| |||
Реферат: Шамбала - страна мудрецовМинистерство образования РФ Гимназия №59 Реферат по Культурологии Тема: Шамбала – страна мудрецов Выполнил: Ученица 10 «А» класса Алейникова Алена Проверил: Новокузнецк 2003 г .Цель данной работы выяснить, что такое Шамбала, миф или реальность, зачем и кому нужна. Проанализировав большой (но далеко не весь) объем информации по этой теме, я попыталась создать полное представление о понятии, называемом «ШАМБАЛА». Но чем больше информации я получала, тем больше вопросов возникало, тем менее стройное представление получалось об этом понятии. Начнем с определения. Во всех источниках понятие «ШАМБАЛА» варьирует от легенды до реальности, в зависимости от того, насколько автор верит в реальность этой легенды. Где кончается реальность По этому сначала дадим определение понятию ЛЕГЕНДА. Легенда - произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое. "Легенда" — латинское слово, в первоначальном своем смысле означает нечто достойное прочтения. Как возникает легенда? Впрочем, ученые мужи и здесь не сходятся в едином мнении: «…легенды возникают из мифов…» - считают одни, - «… мифы постепенно эволюционируют, главные персонажи в них очеловечиваются, а поступки их записываются в виде человеческих деяний - так создаётся легенда». Другие поясняют: «Что такое легенда? Сначала какая-то правда, которая после многочисленных и многолетних пересказов из уст в уста с добавлениями и украшениями становится стройной и красивой легендой, сказкой». Остается только выяснить, из чего родилась «Легенда о Шамбале», из мифа или правды. Если предположить, что Шамбала – реальность, то при наличии такого огромного количества информации о ней, подробных описаний, косвенных доказательств, а также множества знаменитых личностей, серьезно веривших в наличие Шамбалы (Ленин. Сталин, Гитлер, Пржевальский, Рерих, Блаватская и др.), должны быть какие либо реальные доказательства (фотографии, предметы или что-то другое) ее существования. На самом деле к реальности Шамбалу относят только на основании рассказов очевидцев, которые якобы там побывали. Хотя во многих источниках написано, что ее никто из «смертных» не видел. Все рассказы очевидцев сводятся к тому что, например: «…Свои представления об этом Елена Петровна (Блаватская) почерпнула,
прежде всего, из бесед с буддистами, которые в свою очередь называли «Страна мудрецов» или …? Функциональные действия, происходящие в стране мудрецов описывают по разному. Вот например: «… из Шамбалы и Агарти периодически выходят лемурийцы, чтобы оказать влияние на развитие цивилизаций на поверхности земли…»[10]. Лемурийцы выходят, и их много - описывает Эрнст Мулдашев. А вот Николай Рерих говорит, что ОН один, и никуда не выходит. «..Как алмаз, сверкает свет на Башне Шамбалы. Он там - Ригден-Джапо, неутомимый, вечно бодрствующий на благо человечества. Его глаза никогда не закрываются. В своем магическом зеркале он видит все земные события. И могущество его мысли проникает в далекие земли. Для него не существует расстояния; он может в мгновение ока оказать помощь достойным. Его яркий свет может уничтожить любую тьму. Его неисчислимые богатства готовы для помощи всем нуждающимся, тем, кто отдал себя на служение во благо справедливости. Он может даже изменять карму людей…»[46]. Вот еще некоторые детали: «… Шамбала - это система параллельной жизни на земле, имеющая преимущественно подземную (подводную?) локализацию и характеризующаяся практическим бессмертием ее людей (каменно-неподвижное сомати или активные адепты), способностью их к дематериализации и материализации человеческого тела, а также к переходу от функционально пассивного состояния тела к функционально активному и наоборот…».