| |||
Реферат: Русская Православная ЦерковьСодержание: 1. Введение 3 ВВЕДЕНИЕ История русской православной церкви насчитывает уже более тысячи лет. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ: ОТ КРЕЩЕНИЯ РУСИ ДО СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА Крещение Руси в 988 году при святом равноапостольном великом князе Управление русской Церковью сначала находилось в Киеве. Во главе
церкви стоял митрополит. Первыми митрополитами на Руси были греки, которые
присылались из Константинополя греческими патриархами. Позднее русские
митрополиты стали избираться собором русского духовенства и ездили в После разорения Киева войсками татарского хана Батыя в 1240 г. местопребывание митрополита было перенесено во Владимир. А при св. митрополите Петре кафедра митрополита была учреждена в Москве. В 1439 г. во Флоренции (Италия) был созван церковный собор по вопросу
соединения церквей – западной и восточной. Этого соединения желали
византийский император и патриарх для того, чтобы заручиться помощью от
римского папы в борьбе против турок, все более теснивших Византию. На При митрополите Ионе произошло отделение юго-западной русской Церкви
от северо-восточной. Литовские князья с неудовольствием смотрели на
зависимость духовенства и населения их земель от московского митрополита. В 1453 г. Константинополь был взят турками, и вся Византия подпала под турецкую власть. “Божья кара за измену Православию, за союз с папой–католиком постигла Византию”, – говорили тогда в Москве, узнав о победе турок. В 1551 г. при царе Иоанне Грозном в Москве состоялся знаменитый церковный собор, получивший название “Стоглавый”, так как сборник его постановлений состоял из ста глав. Этот собор оградил древне византийские православные традиции, сохранившиеся на Руси, от проникающих из-за рубежа новых религиозных веяний. Собор пригрозил строгими церковными наказаниями тем, кто дерзнул бы нарушить правила святых апостолов, искажать или отметать старые обряды и предания св. Церкви. В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче в Москву приехал восточный
патриарх Иеремия. Его пребывание в Москве русская Церковь использовала для
учреждения в России патриархии. В тот же год митрополит московский Иов был
возведен в сан всероссийского патриарха. Обращаясь к царю Федору, патриарх Свет Христовой Истины и новой жизни во Христе воссиял для русского народа
тысячу лет назад. По преданнию, пораженная стрелами в битве новгородцев с суздальцами,
икона Знамения Божей Матери истекла кровью. Но никто не внимал призыву
благоразумия: «Зачем ссоримся между собой, зачем губим русскую землю ?!». Татаро-монгольское нашествие огненным смерчем пронеслосьнад
христианской Русью. Русские княжества, молодые русские города, разбросанные
на огромных пространствах, стали жертвой и добычей жестоких завоевателей. В середине XV века над Вселенской Православной Церковью навис призрак
римской унии. Под давлением обстоятельств восточные иерархи подписали На Соборе 1503 года был поднят вопрос о монастырских владениях. Эпоха Иоанна Грозного закончилась мученической кончиной его младшего
сына - юного царевича Дмитрия. « У тебя, государь, новое ожерельице?» - с
этими словами злодеи «заклаша ножем благородного и безгрешного младенца
царевича Дмитрия. Десятилетний царевич, по свидетельству современников, был
одарен острым умом и на него возлагали большие надежды. с его гибелью
прервалась династия Рюриковичей на Московсом престоле. Царевич - мученик
был причислен к лику святых. Духовное возрастание Русской Церкви и
укрепление Московского государства привели к идее зарождения патриаршества. Но именно в то время, когда русская Церковь, казалось, достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел великий раскол. Это печальное событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия. РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА Патриарх Никон стал вводить в русскую Церковь новые обряды, новые
богослужебные книги и другие “улучшения” без одобрения собора, самовольно. Начал он с укрепления собственной власти. Никон имел характер
жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по
примеру римского папы, “крайним святителем”, титуловался “великим
государем” и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он
относился надменно, не хотел их называть своими братьями, страшно унижал и
преследовал остальное духовенство. Все страшились и трепетали перед Реформа началась порчей книг. В старину не было типографий, книги переписывались в монастырях и при епископских дворах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь как святыню. Малейшая опись в книге, недосмотр или ошибка считались большим грехом. Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки или зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начал действовать Печатный Двор. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью. Иначе стало при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения. –вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на –в старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя “Исус”, в новых книгах это имя было переделано на грецизированное 'Иисус”. –в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения
храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем- –в старых книгах, в Символе Веры (8 член), читается: “И в Духа –вместо сугубой, т. е. двойной аллилуйи, которую творила русская церковь с древних времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуйя. –божественную литургию в Византии, а потом и в Древней Руси совершали на семи просфорах; новые “справщики” ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили. Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных
установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной Всего один пример того, как делалась церковная реформа. Поскольку самым известным примером реформ Никона является перемена
перстосложения, остановимся немного на этом вопросе. Вся русская Церковь
творила тогда крестное знамение двоеперстием: три пальца (большой и два
последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и
