| |||
Реферат: Культура 18 века РоссииКультура 18 века России Содержание Содержание 2
Введение "Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие
мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В
историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и
общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-
монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение
материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли
яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской
деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро
и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII
и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени
насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским
завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в
то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за
длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на
опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов. Общая оценка русской культуры 18 века О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства. Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I. Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения. Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали
укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки. В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода: . первая четверть века, связанная с реформами Петра; Просвещение На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был
чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых,
крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и
возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые
солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей,
преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это — наиболее
рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того
времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии,
фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной
солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе Второй тип школ в России XVIII в.— это закрытые дворянские учебные
заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных
девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5
тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и
школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду
только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые
для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты — Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский. Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в Русская наука. М. В. Ломоносов. Нет необходимости подробно рассказывать о жизни М. В. Ломоносова: со школьной скамьи каждый знает о том, как этот сын рыбака-помора тайком от родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужду и лишения, но наук не оставил, а стал первым русским академиком, основал Московский университет и, по меткому определению А. С. Пушкина, «сам был первым нашим университетом». Это был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист. Появление такого гиганта науки, как Ломоносов, в условиях крепостной Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую
академию, способствовали развитию русской и мировой науки. Но не их грудами
и не усилиями «просвещенной монархини» была создана русская наука. Она
создавалась русским народом, людьми «разного чина и звания». Крестьяне М. Значительны были достижения русской научной мысли, и среди них
особенно выделяются гениальные догадки и открытия М. В. Ломоносова. М. В. Ломоносов выступил в качестве ученого-новатора также и в области
наук общественных. Он не был профессионалом-историком, но его исторические
труды по праву занимают видное место в русской науке. Он боролся с теорией Реформа русского стихосложения, начатая В. К. Тредьяковским, завершена Труды Ломоносова намного опередили его время; все величие научного подвига этого «архангелогородского мужика» было осознано в полной мере значительно позже. Но и при жизни Ломоносова труды его получили известность за границей, он был избран членом Шведской и почетным членом Болонской академий наук. Великий математик Л. Эйлер назвал его «гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и всей науке». Ломоносов не был одинок. Открытия ряда русских ученых составили
золотой вклад русской науки в мировую. Основоположник русской
минералогической школы, сын придворного музыканта В. М. Севергин много
сделал для развития идей Ломоносова в минералогии и геологии. Трудами
русских ученых в XVIII в. была исследована Сибирь. «Описание земли Академия наук в 60—70-х годах провела пять экспедиций, обследовавших
огромные территории. Для того чтобы яснее представить себе деятельность
этих экспедиций и их значение для науки, остановимся на одной из них,
руководимой академиком И. И. Лепехиным. В 1768 г. экспедиция направилась по
течению Волги в Астрахань, обследовав Оренбургские степи, повернула к
северу вдоль Уральского хребта, проникла в район Вычегды, на Северную Двину
и добралась до Архангельска. Пройдя по побережью океана, она через Экспедиция вела тщательные записи, которые легли в основу «Дневных
записок» Лепехина. Мы находим здесь описание животного и растительного
мира, рудников и заводов, достопримечательностей городов и сел, обычаев и
быта народов. Свое исследование Лепехин снабдил рисунками. Имя академика Во второй половине XVIII в. закладываются основы научной биологии в Вторая четверть XVIII в. является временем становления исторической
науки в нашей стране. Начинается собирание и издание исторических
источников. Крупнейший дворянский историк этого времени В. Н. Татищев
работает над своей «Историей Российской», в которой делает попытку связно
изложить события русской истории с дворянской точки зрения. Работой Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой. Русские
ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских
ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную
