| |||
Сочинение: История одного города - сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного развития«История одного города» – сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного развития» …я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей. Сатирика Салтыкова-Щедрина занимает одно из первых мест в мировой
литературе. «История одного города» - «странная и замечательная книга», в
которой писатель обратился к историческому прошлому России, чтобы с большей
силой и гневом обличить современный ему государственный строй, рождающий В «Истории одного города» можно разглядеть две силы, действующие одновременно : власть и терпеливо выносящий свою борьбу город Глупов. В романе, написанном как бы в форме хроники, речь идет о конкретном городе, со сказочной историей, а с другой стороны мы можем наблюдать, что все герои и происходящее города напоминают нам историю страны. «Опись градоначальникам» представляет собой краткие биографические
справки с описанием «подвигов» двадцати двух правителей города Глупова. «Мрачные идиоты» и «прохвосты», правившие городом Глуповым,- правдивое воплощение деспотизма, произвола в царской России. Именно поэтому картина, созданная Салтыковым–Щедриным, отображала не только русскую действительность, но и современную писателю жизнь западноевропейских государств Франции, Германии. «История одного города создана писателем, горячо любящим народ, страстно ненавидящим угнетение и произвол. Суровыми, горькими, полными осуждения словами, порицал Щедрин
благодушие, смирение и пассивность народа, «выносящего на своих плечах Он твердо верил, что народ проложит себе дорогу. Сатира Щедрина и ставила своей целью приближение того дня, когда народ положит конец существованию царских властей, она не только не убивала веры и в возможность его освобождения, но и звала к борьбе и протесту. «…ежели мое дело справедливое, так ссылай ты меня хоть на край света, - мне и там с правдой будет хорошо!» Писатель знал, что только борьбой может быть завоевана свободная и счастливая жизнь. «Из города Глупова в Умнов дорога лежит через манную кашу, - утверждал сатирик. Салтыков–Щедрин - великий мастер художественного преувеличения, заострения образов, фантастики и, в частности, сатирического гротеска, показывающего, явления реальной жизни в причудливой, невероятной форме, что позволяет ярче раскрыть их сущность. Брудастый–Органчик «тут же, на самой границе, пересек уйму ямщиков». «И остался бы» он «на многие годы пастырем», если бы однажды утром в его кабинете не увидели необычное зрелище «градоначальниково тело… сидело за письменным столом, а перед ним… лежала… совершенно пустая градоначальникова голова». Еще более жестоким представителем глуповских властей был Приказ Угрюм–Бурчеева о назначении шпионов по всем поселенным единицам был «каплей, переполнившей чашу». Произошел разрыв долго сдерживаемого негодования против самодержавного деспотизма. Но действительно ли повесть Щедрина - только пародия на Россию
второй половины восемнадцатого – начала девятнадцатого века, карикатура на
реальные государственные события? С одной стороны, кажется, что думать так
есть основания, так как автор в произведении упоминает и Сперанского, и Повторяя историю, Щедрин показывает, что его произведение в момент
своего появления, в последующие времена зазвучат в высшей степени
актуально. Она раскроет окно в мир не только в прошлое, но и в настоящее и
в будущее России. Реальная действительность сливается с сатирикой писателя. Наряду с этим нетрудно было бы проследить, как в разных произведениях одного времени сатирик то в большей, то в меньшей мере прибегал к гиперболе. Она служит к наиболее яркому раскрытию самых реакционных сторон политики самодержавия, и выражению вызываемых ими негодования и насмешки сатирика, и, наконец, в сочетании с фантастикой, служит средством эзоповского языка. Фантастика Салтыкова–Щедрина – фантастика, которая не уводит от действительности, а только служит средством идейно – художественного познания и сатирического разоблачения отрицательных явлений общественной жизни. «История одного города» является популярным произведением и в сегодняшнее время. Автор продолжает свой путь, свою борьбу там, где существует самовластие, осмеивая и копируя прошлое России, предостерегая ее от ошибок в будущем.
|
|