| |||
Сочинение: Быков ОбелискМинистерство просвещения РФ Реферат по Великой Отечественной войне Выполнил ученик 11Б класса Есаулов Денис Владимирович Проверила учитель 1-ой категории Камолкина Галина Ивановна оценка " " " " 2001 Новосибирск 2001 год Школа-190 Содержание. 1. Краткая биография писателя. 2. Место произведения, военной тематики в творчестве писателя.
Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи: "Счастье", "Ночью", "Фруза". В 1956-1957 годах он создает первые военные рассказы. За повести "Обелиск" и "Дожить до рассвета" В. Быков удостоен 2. Место произведения, военной тематики в творчестве писателя. Тема войны - основная тема в творчестве талантливого белорусского
прозаика Василя Быкова. Но первые военные рассказы он создает только в 1956- Автор «Обелиска» - один из самых авторитетных в современной литературе писателей военной темы. Многочисленные его повести о войне, созданные в разные годы, составляют как бы единый цикл, своеобразную летопись мужества, проявленного советскими людьми в положениях крайне драматических, "предельных". Герои этих произведений В. Быкова - воины армии, партизаны, жители Белоруссии - проходят через испытания самые жестокие, борются действительно на грани человеческих возможностей, погибают в неравных схватках. Суровость изображения войны, событийная заостренность, как правило, служат писателю первоосновой, почвой для этико- философской заостренности. Полемически напряженно ставятся им проблемы выбора, личной ответственности, верности идей. На материале военных событий писатель ставит серьезные нравственные проблемы: что такое героический поступок, когда все обстоятельства оборачиваются против человека? Как поведет себя человек в таком случае? Каковы его возможности? 3.История создания произведения (если есть). Все дальше идет всесоюзный поиск тех, кто погиб смертью храбрых, и все больше имен открывает он. Василий Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Она-то и привела его к обелиску, на котором значилось пять имен подростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось еще одно имя - их учителя Алеся Ивановича Мороза. Весь мир знает о подвиге польского педагога Януша Корчака, принявшего смерть в газовой камере вместе со своими воспитанниками, но не оставившего детей, несмотря на предложение фашистского офицера. А сколько учителей приняли смерть, оставшись неизвестными миру? Повесть В. Быкова «Обелиск», написанная в 1972 году, звучит как реквием о них, становится литературным обелиском, им посвященным. Но этим обращением к прошлому не исчерпывается содержание произведения. В нем читатель стремится рассмотреть во всей протяженности судьбы тех, кто погиб в войну, и тех, кто выжил, но продолжает чувствовать себя бойцом. Бойцом за справедливость, за восстановление имен и подвига погибших. Повесть пронизана характерной для творчества Быкова атмосферой раздумья, она раскрывает сердце читателя для восприятия нравственного смысла подвига. Автор строг к себе и своему поколению, потому что подвиг периода войны для него - основная мера гражданственной ценности и современного человека. 4.Смысл названия повести. Как реализуется он в ее содержании, идеи. "Этот чуть выше человеческого роста обелиск за каких-нибудь десять лет, что я его помнил, несколько раз менял свою окраску: был то белоснежный, беленный перед праздниками известкой, то зеленый, под цвет солдатского обмундирования; однажды проездом по этому шоссе я увидел его блестяще- серебристым, как крыло реактивного лайнера. Теперь же он был серым, и, пожалуй, из всех прочих цветов этот наиболее соответствовал его облику". Это строки из повести Василя Быкова "Обелиск". Книги о героях минувшей войны создаются, и обелиски им возводятся. Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах тех, кто воевал и вернулся с победой, и тех, кто не воевал, но постоянно и прочными эмоциональными связями слит с памятью о павших. 5.Что характерно для описания войны автором. В. Быков изображает войну и человека на войне в лучших толстовских
традициях – «без прикрас, без бахвальства, без лакировки, - какова она
есть». Его, по собственному признанию, интересует не технология боя, а
нравственный мир человека, поведение его на войне в кризисных, трагических,
безвыходных ситуациях. Автор пишет о войне как очевидец, как человек,
испытавший и горечь поражений, и тяжесть потерь и утрат, и радость победы. 6.Поступок и подвиг на страницах повести. Образ ее героев: их понятие о героическом и обыденном, о жизни и смерти. Возможно, кто-нибудь из скептически настроенных читателей повести
спросит: а собственно, был ли подвиг? Ведь учитель Мороз за войну не убил
ни одного фашиста. Это, во-первых. Кроме того, он работал при оккупантах,
учил, как и до войны, ребят в школе. Несправедливость подобного сомнения
очевидна. Ведь учитель явился к гитлеровцам, когда те арестовали его