[10]. «… Шамбалу и Агарти населяют люди предыдущих цивилизаций - лемурийцы и атланты». [10]. А есть и такое мнение: «…есть представление о том, что легендарная Hаибольшая часть камня со времени появления его на Земле сохраняется в Известный художник, писатель, общественный деятель, ученый, археолог и этнограф, исследовавший неведомые районы Азии, большой знаток азиатского фольклора H. К. Рерих упоминает об этом камне. У него есть картина, которая так и называется - "Чинтамани". Hа ней изображен пони, нагруженный шкатулкой, окруженной сияющим ореолом. Охраняемый людьми пони шагает по глубокому ущелью, везя камень в Башню Шамбалы. Итак, что же представляет из себя Шамбала? По одному из описаний эта
страна имеет круглую форму, окружена горами с сияющими снежными вершинами,
внешне очень похожей на цветок Лотоса. На севере страны расположен дворец Когда-то Санат Кумара и 7 пришедших с ним были простыми людьми, ими
тоже кто-то руководил. Их человеческая эволюция закончилась, и они стали Первоначально Шамбала располагалась на острове посреди моря Гоби, она
была задумана как точная копия г. Кумар, и была создана из физически грубой
материи. В центре острова размещается главный храм Саната Кумары. В храме
постоянно горит 3-ех цветное пламя в виде лилии. Вокруг были построены еще Устройство Шамбалы напоминает индийскую социальную лестницу -касты. Скажи мне, где твоя Шамбала, и я скажу, кто ты. Первый вопрос, который возникает, — где может находиться Шамбала? У многих народов мира — в Китае, Монголии, Индии, России, Европе — есть легенды о существовании загадочной страны в центре Азии. Называет эту страну каждый народ по-своему, и расположение тоже в легендах не всегда совпадает. Но речь сейчас пойдет не только о легендах. Изучение исторических памятников в странах, очень удаленных друг от друга, обнаруживает большое сходство рассказов и хроник, говорящих о существовании в определенном месте некоего центра и Мудрецов, которые в продолжении долгих столетий развивали своеобразную культуру и науку в охранительной изоляции снежных горных цепей Азии. Существует множество книг, в которых описываются путешествия в В ХХ веке предпринималось большое количество попыток отыскать следы Все источники неоднозначно отвечают на этот вопрос. Иногда это приводит к спору с абстрактными доказательствами. Приведем некоторые цитаты: «Шамбала – полулегенда, страна со столицей Калапа, которую обычно считают расположенной к северу от Индии.» «…даже в древних картах тибетской религии бон знаменитая Шамбала находится в Иране (Пасаргады). Рерих и Блаватская безуспешно искали Шамбалу на Тибете, в то время как сами тибетцы в точности локализовали ее в одном из двух центров ахеменидского Ирана.» «ШАМБАЛА - легендарное место, обитель святых и богов в Гималайских горах, точное месторасположение которой неизвестно.» «…Уже какое-то время я скрупулезно собираю все, что только удается услышать о Шамбале, но с накоплением этих редких знаний еще более неосязаемым, еще более туманным становится ее образ. Мне известно, что названия Шамбалы, а также ее столицы Калапы, впервые были упомянуты в старинных священных писаниях Индии — в Пуранах и в Махабхарате. На Запад легенду о спрятанном в Гималаях Земном Рае в 1627 году принесли два иезуита- миссионера, Йоак Каброль и Эстевар Каселла, пытавшиеся распространять учение Христа в Бутане. Трудно сказать, отправлялись ли на поиски Шамбалы какие-нибудь португальские или испанские экспедиции, однако спустя почти двести лет, в 1820 году, появившийся в Тибете географический атлас перенес эту благодатную страну... в Европу. Автор тибетской «Всемирной географии» утверждал, что открыватель Америки Колумб родился в городе Генуе, что в королевстве Шамбала. В комментариях было прибавлено, что Шамбалу также называют Кастилией, а ее столицу Калапу - Мадридом. Путешествию в Шамбалу посвящено много тайных тибетских книг, и почти
