| |||
Реферат: Стратегические и ядерные вооружения периода холодной войны и фактор их влияния на мировую политикуГосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга Реферат Стратегические и ядерные вооружения периода “холодной войны” и фактор их влияния на мировую политику. Предметная область: История России Выполнил: Ученик11”А” Кудрявцев Александр Научный руководитель: учитель истории Барышева Элеонора Юрьевна Санкт-Петербург 2003 год 1. Введение стр.3 1. ВВЕДЕНИЕ Ядерное оружие – самое страшное оружие из когда-либо созданного человечеством. Некоторые страны стремятся им обладать, многие мечтают о нём, но лишь избранные им обладают. Разработка, производство и хранение ядерного оружия требуют большой ответственности и компетенции в вопросах безопасности. Ядерный арсенал, накопленный СССР в ходе “холодной войны”, достался России, ослабленной политическим переворотом, экономической нестабильностью и имеющей к тому же огромные мировые богатства, представляющие большой интерес для стран с ограниченными ресурсами и прежде всего для США. В США давно зреют планы по захвату российских ресурсов, и сейчас, в
момент ослабления России подобные идеи всё чаще озвучиваются в американской
прессе. Так доктор медицины Эйварс Слукис опубликовал свою статью “Источник
зла” во влиятельнейшей американской газете “Вашингтон пост”. Вот выдержки
из этой статьи: Абсолютно немыслимые по абсурдности идеи появляются в голове автора –
суть его распродажи – распыление русского народа и заселение территории
другими народами, образование новых государств. Это статья наглядно
показывает отношение США к России. Смело можно говорить, что “холодная
война” продолжается. США производит новое оружие, согласно договорам не
уничтожает, а только складирует старое и всячески затягивает процесс
разоружения. Внешняя политика США не отличается миролюбием (события в Как гражданина России, наследника её великого могущества это проблема
не может не волновать меня. Реферат по теме “Стратегические и ядерные
вооружения периода "холодной войны" и фактор их влияния на мировую
политику” – это исследование мировых ядерных держав, их арсенала, этапы
создания этого арсенала и фактор влияния на всю мировую политику времён В данном реферате я использовал следующий материал: 1. “Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый” – это книга представляет собой сводку боевых характеристик разнообразного оружия, в том числе и ядерного (ракетного в частности), общие сведения о ходе “холодной войны”. 2. “Энциклопедический словарь юного историка” – собрание статей по русской истории от древних славян до наших дней. 3. “Двадцатый век” – книга о исторических процессах XX века, содержит данные о разработках оружия, военных конфликтах “холодной войны”, явлениях в международной политике 4. Журнал “Международная политика” 2000 год,№9 - статья Йоахима Краузе,заместителя директора Научно-исследовательского института Германского общества внешней политики “РОССИЙСКИЙ ОРУЖЕЙНЫЙ ПЛУТОНИЙ: ЩЕКОТЛИВЫЙ ВОПРОС ДЛЯ КРАСНО-ЗЕЛЕНОЙ КОАЛИЦИИ” – информация о разработках ядерного оружия. 5. Справочник “Soviet Military Power” - http://city.tomsk.net/~military/ 6. http://www.krugosvet.ru/articles/23/1002337/1002337a70.htm - заметки о истории США 7. http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=1451160&s=9 - Интервью генерала Брента Скоукрофта, который в 1975-1977 гг. был помощником по национальной безопасности у президента Джеральда Форда, а в 1989-1993 гг. - у Джорджа Буша. 8. http://www.ovsem.com/user/hw/10.shtml - общие сведения о ходе “холодной войны”. 9. http://www.kodekc.ru:9876/referat?doc&nd=12401419&nh=0&_r=12400001&razde l=12400001 – сведения о гонке вооружений 2. СОЗДАНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ. 2.1. США. В истории навсегда знаменательным останется июль 1945 года, когда в Пентагон незамедлительно приступил к разработке плана ведения войны с использованием ядерного оружия. В сентябре 1945 года в секретной директиве комитета начальника штабов (КНШ) вооружённых сил США подчёркивалось, что в случае возникновения кризиса Соединенные Штаты должны стремиться к его разрешению дипломатическими средствами, "одновременно производя все нужные мероприятия для нанесения первого удара в случае необходимости"1. При этом внезапность нападения рассматривалась как единственная гарантия успеха. Пентагон, анализируя последствия атомных ударов по японским городам В соответствии с принятым в 1946 году в США законом об атомной энергии ядерное оружие стало самостоятельным и самым важным элементом в американском военном арсенале. В июне 1946 года была завершена разработка нового плана, получившего условное наименование "Пинчер" ("Клещи").