великосрединий) во имя двух естеств во Христе – божеского и человеческого. Троеперстие было явным новшеством. Оно незадолго до Никона появилось у греков, они же привезли его и в Россию. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. Поэтому русские люди не хотели его принимать. Мало того, что троеперстие как символ было гораздо менее выразительным и точным изображением того, во что мы верим, в нем содержалась очевидная неточность исповедания, ибо когда мы накладываем на себя крестное знамение, то выходит, будто это св. Троица была распята на кресте, а не Одно из лиц Ее – Исус Христос по своему человечеству. Но Никон ни с какими доводами не думал считаться. Он начал свои
реформы не с благословения Божьего, а с проклятий и анафем. Подобное страшное осуждение сначала было провозглашено в присутствии
множества народа, затем изложено письменно и напечатано в изданной Никоном
книге “Скрижаль”. Как громом поразили русский народ эти безрассудные
проклятия и отлучения. Русский благочестивый народ, вся русская церковь не
могли согласиться с таким крайне несправедливым осуждением, провозглашенным В книге “Скрижаль” к только что приведенным он добавил новые
осуждения. Он дошел до того, что стал хулить двоеперстие как якобы
заключающее в себе страшные “ереси и нечестие” древних еретиков, осужденных
вселенскими соборами (ариан и несториан). В “Скрижали” преданы проклятию и
анафеме православные христиане и за то, что исповедуют в символе веры Духа Эти действия Никона и его единомышленников сделали их отступниками от святой Церкви. Деятельность Никона встретила сильное противодействие со стороны ряда
духовных деятелей того времени: епископа Павла Коломенского, протопопов Верные и стойкие поборники церковной старины вскоре подверглись
жестоким мучениям и казням. Первыми мучениками за правую веру были
протопопы Иоанн Неронов, Логгин, Даниил, Аввакум и епископ Павел На соборе 1654 года, созванном по вопросу о книжном исправлении, епископ Павел Коломенский мужественно заявил Никону: “Мы новой веры не примем”, за что без соборного суда был лишен кафедры. Прямо на соборе патриарх Никон собственноручно избил епископа Павла, сорвал с него мантию и велел немедленно отправить его в ссылку. В далеком северном монастыре епископ Павел был подвергнут тяжелым мучениям и, наконец, тайно убит. Народ говорил, что на первосвятительском престоле воссел палач и убийца. Все трепетали перед ним, и никто из епископов уже не посмел выступить с мужественным словом обличения. Робко и молчаливо они соглашались с его требованиями и распоряжениями. Те же, кто не мог перешагнуть через свою совесть, но не были в силах сопротивляться, постарались отойти от дел. Так, епископ вятский Александр, сохраняя личную верность старой вере, предпочел оставить свою кафедру, удалившись в один из монастырей. К сожалению, среди русского духовенства середины 17 в. оказалось
значительное число людей малодушных, не посмевших перечить жестокому
начальству. Поэтому главным противником Никона был народ церковный: простые
иноки и миряне, лучшие, духовно сильные и преданные сыны Православия. Никон пробыл на патриаршем престоле семь лет. Своим властолюбием и гордостью он сумел оттолкнуть от себя всех. Произошел у него разрыв и с царем. Патриарх вторгался в дела государства, возмечтал даже стать выше царя и полностью подчинить его своей воле. Алексей Михайлович стал тяготиться своим “собинным другом”, охладел к нему. Тогда Никон задумал воздействовать на царя угрозой, что ему раньше удавалось. Он решил публично отречься от патриаршества, рассчитывая на то, что царь будет тронут его отречением и станет упрашивать не покидать первосвятительский престол. Это стало бы хорошим поводом восстановить и усилить свое влияние на царя. На торжественной литургии в Успенском соборе в Кремле 10 июля 1658 г. он объявил с амвона, обращаясь к духовенству и народу: “От лени я окоростовел, и вы окоростовели от меня. От сего времени не буду вам патриарх; если же помыслю быть патриархом, то буду анафема”. Тут же на амвоне Никон снял с себя архиерейское облачение, надел черную мантию и монашеский клобук, взял простую клюку и вышел из собора. Однако Никон жестоко ошибся в своих расчетах. Царь, узнав об уходе патриарха, не стал удерживать его. Никон же, скрывшись в Воскресенском монастыре, прозванном им “Новым Иерусалимом”, стал ждать реакции царя. Он по-прежнему держал себя властно и самовольно: совершал рукоположения, осуждал и проклинал архиереев. Но напрасное ожидание его ожесточило настолько, что он даже предал проклятию царя со всем его семейством. Примириться со своим новым положением в качестве только монастырского обитателя он, разумеется, не мог. Никон попытался снова вернуться к патриаршей власти. Однажды ночью он внезапно приехал в Москву в Успенский собор во время богослужения и послал уведомить царя о своем приезде. Но царь к нему не вышел. Раздосадованный Никон вернулся в монастырь. Бегство Никона с патриаршего престола внесло новое расстройство в
церковную жизнь. Царь по этому случаю в 1660 г. созвал собор в Москве Собор
решил избрать нового патриарха. Но Никон на этом соборе разразился бранью,
обозвал его “бесовским сонмищем”. Царь и архиереи не знали, что делать с В это время в Москву с подложными грамотами прибыл тайный иезуит
греческий “митрополит” Паисий Лигарид. Затем были получены достоверные
сообщения, что Паисий Лигарид состоит на службе у римского папы и что
восточные патриархи за то низвергли его и прокляли. Но в Москве на это
посмотрели сквозь пальцы, вероятно потому, что Паисий Лигарид мог весьма
пригодиться царю. Этому ловкому и изворотливому человеку было поручено дело Для суда над Никоном и рассмотрения других церковных дел царь Алексей в 1666 г. созвал собор, который был продолжен и в следующем, 1667 г. На собор прибыли восточные патриархии – Паисий александрийский и Макарий антиохийский. Приглашение этих патриархов было неудачным. Как потом оказалось, они сами были низложены со своих престолов собором восточных иерархов, и поэтому не имели канонического права решать какие-либо церковные дела. Начался суд над Никоном. Собор признал Никона виновным в самовольном
бегстве с кафедры и в других преступлениях. Патриархи называли его После перемены своей судьбы Никон сам переменился по отношению к
