| |||
Реферат: Социально-экономическая модель цивилизации древних майяМИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ КУРСОВАЯ РАБОТА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНИХ МАЙЯ Выполнила: Болтабаева Л.С., К- 91 Руководитель: к.и.н., доц., Дусь Ю.П. Омск 1999 СОДЕРЖАНИЕ
Экономика………………………………………………………………………………………..4 Общество………………………………………………………………………………………...5
ВВЕДЕНИЕ До открытий Колумба жители Старого света вряд ли вообще подозревали о том, что за просторами океанов в Западном полушарии обитает значительная часть рода человеческого. Гуляев В.И.[1] Американская историография обычно начинает историю своего народа с момента высадки на территории Северной Америки первых переселенцев из Европы. Тем самым обосновывается европейское происхождение, а индейское, коренное население объявляется чуждым и не имеющим к американской истории якобы никакого отношения. Это, на мой взгляд, принципиально неправильно. Америка не являлась безлюдным континентом, с давних времен ее населяли многочисленные жители, хозяйственный строй и быт которых отличался большим своеобразием. К моменту европейской колонизации в Америке существовало множество индейских культур. Больше всего мое внимание привлекла цивилизация древних майя. Просмотрев имеющийся в литературе материал о ней, я к своему удивлению обнаружила, что в работах ученых и исследователей таких, как Рус, Ламберг-Карловски, Саблов, Галленкамп, Гуляев, рассмотревших множество проблем, касающихся данной цивилизации, присутствует в некоторой степени неоднородность и множественность излагаемых сведений. И это дает в общем плане расплывчатую картину с яркими, выразительными чертами, характерными майя. В настоящее время на территории Мексики (п-ов Юкатан) и в Белизе проживает современный индейский народ майя. Несмотря на то, что со дня гибели их древних предков прошли тысячи лет в общих чертах описание современных майя сильно не изменилось. Для того, чтобы понять причину того, что позволило майя вопреки всем трудностям успешно развиваться и дожить до наших дней, я считаю необходимым дать характеристику данной цивилизации в период ее существования на территории Северной Америки (1500 г. до н.э.-1500 г. н.э.), а также выяснить причину ее гибели. Моей главной целью стало выяснение того, что по-настоящему убило майяскую цивилизацию: экономика или общество? Я думаю, что ответить на этот вопрос можно только после анализа этих основных характеристик древней цивилизации. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНИХ МАЙЯ. ЭКОНОМИКА. Мне кажется, что судьба того или иного народа зависит от того, где он
проживает и какой род занятий ведет. Поэтому описание древних майя
логичнее всего начинать с рассмотрения их области поселения. Территория
древних майя охватывает юго-восточную часть Мексики, Гондурас и Гватемалу. Различие природных условий между отдельными районами области майя
определили заметное разнообразие природных ресурсов в каждом из них. Ни
один район не обеспечивал себя полностью и нуждался в торговом обмене. Говоря об экономике майя в общем плане, можно сделать вывод, что она являлась совокупностью комплексных и разносторонних видов хозяйственной деятельности, направленных на максимально полное использование местных природных ресурсов. Несмотря на то, что родовой строй индейских племен, а, следовательно, и строй древних майя, по словам Ф. Энгельса, «предполагал крайне неразвитое производство»[4], они сумели добиться определенных успехов в овладении стихийными силами природы. Развитая, на мой взгляд, экономика майя способствовала благоприятному существованию народа и процветанию цивилизации в целом. ОБЩЕСТВО По словам В.И. Гуляева «зловещие семена распада и гибели зрели внутри самого майяского общества»[5]. Так ли это? Ответ на этот вопрос лежит в рассмотрении структуры майяского общества, его культуры, науки и религии. В целом общество майя носило классовый характер и сохранило пережитки
родовых отношений. Общественный строй майя можно отнести к
первобытнообщинному с зачатком феодализма, т.е. с рабством. «У майя…
существовала характерная форма государственного правления типа восточной
деспотии. Ее особенностями были важная роль общины во всех сферах жизни и
идеология обоготворения царя. Последняя служила мощным орудием порабощения
родовых общинников и подчинения их правящей элите аристократов и
жрецов».[6] Таким образом Рус подчеркивает классово антагонистический
характер майяского общества, выделяя в нем четыре основные группы: знать,
торговцев, родовых общинников и рабов. Особенности социально-политической
структуры он пытается объяснить на основе «азиатского способа
производства», использовав для этой цели некоторые работы Маркса. На основе
этого он делает вывод о том, что «в целом социальный строй майя имеет много
общего с древневосточным обществом на ранних этапах его развития (Шумер, Однако для регулирования и управления столь неоднородным обществом
необходима некоего рода властвующая сила. Этой силой в древнемайяском
обществе была государственная организация, состоящая из ряда