Согласно ему предусматривалось нанесение по СССР атомного удара с применением уже 50 бомб. По оценке КНШ в результате такого удара должно было быть уничтожено 20 крупнейших городов2. В июне 1948 В Европе разразился так называемый "Берлинский кризис". С самого начала появления атомной бомбы в арсенале США президент 2 - Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый, стр.8 Особенно рьяно настаивали на применении атомного оружия в отношении Однако осенью 1949 года Советский Союз произвёл испытание своей
атомной бомбы - на пять-десять лет раньше, чем предполагали американцы. К началу 1950 года был разработан и принят новый американский план
ведения войны против СССР, получивший условное название "Дропшот" 5 - Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый, стр.9 Создание в СССР не только ядерного, но и термоядерного оружия вызвало
шок у американских сторонников "ядерного блицкрига".Становилось очевидным,
что в случае атомной агрессии США против СССР их собственная территория уже
не будет неуязвимой. В связи с этим в мае 1954 года КНШ представил на
рассмотрение президенту Дуайту Эйзенхауэру, сменившем на этом посту Президент Эйзенхауэр не мог дать окончательного ответа на такое предложение руководства Пентагона, так как не был уверен в надёжности противовоздушного щита Соединённых Штатов. В итоге американское военно- политическое руководство пришло к выводу, что ответный удар со стороны СССР по США является реальной действительностью. Идея внезапного превентивного ядерного удара по СССР в первой половине 50-х годов так и осталась в архивах. 7 - Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый, стр.10 2.2. СССР. Первые годы освоения ядерного оружия привели к переоценке опыта времён В сентябре 1954 года были проведены первые крупномасштабные военные учения со взрывом настоящей атомной бомбы. Среди ядерных испытаний, проводившихся в 1955 году, были взрывы ядерных устройств, доставляемых авиацией, первый советский подводный ядерный взрыв, а также испытание доставляемого авиацией боевого варианта термоядерного устройства, аналогично взорванному 12 августа 1953 года, и испытание первого советского двухступенчатого термоядерного устройства (см. Таблицу 1 в Приложении 2). Обеспокоенность Советского Союза растущими возможностями американской
бомбардировочной авиации привела к учреждению в 1954 году самостоятельного
рода войск - Войск противовоздушной обороны (ПВО). Советские Военно-
воздушные силы и морская авиация были сокращены, и значительное число
перехватчиков и истребителей было передано ПВО. В том же году вокруг Москвы
начали разворачивать кольцо ракет "земля-воздух" SA-1 Guild, способных
нести ядерную боеголовку. В1958 году их дополнили управляемыми ядерными
ракетами SA-Guildline8. В середине 50-х были начаты исследования по
противоракетам. В конце 1959 года теоретики пришли к выводу, что военная доктрина и стратегия требуют пересмотра. В противоположность первоначальной точке зрения о том, что применение ядерного оружия в боевых действиях не является необходимым, сложилось мнение о неизбежности использования ядерного оружия в будущей войне. 3 августа 1957 года состоялся успешный пуск межконтинентальной
баллистической ракеты (МБР) SS-6 Sapwood . 4 октября с помощью этой ракеты
на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли. Новая ракета не
развёртывалась до 1960 года, но и затем из-за технических трудностей на
вооружение поступили только четыре таких ракеты. Основной причиной
недостаточной надёжности SS-6 была нестабильность жидкого топлива. В том же 17 декабря 1959 года на основе на основе ракетных и артиллерийских
войск Сухопутных сил был образован новый род войск - Ракетные войска
стратегического назначения (РВСН), называемые на Западе Стратегическими
ракетными войсками (Strategic Rocket Forces, SRF). В 1960 году на
вооружение стала поступать новая модификация ракеты FROG (FROG-3), а также 14 января 1960 года Н.С.Хрущев сформулировал ключевые положения новой военной доктрины11. В её основе лежало утверждение о том, что баллистические ракеты должны занимать центральное место в военной стратегии и стать решающим фактором, как в европейских войнах, так и в войнах с участием сверхдержав. 9 - Справочник Soviet Military Power, http://city.tomsk.net/~military/ Считалось, что война начнётся массированным внезапным ударом с применением ядерного оружия. Сформированные ракетные войска стратегического назначения стали важнейшей частью Вооружённых Сил. Новая доктрина представляла собой значительный отход от существовавших ранее концепций, в которых основополагающими считались операции сухопутных войск и взаимодействие родов войск. В новой доктрине большое внимание уделялось гражданской обороне и готовности к ядерному нападению страны в целом. Для политического и военного руководства были построены укреплённые бункеры. В то же время велись работы по созданию системы противоракетной обороны Москвы. В 1960 году прошли военные учения стран-участниц Варшавского договора, где особое внимание уделялось ядерному оружию и проведению военных действий в условиях его использования. Несмотря на разнообразие принятых на вооружение систем ядерного оружия, период перестройки и