| |||
Реферат: Транспортная логистика
Основные принципы технологии перевозочного процесса. Повышение эффективности автомобильных перевозок грузов связано с техническим усовершенствованием подвижного состава автомобильного транспорта и погрузочно-разгрузочных средств, внедрением прогрессивной технологии совершенствованием организации перевозки грузов. Технические усовершенствования позволяют увеличить скорость движения подвижного состава, сократить простои под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и т.д. Задача технологии – сократить продолжительность и трудоемкость перевозки груза за счет уменьшения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки. Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации
людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему
последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются
более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности
перевозок. Задача технологии – очистить процесс перевозки грузов от
ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии
перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция. Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака: расчленение процесса перевозки, координация и этапность, однозначность действий. Назначение расчленения процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ имманентных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции в другую. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его субъективной логике, тем большая вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем. Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и, в первую очередь, закона повышения производительности общественного труда. Координация и поэтапность действий, направленных к достижению
поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике
функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Каждая технология должна предусматривать однозначность выполнения включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонение параметров от запроектированных технологией, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту. Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом отдельных этапов. После разработки технологии этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства. Между техникой и технологией существует причинно-следственная связь, однако решающее значение принадлежит технике. Технологический процесс изобретен не сегодня. Подобно тому, как, по
словам Мольера, люди не задумываются над тем, что пишут и говорят прозой,
так и работники автотранспортных предприятий, используя определенную
технологию, не задумываются над ней. В прошлом технологии процесса
перевозки грузов формировались в большинстве случаев интуитивно. Процесс перевозки грузов. Теория систем гласит, что всякая система состоит из подсистем. Всякая
система является подсистемой некоторой системы. Принимается, что любая
система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей. [pic] Рис.1 Иерархическая структура перевозок На рис.1 представлена иерархическая пирамида (структура) технологии и организации перевозок. В вершине этой пирамиды находятся интермодальные перевозки. Ниже – мультимодальные перевозки. Далее – юнимодальные перевозки, затем внутриобластные и городские перевозки специализированными автотранспортными предприятиями и, наконец, местные перевозки отдельных предпринимателей и собственным транспортом производственных и коммерческих структур. Каждые из приведенных видов перевозок обладают специфическими
особенностями в технологии, организации и управлении, но они имеют общую
технологическую основу в виде конкретных технологических схем перевозки и
составляющие эти схемы звенья или элементы. Перевозочный процесс на каждой
стадии (позвенно) можно представить в виде определенной подсети. Политика
контроля и управления в такой системе моделируется синхронизацией позиций
на каждой стадии (в каждом звене). В свою очередь, составляющие элементы
перевозки грузов характеризуются определенными, присущими только им
закономерностями. В технической и экономической литературе нет единого
толкования многих основополагающих понятий: перевозочный процесс,
транспортный процесс, цикл транспортного процесса, транспортная система,
транспортный комплекс и т.д. Операции, из которых складывается процесс
перевозки, неоднородны и сильно отличаются своей продолжительностью. [pic] Рис.2 Технологические схемы процесса перевозки грузов: а – одним видом транспорта; б – различными видами транспорта. На рис.2 показаны схемы процессы перевозки грузов. Он имеет
циклический характер. Это значит, что, за исключением трубопроводного
транспорта, который действует непрерывно, перемещение грузов совершается
повторяющимися производственными циклами, следующими один за другим. Ритм
этих циклов определяется их частотой, которая, в свою очередь, зависит от
средней продолжительности одного цикла. Каждый цикл характеризуется высокой
степенью динамизма, непрерывной сменой состояния и изменением состава
элементов. Циклы отдельных процессов перевозки колеблются во времени. Анализ схем процесса показывает, что в любом процессе перевозки есть этапы, присущие только грузу, только подвижному составу, но есть и совместные этапы. К последним относятся этап погрузки, транспортирования и разгрузки. Различные этапы – подача подвижного состава под погрузку, подготовка груза к отправке, хранение груза в пункте производства и промежуточных пунктах, складирование, экспедиторские операции и т.д. Такое положение затрудняет однозначность понятия процесса перевозки. С позиции автотранспортных предприятий, когда на первый план выдвигаются вопросы улучшения использования подвижного состава, сокращения времени оборота подвижного состава и т.д., для выполнения процесса перевозки груза необходимо помимо его транспортирования произвести погрузку и выгрузку, а также подать подвижной состав под погрузку, т.е. выполнить транспортный процесс. Дадим определения некоторым основополагающим понятиям. Процесс перевозки – совокупность операции от момента подготовки груза к отправлению до момента его получения, связанных с перемещением груза в пространстве без изменения его геометрических форм, размеров и физико- химических свойств (этапы 1-2-3-4-5, рис. 2 а; или этапы 1-2-3-4-5-6-7, рис.2 б). Процесс перемещения – совокупность погрузочных операций в пункте
погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида
транспорта на другой, промежуточного его хранения, транспортирования и
разгрузочных операций в пункте разгрузки (этапы 2-3-4 рис. 2 а; или этапы 2- Транспортный процесс – совокупность операций погрузки в погрузочном и
перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах
передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и
подачи подвижного состава под погрузку (этапы 2-3-4-6, рис. 2 а; или этапы Цикл транспортного процесса – производственный процесс по перевозке груза, когда выполняются этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирования и разгрузки. Законченный цикл транспортного процесса называется также ездкой (этапы 2-3-4-6, рис. 2 а; или 2-3-4-8 или 4-5-6-9, рис. 2 б). Операция перемещения – часть процесса перемещения, выполняемая с помощью одного или системы совместно действующих механизмов или вручную. Транспортирование – операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки (этап 3 или этап 5, рис.2 б). Транспортная продукция – масса груза в натуральном выражении
доставленная от места производства до места потребления. Опыт по
организации перевозок показывает, что не весь груз, погруженный в пункте
производства на подвижной состав, доставляется до места его потребления. Проектирование перевозочного процесса Логистический подход к организации автомобильных перевозок
обусловливает новое методологическое содержание, заключающееся в том, что
основной составляющей частью перевозок должно стать проектирование
оптимального (рационального) перевозочного процесса. Под этим понимается
поиск наилучших организационных и технически возможных решений,
обеспечивающих максимальную эффективность перевозки грузов от места их
производства до места потребления. Следует отметить, что понятие На рис. 3 показана принципиальная схема организации перевозки груза. Здесь обозначено: I – грузообразующий пункт; II – грузопоглащающий
пункт; III – перевозочный комплекс; W(t) – грузопоток перевозочного
комплекса; WQ – транспортная продукция; Wг – потребности грузополучателя; Рис. 3 Принципиальная схема организации перевозки груза. Под грузообразующими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, с которых вывозятся их продукция и отходы. Под грузопоглощающими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, на которые завозятся сырье, топливо, материалы, готовая продукция и другие грузы, необходимые для их нормальной производственной деятельности. Расположение грузообразующих и грузопоглощающих пунктов определяется, с одной стороны, природными условиями, а с другой – более или менее случайными факторами. Одно и тоже предприятие может одновременно быть грузообразующим и грузопоглощающим пунктом. Например, завод железобетонных изделий, как вывозящий готовую продукцию является грузообразующим пунктом, а как ввозящий сырье – песок, щебень, цемент, и т.д. – грузопоглощающим. В данной принципиальной схеме можно выделить два контура. 1 –
количество груза, доставленного грузополучателю WQ, должно соответствовать
грузопотоку перевозочного комплекса W(t). Разница между входом и выходом Второй контур представляет собой изменение в объеме перевозок, связанные со спросом получателя на данную продукцию (груз). Свои потребности он подает в виде заказов по другой цепи связи на грузообразующий пункт и на перевозочный комплекс. Изменение потребности получателя в данном грузе влияет на действительную провозную возможность, что отражается, прежде всего, на выходе системы. Это действие выполняется оператором О3. Независимыми переменными будут являться производительность грузообразующего пункта и потребность получателя, которые могут принимать произвольные значения. Показатели для измерения и эффективности перевозочного процесса. Экономические измерители являются элементами хозяйственного механизма, так как отражают в первую очередь экономические интересы народного хозяйства. Измерители эффективности автомобильных перевозок связаны с определением социально-экономических условий и, следовательно, должны систематически модернизироваться. В настоящее время сложилось положение, что на автомобильном транспорте эффективность общественного производства, прежде всего, определяется эффективностью использования подвижного состава, от которого зависит производительность труда, себестоимость перевозок, размер прибыли и уровень рентабельности работы автотранспортного предприятия. Понятие эффективность перевозочного процесса и эффективности использования подвижного состава отождествлены. Поскольку основная задача перевозочного процесса – перемещение
определенного количества груза на определенное расстояние, то выполненные
объемы перевозок грузов должны быть конкретными во времени и пространстве. Опыт оценки работы подвижного состава автомобильного транспорта
показывает, что показателю «тонно-километр» присущи серьезные недостатки. Как показатель работы подвижного состава автомобильного транспорта тонно-километр не стимулирует борьбы за сокращение числа перевезенных тонн и дальность их перевозки. Он становится малопригодным для оценки эффективности перевозочного процесса. Показатель оценки эффективности перевозочного процесса «тонна», также имеет недостатки. Он определяет только количество перевезенного груза и не характеризует экономические затраты, связанные с его перемещением. А общество заинтересовано не только в том, чтобы грузы перевозились, но и в том, чтобы транспортные расходы были как можно меньше. Продолжительное время считалось, что наиболее полно отражает все
стороны производственной деятельности предприятия рентабельность,
