| |||
Сочинение: Творчество братьев СтругацкихСодержание I. Вступление. 1.Что такое фантастика? 2.Фантастика и фантастическое в мировой и русской литературе. II. Основная часть. 1.Темы и проблемы произведений Стругацких. 2.Критики о Стругацких. 3.Некоторые биографические сведения. 4. Характеристика творчества Стругацких: а) «Трудно быть богом», б) «Пикник на обочине». 5.Язык и стиль повестей Стругацких. III. Заключение. VI. Библиография. I. Вступление 1. Что такое фантастика? Выходит все больше и больше фантастических книг. Фантастика властвует
над сердцами и умами миллионов читателей. Теперь существуют два мира:
реальный и фантастический — с машинами времени, с роботами, со
сверхсветовыми скоростями. Так что же есть фантастика? По мнению Фантастика — пралитература, первичная литература. Мифы, сказки,
поверья, легенды — фантастика младенческого возраста человечества. Конечно
же, мифология — эта милая гипотеза о существовании сверхъестественных сил —
пыталась осмыслить лишь природу, а не социальные коллизии. Но полз ледник,
сметая все на своем пути, но огонь и наводнения пожирали первые творения
рук человеческих, но орды варваров сеяли смерть и уничтожение — и человек
начинал понимать: жизнь — это не подчинение воле богов, а скорее борьба с
ними. Так возникла потребность в утопии (дословный перевод этого греческого
слова — «место, не существующее нигде»). Утопия — одна из форм критики
настоящего во имя будущего. Значит, и утопический проект Филеаса 2. Фантастика и фантастическое в мировой и русской литературе. Гоголь, Бальзак, Достоевский, Гофман... Михаил Булгаков... Брэдбери. Кто-то из зарубежных литературоведов назвал фантастов «сумеречными пророками человечества. Отбрасывая эпитет «сумеречный», можно сказать: фантастика непрерывно бомбардирует Землю логическими моделями возможного будущего. Но когда речь идет не о технологии, а о социальных перспективах, всякие художественные прогнозы — дилетантство. Ими должны заниматься только крупные ученые — историки, социологи, футурологи и т. д. Парадоксально, но фантастика не имеет почти никакого отношения к будущему, хотя и подготавливает человека ко времени железных чудес. Главная ее задача — в художественной форме переводить идеи науки на язык простого смертного. Когда читаешь «45? по Фаренгейту», по-настоящему ужасаешься, но потом приходит понимание того, что Брэдбери пишет о настоящем! Об ужасе и беззащитности современного гуманитария перед движением науки и технологии, находящихся в руках мерзавцев. II. Основная часть. 1. Темы и проблемы произведений Стругацких Казалось бы, оглянись вокруг — и думай. Казалось бы, мир огромен и открыт для мысленного анализа. Но он огромен чересчур, в нем легко не увидеть главное — ключевые, больные точки. Стругацкие с непостижимым упорством, год за годом, книга за книгой, выделяют для нас главные проблемы. Первейшая — воспитание детей. Отчаянный вопрос; что делать, чтобы наша скверна не передавалась следующим поколениям? От этого зависит будущее человечества, это равно волнует христианина, мусульманина, атеиста; ученого педагога и неграмотного старика, брошенного внуками. Стругацкие впервые написали об этом тридцать лет назад и даже — вопреки своим правилам — предложили проект новой школьной системы, иного статуса учителя, умного и человечного подхода к ребенку. Другая тема, другая всеобщая болезнь, о которой последние годы мы буквально кричим: отношения человека с живой природой. Писатели подняли ее, когда в нашей стране никто не слышал и не думал о подступающей экологической катастрофе и самого слова «экология» большинство еще не знало. Едва ли не первыми в мировой литературе они изобразили биологическую, то есть слитую с живой природой, цивилизацию. И уж точно первыми написали роман-предупреждение, в котором без экивоков и с удивительной отвагой обвинили пресловутую командно-административную систему в уничтожении природы: «...За два месяца превратим там всё в... э-э... в бетонированную площадку, сухую и ровную». Еще одна мучительная проблема: личность и общество. Тема колоссальная и вечная, она, в сущности, охватывает все остальные людские проблемы, от свободы личности до государственного устройства. Стругацкие в каждой книге выхватывают — как профессиональные фотографы— новые ракурсы этой темы и давно уже нашли свой. Так до них практически никто на мир не смотрел. Это стремление к потребительству — не в том, разумеется, виде, о котором пишут в газетных фельетонах. Не о мебельных гарнитурах речь. Писатели четко отделяют естественную тягу людей к комфорту от тупого ожидания подарка, от убежденности, что комфорт должен объявиться как манна небесная — мол, общество обязано его даровать. Эту тему они также затронули четверть века назад, когда с высоких трибун нам талдычили: слушайтесь начальства, сидите тихо и с открытыми ртами, манна сама посыплется... Стругацкие и призывают нас к мысли, усердной и постоянной. Мысль,
соединенная с добротой и благожелательностью, — их ключ к любым шкатулкам К их утопическим картинам очень точно подходит определение Виктории Крайности сходятся. Что же, это в российской традиции — как и яростные споры о литературе. Она неотторжима от жизни нашего народа, слово художника значит очень много, на него отзываются радостно и гневно, честно и лукаво. 2. Критики о Стругацких. Что бы ни говорили о творчестве писателя, это всегда интересно и познавательно. Критика воссоздаёт атмосферу времени объективно, несмотря на, порой, необъективные оценки. Вот несколько выдержек из критических статей, посвященных творчеству братьев Стругацких. «Это произведение, названное фантастической повестью, является не чем
иным, как пасквилем на нашу действительность. Авторы не говорят, в какой
стране происходит действие, не говорят, какую формацию имеет описываемое
ими общество. Но по всему строю повествования, по тем событиям и
рассуждениям, которые имеются в повести, отчетливо видно, кого они
подразумевают», - пишет в газете «Правда Бурятии» (19 мая 1968 года) В. (В. Свининников. «Блеск и нищета» «философской» фантастики»- «В научно-фантастической литературе сегодня преобладает массовая
фантастика, которую можно было бы назвать рок-фантастикой (см. например: (А. Воздвиженская, «продолжая споры о фантастике» - «Вопросы литературы», 1981, № 8). «Хотелось бы услышать мнение читателей и критиков о повести- (С. Плеханов. «Когда все можно?»- «Литературная газета», 1989, 29 марта). «Вторая повесть - «Трудно быть богом», как и первая («Далекая (Ю. Котляр. «Фантастика и подросток» - «Молодой коммунист», 1964, №6). «Четверть века я регулярно перечитываю эту вещь, и каждый раз
