| |||
Реферат: Русская культура второй половины XIII-XVI вв.Оглавление Введение 3 1. Просвещение. Накопление знаний 6 2. Фольклор. Литература 8 3. Живопись 14 4. Архитектура 19 5. Прикладное искусство 23 Быт 25
Введение Культура – понятие историческое и многогранное. Каждый человек, живущий в своей стране, должен знать ее историю, особенно культуру. Без знания культуры прошлых лет невозможно понять то, что чувствовали люди в тот период времени, какие внутренние процессы давали толчок к ее развитию, какие особенности в культуре (архитектуре, литературе, живописи, образовании) были налицо, а какие менее заметны, что влияло на ее становление и развитие (влияние разных стран на жизнь России было огромным). В своем реферате я исследую русскую культуру второй половины ХIII-ХVI
вв., потому что в это время Россия стала возрождаться после нашествия
монголов. Это нашествие нанесло страшный урон всему. Сожженные города и
селения, храмы и крепости, запустевшие пашни, гибель ремесленных мастерских
и увод в плен их хозяев – из тех, кто остался в живых; безвозвратная потеря
выдающихся творений иконописцев, зодчих, авторов летописных сводов и житий
святых, повестей и сказаний, русских и иноземных - таков был печальных итог
кровавого смерча, обрушившегося на русские земли. Б.А.Рыбаков в книге о
ремесле Древней Руси убедительно показал гибельные последствия монголо-
татарского погрома для ее судеб: многие ремесла пришли в упадок; некоторые
из них возродились только в конце ХIV-ХV вв. По наблюдениям М.Н.Тихомирова,
переписка книг, тоже, почти прекратившаяся после нашествия народов Повседневные потребности и заботы заставляли русичей после иноземных
вторжений браться за топор и соху. На место сожженных изб и хоромов
ставились новые, распахивались пашни. Там, где возможно, возобновляли
работу ремесленники. Жизнь, несмотря на горькие потери и новые
кровопускания ордынцев, требовало свое, и потоки тех несчастных, что
погибли в тяжкую годину ордынского нашествия или пострадали от него, но
остались в живых, могли одно-два столетия спустя с гордостью сказать, что Пример возрождения культуры России я буду рассматривать на таких видах искусства, как просвещение и накопление знаний, фольклор и литература, живопись, архитектура и прикладное искусство. В данном реферате я взял период с ХIII по ХVI вв. потому что, как уже
говорилось выше, Русь начала возрождаться после «Батыева нахождения»[1]. Когда я решил написать реферат на такую тему, то возникла небольшая
проблема, где взять книги, которые бы лучше подошли для моей
исследовательской работы. Первой попавшейся книгой была «История России с
древнейших времен до конца ХVII века» Н.А.Сахарова, А.А.Новосельцева, Целью моей исследовательской работы было показать, что русская культура развивается в постоянных поисках, о чем свидетельствует сама история. Хотя на нее оказывали влияние культура Запада и Востока, но она создавала свои собственные, отечественные традиции, не ограничиваясь копированием чужих образцов. Глава I. Просвещение. Накопление знаний Русь отнюдь не была сплошь неграмотной. Знание письма, счета
требовалось во многих отраслях хозяйственной и иной деятельности. В распоряжении ученых, несмотря на все потери Батыевой эпохи и более
поздних ордынских «ратей», имеется все же немало рукописного материала за Накапливались практические наблюдения, знания по строительной
технике (необходимы были при возведении зданий), динамике (расчеты
дальности полета камней, ядер из стенобитных и прочих приспособлений; из
пушек, которые появились в конце ХIV в.), прикладной физике (чеканка
монеты, литье пушек, сборка и починка часовых механизмов), прикладной химии Описание явлений природы (затмения, землетрясения и т.д.) довольно
часты в летописях. Пользовались популярностью переводные сочинения – Круг географических знаний расширяли русские путешественники. Они
оставляли описания своих странствий. Таковы новгородец Стефан, побывавший в Этапное значение имело появление в России книгопечатания. Еще Иван Фольклор. Литература После монголо-татарского нашествия тема борьбы с ненавистной Ордой
становится ведущей в устном народном творчестве. Старые персонажи в новых