быстрого оснащения Советских Вооружённых Сил ядерным оружием оказался непродолжительным. Уже в 1963 году в военной прессе появились статьи, в которых утверждалось, что Советский Союз должен иметь возможность ответить неядерными средствами на удар, нанесённый обычными вооружениями. Однако "революция в военном деле" шла своим курсом, по крайней мере в части формирования военной стратегии и структуры армии12. Отставка Хрущева позволила военному руководству открыто критиковать его переоценку роли ядерного оружия. В то время как наличие ядерного оружия продолжало оказывать определяющее влияние на организацию армии и методы ведения войны, в советской доктрине возникло признание того, что войны могут быть разными - глобальными и локальными, молниеносными и затяжными, с применением ядерного оружия и без. 12 - http://www.ovsem.com/user/hw/10.shtml 3. Организация стратегических сил. 3.1. США Стратегические силы - это часть вооружённых сил в ряде государств, предназначенная в основном для ведения войны с применением оружия массового поражения (ОМП). Их создание и развитие взаимосвязано с появлением и совершенствованием ядерного оружия и других видов ОМП. Период с 1960 по 1974 год в области стратегических наступательных
вооружений (СНВ) характеризовался принципиальным качественным развитием и
количественным наращиванием. В 1961 году были созданы стратегические силы Стратегические наступательные силы явились основой американской
военной мощи в целом и ядерного потенциала в частности. Они включают три
взаимодополняющих друг друга и взаимосвязанных компонента:
межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), стратегическую
бомбардировочную авиацию и атомные ракетные подводные лодки (ПЛАРБ). Стратегические ракетные силы наземного базирования включали шесть
крыльев МБР, развёрнутых на континентальной части США, на вооружении
которых, по данным зарубежной прессы, находилось 500 МБР "Минитмен-3", 450 Их совершенствование осуществлялось как за счёт модернизации состоящей на вооружении техники, так и путём развёртывания новых систем оружия. 13 - Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый, стр.20 В частности, как уже отмечалось, продолжалась полномасштабная
разработка мобильного варианта ракеты MX и новой высокоточной мобильной МБР Стратегическая бомбардировочная авиация, на долю которой приходилось
свыше половины суммарной мощности стратегических ядерных боеприпасов,
состояла из 22 авиационных крыльев тяжёлых и средних бомбардировщиков. Наряду с основным предназначением - участием в нанесении ядерных
ударов - американское военно-политическое руководство использует
стратегическую авиацию как одно из средств демонстрации силы в мирное
время. С этой целью бомбардировщики B-52 регулярно совершают полёты в
районы "жизненно важных интересов" США: на Ближний и Средний Восток, в Совершенствование стратегической бомбардировочной авиации осуществлялось путём оснащения самолётов B-52 модификаций G и H крылатыми ракетами и создания бомбардировщиков новых типов. В 1988 году завершена программа строительства и развёртывания 100 самолётов B-1B, вооружённых авиабомбами и управляемыми ракетами СРЭМ, а в перспективе подлежащих перевооружению на крылатые ракеты. В 1990-е годы начато производство новых перспективных бомбардировщиков B-2 с использованием технологии "стелс". 14 - http://www.kodekc.ru:9876/referat?doc&nd=12401419&nh=0&ssect=0 Значительные усилия направлялись на разработку крылатых ракет воздушного базирования большой дальности (свыше 4000 км) и перспективных дозвуковых и сверхзвуковых ракет. Такие ракеты существенно расширили возможности бомбардировщиков по поражению объектов без захода в зону активного противодействия ПВО. Стратегические ракетные силы морского базирования являются наименее уязвимым элементом триады и наилучшим образом подготовлены для ведения длительной ядерной войны. К началу 90-х годов в них насчитывалось 36 ПЛАРБ с 640 ракетами "Трайдент-1" и "Посейдон С-3"15, на которых было размещено свыше 5600 ядерных зарядов. Они сведены в четыре эскадры ПЛАРБ: три в составе Атлантического флота и одна в составе Тихоокеанского. Около половины атомных ракетных подводных лодок постоянно находилось на боевом патрулировании. Стратегические оборонительные силы включают системы предупреждения о ракетно-ядерном ударе, контроля космического пространства и противовоздушной обороны Североамериканского континента. В состав этих сил входят космические, воздушные и наземные средства
наблюдения, истребители-перехватчики ПВО, разветвленная сеть наземных и
подземных пунктов, центров управления. Организационно соединения, части и
подразделения стратегических и оборонительных сил сведены в основные
командования видов вооружённых сил США. Оперативное руководство ими
осуществляется объединённым космическим командованием и объединённым 15 – Справочник Soviet Military Power http://city.tomsk.net/~military/ 16 - http://ecm.by.ru/ewbook/g13.shtm Оперативно компоненты СНС подчинены непосредственно верховному
главнокомандующему (президенту США), выполняющему свои полномочия по
руководству стратегическими силами через КНШ. Согласно конституции США,
право объявления войны имеет конгресс. В чрезвычайных ситуациях президент