своим реформам. Еще будучи на патриаршем престоле, он иногда говорил, что Никон скончался в 1681 г., не примиренным ни с царем, ни с архиереями, ни с Церковью. СТАРООБРЯДЧЕСТВО Низложив Никона, собор избрал на его место нового патриарха, Иоасафа, архимандрита Троице-Сергиевой лавры. Затем приступили к решению вопросов, вызванных церковной реформой. Реформа была выгодна многим. Восточным патриархам она была весьма полезна, так как проводилась в согласии с греческими новыми книгами и закрепляла их главенство в вопросах веры и утверждала духовный авторитет, к тому времени на Руси поблекший. Государственная власть тоже видела свою геополитическую выгоду в реформе. И Ватикан в реформе православной Церкви тоже имел свой интерес. С присоединением Украины к Москве в России стало сказываться юго-западное влияние. В Москву понаехало множество украинских и греческих монахов, учителей, политиков и разных дельцов. Все они были в сильной степени заражены католицизмом, что не помешало им, а может быть, даже и помогло, приобрести большое влияние при царском дворе. Паисий Лигарид, продолжая дело митрополита Исидора, вел в это время переговоры с католическим Западом о соединении русской Церкви с римской. Он пытался склонить к этому и восточных патриархов. Русские же архиереи во всем были послушны царю. В такое-то время и состоялся собор по делу никоновской реформы. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и
наложил страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды. Двоеперстие
собор объявил еретическим, а троеперстие утвердил на вечные времена как
великий догмат. Проклял тех, кто в символе веры исповедует Духа Святаго Эти ужасные проклятия возмутили даже самого Никона, привыкшего проклинать православных христиан. Он заявил, что они положены на весь православный народ и признал их безрассудными. Чтобы заставить русский благочестивый народ принять новую веру, собор благословил подвергать ослушников соборных определений тягчайшим казням: заточать их в тюрьмы, ссылать, бить говяжьими жилами, отрезать уши, носы, вырезывать языки, отсекать руки. Все эти деяния и определения собора внесли еще большую смуту в умы русских людей и усугубили церковный раскол. Современная новообрядческая церковь на поместном соборе в 1971 г. признала ошибку, сделанную бывшим патриархом Никоном и собором 1666–67 гг., приведшую к трагическому разделению русской Церкви, и засвидетельствовала, что старые обряды для нее “равночестны и спасительны”, а клятвы были положены “не по доброму разумению”. И как итог: реформы “не имели ни канонических, ни исторических оснований”. Раскол русской Церкви совершился не сразу. Определения собора были настолько ошеломляющими, в них было так много безумия, что русский народ счел их за дьявольское наваждение. Многие думали, что царь лишь временно обманут приезжими греками и западниками, и верили, что он рано или поздно распознает этот обман и возвратится к старине. Что же касается архиереев, участвовавших на соборе, то о них составилось убеждение, что они не тверды в своей вере и, боясь царской власти, готовы веровать так, как прикажет царь. Один из них, чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх) откровенно заявил: “Я не знаю ни старой веры, ни новой, но что велят начальницы, то я готов творить и слушать их во всем”. В течение 15 лет после собора шли пререкания между сторонниками
старой веры и новой, между представителями древней народной Церкви и
представителями новой, царской. Протопоп Аввакум слал царю Алексею Царя просили назначить всенародное состязание с духовными властями:
пусть видят и слышат все, какая вера истинная – старая или новая, но На все челобитные церковных пастырей, жаждавших мира и единства
церковного, правительство отвечало ссылками и казнями. Казни последовали
тотчас же после собора. Знаменитые защитники древлеправославного
благочестия – протопоп Аввакум, священник Лазарь диакон Феодор, инок Более 14 лет пробыли они в мучительном заточении, в сырой яме. Но никто из них не поколебался в правоте своей веры. Благочестивый народ чтил этих исповедников как необоримых воинов Христовых, как дивных страстотерпцев и мучеников за святую веру. Пустозерск стал святым местом. По настоянию нового патриарха Иоакима пустозерские страдальцы были
преданы сожжению. Казнь последовала в пятницу, в день страстей Христовых, Когда огонь угас, народ бросился собирать святые кости, чтобы
разнести их потом по всей русской земле. Мучения и казни совершались и в
других местах московского государства. За шесть лет до сожжения
пустозерских узников были преданы мучительной смерти сотни преподобных
отцов и исповедников славной Соловецкой обители. Эта обитель вместе со
многими монастырями и скитами русской Церкви отказалась принять новые
книги. Соловецкие иноки решили продолжать службу Божию по старым книгам. Соловецкие иноки были твердо убеждены, что измена старой вере означала измену Церкви и Самому Богу. Поэтому они писали: “Лучше нам временною смертью умереть, нежели вечно погибнуть. И если нас предадут огню и мукам или на части рассекут, мы и тогда не изменим апостольскому преданию вовеки”. В ответ на все просьбы и мольбы смиренных иноков царь послал в Незадолго до казни соловецких страдальцев были замучены в боровской
тюрьме (Калужская обл.) две родных сестры из боярского рода Соковниных,
боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова и княгиня Евдокия Прокопьевна Положение христиан-старообрядцев в России в 17 столетии во многом
было похоже на положение христиан во враждебно-языческой Римской империи. – Если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места. – Бить кнутом и батогами даже тех, кто окажет хотя какую-нибудь милость старообрядцам: дадут им или поесть, или только испить воды. – Ссылать и бить кнутом и таких людей, у которых старообрядцы только приютились. – Все имущество старообрядцев было приказано отбирать и отписывать великим государям. От этих тяжких наказаний, разорений и смерти могло спасти гонимых христиан лишь полное отречение от старой веры. От всех русских людей требовалось верить так, как приказывало новое начальство. В этом же узаконении Софьи была статья, которая гласила: если кто из старообрядцев перекрещивал крещеных в новой церкви и, если он даже и раскается, –– исповедуется в том отцу духовному и искренне пожелает причаститься, то его, исповедав и причастив, все-таки “казнить смертию без всякого милосердия”. В России настало лютое время: сотнями и тысячами сжигали людей,