мысль. Общий уровень развития науки в России был ниже, чем в Западной Почетными членами Петербургской академии были избраны выдающиеся
деятели зарубежной науки — философ-материалист Д. Дидро, французский
естествоиспытатель Ж. Бюффон, американский ученый и революционер В. Однако успехи русского просвещения и науки не стали достоянием трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от нее интересами. Самодержавие боялось распространения знаний. «Черни не должно давать образования, поелику она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь»,— писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Салтыкову. Свои общественно-политические взгляды и художественные представления народ выражал в устном творчестве и прикладном искусстве. Музыка 18 века Петровская Эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. На улицах новой столицы - Петербурга - играют военные оркестры; во
дворце устраиваются ассамблеи с танцами; музыка звучит и на торжественных
празненствах, и на военном параде, и на театральных подмостках. Новая функция музыкального искусства особенно полно проявилась в жанрах парадной, торжественной музыки. В честь Петра I и его полководцев исполнялись специально сочиненные песнопения, носившие названия "панегирических", или "виатных", кантов. В музыкальном поэтическом отношении панегирические канты были типичным выражением героико-патриотических настроений петровской эпохи. Они породили особый стиль торжественно-пышной, гимнической хоровой музыки стиль, получивший высшее завершение в хоровых концертах, кантатах и ораториях конца века. Особой популярностью пользовались танцевальные жанры. Танцы петровских ассамблей - менуэт, полонез, англез - прочно укоренились на русской почве, а некоторые из них, в первую очередь менуэт, стали излюбленными в дворянском обществе. Достаточно разнообразным был музыкальный репертуар петровских ассамблей. В последние годы царствования Петра музыкальные развлечения при дворе приобретают иной характер. Постепенно к музыке начинают приобщаться наиболее образованные представители русской аристократии. Некоторые из них хорошо владели искусством игры на клавикордах, скрипке и флейте. При дворе входят в моду галантные песни любовно-лирического содержания ("арии"), исполнявшиеся под аккомпанемент клавесина, флейты или скрипки. Видное место музыка заняла и в театре. Первые годы царствования Петра Начав свое существование в первые годы царствования Петра I, русский театр продолжал расти и развиваться в течение всего XVIII века. Театр становится важным центром музыкальной жизни в послепетровскую эпоху, когда искусство завоевывает все более широкое общественное признание. Эпоха 30-60-х годов XVIII столетия ознаменовалась ростом национального
самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное
значение имела деятельность Михаила Васильевича Ломоносова - первого
русского ученого мирового масштаба. Росла и крепла русская литература;
расцветала поэзия русского классицизма, представленная в творчестве того же В период 30-40-х годов музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются сложные музыкальные жанры: опера, кантата, соната, сюита. Музыкальные инструменты, в том числе клавикорды, скрипка и арфа, получают все более широкое распространение в дворянском быту. При дворе и в домах знатных вельмож устраиваются камерные концерты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы, русские музыканты овладевают исполнительским мастерством. Тем самым развивающиеся традиции бытового и концертного музицирования готовили почву для последующего возникновения русской композиторской школы. Основным жанром, характеризующим развитие музыкального искусства XVIII
века в России, была опера. Не удивительно, что именно в оперном жанре ярче
всего проявились впоследствии творческие возможности русских композиторов Наряду с оперным искусством в России приобретают популярность различные жанры камерной музыки. В середине XVIII века камерные концерты при дворе становятся обычным явлением. Большим успехом камерное музицирование пользовалось в аристократических любительских кругах. К этому времени заметно выросла и роль придворного оркестра. В начале 60-х годов оркестр был разделен на две самостоятельные группы музыкантов - исполнителей оперно-симфонической и бальной музыки. Такая дифференциация была несомненным признаком роста исполнительских сил. Не случайно из среды музыкантов придворного оркестра выдвинулись в
конце века такие даровитые русские композиторы, как В.А.Пашкевич и И.А. Последняя треть XVIII века характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. Театральная жизнь выходит далеко за пределы придворного, аристократического быта. Развивается музыкальное образование, нотопечатание и нотоиздательское дело. Музыка становится достоянием более широких кругов русского общества: домашнее музицирование получает распространение в мелкопоместной и городской мещанской среде. Ведущая роль в музыкальной жизни России по-прежнему принадлежит оперному театру. Однако развитие музыкального театра к этому времени приобретает новое направление: меняется и оперный репертуар, и состав зрителей. Огромное значение для развития оперного жанра в России имели успехи
отечественного драматического театра. Большого подъема театральная жизнь
достигла в период 1770 - 1780-х годов, в эпоху деятельности передовых
русских драматургов Фонвизина, Николаева, Княжина, Капниста. В 1776 году в Наряду с городскими "вольными" театрами в конце XVIII века широко развертывается сеть крепостных театров, разбросанных по всей России. Особенно широкой известностью пользовались театры графа Н. П. Театр Шереметьева был в первую очередь оперным, причем основу репертуара составляли последние театральные "новинки" - комические оперы французских и итальянских композиторов. На этой сцене шли лучшие произведения Паизиелло, Пиччини, Гретри и Монсиныи. А в главных ролях блистала знаменитая "первая певица" шереметевского