во всех этих книгах утверждается, будто это королевство следует искать к
северу от Алмазного Престола, т. е. Бодхгаи, места, где Будда Шакьямуни
достиг Просветления. Некоторые авторы даже указывали приблизительное
количество миль до столицы Шамбалы Калапы. Лев Гумилев предполагал, что В сознании западных людей Шамбала нередко связывается с Тибетом, или, по крайней мере, существует уверенность, будто тибетцы поддерживают с нею тайные и очень тесные отношения. Шамбалу мы не найдем на карте мира, где уже не осталось «белых пятен», поэтому вряд ли стоит надеяться, что вам повезет туда добраться с помощью компаса, надлежащей амуниции и надежного проводника, знающего Гималаи лучше, чем свои пять пальцев...»[3]. Цель и средства. Елена Петровна Блаватская. Прежде всего, Блаватская верила в существование изначальной
эзотерической Традиции, от которой произошли все современные религии и
которая ведёт своё происхождение от знаний древних цивилизаций, исчезнувших
в результате геологических или социальных катаклизмов. Свои представления
об этой Традиции Елена Петровна почерпнула прежде всего из бесед с
буддистами, которые в свою очередь называли Учителем (или Махатмой)
носителя древнейшей "Божественной Мудрости". Центром изначальной Традиции,
где проходили подготовку Учителя, считалась мифическая страна в Тибете,
называемая Шамбалой или Агарти. Любопытно, что со временем эти названия - Учитель, с которым Блаватская встретилась в Гайд-парке, был для неё не просто духовным наставником, но гораздо большим - сверхчеловеком, которому доступны все тайны видимого и невидимого миров. Тогда становится понятным, почему она предпочла скучной жизни с нелюбимым мужем полные приключений странствия в поисках таинственной Шамбалы. Что ж, весьма достойное занятие, если забыть, к чему оно привело. И не только Блаватскую, но и всё человечество. Впрочем, не буду забегать вперёд. Вскоре после встречи с Учителем Елена Петровна покидает Лондон и
отправляется в Индию. Туда она прибывает в конце 1852-го года. Однако её
попытка проникнуть через Непал в Тибет не увенчалась успехом. Её задержал
английский военный патруль, когда она хотела переправиться через реку Следующая экспедиция, предпринятая через четыре года, была более удачной, но из-за ошибок, допущенных членами экспедиции по незнанию местных обычаев, это путешествие также не достигло своей цели. "Товарищи мои, - вспоминала впоследствии Блаватская, - придумали для себя неразумный план попасть в Тибет в переодетом виде, но не понимая при этом местного языка. Только один из них (Кюльвейн) немного понимал по- монгольски и надеялся, что этого будет достаточно. Остальные не знали и этого. Понятно, что никто из них в Тибет так и не попал Спутников Кюльвейна очень вежливо отвели обратно на границу прежде, чем они успели пройти 16 миль. Сам Кюльвейн [...] и этого не прошел, так как заболел лихорадкой". Только через восемь лет фанатичное упорство Елены Петровны будет
вознаграждено. Свои впечатления о Тибете она изложит в книге "Разоблачённая "В Западном и Восточном Тибете, как и во всех других местах, где буддизм - преобладающая религия, существуют собственно две религии [...]: общепопулярная её форма и тайная, философская. Последней придерживаются члены секты Sutrantika (от слов Sutra - указания, правила; и antika - близкие). Они близко передают дух первоначальных учений Будды, показывающих необходимость интуитивного их восприятия, из которого они проводят надлежащие выводы. Эти люди не прокламируют своих взглядов и не допускают их публичного распространения. [...] Во многих