резали языки, рубили головы, ломали клещами ребра, четвертовали; тюрьмы,
монастыри и подземелья были переполнены страдальцами за святую веру. За всю историю западной инквизиции смертные приговоры были вынесены восьми тысячам людей, но только за первые десятилетия борьбы новообрядцев со старой верой было убито более сотни тысяч древлеправославных христиан. Преследуемые христиане бежали в пустыни, леса, в горы. Но и там их отыскивали, жилища разоряли, а самих приводили к духовным властям для увещаний, и, если они не изменяли старой вере, предавали мучениям и смерти. Через четыре года после узаконения статей Софьи патриарх Иоаким издал указ: “Смотреть накрепко, чтобы раскольники не жили в волостях и в лесах, а где объявятся – самих ссылать, пристанища их разорять, имущество продавать, а деньги присылать в Москву”. Опасаясь изощренных пыток, некоторые старообрядцы стали себя сжигать. Более двухсот лет пребывало старообрядчество в гонениях. Они
временами то ослабевали, то снова усиливались, но никогда не прекращались. Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве. Им
широко воспользовались разные вероисповедания: римско-католическое,
протестантское, мусульманское, иудейское. И только одни старообрядцы не
имели свободы в родном отечестве. В царствование Петра их уже не сжигали
массами, но отдельные случаи сожжения и других смертных казней были не
редки. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях,
но обложил их двойным налогом. Брали налог с каждого мужчины за ношение
бороды, брали с них штраф и за то, что священники совершали у них духовные
требы. Однако никакими гражданскими правами в государстве они не
пользовались. В таком же положении они находились и при преемниках Петра. Только в царствование Екатерины II (1762-1796) старообрядцы вздохнули
несколько свободнее. Но к концу царствования Александра I опять начали
появляться указы, стесняющие духовную жизнь старообрядчества. При царе Лишь в начале 20 века после Манифеста о веротерпимости, подписанного Гонителям древнего православия удалось лишить старообрядческую По правилам Церкви, священники должны быть в подчинении у своих епископов. Но те же правила разрешают священникам не подчиняться епископам, если последние уклонились в какое-либо заблуждение, открыто проповедуют ересь или совершают церковное разделение. Священники поступили поэтому совершенно законно, решив не идти за Никоном и другими архиереями, изменившими святой Церкви. Их сан позволял им совершать службу Божию, таинства, управлять паствой и без епископов. Но они не имели права рукополагать новых священников. Что же оставалось делать? Где было взять преемников? Еще в прежние века в христианской Церкви возникали подобные вопросы. Согласно этим древним соборным правилам, старообрядческая Церковь также решила принимать духовных лиц, рукоположенных в новообрядческой церкви, в сущем сане. Таких священников, вернувшихся к древнему православию, правительство называло “беглыми”, так как им приходилось буквально бежать из своих домов и постоянно укрываться от преследований. Тайно от властей они совершали все присущие их сану таинства и требы: крестили, миропомазывали, исповедовали, причащали, венчали, елеопомазывали, погребали умерших и т. д. Для исполнения треб в запасе у старообрядцев было много св. мира, освященного еще благочестивым патриархом Иосифом, сохранилось даже миро, освященное патриархом Филаретом, были и древние антиминсы, освященные благочестивыми епископами. На этих антиминсах старообрядческие священники и совершали божественную литургию. Вопросы общего значения, возникавшие в старообрядчестве, разрешались
соборно общим голосом святой Церкви. На собор съезжались игумены
монастырей, священноиноки и иноки, приходские священники, уполномоченные от
приходов мирские люди, знавшие Священное Писание и церковные правила. МОНАСТЫРИ Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Митрополит Письменные известия об отдельных монастырях появляются с княжения В XIII в. расширяется круг городских и подгородных монастырей,
указывая на размножения центров общественной жизни. В северных городах к
существовавшим прежде монастырям прибавляются новые, и в то же время
появляются первые монастыри в других городах - Твери, Ярославле, Костроме, Но с XIV в. замечаем важную перемену в способе распространения
монастырей и именно на севере. Ранее почти все монастыри как в южной, так и
в северной России строились в городах или в их ближайших окрестностях. С XIV в. движение в лесную пустыню развивается среди северного русского монашества быстро и сильно: пустынные монастыри, возникшие в этом веке, числом сравнялись с новыми городскими, в XV в. превзошли их более чем вдвое. Городские и пустынные монастыри различались между собой не одной только внешней обстановкой, но и общественным значением, духом, складывавшегося в тех и других быта и в большинстве случаев самим происхождением. Городские и подгородные монастыри обыкновенно созидались набожным усердием высших церковных иерархов, также князей, бояр, богатых горожан - людей, которые оставались в стороне от основанных ими обителей, не входили в состав созванного ими монастырского братства. Живя среди мира, в ежедневном с ним общении и для его религиозных нужд, такие монастыри и назывались «мирскими». Другие имели более самобытное происхождение, основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню, там становились руководителями собиравшегося к ним братства и сами вместе с ним изыскивали средства для построения и содержания монастыря. Иные основатели таких пустынных монастырей становились отшельниками прямо из мира, еще до пострижения, но большинство проходило иноческий искус в каком-либо монастыре, обыкновенно также пустынном, и оттуда потом уходили для лесного уединения и создавали новые пустынные обители, являющиеся как бы колониями старых. Три четверти пустынных монастырей XIV и XV вв. Были такими колониями, образовывались путем выселения их основателей из других монастырей, большей частью пустынных. Пустынный монастырь воспитывал в своем братстве особое настроение. Но среди братии нередко оказывался ученик основателя, тяготившийся этим неиноческим шумом и богатством, верный духу и преданию своего учителя, он с его же благословения уходил от него в нетронутую пустыню, и там тем же порядком возникала новая лесная обитель. Иногда сам основатель бросал свой монастырь, чтобы в новом лесу повторить свой прежний опыт. Так из одиночных разобщенных местных явлений складывалось широкое колонизационное движение, которое исходя из нескольких центров, в продолжение четырех столетий проникало в самые неприступные медвежьи углы и усеивало монастырями обширные лесные дебри России. Некоторые монастыри являлись особенно деятельными метрополиями. Обитель Сергия и развила широкую колонизаторскую деятельность. В продолжение XIV и XV вв. Из Сергиева монастыря или из его колоний образовалось 27 пустынных монастырей, не говоря о 8 городских. Этими колониями были намечены главные направления монастырской