редакциях былин, новых былинах спасают Киев от ордынских туменов (былина об В тексте конца ХV-ХVI в. Добрыня Никитич не только не везет дань Та же антиордынская тема разрабатывается в литературе ХIV-ХV вв. С
нею тесно связана другая – тема киевского и владимирского наследия,
необходимости объединения русских земель. После Батыева нашествия
составляются повести и сказания – о разорении Рязани, Евпатии Коловрате и
мн.др.; позднее – о Куликовской битве («Задонщина», «Сказание о Мамаевом
побоище»[5] и пр.), нашествии Тохтамыша на Русь в 1382г. Эти и многие иные
сочинения включают в летописные своды. Летописание, после спада второй
половины ХIII в., набирает силы в ХIV в., особенно в ХV в. Своды, в начале
которых обычно помещают «Повесть временных лет» и тем самым подчеркивают
идею преемственности в развитии Руси, ее культуры с киевских времен,
составляются в разных центрах. А те старались укрепить свою независимость Враждебные по отношению к Москве позиции отразили некоторые летописи Обзор всемирной истории давали Хронографы ХV-ХVI вв. «Жития» князей, иерархов церкви, причисленных к лику святых,
прославляют их деятельности (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Имели хождение переводные литературные сочинения; из них, а также
различных сборников (например, «Пчела» - свод афоризмов знаменитых авторов)
образованные русские люди черпали мысли, изречения Демокрита, Аристотеля, В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков ХIV-ХVI вв. (они не
сохранились, их содержание реконструируют по сочинениям оппонентов-
ортодоксов, постановлениям церковных Соборов) проповедуются смелые суждения
о необходимости «дешевой» церкви, ненужности церковных таинств (причастие и
пр.), икон. Оспаривали они тезисы о троичности Бога, непорочном зачатии. Эти реформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушены в начале и середине ХVI в., когда еретиков, преданных анафеме, сжигали на кострах, ссылали, лишали церковного сана. Примечательная черта ХVI в. в области литературы – расцвет публицистики. Авторы слов, посланий, поучений, трактатов развивают идеи централизации, усиления великокняжеской, царской власти, роли церкви, о положении крестьянства и др. Окольничий Ф.И.Карпов, живший при Василии III, считал, что светская
власть должна основывать свои действия на «законе» и «правде», подчинять - Понял, какими вредными и неугодными путями, хромыми ногами, со слепыми очами ныне ходит земная власть и весь род человеческий. - В наши времена начальники не заботятся о своих подвластных и убогих, но допускают, чтобы их притесняли несправедливые приказчики, которые не заботятся о том, чтобы пасти порученное им стадо, но заставляют жить в тяжких трудах и терпении. Ему вторит Максим Грек (до пострижения – Михаил Триволик), его
современник, знаток античной философии литературы. Афонский монах, приехав
в 1518 г. в Россию в качестве переводчика, так в ней и остался. Ученый инок
тоже полагает, что светская власть должна покоиться на правде, милости Максим Грек и князь Вассиан Патрикеев, из нестяжателей, обличают монастыри за жажду накопительства, ростовщичество, спекуляцию хлебом и прочие грехи. «Ради имений и славы», - писал В.Патрикеев, - монахи забывают о Христовых заветах; плохо относятся к своим крестьянам: - Убогую братью, живущую в наших селах, всячески оскорбляем. Он же призывает к соблюдению евангельских принципов: - Не подобает монастырям владеть селами. - Сел не держать, не владеть ими, но жить в тишине и безмолвии, питаясь трудом своих рук. Отношение монахов к крестьянам возмущает и М.Грека: они «истязают их бичами за большие процентные долги, которые они не в состоянии уплатить; или же лишают их свободы и записывают себе навсегда в рабство; или, лишив их имущества, изгоняют бедных с пустыми руками за своих мест»[9]. Он тоже против того, чтобы монастыри имели села и, тем самым, зависимых крестьян. В послании об Афонской горе пишет о монастырских старцах, которые живут своим трудом. В середине и третьей четверти столетия выступает со своими сочинениями целая плеяда публицистов. И.С.