| |||
Реферат: Семь чудес света - древний мир, средние века и наше время (история цивилизации, реферат)
[pic] ДРЕВНИЙ МИР Еще в глубокой древности люди находили в земле странные каменные
предметы, удивительно напоминающие по форме изделия из металла: топоры,
наконечники стрел и копий, охотничьи ножи, пилы... Сверхъестественное
происхождение подобных находок ни у кого не вызывало сомнений. На древнем Лишь в XVI и ХУЦ вв. некоторые ученые начали наконец догадываться, что Оказалось, что каменные орудия «дикарей» удивительно схожи с «громовыми топорами» и «остриями молний». Более того, у многих ученых возникла смелая для этой эпохи мысль о том, что не только орудия из камня или кости, но и весь образ жизни современных «дикарей» во многом похож на образ жизни первобытных предков цивилизованных народов. В дальнейшем десятки энтузиастов путешественников и исследователей, собрали богатейшие сведения о «малокультурных», как их тогда называли, народах. [pic] Сцена охоты. Наскальный. рисунок. Мезолит. Одним из первых европейцев, кто близко, на собственном опыте, узнал жизнь диких племен, был Вильям Бакли. В начале XIX в. вместе с другими осужденными привезли из Англии в Порт-Филлип. Здесь тогда находилась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскими властями в далекой Австралии. Через три месяца Вильям Бакли бежал, но заблудился в окрестных лесах. Из года в год кочевали аборигены в поисках пищи. Охотились на животных и птиц, ловили рыбу в реках и озерах, выкапывали корни и луковицы растений, собирали ягоды, листья, личинки насекомых, опустошали птичьи гнезда, отбирали мед у пчел и ос, вылавливали моллюсков и ракообразных на морском побережье. Там, где пищи было много, аборигены раз бивали лагерь, задерживаясь на одном месте на два-три дня, а то и на несколько месяцев. При длительных остановках строили прочные хижины-шалаши, из жердей, веток, камней, земли, торфа. Посуды для приготовления пищи у австралийцев не было. Зато каждая
австралийская семья имела в своем распоряжении так называемую зернотерку —
большой плоский камень, на котором женщины небольшим булыжником растирали
твердые корни и зерна, раскалывали орехи, дробили кости животных. Корни,
клубни, семена предварительно вымачивали в воде или подпекали в костре, а
уж затем растирали на камне. Змей сворачивали кольцом и запекали в золе. [pic] [pic] [pic] Каждая община, т. е. группа совместно живущих людей, состояла из некоторого числа семей. Между общинами обычно царил мир. Порой они враждовали, и изредка дело даже доходило до вооруженных столкновений. Но чаще общины приглашали друг друга в гости, устраивая время от времени шумные совместные пиры, празднества, вместе охотились и ловили рыбу, регулярно обменивались пищей и изделиями; члены соседних общин вступали в браки и т. д. [pic]
Длинные дома ирокезов И все же в новом мире, впервые открывшемся европейцам, племен охотников и
собирателей оказалось не так уж много. .Большинству народов Азии, Африки, Жили ирокезы в так называемых длинных домах. В селении стояло обычно от Население одного длинного дома вело общее хозяйство. В каждой овачире — так называлось это домохозяйство — насчитывалось от 50 до 200 человек (т. е. 10—12 и более семей). Всеми домашними делами управляла умная, энергичная, обычно пожилая женщина, которую выбирали из своей среды замужние ирбкезки. Подобно аборигенам Австралии, ирокезы изготовляли оружие и орудия из
камня, дерева, кости. Но основным источником существования ирокезов были Ирокезы обрабатывали землю главным образом при помощи длинной заостренной палки. Для рыхления почвы применялась и деревянная лопата. И мужчины .и женщины работали сообща, коллективно. Сев продолжался с апреля по июнь; сбор урожая— с августа по октябрь. Кукурузу хранили в глубоких ямах, выкопанных в сухих песчаных местах и
выстланных сухими листьями и еловыми ветвями. Хранили кукурузу и в виде
длинных гирлянд, которые плели долгими осенними вечерами все жители поселка В конце октября, после уборки кукурузы, мужчины на лыжах отправлялись в леса на охоту. В середине зимы охотники возвращались в селения, нагруженные добычей. Охота давала не только мясо, но и шкуры, из которых женщины выделывали одежду, обувь, одеяла. А весной и летом мужчины ловили рыбу, в реках и озерах. Примитивное земледелие лежит в основе хозяйства очень многих народов. Льюис Генри Морган Однако вернемся к ирокезам. В ходе европейской колонизации большая часть
ирокезов была уничтожена или вытеснена со своих племенных территорий. [pic] Один из способов изготовления каменных орудий (техника отжима).