поражаюсь ее странной доле. Она была уже опубликована, но не как единое
целое, а двумя половинами: «Лес» и «Управление», причем вышли эти половины
буквально в противоположных концах страны. В подзаголовке ее значится (А. Лебедев. «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» - «Обитаемый остров» напоминает хорошо, профессионально сделанный
кинофильм. Сюжет захватывает. Читатель в напряжении до последней страницы. (Л. Ершов. «Листья и корни» - «Советская Россия», 1969, 26 июня). «Убедительный тому пример - повесть «Пикник на обочине» братьев (И. Бестужев-Лада. «Этот удивительный мир...»- «Литературная газета», Стругацкие укрепили традицию русской литературы. Они из тех, «кто в годы бесправия... напоминал согражданам о неуничтожимости мысли, совести, смеха» — так сказал о них один, не слишком благожелательный критик. Они подтолкнули нас к разрыву со средневековьем, к прыжку в будущее. 3. Некоторые биографические сведения об Стургацких. Есть мнение, что о жизни писателя ничего сообщать не нужно: вся необходимая информация содержится в его творчестве. Может быть, читателю следует знать лишь о переломах жизни писателя — тех поворотах, которые отбрасывают тень на все созданные произведения. В жизни братьев Стругацких таким переломом была война, и особо — гитлеровско-сталинское злодеяние, которое принято называть ленинградской блокадой. Война и блокада — вот что их сформировало. Сейчас в это нелегко поверить, минуло полвека, наша трусливая память отторгла правду, которую и в воображении трудно вынести, и нам кажется, что другие тоже забыли прошлое... Они были мальчишками: Аркадию не хватало двух месяцев до
шестнадцатилетия, Борису только исполнилось восемь. Росли спокойно, ровно,
в тихой интеллигентной семье: мать — учительница, отец — искусствовед. В
воскресный полдень 22 июня жизнь рухнула. Аркадия послали рыть окопы под Потом была блокада. Братья ее вынесли, спаслись, но ужас пережитого был так велик, что они молчали о блокаде, ничего не переносили на бумагу, молчали тридцать лет — до очередного перелома жизни. Как раз в 1972 году, когда вышел седьмой том энциклопедии, настало очень трудное для них время, и братья писали «Град обреченный», не рассчитывая на публикацию, «в стол», для себя. Там есть полторы страницы о блокаде: «Вот в Ленинграде никакой ряби не было, был холод, жуткий, свирепый, и замерзающие кричали в обледенелых подъездах — все тише и тише, по многу часов...» Сжатый, тесный, словно не хватает воздуха, рассказ, с постоянным рефреном: «умирал... тоже умирал... тоже умирал...» — повествование идет как бы от лица младшего из братьев. «Я бы там обязательно сошел с ума. Меня спасло то, что я был маленький. Маленькие просто умирали...» И еще он вспоминает: «Вот уже брат с отцом снесли по обледенелой лестнице и сложили в штабель трупов во дворе тело бабушки». Потом умер отец, а мать и дети непонятно как выжили... Таким вот способом жизнь готовила их к литературной работе. И потом, словно взяв за правило, все время вела братьев по краю - давала выжить, выскочить, но как бы чудом. Не было, конечно же, никаких чудес, было родительское наследство: здоровье, и невероятная работоспособность, и талант. В 1972 году уже могло бы выйти собрание произведений Стругацких, уже
восемнадцать крупных вещей были написаны, да еще переводы, сценарии... Уже
была громкая слава, книги пошли по всему миру. Только-только вышла статья
канадского литературоведа Дарко Сувина, где он назвал Стругацких Это было трудное десятилетие: книги не выходят, а жить на что-то
нужно. Аркадий Натанович взялся за переводы, Борис Натанович подрабатывал в Очень трудно рассказывать о Стругацких: слишком сложное они явление в
нашей культуре. Не выходит связного рассказа. Вот, например, часто
спрашивают, как они пишут вдвоем. Бытует даже легенда, что братья
съезжаются на полупути между Москвой и Ленинградом, на станции Бологое. На
деле же у них отработана довольно жесткая технология, которая почти никогда
не нарушается. Сначала вещь задумывается — в самом общем виде, - и
начинается процесс созревания, который может длиться годы. Разумеется,
братья думают врозь, каждый у себя дома. В некий момент они съезжаются и
делают полный конспект будущего произведения: общая идея, сюжет, персонажи,
разбивка на главы, иногда даже ключевые фразы. Работают, где удобней: то в
первопрестольной, то в Питере, то в писательских домах творчества. Затем,
как правило, разъезжаются и шлифуют конспект поодиночке. На следующем этапе
уже отписываются - это журналистский термин. Пишут на машинке, под копирку. Они невероятно скромные люди. Умение свое писать начисто и по многу страниц в день категорически отказываются признавать даром Божьим и объясняют хорошей ремесленной выучкой. ...Миновали черные для Стругацких семидесятые годы, и невидимая колючая проволока, которой их окружили, начала рваться — открылись двери редакций, а в 1984 году писатели удостоились первой книги-сборника в издательстве «Советский писатель», по категории «Избранное». Это надо объяснить. В казарменной системе советского литературного мира была твердая табель о рангах и привилегиях. Выход «Избранного» в «Советском писателе» — знак признания, вроде медали, — и гонорар полагается повышенный. Этот сборник — он называется «За миллиард лет до конца света» — был
знаком и приближающейся перестройки. Надо сказать, что кривая публикаций
братьев Стругацких почти точно повторяет кривую политической жизни страны. Но вне узкого издательского мирка, за пределами важных кабинетов, в которых решались судьбы советских писателей, произведения Стругацких жили собственной жизнью. Здесь спадов не было. Читатели с упрямством продолжали поклоняться своим любимцам, заграничные издатели с удовольствием печатали их книги. Стругацкие были признаны «самым известным тандемом мировой фантастики» — на нынешний день больше трехсот изданий за рубежом. Вот цифры: в США вышли 18 произведений в 29 изданиях; ФРГ - тоже 18 произведений, 32 издания. Рекорд установила Чехословакия: соответственно 23 и 35. 4. Характеристика творчества братьев Стругацких. Невероятно, но факт — о братьях Стругацких до сих пор не опубликовало