колонизации. Если провести две линии от Троицкого Сергиева монастыря, одну
по реке Костроме на реку Вычегду, другую по Шексне на Белоозеро, этими
линиями будет очерчено пространство, куда с конца XIV в. усиленно
направлялась монастырская колонизация из монастырей центрального междуречья При разносторонних местных уклонениях движение пустынных монастырей
сохраняло свое общее направление на беломорский север. Это движение имело
очень важное значение в древнерусской колонизации. Во-первых, лесной
пустынный монастырь сам по себе, в своей тесной деревянной или каменной
ограде, представлял земледельческое поселение, хотя и непохожее на мирские,
крестьянские села; монахи расчищали лес, разводили огороды, пахали, косили,
как и крестьяне. Но действие монастыря простиралось и на население, жившее
за оградой. Вокруг монастыря образовывались мирские, крестьянские селения,
которые вместе с иноческой братией составляли один приход, тянувший к
монастырской церкви. Таким образом, движение пустынных монастырей - это
движение будущих сельских приходов. Во-вторых, куда шли монахи, туда же
направлялось и крестьянское население. Не всегда можно указать, какое из
этих движений шло впереди другого, где монахи влекли за собой крестьян и
где было наоборот, но очевидна связь между тем и другим движением. Поэтому
направления, по которым двигались пустынные монастыри, могут служить
показателями тех путей, по которым расходилось крестьянское население. Осуществление идеи настоящего иночества надо искать именно в пустынных монастырях. Основатели их выходили на свой подвиг по внутреннему призванию и как правило еще в молодости. Будущий основатель пустынного монастыря готовился к своему делу
продолжительным искусом обыкновенно в пустынном же монастыре под
руководством опытного старца, часто самого основателя этого монастыря. Он
проходил разные монастырские службы, начиная с самых черных работ, при
строгом посте, «изнуряя плоть свою по вся дни, бодрствуя и молясь по вся
нощи». Так усвоялось первое и основное качество инока, отречение от своей
воли, послушание без рассуждения. Проходя эту школу физического труда и
нравственного самоотвержения, подвижник вызывал среди братии удивленные
толки, опасную для смирения «молву», а пустынная молва, по замечанию одного
жития ничем не отличается от мятежной городской славы. Искушаемому
подвижнику приходилось бежать из воспитавшей его обители, искать безмолвия
в настоящей глухой пустыне, и настоятель охотно благословлял его на это. Но отшельник не всегда переходил из воспитавшей его обители прямо в
пустыню, где суждено ему было основать свой монастырь. Многие долго
странствовали по другим монастырям и пустыням. Ученик Сергия Радонежского В Древней Руси различали три вида иноческой жизни: общежитие, житие особное и отходное. Общежительный монастырь - это монашеская община с нераздельным имуществом и общим хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой, с распределением монастырских работ между всей братией. Ничего не считать своим, но все иметь общее - главное правило общежития. Отходному житию посвящали себя люди, стремившиеся жить в полном уединении, пощении и молчании. Оно считалось высшей ступенью иночества, доступной лишь тем, кто достигал иноческого совершенства в школе общего жития. Особное житие предшествовало монастырскому общежитию и было
подготовительной ступенью к нему. Оно было очень распространено в Древней На первых порах, когда устраивался монастырь, братия вела усиленно трудовую жизнь, терпела «монастырскую страду». По задачам иночества монахи должны были питаться от своих трудов, а не жить подаяниями мирян. Среди основателей и собиравшейся к ним рядовой братии пустынных монастырей встречались люди из разных классов общества - дворяне, купцы, промышленники, ремесленники, иногда люди духовного происхождения, очень часто крестьяне. Общежительный монастырь под руководством деятельного основателя
представлял рабочую общину, в которой занятия строго распределялись между
всеми, каждый знал свое дело. Устав белозерских монастырей Кирилла и Так помыслы о пустынном безмолвии завершались образованием монашеской
общины. Причиной такого уклона была связь с крестьянской колонизацией. В отличии от пустынных, мирские монастыри строились при содействии городского или сельского общества. Монастырь был нужен городу или сельскому округу, чтобы было где постричься в старости и при смерти, и «устроить душу» посмертным помилованием. Высший иерарх, митрополит или епископ, строил монастырь, чтобы
отдыхать там от пастырских трудов и успокоиться по оставлении паствы. Братия, которую набирали в мирские монастыри для церковной службы, имела значение наемных богомольцев и получала жалование из монастырской казны, а для вкладчиков монастырь служил богадельней, в которой они своими вкладами покупали право на пожизненное «прекормление и покой». РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ОТ НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЯ И ДО НАШИХ ДНЕЙ. Февраль 1917г. поставил Русскую Православную церковь в совершенно новое и необычное для нее положение. Впервые со времен Петра 1церковь освобождалась от подчинения государству. Руководство православной церкви признало Февральскую революцию. 