| |||
Реферат: Логистика
Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее, сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, типовых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, ГСМ и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. [3,9] Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т.д. К концу 20 века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную или снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную или компьютерную логистику и ряд других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно
изучена и описана в соответствующей литературе; новизна же самого
логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и
областей деятельности с целью достижения желаемого результата с
минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного
управления материальными и информационными потоками. 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128с. -1- 1. Содержание понятия логистики. В логистике термин «понятие» обозначает мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфичным для них признакам. Если рассматривать круг проблем, которые затрагивает логистика, то общими для них будут вопросы управления разными потоками. Объект логистики можно рассматривать с разных точек зрения (с позиции маркетолога, финансиста, менеджера, ученого и т.д.), что объясняет многообразие определений понятия логистики. Одни определения трактуют логистику следующим образом: логистика – направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения. Другие определения рассматривают логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков. В некоторых определениях подчеркивается высокая значимость творческого начала в решении задач логистики: логистика – это искусство и наука определения потребностей, а также распределения и содержания в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности. Литература: Ростов, 1992. - 128с. -2- 3. Аспекты логистики. 1. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 167с. 2. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. -3-
В условиях современного рынка фирмы все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике деятельности компаний. Идеи логистики являются принципиально новыми для большинства
российских предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических работников. Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения данной потребности. Логистика определяется как совместная деятельность различных предприятий по интеграции всех процессов, связанных с достижением цели их бизнеса. Все функции и операции должны планироваться, управляться и координироваться в целом. Все процессы, протекающие в рамках отдельных функций, согласовываются друг с другом и создают, таким образом, резервы снижения общих издержек. Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, производство, сбыт, потоки материалов, транспорт, информация, финансы, а также системы управление запасом, качеством, планирование потребности в материалах и т.п. Успех в бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной компании, но и от ее партнеров - поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов и т.п. Необходимость обеспечения взаимосвязей различных задач, функций и процессов требует всеохватывающего, комплексного и интегрированного подхода на основе принципов логистики. Обеспечение масштабной согласованности деятельности как предпринимательских структур, так и федеральных органов (отраслевые министерства, ГТК, РТИ и др.), а также науки и образования, обеспечит снижение уровня издержек в масштабе страны. Это служит интересам потребителей и явится реальным шагом в направлении повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг. Основные трудности, имеющиеся, на мой взгляд, на пути развития логистики в России: 1. нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта); -4- 2. слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций; 3. отсталая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень; 4. отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта; 5. низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ; 6. недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т.п. Система распределения характеризуется замедленным продвижением товаров от производителей к потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного спроса, низкой надежностью и недостаточным уровнем качества обслуживания потребителей. Особая роль в процессе распространения концепции логистики принадлежит транспорту. Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, одними из первых почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и переработки грузов: интермодальных, мультимодальных и терминальных систем, технологии перевозки JIT и «от двери до двери», современных телекоммуникационных систем сопровождения грузовых перевозок и т.д. Крупные российские государственные и частные транспортные и экспедиторские предприятия стали активно создавать свои терминальные сети, распределительные и логистические центры, системы информационно- компьютерной поддержки логистической деятельности. Достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т.д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента. Литература: 11. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 1997. - 271 с. -5- 5. Характеристика функций логистики. Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. С современными задачами логистики различают два вида функций: оперативные и координационные. Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения. К функциям в сфере снабжения относятся управление движения продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. [3,16] Функция управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям. -6- К числу функций логистической координации относятся: выявление, анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рис.1). Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» - имеет под собой весомое отношение. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, которые в итоге и определяют планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями. Литература 1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу 7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в
логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях. -7- 6. Главная цель логистики. Ттп=99% СОНТ Тп - производственный цикл (время на хождения деталей в цехах. Тобр=5% Ттп - цикл технической подготовки пр-ва (НИОКР, ТТП) Тпрост=95% Тобр - обработка на станках Тпрост - транспортировка, складирование, простои Tо=15% То - время основной работы Твсп - вспомогательное время Твсп=70-85%
t=tшт+tn/n - формула сокращения времени Литература: -8- 7.Сущность логистики. Главная цель логистики - вовремя и в необходимом количестве доставить производственную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Совокупность логистических функций и цели определяют сущность логистики. Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения , управлении материальными потоками на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками. Процессы, протекающие в логистической системе и характеризующие ее взаимодействие с внешней средой, раскрывают содержание логистики как вида практической деятельности. Литература: -9- 8. Определение материального потока. -10- легковесные но объемные - по объему; тяжеловесные и крупногабаритные - по площади, по массе). - начальная точка пути - поставщик, конечная - потребитель. - тяжеловесные - легковесные - неагрессивные - агрессивные - неогнеопасные - огнеопасные - взрывоопасные - взрывобезопасные - совместимые - несовместимые - грузы контейнеров - ящиков - мешках и другие бестарные грузы. -11- - ненапряженные - детерминированные - стохастические (если отсутствует какая-то характеристика) - ритмичные - неритмичные - равномерные - неравномерные - внешние - внутренние - входные - выходные -12-
-13- - количество материальных ресурсов и интенсивность потока (штучные грузы
оцениваются в штуках; легковесные но объемные - по объему; тяжеловесные и
крупногабаритные - по площади, по массе). Разновидности материальных потоков: - тяжеловесные - легковесные - неагрессивные - агрессивные - неогнеопасные - огнеопасные - взрывоопасные - взрывобезопасные - совместимые - несовместимые - грузы контейнеров -14- ящиков - мешках и другие бестарные грузы. - напряженные - ненапряженные - детерминированные - стохастические (если отсутствует какая-то характеристика) - ритмичные - неритмичные - равномерные - неравномерные - внешние - внутренние - выходные 1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996. -15- 9. Понятие информационного потока в логистике.
1. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 2. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу -16- 10. Виды логистических операций и функций. 1. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. – Саратов, 1992. – 83 с. 2. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу -17- 11. Определение логистической цепи. - издержки обращения и части издержек производства (затраты на тару и упаковку). В масштабе отдельно взятой фирмы лог. издержки могут быть определены в % от суммы продаж, в стоимостном выражении в -18- - расчете на единицу массы сырья, материалов, гот. продукции или в % от условно чистой продукции. Литература: 11. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 1997. - 271 с. -19-
Логистические информационные системы представляют собой
соответствующие информационные сети, начинающиеся с дневных требований
заказчиков (представляющих чисто стохастическую величину),
распространяющиеся через распределение и производство до поставщиков. Эти
системы обычно разделяются на три группы. Создание информационных систем требует системного мышления. Структура логистической системы предприятия, материальный поток, обеспечивающие логистические, информационные системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Чтобы логистические информационные системы могли обеспечить требуемую эффективность логистических процессов, их надо интегрировать вертикально и горизонтально. -20- Вертикальная интеграция – связь плановых, диспозитивных и
исполнительных систем. Под горизонтальной интеграцией понимается связь
отдельных комплексов задач в диспозитивных и исполнительных системах. 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу -21- 13. Принципы логистики и направления их реализации. 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу 7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в
логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях. -22- 14. Составляющие концепции логистики. 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. -23- 15. Основные цели логистики и направления работ по их реализации 2. Повышение надежности поставок ; 3. Обеспечение синхронности процессов поставки и обработки материалов; 4. Обеспечение непрерывности процесса производства; 5. Выполнение полученных заказов по ассортименту и качеству; 6. Минимизация затрат на производство; 7. Приспособление производства к меняющемуся спросу; 8. Снижение уровня запасов готовой продукции; 9.Удовлетворения проса потребителей; 10. Поставка продукции согласно заказам и договорам; 11. Высокая степень готовности поставок. 1. Формирование заявок на материалы; 2. Выбор поставщиков; 3. Разработка графика доставки материалов; 4. Проектирование и организация функционирование подразделений, участвующих в материальном и техническом обеспечении производства; 5. Организация транспортирования материалов в процессе производства; 6. Организация доставки материалов к рабочим местам; 7. Управление материальным потокам в производстве; 8. Управление запасами материалов в производстве; 9. Установление прямых связей с потребителями продукции, формирование портфеля заказов; 10. Организация доставки продукции потребителям; 11. Организация сервисного обслуживания потребителей; 12. Организация складирования готовой продукции; 13. Управление запасами готовой продукции. Литература: 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. -24- Среди многообразия поисков путей развития рынка, средств
производства, новых направлений деятельности коммерческо-посреднических
организаций и предприятий вызывают значительный интерес научные
исследования и практические новации, объединяемые понятием логистики. Логистические информационные системы подразделяются на три группы: плановые; диспозитивные (или диспетчерские); исполнительные (или оперативные). Логистические информационные системы, входящие в разные группы,
отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие: создание и оптимизация звеньев логистической цепи; управление условно-постоянными, т.е. малоизменяющимися данными; планирование производства; общее управление запасами; управление резервами и другие задачи. Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи: детальное управление запасами (местами складирования); распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом; отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи. Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне
административного или оперативного управления. Обработка информации в этих
системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. -25- и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п. Выше рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе их функциональных подсистем. Но, как уже отмечалось. Различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем. Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой – высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям. В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например: производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации; структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей. В исполнительных информационных системах на оперативном уровне применяют, как правило, индивидуальное программное обеспечение. Литература: 2. Никифоров B.C. Основы логистики на водном транспорте: Учебное пособие 2. Омельченко И.Н, Ермаков А.Ю. Промышленная логистика: Конспект лекций / Под ред. А.А. Колобова // МИПК при МГТУ им. Н.Э. Баумана. - М., 1993. - 38 с. -26- 17. Понятие закупочной логистики. Закупочная логистика есть процесс обеспечения предприятий материальными
ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи
в производство. Без закупочной логистики невозможна нормальная деятельность предприятия. Логистика закупок выполняет следующие функции: Литература: 3. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 271 с. 2. Никифоров B.C. Основы логистики на водном транспорте: Учебное пособие -27- 18. Процесс закупки. . Подготовка и оформление заявки на материал o Определение потребности в материале o Подготовка заявки на материал o Оформление заявки на материал o Согласование заявки на материал . Выбор поставщиков o Подготовка списка возможных поставщиков o Отправка запроса, в соответствии с заявкой на материал . Организация или возобновление переписки с возможными поставщиками . Подготовка и оформление запроса в соответствии с заявкой на материал . Отправка запроса на материал . Регистрация отправки запроса возможным поставщикам o Выбор поставщиков . Получение коммерческих предложений от возможных поставщиков . Согласование полученных предложений . Регистрация получения предложений . Выбор наиболее подходящих поставщиков . Обработка заказов o Оформление и отправка заказа . Подготовка заказа . Проверка на наличие долгосрочных договоров с Поставщиком . Оформление или продление договора с Поставщиком . Оформление заказа . Отправка заказа выбранному Поставщику . Регистрация отправки заказа o Выполнение обязательств по оплате заказа . Получение инвойса в соответствии с заказом . Cогласование полученного инвойса . Выполнение обязательств по оплате заказа . Отправление уведомления о выполнении обязательств по оплате . Получение уведомления о сроках готовности к отгрузке . Контроль выполнения условий договора o Отслеживание местонахождения груза в процессе доставки o Регистрация отступлений от контрольных дат по условиям поставки . Поступление материала o Организация приёма груза в установленном месте o Сопоставление характеристик и качества полученного материала с заявленными Поставщиком o Выставление претензий по факту отступления от условий договора . Оприходование материала . Контроль счетов . Приложения o Типовой контракт купли - продажи o Типовой контракт купли-продажи партии продукции o Типовой контракт многократной купли-продажи продукции -28- Литература: 2. Никифоров B.C. Основы логистики на водном транспорте: Учебное пособие 3. Омельченко И.Н, Ермаков А.Ю. Промышленная логистика: Конспект лекций 4. Промыслов Б.Д., Жученко И.А. Логистические основы управления
материальными и денежными потоками: Проблемы, поиски, решения. - М.: Нефть
и газ, 1994. - 103 с. -29- Процесс приобретения материалов включает в себя ряд логически взаимосвязанных видов работ. Выделяются следующие стадии процесса приобретения материалов: составление заявок, анализ заявок, выбор поставщиков, размещение заказов, контроль за выполнением заказов, завершение процесса приобретения. в Составление заявок. Заявки на приобретение материалов подготавливаются соответствующими сотрудниками функциональных подразделений предприятия. Они содержат информацию о том, какие виды и какое количество материалов требуется предприятию, когда они должны быть получены и кто составил заявку. Заявки составляются таким образом, чтобы ожидаемые к поступлению
количества материалов опережали фактические потребности в них. Анализ заявок. Заявки на потребление материалов подвергаются анализу в
службе материально-технического снабжения с участием специалистов из других
подразделений. Цель анализа — обеспечение минимальных издержек по каждому
виду материалов, конкретные потребительные свойства которых предполагается
использовать в производстве продукции. Методами исследования являются
функционально-стоимостный анализ и конструирование стоимости. -30- Служба снабжения не имеет права заменять материалы, указанные в заявках. Литература: 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128с. -31- 20. Методы определения потребностей. Литература: 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128с. -32- Литература: 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128с. -33- Системы с фиксированной периодичностью заказа (через равные промежутки времени) T1=T2=T3 qmax (1=(2=(3 - время выполнения заказа q1(q2(q3 Точка Заказа Т1 ( Т2 Т3 Т - используется для малостоящих товаров Qзак = qmax - qф +p( + qрез qф - фактическое количество; p( - потребление за время выполнения заказа; qрез -резерв Достоинства метода: Недостатки:
(подразумевает поступление материалов равными, заранее определенными партиями через разные промежутки времени) qmax Qзак = const. ТЗ Заказ делается в точке заказа и выполняется в течении времени ( Примечания: Характеристики:
1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996. -34-
Экономический размер партии - такая величина партии товаров,
которая позволяет сократить до минимума ожидаемую общую потребность на
запасы при определенных условиях и ценах. - общее число единиц, составляющее годовую потребность, известно; - величина спроса постоянна; - выполнение заказов происходит немедленно; - расходы на оформление заказа не зависят от величины партии; - цены на материалы не меняются в рассматриваемом периоде. [pic] (Схр- затраты на хранение, t- период поставки, p- среднесут. расход)
t=q/p [pic] Общая зависимость от величины партии
