталина. Июльский Пленум ЦК КПСС имел важнейшее, переломное значение в оздоровлении внутрипартийной, государственной жизни. Он положил начало курсу на демократизацию советского общества, дал серьезный стимул повышению активности парторганизаций, требовательности к партийным кадрам, развитию критики снизу, укреплению связей с массами. Обстановка в партии и стране требовала укрепления,
стабилизации партийного руководства. Положение, при котором ЦК После смерти Берии перед Маленковым фактически был открыт
путь к официальному лидерству в партии. Однако ни он, ни другие
ближайшие сподвижники Сталина не претендовали на эту роль. Тем временем процесс демократизации все больше захватывал
партию. Восстанавливались уставные нормы партийной жизни, после
длительного перерыва стали регулярно собираться пленумы ЦК. Основные проблемы, назревшие к весне 1953 года. Ликвидация авторитарного режима культа личности с его отчуждением от народных масс, курс на демократизацию требовали серьезных корректив экономической политики, ее гуманизации, ориентации на улучшение условий жизни людей. В 50-е годы складывались и определенные материально-технические предпосылки для перехода к решению этой проблемы. Страна располагала развитым индустриальным потенциалом. Коренной проблемой развития экономики, производства товаров
народного потребления являлось преодоление резкого отставания
сельского хозяйства, бедственного положения села и колхозного
крестьянства. На августовской сессии Верховного Совета
говорилось о конкретных мерах помощи колхозному крестьянству. Руководство партии и государства отдавало себе отчет в том,
что перемены в жизни общества немыслимы без восстановления и
укрепления законности и правопорядка. Необходимо было не только
разобраться в прошлом с его репрессивным произволом,
беспрецедентными нарушениями конституционных прав граждан, но и
создать гарантии от подобных явлений в будущем. Уже в марте было
прекращено «дело врачей». 4 апреля 1953 года опубликовано
сообщение МВД СССР, в котором говорилось, что все выдвинутые
обвинения являются ложными, показания арестованных, якобы их
подтверждающие, получены путем применения недопустимых и
строжайше запрещенных советскими законами приемов следствия. ЦК Создавалась крайне противоречивая ситуация, при которой
идеологическая критика культа личности, акция по преодолению его
последствий все больше отрывались от своего главного субъекта 2) XX Съезд и его роль в дальнейшем развитии общества. Доклад Н.С. Хрущева на закрытом заседании XX съезда, опубликованные по нему постановление, доведение содержания доклада до партийных организаций, широкой общественности означали конец, если можно так сказать, «негласного» периода борьбы с культом личности, когда эта борьба не приобрела открытого характера, в тени оставался главный субъект культа личности – сам Сталин. XX съезд КПСС, развенчание Сталина, разоблачение связанного с ним репрессивного режима положили начало новому этапу в общественной жизни партии и страны. В 1954-1955 годах работали различные комиссии по пересмотру
дел необоснованно обвиненных и незаконно репрессированных
советских граждан. Многие реабилитации проходили в
индивидуальном порядке. В преддверии съезда, 31 декабря 1955
года, Президиум ЦК КПСС образовал комиссию для изучения
материалов о массовых репрессиях членов и кандидатов в члены ЦК Материалы этой комиссии легли в основу доклада «О культе
личности и его последствиях». Проект доклада в первой его части Думаю, что нет нужды излагать доклад, он теперь широко известен. К тому же мы сейчас знаем о временах сталинщины гораздо больше, чем в то время было известно самому Хрущеву, хочу лишь обратить внимание лишь на некоторые моменты, которые в дальнейшем особо повлияли на политическую и другие сферы общественной жизни нашего государства. Особое значение имело разоблачение сталинской формулы Что касается ответственности за репрессии, то роль Сталина в создании режима политического террора раскрыта в докладе в достаточно полной мере. Однако прямое участие в политическом терроре сподвижников Сталина и подлинные масштабы репрессий остались «за кадром». Хрущев ставил основной задачей своего доклада, – прежде всего «решительно, раз и навсегда развенчать культ личности», без чего было невозможно политическое оздоровление общества. Сам текст доклада Хрущева не был опубликован в открытой