ни одной серьезной статьи. То есть нельзя сказать, что вокруг их творчества
существовал заговор молчания. Произведения их регулярно упоминались и
наскоро разбирались в обзорах текущей фантастики; на некоторые из них
появились журнальные рецензии; толковый анализ работы Стругацких до начала В целом же отклик критики на тридцатилетнюю без малого деятельность Так в чем же дело? Быть может, в сложившемся среди критиков убеждении, будто фантастика говорит о чем-то отдаленном, экзотическом, не связанном с насущными делами и заботами текущего дня? А раз так, то и не заслуживает она серьезного разговора между серьезными людьми, а должна оставаться достоянием школьников старших классов да отдельных чудаков с гипертрофированным воображением. Чтобы опровергнуть это мнение, нет нужды тревожить тени великих,
активно обращавшихся к фантастике: Свифта и Гофмана, Уэллса и Чапека, А. Писатели дебютировали на рубеже 50-х — 60-х годов. Это было время общественного подъема, горячих ожиданий и надежд, энтузиазма. С одной стороны, решения XX и XXII съездов партии создали в стране совершенно новую духовную атмосферу. С другой — на новый виток эволюционной спирали вышла наука: первые космические полеты, успехи в обуздании атомной энергии, ошеломляющий прогресс электроники и вычислительной техники. Все это, вместе взятое, порождало в ту пору, особенно в молодежной среде, ощущение сжатия пространственных и временных границ — Вселенная становилась соразмерной человеку. Казалось, что до планет, а потом и до звезд рукой подать, что еще несколько яростных, дерзновенных усилий — и доступными станут глубины космоса. Одновременно будущее, которое еще недавно представало в ореоле фантастичности, приблизилось, стало видеться результатом сегодняшних трудов и свершений. В этой-то атмосфере, рядом с произведениями Ефремова, Казанцева, Гора
и появились первые повести Стругацких: «Страна багровых туч», «Путь на В этих ранних повестях все ясно: цели, пути к ним, личности героев,
трудности, которые их ожидают. Трудности эти многочисленны и серьезны — в Но проходит всего несколько лет — и тональность произведений В «Попытке...» они как будто не замахивались на многое. Еще раз
сказали о средневековой сути фашизма и предупредили, что темная страсть к
насилию живуча, что ее с наскока не преодолеть — должны пройти века и века,
прежде чем восторжествуют разум и человечность. Не замахнулись — не
намекнули, что сталинизм ничем не лучше гитлеризма и его не одолеешь разом а) «Трудно быть богом», О сталинизме они написали в «Трудно быть богом». Тот же формальный
прием, что и в «Попытке к бегству»: люди из счастливого коммунистического
будущего, делегаты чистой и радостной Земли, оказываются в грязном и
кровавом средневековье. Но здесь под личиной средневекового королевства на
сцену выведена сталинская империя. Главному пыточных дел мастеру, «министру
охраны короны», дано многозначительное имя: Рэба; в оригинале его звали Однако не только из-за этого роман произвел впечатление взрыва — да и
сейчас поражает всех, кто читает его впервые. Это первоклассная
приключенческая вещь, написанная сочно, весело, изобретательно. Действие происходит в отдаленном будущем на одной из обитаемых планет,
уровень развития цивилизации, которой соответствует земному средневековью. В маленькой лесной избушке, прозванной в народе Пьяной берлогой,
встречаются Румата и дон Кондор, Генеральный судья и Хранитель больших
печатей торговой республики Соан и землянин Александр Васильевич, кото-рый
гораздо старше Антона, кроме того, он живет на планете уже много лет и
лучше ориентируется в здешней обстановке, Антон взволнованно объясняет Вернувшись домой, Румата находит дожидающуюся его Киру— девушку, которую он любит. Отец Киры — помощник писца в суде, брат — сержант у штурмовиков. Кира боится возвращаться домой: отец приносит из Веселой башни для переписки бумаги, забрызганные кровью, а брат приходит домой пьяный, грозится вырезать всех книгочеев до двенадцатого колена. Румата объявляет слугам, что Кира будет жить в его доме в качестве домоправительницы. Румата является в опочивальню короля и, воспользовавшись древней
привилегией рода Румат — собственноручно обувать правую ногу коронованных
особ Империи, объявляет королю, что высокоученый доктор Будах, которого он, В эту ночь в городе неспокойно, все как будто чего-то ждут. Оставив Через некоторое время Румата приходит в себя, его отводят в покои дона Вернувшись домой, Румата успокаивает перепуганную ночными событиями Обезумевший Румата, понимая, что штурмовики явились по приказу Рэбы, мечом прокладывает себе дорогу во дворец, пренебрегая теорией «бескровного воздействия». Патрульный дирижабль сбрасывает на город шашки с усыпляющим газом, коллеги-разведчики подбирают Румату-Антона и отправляют на Землю. Герой романа «Трудно быть богом» Антон-Румата — один из наблюдателей В центре конфликта — один из кардинальных вопросов существования
современного человечества, в год публикации не представлявшийся таким
острым и актуальным; вопрос о возможности и нравственной приемлемости
какого бы то ни было ускорения естественного исторического процесса. Такими вот любопытными и вовсе не лишенными социальной актуальности вопросами задаются Стругацкие в своем романе. Ведь попытки перескакивания через этапы естественного развития общества знакомы нам не только из литературы. В 1965 году Стругацкие опубликовали повесть «Понедельник начинается в
субботу», непринужденно соединяющую фольклорную традицию с
ультрасовременными реалиями века НТР. И в этой, на первый взгляд абсолютно
несерьезной «сказке для младших научных сотрудников», возникают мотивы
важные и характерные. Научно-Исследовательский Институт Чародейства и В повести Стругацких этот социально-психологический феномен обрел
выразительность и законченность художественного образа, обрел яркий И тут же, рядом с этими веселыми подвижниками науки, возникает фигура
профессора Выбегалло, демагога и невежды. Выбегалло, изъясняющийся на смеси
