| |||
Реферат: Культура советского периодаСодержание
Введение В разноголосице сегодняшних мнений отчетливее других слышны две
интонации — позиции. Одна, поспешная и близорукая, опирающаяся для внешней
убедительности на авторитетные высказывания философа Н. Бердяева о «новом
средневековье» и поэта О. Мандельштама о «веке-волкодаве», объявляет
семидесятилетнюю российскую культуру советской эпохи мрачной ямой
тоталитаризма, то есть формы государства, характеризующейся полным Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой «серебряного века» и Русского зарубежья — составной частью всей отечественной культуры текущего столетия. Социокультурная панорама советской эпохи — исключительно пестрая, мучительно-сложная диалектическая целостность. Кричащая противоречивость и неоднозначность свойственна как всей системе, так и составляющим ее элементам. Духовное, человечески живое и заветное в ней всегда причудливым образом сочеталось с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а кровная связь с многовековой историей народа — с официозным прославлением все той же системы: горы фальшивых исследований и произведений в самых разных жанрах, дифирамбов в различном исполнении... Так что сегодня закономерен результат: далеко не все сделанное в советской культуре выдержало строгую проверку временем, испытание «на разрыв»... Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление
социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и
русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования
запросов и прав конкретной личности, с одержимым стремлением масс веровать
в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, Сейчас нами осознано главное: советская культура и культура советской
эпохи — явно не одно и то же. Многозначную и многослойную культуру
советской эпохи нельзя сводить к воспеванию идеалов «светлого будущего» или
безоглядного восхваления вождизма. Невероятно наивная утопическая вера,
определяющая смысл миллионов других... Нельзя не помнить без внутреннего
потрясения многих и многих из духовного пантеона России: А. Блока, Н. В культуре советского периода нельзя не заметить официально
признанную, «разрешенную», и выпадающую из традиционно догматических схем
культуру инакомыслия и оппозиционности, «запрещенную» и «выдворенную» по
идейно-политическим мотивам за рубеж, и даже культуру «андеграунда» — В советском прошлом присутствует качественно иной духовный стержень,
иная линия: не только «применительно к подлости», но и действительно
связующие начала нашего пути с сегодняшним и завтрашним днем. В этом
культура советской эпохи продолжает российский менталитет столетий. Нередко
сочетается поиск общественной организации жизни, во многом философски
звучащей (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Платонов, М. Булгаков и др.), пытливый
и многоплановый у разных творческих индивидуальностей (И. Глазунов, А. Обозревая сложную и драматическую историю советской эпохи, следует выделить несколько социокультурных десятилетий, отличающихся друг от друга принципиальным содержанием. Обоснованно назовем двадцатые, шестидесятые и восьмидесятые годы как основные этапы развития культуры некоторого плюрализма и инакомыслия по отношению к партийно-государственной идеологии, как стойкую опору пробуждающегося нового социокультурного мышления и сопротивления тоталитаризму («О, как я все угадал!» у М. Булгакова, «Душа моя страданиями человечества уязвлена стала!» — исповедально-потрясенная радищевская мысль как выражение гражданского и эстетического кредо 1. Двадцатые годы Двадцатые годы были самыми многообещающими в истории русской культуры советской эпохи. Хронологически почти целое десятилетие оказалось такой стадией развития общества, которая существенно отличалась как от предыдущей В это время интенсивно развивалась наука. Кратко охарактеризую и культуру 60-80-х годов, которая также развивалась в Советскую эпоху. 2. Высшая школа. Наука. В 1919 г. состоялось открытие первого рабфака (рабочий факультет). Еще раньше в 1918 г. открылся первый советский университет. Затем университеты появились в Астрахани, Костроме, Самаре и других городах. В начале 20-х гг. студентами преимущественно были мещанские и купеческие дети. Уже с 1929 по 1934 г. проводится спец набор из рабочей и крестьянской среды. В 1921 г. в вузах обучалось 17% студентов из рабочих семей, в 1928 г. - 33%, в 1932-1933 гг.- более 60%. До 1923 г. в стране не существовало такого понятия, как стипендия, практически не было общежитии. Студенты МГУ просили не закрывать аудитории после занятий, чтобы было где погреться и поспать. В 20-е гг. больших успехов достигла наука. Всемирно известными
