| |||
Реферат: Культура первобытного обществаМосковский государственный университет «Сервиса». Кафедра культурологии. Контрольная работа на тему: «Культура первобытного общества». Работу выполнила: студентка группы ШЗС 1/1 Коряко Дина Владимировна Шифр: 4499-013 Работу проверил: Дубна, 2000 г. Оглавление Вступление. 3 Вступление. Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Американский этнограф Л. Г. Морган (1818- 1881) в периодизации истории
человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет Карл Ясперс (1883- 1969) – один из самых ярких представителей экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время. Карл Ясперс характеризует его тем, что в это время происходит много
необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все
направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады[1], жил Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражения в вопросе без ответов. Современная антропология не дает окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер. Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком». Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи. Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество. Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения. Структура мировой истории. – К. Ясперс. Единый мир человечества на земном шаре Периодизация первобытности. Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По
материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю Каменный век делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее
десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали
себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Эти технические достижения – результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства – не меняли существа дела. Человечество по-прежнему присваивало лишь продукты природы. Вопрос о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов дикой природы общество развивалось в более совершенные формы хозяйства земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической науки. В производимых учеными раскопках были обнаружены признаки земледелия, относящиеся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукоятки, и зернотерки. В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы: он формирует себя по средствам искусства. Особенности первобытного искусства. Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к
изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе. В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет. Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных. Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное
в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы
постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного
человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя,
именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, таки условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства. Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении. Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие
верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением
выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении. Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов и мимики. Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков природы – звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму – мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное творчество; двух - и трезвучные мотивы. В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых и ритмических звуков. Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова. Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу. Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень
широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты,
всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы. На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым. Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется
сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно. Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту. Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали человека в природе. Культура в эпоху мезолита и неолита. Более поздние этапы развития
первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени
распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых
продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным
формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься
земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый
искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде
люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость. В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент,
появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения
зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-западном В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода. Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги среди племен. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра. Виды поселений и погребений. К концу первобытной эпохи появился новый
вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из
огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Поселения делят на укрепленные (стоянки, селища) и укрепленные Особый вид поселений – римские террамары[5] – укрепленные поселения
на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника. Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве. Наиболее сложные сооружения – мегалитические погребения[8], то есть
погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены, менгиры. Самые ранние из них возведены более четырех тысяч лет назад племенами,
уже освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди. Но строители
дольменов еще не знали железа, еще не приручили лошадь и не отвыкли от
орудий из камня. Строительной техникой эти люди были оснащены очень слабо. Памятником первобытной эпохи являются и мегалитические гробницы с гравировкой. Менгиры[10] – отдельные каменные столбы. Есть менгиры длиной до 21
метра и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены
рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга Ранние формы верования. К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия,
фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в
условиях жизни первобытных людей. Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди
проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и
этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии. Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени
предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних
видах магии преобладают обряды контактного типа, в других – имитативного. К
первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым – метеорологическая. Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей, господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии – в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникли и сохранились там тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы. Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов – это любовная магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов, поверья о половых связях человека с духами, культ божеств любви. Многие виды магии используются и в наше время. Например. один из самых устойчивых видов магии- половая магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме. Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным. Фетишизм. Разновидность магии – фетешизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетешизма – могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу. Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб. Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве. Тотемизм. В истории религий многих древних народов важную роль играло
поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю
одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ в Китае в древний период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде. Заключение. Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство
остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных
культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во
всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Может быть, стоит
прислушаться к мнению известного немецко-американского этнографа Ф. Боаса Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечества[12]. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками. Список использованной литературы: 1. "История культуры России" - Курс лекций. Москва, общество "Знание", 1993 год.
-----------------------
Негры и другие Век науки и техники Вымирающие народы Запад Византия Ислам Перу, Конец охвата народов осевым временем Осевое время «Новая доистория» Индия Китай Восток – Запад Великие культуры древности Неимеющие письменности Первобытные народы в орбите великих народы культур древности Двуречье Ина Египет Хуанхе Общие истоки человечества Каменные бабы Менгир с обозначением
головы, меча и кинжала. Неолит: 1 – женские статуэтки из глины; 2 – гарпун из рога; 3 – глиняная посуда с ямочным орнаментом. |
|