печати, так как гласное разоблачение Сталина, созданного им
тоталитарного режима способствовало бы гораздо более глубокой
перестройке общественного сознания, вызвало бы эскалацию
критического анализа пройденного пути с выходом на деформации
социализма, сделало бы неизбежным процесс последовательной
демократизации общества, его всестороннего обновления. Весь ход
событий мог быть иным. История в силу ряда субъективных причин
сделала свой выбор, отодвинув в итоге на десятилетия коренной
перелом в судьбе нашей страны. Как заметил в своей статье Неудавшийся переворот. После XX съезда бывшая «элита» сталинского окружения – Разногласия начались с конкретизации, персонификации
понятия «культа личности» как культа Сталина. Июньский Пленум ЦК
обнажил всю глубину этих разногласий, показал суть позиции Критика Хрущева шла по линии нарушения принципа
коллективности руководства, недостаточной обоснованности,
некоторой авантюристичности, излишней поспешности ряда его
хозяйственных мероприятий – форсированного освоения целины,
укрупнения колхозов, наступления на личное подсобное хозяйство,
декларативного призыва в кратчайший срок догнать и перегнать США
по производству молока, масла и мяса на душу населения и других. На Пленуме сразу же была взята линия на то, чтобы снять
вопрос о критике Н. С. Хрущева, истолковывая ее лишь как повод
для достижения своекорыстных целей и поэтому не заслуживающей
какого-либо серьезного рассмотрения. Любая критика в адрес 3) Три глобальных проблемы и пути их решения. Экономика. 50-е годы занимают особое место в послевоенной истории
советской экономики. Они послужили своеобразным мостом между
полными драматизма событиями 30-40 годов и весьма противоречивым
развитием общественного производства в последующие десятилетия. Следует напомнить, что ни одна другая страна не имела таких
потерь, как СССР в годы второй мировой войны. Правящие круги Однако советские люди не могли согласиться с такой
перспективой. Пришлось вновь ценой сверхнапряжения и
концентрации ограниченных ресурсов сжимать сроки восстановления
и развития промышленности, транспорта, других отраслей. В
результате довоенный уровень производства в промышленности был,
достигнут к 1950 году – раньше, чем было в большинстве стран Западные политики отреагировали на успехи СССР введением
дискриминационных мероприятий по ограничению и даже свертыванию
торговли с СССР. Жесткое противостояние двух систем привело к
ожесточенной «холодной войне». Появлялась опасность атомного
удара по Советскому Союзу. Угрожающие действия со стороны Запада
вынудили принять меры по укреплению обороноспособности страны. Подъем сельского хозяйства явился важной предпосылкой
расширения производства предметов потребления. В 1953-1955 годах
были приняты меры по обновлению и развитию легкой и местной
промышленности, дополнительному увеличению выпуска и улучшению
качества товаров для населения. К осуществлению этой задачи были
привлечены предприятия тяжелой и оборонной промышленности, что
было особенно важно для расширения производства относительно
сложных и дефицитных для того времени бытовых товаров. Началось
освоение массового выпуска холодильников, магнитофонов,
телевизоров. Все это послужило материальной основой для
повышения уровня жизни населения. Как видно, развитие советской экономики в течение 50-годов отличалось динамизмом, что в свою очередь обеспечивалось высокими темпами роста капитальных вложений и опережающим темпом ввода основных фондов. Это было связано с тем, что значительная часть накоплений расходовалась на восстановление разрушенный войной объектов, а восстанавливать все же легче, чем строить заново. Однако освоение восстановленных и новых мощностей затягивалось, что сопровождалось падением полезной отдачи от вводимых в строй основных фондов. Важно отметить, что прирост сельскохозяйственного производства, включая и урожай на целинных землях, был получен за счет роста производительности труда. В промышленности свыше половины прироста продукции обеспечивалось за счет дополнительной рабочей силы, которая в той или иной форме мигрировала в город из села. Заслуживает внимания и тот факт, что в первые две послевоенные пятилетки группа «Б» по темпам развития обгоняла группа «А». Жилищный вопрос. В числе самых острых социальных проблем, с которыми страна
