| |||
Сочинение: Карамзин История государства российскогоОглавление |Введение |с. 3 | Введение Книги и журналы того времени несут на себе следы чужой воли. Он рано вошел в литературу и довольно быстро получил славу первого пера страны. Он удачно путешествовал и общался с первыми умами и талантами западной Европы. Его альманахи и журналы полюбили читатели . он автор истории государства российского усердный читатель поэтов и политиков ,свидетель великой французской революции очевидец восхождения и падения наполеона ,он называл себя «республиканцем в душе».мир Карамзина –мир ищущего духа, находящегося в непрерывном движении , вобравшего в себя все, что составляло содержание предпушкинскои эпохи. Имя Карамзина первым прозвучало в немецкой, французской и английской литературе. Жизнь Карамзина была необычайно богата не столько внешними событиями, хотя и в них не было недостатка, сколько внутреннем содержанием, не раз приводившим писателя к тому , что его окружали сумерки. Роль Карамзина в истории русской культуры не измеряется только его
литературным и научным творчеством. Карамзин создал стереотип русского
путешественника по Европе. Карамзин создал много произведений и среди них –
замечательное «Письма русского путешественника» и великую «Историю
государства Российского». Но величайшим созданием Карамзина был он сам,
его жизнь, и его одухотворенная личность. Именно ею он оказал великое
моральное воздействие на русскую литературу. Высочайшие этические
требования Карамзин ввел в литературу как обыденные. И когда Жуковский, Карамзин имел предшественников, но только его «История государства «История государства Российского» была не единственным фактором,
сделавшим сознание людей XIX века историческим: здесь решающую роль сыграли
и война 1812 года, и творчество Пушкина, и общее движение философской мысли - Является ли «История» Карамзина научным трудом, сознающим целостную
картину прошлого России от первых ее веков до кануна царствования Петра I? - Является ли «История» Карамзина плодом самостоятельных исторических изысканий и глубокого изучения источников? – И в этом невозможно сомневаться: примечания, в которых Карамзин сосредоточил документальный материал, послужили отправной точкой для значительного числа последующих исторических исследований, и до сих пор историки России постоянно к ним обращаются, не переставая изумляться громадности труда автора. - Является ли «История» Карамзина замечательным литературным произведением? – Художественные достоинства ее также очевидны. Сам Карамзин однажды назвал свой труд «исторической поэмой»; и в истории русской прозы первой четверти XIX века труд Карамзина занимает одно из самых выдающихся мест. Декабрист А. Бестужев-Марлинский, рецензируя последние прижизненные тома «Истории» (10-11) как явления «изящной прозы», писал: «Смело можно сказать, что в литературном отношении мы нашли в них клад. Там видим мы свежесть и силу слога, заманчивость рассказа и разнообразие в складе и звучности оборотов языка, столь послушного под рукою истинного дарования» Но самое существенное состоит в том, что ни одной из них она не
принадлежит нераздельно: «История государства Российского» - явление
русской культуры в ее целостности и только так и должна рассматриваться. 31
ноября 1803 года специальным Указом Александра I Карамзин получил звание
историографа. С этого момента он, по выражению П. А. Вяземского, «постригся
в историки» и не бросал уже пера историка до последнего дыхания. В 1802- 11 июня 1798 года Карамзин набросал план «Похвального слова Петру I». Во второй половине 1810 года Карамзин набросал «Мысли для Истории Общепринято деление творчества Карамзина на две эпохи: до 1803 г. Для противопоставления двух периодов творчества есть другие, более
веские, основания. Основное произведение первой половины творчества – В «Письмах русского путешественника» Карамзин проявлял себя как