французского с нижегородским, занят построением действующей модели Вслед за этой повестью Стругацкие создают подряд несколько произведений, в которых острополемически трактуются насущные вопросы тогдашней общественной жизни. Здесь возникает калейдоскоп гротескных ситуации и хоровод сатирических историй. В «Сказке о тройке» знакомые нам по «Понедельнику» Саша Привалов и В сходной манере жесткой социальной сатиры, доходящей до гротеска, выполнена повесть «Улитка на склоне». Перед нами жутковатый в своей бессмысленно-кипучей активности мир некоего Института, сотрудники которого заняты изучением загадочного и непостижимого Леса. Точный предмет исследования, равно как в его цель, никому не ясны, что порождает всеобщую путаницу и неразбериху, стыдливо прикрываемые видимостью строгой, чуть ли не казарменной дисциплины. Во всех этих произведениях главная мишень писателей — архаичный,
дорого обходящийся обществу стиль управления, некомпетентный и
недемократичный по своей сути. А вот в повести «Второе нашествие марсиан» Что же касается таких материй, как человеческое достоинство, совесть,
свобода, исторические и культурные ценности — то для Аполлона и ему
подобных это роскошь, духовный десерт, который можно себе позволить во
времена благополучные. Но если эти абстракции требуют от человека
поступков, сопряженных хоть с минимальным риском — их следует
незамедлительно отбросить. Этим нехитрым правилом и руководствуются Аполлон
и его сограждане в сложившейся ситуации. Как видим, в середине и конце
шестидесятых годов Стругацкие в своих произведениях поднимают вопросы,
актуальные я для того времени, но особенно громко резонирующие сегодня —
вопросы демократизации общественной жизни, раскрепощения творческой энергии
народа. Они ведут борьбу с самыми различными проявлениями косности,
социальной рутины. Они берут «социальный интеграл» конформизма, эгоизма,
безответственности, они рассматривают эти качества «под знаком вечности» и
обнажают их несовместимость с идеалами коммунизма, с родовыми интересами
человечества. И не случайно противники всего живого, честного, мыслящего
наносят в это время Стругацким несколько ощутимых ударов — не полемической
шпагой, а дубиной. В 1969 году повесть «Второе нашествие марсиан» была
подвергнута разносной критике сразу в двух периодических изданиях: Сейчас, разумеется, нет нужды давать развернутые ответы на подобные обвинения. Упоминаю я о них лишь в подтверждение своей мысли: работа братьев Стругацких имела в те годы в высшей степени актуальный смысл. Впрочем, тут пора остановиться. У читателя может сложиться
впечатление, будто Стругацкие ограничивают свои задачи острыми
фехтовальными выпадами, нацеленными в негативные явления нашей общественной
жизни, лишь задрапированными — для пущей аллегоричности — в фантастические
одеяния. Это, конечно, не так. Актуальность писатели всегда понимали
гораздо более широко. Эпиграфом к повести «Хищные вещи века» служат слова Слишком смело было бы утверждать, что именно Стругацким лучше других удается справиться с духоподъемными задачами. А все же постоянный читательский интерес к их книгам говорит о небезуспешности усилий писателей. Какие же особые средства воздействия призвали они себе на помощь? Тут не обойтись без того, чтобы заглянуть в их творческую лабораторию. Ведь лаборатория «магов» — место интересное. Прежде всего, Стругацкие побуждают читателя удивиться,
заинтересоваться, стряхнуть с себя инерцию восприятия — будь то восприятие
литературы или самой жизни. И здесь им на помощь приходит фантастический Вспомним роман «Пикник на обочине». Образ Зоны — предполагаемого места посещения Земли пришельцами из космоса — создается в первую очередь зримым описанием удивительных явлений; встречающихся там на каждом шагу. Но образ этот так сильно действует на наше воображение еще и потому, что располагается Зона по соседству с заштатным городком Хармонтом, бытовые приметы которого воссозданы в романс в добротной реалистической манере. Второй «камень», лежащий в основании художественного мира Стругацких —
это тайна. Мало кто из признанных мастеров детективного жанра может
соперничать с ними в искусстве владения всеми рычагами тайны. Необъяснимое
событие или ситуация, информационный «провал», разрыв в цепи причин и
следствий — непременные атрибуты почти каждого произведения писателей,
начиная с середины шестидесятых. Стругацкие прекрасно сознают, сколь
глубоко укоренена в наших душах потребность в таинственном, и щедро се
удовлетворяют. Однако тайна для Стругацких — это и одна из существенных
сторон нашего существования, одно из измерений нашего мира. В ней
концентрируется не известное, непознанное, что разлито в окружающей жизни. Рекорд по «удельному весу» таинственного принадлежит, наверное, «Жуку в муравейнике». Тайна там многоконтурна, многослойна. Постепенно, снимая один покров загадочного за другим, приближаемся мы к пониманию истинного смысла драмы, разыгрывающейся на страницах повести. В центре этой драмы — личность и судьба Льва Абалкина. Сюжет ее движется таким образом, что в финале последнее кольцо тайны остается неразомкнутым, последний вопросительный знак остается сидеть занозой в читательском сознании, побуждая его снова и снова возвращаться к смысловым коллизиям повести. И еще одно. В основной текст повести вмонтированы отрывки отчета, написанного Абалкиным после участия в операции «Мертвый мир». Приключения героя в полуразрушенном, почти обезлюдевшем городе на
далекой планете дразнят читательское воображение многочисленными и
остающимися без разрешения загадками. На память приходят слова Тынянова,
писавшего, что пропуск глав, других фрагментов текста — «частый прием
композиционной игры», направленный на семантическое осложнение» и «усиление
словесной динамики» повествования. Раз уж это слово прозвучало, поговорим
об игре — еще одном существенном элементе поэтики Стругацких. Игра в их
творчестве присутствует в самых различных формах и обличьях, па разных
уровнях организации повествования. Прежде всего, игровое начало воплощено в
самих героях, особенно молодых. Избыток сил, радость жизни, удовольствие от
занятия любимым делом — все это отливается в абсолютную раскованность
поведения, в постоянную готовность к шутке, каламбуру, веселому розыгрышу. Этот же дух раскованности, веселой, изобретательности присущ и повествовательной манере Стругацких. Явно игрового свойства часто используемое писателями соединение элементов, взятых из разных культурно- исторических пластов, разных смысловых и стилевых рядов. В «Улитке на склоне» сознанию человека двадцатого века, ученого противостоит тщательно выстроенная фантасмагорическая реальность Леса, где все зыбко, переменчиво, алогично, как во сне (тут невольно возникают ассоциации с причудливыми видениями Кафки). По принципу коллажа организуется образная система повестей Любят писатели, и подразнить пуристов, радетелей чистоты и