может принимать решение о боевом применении СНС по согласованию с членами Согласно сообщениям американской печати в ядерной войне на СНВ США выполнение "Единого объединённого оперативного плана поражения стратегических целей" (план СИОП) в части уничтожения (поражения) стратегических объектов, которые подразделяются на несколько категорий, охватывающих широкий спектр целей:17 1. стратегические ядерные силы противника (шахтные ПУ МБР, пункты постоянной дислокации мобильных ракетных комплексов, авиабазы стратегической авиации и самолётов-носителей, базы атомных ракетных подводных лодок, склады ядерного оружия и т.д.); 2. силы общего назначения (районы дислокации и сосредоточения группировок войск, аэродромы, склады и т.д.); 3. органы и пункты государственного и военного управления; 4. экономические и промышленные объекты (объекты военной промышленности и обеспечивающие её функционирование промышленные и энергетические объекты, определяющие возможность оперативного восстановления военно- экономического потенциала страны). 17 - Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый, стр.22 Американское командование не видит альтернативы сложившейся структуре 1. постоянная высокая боевая готовность 2. неуязвимость 3. способность надёжно преодолевать противодействие оборонительных сил и средств противника и с заданной вероятностью поражать высокозащищённые малоразмерные цели 4. оперативно перенацеливаться на плановые и внеплановые объекты Каждый из компонентов триады имеет специфические сильные и слабые
стороны, которые перекрываются при их взаимодействии. При этом, по оценкам
специалистов Пентагона, потенциальный противник вынужден проводить
оборонительные мероприятия против трёх видов угрозы и лишён возможности
поразить СНС США одним массированным ударом.Развитие стратегических
наступательных сил США ведётся по многим позициям и направлено на повышение
противосилового потенциала и боевой устойчивости сил и средств, улучшение
сбалансированности стратегической триады, совершенствование носителей,
ядерных боезарядов, систем боевого управления, обеспечения и обслуживания. 1. МБР - 1000 единиц (2450 ядерных боеголовок), из них: MX - 50 (500), "Минитмен-3" - 500 (1500), "Минитмен-2" - 450 (450); 18 - Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый, стр.23 2. БРПЛ - 648 ПУ БРПЛ на 35 ПЛАРБ (5568 ядерных боеголовок), из них: "Траедент-2" на ракетных подводных лодках типа "Огайо" - 72 ПУ (3 ПЛАРБ), 576 ядерных зарядов, "Трайдент-1" на лодках того же типа - 192 ПУ (8 ПЛАРБ), 1536 ядерных зарядов, "Посейдон -С3" на лодках данного типа -192 ПУ (12 ПЛАРБ), 1536 ядерных зарядов, Посейдон -С3" на лодках данного типа -192 ПУ (12 ПЛАРБ), 1920 ядерных зарядов; 3. стратегические бомбардировщики - 244, из них: B-1B - 90, B-52G - 70,B-52H - 84, а также 33 бомбардировщика B-52G с так называемым "безъядерным статусом", то есть предназначенных для применения только обычных средств поражения; поднимаемая самолётами в одном вылете максимальная боевая нагрузка вычисляется как произведение количества бомбардировщиков на максимальное количество ядерных боеприпасов на внешней и внутренней подвесках, предусмотренное проектом или обеспеченное имеющимися узлами подвески; по различным данным иностранной прессы максимальная нагрузка указанного самолетного парка составляет 5800-7000 ядерных боезарядов (крылатых ракет, УР и авиабомб). Невзирая на кардинальные перемены в мире, американское военно-
политическое руководство преисполнено решимости и впредь отстаивать
национальные ценности, интересы и цели, используя все элементы своей мощи,
в том числе вооружённые силы в глобальном и региональном масштабах. Об этом
прямо говорится в докладе министра обороны и председателя комитета
начальника штабов конгрессу "Основные направления военного строительства Соединённые Штаты не только не намерены отказаться о ядерного оружия, но и непрерывно совершенствуют ядерные боеприпасы, а также средства их доставки и способы применения. 21 - http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=1451160&s=9 Стратегические наступательные силы рассматриваются военно-политическим руководством США в качестве важнейшего компонента вооружённых сил, действенного средства "ядерного устрашения" потенциальных противников в мирное время и выполнения стратегических задач в случае развязывания ядерной войны. Согласно взглядам американского командования, современные
континентальные баллистические ракеты САК ВВС отличаются от других
компонентов стратегической триады постоянной высокой технической и
оперативной готовностью к пускам (от 30 секунд до 12 минут соответственно),
надёжностью доведения до них распоряжений на применение ядерного оружия в
любой обстановке, способностью уничтожать (поражать) широкий спектр целей
различной защищенности. Они имеют малое полётное время до целей (около 30- Все американские МБР к началу 90-х годов размещены в шахтных ПУ,
имеющих защищенность от ударной волны давлением 70-140 кг/см2, на шести
ракетных базах в северном и центральном районах континентальной части США. Ключевыми вопросами перспективного совершенствования сил МБР военное
руководство США считает повышение их боевых возможностей по поражению