театра Прасковья Ивановна Ковалева (по сцене - Параша Жемчугова, 1768- Широкой популярностью в быту крепостнической России пользовался особый вид исполнительства - музыка роговых оркестров. В конце XVIII века роговые оркестры исполняли также и достаточно
широкий концертный репертуар классической музыки (в том числе симфонии К концу XVIII века все более систематический характер приобретает концертная жизнь. Ораториальные, хоровые концерты пользовались большим успехом у публики. Одновременно устраивались и сольные концерты. Большим успехом пользовались выступления клавесинистов и органистов В. Успехи музыкального образования и театрально-концертной жизни создали прочную Основу для дальнейшего роста музыкальной культуры. К музыкальному искусству, несмотря на сословные ограничения, тянутся все более широкие слои населения, и даже представители крепостного сословия теперь составляют едва ли не основную группу музыкантов-профессионалов. К концу XVIII века можно говорить о вполне сложившихся, устойчивых национальных традициях в области музыкального исполнительства, оперного театра, концертной жизни. Опера XVIII века. Среди различных жанров профессиональной музыки конца XVIII века опера занимает первое место. Именно опера в эту эпоху становится наиболее развитым, наиболее профессиональным и вместе с тем наиболее массовым видом музыкального творчества. Опера привлекает к себе и широкую аудиторию и лучшие творческие силы. Опера вызывает живые отклики в общественном мнении, в поэзии, литературе и критике. С большой непосредственностью и полнотой она отображает передовые, демократические тенденции русского искусства. В опере, как и в комедии, затрагивались самые острые, коренные проблемы русской действительности, и в первую очередь вопрос о социальном неравенстве, о тяжелом, бесправном положении крепостного крестьянства. Русская опера XVIII века - это прежде всего реалистическая опера- комедия бытового плана, тесно связанная со всем укладом русской общественной жизни. На оперной сцене в конце XVIII века выступает галерея типических персонажей, давно знакомых зрителю по комедиям того времени. Опера по-своему метко высмеивала отсталые нравы русского общества, бичевала пороки скотининых и простаковых. Критическая, обличительная направленность определяет главную, основную тенденцию реалистической оперы-комедии XVIII века, вошедшей в круг самых значительных, прогрессивных явлений русского искусства радищевской поры. Молодое искусство оперы XVIII века со всей очевидностью свидетельствует об удивительном разнообразии путей развития русской композиторской школы. Опера, со всей сложностью и многообразием ее форм, питала всю русскую профессиональную музыку содействовала развитию других жанров. В ней коренились основы и русского симфонизма, и русской хоровой классики. Тесно соприкасаясь с народной песней и бытовым романсом, она оказывала воздействие и на профессиональную вокальную лирику. Активное развитие оперной драматургии в XVIII веке во многом заранее обусловило ту важную роль, которую суждено было играть оперному жанру в творчестве композиторов-классиков. Народное творчество 18 века Мятежное поэтическое творчество неизменно сопутствует народу на протяжении всей его истории, являясь художественным откликом на крупнейшие события действительности. В различные эпохи народное творчество принимало разные формы. Для XVIII в. характерно возникновение новых тем и образов, вызванных к жизни изменившимися историческими условиями. Центральное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни и предания о Пугачеве. Недаром А. С. Пушкин ценил в них «печать живой современности». Эти песни создавались в ходе боев восставших с Царскими войсками. Народ видит в Пугачеве не «государственного вора, изверга, злодея и самозванца», как именовали его царские манифесты, а народного царя, крестьянского заступника и мстителя. В народных преданиях Пугачев — богатырь, герой-полководец, кровно связанный с народом и противостоящий дворянству; он стал во главе восставших, которые ...задумали дело правое, Дело правое, думу честную: Мы дворян господ — на веревочки, Мы дьяков да ярыг — на ошейнички, Мы заводчиков — на березоньки. Народ не поверил даже смерти Пугачева — настолько велика была
уверенность в его силе. Подвиг Пугачева воспет не только русскими: башкиры,
мордва, татары, удмурты видели в нем выразителя народных чаяний. Вместе с Кроме песен о Пугачеве, в XVIII в. пользовались популярностью ранее созданные песни о Разине, о «добрых молодцах, вольных людях». Такова знаменитая песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка». В XVIII в. продолжали широко бытовать традиционные жанры народного
творчества — былины, сказки, пословицы, поговорки, бытовые песни и т. д. В рукописную демократическую литературу XVIII в. проникли произведения
народного творчества, которые не могли быть напечатаны из-за цензурных
рогаток. Таков «Плач холопов», который выразительными сравнениями
раскрывает «свирепство» бар и подневольное положение крепостных. «Куда бы
ты ни сунься — везде господа», — горестно восклицает неизвестный автор Основные мотивы устной народной драмы — резкое обличение царя-злодея Русский демократический театр XVIII в. также показывал дворян и церковников в их истинном неприглядном виде, сатирически разоблачал глупость судейского чиновника, алчность и невежество чужеземного доктора- шарлатана, дурость и спесь барина-тунеядца. Для народного театра характерны резкий гротеск в обрисовке характеров, выразительность жеста и диалога, частая импровизация текста с использованием общеполитических и местных житейских тем. Эти народные представления послужили одной из национальных основ русской бытовой и сатирической драматургии второй половины XVIII в. Художественные вкусы трудового народа находят яркое воплощение в произведениях прикладного искусства. В творениях народных мастеров встречаются изображения народного быта, сатирические зарисовки представителей правящих классов, сказочные образы, растительный и геометрический орнамент. Украшались резьбой или росписью прялки, ткацкие станки и т. д. Культура дворянства. Классицизм Русская культура второй половины XVIII в. отражает черты подымающейся нации. Возрастает общественная роль художественной литературы, которая постепенно теряет прежний анонимный и рукописный характер. Передовые писатели выступают активными борцами за идеи просветительства; возникают первые литературные журналы. Главное содержание культурного процесса середины XVIII в. — становление русского классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под эгидой самодержавной власти, утверждение в художественных образах могущества абсолютной монархии. Хотя русские писатели и художники обращались к опыту опередившего их в