становятся имена ученых: Н. И. Вавилова (генетика), В. И. Вернадского Открытия Н. И. Вавилова приравнивали к периодической системе Н. И. Вавилов по доносу был арестован, посажен сначала в одиночную камеру, затем в камеру смертников, из которой его ни разу не выводили на прогулку в течение года. Николай Иванович умер в тюремной больнице в 1943 г., так и не узнав, что в 1942 г. Лондонское королевское общество избрало его своим членом. Судьба Вавилова потрясла другого ученого - В. И. Вернадского. Его судьба долгие годы замалчивалась, ведь до революции он примыкал к либералам, был членом ЦК кадетской партии, товарищем министра просвещения во Временном правительстве. Ученик Менделеева, Бекетова, Бутлерова, лекции, которых он слушал в 80- е гг. XIX в., Вернадский стал основоположником школы в ряде наук о Земле - теоретической геологии, геохимии, радиогеологии, учении о биосфере и ноосфере. «Я убедился говорил ученый, что в основе геологии лежит химический элемент - атом и что в окружающей нас природе - в биосфере - живые организмы имеют первостепенную, может быть, ведущую роль». Выходя за пределы геологии в биосферу, Вернадский вводил жизнь, как
начало, как основной принцип природы. Что же касается ноосферы, включающей
в себя в свернутом виде и неживую и живую природу, то здесь ведущую роль
начинает играть мысль человека. Для Вернадского появление разума по
значимости явление того же порядка, что и возникновение жизни на Земле. Другим выдающимся ученым, опередившим свое время, был Александр Посвятив свою жизнь изучению взаимосвязей Солнца и Земли, влияния
светила на общество и наоборот, Чижевский стал солнцепоклонником. В 1938 г.
работы 40-летнего профессора были выдвинуты западными учеными на соискание Всем известно имя основоположника современной космонавтики К. Э. Основою всего считает мысль, руководимую мировым знанием и опытом, т. е. наукой. Оно распространяет знания. Оно отыскивает даровитых людей и использует их на общее благо». Кто из вас не слышал об общей теории относительности и ее авторе А. Фридману не суждено было дожить до времени, когда стал ясен подлинный масштаб его открытия. Этот талантливый человек умер в 1925 г. Большой вред в 30-е гг. был нанесен исторической науке. История
преподавалась в заданном партией направлении: начиная чуть ли не с Древнего 3. Культура и искусство. Широкое развитие получила и культура. Сконцентрированные в революции и гражданской войне пафос и трагедия, надежды и их крушение нашли выход в творчестве писателей, художников, поэтов, актеров, скульпторов в начале 20- х гг. Творческие группировки, организации, различные течения появлялись, как грибы после дождя. Заметным явлением стал Пролеткульт. Его члены считали, что сначала нужно предпринять широкомасштабные пропагандистские кампании, чтобы вдохнуть пролетарскую сознательность в население. Ведущим теоретиком Пролеткульта был А. А. Богданов (1873-1928) -
человек поразительно разнообразных талантов и мощного, яркого интеллекта. В 1926 г. он стал организатором первого в мире института переливания крови, а через полтора года умер, поставив на себе научный опыт. В соответствии с концепцией А. Богданова Пролеткульт должен быть
независим от партийно-государственного аппарата. Наркомпрос (А. В тот период многие группы стремились представить себя единственными
выразителями интересов пролетариата и партии. В рамках идеологии В 1929 г. РАПП начал кампанию против видных писателей Е. Замятина и Б. В 20-х гг. возникло крупнейшее объединение художников — АХРР Авангардист Павел Филонов умер в 1941 г., так и не дождавшись ни одной своей персональной выставки. После смерти его картины содержались в недоступных запасниках Русского музея. Ученый-аграрник Чаянов обладал искрометным талантом писателя: он не
был авангардистом. Его литературные произведения составили самобытную В 1919 г. выходит его трагедия «Обманщики», ее тут же ставят в театре В это же время, в 1921 г., Е. Замятин пишет роман-«антиутопию» «Мы». С одной стороны, он дает представление о «безбрежной» коллективности, в которой надлежит раствориться отдельной личности, и, с другой - культ индустрии, машины, которым нередко уподобляли и подчиняли человека поэты и прозаики пролеткультовского толка. Демократические тенденции, непоследовательный плюрализм в культурной жизни редко встречаются в конце 20-х -начале 30-х гг. 4. Советская и церковная интеллигенция На рубеже 20-30-х гг. прошли судебные процессы по так называемому В 30-х гг. чудовищные погромы инакомыслящих стали продолжением