начала 50-е годы, был жилищный вопрос. В результате разрушений
без крова осталось 25 миллионов человек. Нередко в одной комнате
ютились две, а то и три семьи. Чтобы снять остроту проблемы, по
инициативе Хрущева были приняты меры по увеличению жилищного
строительства. Для этого широко применялись типовые проекты,
внедрение индустриальных поточных методов возведения жилых
зданий, широкое применение железобетона и блочных конструкций. Размах нового строительства приобрел значительные масштабы. Наука. Одно из центральных мест в деятельности КПСС в 50-е годы занимали проблемы, связанные со стимулированием научно- технического прогресса и его широким применением в народном хозяйстве. В конце 50-х годов советская наука получила важные положительные результаты в ряде областей прикладных знаний, в том числе в области полупроводников, электронно-вычислительных машин. Ярким свидетельством высокого научного и технического уровня производства явились запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос. Широко использовались новейшие достижения науки и техники в сфере обороны. Однако, несмотря на целый ряд несомненных успехов ученых, уже в 50-е годы зародились противоречия, которые, постоянно нарастая и обостряясь, послужили одной из главных причин нашего отставания от тех глубоких структурных сдвигов в технологии, качестве и эффективности, которые произошли и происходят в производстве развитых капиталистических стран. О возникновении этих противоречий с большой тревогой
говорил П.Л. Капица в своих письмах о науке Н.С. Хрущеву в 1953 Проект программы реорганизации производства. Таким образом, в 50-е годы, несмотря на объективные и субъективные трудности, ошибки и просчеты в управлении, удалось существенно продвинуться вперед в решении тех трех глобальных проблем, которые так настойчиво и тревожно заявили о себе в начале 50-х. В феврале 1956 года XX съезд партии поручил подготовить к
следующему съезду проект новой Программы КПСС, которая должна
была определить перспективу непосредственно коммунистического
строительства. Однако в намеченный срок завершить работу не
удалось. Здесь уже одного житейского опыта и обыденного сознания
было недостаточно. Для подготовки конкретных материалов было
образовано несколько комиссий, в состав которых вошли ученые и
практики. Среди ученых и плановых работников в то время
преобладали оптимистические прогнозы, отражавшие господствующие
массовые настроения относительно исхода экономического
соревнования с США. Так, в 1957 году председатель Госплана И. В 50-е годы советская экономика продолжала динамично развиваться, выигрывая время в экономическом соревновании с лидером капитализма – США. Если на предыдущих этапах США имели относительно невысокие темпы роста по сравнению с СССР, но все же сохраняли преимущество по абсолютным размерам прироста производства, то в 50-е годы ускоренное развитие экономики СССР характеризовалось не только опережающей скоростью, но и более высокими абсолютными размерами прироста по ряду важных видов промышленной продукции, а также в суммарном, денежном выражении. Среднегодовой прирост и производства отдельных видов продукции в СССР и США за 1951-1958 гг. | | | | | | Как видно из таблицы, СССР в 50-х годах опережал США по
абсолютному приросту производства многих важных сырьевых и
топливных продуктов. Исключение составляла электроэнергия. Следует отметить, что к началу 60-х годов несколько изменились и оценки, которые давали американские советологи относительно вероятного исхода экономического соревнования СССР и США. Если американские эксперты раньше подчеркивали, что СССР будет «намного» и «неопределенно» долго отставать от США, то в последующих оценках они вынуждены были признать, хотя и с рядом оговорок, тот факт, что СССР стал догонять США по производству продукции в целом и в расчете на душу населения. Надо признать, что приведенные в докладе ведущих экономических институтов данные о темпах развития и сроках победы в мирном соревновании опирались в большей степени на желание как можно скорее превзойти США и на веру в почти неограниченные возможности нового строя и в меньшей степени на трезвый анализ и исследования факторов, способствующих или, наоборот, тормозящих экономический рост. Основные надежды возлагались на дальнейшие преобразования
материально-технической базы:
всеобщая электрификация народного хозяйства, всех сфер