иерархического разделения жанров. Отсюда — маскарады, переодевания,
перекройка устойчивых жанровых схем и стереотипов. В романе «Трудно быть
богом» костюмы, реквизит, весь фон действия взят напрокат из рыцарских и
мушкетерских романов. «Обитаемый остров», роман воспитания, наполненный к
тому же интересными и острыми размышлениями о методах социального действия,
обряжен в одежды авантюрного, «шпионского» повествования, наполнен
погонями, схватками резкими переменами декораций и так далее. А сколько в
произведениях Стругацких внутрилитературной игры — изящной и озорной! Одна из последних публикаций Стругацких, повесть «Хромая судьба», вся
построена на обнажении приема, на демонстрации «технологии». С главным се
героем, писателем Феликсом Александровичем Сорокиным, происходит ряд
необычных происшествий, каждое из которых могло бы быть развернуто в
отдельный фантастический или авантюрно-приключенческий сюжет. Однако
дразнящие эти возможности остаются в повести нереализованными. Сама же она
поело вереницы забавно-язвительных эпизодов, живописующих отношения в
писательской среде и порядки в Клубе литераторов, переключается в плоскость
серьезных размышлении о природе и психологии творчества, о критериях
оценок, о мотивах, движущих писателем в его работе. И тень Михаила Что ж, все это очень хорошо, воскликнет иной читатель, но причем же
здесь духовные интересы и ценности? Ведь любое заурядное чтиво
фантастического или детективного содержания тоже приправляется солью
необычных обстоятельств и перцем таинственности, тоже втягивает читающего в
игру по тем или иным правилам, Активность художественного мира Стругацких,
его «агрессивность» по отношению к читательскому сознанию подчинены ясной
цели — раскрепостить энергию восприятия этого сознания, освободить его от
тянущих вниз вериг эмпиричности, от праздной созерцательности. Но и этим
дело не ограничивается. В художественном строе прозы Стругацких выражается
авторская концепция бытия, к которой писатели стремятся нас приобщить. Под
цветистыми покровами фантастической условности здесь явственно ощутима
упругая материя жизни, исполненной драматизма, внутренней напряженности. В повести «Хищные вещи века» человек созидающий и «человек невоспитанный» вызваны на очную ставку. Здесь писатели создали выразительный и отталкивающий образ общества, отказавшегося от дерзаний и поисков, от борений, пожертвовавшего всем этим ради благополучия и комфорта, ради возможности мало работать и много, со вкусом отдыхать. Это — воплотившаяся мечта обывателя, торжество психологии потребительства. И что же? Жители города, где происходит действие повести, отравлены жестокой скукой, испытывают «несчастье без желаний». Неистребимое — несмотря ни на что — томление человеческого духа начинает отливаться в уродливые формы: оргии, акты вандализма, бессмысленную игру со смертью. Герой повести Иван Жилин, посланный в город Мировым Советом с заданием разобраться в этой таинственной напасти, ограничен сюжетными условиями в обнаружении созидательных возможностей своей натуры. Однако весь склад его личности, способ размышлять и действовать находятся в ярком контрасте с жалким прозябанием «аборигенов». В Жилине сочетается сложная работа мысли, богатая рефлексия — и устремленность этой духовной энергии вовне, за пределы личности, в окружающий мир. б) «Пикник на обочине». Под другим углом зрения рассматривается отношение «человек— мир» в романе «Пикник на обочине». Здесь с беспощадной социально-психологической достоверностью представлена жизненная история сталкера Рэда Шухарта, пробавляющегося выносом, всяких диковинных предметов из Зоны. Смысловое напряжение в романе создается контрастом между грандиозностью самого факта посещения Земли инопланетянами и возникающей вокруг него игрой мелких страстишек, собственнических инстинктов, жаждой «не упустить своего». И мы видим, как симпатичного и бесстрашного парня Рэда постепенно затягивает чёртово колесо частного интереса, как оно выдавливает из его натуры человечность. Опять Посещение! Опять Пришельцы! Еще одна вариация одного из самых излюбленных (что в расшифровке означает — одного из самых надоевших) сюжетов современной фантастики. Но странное дело: хотя факт посещения Земли некими гостями из космоса
и служит отправим пунктом сюжета новой фантастической повести братьев Так зачем же на этот раз пожаловали на нашу грешную планету пришельцы, которые, впрочем, перед читателями и вообще перед людьми не появляются, оставив о себе лишь материальные следы на местах своего приземления? (Эти места стали называться Зонами Посещения; около одной из таких Зон, в несуществующем городе Хармонте и происходит действие «Пикника на обочине».) В повести создана некая модель «Западного» общества, которое столкнулось с чрезвычайными обстоятельствами и в меру своих сил а также в соответствии со своей моралью и философией приспосабливается к ним. Модель достаточно замкнута; о мире, который окружает выдуманную и невыдуманную страну, мы почти не узнаем. Приглядимся внимательнее к главному персонажу повести. Рэд Шухарт, Дело в том, что в Зоне понакидано много технических диковин; до поры до времени их не в состоянии прибрать к рукам наука, преждевсего потому, что проникновение в Зону грозит смертельным исходом, к тому же власти, правда, безуспешно, пытаются её охранять, И ещё одно может ждать самозваных исследователей межзвездных цивилизаций — дети у сталкеров рождаются не такими, как у остальных людей, Видимо, их тела подвергаются какому-то необнаруженному воздействию. Понятно, что риск столь высокого сорта должен и оплачиваться очень высоко. Если угодно, фразу можно построить наоборот: когда в «свободном» мире есть возможность на чем-то хорошо подзаработать, то нет такого безумия, такого риска, такого преступления, на которые не нашлось бы добровольцев. Но кто оплачивает эти дорогие игрушки, кто провоцирует отчаянных парней вроде Рыжего Шухарта? Понятно, кто. Те самые, которых не устраивает международный контроль над Зонами. Их мало волнует то, что выкраденная сталкерами вещь может бесследно пропасть для человечества, для науки, им нет дела до того, что иной неземной предмет может обернуться нежданными бедствиями для людей. Скупая краденое, они пытаются приспособить технику пришельцев для своих недобрых целей. Шухарт прекрасно понимает, на кого он работает. «Шухарт — обращается он к самому себе.— Что же ты зараза, делаешь? Падаль ты, они же этой штукой всех нас передушат...» Мы испытываем симпатии к этому парню, но это горькие симпатии. Ведь из Словом, в Рэде много хорошего, и вовсе не врожденной порочностью объясняется тот путь, по которому идет он к своему последнему, жестокому преступлению. Мы не можем не симпатизировать Шухарту еще и потому, что а нем постоянно горит ненависть к тем преуспевающим типам, среди которых он живет. На это общество он не желает трудиться, в этой компании он не хочет жить честно. И так уж несчастливо сложилась судьба Шухарта, что не спасла его даже