Исследуя общественное устройство ирокезов, Морган узнал, что все
взаимоотношения между ирокезами строго зависели от степени IX родства. Продолжая свои исследования, Морган обнаружил сходное общественное
устройство и у остальных племен североамериканских индейцев. А как обстоит
дело у других народов мира? И Морган разослал письма буквально во все концы
земли. Полученные им ответы были удивительно однообразны. Оказалось, что у
всех без исключения культурно отсталых народов —w. у полубродячих охотников
и собирателей, и у оседлых земледельцев—племенной строй, родовая
организация, отношения родства лежали в основе их общественного устройства. Обдумывая эти факты, Морган задал себе вопрос, а что, если этот общественный порядок — обязательный этап .в историческом развитии человеческого общества? Но тогда он должен был господствовать в далеком прошлом и у ныне цивилизованных народов Европы и азии. С обычным для него энтузиазмом и энергией Моргай немедленно обратился к изучению прошлого греков, римлян, германцев. Результаты исследований превзошли самые смелые его ожидания. В 1877 г. в знаменитом труде «Древнее общество» Морган нарисовал величественную картину истории первобытного общества. Морган доказал, что родо-племенной строй и отношения родства определяли в прошлом общественное устройство всех без исключения народов земли. Материалистическое понимание истории Карл Маркс и Фридрих Энгельс высоко оценили научный труд американского
ученого. «Великая заслуга Моргана,— писал Энгельс,— состоит в том, что он
открыл и восстановил в главных чертах эту доисторическую основу нашей
писаной истории и в родовых связях североамериканских индейцев нашел ключ к
важнейшим, доселе неразрешимым загадкам
древней греческой, римской и германской истории». Маркс и Энгельс подошли к
выводам Моргана с точки зрения материалистического понимания истории. До Маркс и Энгельс впервые доказали, что исторический процесс направляется не сознанием и волей отдельных личностей, а теми материальными условиями, в которых люди живут, трудятся, воспитывают своих детей. Маркс и Энгельс показали, что образ жизни людей прежде всего зависит от того, каким способом они добывают себе средства к существованию, т. е. от уровня общественного производства. Мы уже знаем, что ученые, исследуя образ жизни культурно отсталых народов, обнаружили значительное сходство в способах ведения хозяйства, в общественной жизни и в религии народов, отделенных друг от друга морями и океанами, горами и пустынями. Мы знаем также, что многие современные обычаи, обряды и верования культурно отсталых народов удивительно напоминают обычаи, обряды и верования, о которых упоминается в мифах, легендах и исторических преданиях цивилизованных народов. В свете материалистического понимания истории эти удивительные на первый взгляд факты получили объяснение. Все дело в том, что развитие производства и общественных отношений у различных народов подчиняется одним и тем же единым для всего человечества историческим законам. Однако хозяйство и культура у одних народов развиваются быстрее, а у других медленнее. Там, где природные условия были более благоприятными, а людей было больше, развитие производства шло быстрее. И наоборот, там, где природные условия были особенно трудными, а людей жило сравнительно мало, производство развивалось медленнее. Вот почему наиболее отсталые народы живут в тропических джунглях, в пустынях, на севе ре Канады или там, где население в течение тысячелетий было изолировано от других народов, как это случилось, например, с аборигенами Австралии. Поэтому-то «дикари» XIX в. и могут служить своеобразным источником наших знаний о далеком прошлом человечества: ведь когда-то наши предки жили так же или, вернее, почти так же, как они. Материалистическое понимание истории первобытного общества наиболее четко и полно было изложено Энгельсом в 1884 г. в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». С тех пор накопилось огромное количество новых сведений о далеком прошлом человечества. Следы существования первобытных людей обнаружены археологами чуть ли не во всех уголках земли. Число находок непрерывно растет. Немало новых подробностей узнали за это время ученые и о жизни
современных культурно отсталых народов. Благодаря всему этому наши знания о