патриот, остающийся за границей «русским путешественником». Вместе с тем «История государства Российского» ставит читателя перед рядом парадоксов. Прежде всего надо сказать о заглавии этого труда. На титуле его стоит «История государства». На основании этого Карамзина стали определять как «государственника». Заграничное путешествие Карамзина совпало с началом Великой французской революции. Событие это оказало огромное влияние на все его дальнейшие размышления. Молодой русский путешественник сначала увлекся либеральными мечтами под влиянием первых недель революции, но позже испугался якобинского террора и перешел в лагерь ее противников – весьма далека от реальности. Следует отметить, что Карамзин, которого часто, но совершенно безосновательно отождествляют с его литературным двойником – повествователем из «Писем русского путешественника», не был поверхностным наблюдателем событий: он был постоянным носителем Национальной ассамблеи, слушал речи Мирабо, аббата Мори, Робеспьера и других. Можно с уверенностью сказать, что ни один из видных деятелей русской
культуры не имел таких подробных и непосредственно личных впечатлений от Не случайно Пушкин называл идеи Карамзина парадоксами: с ним произошло
прямо противоположное. Начало революции было воспринято Карамзиным как
исполнение обещаний философского столетия. «Конец нашего века почитали мы
концом главнейших бедствий человечества и думали, что в нем последует
важное, общее соединение теории с практикой, умозрения с деятельностью», -
писал Карамзин в середине 1790-х г. Утопия для него – не царство
определенных политических или общественных отношений, а царство
добродетели; сияющее будущее зависит от высокой нравственности людей, а не
от политики. Добродетель порождает свободу и равенство, а не свобода и
равенство – добродетель. К любым формам политик Карамзин относился с
недоверием. Карамзин, ценивший искренность и нравственные качества
политических деятелей, выделил из числа ораторов Ассамблеи близорукого и
лишенного артистизма, но уже стяжавшего кличку «неподкупный» Робеспьера,
сами недостатки ораторского искусства которого казались ему достоинствами. На страницах «Вестника Европы», умело используя иностранные источники,
подбирая и переводы таким образом, чтобы их языком выражать свои мысли, Замысел «Истории» созрел в недрах «Вестника Европы». Об этом
свидетельствует все возрастающее на страницах этого журнала количества
материалов по русской истории. Взгляды Карамзина на Наполеона менялись. Последующие годы в погоревшей Москве были трудны и печальны, однако
работа над «Историей» продолжается. К 1815 году Карамзин закончил 8 томов,
написал «Введение» и решил отправиться в Петербург для получения разрешения
и средств на печатанье написанного. В начале 1818 года 3000 экземпляров
первых 8 томов вышли в свет. Появление «Истории государства Российского»
сделалось общественным событием. «История» долгое время оставалась главным
предметом споров. В декабристских кругах ее встретили критически. Появление В «Истории» соотношение меняется и преступная совесть делает
бесполезным все усилия государственного ума. Аморальное не может быть
государственно полезным. Страницы, посвященные царствованию Бориса Годунова
и Смутному времени, принадлежат к вершинам исторического живописания Смерть, оборвавшая работу над «исторической поэмой», решила все
вопросы. Если говорить о значении «Истории государства Российского» в
культуре начала XIX века и о том, что в этом памятнике привлекает
современного читателя, то уместно будет рассмотреть научный и
художественный аспекты вопроса. Заслуги Карамзина в обнаружении новых
источников, создании широкой картины русской истории, сочетании ученого
комментария с литературными достоинствами повествования не подвергаются
сомнению. Но «История государства Российского» должна быть рассмотрена и в
ряду произведений художественной литературы. Как литературное явление она
принадлежит первой четверти XIX века. Это было время торжества поэзии. У Пушкинской драмы были вдохновители: Шекспир, летописи «Истории государства Российского». Но Карамзин не Карамзитом. Критики «Истории» напрасно упрекали Карамзина в том, что он не видел в движении событий глубокой идеи. Карамзин был проникнут мыслью, что история имеет смысл. Н. М. Карамзин (Предания веков) М., 1988 г. I. «Древняя Россия открытая Карамзиным». В историю русской литературы Н. Карамзин вошел как крупный писатель –
сентименталист, активно работавший в последнее десятилетие XVIII века. В
последние годы ситуация стала меняться – вышло 2 двухтомника сочинений В 1800-е годы литература была наводнена оригинальными и переводными