встреча с единственным человеком, который был в состояние повернуть его
жизнь. Человеком этим был молодой русский физик Кирилл Панов, работавший в
международном институте по изучению следов посещения, один из тех
энтузиастов и героев науки, которыми может гордиться человечество, Рэд
чувствует, понимает, что Кирилл совсем из другого мира, что только такие,
как он, знают, зачем живут на земле и зачем, смертельно рискуя, лезут в эту
самую Зону. Но слишком рано ушел из жизни Кирилл, погубленный Зоной, и не
выдержала нестойкая душа Шухарта испытания этой смертью. Он еще больше
озлился на мир и на себя, потому что он был отчасти виноват в гибели Понадобилась смерть еще одного очень хорошего человека, смерть, в которой Шухарт уже был виноват полностью, чтобы он наконец-то заглянул себе в душу, ужаснулся и отрекся от самого себя, вернее, от той мерзости, которая столько лет накапливалась в нем. Но прежде чем перейти к последней главе, самой важной в повести, надо
ещё раз взглянуть на Зону, вокруг которой вертится хармонтский хоровод. Что
это такое — служебная научно-техническая придумка или, может быть, образ О большинстве из небрежно брошенных остатков космического пикника,
земная наука не только не имела представления: ученые не в состоянии понять
их устройство, даже положив на лабораторный стол. Сталкеры дали всем этим
концентратам гравитации, коллоидным газам, магнитным ловушкам образные
прозвища, в которых отразился их суеверный, почти языческий страх перед
непознаваемым— «чёртова плешь», «ведьмин студень», «гремучая салфетка»... И вот что самое важное. Известно, что кое-кто из зарубежных идеологов
научно-технической революции возлагает на нее слишком большие надежды. И тут, пожалуй, можно реабилитировать земную науку: не она оказалась не готовой к встрече с более высоким разумом, к решительному рывку прогресса; хармонтское общество оказалось не готовым. С каждым витком сюжетной спирали Стругацкие делают образ Зоны все
обобщенней, она приобретает почти мифологические очертания. Как крайнее
выражение надежд, разочарований, радостей, печалей, откровений мечтаний о
лучшей жизни в легендах сталкеров возникает Золотой Шар, который якобы
исполняет любые желания. Но чтобы высказать ему свою просьбу, надо
преодолеть, помимо множества жутких препятствий, еще и «мясорубку», которая И вот Рэдрик Шухарт идет в свой последний маршрут по Зоне. Зачем он
идет, что хочет выпросить этот матерый, во всём разуверившийся сталкер у
новоявленного космического божка? На этот раз—не за наживой. Цель его и
возвышенна и эгоистична одновременно—спасти дочь. И ради этого он берёт с
собой романтически настроенного юношу, который, конечно, ни о чём не
подозревает. Шухарт лично ничего не имеет против мальчика, напротив, по
дороге он начинает испытывать все больше дружеских чувств к своему
попутчику, но он затаптывает в себя человеческие побуждения, он заранее
положил на одну чашу весов судьбу своей дочери, а на другую — жизнь Артура. Эти же слова, став лицом к лицу с Золотым Шаром и как бы выполняя последнюю волю погибшего, произнесет потрясенный, сломленный и слишком поздно возрожденный Рэдрик Шухарт, профессиональный сталкер, 31 года от роду, забывший на тот момент и о дочери и о себе. Но даже в этом своем прозрении, в этом последнем порыве Шухарт остается сыном того общества, которое эго сформировало. И погибший мальчик тоже. Их долго приучали к вере в различных идолов, и разве в своей молитве не напоминают они первобытных охотников, которые просят у каменного истукана удачной охоты для всего племени? Может быть, в личном плане для данного охотника это серьезная победа над эгоистическими стремлениями захватить все одному себе, но почему, собственно, люди должны выпрашивать себе счастье у добреньких дядей из космоса? Так, мне кажется, надо трактовать неожиданную и драматическую финальную сцену, но, может быть, читателям было бы легче разобраться в задуманном, если бы авторы каким-то образом высказали бы и свою оценку происходящего... В «Пикнике» Стругацкие достигли уровня лучших страниц своей прозы. В сущности, авторы «Пикника на обочине» находились в сложном положении переводчика, который должен донести до русского читателя особенности жаргонной речи каких-нибудь иностранных гангстеров, найти тот оптимальный вариант, при котором этот словарный состав будет и понятен русскому читателю и в то же время не потеряет своей национальной и социальной принадлежности. Стругацкие, понятно, ничего переводят, на образ они создают вполне определенный: страна в которой живёт Шухарт, условна, но и в этой условности тоже есть своя определённость. И вдруг герой «Пикника» начинает выражаться языком «наших» стиляг их «блатных», что, конечно, нарушает цельность этого сложного поучительного характера. Стругацкие умеют придать отвлечённым и абстрактным на первый взгляд
категориям — будущее человечества, судьбы цивилизации, нравственная
самостоятельность личности — живую плоть, претворить их в жизненную
практику своих героев. А средством «концептуализации» сюжетного материала в
зрелой прозе писателей все чаще становится ситуация выбора. Разумеется,
выбор всегда присутствовал в их произведениях, но поначалу — лишь на