исчисленная как отношение прибыли к стоимости производственных фондов. В настоящее время, как показывает опыт, прибыль на автомобильном транспорте не есть объективный фактор оценки деятельности автотранспортного предприятия, эффективности использования различных типов подвижного состава. Прибыль зависит не только от технико-эксплуатационных и экономических показателей работы автотранспортного предприятия, но и от тарифов за перевозку грузов. Тарифы, на основании которых складываются доходы предприятия, не совершенны и могут поставить некоторые предприятия в более выгодные условия, чем другие. Тарифы на грузовые перевозки автомобильным транспортом отражают не конкретную стоимость перевозок по конкретному типу автомобилей и определенным грузам, а среднюю стоимость для средних условий эксплуатации подвижного состава. При определении затрат, связанных с выполнением перевозочного процесса, необходимо учитывать технико-экономические показатели используемого подвижного состава (грузоподъемность, техническая скорость, показатели использования подвижного состава, время простоев под погрузочно- разгрузочными операциями и др.), расстояние транспортирования, затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, с повреждением и потерей груза, с нарушением срока доставки груза и др., т.е. затраты не только на транспорте, но и других участников перевозочного процесса. На рис. 4 показан линейный граф перевозочного процесса, отображающий в
более простом виде структуру взаимосвязи и отношения как между компонентами
перевозочного комплекса, так и между транспортным комплексом и средой. Рис. 4. Линейный граф перевозочного процесса. На рис. 4 обозначено: W(t) – грузопоток, т; WQ – транспортная продукция, т; Sп.г – себестоимость подготовки груза к перевозке, руб/т; S – себестоимость транспортирования, руб/т; Sп.р – себестоимость погрузочно-разгрузочных работ, руб./т; Sx – себестоимость складирования груза, руб/т; R1 - затраты, связанные с увеличением расстояния транспортирование груза, руб.; R2 – затраты из-за несоответствия подвижного состава роду и характеру перевозимого груза, руб.; R3 – затраты, связанные с повреждением и потерей груза, руб.; R4 - затраты, связанные с выполнением дополнительных погрузочно- разгрузочных работ, руб.; R5 - затраты, связанные с дополнительным хранением груза, руб.; R6 - затраты, связанные с инерционностью перевозочного процесса, руб.; R7 - затраты, связанные с увеличением себестоимости транспортирования, руб.; R8 - затраты, связанные с увеличением себестоимости погрузочно- разгрузочных работ, руб.; R9 - затраты, связанные с увеличением себестоимости подготовки груза к перевозке, руб.; R10 - затраты, связанные с увеличением себестоимости складирования груза, руб. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТАПОВ УПРАВЛЕНИЯ АВТОДОРОЖНЫМ кОМПЛЕКСОМ СТРАНЫ (ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) Транспорт является важнейшим фактором эффективного развития экономики. Дорожно-транспортный комплекс России - одно из крупнейших звеньев ее экономики. В нем занято 8 % общей численности рабочих и служащих, 13,6 % основных производственных фондов. Грузооборот транспорта общего пользования составил в 1998 году 3146 млрд. человек в год. Непроизводительные транспортные издержки России от несовершенства транспортной отрасли очень велики. Только от ДТП общий ущерб в 1997 году за счет гибели и ранения людей составил около 100 млрд. руб. (в ценах 1998 г.), что соответствует потере 5 % валового национального продукта. Но в жестко централизованной экономике эти потери были малозаметны для налогоплательщика, поскольку расплачивались все. Если старая экономика мирилась с несовершенством транспортной отрасли, то новую экономику такое ее состояние удовлетворить не может. Новые экономические структуры не доверяют существующей транспортной отрасли, поскольку государственный транспорт объективно не может работать так, как это нужно новым клиентам. Специалисты считают, что на данном этапе государственного строительства новой России любые усовершенствования в сфере производства, распределения, реализации, потребления, в финансово - кредитной системе и др. к реальным успехам не приведут, если с опережением не будет усовершенствована транспортная отрасль экономики Российской Федерации. В соответствии с Программой социально - экономического развития страны С этой целью необходимо создание условий для улучшения социально -
экономического положения страны и освоения новых территорий, укрепления
обороноспособности и экономической безопасности государства, повышения
конкурентоспособности отечественных товаров за счет снижения транспортных
издержек при перевозках автомобильным транспортом и поэтапного развития
автомобильных дорог в соответствии с темпами автомобилизации страны. - содействие обеспечению территориальной транспортной доступности на уровне, гарантирующем экономическую целостность государства и социальную стабильность, освоению и развития территорий, интенсификации общественного производства, решению социальных проблем населения, экономической и политической интеграции страны, развитию федеральных принципов государственного устройства; - создание условий для обеспечения конституционных прав граждан на свободу передвижения, определение в качестве важнейшего приоритета соблюдения интересов пользователей автомобильных дорог; - содействие обеспечению оптимальных транспортных условий для внешней торговли; - усиление координации в развитии транспортной инфраструктуры, содействие интеграции транспортных и производственно - распределительных процессов, созданию мультимодальных перевозочных систем и систем товарораспределения, основанных на принципах логистики; - обеспечение стратегических и оборонных интересов Российского государства, экономической безопасности страны; - снижение отрицательных воздействий на окружающую природную среду и повышение безопасности дорожного движения на уровне, обеспечивающем устойчивую работу транспорта. Основными задачами по реализации государственной дорожной политики настоящей Программой предусмотрены: - приоритетное финансирование совершенствования и модернизации и развития опорной дорожной сети, ремонта и содержание дорог; - совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования, решение социальных проблем сельского населения: - совершенствование системы управления дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровне; - повышение ответственности территориальных органов управления за решение задач по развитию автодорожной сети при одновременном совершенствовании координации деятельности федеральных и территориальных органов, управления автомобильными дорогами; - совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно - эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов; - повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающего развитие, отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в т.