произведениями – в поэзии, прозе и драматургии – на историческую тему. В «Истории государства Российского» не т не только любовных, но, вообще вымышленных сюжетов. Автор не привносит сюжет в свое сочинение, но извлекает его из истории, из реальных исторических событий и ситуаций – герои действуют в заданных историей обстоятельствах. Только подлинный, а не вымышленный сюжет приближает писателя к «истине», скрытой «завесой времени». Заданной же историей сюжет рассказывает человека в его широких связях с
общей жизнью страны, государства, нации. Так строятся характеры известных
исторических деятелей. Жизнь Ивана Грозного открывала бездну возможностей
для построения любовного сюжета – у царя было семь жен и бессчетное
количество тех, кто оказался жертвами его «бесстыдного любострастия». Но Карамзин подчеркивает талантливость, незаурядность и ум простых людей, действовавших самостоятельно, без царя и бояр, умевших мыслить государственно и разумно. Исторический сюжет, использование заданной ситуации обосновали иной, рожденный русской традицией, метод изображения человека – не «домашним образом», не со стороны его частной семейной жизни, но со стороны его связей с большим миром общенационального, общегосударственного бытия. Именно потому Карамзин требовал от писателей изображения героических россиянок, характер и личность которых проявлялись не в домашней жизни и «семейном счастье», но в политической, патриотической деятельности. В этой связи он писал: «Природа любит иногда чрезвычайности, отходит от своего обыкновенного закона и дает женщинам характеры, которые выводят их из домашней неизвестности на театр народный…» Метод изображения русских характеров в «Истории» - это выведение их «из домашней неизвестности на театр народный», он вырабатывался в конечном счете из обобщения опыта исторической жизни русской нации. Многие народные песни запечатлели богатырскую удаль, поэзию жизни, исполненной деятельности, борьбы, высокого подвига, которая открывалась за пределами домашнего семейного существования. Гоголь в украинских песнях обнаружил именно эти черты характера народа: «Везде видна та сила, радость, могущество, с какою казак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию битв, опасностей и разгульного пиршества с товарищами…». Такой метод таил в себе возможность наиболее полно и отчетливо раскрыть коренные черты русского национального характера. Карамзин, - обратившись к истории, вынужден был вырабатывать особый жанр для своего повествования. Изучение жанровой природы труда Карамзина убеждает, что она не является реализацией уже найденных принципов. Это скорее своеобразная самонастраивающаяся модель, на тип и характер которой влияли и опыт писателя, и привлекавшиеся все новые и новые материалы, требовавшие и нового освещения, и нараставшее от тома к тому все большее доверие именно к художественному познанию «истины». Отказавшись от «вымысла», Карамзин не мог для своего повествования воспользоваться одним из традиционных литературных жанров. Должно было выработать такую жанровую форму, которая бы органически соответствовала реальному историческому сюжету, оказывалась способной вместить громадный и разнообразный фактический материал, входивший в «Историю» под знаком аналитического и эмоционального восприятия, и, главное, давала писателю широкую свободу в выражении своей позиции. Но вырабатывать – не значило выдумывать, Карамзин решил быть
последовательным – и в выработке жанра он опирался на национальную
традицию. И тут решающую роль сыграла летопись. Ее главная жанровая
особенность – синкретизм. Летопись свободно включала в свой состав многие
произведения древнерусской литературы – жития, повести, послания, плачи,
народно-поэтические легенды и т.д. Синкретизм и стал организующим принципом
карамзинской «Истории». Писатель не подражал, продолжал летописную
традицию. Авторская позиция, расщепленная на два начала - аналитическое и
художественное, - объединяла весь вводимый в «Историю» материал, определяла
включение в виде цитат или пересказа входивших в летописи житий, повестей,
легенд и «чудес» и самого рассказа летописца, который или сопровождался