пятерых учеников и потребовали прихода его, Мороза. В этом и есть подвиг. Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука разгорелся в день похорон Миклашевича, который, как и Мороз, учительствовал в сельской школе и уже одним этим доказал свою верность памяти Алеся Ивановича. У таких, как Ксендзов, есть достаточно рассудочных доводов против Борьбу эту учитель Мороз вел до самого последнего своего часа. И он пошел на верную смерть. Знал, что казнят всех - и его и ребят. В повести, таким образом, намечены пути трех поколений: Мороза, Писатель заставляет задуматься над смыслом героизма и подвига, непохожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского отряда в фашистскую комендатуру, перед Миклашевичем, когда он добивался реабилитации своего учителя, перед Витькой, когда он бросился защищать девушку, была возможность выбора. Поступить именно так или не поступать? Возможность формального оправдания их не устраивала. Каждый из них действовал, руководствуясь судом собственной совести. Такой человек, как Ксендзов, предпочел бы скорее всего устраниться; есть еще любители порицать и поучать, не способные на самопожертвование, не готовые творить добро ради других. Спор, который ведется в повести "Обелиск", помогает понять преемственность героизма, самоотверженности, истинной доброты. 7.Человек на войне в художественном осмыслении автором. Проследить на примере судьбы одного из персонажей (или в сравнении). Авторское отношение к героям. Авторское отношение к героям и ситуациям ощущается в системе образов и тоне
повествования. Персонаж "Обелиска" Ткачук говорит, имея в виду наследие военных лет:
что-то очень важное обязательно должно остаться от нравственной силы людей, Ткачук имеет в виду подвиг самопожертвования, совершенный учителем Трагична эта летопись героизма. Но она и светла, потому что доказывает: нет предела моральной силе, величию человека. Такой вывод, несомненно, делает читатель и из повести "Обелиск". В произведении этом полемический заряд проявляется не только в самой
логике действия: открытым спором насыщен рассказ о Морозе, ведущийся Мороз не принимал участия в дерзкой вылазке подростков, имевшей столь роковое последствие, даже не знал о ней. Но он был воспитателем ребят, наставником их. Главное же, он добровольно разделил их участь, пошел с ними на казнь. Поступок этот исключителен. Лишь размышляя о нем (а повесть В. Быкова, в сущности, и представляет собой размышление), лишь принимая во внимание все обстоятельства, можно постичь его в полной мере. "Глухари", они, как говорится, были и есть. И все-таки существует
большая разница между равнодушным, ограниченным заведующим районо Труднейшая пора организации сопротивления врагу. Селезнев весь в
заботах об отряде, его боеспособности. Намерение Мороза уйти - нарушение,
причем, это очевидно Селезневу, ничем не неоправданное, бессмысленное. Ясно это и самому Морозу. Он не возражает, когда ему говорят, что идти в Сельцо - "самое безрассудное самоубийство", даже соглашается: "Это верно". Но тут же "очень спокойно так" добавляет: "И все-таки надо идти". Ткачук, комиссар партизанского отряда, хорошо знавший Мороза по
предвоенной поре, чувствует силу этой спокойной убежденности, хотя и не
может осознать, в чем тут суть. Да и что, собственно, значило тогда -
осознать? Согласиться, чтобы Мороз отправился на смерть? А позже, когда Так откуда все-таки она шла, убежденность Мороза в правильности сделанного выбора, убежденность, понятая ныне Ткачуком, еще ранее до конца прочувствованная Миклашевичем? Мороз ценою жизни поддержал в своих учениках, в жителях деревни веру в человека - ту веру, которую оккупанты так упорно стремились уничтожить. Он пошел в Сельцо, потому что матери схваченных ребят, руководствуясь не рассудком, но сердцем, надеялись: Алесь Иванович что-нибудь придумает, спасет. Пошел, чтобы мужеством своим помочь обреченным, помочь уже тем, что будет рядом с ними и вместе с ними в страшный час. Пошел, ибо такой поступок вытекает из всего, что делалось в школе Сельца во время его там учительства. Недолгим было это время: всего два года. Но ученики успели сродниться с
учителем. Целый ряд живых, красноречивых подробностей говорит нам, как
прочно это родство, как естественно детям считать школу вторым домом. Тонкий, творческий педагог, Мороз широко понимал свои задачи,
действовал не по букве инструкций, а исходя из реальных интересов учения,
воспитания, как выразился Ткачук, "был мастер путать постулаты", если это
отвечало доброй цели. Не только в школе, во всем селе высок был авторитет
молодого учителя, с ним советовались по житейским делам, его мнению, слову
доверяли. Даже когда началась оккупация, этот учительский авторитет помог Очень важно иметь в виду: Сельцо находится в западно-белорусских
землях, лишь в сентябре 1939 года освобожденных, воссоединенных с Советской Конкретность сциально-исторических обстоятельств придает особую глубину