ч. с привлечением к этой проблеме предприятий оборонной промышленности; - совершенствование рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов. И здесь очень важным является логистический подход к ресурсному обеспечению дорожно-транспортного комплекса, особенно в создании и функционирования автодорожной сети. Объективная потребность логистической организации ресурсного
обеспечения дорожного хозяйства может быть объяснена следующими причинами. Условно можно выделить три основные сферы логистизации в дорожном хозяйстве: 1) рынок материально - технических ресурсов, на котором осуществляются их закупки для нужд дорожного хозяйства. Логистическую организацию закупок материально-технических ресурсов принято называть закупочной логистикой; 2) производство работ в дорожном хозяйстве (строительство, реконструкция, ремонт и обслуживание дорог), где выделяются два комплекса логистических операций: первый транспортировка и хранение материально - технических ресурсов, что при логистической организации принимает форму транспортно - складской логистики, второй - производственное потребление материально - технических ресурсов, включая производственно - технологическую комплектацию и утилизацию отходов производства, что при логистической организации принимает форму производственной логистики; , 3) эксплуатация дорог, когда формируются ресурсные потоки, вызванные развитием дорожного сервиса, логистическая организация которых выступает в форме сервисной логистики. В результате логистика дорожного хозяйства выступает интегрирование форма закупочной, транспортно - складской, производственной и сервисной логистики, представляющей собой функциональную дифференциацию логистической организации ресурсного обеспечения дорожного хозяйства. При этом для эффективного планирования и координации производственных
процессов нужны точные прогнозы, которые дают возможность загодя
распределять ресурсы, вместо того, чтобы в ответ на уже наступившие
перемены осуществлять дорогостоящие изменения в загрузке мощностей или
использовании запасов. Прогнозирование повышает эффективность логистики,
поскольку создает возможность для обмена информацией, а не запасами. Расчетная формула прогноза: Ft = (Bt*St*T*Ct*Pt) + J1 где Ft - прогноз величины ресурса на период t; Bt - величина базового ресурса по ретроспективным или нормативным данным в ретрезентативный период t; St - коэффициент сезонных колебаний в период t; Т - коэффициент временной тенденции (временной лаг) за рассматриваемый период; Ct- коэффициент циклических колебаний, определяемый состоянием экономики в период t; Pt - коэффициент поправок на стимулирование за период t; J - коэффициент случайных колебаний в период t. Не каждый прогноз включает в себя поправки на все эти факторы, но для того, чтобы уметь их выявлять, следить за их динамикой и при необходимости правильно учитывать, нужно четко отслеживать социально - экономические явления, происходящие в стране. Используемая в нашем исследовании техника прогнозирования построена на методах динамического прогнозирования, которое сводится к экстрололяции на будущее прошлых показателей; и корреляционном моделировании, устанавливающем соотношения между независимыми переменными. На основании проведенных прогнозов были разработаны этапы реализации Программа рассчитана до 2010 г. Реализация Программы осуществляется в 2 этапа. На первом этапе в 2002 -2005 годах будут выполняться работы по
поддержанию дорожной сети, уменьшению отставания по срокам ремонтов дорог с
одновременным повышением технического уровня и пропускной способности
дорог. Продолжится реализация наиболее эффективных инвестиционных проектов
в районах наиболее перегруженных движением Московского, Санкт - На втором этапе в 2006 - 2010 годах планируется ликвидировать отставание по срокам ремонтов на сети территориальных дорог. Будут значительно увеличены объемы по реконструкции существующих автодорог, особенно на подходах к крупным городам. Продолжатся работы на участках, входящих в состав федеральных и основных территориальных дорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи. Национальная программа совершенствования и развития сети автомобильных
дорог Российской Федерации на период до 2010 г. («Дороги России 21 века»)
представляет очередной этап создания современной сети автомобильных дорог II. ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СКЛАДСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
• определение полезной площади склада; • определение оптимального количества подъемно-транспортного оборудования; • определение оптимальной загрузки подъемно-транспортного оборудования; • разработка стратегии тактики оптимального использования полезной площади склада; • оптимизация использования емкости склада; • сокращение времени хранения продукции; • увеличение коэффициента оборачиваемости склада. Основные функции склада: Выравнивание по времени имеет место в тех случаях, когда время возникновения и периодичность спроса на продукцию не соответствуют времени изготовления. Выравнивание по количеству относится к серийному производству. Для снижения общих затрат ресурсов изготавливается большее количество продукции, чем это необходимо исходя из текущего спроса. Выравнивание объемов требуется там, где местоположение производства не соответствует месту нахождения потребителя продукции. Это вызывает необходимость транспортировки продукции. • склады предприятия являются специализированными, так как продукция с различными физико-химическими свойствами может требовать разных режимов хранения; • складское помещение оборудуется стеллажами, полками, шкафами и ящиками для хранения продукции; • на каждый вид продукции выписывается ярлык, где указывают наименование продукции, ее номенклатурный номер, марку, сорт, размеры, единицу измерения. Ярлык прикрепляется в месте хранения данного вида продукции; • легковоспламеняющиеся вещества хранятся в специально приспособленных для них помещениях, изолированных от других складов и имеющих противопожарное оборудование; • материалы открытого хранения (кирпич, песок, пиломатериалы,