общественного труда и быта, при рациональном использовании
доступных обществу энергетических источников;
полная комплексная механизация труда и широкое применение
крупного машинного производства;
всесторонняя химизация промышленности и сельского хозяйства;
рациональное комплексное использование в производстве всей
совокупности материалов как данных природой, так и
преобразованных и синтезированных в процессе переработки;
внедрение наиболее рациональных, технически прогрессивных систем
производственной технологии промышленности и других отраслей
материального производства;
рациональное, гармоничное территориальное размещение
производства, обеспечивающее комплексное всесторонне развитие
всех районов страны при их целесообразной специализации. В результате такой практики у колхозников и работников совхозов в течение десятилетий были вытравлены последние корешки заинтересованности в увеличении валового сбора зерна, картофеля, других продуктов, в расширении производства мяса и молочных продуктов. Была подорвана главная движущая сила развития производства. Чтобы заменить ее, пришлось пустить в ход административные силы: бесконечные команды, директивы, волевой нажим. Но сколько-нибудь заметных результатов не было. А, не решив аграрную проблему, невозможно было обеспечить население полноценным питанием, что в свою очередь резко ограничивало возможности включиться в реализацию новейших достижений науки, техники и технологии. Н. С. Хрущев сам критически оценивал сложившуюся ситуацию. Нервничал и настойчиво, иногда лихорадочно, искал выхода. Как прагматик, он не углублялся в коренные причины растущих трудностей. Поэтому недооценивал их, придавая в то же время слишком большое значение внешним переменам, перестановки кадров, изменениям административно-организационных структур. При этом на начальном этапе перестройка административных и организационных структур давала определенный эффект. К таким результативным мероприятиям, в подготовке которых активное участие принял Хрущев, следует отнести постановление Сов. Мина СССР от 14.10.54 г. «О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению государственного аппарата». Принятое постановление упрощало структуру министерств и других звеньев управления, предусматривало сокращение их штатов. Всего было упразднено около 10 тысяч главков, отделов, трестов, управлений, разных контор и других организаций. Следует отметить, что это было не механическое сокращение аппарата, а мероприятие, предусматривающее делегирование функций, ответственности и прав сверху вниз, к союзным республикам и предприятиям, с одной стороны, и резкое сокращение отчетности и другого бумаготворчества – с другой. В то же время были расширены права директоров предприятий в области планирования, в капитальном строительстве и реконструкции предприятий, в реализации и оплате труда в пределах штатов и фонда заработной платы. В постановлении ЦК КПСС и Сов. Мина СССР «Об изменении
практики планирования сельского хозяйства», принятом в марте В мае 1955 года были приняты также решения по дальнейшему расширению функций и прав союзных республик в области планирования капитального строительства, по бюджетным вопросам, в решении вопросов труда и заработной платы, в использовании амортизационных отчислений, в перераспределении излишков собственных оборотных средств, в образовании фондов предприятий и др. Новая организация производства и управления по территориальному принципу имела определенные положительные стороны: способствовала улучшению разделения труда и его кооперации в рамках экономического региона; быстрее стала формироваться производственная и социальная инфраструктура; полнее использовались местные ресурсы; сократились дальние перевозки. И, тем не менее, совнархозы во многом напоминали структуру управления начала 20-х годов, однако, условия и задачи хозяйственного строительства с тех пор существенно изменились. Таким образом, в первой половине 60-х годов в скрытой или явной форме накопился ряд противоречий, которые неизбежно влекли за собой обострение экономической и социальной обстановки в стране. Довольно высокие темпы роста сельскохозяйственной продукции, достигнутые в значительной мере экстенсивным путем за счет освоения дополнительных пахотных площадей, заслонили собой значительное отставание в урожайности. Засуха 1963 года, вызвавшая серьезные перебои в снабжении населения и даже голод в отдельных районах, только обнажила неустойчивый характер достижений, получаемых экстенсивными методами. Отрыв науки от производства в условиях совнархозов