Схр [pic] (P- суточная потребность (ед/сутки)) qопт С1 [pic][pic](A- годовая потребность (ед/год)). C1=10-16; С2=0,1-0,5; Нижний предел 10/0,5=20; Верхний предел 16/0,1=160 Затраты, связанные с содержание запасов составляют 10-40% от стоимости самих запасов. С2-переменные расходы, включают в себя: - затраты, связанные с отоплением, освещением; - з/пл работников; - затраты, связанные с проведением инвентаризаций, замораживанием оборотных средств, порча товаров, естественная убыль; - расходы, связанные с комплектованием. -35- - затянувшаяся партия; - ускоренное использование запасов; - поступление материалов в течение определенного периода времени при наличии дефицита. Литература: 1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, -37- Если предоставляется оптовая скидка, то для определения экономичного размера заказа приходится делать несколько расчетов, так как функция суммарных издержек перестает быть непрерывной. Для нахождения глобального минимума такой функции необходимо исследовать ее локальные минимумы, причем некоторые из них могут оказаться в точках разрыва цен. q t1 - время поступления с одновременным расходом мат. рес. t2 - период расхода запаса. t3 - период дефицита. t4 - период пополнения дефицита. qопт=[pic] *[pic] t1 t2 t3 t4 t - штрафы потребителям за несвоевременную поставку; - оплата простоя рабочим; - оплата сверхурочных часов работы; - потери, связанные с увеличением с/с прод. - потери, связанные с поставками неправильного ассортимента. Определение величины оптимальной партии в условиях неопределенности. |Размер |28 |29 |30 |31 |32 |П |
Метод предельных величин: анализ начинается с минимального объема заказа и
определяется вероятность продажи этого объема: Р(МРU)[pic](1-Р)МСО Литература: 1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996. -38- В США “Своевременное производство” состоит из 4-х элементов: - своевременная сборка готовых изделий из узлов - своевременная продажа готовых изделий - своевременная закупка материальных ресурсов - своевременный запуск материальных ресурсов в производство Все современные организации производства делятся на 2 типа: Тянущая система заключается в том, что последующий участок заказывает и изымает детали, сборочные единицы и т.п. с предыдущего участка на последующий. Тянущая система задумана с целью уменьшения запасов. Сравнение толкающей и тянущей систем Преимущества тянущей системы - Отказ от избыточных запасов, информация о возможности быстрого
приобретения материалов, или наличие резервных мощностей для быстрого
реагирования на изменение спроса. Система Канбан Канбан разработана группой японских менеджеров. Потери в данном методе - излишки продукции, досрочное производство, брак, нерациональная транспортировка, хранение излишних запасов. Канбан 1 2 3 4 5 6 1. Система “Точно в срок” - поставка необходимой продукции в требуемом количества в требуемый срок - служит для оперативного управления производством и включает не только специальные карточки, но и транспортные средства, производственные графики, технологические и операционные карты. -39- Система “Канбан” с двумя карточками Место хранения запаса L Место хранения запаса .F .F F E трк трк E E E Е F прк F Участок А Участок В
-40- - Наличие хорошо подготовленных рабочих-многостаночников, владеющих
разными специальностями. Дзидоко Производство методом “Точно во время” С хранения Японцы считают, что q опт можно делать 1. В Японии время на переналадку 10-12 минут С переналадки для 99% продукции, 100 секунд – для q опт 60% Условия применения системы - высокий уровень автоматизации, синхронизация производственных процессов, высокий уровень культуры производства, высокое качество продукции, высокая производительность, ликвидация складских помещений, сокращение длительности цикла. Система “Точно в срок” Применение системы Канбан без системы “Точно во время” и “Точно в срок” невозможно. Система ОПТ - Производство одновременно с монтажом (сборкой) - “сборка с колес”. - Закупка одновременно с производством (в организацию производства
вовлекаются субпоставщики) при изготовлении продукции участвуют несколько
самостоятельных предприятий: 1 генподрядчик, другие - субпоставщики,
которые изготовляют и поставляют на головное предприятие отдельные
составные части изделия. - 0 дефектов (высокое качество) - 0 простой (мин. Время наладки при смене изделия) - 0 размер партии на рабочем месте -41- - 0 сверхнормативной продукции - 0 простоев при устранении неисправностей - 0 длительность цикла (итог 6 первых пунктов) Система CIM Литература: 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128с. -42- Управление материальными потоками на предприятии предполагает выполнение следующих функций: - координация действий участников логистического процесса; - организация материальных потоков в производстве; - планирование материальных потоков; - контроль за ходом процесса товародвижения в рамках внутрипроизводственной логистической системы; - регулирования хода выполняемых работ. Координация действий заключается в формулировании и доведения целей управления материальными потоками до отдельных подразделений, в согласовании отмеченных целей с глобальными целями предприятия и обеспечения на этой основе совместной слаженной работы всех звеньев логистической цепи. Организация предполагает формирование материальных потоков и установление пространственных и временных связей между участников товародвижения, а также создания системы управления материальными потоками на предприятии. Планирование включает выполнение таких подфункций , как научно- техническое и экономическое прогнозирование, разработка программы действий и детализация планов. Прогнозирование предшествует собственно разработке планов и составлению программы действий. Оно выполняет задачу по оценке