металлопрокат и др.) размещаются на специально отведенной для этой цели
территории склада под навесом, защищающим их от воздействия атмосферных
осадков. КЛАССИФИКАЦИЯ СКЛАДОВ
* по технической оснащенности: частично механизированные,
механизированные, автоматизированные, автоматические; • по техническому устройству (конструкции); открытые склады (площадки), полузакрытые склады (площадки под навесом), закрытые склады; • по этажности здания: многоэтажные, одноэтажные Сортировочно-распределительные склады предназначены для накопления
текущих запасов продукции. Единицы хранения находятся на этих складах
непродолжительное время. К основным функциям таких складов относятся
приемка продукции по количеству и качеству, сортировка и подготовка ее к
отпуску и отправке потребителям. Сюда относят склады оптовых торговых баз,
а также склады розничных торговых предприятий. ПЛАНИРОВАНИЕ СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ
• высота этажа — расстояние между уровнем пола и потолком. • соответствие площади и объема складских помещений характеру и объему выполняемых технологических операций; • соответствие параметров и конфигурации здания склада требованиям оптимальной технологии выполняемых операций. Требования к планированию складских помещений: • возможность применения эффективных способов размещения и укладки продукции; • обеспечение условий для полной сохранности единиц хранения; • исключение неблагоприятного влияния одних видов продукции на другие при их совместном хранении, обеспечение условий для сохранности качества продукции; • возможность эффективного применения подъемно-транспортного оборудования; • удобный доступ к продукции; • обеспечение поточности и непрерывности складского технологического
процесса. • хранение продукций; • прием и отпуск продукции (экспедиция); Зона экспозиций разделяется на отдельные сегменты для показа товаров МЕТОДЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗАПАСОВ ПРОДУКЦИИ НА СКЛАДЕ.
• оперативность и достоверность количественного учета на складах на основе применения материально ответственными лицами складских карточек или других реестров; • контроль работников бухгалтерии над правильностью и своевременностью документирования складских операций по движению продукции непосредственно в местах хранения, а также над ведением складского учета; • осуществление бухгалтерского учета продукции в денежном выражении по учетным ценам; • сопоставление остатков продукции по данным оперативного складского
учета с остатками продукции по данным бухгалтерского учета для
подтверждения их соответствия. В ходе инвентаризации проверяются: *состояние весового оборудования и измерительного инструмента; Виды инвентаризации: *обязательная — проводится в следующих случаях: * текущая; * сплошная; * внеплановая (внезапная); * периодическая— определяется объем запаса (т. е. количество продукции) на конец периода и выводится стоимость реализованной продукции путем вычитания объема запаса на конец периода из количества продукции для реализации; 4) выявляют причины ошибок в учете и определяют меры по их устранению; 5) поддерживают точность записей запасов. • по поддономесту; • по поддономесту, содержащему 2 поддона «один на другом»; • по местонахождению короба (в случае комплектации заказов по коробам); • по местонахождению единицы наименования продукции (в случае поштучной комплектации); • по складированию «массой»; • в нескольких отдельных складских помещениях. • по дате производства; • по дате окончания срока реализации (по сроку годности, в том числе с
учетом доставки в отдаленные районы; по допуску к реализации); •по внутреннему номеру поставки или сроку годности для каждой коробки; •по «истории» движения (перемещения) всех поддонов и коробок, когда-
либо находившихся на определенном месте в ячейке. Отслеживание «истории»
хранящейся продукции проводится по различным параметрам: ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СКЛАДСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Показатели работы склада можно представить тремя укрупненными группами показателей, характеризующих: • интенсивность работы складов; • интенсивность использования складских площадей; • финансово-экономические показатели работы склада. Складской товарооборот — количество продукции, отпущенной со склада за
определенный период, выраженное в стоимостных показателях. Данный
показатель отражает не только общий объем продаж продукции со склада, но и
продажу их по отдельным товарным группам. Коэффициент неравномерности загрузки склада определяется как отношение
грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту
склада. Производительность труда персонала склада вычисляют исходя из размеров грузооборота склада, а также численности всех складских работников и подсобных рабочих, закрепленных за складом. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА СКЛАДЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА СКЛАДЕ
• содержание работы (перечень выполняемых операций); • исполнители; • перечень документов, составляемых по ходу технологического процесса. • графики поступления продукции в течение дня; • последовательность выполнения операций; • количество работников, занятых разгрузкой и приемкой продукции. Технологические графики предусматривают выполнение складских операций во времени (в течение смены, суток). Это могут быть: • графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов; • графики прибытия покупателей на склад или в зал товарных образцов для
отборки продукции; ПОСТУПЛЕНИЕ И ПРИЕМКА ПРОДУКЦИИ НА СКЛАД