процессов над «шахтинцами», «Промпартией», «Трудовой крестьянской партией». Павел Александрович Флоренский (1882- ?) - профессор, выдающийся
математик, химик, инженер, философ, богослов, писатель, искусствовед. Начало травле Флоренского было положено уже в 1919-1920 гг. В следственном деле 1928 г. он преступник, опасный для общества элемент. С этого времени Флоренский преследовался до самой кончины. Занятия математикой и физикой, по признанию ученого, привели его к религиозному миросозерцанию. Он развивает учение В. Вернадского о биосфере, переписывается с ним. Наибольшей антинаучной и жестокой травле Флоренский был подвергнут за истолкование им теории относительности и за статью «Физика на службе математики» (1932 г.), в которой был описан электроинтегратор - прототип современных аналоговых вычислительных машин. В 1937 г. Флоренский был вторично осужден особой тройкой НКВД. Другим «реакционером, мракобесом, врагом трудящихся масс» официальная
пропаганда называла патриарха Тихона. Это был первый глава Русской Это вызвало сопротивление не только верующих. Вскоре в Москве начался процесс против 54 человек, обвиненных в сокрытии ценностей. В числе обвиняемых были 20 священников, но Тихона среди них не было. Родился патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) 19 января После преподавательской работы в семинариях Тихон около 10 лет посвятил руководству Православной церковью в Америке, где строил новые храмы, организовывал школы и приюты для детей, содействовал сближению христиан разных вероисповеданий. В 1917 г. в храме Христа Спасителя Тихон был освящен Поместным Собором Атака на патриарха Тихона со стороны властей была начата руками самого
духовенства. Власть опиралась на так называемых живоцерковников,
или«обновленцев». К тому времени борьба между староцерковниками (Тихон) и
обновленцами (Введенский) приобрела острый характер. Обновленцы объявили
систему реформ - от смещения Тихона до изменений в традиционных обрядах и
православном вероучении. Александр Введенский рвался к руководству Русской Патриарх Тихон был объявлен пособником эсеров, меньшевиков, савинковцев и в 1922 г. взят под домашний арест, а на следующий год переведен в тюрьму ГПУ. В 1925 г. патриарх Тихон умер. В 1989 г. Собор епископов Русской Православной Церкви канонизировал его, причислив к лику святых. Очередной удар церкви нанесли в 1928 г., когда ГПУ провело масштабную
операцию в Сергиевом Посаде, где была арестована и отвезена в Бутырку
большая группа верующих. В 1929 г. за подписью Л. Кагановича на места пошла
директива, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются
единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние
на массы. В 1931 г. был осуществлен очередной акт вандализма - разрушен в По постановлению ЦК ВКП(б) в 1932 г. были распущены все группы и
организации в литературе, искусстве. Появилась возможность «объединения». Новая советская интеллигенция в 30-е гг. создавалась, как и все остальное, ускоренными методами. В 1925 г. Н. И. Бухарин писал: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определенный манер. Да, мы будем штамповать интеллигенцию, будем вырабатывать ее, как на фабрике». Именно в 1928-1932 гг. произошел резкий скачок ее численности. С 1934 г. началась раздача орденов режиссерам, артистам кино и театров, музыкантам. К 1938 г. ордена на людей искусства сыпались, как из рога изобилия. Началась какая-то орденоносная вакханалия. Конечно, ордена получали люди, в высшей степени достойные, но бывало и так, что орден сваливался на голову человека так же неожиданно и незаслуженно, как на другого - внезапный ночной арест. Настоящие таланты, которые не вписывались в стиль наметившегося с середины 30-х гг. социалистического реализма и не разделяли сформированные официальные вкусы, тут же подвергались откровенной опале. Среди них был режиссер театра Всеволод Мейерхольд. Театр его был закрыт в 1938 г., а сам режиссер арестован и убит после тяжелых и утонченных истязаний. 5. «Философский пароход» Год 1922-й обещал быть плодотворным в интеллектуальной жизни страны. Однако уже весной 1922 г. были проведены массовые аресты среди меньшевиков. Часть из них посажена в тюрьму, часть сослана на восток, часть выпущена за границу. В июне-июле 1922 г. процесс над эсерами завершил разгром и этой партии. Особым нападкам подвергалась интеллигенция, работавшая в кооперации, она тоже в массовом порядке высылалась из СССР. Самой крупной была высылка осенью 1922 г. большой группы религиозных