малоразмерных высокозащищённых целей, то есть противосилового потенциала. Планами Пентагона22 предусматривалось в 1992-1994 годах поставить на
вооружение 25 железнодорожных ракетных комплексов (50 МБР MX), а в 1997
году приступить к развёртыванию перспективной МБР "Миджитмен" на мобильных
транспортно-пусковых установках (ТПУ). Полномасштабная разработка этих
высокоэффективных, неуязвимых систем ракетного оружия велась в США с 1983 и Вопрос развёртывания МБР на железнодорожных платформах не являлся новым для военно-политического руководства США. В начале60-х годов с санкции тогдашнего президента Джона Кеннеди была проведена серия испытаний железнодорожного варианта МБР "Минитмен". Однако в те годы способ базирования был признан неприемлемым по техническим, военным и ряду других причин. Развитие сил МБР направлено на укрепление национальной безопасности 22 - Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый, стр.25 23 - http://www.fast.ane.ru/smenshikov/slovo/smmslovo86.htm Предусматривается после вступления в силу вышеуказанных договоров к
Стратегические силы Франции состоят из частей и соединений баллистических ракет средней дальности, атомных ракетных подводных лодок и средних стратегических бомбардировщиков. По данным Лондонского института24 стратегических исследований наземный
компонент французских стратегических сил составляет 18 баллистических ракет
средней дальности S-3D (моноблочная головная часть - 1 Мт, дальность
стрельбы - 3700 км, КВО - 600-700 м). Ракеты размещены в шахтных пусковых
установках и поддерживаются в 4-х минутной технической готовности к пуску. Воздушный компонент насчитывает 15 бомбардировщиков "Мираж-4Р" и 45 многоцелевых самолётов "Мираж-2000N", способных нести по одной крылатой ракете ASMP с ядерной боевой частью (дальность стрельбы - до 350 км, мощность - 0,3 Мт). Самолёты-носители поддерживаются в 24-х часовой готовности. Морской компонент стратегических сил Франции включает пять атомных подводных лодок типа "Энфлексибль", каждая из которых несёт 16 баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Также в сухопутных войсках Франции имеется 15 ПУ ОТР "Адес" (в настоящее время они заскладированы). В составе палубной авиации ВМС Франции находятся 38 самолётов - носителей ядерного оружия "Супер Этандар", несущих по одной ракете ASMP. 24 - Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый, стр.26 Французские стратегические ядерные силы предусматривается использовать во взаимодействии с ядерным потенциалом США и Великобритании. Французское руководство выступает за создание европейской системы ядерного сдерживания, основу которому должны составить французские и английские ядерные силы
Стратегические силы Великобритании состоят из частей и соединений
атомных ракетных подводных лодок и стратегических бомбардировщиков.К
разработке ядерного оружия в Великобритании приступили накануне Второй С конца 1940 года Англия и США стали обмениваться информацией по
теории создания атомной бомбы. После заключения Квебекского соглашения в Программа Эттли была весьма широкой, и на ее реализацию он выделил 100
млн. фунтов стерлингов, даже не поставив в известность парламент. Американцы быстро убедили своих союзников по недавно созданному 25 - http://www.arms.ru/nuclear/10.ht Англией официально принимается американская стратегия превентивной ядерной войны. В соответствии с ней была утверждена национальная программа создания ядерного оружия и стратегических бомбардировщиков, которые должны были применяться в ходе ведения коалиционных боевых действий. Кроме того, военная доктрина Англии предусматривала ведение локальных войн в колониях с возможным применением атомных бомб. В начале 50-х годов испытывается первое английское ядерное устройство. В апреле 1955 года в Королевских ВВС была сформирована первая из семи
эскадрилий стратегических бомбардировщиков среднего радиуса действия Премьер-министр М. Тетчер выдвинула концепцию, главной которой было положение о том, что в современном мире ядерное оружие играет роль сдерживающего фактора и гарантирует сохранение мира. В связи с этим была разработана программа модернизации национальных стратегических ядерных сил, предусматривавшая на первом этапе модернизацию имеющихся ПЛАРБ и перевооружение их ракетами с разделяющимися головными частями типа . 26 - http://www.arms.ru/nuclear/10.ht На втором этапе планировалось построить четыре атомные ракетные
подводные лодки, вооруженные американскими баллистическими ракетами В середине 80-х годов у военно-политического руководства Качественное улучшение английских стратегических ядерных сил произошло
с вводом в строй ракетоносцев системы Трайдент. Головная лодка Вэнгард была
введена в боевой состав подводных сил 23 сентября 1993 года, а вторая С завершением в 1998 году развертывания всех новых ракетоносцев 27 - http://www.arms.ru/nuclear/10.ht 3.4. Россия. Цель политики России в современных условиях - сохранение мира,
устранение военной опасности путём сдерживания потенциальных агрессоров. Создание стратегических сил в нашей стране было обусловлено резким
обострением военно-политической обстановки в мире к началу 60-х годов,
быстрым развёртыванием в США и НАТО стратегических наступательных