подорганизационных систем: политической, жреческой, судебной и военной. Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сказать, что у древних майя существовала государственная организация, соединившая в себе гражданскую, религиозную, судебную и военную власть. Эта организация функционировала через бюрократический аппарат и просуществовала довольно успешно, что, в конечном счете, отрицательно отразилось в последствии. Как упоминалось выше, власть находилась, в частности, и в руках
жречества. Это означает, что религия играла столь важную роль в жизни майя,
что подняло жречество на столь высокий уровень. Главным феноменом майя
является то, что религия достигла у них большего развития, чем экономика. С другой стороны власть жрецов подкреплялась научными знаниями, достигшими у майя наивысшего уровня. Этот народ успешно справлялся с такими тесно связанными между собой науками, как астрономия, математика, письменность, география и медицина. Во многом необходимость в знаниях такого рода обуславливалась основным родом занятий майя – земледелием. Так созданная календарная система майя обладала невероятной точностью и возможностью считать на тысячи и миллионы лет вперед. Именно благодаря календарю земледелие майя достигло столь успешных результатов. Говоря о заслугах в астрономии, можно сделать вывод, что майя проводили постоянные наблюдения, сделанные несколькими поколениями, причем все работы осуществлялись постепенно с чрезвычайной тщательностью и с высокой степенью самоотдачи и строгости. В целом у майя «аппарат астрономических сведений… слишком необычен для того, чтобы им обладали… какие-то индейцы…»[9] Насущные потребности повседневной жизни заставляли майя обращаться к счету, т.е. к азам математики. У них существовала двадцатеричная система исчисления, искусная в своей простоте. Числа майя писали при помощи точек и тире, либо путем изображения человеческих голов или фигур. Развитие математики способствовало существованию и развитию земледелия в частности и экономики в целом. Также решающую роль в развитии экономики играли и познания в области географии. Майя регистрировали все метеорологические явления, имеющие большое значение для прогнозов по сельскохозяйственным работам. Однако все эти науки не получили бы столь широкого развития без
письменности. Существует предположение, что древние майя разработали самую
передовую систему письменности во всей доиспанской Америке. Как и другие
области науки, письменность являлась привилегией жречества и знати. Медицинские знания древних майя были достаточно обширными, но имели еще, как и другие разновидности полезных знаний, большие иррациональные приемы и связь с религией. В целом теоретические положения медицины майя были значительно слабее, чем их чисто лечебные достижения. Описывая майяское общество, я считаю необходимым рассматривать и его
искусство. В целом оно также отражало социальные и политические условия, в
которых существовала цивилизация. Архитектурные принципы проистекают из
особенностей построения жилища крестьянина. По причине того, что религия
играла решающую роль в жизни всего общества, разумно предполагать, что
большинство архитектурных ценностей майя – это храмы. Майя строили их в
виде ступенчатых пирамид, при этом, однако, никогда не достигался
действительно пирамидальный геометрический объем, известный в Египте. Для
знати и жрецов строились дворцы, представляющие собой сеть жилых помещений. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о важности науки и искусства в жизни майя. Эти сферы были неотъемлемой их частью и имели непосредственную связь с другими сферами жизни майя. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На священных алтарях не вскуривается больше душистый пепел, … умолкло эхо человеческих голосов, города остались нетронутыми …, как будто они собирались вернуться, но они не вернулись …, безмолвие … заросли травы и лиан. За одно лишь столетие заброшенные города майя оказались поглощенными сельвой. Ч. Галленкамп[11] Вкратце рассмотрев основные черты цивилизации майя, можно сделать вывод о том, что в целом майяское общество, несмотря на столь развитую экономику, оставалось по-прежнему в зависимости от религии. Может быть, именно религия стала тормозом в дальнейшем развитии цивилизации. Вообще, по поводу такой необычной гибели майя, учеными выдвигается множество гипотез, например: землятресение, резкое изменение климата, эпидемия неизвестной болезни, крах земледелия, восстание угнетенных низов, чужеземное нашествие. Просматривая литературу, я столкнулась с неоднородностью мнений на этот счет. Так К. Ламберг-Карловски и Дж. Саблов пишут, что «даже находящаяся в самом расцвете цивилизация, если она неправильно использует окружающую среду и вовремя не осуществляет организационные и технологические перемены, сеет семена собственной гибели».[12] По мнению Гуляева «ближе всего к истине гипотеза, связывающая упадок городов Древнего царства с нашествием чужеземных племен".[13] Керам считает, что майя погибли от голода, а также из-за существующего общественного строя. На мой взгляд, гибель майя произошла в результате воздействия не одного, а нескольких взаимосвязанных факторов экономического и социального порядка. При этом вполне возможен принцип «домино», т.е. начало действия одного фактора вызвало к жизни новые кризисы и потрясения, а это в совокупности не смогла вынести даже столь высокоразвитая древнейшая цивилизация майя. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1983.
12 Указ. соч., с. 253.
|
|