9 марта 1917 г. Святейший синод призвал верующих…“довериться Временному правительству, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни”. Самой церкви теперь коренным образом предстояло изменить свою жизнь. Идеи созыва соборов и восстановления патриаршества высказывались в среде духовенства и общественности еще в Х1Х в. В 1905 г. члены Святейшего синода даже предложили царю созвать собор и избрать патриарха. Николай l l отвечал, что столь великие дела не должны совершаться в такое тревожное время. По иронии судьбы время, в которое их пришлось осуществлять, оказалось еще более тревожным. 15 августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля открылся Через три дня после Октябрьского переворота, 28 октября, Собор принял решение о восстановлении в Русской Православной церкви патриаршества, упраздненного в 1703 г. 5 ноября на патриарший престол был избран митрополит Тихон. Работа ДЕКРЕТ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ 20 января 1918 г. Совнарком принял Декрет о свободе совести, который Декрет также “отделял школу от церкви”. В школах запрещалось преподавание Закона Божьего. Кроме того, декрет лишал церковь и различные религиозные общества права иметь собственность. Все их имущество должно было перейти в распоряжение государства. Декрет, особенно последнюю его часть, духовенство восприняло как гонение на церковь. Поместный собор Русской Православной церкви заметил об этом: “Доселе Русь была святой, а теперь хотят сделать ее поганой”. В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ После Октября патриарх Тихон сначала выступал с резкими обличениями Тем не менее около 10 тысяч представителей православного духовенства оказались в числе жертв гражданской войны. Большевики расстреливали священников, служивших благодарственные молебны после падения местной Советской власти. В городе Петропавловске местного епископа и священников казнили за то, что они “встречали колокольным звоном вошедших в город белогвардейцев”. На самом деле взятие города просто совпало с началом вечерней службы. В 1918 г. без суда был расстрелян митрополит Киевский Владимир, вручивший Тихону при избрании патриарший посох. За попытку помочь арестованной царской семье красноармейцы утопили в реке Туре епископа Тобольского Гермогена. Его живым привязали к пароходному колесу. Власти поддерживали антицерковные настроения в обществе. В дни православных праздников устраивались карнавалы безбожников, высмеивающие Бога, святых и церковные обряды. В Тамбове в насмешку над верующими был даже установлен памятник Иуде В 1919-1920 гг. Власти провели кампанию “вскрытия мощей святых угодников”, которая вызывала возмущение у верующих и духовенства. Были вскрыты мощи Александра Невского, Тихона Задонского, Сергея Радонежского, десятков других православных святых. В некоторых местах протесты верующих пршлось усмирять даже с помощью войск. ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В 1921 г. Поволжье охватил очень сильный голод. Патриарх Тихон призвал оказать голодающим международную помощь и создал Всероссийский церковный комитет помощи голодающим. Он выразил готовность пожертвовать голодающим часть храмовых ценностей. Однако государство отказалось принять помощь церковников. Созданный церковный комитет был запрещен. 19 февраля 1922 г. патриарх Тихон разрешил жертвовать в пользу голодающих церковные ценности, “не имеющие богослужебного употребления”. Но уже 23 февраля власти ВЦИК приняли решение изъять из храмов все ценности на нужды голодающих. Изъятия церковных ценностей начались по всей стране. Надежда Мандельштам так описывала сцену одного из подобного изъятий: Патриарх Тихон в послании 28 февраля резко осудил изъятия церковных ценностей и назвал их святотатством. В ряде мест вспыхнули протесты верующих против изъятий.15 марта такие
волнения произошли в Шуе. На городской Соборной площади собралась толпа
верующих, с колокольни стали бить в набат. По официальному сообщению, толпа
встретила подъехавшую конную милицию угрозами и кидала в нее поленья. Вскоре после событий в Шуе, 19 марта, В. Ленин направил членам И подводил итог: ”Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет не о каком сопротивление они не смели думать”. По всей стране в 1922-1923 гг. прокатилась волна арестов и судов над духовенством и верующими. Арестовывали за утаивание ценностей или за протесты против изъятий. 26 апреля 1922г в Москве открылся “процесс 54-x” священников и мирян, обвиняемых в сопротивление изъятию ценностей. В качестве главного свидетеля суд несколько раз вызывал патриарха Тихона. 8 мая революционный трибунал вынес 12 смертных приговоров подсудимым (расстреляли пять человек). На следующий день, 9 мая, был взят под домашний арест и сам патриарх 9 июня начался суд над священниками и верующими в Петрограде (всего
судили 86 человек ) . 5 июля десять обвиняемых, в том числе митрополит Почти каждый день газеты сообщали о новых арестах священников судах
над ними. Показательные процессы шли более чем в 20 городах. Аресты и
расстрелы коснулись не только православного духовенства. Так, в марте 1923
г. приговорили к расстрелу главу католической церкви в России кардинала Яна “ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ” (ОБНОВЛЕНЦЫ) Весной 1922 г. в православной церкви стали возникать группы, получившие общее название “обновленцы”. Всех их роднило то, что они выступали за тесное сотрудничество с Советским государством. В остальном их программы были очень различны. Самые крайние обновленцы призывали к слиянию всех религий, например, “Свободная трудовая церковь”. А умеренный “Союз церковного возрождения” во главе с архиепископом Антонином (Грановским) требовал только небольшого изменения обрядов (проведения богослужения на русском языке и т. п.). Все обновленцы боролись против патриарха Тихона и его сторонников и
потому пользовались широкой поддержкой властей. Философ Николай Бердяев,
вызванный в 1922 г. на Лубянку, вспоминал, как “ был поражён, что коридор и
приёмная ГПУ были полны духовенством. Это всё были живоцерковники. На меня
всё это произвело тяжёлое впечатление. К “живой церкви” я относился
отрицательно, так как представители её начали своё дело с доносов на Одно из течений обновленцев - группу “Живая церковь” - возглавлял петроградский священник Владимир Красницкий. До революции он был убеждённым монархистом и черносотенцем. Теперь же его вместе с группой соратников принимал сам “ всесоюзный староста” Михаил Калинин. В 1922 г. “протопресвитер” В. Красницкий был назначен настоятелем храма Христа Спасителя. Прихожане - “тихоновцы” встречали его возле храма гнилыми яблоками и горшками с помоями, так что милиции приходилось брать его под охрану. Другую обновленческую группу - “Союз общин древлеапостольской церкви”