вооружений, представляющих реальную угрозу СССР. К концу 50-х годов в Однако по стратегическим силам Советский Союз более чем в десять раз уступал США. Наиболее эффективным средством ликвидации возникшей и нарастающей угрозы могло стать широкомасштабное развёртывание ракетно- ядерного оружия, обладающего огромной мощью и практически неограниченной дальностью действия, что позволяло решать стратегические задачи в удалённых географических районах и на всех театрах военных действий. Основой для укрепления стратегических сил нашего государства явилось создание ракетных войск стратегического назначения (РВСН).28 28 - Энциклопедический словарь юного историка, стр.34 СССР, его Стратегические ядерные силы принимали ответные меры, направленные на укрепление обороноспособности и недопущение стратегического превосходства США. В состав стратегических сил СССР входили МБР наземного базирования, Из 13000 боеголовок около 10800 были развёрнуты на боевых позициях и представляли собой ударную часть стратегического потенциала. Ещё 4200 боеголовок размещались на противоракетах и ракетах "земля-воздух", составляющих силы стратегической обороны. В середине 1988 года в составе советских стратегических наступательных сил насчитывалось 1414 МБР, оснащённых 6506 боеголовками. К 1990 году на вооружении находилось 7 различных типов ракет. Ракеты SS-13 и SS-25 являются моноблочными, SS-11 существует в двух модификациях - с одной и тремя боеголовками (не являющимися боеголовками индивидуального наведения). Ракеты SS-17, SS-18, SS-24 оснащены боеголовками индивидуального
наведения. Считается, что число боеголовок, размещённых на каждой из этих
ракет, совпадает с количеством, указанных в правилах подсчёта Договоров ОСВ- Суммарный запас ядерных боеголовок, предназначенных для размещения на В 1980 году Министр обороны США Гарольд Браун доложил Конгрессу, что Темп производства баллистических ракет в СССР в период с 1980 по 1986
год составлял в среднем около 125 ракет в год. В 1986 году в зарубежной
печати утверждалось, что Советский Союз производит жидкотопливные МБР для
войсковых учений и для пополнения стратегических сил. В 1988)30 году
сообщалось о завершении серийного производства ракет четвёртого поколения. 29 - Справочник “Soviet Military Power” - http://city.tomsk.net/~military/ 30 - Справочник “Soviet Military Power” - http://city.tomsk.net/~military/ В середине 1988 года Советский Союз имел на вооружении 942 баллистические ракеты морского базирования шести различных типов с 3400 боеголовками. Ракеты SS-N-8 и SS-17 являются моноблочными, каждая из которых засчитывается отдельно (но не являющимися боеголовками индивидуального наведения). Три БРПЛ с боеголовками индивидуального наведения оснащены соответственно четырьмя (SS-N-23), семью (SS-N-18) и десятью (SS-N-20) боеголовками. Так же, как в случае с МБР, некоторые из неразвёрнутых БРПЛ могут быть
использованы для перезарядки. В 1984 году в зарубежных изданиях
утверждалось, что СССР может осуществлять загрузку ракет на подводные лодки
в охраняемых морских районах. Также сообщалось, что Советский Союз
продолжает производить четыре типа БРПЛ: SS-N-6, SS-N-8, SS-N-17, SS-N-18. В составе стратегической бомбардировочной авиации к середине 1988 года
насчитывалось около 160 бомбардировщиков ТУ-95 (типа Bear), оснащённых 950
ядерными боезарядами. Ядерные боезаряды, размещаемые на бомбардировщиках,
представляют собой либо ядерные бомбы свободного падения либо ракеты Специалисты предполагают, что бомбардировщики Bear A несут в среднем
по две бомбы, Bear B/C - четыре бомбы или одну ракету AS-3 Kangaroo, Bear G Силы стратегической обороны СССР включали в себя ядерные противоракеты
и ракеты "земля-воздух". К середине 1988 года полное число ПУ противоракет
и боеголовок для них составляло 100 единиц. Кроме этого насчитывалось 7070 В печати, ссылаясь на сведения, полученные от представителей разведывательных служб правительства США, высказывалось предположение, что ракетами с ядерными боеголовками были оснащены все ПУ ракет SA-1, одна треть ПУ SA-2 и SA-10 и две трети ПУ SA-5. При этом учитывались только ПУ, размещённые на территории СССР. Число стратегических ракет "земля-воздух "снизилось с уровня 9600 ракет в 1985 году до 8560 в 1987 году. В основном это связано с заменой ракет SA-1 и SA-2.31 В условиях, когда российские силы общего назначения существенно
сокращаются, основным средством обеспечения военной безопасности России
остаются Стратегические ядерные силы. Они отличаются глобальной
досягаемостью и огромной разрушительной мощью, а их боевая готовность
практически не зависит от их геостратегического положения, направления и
масштабов возникающих угроз. Расходы же на развитие и содержание СЯС
составляют всего 10-15% от суммарных затрат на Вооружённые Силы России. 31 - Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый стр.29 Именно в этом суть их предназначения. Только они в состоянии обеспечить стратегическую стабильность. Требуемый уровень сил определяется, с одной стороны, необходимым боевым потенциалом, который гарантировал бы сдерживание всех возможных противников, а с другой стороны - условиями договором по СНВ между Россией и США.