комментариями, или оказывался слитым с мнением создателя «Истории». Противоречие обернулось для Карамзина трагедией, политическая концепция заводила в тупик. И, несмотря на это, писатель не изменил своему методу выяснения истины, открывавшейся в процессе художественного исследования прошлого, оставался верен ей, даже если она противоречила его политическому идеалу. Это было победой Карамзина – художника. Именно потому Пушкин и назвал «Историю» подвигом честного человека. Противоречивость сочинения Карамзина отлично понимал Пушкин. Пушкин не только понимал и видел художественную природу «Истории», но и определил своеобразие ее художественного метода и жанра. По Пушкину, Карамзин выступал как историк и как художник, его сочинение – синтез аналитического и художественного познания истории. Своеобразие же художественного метода и самого жанра «Истории» обусловлено летописной традицией. Мысль эта и справедлива, и плодотворна. Карамзин – историк использовал факты летописи, подвергая их критике,
проверке, объяснению и комментированию. Карамзин – художник осваивал
эстетические принципы летописи, воспринимая ее как национальный русский тип
рассказа о прошлом, как особую художественную систему, запечатлевшую
русский взгляд на исторические события исторических деятелей, на судьбу Пушкин верно понял огромность содержания труда Карамзина, написав, что
он нашел Россию, как Колумб Америку. Это уточнение очень важно: открывая В «Истории» запечатлелось единство аналитического изучения и эмоционального образа «минувших столетий». При этом истине не противоречил ни аналитический, ни эмоциональный метод изучения и изображения – каждый помогал ее утверждению своим путем. Истина служит основанием для исторической поэзии; но поэзия не история: первая более всего хочет возбуждать любопытство и для того мешает быль с небылицею, вторая отвергает самые остроумные вымыслы и хочет только истины. Для Карамзина в данном случае летописный рассказ, летописная точка
зрения есть тип сознания эпохи, и потому он не считает возможным вносить Художественное начало «Истории» и позволило раскрыть процесс выработки психического склада русской нации. Анализируя многочисленные факты начального периода русской истории, писатель приходит к пониманию огромной роли народа в политической жизни страны. Исследование истории позволяло писать о двух ликах народа – он «добрый», он и «мятежный». По Карамзину, добродетель народа вовсе не противоречила народной «любви к мятежам». Художественное исследование истории открывало писателю эту истину. Он понимал, что не любовь к «установлениям» самодержцев, но «любовь к мятежам», направленным против самодержцев, не исполнявших своего долга – заботиться о благе своих подданных, отличает народ русский. Пушкину при работе над «Борисом Годуновым» использовать открытия писателя. Еще не зная трудов французских историков, Пушкин, опираясь на национальную традицию, вырабатывает историзм как метод познания и объяснения прошлого и настоящего, следуя за Карамзиным в раскрытии русского национального самосознания, - он создает образ Пимена. Карамзин в «Истории» открыл громадный художественный мир летописей. «История государства Российского» по праву вторглась в живой процесс
литературного развития, помогала формированию историцизма, способствуя
движению литературы по пути национальной самобытности. Она обогащала
литературу важными художественными открытиями, вобрав опыт летописей. «История» пользовалась беспримерным успехом на протяжении многих десятилетий XIX столетия, оказывая влияние на русских писателей. Термин «История» имеет очень много определений. История повествования и происшествия. История – это процесс развития. Это прошлое. История должна войти в сознание общества, она не только написана и прочитана. В наши дни выполняет функцию не только книга, но и радио, телевидение. Первоначально историческое описание существует как вид искусства. Каждая сфера знаний имеет объект исследования. История изучает прошлое. Задача истории – воспроизвести прошлое в единстве необходимого и случайного. Центральным компонентом искусства является художественный образ. Исторический образ – это реальное событие. В образе историческом исключен вымысел, а фантазия играет вспомогательную роль. Образ создается однозначно, если