ламаистских монастырях имеются школы магии, но наибольшую известность в этом отношении имеет монастырская община в Шу-Тукту, в которой живут более 30000 монахов. Это целый город. Некоторые из женщин- монахинь в этом монастыре обладают изумительными психическими силами. Мы встретили не-скольких из них на их пути из Лхасы в Канди (Цейлон) - этот буддийский Рим с его чудесными храмами и реликвиями Гаутамы. Чтобы избежать встреч с мусульманами и другими иноверцами, они путешествовали только по ночам, ничем не вооруженные, но без малейшего страха в отношении диких зверей, ибо, как они говорили, никакой зверь не коснется их. При первых проблесках рассвета они прятались в пещерах и ви-харах, специально устроенных им их единоверцами на определенных расстояниях друг от друга. Одна из этих бедных странниц бикшуни показала нам очень интересный
оккультный феномен. Это было много лет тому назад, когда подобные
проявления были для меня еще новинкой. Один из наших друзей, родом из - Зачем нести с собой этот пук мёртвых цветов? - спросила одна из бикшуни, изнуренная старая женщина высокого роста, указывая на большой букет прекрасных свежих ароматных цветов в моей руке. - Мёртвых? - спросила я, - но ведь они только что были собраны в саду. - И всё же они мёртвые, - ответила она серьезно. - Быть рожденным в этом мире, разве это не смерть? Посмотрите, как выглядят они в мире вечного света, в садах нашего благословенного Фох. Не сходя с места, где она сидела на земле, она взяла один цветок из
букета, положила его на колени и начала как бы загребать руками из воздуха
какое-то невидимое вещество. В воздухе стало образовываться слабое облачко. В Будда-ла или, вернее, Фохт-ла (гора Будды) - важнейшем из многих тысяч ламаистских монастырей этой страны - находится жезл Будды, который парит в воздухе, ничем не поддерживаемый, и руководит деятельностью монастырской общины. Когда какого-нибудь ламу привлекают дать отчёт в присутствии настоятеля монастыря, он знает заранее, что ему бесполезно произносить неправду: "управляющий правосудием" (жезл Будды) своими колебаниями, одобряющими или отвергающими его слова, немедленно и безошибочно покажет его виновность. Я не могу сказать, что сама присутствовала при этом, у меня нет таких претензий, но то, что я написала, подтверждается такими авторитетами, что я без колебаний готова подписаться под этим" [38]. Следующий период жизни Елены Петровны, который она, начиная с 1873
года, провела последовательно: в Америке (1873-1878 г.), в Индии (1878- В 1873-ем году, руководствуясь указаниями своего Учителя, Елена Ко времени появления Елены Петровны в Северной Америке общественное
внимание было приковано к городку Читтенден (штат Вермонт), где происходили
весьма странные явления. Два брата-фермера Эдди, люди совершенно
необразованные и тёмные, оказались настолько сильными медиумами, что в их
присутствии постоянно наблюдались сильные спиритические феномены. В их доме Само слово "теософия" означает "богопознание". Оно также использовалось эллинами, понимавшими под этим термином науку познания воли богов и судьбы. Примерно так же определяла теософию и Блаватская, разделяя процесс познания на две формы: высшую и низшую, и называя высшей формой именно процесс познание единого Бога, "зная которого, познаешь всё" [6]. 7 сентября 1875-го года состоялось первое заседание учреждённого В следующем, 1876-ом, году Елена Петровна начала писать "Разоблачённую Её первая книга, против ожидания, мало чем напоминала катехизис новой
религии. "Изида" скорее представляла собой критический труд, направленных
против рационализма и материализма западной цивилизации. Обращение В 1878-ом году основоположники Теософского Общества решили