Пересветов осенью 1549 г. подал предложения о проведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному. Изложены они в форме челобитных и сказаний о взятии Магмет-салтаном Царьграда. Он – убежденный сторонник сильной самодержавной власти в России. Монарх должен опираться на сильное и постоянное войско, ибо «воинниками он силен и славен». «Вельмож» нужно держать в повиновении, страхе: - Царю нельзя быть без грозы; как конь под царем без узды, тако и царство без грозы[10]. Для проведения успешной внешней политики (ее задачи, в частности, - присоединение Казани, освобождение славян от турецкого ига) необходимы нововведения – денежное жалованье «воинникам» - опоре царя и его политики; централизация финансов, суда. Будучи гуманистом, он, как Карпов и др., - противник холопства, поборник «правды» в деятельности людей («Бог не веру любит.[а] правду»), книжного учения, философской «мудрости». Монарх, по его представлению, должен быть мудрым, сильным человеком, а государство – светским и суверенным. Ермолай-Еразм, священник кремлевской церкви, иосифлянин по убеждениям,
противник нестяжателей и еретиков, предлагает облегчить положение крестьян Из убеждения в необходимости «праведного стяжания» (т.е.прибыли) исходит Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле, духовник царя, одно время очень близкий к нему (1550-е годы). Идеи эти развиваются в «Домострое» - своде житейских, моральных правил, поучений, который он редактировал. Мысли о сильной самодержавной власти, централизации характерны для
рада летописных, повествовательных памятников: Летописца начала царства
царя Ивана Васильевича (50-е годы). Лицевого свода (60-70-е годы), Несомненно, самые выдающиеся публицисты опричной поры – не кто иной,
как сам царь Иван Грозный и его оппонент князь Андрей Михайлович Курбский. С осуждением говорится о действиях Василия III в пору окончательного присоединения Пскова к России (1510) в Летописном своде 1567 г. Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря; об опричниках-душегубах – в новгородских летописях (например, о погроме Новгорода в 1570 г.). Патриотизмом и гордостью пронизана «Повесть о прихождении Стефана Живопись Эпоха национального подъема времени Куликовской победы, включившая и
годы подготовки к отпору извечному врагу (60-е и 70-е годы ХIV в.), и время
после подвига русичей в ожесточенной схватке с Мамаем, вызвала к жизни
небывалый расцвет культуры. Ярче всего он выразился в живописи – фресковой,
иконописной. Выдающееся место в ней заняла новгородская школа. Это – фрески Мощная кисть Феофана Грека (Гречина) прославила новгородское и
московское искусство. В Новгород он приехал в 1370-е годы. До этого работал
в Константинополе, Галате, Халкидоне, Кафе. В его творчестве сплавились
византийские и русские черты живописного мастерства. Он оказал несомненное,
и большое, влияние на русских живописцев. В Новгороде она расписывал
фресками церкви Преображения на Торговой стороне, Спаса на Ильине. Из его
школы вышли мастера, работавшие над упомянутыми выше фресками и церквей В 1390-е годы Феофан Грек переехал в Москву. Здесь он расписывал
кремлевские храмы – церковь Рождества Богородицы и придел Лазаря к ней Для Благовещенского собора в Нижнем Новгороде великий живописец создал иконостас; сохранилась, к сожалению, лишь его часть. А московские росписи совсем не дошли до нас. Известность и признание, которые Феофан получил на Руси,
засвидетельствовал Епифаний Премудрый, известный автор «житий» святых, в
том числе Сергия Радонежского. Он пишет о художнике, как «изографе»
нарочитом и живописце изящном во иконописцах», «преславном мудреце», Его младший современник Андрей Рублев, величайший русский живописец
средневековой Руси, родился в 1360-е годы или 1370-е годы, скончался около Рублеву или его ученикам приписывают и другие работы, например, в Самое прославленное произведение Рублева – «Троица» из иконостаса Иконы и фрески Рублева, он сам упоминаются в летописях. Иконы его
дарили друг другу знатные люди. А стоглавый собор 1550 г. постановил: Писание икон в ХV в. стало занятием многих людей, и они широко
распространялись по всей Руси. Их сюжеты оставались традиционными – сцены и