2) проверка целостности вагонов, контейнеров, транспортной упаковки; Окончательная приемка продукции предназначена для установления
фактического выполнения поставки в установленном месте и в надлежащий срок. • склад покупателя; Выгруженный вес или количество — вес, установленный в оговоренном пункте назначения. Взвешивание продукции обычно производится во время разгрузки продукции или через определенное время после ее окончания присяжными весовщиками (счетчиками, тальманами), действующими на основании полномочий, получаемых от местных властей или торговых палат. ПРИЕМКА ПРОДУКЦИИ ПО КАЧЕСТВУ Приемка продукции по качеству представляет собой процедуру выявления
качества и комплектности продукции, поступившей на склад, а также
соответствия тары, упаковки и маркировки установленным требованиям
государственных стандартов, технически условий, утвержденным образцам Методы проверки качества продукции: Проверка качества при отгрузке. Продавец обязан при отгрузке произвести проверку качества продукции за свой счет и предъявить покупателю протокол обмера или проверки (или сертификат качества компетентного органа). В такой проверке может принимать участие и представитель покупателя. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОДУКЦИИ НА ХРАНЕНИЕ
• высокая степень использования площади и объема склада; • свободный доступ к каждой единице хранения; • быстрое реагирование на изменения в структуре запасов продукции; • возможность высотного складирования и хранения продукции; • легкость обслуживания потребителей; • возможность автоматизированного управления запасами продукции на складе; • выполнение принципа ПРО («первый пришел — первый ушел»); • низкий уровень инвестиций и затрат на строительство; • низкий уровень эксплуатационных расходов, а также затрат на техническое обслуживание. Показатели, учитываемые при организации правильного размещения продукции на складе: • габаритные размеры склада (длина, ширина и высота); • общая и полезная площади склада; • количество имеющегося оборудования для хранения продукции (стеллажи, лотки, поддоны, контейнеры); • пропускная способность склада. • организация складского пространства; • оформление складских и финансовых документов; • размещение продукции на хранение; • создание необходимых условий хранения и охраны продукции; • организация учета продукции; • движение и перемещение продукции; • обеспечение возможности использования подъемно-транспортного
оборудования: • штабельная; • стеллажная. • единичное хранение; • линейное расположение; ОТБОРКА, КОМПЛЕКТАЦИЯ И ОТПУСК ПРОДУКЦИИ
Методы отборки продукции 6) подготовка партии отправки к отпуску (упаковка, окантовка, маркировка,
переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры); 12) сдача продукции получателям (в случае централизованной доставки). ОБРАБОТКА ВОЗВРАЩАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ Своевременно оформляются рекламации потребителей, контролируется и
обеспечивается их удовлетворение поставщиками, возвращается или актируется
бракованная продукция, ведется учет полученных и направленных
рекламаций, осуществляется их удовлетворение или финансовая компенсация. 2. Учет некондиционной продукции проводится по отдельным статьям учета: 3. При приемке некондиционной продукции составляется акт расхождения по
качеству. В акте описываются причины брака, дается заключение о
возможности дальнейшей обработки некондиционной продукции. Перспективы развития рынка складских услуг. В перспективе дальнейшее развитие складского хозяйства в городе Москве
невозможно без решения следующих задач, в том числе: МОЖД и Садового кольца; (продукты питания, сфера обслуживания, строительство); Московской области; *совершенствования системы транспортно-экспедиторской обработки грузов и перевозок по городу, обязательной выгрузки товаров из большегрузного транспорта и последующей доставки его в места реализации малотоннажным транспортом и других мероприятий, направленных на улучшение транспортной и экологической обстановки в городе. Эффективность логистической системы зависит не только от совершенствования и интенсивности промышленного и транспортного производства, но и складского хозяйства. Складское хозяйство способствует: сохранению качества продукции, материалов, сырья; повышению ритмичности и организованности производства и работы транспорта; улучшению использования территорий предприятий; снижению простоев транспортных средств и транспортных расходов; высвобождению работников от непроизводительных погрузочно-разгрузочных и складских работ для использования их в основном производстве. III. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛОГИСТИКИ
. Наименование документа . Дата составления документа . Наименование организации, от имени которой был составлен документ . Содержание операции . Измерители операции в натуральном и денежном выражении . Наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее выполнения . Личные подписи указанных лиц Основные задачи информационной системы: • обеспечение прозрачности информации об использовании инвестированного капитала для руководства; • предоставление информации для стратегического планирования • предоставление руководству информации о структуре общих затрат и расходов; • обеспечение возможности своевременного выявления «узких мест»; • обеспечение возможности перераспределения ресурсов пред приятия; • обеспечение возможности оценки сроков исполнения заказов потребителей; • обеспечение прибыльности предприятия за счет оптимизации логистических бизнес-процессов. При разработке информационных систем: • создаются так называемые хранилища данных, являющиеся интегрированными
элементами информационных систем предприятий. Основная цель создания таких
хранилищ — облегчить доступ к данным всем менеджерам предприятия, а также
потребителям и поставщикам; Рекомендации при внедрении информационной системы: • сформировать технологию стратегического управления цепями поставок, систему финансового планирования и контроля, а также систему финансового анализа. ТОРГОВАЯ И СКЛАДСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