развитии западноевропейского классицизма, они стремились придать этому
течению черты национального своеобразия. Хорошо об этом сказал Ломоносов: В отличие от западноевропейского классицизма, в русском классицизме, полном пафоса гражданственности, были сильны просветительные тенденции и резкая обличительная сатирическая струя. В литературе русский классицизм представлен произведениями А. Д. По-иному традиции русского классицизма проявились в сочинениях А. П. С 70-х годов XVIII в. русский классицизм в литературе переживает кризис; обострение социальных противоречий и классовой борьбы приводит к проникновению в литературу новых тем и настроений. Так, республиканские мотивы появились в трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Но в то же время гражданская тематика оттесняется любовной лирикой. Из ведущего литературного направления классицизм становится литературой узких реакционно-крепостнических кругов. Классицизм завоевывает господствующее положение в архитектуре и
изобразительном искусстве. Он определил облик Петербурга, где строили В. И. Характерной чертой русского классицизма в скульптуре была теплота,
человечность. Достаточно взглянуть на надгробие Н. М. Голицыной в Донском
монастыре работы Ф. Г. Гордеева, чтобы почувствовать возвышенную печаль и
мудрую сдержанность тихой скорби, выраженные с величайшей искренностью. Классицизм нашел отражение и в исторической живописи. Обращают на себя
внимание полотна А. П. Лосенко «Владимир и Рогнеда» и «Прощание Гектора с Русский театральный классицизм, сложившийся к середине XVIII в., был
заложен драматургией Ломоносова и Сумарокова, утвердивших национально-
патриотическую тематику и просветительское направление в театре. Сентиментализм Классицизм не был единственным течением дворянской культуры в век Влияние сентиментализма отразилось и в архитектуре, особенно парковой, В живописи сентиментализм сказался в «чувствительных» сюжетах, в
приторно-слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке
природы. В картине М. М. Иванова «Доение коровы» все внимание художника
сосредоточено не на крестьянах (его образы на них и не похожи!), а на
кротких овечках, на идиллической картине мирной сельской жизни. Глядя на
это полотно, нельзя подумать, что оно написано в 1772 г.— в преддверии Одним из видных сентименталистов в портретной живописи был В. Л. Основоположником сентиментализма в русском театре является актер В. Таковы же и «слезные драмы» Хераскова с душераздирающими сценами и идиллическим концом, с вознаграждением добродетели и обличением порока. Сентиментально-идиллическая «чувствительность» проникла и в музыку. Сентиментализм в русской культуре возник в период формирования новых, буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнического строя, и его борьба с классицизмом была отражением глубоких социально-экономических процессов. Поэтому при всей политической ограниченности сентиментализма он был течением прогрессивным для своего времени. Заключение Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и
значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая
структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в
архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство
выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в
петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В
становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно
было полагаться на старые художественные кадры,для которых новые задачи
оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера
не только помогали создавать новое искусство,но и были учителями русских
людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки
была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие
русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Русское искусство, как мы увидим ниже, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен. Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев. В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования – этого требовала эпоха. В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения. С распространением образования тесно связано развитие науки. Список использованной литературы 1. «Энциклопедический словарь русского художника.» Педагогика. 1983 г. 2. А. Н. Петров. «Русская архитектура первой половины XVIII века.»1954г. 3. Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18,19,20,21. 4. В.В. Мавродин «Рождение новой России.», - М.,1998г. 5. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А.Рыбаков. 6. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины 19 века. 1973. О. Левашёва, Ю. Келдыш, А. Кандинский. 7. Русская лира. «Очерки о музыкальной России».1971.Миронов А.Г. 8. О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. М., 1953. Горький А.М. 9. У истоков русского театра. Кузьмин А.И. М. 1984. 10. Рыбакова Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Высшая школа. 1983. 11. Криворотов В. Вехи. Взлеты и падения особого пути России // Знание — сила. № 8, 9. 1990г. 12. Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. М.: Политиздат. 1991.
|
|