В числе ядерных держав - Китай. Ещё в 50-е годы его военно-
политическое руководство исходило из того, что непременным условием
повышения роли страны в мировом сообществе должно быть наличие мощных
вооружённых сил, располагающих современным оружием, включая ядерное. 16 октября 1964 года в КНР было произведено первое испытание ядерного устройства (на специальной башне) мощностью до 20 кт.32 В мае 1965 года Китай осуществил второе ядерное испытание, использую в качестве носителя самолёт Ту-4. Мощность взрыва достигла 40 кт. Это испытание продемонстрировало создание авиационной атомной бомбы. 9 мая 1966 года с помощью бомбардировщика Ту-16 было проведено третье испытание. В ядерном устройстве мощностью около 100 кт, кроме урана-235, уже содержался литий-6, что свидетельствовало о готовности Китая к испытания термоядерного заряда. 32 - http://www.arms.ru/nuclear/10.ht 27 октября 1967 года был осуществлён подрыв первого термоядерного
устройства мощностью 1-3 Мт. Для доставки использовался бомбардировщик Ту- По сообщения зарубежной печати серийное производство ядерных
боеприпасов начато в Китае с 1968 года, термоядерных - с 1974 года. К концу В 1988 году китайские специалисты осуществили испытание ядерного устройства мощностью 1-5 кт с повышенным выходом радиационного излучения, что позволило сделать вывод о разработке в стране нейтронного боеприпаса сверхмалой мощности. В разработке средств доставки ядерных зарядов Китай идёт по пути
создания главным образом баллистических ракет наземного базирования -
самого дешёвого компонента стратегической ядерной триады. Ракетная
программа Китая предусматривала три этапа: 33 Первый этап программы был завершён в середине 60-х годов:
баллистическая ракета средней дальности DF-1 поступила на вооружение НОАК в 33 - http://www.arms.ru/nuclear/10.ht К настоящему времени эта ракета снята с вооружения и заменена более
современной DF-3 и -21. В 70-х годах завершилась разработка ракет DF-3 К 1974 году закончилось создание единое системы оперативного управления ракетными комплексами. Стратегические ракетные войска (СРВ) были выделены в самостоятельный вид вооружены сил Китая. Дислокация ракетных баз по состоянию на середину 70-х годов Китайские СРВ, значительно уступавшие в количественном и качественном
отношении показателям, достигнутым ведущими ядерными державами,
предполагалось использовать в эти годы прежде всего как фактор
политического и военного "минимального сдерживания" вероятного противника. С середины 70-х годов Китай делает ставку как на дальнейшее развитие наземных ядерных сил, так и на создание баллистических ракет морского базирования. Основные усилия в развитии ракет наземного базирования со второй половины 70-х годов сосредотачивалась на повышении мощности ядерного заряда головной части и увеличении дальности стрельбы ракет до межконтинентальной. Первый успешный испытательный пуск МБР DF-5 (дальность стрельбы 12000
км) Китай осуществил 18 и 21 мая 1980 года. С развёртыванием этих ракет в
позиционных районах центральной части страны в многом разрешилась проблема
уязвимости ракетных комплексов для ударов обычными нестратегическими
средствами противника, а в пределы досягаемости ракетно-ядерного
воздействия теперь вошли объекты на всей территории США, СССР и Индии. 4. Системы международного контроля за ядерным потенциалом. 4.1 МАГАТЭ. Основным инструментом контроля за нераспространением ядерного оружия
стало Международное агентство по атомной энергии - МАГАТЭ (создано в 1955
году), с которым каждая участвующая в Договоре страна, не обладающая
ядерным оружием, должна заключить соответствующее соглашение. Представители
данного агентства в ходе проведения многочисленных инспекций осуществляет
наблюдение за ядерными установками и материалами путём изучения учётных
документов, проверки работы операторов на ядерных установках, технического
состояния реакторов, выполнения мер безопасности и т.д. Главная цель МАГАТЭ Слабое звено в деятельности агентства связано с тем, что оно инспектирует лишь заявленные ядерные объекты и не обладает правом требовать предоставления возможности всех имеющихся в той или иной стране объектов такого рода. У МАГАТЭ нет полномочий не проведение внезапных проверок (оно обязано делать заявки заблаговременно). Такой порядок позволяет инспектируемой стране скрывать секретные программы или перед прибытием представителей агентства проводить мероприятия по их маскировке, вывозу в другие районы соответствующего оборудования, материалов и т.д. Вот почему всё чаще высказывается мнение о необходимости совершенствования системы контроля со стороны МАГАТЭ. Усовершенствовать систему контроля и проверок могло бы включение в соответствующие документы требования о заблаговременном уведомлении МАГАТЭ о строительстве новых ядерных объектов или переоборудовании имеющихся; увеличение количества инспекций и упрощение процедуры оформлению документов на въезд в инспектируемую страну; предоставление права проводить проверки по подозрению. Одновременно для усиления режима нераспространения мировому сообществу
предстоит осуществить большую работу в политической и военной сферах по
укреплению системы международной безопасности в целом. К основным
направлениям этой деятельности эксперты, в частности, относят следующее: 4.2. Договоры. 4.2.1. ОСВ В 60-е годы реалистически мыслящие государственные деятели достигли
взаимопонимания в вопросе о том, что увеличение числа стран, обладающих
ядерным оружием, реально ставит под угрозу международную стабильность и
усиливает вероятность всемирной катастрофы. В результате совместных
действий ряда стран был подготовлен и в июле 1968 года открыт для
подписания Договор о нераспространении ядерного оружия, вступивший в силу в
марте 1970 года. Первоначально документ подписали СССР, США, Великобритания
и около 50 других стран. Сейчас участниками Договора являются почти 160
государств, в том числе все пять ядерных держав (Россия, США, Оказавшиеся после распада СССР обладателями ядерного оружия Украина, По условиям этого документа государства, обладающие ядерным оружием, обязуются не передавать кому бы то ни было ядерные взрывные устройства и контроль над ними, а также не помогать и не поощрять неядерные страны к его производству или приобретению. В свою очередь, неядерные государства берут на себя ответственность не получать от кого бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, не осуществлять контроль над ними ни прямо, ни косвенно, равно как не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие либо другие ядерные устройства, не добиваться и не принимать помощи в их производстве.
Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических
наступательных вооружениях (Договор СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года
и вступил в силу 5 декабря 1994 года после его ратификации Соединёнными 35 - Журнал “Международная политика” 2000 год,№9 Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических
наступательных вооружений СНВ-1 в США заморозил программы создания и
развёртывания железнодорожного ракетного комплекса МХ, а также грунтового
мобильного комплекса "Миджитмен". Работы проводятся на ракетных базах С декабря 1993 года в рамках реализации Договора СНВ-1 начался процесс
ликвидации шахтных ПУ МБР "Минитмен-2" на ракетных базах Уайтмэн и Элсворт. Предполагается, что ракетные системы СНС США МХ и "Минитмен-3" будут
состоять на вооружении до 2003 года и 2010-2015 годов соответственно. Срок вывода из боевого состава МБР МХ определён положениями Договора
Подписанный 3 января 1993 года между Российской Федерацией и США 36 - http://ecm.by.ru/ewbook/g13.shtm Предельный уровень стратегических наступательных вооружений ограничивается количеством ядерных зарядов - не более 350037 единиц у каждой из сторон. Такие радикальные сокращения СНВ способствуют снижению уровня ядерного противостояния и , в конечном счёте, укреплению доверия и стратегической стабильности в мире. 37 - http://hypertension.boom.ru/ 5. Заключение. Усиление режима нераспространения ядерного оружия признаётся подавляющим большинством государств одной из серьёзнейших проблем на ближайшие десятилетия, и такой подход заслуживает всемерной поддержки и одобрения. Вместе с тем начинает проявляться тенденция, свидетельствующая о намерении некоторых стран воспользоваться этим для решения собственных задач при проведении региональной политики в свою пользу. Так, Вашингтон, в частности, усиленно муссирует вопрос об угрозе появления в КНДР ядерного оружия, хотя имеющиеся данные свидетельствуют о том, что она в обозримом будущем вряд ли войдёт в "ядерный клуб". В то же время Белый дом не высказывает никакого беспокойства по поводу ядерных амбиций Израиля, который, по единодушной оценке западных специалистов, реально располагает внушительным ракетно-ядерным потенциалом. США разрабатывают также планы применения в одностороннем порядке военной силы против государств, подозреваемых в осуществлении программ создания ядерного оружия. Это предоставляет ЦРУ и разведывательному управлению министерства обороны право на проведение тайных операций, включающих организацию диверсий на военных объектах и в научно- исследовательских центрах, других специальных мероприятий. Такие действия могут привести к серьёзным негативным последствиям и вместо нормализации обстановки в том или ином регионе способствовать резкому обострению ситуации, инициировать серию террористических акций возмездия со стороны безответственных режимов и группировок. К тому же опыт последних лет показал, что использование силы, даже с благородными гуманитарными намерениями (как в Сомали, на Гаити, в Сербии, Афганистане, Ираке)38, не достигает поставленных целей, а лишь заводит решение проблемы в тупик. Распространение ядерного оружия, как и остальных видов ОМП, без сомнения, ещё долгое время будет представлять собой наиболее серьёзную опасность для мира и международной стабильности. Противодействие данной угрозе или хотя бы её уменьшение потребует объединения усилий мирового сообщества для того, чтобы на коллективной основе, с учётом интересов большинства государств, заинтересованных в недопущении применения ядерного оружия в региональных конфликтах, найти реальные пути решения этой крайне сложной задачи под жёстким международным контролем. 38 -http://hypertension.boom.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Словарь аббревиатур ОМП - оружие массового поражения ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица 1 39 |Создание советского ядерного арсенала :ключевые события | Таблица 2 40 |Основные тактико-технические характеристики МБР США | Таблица 3 41 |Ядерный арсенал СССР (середина 1988г.) | 39 - Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый стр.11 40 - Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый стр.24 41 - Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый стр.27 7. Список использованной литературы. 1. Д.Н. Волковский, И.А.Задоя, А.М. Прокофьев и др., “Энциклопедия современного оружия и военной техники, том первый”, “Полигон”, Санкт-Петербург, 1997 2. Перхавко В.Б.,“Энциклопедический словарь юного историка”, “Педагогика-Пресс”, 1997 3. Хопкинсон К.,“Двадцатый век”, “Росмэн” ,1997 4. Журнал “Международная политика” 2000 год,№9 - статья Йоахима Краузе,заместителя директора Научно-исследовательского института Германского общества внешней политики “РОССИЙСКИЙ ОРУЖЕЙНЫЙ ПЛУТОНИЙ: ЩЕКОТЛИВЫЙ ВОПРОС ДЛЯ КРАСНО-ЗЕЛЕНОЙ КОАЛИЦИИ” 5. Справочник “Soviet Military Power” - http://city.tomsk.net/~military/, 8 января 2003 года, 3:25 6. http://www.krugosvet.ru/articles/23/1002337/1002337a70.htm, 12 января 2003 года, 01:25 7. http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=1451160&s=9, 22 января 2003 года, 11:15 8. http://www.ovsem.com/user/hw/10.shtml, 26 февраля 2003 года, 10:55 9. http://www.kodekc.ru:9876/referat?doc&nd=12401419&nh=0&_r=1240000 1&razdel=12400001, 10 января 01:40 10. http://hypertension.boom.ru/, 10 марта 2003 года, 02:45 11. http://ecm.by.ru/ewbook/g13.shtm, 11 марта 2003 года, 6:40 12. http://www.fast.ane.ru/smenshikov/slovo/smmslovo86.htm 22 января 2003, 10:25 13. http://www.arms.ru/nuclear/10.ht,26 февраля, 11:00 [pic] |
|