первобытном обществе стали значительно полнее и конкретнее. Однако книга Что такое первобытнообщинный строй Мы познакомились с историей возникновения науки о первобытном человечестве. Теперь мы вправе спросить: а как же выглядело первобытное общество в целом и каковы его отличительные черты? Весь первоначальный период человеческой истории, начиная с появления
древнейших обезьянолюдей и кончая возникновением первых классовых обществ,
ученые называют эпохой первобытнообщинного строя или эпохой доклассового
общества. Эта самая длительная в истории человечества эпоха делится на две
части. Первая часть охватывает время от очеловечения обезьяны вплоть до
появления человека современного вида; иначе говоря, первая часть — время
становления человека и общества (тод.т. 7 ДЭ, ст. «Происхождение
человека»). Вторая часть начинается с момента возникновения людей
современного вида и кончается вместе с самим доклассовым обществом. Самой
главной и самой важной особенностью первобытнообщинного строя было
отсутствие эксплуататоров и эксплуатируемых, богачей и бедняков. СРЕДНИЕ ВЕКА Средние века, средневековье—так назвали гуманисты — люди эпохи Возрождения время от падения Западной Римской империи до начала Возрождения (XIV—XVI вв.). Гуманисты ставили себе в заслугу то, что они возродили литературу, науку и искусство древних греков и римлян откуда происходит и само название целой исторической эпохи — «Возрождение». Предшествующий период гуманисты считали временем варварства и
невежества, когда господствовали всяческие суеверия, поддерживаемые
католической церковью. Период между античной культурой и Возрождением
гуманисты стали называть средним веком, средневековьем. С XVII в. это
название вошло во все учебники истории и сохранилось в буржуазной
литературе до наших дней. Начало средних них веков буржуазные историки
связывают с падением Западной Римской империи (V в. н. э.),
конец — со взятием Константинополя турками (1453) или открытием Колумбом Марксистская историческая литература тоже пользуется понятием «средние
века», но вкладывает в него другое содержание. Средневековье — это в р е
м я господства феодального строя. По учению Маркса — Энгельса — Ленина,
история человеческого общества развивается закономерно и в своем развитии
переходит от одного строя хозяйственных и общественных отношений к другому,
более совершенному и прогрессивному. Средние века — период от падения
рабовладельческого строя до появления капиталистического. Начало средних
веков на территории Европы относится ко времени падения Западной Римской
империи под ударами варваров, т. е. германцев и славян. С их приходом пал
рабовладельческий строй и начался процесс образования феодального строя. В странах Востока (государствах древней культуры, таких, как Китай, Индия и др.) феодальный строй сложился раньше, чем в Европе, но просуществовал дольше. Страны Востока развивались медленнее, чем европейские, в частности потому, что европейские колонизаторы с XVII в. порабощали и огрубляли эти страны. Феодальный строй отличается от рабовладельческого тем, что трудящиеся уже
не рабы, а крепостные, или зависимые, люди, т. е. люди, обязанные жить в
определенном месте и работать на определенного господина — сеньора Иногда крепостной, кроме барщины или взамен ее, обязан был отдавать
господину — сеньору часть продуктов, которые он получал в своем хозяйстве Кроме крепостных, в средние века были крестьяне, которые находились в
менее тяжелой зависимости: они несли меньшую барщину, платили меньший
оброк, чем крепостные, могли уходить от своего господина и переходить к
другому либо уходить на заработки в города. Эпоха феодализма длилась в Европе свыше тысячи лет. Ее делят на три периода: V—XI вв. - раннее средневековье, когда вся хозяйственна жизнь сосредоточивалась в деревне; XI—XV вв.- период развитого феодального способа производства, когда ремесло отделилось от сельского хозяйства и появились города как центры ремесла и торговли; последний период, до середины XVII в.,— разложение феодального строя и появление в недрах феодализма элемент капиталистического хозяйства. Средние века — это время крупных крестьянских восстаний против феодалов и феодальных порядков, время борьбы горожан с феодала и всего народа с самой реакционной силой средневековья—католической церковью. Имей бога церковники внушали подданным, что их долг — беспрекословно повиноваться господи Тех, кто был с этим не согласен, предавали пыткам и казням. Вместе с тем история среди) веков — это также история развития просвещения, появления первых