возглавлял один из наиболее ярких лидеров обновленческого движения
протоиерей Александр Введенский. Обладатель шести дипломов о высшем
образовании, он ещё после Февраля вошёл в группу духовенства, стоявшую на
позициях христианского социализма. Писатель Варлам Шаламов так описывал эту Публичный диспут с наркомом Анатолием Луначарским о существовании После ареста патриарха Тихона обновленцам при поддержке властей в течение года удалось подчинить себе большую часть приходов страны. Правда, обновленческие храмы пока пустовали: большинство верующих не желали в них идти. 29 апреля 1923 г. обновленцы открыли в Москве “Второй Поместный собор Собор обновленцев разрешил епископам вступать в брак, а овдовевшим священникам - жениться вторично. Священники - обновленцы коротко стриглись, часто надевали гражданскую одежду. В июле 1923 г. патриарх Тихон принял решение “раскаяться в своих проступках против государственного строя” и был выпущен на свободу. Это нанесло сокрушительный удар по обновленческой церкви. Десятки и сотни священников, перешедших к обновленцам, приносили теперь покаяние Тихону. Ряды приверженцев “живой церкви” таяли на глазах. В 1925 г. на своём соборе обновленцы отказались от всех нововведений: женатого епископата, второбрачия священников и т.п. Это означало по существу конец обновленчества, хотя формально “Обновленческая церковь” во главе с А. Введенским существовала вплоть до послевоенных лет. ДЕКЛАРАЦИЯ СЕРГИЯ 1927 ГОДА После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не позволили провести собор для избрания нового патриарха. Во главе церкви встал патриарший местоблюститель митрополит Пётр (Полянский). Но через семь месяцев он был арестован и, так никогда и не выйдя на свободу, погиб в 1936 г. В управление церковью вступил его заместитель митрополит Сергий (Иван В декабре 1926 г. власти арестовали и Сергия. Однако через несколько месяцев он был освобождён. 29 июля 1927 г. он подписал “Декларацию митрополита Сергия”. В ней
говорилось: “Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Арестовывать духовенство, закрывать храмы продолжали и после публикации “Декларации “. Достаточно сказать, что из семи архиереев, подписавших “Декларацию “ вместе с Сергием, трое были арестованы и погибли в 1937 - 1938 гг. В то же время иногда в обмен на новые уступки власти шли на некоторые
послабления в отношении церкви. В феврале 1930 г. советские газеты
напечатали выступление митрополита Сергия, в котором он говорил: “ Гонения
на религию в СССР никогда не было и нет. Исповедание любой веры в СССР
свободно и никакими государственными организациями не преследуется. В 1942 г. Сергий в книге “ Правда о религии в России” привёл слова
патриарха Филарета (ХУ11 в.): “Церковь молится за государственную власть не
в надежде на выгоду, а во исполнение своего долга, указанного волею РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ В ходе гражданской войны (1918 - 1921) около 25 митрополитов и
епископов Русской Православной церкви оказались за границей, в эмиграции. Декларация митрополита Сергия 1927 г. окончательно разорвала отношения между этой частью духовенства и Московской патриархией. Сергий потребовал от заграничного духовенства “полной лояльности к Советскому правительству”. В сентябре 1927 г., вскоре после публикации декларации Сергия, в
сербском городе Сремски Карловцы состоялся собор заграничного духовенства
из десяти архиереев во главе с митрополитом Антонием (Алексеем Собор заявил, что “послание митрополита Сергия составлено не
свободно, а под сильным давлением гонителей нашей Святой Церкви -
большевиков”. Ввиду этого собор постановил, что отныне “заграничная часть Русская Зарубежная церковь стояла на позиции решительной борьбы с После декларации Сергия прекратили отношения с Москвой также приходы, Отделились от Москвы и западноевропейские приходы, перейдя в подчинение патриарха Константинопольского. ИСТИННО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В Советском Союзе значительная часть духовенства во главе с митрополитом Ленинградским Иосифом (Петровых) не поддержала декларацию митрополита Сергия 1927 г. Несогласные с декларацией священники и верующие образовали несколько
групп под общим названием “катакомбная”, или “Истинно Православная
церковь”. Называли их также “непоминающими” за отказ поминать в молитвах Истинно православные христиане отказывались от участия в любых советских мероприятиях-выборах, доже в переписях населения, а от службы в армии. Свои богослужения они проводили подпольно, в тайных домашних церквах. Вскоре почти все истинно православные христиане оказались в лагерях и ссылках. Отказ ставить подписи в любых официальных бумагах и здесь сильно затруднял их жизнь. Аресты истинно православных христиан за “антисоветскую деятельность” не прекращались вплоть до 70-х и начала 80-х гг. ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ВОЙНЫ. В первый же день Великой Отечественной войны митрополит Сергий обратился к верующим с посланием, призывая их встать на борьбу с врагом. В нём он четко перечислял задачи, которые готова взять на себя церковь: “Нам, почтарям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорчённого не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божьей”. “Господь нам дарует победу”, - заключал он своё послание. Позднее, в ноябре 1941 г., Сергий писал: “Прогрессивное человечество объявило Гитлеру священную войну за христианскую цивилизацию, за свободу совести и веры “. Уже с начала войны наметился некоторый перелом в отношении церкви и государства. Осенью 1941 г. прекратили выходить все антирелигиозные издания. Перестал подавать признаки жизни “Союз воинствующих безбожников” с его тремя миллионами активистов. 30 декабря 1942 г. митрополит Сергий признал верующих к сбору средств на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Через несколько дней И. Сталин впервые направил Сергию телеграмму, где поблагодарил “православное русское духовенство и верующих за заботу о бронетанковых силах Красной Армии”. Всего в годы войны церковь собрала на военные нужды свыше 300 млн.