2. Инструкция о порядке приемки продукции производственно- технического
назначения и товаров народного потребления по качеству. 17. Карточка учета инвентарной тары. • основные недостатки, обнаруженные в продукции; • применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного
лица организации при получении продукции, отпускаемой поставщиком по наряду • срок действия (определяется возможностями получения и вывоза
продукции); • банковские реквизиты плательщика; • наименование поставщика; *номер и дата документа, являющегося основанием для отпуска продукции. Причины, по которым доверенность считается недействительной: • доверенность выдана с нарушением порядка ее заполнения или с незаполненными реквизитами; • доверенность имеет поправки и помарки; *не предъявлен паспорт, данные которого указаны в доверенности; • окончился срок действия доверенности; Приходный ордер (форма № М-4) — документ, служащий для приемки и
оприходования продукции и тары под продукцией, поступающей от поставщиков. • для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции; • для текущего контроля над соблюдением установленных лимитов отпуска
материалов на производственные нужды. • структурным подразделениям своей, организации, расположенным за пределами ее территории. Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и по предъявлении получателем доверенности на получение продукции, заполненной в установленном порядке; • сторонним организациям. Накладная оформляется отделом снабжения на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного разрешения руководителя предприятия иди лиц, им на то уполномоченных. Карточка учета материалов (форма № М-17): Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и
демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35) применяется для оформления
оприходования материалов, пригодных для использования при производстве
других работ. в) фамилия, имя и отчество лиц, принимавших участие в приемке продукции по количеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в приемке продукции, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по количеству; г) наименования и адреса отправителя (изготовителя) и поставщика; д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя
отправителя (изготовителя); е) дата и номер счета-фактуры и транспортной накладной' (коносамента); ж) дата отправки продукции со станции (пристани, порта) отправления или
со склада отправителя; з) дата прибытия продукции на станцию (пристань, порт) назначения, время
выдачи груза перевозчиком, время вскрытия транспортного средства (вагона,
контейнера, автомобильного фургона) и других опломбированных транспортных
средств, время доставки продукции на склад получателя;
и) номер и дата коммерческого акта (акта, выданного перевозчиком), если
такой акт был составлен при получении продукции от перевозчика; к) условия хранения продукции на складе получателя до ее приемки, а также
сведения о том, что определение количества продукции производилось на
исправных весах или другими измерительными приборами, поверенными в
установленном порядке; л) состояние тары и упаковки на момент осмотра продукции; содержание
наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно
сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция — отправителя
или изготовителя; дата вскрытия тары; м) при выборочной проверке продукции — порядок отбора продукции для
проверки с указанием основании выборочной проверки (стандарт, технические
условия, особые условия поставки, договор); н) реквизиты отправителя или перевозчика, за чьим весом или пломбами
отгружена продукция, отметка об исправности пломб и содержание оттисков в
соответствии с действующими на транспорте правилами; общий вес продукции —
фактический и по документам; вес каждого места, в котором обнаружена
недостача, фактический и по трафарету на таре (упаковке); о) транспортная и отправительская маркировка мест (по документам и
фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных
местах; п) способ определения количества недостающей продукции (взвешивание, счет
мест, обмер); р) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, должны
быть указаны в акте для подтверждения недостачи; с) точное количество и стоимость недостающей продукции.; т) заключение о причинах и месте образования недостачи. • условия хранения на складе получателя; • состояние упаковки в момент осмотра; • наличие упаковочных листов и пломб; • количество и полное наименование продукции; • подробное описание обнаруженных недостатков и их характеристика; • перечисление оснований, по которым продукция забракована или переведена на более низкий сорт; • заключение о характере выявленных недостатков, причине их
возникновения и утраты качества продукции. • порядковый номер коробки согласно данным, содержащимся в маркировке; • содержимое коробки; . • место и дата производства упаковки; • указания по следованию продукции (груза); • контактный телефон получателя; • адрес и данные физического (юридического) лица, являющегося получателем
продукции (груза). • заборный лист; • расходная накладная и др. • ежедневный отчет о состоянии хранящейся продукции; • отчет по срокам годности продукции; • ежедневный отчет о приеме продукции на склад; • ежедневный отчет об отгрузке продукции со склада; • особые отчеты (о недостачах, повреждениях продукции при ее приеме на склад), сопровождаемые фотографиями; • отчет о заблокированной продукции (заблокирована в соответствии с указанием клиента, например, по причине истекшего срока годности); • отчет о переупакованной бракованной продукции; • отчет об уничтожении бракованной продукции; • отчет по наличию пустых поддонов. Рассмотрим некоторые из них. • баланс остатка продукции на вечер предыдущего рабочего дня; • все поступления продукции на склад за рабочий день; • все отгрузки продукции за рабочий день; • новый баланс остатка продукции, включающий в себя продукцию с различным статусом (например, продукция, подлежащая отгрузке, но еще не отгруженная); • остаток продукции, имеющейся в наличии на складе. Отчет по срокам годности продукции включает в себя следующую информацию: • предупреждение об окончании срока годности продукции за 6 месяцев до его истечения по каждому наименованию продукции; • сроки годности по каждому наименованию продукции; • список продукции по типу срока годности (с истекшим сроком годности,