персонажи Ветхого и Нового Завета. Но нередко появляются и светские мотивы. Московская живопись отмечена немалыми достижениями к концу ХV
столетия. Связано это с творчеством выдающихся мастеров – Дионисия и его
школы. Он сам и его помощники украшали фресками соборы Иосифо- На рубеже ХV-ХVI столетий, с одной стороны, определяется преобладание
московской живописной школы в России; с другой – усвоение ею традиций
местных школ, которые постепенно нивелировались под влиянием общерусского
культурного центра, каким стала Москва с ее мастерами, идеями,
устремлениями. Парадность, торжественность, праздничность, ликующая
возвышенность не могли не трогать сердца русских людей того славного и
сложного времени. Но нарастали, и тогда, и позднее, черты официозности,
возвеличения самодержавия. С этим причудливо сочетались черты реализма,
пробивавшиеся сквозь толщу догматических, консервативных устоев в живописи,
как и в целом в культуре. Например, в росписях царских палат, сделанных
после «великого» московского пожара 1547 г. (а наблюдал за работой сам
царский Сильвестр), преобладающее место заняли не церковные, а светские, в
том числе исторические, темы. Подобные «вольности» вызвали протест
поборников старины, традиционалистов. В частности, влиятельный царский дьяк В середине века, после взятий войсками Ивана Грозного Казани,
появилась икона «Церковь воинствующая», посвященная этому важному событию. Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость
рисунка характерны для икон «Строгановской школы». Ее представители В целом живопись конца ХV-ХVI в. дала русскому искусству немало –
мастерство в рисунке, яркость красочной гаммы, радостное ощущение бытия,
подъем национального духа. Но одновременно наблюдаются известный отход от
могучих образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырского Архитектура В зодчестве происходят те же процессы, что и в живописи. После его
захирения в конце 1330-х-1340-х годах, оно возрождается полстолетия спустя
или даже позднее. В конце ХIII-ХIV в. построили, например, белокаменную На смену деревянным стенам и башням Московского Кремля при великом князе Дмитрии Ивановиче пришли белокаменные (1367). Митрополит Алексей возвел каменные собор и трапезную Чудова монастыря в том же Кремле. В конце этого и начале следующего столетия появляется довольно много храмовых сооружений – в Андроникове, Вознесенском, Симонове и других монастырях, кремлевская церковь Рождества Богородицы. Соборы, церкви строятся и в других городах – Твери, Звенигороде, Немалое церковное строительство велось и во Пскове. Здесь же, а также Много строили в Новгороде ХV в. Именно тогда при архиепископе Евфимии Новгородские, московские и иные зодчие нередко строили по старым образцам, например ХII столетия. При этом новгородские заказчики стремились подчеркнуть и сохранить «старину и пошлину» своего города и земли, московские исходили из идеи общерусского единства, несомненно при этом, - под главенством своего государя. Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа ХV-ХVI в. стало возведение зданий Московского Кремля. Старые, обветшавшие постройки заменили новыми; это – Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы; храм-столп Ивана Великого. Для торжественных приемов построили Гранатовую палату. Целый комплекс зданий составил дворец великого князя. Наконец, появились новые крепостные стены и стрельницы (башни). Кремлевское строительство, обширное и выдающееся по своему значению Естественно, с еще большим размахом строили в ХVI в. По всей стране
возводили много церквей, соборов. Некоторые из них заняли выдающееся место
в отечественной и мировой архитектуре. Такова, например, знаменитая церковь В разных концах обширного уже тогда государства растут крепости,
опоясывающие, словно ожерелье, его центральную часть, столицу Москву. То же Прикладное искусство В ХIV в. возрождаются и набирают силы различные отрасли прикладного
искусства. Это – украшение жилищ (изб, теремов) деревянной резьбой, роспись
глиняной посуды, изготовление окладов рукописных книг, миниатюр к их
текстам и др. Правда, многое не дошло до нас по разным причинам (пожары,
хищения ордынцев и пр.), но кое-что сохранилось. Например, к 1339 г.