вспомогательном «обиходном» уровне. Поворотной в этом смысле стала повесть Итак, Кандид, сотрудник биостанции, которая извне наблюдает за таинственным Лесом, в результате аварии оказался в самом Лесу, среди его обитателей. Странный мир открывается его взгляду: здесь растительные и животные формы обладают повышенной биологической активностью, а вот люди вялы, апатичны и, очевидно, находятся на грани вымирания. Лес все теснее сжимает свои кольца вокруг их убогих деревень. Проблему продолжения человеческого рода её представительницы решили с помощью партеногенеза — встречающегося в природе способа однополового размножения. Эти женщины — Хозяйки Леса — научились повелевать разными биологическими формами, поставили себе на службу животных и насекомых, травы и деревья. Но одной из целей их рациональной и динамичной цивилизации стало устранение с пути прогресса «неперспективных» с эволюционной точки зрения видов, исправление «ошибок природы». К этим ошибкам они относят и мужскую часть населения Леса. Поэтому они и ведут исподволь наступление на деревни... Казалось бы, Кандиду легче найти общий язык с Хозяйками Леса, склад мышления которых гораздо ближе к его собственному, чем примитивные психические механизмы жителей приютившей его деревни. К тому же контакт с ними даст надежду на возвращение к своим. Но Кандид почти без колебаний выбирает путь борьбы на стороне «соплеменников», почти наверняка обреченных. И не только из благодарности к ним за свое спасение. Кандид решает: ему не по пути с природной закономерностью, даже с прогрессом, если их приходится оплачивать ценою гибели разумных существ, пусть слабых и плохо приспособленных. Цивилизация Хозяек Леса, может быть, изначально лишена гуманистических оснований, которые здесь «не действительны». Но он- то, Кандид — человек, и должен делать свой выбор, исходя из системы человеческих ценностей и норм. В «Улитке на склоне» начинаются — если не хронологически, то по
существу — Стругацкие семидесятых. В их голосе заметно поубавилось мажорных
нот, взгляд на мир стал трезвее и жёстче. Действительность оказалась не
слишком восприимчивой к императивам разума и нравственности, обнаружила
свою «непрозрачность», инерционность. Социальное зло демонстрировало
поразительную живучесть и способность к мимикрии. К тому же именно в это
время стала наглядно выявляться недостаточность духовного багажа, с которым
отправилось в жизнь поколение «младших научных сотрудников», поколение Очень непохожи друг на друга произведения 70-х годов: «Пикник на обочине» и «Малыш», «Парень из преисподней» и «За миллиард лет до конца света». А все же есть между ними и подспудная смысловая перекличка. Героя всех этих повестей поставлены в условия острого внутреннего конфликта, конкуренции ценностных установок, их раздирают противоречивые мотивы и побуждения. Выбор предстаёт здесь рядовым свойством человеческой природы, чуть ли не синонимом разумности: нужно быть разумным, чтобы выбирать, нужно выбирать, чтобы быть разумным. Максимального напряжения и в то же время кристальной прозрачности тема
нравственного выбора достигает в повести «За миллиард лет до конца света». Как видим, условия эксперимента заданы с избыточной жесткостью, рассчитаны на многократные перегрузки. И Стругацкие своих героев не представляют сверхгигантами. Почти все они один за другим сдаются, находя себе те или иные оправдания. Упорствует одни лишь математик Вечеровский — его образ задан как герой - Гораздо интереснее анализ состояния главного героя повести, астронома Малянова. Тот, почти уже сломившись, никак не может сделать последнего шага, переступить черту... Удачей Стругацких стала, как раз психологически достоверная передача
болезненности этого акта капитуляции, отказа от лучшего в себе, от стержня
своей личности. Как страшно становится Малянову, заглянувшему в своё
будущее «по ту сторону», какой тоскливой, обесцененной видится ему жизнь, в
которой он перестанет быть самим собой. Поэтому Малянов, сидя в комнате Похоже, однако, что Стругацкие чувствуют себя не слишком уютно в
разреженном, прозрачном пространстве чистой притчи с ее жесткой, несколько
формализованной логикой. Во всяком случае, в следующем своем произведении — Профессор Лев Абалкин, выполнявший ответственное задание на планете Были приняты меры, чтобы направить судьбу каждого из «усыновленных» по
тщательно продуманному руслу. И долгое время все шло хорошо. Но вот Абалкин
стал совершать странные, непредсказуемые поступки. Как теперь быть с ним? В повести видны контуры жизни коммунистического общества XXII века,
принципиально то, что решение коллизии не предрешено, что ценность
отдельной человеческой жизни оказывается соизмеримой с всеобщим благом. Но писатели этим не довольствуются. В их намерения менее всего входит
создание благостных картин «золотого века», ожидающего наших потомков. Финал повести трагичен и непривычно — даже для Стругацких — «открыт». 5. Язык и стиль повестей Стругацких Фантастика - трудный жанр. Он требует от автора не только богатого
воображения, но и умения заставить читателя поверить, в невероятное. Разумеется, богатство языка не определяется многообразием существующих и несуществующих терминов. Напротив, обилие терминологии вообще вредно для любого художественного произведения. Злоупотребление словами непонятными, но отмеченными печатью «научности» в некоторых фантастических повестях пародируется А. и Б. Стругацкими: «Другой юноша нёс своё: «я нашёл, как применить здесь нестирающиеся шины из полиструктурного волокна с вырожденными аминными связями и неполными кислородными группами. Но я не знаю пока, как использовать регенерирующий реактор на субтепловых нейтронах. Миша, Мишок! Как быть с реактором?». Присмотревшись я без труда узнал велосипед» (Понедельник начинается в субботу). Сами А. и Б. Стругацкие сравнительно редко используют слова, требующие
обращения к технической энциклопедии. Нo авторы социального направления в
фантастике (в противоположность направлению техническому). Фантастическое в
их произведениях обычно зависит от временной ситуации — действие
переносится в будущее, а конфликты создаются столкновением людей разного
мировоззрения. В этом смысле повести Стругацких современны; фантастика
оборачивается не литературно художественным Жанром, но приемом, который в
некоторых своих применениях можно расценить как иносказательный, эстонский. Боясь быть скучными, Стругацкие стремятся максимально использовать
такие средства языка, которые, по их мнению, отражают разговорную речь. Видоизменение устойчивого оборота часто применяется в языке фельетона,
но его неумеренное использование в художественной литературе, — если не
преследуется сатирическая цель, а такая цель не стояла перед авторами Но не всегда видоизменения устойчивого оборота осуществляются ради
красного словца. Они несут несомненную идеологическую нагрузку и служат