переселиться в Индию. К этому моменту у них уже завязались заочные сношения
с несколькими индусскими пандитами, и они пришли к выводу, что лучшей
почвой для возрождения древневосточной духовности должна быть именно Индия. В конце 1882-го года, благодаря сырому климату Бомбея, оказавшемуся очень вредным для здоровья Елены Петровны, она тяжело заболела. Череда болезней, последовавших одна за другой, вынудили Блаватскую на время покинуть Индию. После её отъезда случился громкий скандал. Суть дела в том, что, оставшиеся в резиденции теософов, в Адьяре, слуги затеяли ремонт. В ходе работ они обнаружили специальные приспособления, в частности - раздвижную стенку, ведущую в "оккультную" комнату, в которой Блаватская ставила медиумические опыты. Слуги заподозрили неладное, и вскоре об их подозрениях узнали и в Индии, и в Европе. Для р.асследования обстоятельств этого дела весной 1885-го года в - Вот! - кричала она. - Какова карма Теософского общества! Она
обрушивается на меня, и я - козел отпущения! Я должна нести на себе грехи Однако ни сенсационные разоблачения, ни скандал, ни расстройство здоровья не помешали Елене Петровне закончить новую книгу и главный труд её жизни под названием "Тайная доктрина". Николай Рерих, Яков Блюмкин и другие. Невероятно, какой диапазон интересов преследовали искатели Тибетской «Атлантиды». Вот, на мой взгляд, самый забавный из них: «…Настоящим отцом товарища Сталина является не сапожник Бесо Авторы этой пламенной речи Яков Григорьевич Блюмкин и Александр Планировалось, что экспедиция под видом паломников, выйдя из района Экспедиция сорвалась в последний момент. Народный Комиссар Иностранных Впрочем это не остановило Якова Блюмкина Принято считать, что Центрально-Азиатская экспедиция Рериха имела
научно-художественный и религиозный характер. Сам Николай Константинович
утверждал (и, возможно, верил в это), что главная задача экспедиции состоит
в "воссоединении восточных и западных буддистов под высокой рукой Далай-
ламы". В ходе торжественной аудиенции Рерих намеревался вручить Далай-ламе
грамоту, содержащую его предложения, и вместе с ней орден Будды Осенью 1925-го году к экспедиции Рериха, продвигавшейся в то время по "Приходит монгольский лама и с ним новая волна вестей. В Лхасе ждут наш приезд. В монастырях толкуют о пророчествах. Отличный лама, уже побывал от Урги до Цейлона. Как глубоко проникающа эта организация лам!" [45]. Рерих долго восхищался новым спутником и его знаниям, не предполагая,
что имеет дело с чекистом. Он ничего не подозревает даже когда заносит в
дневник ошеломляющую подробность: "Оказывается наш лама говорит по-русски. Пораженный всезнанием Блюмкина, Рерих снова записывает в дневнике: "Лама сообщает разные многозначительные вещи. Многие из этих вестей
нам уже знакомы, но поучительно слышать как в разных странах преломляется
одно и то же обстоятельство. Разные страны как бы под стеклами разных
цветов. Еще раз поражаешься мощности и неуловимости организации лам. Вся Вот так, удивляясь и восхищаясь своим "ламой", члены экспедиции дошли до китайской границы и 3 октября уже держали курс на Хотан. Пройдя с экспедицией Западный Китай, Блюмкин прибыл в Москву в июне Когда 13 июня 1926-го года Рерих приехал в Москву, он в первый же день
встретился с начальником Спецотдела при ОГПУ Глебом Бокием. Разговор шёл о Кроме Луначарского и Бокия, Рерих посещал во время своего пребывания в "Сегодня приходил ко мне Рерих с женой и сыном. Рассказывал много
интересного из своих путешествий. По их рассказам, они изучают буддизм,
связаны с махатмами, очень часто получают от махатм директивы, что нужно