усилили торможение научно-технического прогресса в народном
хозяйстве. Настойчивое, порой грубое подстегивание высоких
темпов экономического роста, постоянная погоня за выигрышем
времени отодвинули в тень проблему качества – ключевую проблему
второй половины XX века. Не выполнение заданий по объемным
показателям грозило хозяйственникам и партийным работникам
реальными неприятностями, так как это считалось «провалом», Успехи СССР в завоевании космоса и на некоторых других наукоемких направлениях, главным образом в оборонных областях, не позволили трезво оценить тогдашнее состояние и перспективы развития народного образования, науки и культуры. Осуществив огромный скачок от полуграмотности к всеобщему обязательному среднему образованию, заняв лидирующее место в мире по количеству учителей, врачей, инженеров, ученых, то есть на ведущих участках интеллектуального труда, СССР пропустил революционный взрыв в качестве среднего и высшего образования, который произошел в развитых странах в начале 60-х годов. Объективная потребность существенной перестройки всей
системы управления чувствовалась повсеместно. Однако ни наука,
ни политика, ни практика не были готовы к осуществлению такой
перестройки. Бесконечная цепочка непродуманных реорганизаций не
дала нужного эффекта. Предстояло еще пройти долгий путь
накопления знаний и опыта методом «проб и ошибок», прежде чем
могла быть сформирована целостная концепция качественных
преобразований в советском обществе. Все это подрывало авторитет 4) Опыт и уроки аграрной политики, как индикаторы реформ 1953- Суть агарной политики и ее результаты. Во второй половине 50-60-х годов складывались, а точнее, могли сложиться принципиально отличные от довоенных условия для социально-экономического развития колхозов и совхозов. Это было время попыток реально переосмыслить прошлое, обеспечить крутой подъем сельского хозяйства, но также и время дерзких, граничащих фантастикой перспективных программ и обещаний, вспышек успеха и постепенного скатывания к застою. Причин столь печального финала много. Но одна бесспорна. За 12 лет, с 1953 по 1964 год, прошло 11 специальных
совещаний и Пленумов ЦК по вопросам развития сельского хозяйства
и еще на двух эти вопросы рассматривались наряду с другими. Дело в том, что насильственные методы осуществления
сплошной коллективизации, связанные с нарушением принципов
развития кооперации, как добровольность, многообразие форм,
последовательность их развития, привели к тому, что созданный в Но существовала другая альтернатива становления колхозного строя. Суть ее заключалась в постепенном отказе от груза извращений в развитии кооперации, как бы возврате ее в естественноисторическое русло, но уже на новом уровне хозяйствования, развития производственных отношений. Необходимо было отказаться от жесткой регламентации колхозной жизни, предоставление колхозам права самостоятельно решать свои хозяйственные, социальные нужды, сочетая, увязывая их с ориентирами демократизации всей системы управления. Нужно признать, что Хрущев, несмотря на противоречивость своих оценок положения дел в сельском хозяйстве, первым среди официальных деятелей фактически признал такую альтернативу и во многом стремится ее реализовать. Именно в 50-е годы была предпринята попытка перехода к относительной самостоятельности колхозов и совхозов. Важную роль сыграл сентябрьский Пленум ЦК 1953 года. В соответствии с его решениями государственные заготовительные цены на скот и птицу увеличились более чем в 5 раз, на молоко – в 2, картофель – в 2,5 раза, овощи – на 25-40 %. Повышались и закупочные цены на продукцию, продаваемую сверх обязательных поставок. Эти меры позволяли значительно укрепить экономику колхозов. Были приняты действенные меры против нарушения важнейшего принципа артельной формы колхозного производства – правильного сочетания интересов в развитии общественного и личного хозяйства: снижены нормы обязательных поставок продукции с личных подсобных хозяйств, предусмотрены твердые ставки налогообложения в соответствии с размерами приусадебных участков. Пересматривалась система расчетов с колхозами