и остроту всей основной коллизии повести, по-особому освещает подвиг "Такое не пропадет. Прорастет…" - приводили мы слова Ткачука. 8.Смысл пейзажных зарисовок на страницах повести, их стилистика. Идея человека и природы. Пейзажных зарисовок на страницах повести мало. Они скупы, но точны, иногда
дисгармоничны с состоянием и чувствами героев: «Природа полнилась мирным
покоем погожей осени…», но «…меня эта умиротворяющая благость природы,
однако, никак не успокаивала, а только угнетала и злила. Я опаздывал,
чувствовал это, переживал и клял себя за мою застаревшую лень, душевную
черствость». На фоне такого умиротворения осенней природы с особенной
остротой читатель ощущает душевное состояние героя и невольно начинает
сопереживать вместе с ним. Языку произведения свойственна глубокая образность и философичность. Из художественных приемов наиболее часто используются автором детали-символы: дорога, быстро мчащиеся по гладкому шоссе машины, свет фар, вырывающие из тьмы отдельные предметы. У В. Быкова мирное и военное время человека оцениваются сходно; нравственные измерения те же, подлинная драматическая основа его - общая, и выявляется она наилучшим образом тогда, когда человек действует, когда перед ним - простор, поприще, поле боя, дорога… Спешить на похороны, опоздать, попасть в разгар поминок, слушать какие- то невнятные речи и споры, чувствовать себя чужим и лишним, уйти, оказаться с попутчиком, незнакомым и малоприятным, - то есть вроде бы исчерпать - бездарно, впустую! - весь сюжет этого томящего, нагоняемого времени, и вдруг на ночной дороге, благодаря тому попутчику, ощутить его подлинный смысл, прикоснувшись к давней трагедии военных лет, к этой завязке затянувшейся печальной драмы. Журналист и старый учитель Ткачук идут по шоссе к городу, и Ткачук рассказывает о Морозе и Миклашевиче. Даже рассказ в рассказе возникает в повести "на ходу" - на дороге, в движении, теряя, может быть, в неспешной обстоятельности и выигрывая в энергии, сжатости и страсти.
Форма повести "Обелиск", вроде бы бесхитростная, на самом деле
достаточно сложна: это "рассказ в рассказе", история Мороза возникает во
взволнованных словах Ткачука, их, в свою очередь, передает герой-
повествователь, также имеющий повод для эмоционального восприятия событий. Повесть "Обелиск", рассказывающая о военном прошлом из наших дней,
проникнута чутким вниманием к деталям жизни, что так или иначе соотносится
с долговременным влиянием, оказываемым личностью, делом, подвигом Мороза. А разве мало значат для общей нравственной атмосферы произведения
волнения, беспокойство, испытываемое и Ткачуком, и героем-повествователем? Для Быкова учительство не только социальная роль, но - категория жизни,
жизненное кредо, духовная направленность человеческого образа, в основе
которой мысль о будущем, забота о нем, ответственность за него. И
ответственность эта распространяется, прежде всего, на тех, кто еще только
начинает жить, кому принадлежит будущее. И не в том было дело, что поверил Мог ли Мороз поступить иначе? Наверное, мог, но в его сознании это был
единственно правильный путь, и он пошел по нему, руководствуясь этим емким Однако многим тогда поступок Мороза, стоивший ему жизни, показался
безрассудным и бесценным. Да и спустя годы, несмотря на то, что доброе имя Немалых трудов и здоровья стоило чудом уцелевшему ученику Мороза
доказать, что поступок учителя был не безрассудством, а подвигом. Сам Как верно говорит один из персонажей повести, "не может не остаться. Пафос "Обелиска" заострен против узкого, близорукого понимания пользы, не выходящей за грань самоочевидности, не принимающего во внимание глубинные духовные и нравственные связи, по мысли писателя, протягивающиеся между прошлым и будущем. Именно такой близорукостью страдали те, кто не смогли увидеть, какой огромный, духовно значительный смысл нес поступок учителя Мороза. Для будущего, для формирования его нравственной и духовной сути поступок Мороза - поистине героическое деяние, бесспорно в своем духовном воздействии. И не только сам поступок, но и проявившаяся в нем душевная чуткость, нравственная прозорливость. В. Быков подчеркивает, что важен не только конкретный, очевидный, сиюминутный результат совершенного, важен духовный импульс, заключающийся в нем и передающийся по цепи человеческих душ, возвышая и воспитывая их. В центре художественного мира писателя остается человек в пространстве и времени войны. Обстоятельства, сопряженные с этим временем и пространством, побуждают (и вынуждают) человека к подлинному бытию. В нем есть то, что вызывает восхищение, и то, что отвращает и страшит. Но и то и другое - подлинно. В этом пространстве выбран тот скоротечный час, когда человеку не за что и не за кого спрятаться, и он - действует. Это время движения и действия. Время поражения и победы. Время сопротивления обстоятельствам во имя свободы, человечности и достоинства. 10.Используемая литература. 1. Михаил Сильников. Во славу павших, во имя живущих. Москва "Молодая гвардия", 1985г.
"Знание" 1982г.
Советский писатель, 1990.
|
|