делать. Между прочим, они заявили, что везут письма махатм на имя т. Теперь собирает трансгималайскую экспедицию. Существует множество предположений, что он идет с секретным заданием от советских властей, потому что последние проявляют небывалый энтузиазм в снаряжении экспедиции. Экспедиция проходила под американским флагом, и между её участниками существовала договорённость: "по буддийским странам придётся идти как буддистам, в Тибете - под знаком Шамбалы, в других же под американским, советского паспорта нельзя показывать" [52]. Николаю Рериху не удалось достигнуть цели. Правительство Тибета по настоянию британских политических резидентов отказалось пустить экспедицию, и Рериху пришлось вернуться. Таким образом, даже после столь бесславного завершения похода на Лхасу
семья Рерихов имела шансы кардинальным образом переменить расстановку
политических сил в Тибете. Однако Николай Константинович всё равно был в
ярости. Он отомстил Далай-ламе тем, что отправил Буддистскому центру в Нью- Проанализируем действия Рериха. Художник, востоковед пытается достичь А что от Шамбалы хотели фашисты. Вдохновением для интереса к Тибету явились, в том числе, и труды Е.П. Блаватской. В июне 1943-го года в Германии создается научная экспедиция Вторым излюбленным направлением деятельности "Аненербе" была организация экспедиций в труднодоступные районы земного шара для установления контактов с представителями древних цивилизаций. Прежде всего, эсэсовцев интересовал Тибет. Ещё в 1926-ом году в Берлине и Мюнхене появились колонии тибетцев и
было даже учреждено некое Тибетское общество. Карл Хаусхофер частенько
наносил туда визиты, и именно по его инициативе, как руководителя общества "После катастрофы учителя высокой цивилизации, обладатели Знания, сыны Хаусхофер хотел не просто заключить союз с тайными повелителями Непосредственное руководство экспедициями осуществлял штурманфюррер СС Существует также книга воспоминаний некоего Лобсанга Рампы,
утверждавшего, что он лама, достигший последней степени посвящения. Книга
называется "Третий глаз" и впервые была издана в Англии в 1957-ом году. При
публикации "Третьего глаза" английские газеты заинтересовались, кто
скрывается под псевдонимом Л.Рампа. Наряду с другими выдвигалась версия,
что эту книгу написал бывший офицер СС, участвовавший в экспедиции "Я увидел три саркофага из чёрного камня, украшенных гравюрами и любопытными надписями. Они не были закрыты. Когда я заглянул внутрь, у меня перехватило дыхание. - Смотри, сын мой, - сказал старейший из монахов. - Они жили как боги в нашей стране в те времена, когда ещё не было гор. Они обрабатывали нашу землю, когда моря омывали эти берега и когда иные звезды сверкали в нашем небе. Смотри хорошенько, лишь посвященные видели их. Повиновавшись, я был одновременно очарован и охвачен ужасом. Три
обнаженных тела, покрытые золотом, лежали перед моими глазами. Каждая их
чёрточка была старательно воспроизведена золотом. Но они были огромны! Впрочем, некоторые из историков полагают, что Лобсанг Рампа - вымышленное имя англичанина, мошенника и проходимца, никогда не выезжавшего из Англии. Заключение. История – лучший Учитель. Все источники имеют и общие положения, например: - «в страну мудрецов
может попасть человек только посвященный, принявший буддизм, имеющий
высокую степень духовности». Возникает вопрос – А зачем ему туда попадать? В других религиях более понятно – «Если ты не нагрешил при жизни – тебе дорога в РАЙ после смерти и там продолжаешь жить». В случае с Шамбалой не ясно : «можно при жизни, если пустят». Только что потом? Ни один из тех, кого туда пустили, вернувшись, не рассказывает о том, что видел – Махатмы не велели. Человек постоянно, на протяжении всей истории, все непонятное,
необъяснимое, чудодейственное причислял к божественному. Так возникали
религии и религиозные философии. В настоящее время есть многое,