философов: Н. Бердяева, С. Франка, Л. Карсавина, И. Ильина, Л. Шестова, Н. 19 мая 1922 г. Ленин пишет Дзержинскому секретное письмо: «т. Надо это подготовить тщательнее. Без подготовки мы наглупим. Прошу обсудить такие меры подготовки. Собрать систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей. Поручить все это толковому, образованному и аккуратному человеку в На примере высланного философа Николая Александровича Бердяева попытаемся разобраться, почему большевики так опасались русских мыслителей, стоявших на позициях религиозной философии. Из лекции Н. Бердяева в 1919-1920 гг.: «В центре мира стоит человек, и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него. ...Но на вершине новой истории личность человеческая чувствует все большее и большее рабство и у природы, и у общества. Человек становится рабом созданной им машины и созданной им материальной социальной среды. Это уже обнаружено в капитализме и будет обнаружено и в социализме. ...Народ наш должен пройти через великое покаяние». Проблема человека и свободы духа волновала Н. Бердяева до конца его жизни. Из последней книги Н. Бердяева «Царство Духа и царство кесаря», за написанием которой он умер: «В новом советском человеке происходит не только страшное умаление свободы, но исчезает самый вкус свободы, самое понимание того, что такое свобода. Старые же революционеры до неузнаваемости изменились после того, как они стали победителями и господами. Но это меньше всего означает появление нового человека». Из книги Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»: «И мы видим, что в русском коммунистическом царстве совершенно отрицается свобода совести и мысли». «Атеистический коммунизм или обречен на неудачу и на гибель, или на создание общества, подобного механизму, в котором нельзя уже будет различить человеческого образа». Главная идея Бердяева - это свобода духа человека, его сознания. «Свобода» - это: а) равные возможности; б) осознанная необходимость; в) гарантия оппозиции; г) право выбора и ответственность; д) «не право, но обязанность» (Н. Бердяев). Битва большевиков за введение единомыслия завершилась пирровой победой. За сумерками свободы 20-х гг. последовала кромешная тьма 30-х. Мир един, но в нем извечно борются и сосуществуют две противоположности: физическое - духовное; вечное - временное; материальное - идеальное; атеистическое -религиозное и т. д. Борьба двух начал - это нормальное, естественное состояние природы и общества, и она предполагает развитие мира. Уничтожение же одной из противоположностей обрекает его на однобокость, неспособность к развитию, застой. 6. Русская культура за рубежом. Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры,
наши соотечественники, жившие вдали от России,- певец Ф. Шаляпин;
композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов, И. Стравинский; писатели и поэты И. Среди биографий известных соотечественников, которые жили за рубежом,
выделяется своей необычностью история жизни знаменитого художника Н. К. Н. К. Рерих побывал во многих странах, покинув Россию еще в 1916 г. В хореографическом искусстве велики заслуги С. Дягилева. Он был неутомимым пропагандистом русской культуры. После смерти Дягилева его дело продолжил С. Лифарь, более 30 лет руководивший французским балетом. Интерес иностранной публики к русской культуре использовали и всякого рода дельцы. Так, например, белогвардейский генерал Шкуро, заключив контракт с французским предприятием, организовал группу казаков-джигитов, в которую входили также песенники и танцоры. Всех одели в черкески алого и белого цвета, папахи, бешметы, и на одном из ипподромов Парижа начались представления. Это предприятие, по мнению многих наблюдателей, обеспечило джигитам и танцорам заработок года на полтора. Сказочно разбогатевший Ф. И. Шаляпин писал Горькому: «...Валюта
вывихнула у всех мозги, и доллар затемняет все лучи солнца. И сам я рыскаю
по свету за долларами и хоть не совсем, но по частям продаю душу дьяволу». Широкую известность в 20-30-е гг. получили песни А. Вертинского, который создал на эстраде свой, особый стиль. Среди художников были яркие и самобытные индивидуальности: Л. Бакст - известный декоратор; И. Билибин - график и театральный художник (вернулся на родину накануне войны); В. Кандинский — художник-абстракционист. Марк Шагал - крупнейший художник, график, декоратор. Он жил и работал