будущих тенденций состояния внутрипроизводственной логистической системы. Контроль как функция управления материальными потоками осуществляется по каналам, определяемым организационной структурой предприятия , и состоит в непрерывном наблюдении за ходом процесса товародвижения по установленным параметрам. Для этого осуществляется сбор и обработка информации о состоянии материальных потоков, выявляются и анализируются отклонения от плановых заданий по выполнению производственных заказов , делаются выводы о степени соответствия проведенных работ поставленным задачам. Устранение выявленных отклонений обеспечивается путем регулирования. Регулирование включает в себя следующие операции: анализ нарушения графика работ по выполнению производственных заказов и вызвавших их причин, разработку программы отклонений и мер, обеспечивающих ее реализацию. Отмеченные операции осуществляются одновременно и в -43- единстве составляют механизм регулирования материальных потоков. Литература 1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу 7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в
логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях. -44- 27. Понятие распределительной логистики. Задача - довести товар до потребителя с минимальными издержками и в кратчайший срок. Место распределительной логистики и ее функции в логистической системе Фазы 1. Закупка 1 предприятие 2. Производство 3. Продажа (распределение) потребители 1. Закупка 2. Производство 3. Продажа (распределение) Распределение одного предприятия тесно связано с закупкой на другом предприятии.
Распределительная логистика: Закупочная логистика - остальные операции, совершаемые покупателем. Как правило, большая часть прибыли приходится на долю производителя (от 3
до 40 и даже 50%). Функции распределительной логистики: Цели распределительной логистики (у предприятия-изготовителя): -45- эффект кривая насыщения - дальнейшие вложения не влекут эффекта. Деньги на сервис, потраченные меньше определенной суммы также не влекут эффекта инвестиции Минимизация издержек на распределение: Некоторые фирмы часть своего ТМЗ хранят на самом предпирятии или недалеко
от него, остальное - на складах в различных частях страны. Фирма может
иметь собственные арендованные склады, арендованные места. Логистические цепи (логистический канал, канал распределения) По месту формирования логистические каналы делятся на внешние и внутренние: Классы сложности логистических цепей 1. Простая логистическая цепь продавец покупатель Складывается либо внутри одного предприятия, или между 2 предприятиями,
которые находятся в одном городе, либо имеется договор на прямые поставки. -46-
посредник перевозчик 3. Сложные логистические цепи биржа посредники посредники продавца покупателя Пример сложной цепи при ж/д перевозках 03 04 01 02 07 08 05 06 01 - продавец 4. Сверхсложная цепь - древовидный граф -47-
Отличие логистической цепи от цепи распределения – наличие выбора. Возможности фирмы производителя: Преимущества коротких каналов распределения: Преимущества использования посредников: -48- Литература 1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу 7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в
логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях. -49- 28. Задачи, решаемые распределительной логистикой на микро- и макроуровнях. Существует два подхода к определению функций логистики распределения. Первый охватывает комплекс операций по отгрузке готовой продукции со склада поставщика. Второй - более широкий. В этом случае считается , что распределительная логистика реализует весь процесс обращения материальной продукции начинающийся с момента , когда она попадает на склад потребителя. При этом следует иметь ввиду, что задачи распределения решаются на уровне микро- и макрологистики. Задачи: - планирование процесса реализации; - выбор упаковки продукции, ее комплектация и консервирование; - организация отгрузки продукции; - контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю; - организация послереализованного обслуживания. На макроуровне к задачам распределительной логистики относятся: - выбор схемы распределения материальных потоков; - формирование какнадлв распределения; - размещение распределительных центров. Литература 1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу 7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в
логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях. -50- Поставщик и потребитель товаров представляют собой две микрологические системы. Связанные между собой логистическим каналом или каналом распределения. Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услуг на пути от производителя к потребителю. Использование каналов распределения приносит производителю определенные выгоды, т.к. обеспечивает продажу продукции наиболее эффективными способами, позволяет доводить продукцию до целевых рынков. Экономит затраты на распределение. Непосредственно процесс распределения осуществляется путем реализации следующих видов работ: обработка заказов, складирование продукции и поддержание товаро-материальных запасов, транспортировка товаров к местам потребления. Обработка заказа включает в себя : получение заказа от потребителя , рассылку информации о заказе заинтересованным подразделениям предприятия, принятие решения о производстве продукции. Если нужные потребителю товары на складе отсутствуют – производству передается заказ на их изготовление. Складирование, после завершения производственного процесса предприятие вынуждено хранить товар до его отгрузки. Это обусловлено тем, что циклы производства и потребления редко совпадают. Литература 1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу 7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в
логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях. -51- 30. Порядок определения места расположения распределительного центра. Выбор оптимального варранта размещения распределительного центра осуществляется в том случае, когда на обслуживаемой территории имеется несколько потребителей материального потока. При выборе варианта размещения распределительного центра применяется следующая последовательность действий. 1. изучается коньюктура рынка и разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через логистическую систему; 2. разрабатывается система снабжения товарами потребителей; 3. составляются схемы распределения материальных потоков внутри логистической системы; 4. осуществляется выбор варианта размещения распределительного центра по критерию минимума приведенных затрат приведенные затраты определяются по слудующей формуле: Зи = Сэ + Ст + К Т Где Зи -приведенные затраты по варианту; С2 - годовые эксплутационные расходы центра; Ст – годовые транспортные расходы; К- капитальные вложения в строительство распределительного центра; Т – срок окупаемости капитальных вложений. Литература 1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу 7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в
логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях. -52- Под складом понимаются здания, сооружения и разнообразные устройства, оснащенные специальным технологическим оборудование , для осуществления всего комплекса операций по приемке, хранению, размещению и распределению поступивших на них товаров. Основное назначение склад – концентрация запасов, хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей. Склад или совокупность складов вместе с обслуживающей инфрастуктурой образует складское хозяйство. Основные задачи складского хозяйства на промышленном предприятии состоят в организации нормального питания производства соответствующими материальными ресурсами, в обеспечении их сохранности и максимальном сокращении затрат, связанных с осуществлением складских операций. Литература 1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу 7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в
логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях. -53- Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения. Современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом в силу многообразия параметров, технологических решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры, перерабатываемых грузов склады относят к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности. При этом необходимо иметь в виду, что в каждом отдельно взятом случае, для конкретного склада, параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Предпосылкой этого является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Любые затраты должны быть экономически оправданными, т.е. внедрение любого технологического и технического решения, связанное с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых технических возможностей на рынке. Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада можно отнести следующие: Литература: -54- Первый вопрос, который должен быть рассмотрен фирмой при решении проблемы обеспечения складской площадью, - это владение складом. Существуют две основные альтернативы: приобретение складов в собственность или использование складов общего пользования (СОП). Возможна и третья альтернатива – лизинг, т.е. взятие в аренду здания и оборудования за определенную ежегодную плату. Однако этот вариант близок к приобретению склада и в данном случае может рассматриваться как первая альтернатива. Выбор между этими вариантами или их комбинацией – одна из самых главных проблем в складировании. Комбинация собственного склада и СОП особенно привлекательна и экономически оправдана, если фирма реализует свою продукцию во многих различных регионах и в случае сезонного спроса на товар. Это решение должно быть направлено на поиск компромисса. Оба случая имеют и преимущества, и недостатки. При выборе одного из них обычно решающим является условие минимума затрат. Критическим фактором экономичности склада фирмы (собственного склада) является стабильно высокий оборот. В пользу выбора собственного склада можно отнести постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемой территории. На собственных складах лучше поддерживаются условия хранения и контроля за продукцией. Руководству фирмы в таких условиях легче корректировать стратегию сбыта и расширять перечень предлагаемых клиенту услуг, что дает ему возможность укреплять свои позиции в конкурентной борьбе. Складам общего пользования следует отдавать предпочтение при низком объеме оборота фирмы или сезонности хранимого товара. К выбору СОП прибегают в случаях, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен. СОП не требуют инвестиций фирмы в развитие складского хозяйства. К тому же сокращаются финансовые риски от владения собственными складами, увеличивается гибкость использования складской площади (можно изменять арендованные складские мощности и сроки их аренды). Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Для крупных же фирм с большим национальным и межнациональным рынком этот вопрос оказывается очень сложным, в его решении приходится преодолевать значительные трудности. Здесь должен применяться метод поиска компромисса и анализ потребности складской площади в различных регионах сбыта. При этом наиболее распространены два варианта размещения складской сети – централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное – рассредоточение ряда складов в различных регионах сбыта. Естественно, вопрос об увеличении числа складов связан с изменением затрат. -55- Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и покупателей, особенностями коммуникационных связей и т.д. Следует иметь в виду, что задача размещения и формирования складской сети, как и почти любая логистическая задача, - оптимизационная, поскольку, с одной стороны, строительство новых и покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой стороны – нужно обеспечить (наряду с повышением уровня обслуживания потребителей) сокращение издержек обращение за счет максимального приближения складов к клиентам.рафик (рис.1) показывает зависимость затрат от увеличения количества складов в логистической системе сбыта. При увеличении числа складов в системе транспортные затраты и упущенная выгода от продаж уменьшаются пропорционально увеличению загрузки транспортного средства. Увеличение числа складов приближает их к потребителю, а значит, сокращается расстояние доставки, что и приводит к уменьшению транспортных расходов. Стоимость складирования возрастает, так как расходы на эксплуатацию при хранении груза на складе будут увеличиваться пропорционально числу складов. Аналогично происходит и увеличение общих запасов, хранящихся на складах, и связанных с этим затрат. При максимальном приближении складов к потребителям появляется возможность более четко выполнять заказы клиентов, быстрее реагировать на изменения их потребностей, что в итоге позволяет сократить расходы от упущенных продаж. Это тем более актуально в распределительной системе, где клиентом выступает розничная сеть, стремящаяся к сокращению собственных складских площадей и предпочитающая заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставки. При определении складских мощностей необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения конкретного вида сырья, материалов, готовой продукции и т.д. Для хранения таких видов сырья, как уголь или песок, требования к складским мощностям могут быть удовлетворены предоставлением открытой площадки, содержание которой связано с незначительными затратами. При этом учитывается, что ущерб, который может быть нанесен сырью, оценивается в соответствии с тем, что стоимость самого сырья ниже стоимости готовой продукции. В то же время для хранения комплектующих, незаконченной и готовой продукции, стоимость которых высока, требуются специальные складские здания и сооружения, обеспечивающие их сохранность от внешних атмосферных воздействий, порчи, кражи. Естественно, что эксплуатация таких площадей обходится во много раз дороже. Точность в расчетах складского пространства во многом зависит от правильного прогноза спроса на продукцию данного склада и определения необходимых запасов (выраженных в натуральных величинах). Эта задача достаточно просто решается с помощью существующих компьютерных программ, которые анализируют множество возможных ситуаций. -56- При выборе места расположения склада из числа возможных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов. Затраты на транспорт включают первоначальные капиталовложения на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т.д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (расходы, связанные с транспортировкой груза, содержанием и ремонтом транспортных средств, устройств и объектов). Расходы на строительство и эксплуатацию складов включают в первую очередь затраты на строительство здания (сооружения) и приобретение оборудования, а также затраты, связанные с их дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на заработную плату, электроэнергию и т.д.). При увеличении мощности и размеров складов удельные капитальные затраты на 1т грузооборота и запасы хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако, с другой стороны, это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а, следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке. Литература 1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу 7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в
логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 8. Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика: Учебное пособие. В 2-х частях. -57- 34.Выбор формы складирования. Общая концепция решения складской системы в первую очередь должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада. А рентабельность склада и будет, в конечном счете, основным критерием выбранной общей концепции. Система складирования (СС) предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т.д.). Разработка СС основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем. Итак, система складирования включает следующие складские подсистемы: Каждая подсистема в себя целый ряд возможных элементов (табл. 1). При этом число элементов, составляющих основные подсистемы, может быть достаточно значительным, а сочетание их в различные комбинации еще более увеличивает многовариантность системы. Это означает, что альтернативный выбор всех конкурентных вариантов должен осуществляться в определенной последовательности с учетом технико-экономической оценки каждого из них. Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке: Выбор элементов складских подсистем ведется с помощью схем и диаграмм или разработанных программ на ЭВМ. Это обеспечивает методический подход с учетом всех возможных вариантов. Литература 1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу -58- 35. Расчет складских площадей. Основным показателем, характеризующим то или иное складское помещение, является размер общей площади склада. Общая площадь склада подразделяется на следующие составляющие: - грузовую или полезную, занятую непосредственно материальными ценностями или устройствами для их хранения: - оперативную, занятую приемными, сортировочными, комплектовочными и отпускными площадками, а также штабелями и стеллажами; конструктивную, занятую перегородками, колоннами, лестницами и т.п. - служебную, занятую под конторы и бытовые помещения. Определение размера грузовой( полезной) площади склада может производиться двумя методами: По первому методу размер полезной площади определяется по формуле: S пол = Z max Q доп. Где S пол – полезная , м^2; Z max – максимальный размер запасов, подлежащих хранению, т; Q доп. – допустимая нагрузка на 1 м^2 полезной площади склада, т. В этом случае общая площадь S общ. Определяется по формуле S общ. = Sпол. Ки Где К и – коэффициент использования общей площади склада. Второй метод более точный. Полезная площадь склада определяется по формуле S пол. = S ст Nст , Где S ст -площадь, занимая одним стеллажом, м ^2; N ст -количество стеллажей для хранения, шт; N ст = N яо N я ст Где N яо – общее количество ячеек стеллажей, необходимое для хранения максимального запаса, N я ст -количество ячеек в данном стеллаже, шт; N яо = Z max V я Y Kо Где V я – объем ячейки стеллажа, м^2 ; g - удельный все хранимого материала , т/м^ ; К о - коэффициент заполнения объема ячейки. Литература 1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу 7. Лаврова О.В. Планирование межцеховых материальных потоков в
логистике: Конспект лекций по курсу "Логистика" для студентов спец. 0701 -59- Показатели работы склада включают складской товарооборот и грузооборот. А также показатели оборачиваемости материалов на складе. Складской товарооборот -показатель, характеризующий количество реализованной продукции за соответствующий период (месяц, квартал, год) с отдельных складов предприятия, торгово-посреднических организаций. Складской грузооборот – натуральный показатель, характеризующий объем работы кладов. Исчисляется количеством отпущенных (отправленных) материалов в течение определенного времени (односторонний грузооборот). Грузопоток - количество грузов, проходящих через участок в единицу времени. Грузопереработка - количество перегрузок по ходу перемещения груза. Отношение грузопереработки к грузообороту клада характеризуется коэффициентом переработки, который может быть больше грузопотока в 2- 5 раз. Снижение коэффициента грузопереаботки говорит об улучшении технологии переработки грузов и внедрении комплексной механизации и автоматизации на складе. Коэффициент оборачиваемости материалов – это отношение годового (полугодового, квартального) оборота материалов к среднему остатку его на складе за тот же период. Если обозначить Q p –расход (отпуск) материала на складе за какой – либо календарный период (год, квартал, месяц); q1 – остаток материала на складе на 1-е число первого месяца; q2 – число второго месяца; q n-1 - то же на 1-е число предпоследнего месяца; qn – то же на конец последнего месяца, то скорость оборота материалов рассчитывается по формуле К об = Q pm Q1+ Q2 + ... Qn 2 где m – количество остатков, использованных для расчета. К об. всегда должен быть больше единицы. Коэффициент неравномерности К н поступления (отпуска грузов со склада определяется отношением максимального поступления (отпуска) груза в тоннах Q max за определенный период времени к среднему поступлению (отпуску) Qср . т.е. -60- К н = Q max Qср Неравномерность поступления (отпуска) грузов оказывает большое влияние на размеры приемочных (отпускных) площадок, работу подъемно-транспортных механизмов.
1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 5. Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с. 6. Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу -70- 37. Задачи решаемые транспортной логистикой. Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику. [2,32] По назначению выделяют две основные группы транспорта: Организация перемещения грузов транспортом необщего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики. Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения. Задачи транспортной логистики: выбор вида транспортного средства; выбор типа транспортного средства; совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным; совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта) в случае смешанных перевозок; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; определение рациональных маршрутов доставки. [5,64]
1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 2. Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 3. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. 4. Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- -71- ----------------------- Рынок сбыта Управление распределением продукции Прогнозирование спроса Оперативное руководство Логистическая координация
Обработка данных о рынке Оперативное планирование производственное непроизводственное Планирование снабжения материалами Снабжение материалами Планирование производства Управление запасами в ходе производства Управление материалами Затраты Количество складов Общие затраты Затраты на запасы Затраты на хранение Транспортные затраты Потери от упущенных продаж Рис.1 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОЛИЧЕСТВА СКЛАДОВ |
|