неподдающееся объяснению – гипноз, массовые галлюцинации, телепатия, вещие
сны. Как просто объяснить это, приписав к божественным сила. Например, Многие страсти вокруг обычной буддисткой религии долгое время
нагнетались всякого рода теософическими обществами подобные Блаватской. Но чем это чревато. Пример нацистской Германии, к сожалению, более,
чем показателен. Мы видели, как медленно, но верно проникал оккультизм в
сознание сначала - лидеров национал-социализма, затем - всех тех, кто
становился под его знамёна; как шаг за шагом искоренялся серьёзный и
вдумчивый взгляд на мир; как очевидность выворачивалась наизнанку, а от
положения звёзд стала зависеть жизнь миллионов. Всё то же самое могло
произойти и у нас. Прояви Сталин хотя бы каплю жалости к большевистским
адептам оккультных наук, история могла бы коренным образом перемениться, и Мы тоже живёт на излёте века, в период очередного Апокалипсиса; нам
снова не-уютно и тяжело под ветром перемен, дующим из будущего; мы снова
готовы цепляться за прошлое, ибо в нём, как нам кажется, есть рецепты от
всех бед; мы снова штудируем Блаватскую, пересказываем друг другу мифы о Об этом уроке истории нам следует помнить. Если мы не хотим, чтобы завтра очередной "мессия" под красным или чёрным знаменем с символом звезды или свастики повёл нас на войну со всем миром ради торжества идей - холодных и бесчеловечных, как глыба льда в пустоте, за пределами Вселенной. Список литературы 1. Первушин А. Оккультные тайны НКВД И СС - Электронная публикация, 2. Андреев А.И. От Байкала до священной Лхасы (Новые материалы о
русских экспедициях в Центральную Азию в первой половине XX века) - изд. 3. Иванаускайте Ю "Путешествие в Шамбалу" Электронная публикация, 4. Барченко А.С. Кем же он был? Судьба Александра Барченко - журн. 5. Бебутов Д.И. Русское масонство XX века. В кн.: Николаевский Б.И. 6. Безант А. Лекции по теософии - Электронная публикация, 1996. 7. Белый А. Записки чудака - "Геликон", Москва-Берлин, 1922, с.153- 8. Бирнат К., Краусхаар Л. Организация Шульце-Бойзена-Харнака в антифаши-стской борьбе - М.: "Прогресс", 1974. 9. Бланк А.С. В сердце Третьего рейха (Из истории антифашистского 10. Мулдашев Э. Откуда мы? "Псковская губерния", 11.04.2002, Псков, n15 11. Брачев В.С. Петербургские мартинисты 1910-1925 гг. - журнал 12. Бреннан Д.Х. Оккультный рейх - "Тайны тысячелетий" (Сборник), 13. Бреннан Д.Х. Чёрная магия Адольфа Гитлера - Библиотека газеты 14. Бритиков А.Ф. Русский советский научно-фантастический роман - Л.: 15. Быков В.П. Спиритизм перед судом науки, общества и религии. - М., 16. Велидов А.С. Похождения террориста: Одиссея Якова Блюмкина - М: 17. Величко Ф.К. Астрологическая дуэль Гитлер-Черчилль - журн. "Гермес 18. Винокуров И.В., Гуртовой Г.К. Психотронная война, от мифов - к реалиям - М: "Мистерия", 1993. 19. Воробьевский Ю.Ю. Путь к Апокалипсису: стук в золотые врата - М:, 20. Геннадьев Т. Охота за летящими мыслями - газета "НЛО", № 42, август 1997, с.9. 21. Гитлер А. Моя борьба - М: "Т-Око", 1992. 22. Грекова Т. У истоков психотронного оружия - газета "НЛО", № 46, ноябрь-декабрь 1997, с.20. 23. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма (Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию) - АО "Евразия", 1993. 24. Гумилев Л.Н. Страна Шамбала в легенде и в истории. Азия и Африка сегодня, 1968, No 5. 25. Демин В.Н. Космист, чекист, хранитель тайны... - журнал "Наука и религия", № 4, 1997, с.38-39. 26. Дугин А. Конспирология (Наука о заговорах, тайных обществах и оккультной войне) - М: Историко-религиозное общество "Арктогея", 1992. 27. Иванов В.Ф. Православный мир и масонство - Харбин, 1935. 28. Короткина Л.В. Рерих в Петербурге-Петрограде - Л.: "Лениздат", |
|