во Франции с 1923 г., но всегда оставался русским художником. В 70-е гг. И. Бунин, А. Куприн жили воспоминаниями о той России, которая была им так близка и знакома. Первым из русских писателей получил Нобелевскую премию в 1933 г. И. Бунин. Он так и не решился, в отличие от Куприна, вернуться на родину. Умер Бунин в Париже в 1953 г. К. Бальмонт, поэт-символист, писал: «Я живу здесь призрачно, оторвавшись от родного. Я ни к чему не прилепился здесь». Он дожил до глубокой старости и закончил свою жизнь в нищете, полузабытый и больной. Остро переживала свое одиночество, личную драму, непонимание
окружающих Марина Цветаева - талантливая поэтесса с трагической судьбой. Марина Цветаева тяжело страдала от одиночества. «Мне в современности места нет»,- писала она и далее: «До последней минуты и в самую последнюю верю - и буду верить — в Россию!» По словам Цветаевой, ее муж Сергей Эфрон, дочь и сын рвались домой, в Россию. В 1932 г. она написала «Стихи к сыну»: Ни к городу и ни к селу - Езжай, мой сын, в свою страну, В край (всем краям наоборот!), Куда НАЗАД идти - ВПЕРЕД... Езжай, мой сын, домой - вперед - В СВОЙ край, в СВОЙ век, в СВОЙ час,- от нас - В Россию - вас, в Россию - масс... Для возвращения нужна была отвага и готовность принять на родине тот порядок, который там возобладал. Решились Куприн, Эренбург, Вертинский и другие. В 1939 г. вернулась из Франции Марина Цветаева и, как оказалось, лишь для того, чтобы наложить на себя руки в далекой захолустной Елабуге. Ее мужа, бывшего царского офицера, который тоже отважился на возвращение, арестовали, родную сестру отправили в ссылку, самоё поэтессу затравили. «В бедламе нелюдей отказываюсь жить...» - писала Марина Цветаева. Писатель А. Н. Толстой возвратился на родину в 1923 г. Перелом в его
душе произвела война с белополяками в 1920 г., когда он почувствовал, что
стал желать победы красным войскам. В «Известиях» 25 апреля 1922 г. А. По данным общества «Родина», в 1990 г. численность наших соотечественников за рубежом составляла около 20 млн. человек. Только в США проживало около 7 млн., из них 2 млн. русских. 7. Шестидесятые О которых так много говорят и пишут в наши дни (а также о граждански- духовной сути шестидесятников), выросли на гребне хрущевской «оттепели» (по одноименному названию повести И.Эренбурга). В обществе появилась идиллическая надежда на реальные перемены после культа личности. Выход в свет рассказов А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и В восьмидесятые, в «перестроечные» годы, открывшие «железный занавес» духовному плюрализму и известным демократическим свободам, из длительного искусственного забвения постепенно начали «возвращаться» блистательная культура Серебряного века, запрещенные ранее по идеологическим мотивам произведения самых разных художников в различных областях творчества, ставшие явлением, украсившим последние десятилетия XX в. На современников буквально хлынул поток «новых» произведений, фактов, документов, свидетельств разных культурных периодов отечественной истории. Культура рубежа веков явила миру в ярком полифонизме целый «поэтический континент» тончайших лириков, глубоких мыслителей, серьезных прозаиков, обогативших романный жанр, а также ищущих театральных деятелей-реформаторов, композиторов и художников, талантливых исполнителей (Н.Гумилев, Н.Бердяев, 8. Каковы актуальные проблемы современного состояния отечественной культуры Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. В области культуры накопилось немало проблем. В последнее десятилетие открылись новые пласты духовной культуры, скрывавшиеся ранее в неиздававшихся художественных и философских произведениях, не исполнявшихся музыкальных сочинениях, запрещенных картинах и кинофильмах. На многое стало возможным посмотреть иными глазами. Материальная база культуры находится в состоянии глубокого кризиса. Заключение В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала
свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада,
так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие
культуры, перед современной отечественной культурой стоит сложная задача —
выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Литература 1. Борцов Ю.С., Королев В.К., Штомпель О.М., под. ред. Драч Г.В. Культурлогия в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на- Дону: «Феникс», 1999 ( 480. 2. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История отечества (1900-1940). СПб.: «СМИО Пресс», 1998. ( 416с., ил 158.
|
|