историк что- то умалчивает. Человек – лучший объект для изучения истории. Главная заслуга культуры Возрождения – она открыла духовный мир человека. Подвиг Карамзина. По словам Пушкина «Карамзин – великий писатель во всем смысле этого слова». Язык Карамзина, переживший эволюцию от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» до «Истории государства Российского». Его труд – это история русского самодержавия. «История государства Российского» выпала из истории литературы. История наука, которая выходит за пределы; литература – искусство, преступающее свои границы. История Карамзина – это для него сфера эстетического наслаждения. Карамзин формулирует методологические принципы своей работы. «Историю государства Российского» рассматривают как памятник отечественной словесности. Традиция Карамзина в искусстве историографии не умерла, и нельзя сказать, что она процветает. Пушкин считал, что Карамзин посвятил истории последние годы, а он посвятил этому всю свою жизнь. Внимание автора «Истории государства Российского» привлечено к тому как государство возникло. Карамзин ставит Ивана III выше Петра I. 6 том посвящен ему (Ивану III). Историей странствий простого россиянина на свой страх и риск, без государственной инициативы и поддержки Карамзин заканчивает рассмотрение эпохи Ивана III. Главы Карамзинского труда разбиты по годам царствования того или иного монарха им названы их именами. В «Истории государства Российского» описания битв, походов, а также
быта, хозяйственной и культурной жизни. В 1-й главе 7 тома пишется о том,
что присоединяется к Москве Псков Василием III. Карамзин открыл русскую
историю для русской литературы. «История государства Российского» - это
образ, из которого черпали вдохновение поэты, прозаики, драматурги и т.д. В Белинский назвал «Историю государства Российского» великим памятником в истории русской литературы. Историческая драма расцветает раньше, но возможности ее были ограничены. Интерес к истории – это интерес к человеку, к его окружению и жизни. О «Борисе Годунове» Пушкин писал: «Изучение Шекспира, Карамзина и
старых наших летописей дало мне мысль облечь в драматические формы одну из
самых драматических эпох новейшей истории». В пьесе нет вымышленного
сюжета, персонажей, они заимствованы из «Истории государства Российского». Пушкин в своей трагедии также решает проблему цели и средства в истории. Между «Историей государства Российского» и «Борисом Годуновым» пролегла историческая эпоха, и это сказалось на трактовке событий. Карамзин писал под впечатлением Отечественной войны, а Пушкин – накануне декабрьского восстания. «История государства Российского помогла Пушкину утвердиться в двух ипостасях – историка и исторического романиста – по разному обработать один и тот же материал. Когда Карамзин работал над «Историей» он изучал русский фольклор, собирал исторические песни, располагал в хронологическом порядке. Но это не осуществилось. Он выделял больше всего в исторической литературе «Слово о полку Игореве». Культура России XIX века как бы пример взлета вершинных достижений. С
начала 19 века в русском обществе наблюдается высокий патриотический
подъем. Он еще больше усилился в 1812 году, углубленно способствовал
национальной общности, развитию гражданства. Искусство взаимодействовало с
общественным сознанием, формируя его в национальное. Усилилось развитие
реалистических тенденций им национальных черт культуры. Культурным событием
стало появление «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Карамзин
был первым, кто на рубеже XVIII-XIX веков, интуитивно почувствовал что
главным в русской культуре наступающего XIX века, усиливаются проблемы
национальной самоидентичности. За Карамзиным шел Пушкин, решая задачу
соотношения национальной культуры с древними культурами, после этого
появляется «Философское письмо» П. Я. Чаадаева – философия истории России,
которое стимулировало дискуссию между славянофилами и западниками. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Профессиональных историков не удовлетворял труд Карамзина «История