рублей. Колонна имени Дмитрия Донского из 40 танков “Т-34” была передана На собранные Русской Православной церковью средства была также построена эскадрилья боевых самолётов имени Александра Невского. Немцы на оккупированных территориях не возражали против открытия храмов, и церкви вновь стали открываться сотнями. Группа православного духовенства во главе с митрополитом Литовским Сергием (Воскресенским) приветствовала освобождение от Советской власти. (Позднее Сергий был убит немцами) Московского Сергия они называли заложником Кремля, а его деятельность объясняли нажимом властей. 7 октября 1941 г. власти предписали митрополиту Сергию покинуть Митрополит Сергий и его патриархия оставались в эвакуации в Десятки священников во время войны были расстреляны немцами за помощь партизанам. Несколько киевских священников были казнены за чтение в храмах патриотических воззваний митрополита Сергия. Многие священники воевали в партизанских отрядах и армии, были награждены боевыми орденами. В течение длительной блокады Ленинграда в городе не переставали действовать восемь православных храмов. ВСТРЕЧА СТАЛИНА С ДУХОВЕНСТВОМ В начале сентября 1943 г. митрополит Сергий вернулся в Москву. 4 сентября у него дома неожиданно раздался телефонный звонок: Сергия пригласили на встречу в Кремль. В ночь на 5 сентября за пышно накрытым столом встретились И. Сталин, Митрополит Сергий пожаловался, что церкви не хватает священников. “А почему у вас нет кадров? Куда они делись?”- спросил Сталин. “Кадров у нас нет по разным причинам, - дипломатично ответил Сергий. - Например, мы готовим священника, а он становится Маршалом Советского Союза”. Сталин усмехнулся. “Вам нужно готовить новые кадры”– сказал он. Митрополиты попросили разрешения открыть курсы для подготовки священников. “Какие там курсы! - воскликнул И. Сталин. - Академии духовные вам необходимы, семинарии нужны. К этому делу надо приучать с малолетства”. Митрополиты заметили, что было бы неплохо выпускать церковный календарь с богослужебными текстами. В ответе Сталин предложил большее - возобновить выпуск “Журнала Московской патриархии”. Сергий высказал пожелание созвать церковный собор и избрать нового патриарха. Не будет ли правительство против? “Это ваше внутрицерковное дело”, - ответил Иосиф Виссарионович. Сталин также сообщил митрополитам, что при Совнаркоме создаётся Совет
по делам Русской Православной церкви во главе с Георгием Карповым. 5 сентября “Правда” и другие газеты на первой полосе сообщили о
состоявшейся в Кремле беседе. В столицу на самолётах были доставлены из
ссылок и лагерей православные архиереи (всего их собралось 18 человек). Уже Вновь стал выходить ежемесячный “ Журнал Московский патриархии”,
закрытый в 1935 г. К 1945 г. в стране действовали уже восемь духовных
семинарий (правда, в 1917 г. их было 57) и две духовные академии - Открывались сотни закрытых прежде храмов. В целом в политике государства по отношению к церкви произошёл коренной поворот. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕ СЕРГИЯ 15 мая 1944 г. скончался патриарх СЕРГИЙ, возглавлявший церковь в
самые трудные годы. Поместный Собор в феврале 1945 г. избрал новым
патриархом единственного кандидата - митрополита Ленинградского Алексия Алексий и его преемник Пимен (Сергий Извеков.1971 - 1990 гг.) продолжали политику Сергия, стараясь избегать любых разногласий с властью. В 1948 г. в Москве собралось Международное совещание православных церквей. В принятом обращении осуждались “благословения, исходящие из крепости католицизма - Ватикана и гнезда протестантизма - Америки, новой войне и хвалебные гимны атомным бомбам, предназначенным для уничтожения жизни на Земле”. Решения совещания как бы придавали противостоянию Востока и Запада религиозную окраску. Позднее, однако, эта идея дальнейшего развития не получила. С 1961 г. ВО ВРЕМЯ “ОТТЕПЕЛИ” После смерти И. Сталина политика властей по отношению к церкви вновь ужесточилась. Летом 1954 г. появилось решение ЦК партии об усилении антирелигиозной пропаганды. С резкой речью против религии и церкви тогда же выступил Никита Хрущёв. Возобновились массовое закрытие и сносы храмов всех вероисповеданий. Летом 1964 г. был взорван храм Преображения - кафедральный собор митрополита Московского. Верующие отказались в назначенный день покинуть собор и продолжали богослужение. Их выдворяли с помощью милиции. В 1961 г. был вновь запрещён колокольный звон в Москве и многих других местах. В 1960 г. власти потребовали проведения церковноприходской реформы. В период подготовки реформы восемь епископов публично протестовали против неё. Однако через год патриарх Алексий, а затем и собор епископов согласились с её провидением. В 1965г. против реформы снова протестовали восемь архиереев во главе
с архиепископом Калужским Гермогеном и священники Николай Эшлиман и Глеб ВО ВРЕМЯ “ПЕРЕСТРОЙКИ” В годы “перестройки” (с марта 1985г.) в политики государства по отношению к церкви вновь произошел поворот. Стали открываться новые храмы всех вероисповеданий. Православной церкви были возвращены Киево-Печёрская лавра, Оптина Пустынь и другие монастыри. В 1988г православная церковь торжественно отпраздновала тысячелетие Крещения Руси. Роль церкви в государственной жизни стала возрастать. В марте 1989г. впервые в советской истории церковные деятели стали депутатами СССР. Среди них были патриарх Пимен и его будущий приемник митрополит Алексий (Ридигер) Третьего мая 1990г. 80-летний патриарх Пимен скончался. Русскую Список литературы: 1991г. ----------------------- Христианский гуманитарно-экономический университет Курсовая работа: Студента 1-го курса факультета психологии Начвинова Валерия Анатольевича Тема: История Русской Православной Церкви .
Защищена Оценка “___” ______________ 1999 г. “___________” г. Одесса, 1999 г.
|
|