за реализацию продукции. Им стали выплачивать денежные авансы, часть которых предназначалась для выдачи колхозникам по трудодням в течение всего года. Этот порядок позволил впоследствии ввести в колхозах денежную гарантированную оплату труда. Были приняты меры по улучшению планирования, укреплению колхозов кадрами, усилению роли МТС в развитии колхозного производства. Реорганизация МТС и продажа техники колхозам в соответствии с решением февральского (1958 г.) Пленума ЦК сделала колхозников потенциально полноправными хозяевами или пользователями всех основных средств производства. Отмена обязательных поставок и натуроплаты за работы МТС, введение денежной оплаты труда и такого же счета себестоимости продукции и рентабельности производства практически включали колхозную экономику в единые товарно-денежные отношения всей советской экономики, что создавало реальную основу для перехода колхозов на хозрасчет. Повышение роли принципа материальной заинтересованности привело к росту реальных доходов колхозников, рабочих и специалистов совхозов. Все это, безусловно, означало рождение новой перспективной альтернативы, открывало реальные пути для дальнейшего развития сельского хозяйства. Казалось бы, ничто не предвещало тех оценок положения в сельском хозяйстве, которые прозвучали с трибуны мартовского Пленума 1965 года. Три сверхпрограммы и их полный провал Н.С. Хрущев поверил в возможность в 2-3 решить
продовольственную проблему в стране и в достатке удовлетворить
потребности населения в продуктах. Было разработано три
сверхпрограммы. Идеализация возможностей «чудо-культур» привела почти к десятикратному расширению в стране посевов кукурузы или, например, «царя-гороха». А результаты между тем были плачевными. В 1962 году урожайность кукурузы на силос и зеленый корм составляла в колхозах и совхозов Нечерноземной зоны РСФСР 33,6 центнера с гектара на площади 3,3 миллиона гектаров. В 1963 году она снизилась до 31,2, разница между желаемым и действительным непомерная. Ведь для того, чтобы «королева полей» взошла на трон и доказала свое высокое звание, нужно, естественно время. Но ждать командно-приказной аппарат не может. Он начинает действовать сразу и находит себе работу: расчищает ей дорогу и наносит сокрушительный удар по найденным в глуши кабинетов «потенциальным противникам» - многолетним травам, чистым парам. Стремление выполнить «программу» любой ценой привело к тому, что лишь в 1963 году было забито почти 30 миллионов (42 %) поголовья свиней в стране. И лишь через 15 лет это, дотоле непрерывно растущее поголовье, было восстановлено, а еще через 10 лет оно увеличилось примерно на 10 миллионов голов – ровно на столько, на сколько оно возрастало после 1956 года каждые два года. Итак, три задачи, три сверхпрограммы и три полных провала. Общие причины провала реформ на примере аграрной политики. Сверхпрограммы скоропалительные реорганизации – это
неизбежные и характерные издержки административной системы. Хрущев не проникся глубоким пониманием места и значения всех, рожденных тогда реформ и тем более оказался не способным к последовательной их реализации. Концентрация большей части имеющихся в самом сельском хозяйстве и привлекаемых извне людских, финансовых, материально-технических ресурсов в направлении сверхпрограмм была экономически неоправданной. Уже по итогам семилетки стало ясно, что сельскому хозяйству страны не хватало ре столько капиталовложений, сколько умения, возможностей эффективно их использовать. Система не дала возможности реализовать открывшийся шанс. Система работала якобы от имени народа. Свои планы и действия она связывала с дерзновенными починами передовиков производства. Социалистические обязательства значили больше, чем наука и экономический расчет. Заключение. Подводя итоги преобразованиям, которые предпринимались Хрущевым
и партией с 1953 по 1964 год, можно сказать, что их результаты
были очень противоречивы. С одной стороны начало реформ было
много обещающим: повысился валовой продукт в сельском хозяйстве,
успешно решалась острая жилищная проблема, сильно обнадеживали
темпы развития науки и повышения квалификации рабочих,
демократизировалась общественная жизнь, людям стало легче В конечном итоге, подтвердилась весьма печальная закономерность, что перемены осуществляются только для того, чтобы все оставалось по-прежнему.
|
|