школ и университете Отдельные роднички новой культуры к концу средних веков слились в единый поток и образовали могучее культурное движение, которое зазвали Возрождением. В средние века зародились и сформировались современные европейские государств развилась наука и своеобразное искусство |литература. Со времени буржуазных революций в передовых странах мира установился капиталистический строй и господство буржуазии. Однако во многих странах Азии и Африки еще и до сих пор сохраняются феодальные порядки. НОВОЕ ВРЕМЯ В Англии, Голландии, Франции и других европейских государствах, которые захватили колонии, скапливались крупные капиталы. В XVII в. в ряде стран уже существовали мануфактуры — крупные предприятия, принадлежавшие капиталистам, на которых работали наемные рабочие. Но машины на мануфактурах применялись мало. Товары изготовлялись в основном вручную. Англия была первой страной, где не только накопились крупные капиталы у
буржуазии, но была и масса свободных рабочих рук: крестьяне, согнанные
крупными землевладельцами с земли, вынуждены были искать работу на
мануфактурах, а позднее на фабриках. В середине XVII в. в Англии произошла
буржуазная революция, утвердился новый, капиталистический строй. Английскую
революцию считают началом нового времени, хотя в других странах Европы и Освобожденная революцией от оков феодализма, Англия развивалась быстрее
других стран. В последние десятилетия XVIII в. в Англии начался
промышленный переворот. Распространение машинного производства и парового
транспорта ускорило победу капитализма в Европе и США и способствовало Важнейшим событием первого периода новой историй была буржуазная революция во Франции (1789—1794). Она подняла народные массы на борьбу против отжившего строя. Революция решительно, до основания разрушила феодальные порядки во Франции. Она происходила под лозунгами свободы, равенства и братства. Однако во Франции вместо гнета феодалов установился гнет капиталистов. После французской буржуазной революции капитализм победил в ряде стран В 1848 г. вышел в свет «Манифест Коммунистической партии», написанный В 1871 г. в Париже впервые в мировой истории рабочим удалось захватить власть и создать пролетарское государство — Парижскую коммуну. Героически боровшаяся Коммуна просуществовала только 72 дня. К власти вернулась крупная буржуазия. Со времени Парижской коммуны начался второй период новой истории — период упадка капитализма и перерастания его в империализм. До 1917 г. Россия отставала в своем развитии от передовых стран — Англии, Крепостное право долго задерживало развитие капитализма в России. И только после освобождения крестьян в 1861 г. в России начался период капитализма. На рубеже XIX и XX столетий капитализм вступил в новую и последнюю стадию своего развития — империализм, или монополистический капитализм. В это время образовывались мощные объединения крупнейших промышленников и банкиров — монополии. Они захватили руководство всей хозяйственной жизнью капиталистических стран, подчинили себе буржуазные парламенты, государственный аппарат. В руках монополистов оказались школы, университеты, научные учреждения, печать, театр, кино. Империалисты доводят до крайности эксплуатацию народов своих стран, закабаляют и грабят народы других стран, особенно отсталых. Крупные капиталисты получают огромные прибыли от производства оружия, строительства военных кораблей и т. п., поэтому они стоят за бешеную гонку вооружений, за войны. В конце XIX в., когда захват колоний был уже завершен, начались грабительские войны между империалистическими странами за передел колоний, за передел мира. Первая мировая война 1914—1918 гг. была империалистической войной за передел мира. Может показаться, что, вступив в стадию империализма, капитализм достигает своей наибольшей силы, но это не так. Монополии не заинтересованы в производстве дешевых товаров для народа. Им выгоднее поддерживать высокие цены, чтобы получать наибольшую прибыль. При империализме замедляются темпы роста производства, многие предприятия не используются на полную мощность, а миллионы людей обречены на безработицу. Империализм — это капитализм паразитический, загнивающий, умирающий. На рубеже XIX и XX вв. Россия, где противоречия империализма приобрели
особую остроту, стала страной самого передового в мире рабочего движения. Список литературы. Гуревич П. С. Древний мир. Основы культуроведения. — М., 1989.
|
|