относится «Сийское Евангелие», переписанное «в граде Москове»; в 50-е годы
два мастера – Иоанн Тетеша и Лукьян – делают такую же работу, переписывают
два Евангелия. Многие книги изготовляют в ХIV-ХV вв. в монастырях Троице- Тверской мастер Прокопий, по заказу своего великого князя, пишет
миниатюры к рукописи сочинения византийского хрониста Георгия Амартола. Высокого совершенства достигают мастера сканого (филигранного),
чеканного, литейного, ювелирного дела, шелкового шитья. Резчиками по дереву
славился в ХV-ХVI вв. Троице-Сергиев монастырь. Сохранилась пелена для этой
обители, вышитая Софьей Палеолог, женой Ивана III (1494). Из мастерской Расцвет переживали искусство басменного тиснения, скани, эмали. Глава II. Быт Быт жителей Руси, России отличался устойчивостью. Но отнюдь не затхлым
консерватизмом, вековечным застоем, как иногда изображалось в литературе. Подавляющее большинство жилищ той поры – полуземляночные и наземные Естественно, размеры избы, резьба на ней и проч. зависели от положения хозяина – бедняка или богатея. Некоторые люди, из особо знатных, имели дома из нескольких срубов, с переходами, лестницами, крылечками, резными украшениями. Такие постройки, прежде всего у князей и бояр, напоминали дворцы большего или меньшего размеров. Разной была и обстановка в доме. У тех, кто победней, - деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых – те же предметы, еще табуретки, покрытые красивой резьбой, живописью; на них – подушки, валики; к ногам ставили маленькие скамеечки. Освещали избы лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных завелись сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные «шандалы», те же подсвечники, или светильники с растительным маслом. Князья, бояре, купцы ходили в длинных, до пят, одеждах с вышивками и драгоценными каменьями; бедняки – в простых рубашках с поясом, коротких одеждах – из домотканого сукна, беленого холста. Зимой простонародье носило медвежьи шубы («нетуть беды ходити хотя и в медведине», по словам Нифонта, новгородского епископа)[21]; его обувь – лапти из лыка. У богатых – шубы из дорогих мехов, кожухи, опашни, однорядки для мужчин; те же шубы и опашни, а также кортели, летники, телогреи – для женщин; все это – из иноземных атласа, бархата, камки, сукна; украшались они соболями, каменьями, жемчугом. К богатым одеждам питали склонность и монахи. В одном духовном завещании (1479) говорилось об их «неправедном житии», запрещалось «ни немецкого платиа носити, ни с пухом шуб носити». Митрополит Даниил (первая половина ХVI в.) укоряет молодых вельмож,
которые коротко стригут волосы, бреют или выщипывают усы и бороду, красят
щеки и губы, как женщины, и тем нарушают обычаи русской старины. То же – с
одеждой и обувью, чересчур, на его взгляд, роскошными и к тому же
неудобными (от красных сапог, очень тесных, этим щеголям приходится Посуда бедняков – из дерева (бочка, кадь, ведро, корыто, ночва – лоток, чум – ковш, кош – корзина, чашка, ложка), глины (горшок, черпачок, корчаге – большой сосуд); кое-что, но немногое – из железа и меди (котлы для варки еды, кипячения воды). У богатых – те же предметы, но больше – металлических, вплоть до (у князей, бояр) золотых и серебряных; к тому же разнообразнее (кроме названных, - кубки, братины, чарки, солонки, достаканы, уксусницы, перечницы, горчичницы; для винного пития – турьи рога в серебре). Простой люд ел преимущественно ржаной хлеб, богатые – из пшеницы. Дома изготовляли напитки – хлебный квас, пиво, мед. Как сладкое, «на заедки» употребляли яблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи. Богачи, вельможи питались более разнообразно и обильно. К тому, что
названо выше, можно добавить дичь, редкую в рационе бедняков; это –
журавли, гуси, перепела, лебеди. В числе посуды великих князей московских