государства Российского». Было много новых источников по истории России. В Сравнивая историческое развитие России и других стран Европы, Соловьев находил много общего в их судьбах. Стиль изложения «Истории» Соловьева суховат, она уступает «Истории» Карамзина. В художественной литературе начала XIX века было, по словам Белинского, Война 1812 года вызвала интерес к русской истории. «История государства 30-40-е годы не внесли нового в русскую историографию. Это годы
развития философского мышления. Историческая наука замерла на Карамзине. К
концу 40-х годов все меняется, возникает новая историография Соловьева С. «Войне и миру» присуще черты мышления и стиля, композиции, которые обнаружены в «Повести временных лет». В «Повести временных лет» соединились две традиции: народно-эпическая и агиографическая. Это есть и в «Войне и мире». «Война и мир» - одна из «модификаций», созданная эпохой «великих перемен». Летописный стиль послужил основой для сатиры и на историческую науку и на политический строй.[5] Наш собеседник древний автор. Историческая эпоха – силовое поле противоречий и пространство
человеческого выбора, что сама суть ее как исторической эпохи состоит в
подвижной разомкнутости на будущее; тело некая равная себе субстанция. Содержание гуманитарной мысли по-настоящему обнаруживается только при
свете жизненного опыта – человеческого опыта. Объективное существование
смысловых аспектов литературного слова имеет место лишь внутри диалога и не
может быть извлечено из ситуации диалога. Истина лежит в иной плоскости. Заключение Автор «Истории Государства Российского» - человек астрономически далекой эпохи, чей язык и убеждения считались глубокой стариной уже в 1840- х годах. Карамзин – виднейший деятель своей эпохи, реформатор языка, один из отцов русского сентиментализма, историк, публицист, автор стихов, прозы, на которых воспитывалось поколение. Все это достаточно для того, чтобы изучать, уважать, признавать; но недостаточно, чтобы полюбить в литературе, в себе самих, а не в мире прадедов. Кажется, две черты биографии и творчества Карамзина делают его одним из наших собеседников. Историк-художник. Над этим посмеивались уже в 1820-х, от этого старались уйти в научную сторону, но именно этого, кажется, не хватает полтора века спустя. В самом деле, Карамзин – историк предлагал одновременно два способа познавать прошлое; один – научный, объективный, новые факты, понятия, закономерности; другой – художественный, субъективный. Итак, образ историка – художника принадлежит не только к прошлому, совпадение позиции Карамзина и некоторых новейших концепций о сущности исторического познания – это говорит само за себя? Такова, полагаем, первая черта «злободневности» Карамзинских трудов. А, во-вторых, еще и еще раз отметим тот замечательный вклад в русскую культуру, которой именуется личностью Карамзина. Карамзин - высоконравственная привлекательная личность, которая на многих влияла прямым примером, дружбою; но на куда большее число – присутствием этой личности в стихах, повестях, статьях и особенно в Истории. Карамзин ведь был одним из самых внутренне свободных людей своей эпохи, а среди друзей, приятелей его множество прекрасных, лучших людей. Он писал, что думал, рисовал исторические характеры на основе огромного, нового материала; сумел открыть древнюю Россию, «Карамзин есть наш первый историк и последний летописец».[6] Список использованной литературы 1. Аверенцев С. С. Наш собеседник древний автор. 2. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994. – 591 с.: ил. – (Прошлое и настоящее). 3. Гулыга А. В. Искусство истории – М.: Современник, 1980. – 288 с. 4. Карамзин Н. М. История государства Российского в 12-ти томах. Т. II- III/ Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Наука, 1991. – 832 с. 5. Карамзин Н. М. Об истории государства Российского/ сост. А. И. Уткин; Отв. ред., автор очерка о Н. М. Карамзине и примеч. С. О. Шмидт. – М.: Просвещение, 1990. – 384 с. 6. Карамзин Н. М. Предания веков/ Сост., вступ. Ст. Г. П. Макогоненко; Г. П. Макогоненко и М. В. Иванова; - Ли. В. В. Лукашова. – М.: Правда, 1988. – 768 с. 7. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1999. – 608 с. 8. Лотман Ю. М. Карамзин: Сотворение Карамзина. Ст. и исслед., 1957- 1990. Заметки рец. – СПБ.: Искусство – СПБ, 1997 – 830 с.: ил.: портр. 9. Эйхенбаум Б. М. О прозе: сб. ст. – Л.: Художественная литература, 1969. – 503 с.
|
|