одним из активных средств создания образа. Иногда здесь происходит
следующее: сочетание, широко употребительное в какой-то период (и прессе,
языке радио и т. д., то есть в той сфере, которую обычно называют сферой
массовой коммуникации) произносится отрицательным персонажем и является в
его речи неким демагогическим приемом. Но ведь за этим сочетанием стоит и
опредёленное содержание, а у читателя совершенно отчетливо возникает
представление, что данное сочетание только демагогия, и больше ничего, и
что пользовались им люди, подобные Выбегалле (один из персонажей повести Обыгрывание прилагательного простой перекочевало и в повесть Образ персонажа создается не только речевой характеристикой. Выходя за рамки непосредственного языкового анализа, остановимся несколько подробнее на образе Выбегаллы. Надо отдать должное Стругацким: персонаж обрисован очень красочно. Профессор Выбегалло — жулик в науке. Но демагогия Выбегаллы связывается с такими, например, деталями, как чтение популярных лекции и контакты с прессой. И хотят того авторы или не хотят, но получается, что и чтение лекций, и публикации популярных статей по научной проблематике определяются одним — желанием стяжать дешевые лавры. А. и Б. Стругацкие глубоко заблуждаются, когда пишут (в том же Герои Стругацких шутят в самых разных ситуациях и обстоятельствах. Именно в уста лихого Кости вкладывается неологизм, созданный по модели одесского жаргона: «..я скажу вам всё коротко и ясно, как любимой девушке: эти декламированные кое-какеры из нашего дорогого МУКСа на что-нибудь жалуются». Чтобы слово не прошло как-нибудь мимо читательского внимания, авторы снова возвращаются к нему в конце главы: «Вот они, люди, Юра! – (это уже говорит Юрковский, «Громовержец» и «Зевес», как его характеризует один из персонажей повести «Стажеры») – Настоящие люди! Работники. Чистые. И никакие кое-какеры им не помешают». Остроумие - это обычно удел положительных персонажей. Но в общем они
изъясняются языком литературным. Лишь в момент особо сильных волнений
положительный герой рискнет сказать «дурак», а в самом крайнем случае — В повести «Хищные вещи века» передается разговор главного героя Ивана Если по части острот в произведениях Стругацких наблюдается некоторое однообразие, то по части ругательств авторы более изобретательны. Ругаются опять-таки персонажи отрицательные или с отсталым мировоззрением: «Обломать этим вонючкам рога, - гремел он. - Дать этому дерьму копоти и отполировать сволочам мослы» (Второе нашествие марсиан); « - Гниды бесстыжие, - рычал он, - пр-р-роститутки... собаки свинячьи... По живым людям! Гиены вонючие, дряни поганые... Слегачи образованные, гады...» (Хищные вещи века. Поясним, что слово слегачи (слегач) вполне соответствует всей основной отборной лексике в приведенном отрывке и является самым страшным ругательством в стране, описанной и указанной повести). Конечно, браниться в художественном произведении позволительно не только отрицательным персонажам, но и положительным. И шутить тоже. Но всякий прием в художественной литературе должен оцениваться как со стороны функциональной оправданности (на сколько он умён в речи данного персонажа, при данных обстоятельствах), так и со стороны «соразмерности и сообразности» во всей структуре произведения. Писатель не может оправдаться тем, что «так говорят в жизни». Разговорная речь – лишь материал, из которого автор создаёт диалоги и монологи. Критика неоднократно указывала па новаторство Стругацких в жанре
фантастики. Что касается языка, то это новаторство состоит не столько в
создании новых приемов художественного изображения, сколько в усвоении
приемов, уже существующих в советской художественной литературе. Во многих
текстах и контекстах их повестей угадывается и стиль Л. Н. Толстого (в
особенности синтаксиса), и стиль И. Ильфа и Е. Петрова (в почти дословном
использовании некоторых сочетаний с определенной экспрессивно-эмоциональной
окрашенностью, сравним: «абсолютно не на чем со вкусом посидеть» у И. Ильфа
и И. Петрова — «абсолютно не на что со вкусом поглядеть» у А. и Б. Многим повестям А. и Б. Стругацких свойственны и острота сюжета, и гибкость стиля, есть у них и удачные образы. Но популярность жанра ко многому обязывает писателя-фантаста: о его произведении судят по языку, и по содержанию, и по тем идеям, которые заключены в произведении. III. Заключение Что ж, полемика, споры, откровенное высказывание несовпадающих мнений
стали в последнее время привычными явлениями нашей жизни, не только
литературной, но и общественной. И разве нет в этом заслуги братев Библиография Сочинения 1.Собр. соч.: В 12 т. М., 1991-93; Куда ж нам плыть?: Сб. публицистики. Волгоград, 1991; 2.Стругацкие о себе, лит-ре и мире: Сб-ки за 1959-66, 1967-75, 1976- 3.Стругацкий Б. Больной вопрос: Бесполезные заметки//3везда. 1993, №4; 4.Попытка к бегству. Малыш. Волны гасят ветер: Пов. Сталкер: Лит. запись к/ф. М., 1997. Литература 5.Черная Н. Через будущее о настоящем//Дружба народов. 1963, №4; 6.Р е в и ч В. Худож. «душа» и научные «рефлексы»//Молодая гвардия. 7.Ефремов И. Миллиарды граней будущего/Комсомольская правда. 1966, 28 янв.; 8.Лебедев А. Реалистическая фантастика и фантастическая реальность//Новый мир. 1968, №11; 9.Бритиков А. Ф. Рус. сов. научно-фантастический роман. Л., 1970; 10.Щек А. В. О своеобразии научной фантастики Стругацких. Самарканд, 11.Урбан А. А. Фантастика и наш мир. Л., 1972; 12.Р е в и ч В. Позднее прозрение Рэда Шухарта/Книжное обозрение. 13.Сербиненко В. Три века скитаний в мире утопии/Новый мир. 1989, №5; 14.Амусин М. В зеркалах будущего Лит. обозрение. 1989, №6; 15.Снегирев Ф. [Казаков В. Ю.] Время учи-телей//Сов. библиография. 16.Пикник в муравейнике: Мат-лы круглого стола//Лит. газ. 1994, 23 нояб.; 17.К a j t о с h W. Bracia Strugacky: Zarys tworczosci. Krakow. 18. В. Свинников «Блеск и нищета» «философской» фантастики// Журналист 19. А. Воздвиженский «Продолжая споры о фантастике»// Вопросы литературы, 1981, №8. 20. С. Плеханов «Когда всё можно»// Литературная газета, 1989, 29 марта. 21. Ю. Котляр «Фантастика и подросток»// Молодой коммунист, 1964, №6. 22. А. Лебедев «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность»// Новый мир, 1968, №11. 23. Л. Ершов «Листья и корни»// Советская Россия, 1969, 26 июня. 24. И. Бестужев-Лада «Этот удивительный мир…»// Литературная газета, 25. www.abk.ru |
|