упоминаются «лебединые», «гусиные» блюда. Тот же митрополит Даниил пишет о Мирские пирушки, складчины устраивали, по случаю церковных
праздников, поминок, крестьяне в деревнях, ремесленники в городах. На них,
как и на пирах у богачей, участников застолий развлекали музыканты, певцы и
плясуны. Подобные «бесовские» игрища вызывали возмущение церковников,
обличавших «веселие многое» со «смехотворцами», «празднословцами» и Другие пастыри говорят и пишут о простонародье, которое любит глядеть на подобные «позорные игры» не в домах, а «на улице». Особое ожесточение вызывало у них то, что во время церковных праздников «простцы» ведут себя, как язычники в древние времена. Памфил, игумен псковского Елезарова монастыря,в послании к псковским властям во главе с наместником (1501) призывает их положить конец святотатству: «Егда бо приходит великий праздник, день Рождества Предтечева, и тогда во святую ту нощь мало не весь град взмятется и взбесится… Стучат бубны и глас сопелий и гудут струны; женам же и девам плескание (ладонями) и «плясание»; поют «всескверные песни»[24]. Осуждают они и «ристание конское», охоту («ловы») знатного вельможи. В ХVI в. быт в основном сохранял прежние черты. Появлялись и новые –
пряности в богатых домах (корица, гвоздика и др.), лимоны, изюм, миндаль;
колбаса, которую ели с гречневой кашей. Распространилась мода на тюбетейки Заключение Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические черты русской культуры. Русская культура – понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже ХVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история. Большая часть территории России занесена позднее, чем те регионы мира,
в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская
литература – явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода
рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от
общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости
русская литература оказалась перед необходимостью интенсивного
исторического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием
различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Длительные период развития русской культуры определялся христианско- православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная культура. Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу России, вплоть до ХVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с христианством. Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру – процесс
далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила Специфические черты русской культуры определяются в значительной
степени тем, что исследователи назвали «характером русского народа». Об
этом писали все исследователи «русской идеи». Главной чертой этого
характера называли веру. Альтернатива «вера-знание», «вера-разум» решалась
в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в
пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской
души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений Литература 1. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев, В.И.Буганов, В.Д.Назаров История России с древнейших времен до конца ХVII века. Институт Российской истории РАН. - М.: АСТ, 1996. 2. А.А.Радугин. Культурология. - М.: Центр, 1999. 3. Л.П.Бущик. Иллюстрированная история России ХV-ХVII веков.-М.: Просвещение, 1971. 4. Ю.С.Рябцев. Хрестоматия по истории русской культуры ХI-XVII веков.- М.: Владос, 1998. 5. А.Ю.Дворниченко, Ю.В.Кривошеев, Ю.В.Тот. Русская история. – С- Петербург.: Лань, 1997. ----------------------- [7] Дворниченко А.Ю., Кривошеев Ю.В. Русская история. С-Петербург, 1997. ----------------------- [pic] МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Реферат Русская культура второй половины XIII-XVI вв. Выполнил студент ФПМ 1 курса 17 группы Осадчий Александр Анатольевич. Научный руководитель Бороденко Вера Ефимовна, Кумпан Вадим Александрович. [pic]
|
|