за 7 дней до окончания срока годности, за 14 дней). • все поступления продукции за день; • сведения и документы по поступлению транспортных средств • сведения и копии документов, сопровождающих продукцию. Ежедневный отчет об отгрузке продукции со склада включает в себя следующую информацию: • все отгрузки продукции, осуществленные за рабочий день; • все заказы, находящиеся в процессе комплектации; • сведения об отгруженной продукции с указанием данных об автомобильных транспортных средствах; • копии счетов с пометкой менеджера склада об отгрузке. ТРАНСПОРТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
. Товарно–транспортная накладная . Счет-фактура . Акт загрузки автотранспортного средства . Сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение . Карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение . Сертификат о происхождении . Доверенность на перевозку . Накладные . Сводные ведомости (перечень мест, поштучный перечень продукции с заводскими номерами). • для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя; • для оприходования этих товарно-материальных ценностей у грузополучателя; • для учета транспортной работы и других услуг, предоставляемых транспортным предприятием для грузоотправителей и грузополучателей; • для проведения расчетов между транспортным предприятием и его
клиентурой за предоставленные услуги. • дата и место составления накладной; • наименование и адрес отправителя груза; • наименование и адрес перевозчика; • дата и место принятия груза; • место, предназначенное для доставки (место назначения); • наименование и адрес получателя груза; • общепринятое обозначение характера груза и род его упаковки, а в случае перевозки опасных грузов — их обычно принятое обозначение; • вес груза брутто или выраженное в других единицах измерений количество груза; • число грузовых мест, наличие их специальной маркировки нумерация мест; • платежи, связанные с перевозкой (провозные платежи, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора перевозки и до момента сдачи груза получателю; • сведения о наличии инструкций, требуемых для выполнения процедуры
таможенного оформления и других процедур. • указание, что перегрузка в процессе перевозки не разрешается; • платежи, которые обязан осуществить отправитель; • сумма, подлежащая оплате при сдаче груза к перевозке; • объявленная стоимость груза; • согласованный сторонами договора срок, в течение которого осуществляется перевозка; • перечень документов, переданных перевозчику отправителем груза. 4. Свидетельство о допущении автотранспортного средства к международной
перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами в соответствии с Сертификат качества выдается только на промышленные товары и составляется
по установленной форме или форме, определенной заказчиком. • реквизиты покупателя и продавца (наименование и адрес каждой из сторон, участвующих в сделке); • номер счета-фактуры; • номер и дата заключения контракта поставки и его условия; • наименование и код товара по ТН ВЭД; • вид и количество грузовых мест; • масса груза брутто; • цена за единицу груза и общая стоимость товара; • дата составления счета-фактуры; • условия оплаты;
Необходимым фактором осуществления оптимального управления в современных условиях является наличие у автопредприятия системы связи со своими автомашинами и контроля за их движением. Существует много различных систем связи, которые сегодня предлагаются автоперевозчикам, однако далеко не все из них отвечают требованиям управления транспортом. Ближняя связь в диапазоне 27 мегагерц (Си-Би радио) В настоящее время часто используются средства ближней радиосвязи. Это
переговорные устройства, которые позволяют общаться водителям между собой,
в некоторых местах связываться с полицией и другими дорожными службами. Иногда, для того , чтобы увеличить дальность связи применяют усилители,
которые поднимают мощность передаваемого сигнала до 100 и более ватт. Связь в КВ диапазоне. Использование КВ радиостанций позволяет связываться на большем расстоянии, чем при применении раций 27 мегагерцового диапазона. К сожалению, есть ряд недостатков и при применении КВ радиосвязи. Даже многокиловаттные передатчики и большие антенные поля не могут обеспечить надежной круглосуточной связи. Никакое автопредприятие не может позволить себе строительство такого радиоцентра. Уменьшение же мощности передатчиков и размеров антенн ведет к падению надежности связи. При применении КВ радиосредств, которые проводят анализ условий связи по наличию помех, уровню сигнала и автоматически используют резервные частоты, оптимальные в данных конкретных условиях, можно несколько увеличить качество и надежность связи при меньшей мощности и площади, антенных полей. Платой за это является довольно высокая цена оборудования. Но и это оборудование не способно обеспечить надежную круглосуточную
связь диспетчера со своими автомашинами. В то же время оно имеет достаточно
большие габариты и энергопотребление, что затрудняет размещение его на
автомашине. Кроме того, серьёзной проблемой является получение разрешения
на использование радиочастот в КВ диапазоне. Эта забота полностью ляжет на
автопредприятие, так как поставщики КВ оборудования этим не занимаются. Также следует иметь в виду, что водитель , работая с КВ радиостанцией находится в непосредственной близости от антенны и подвергается воздействию относительно мощного радиоизлучения, что может отрицательно сказаться на его здоровье. УКВ радиосвязь Радиоволны УКВ диапазона распространяются на небольшие расстояния,
практически в пределах прямой видимости. Поэтому их использование для целей
связи с транспортными средствами и контроля за их движением возможно только
для местной связи. Даже при поднятии базовой радиостанции на высокую башню
радиус связи не превышает 50 км. При применении простых базовых УКВ радиостанций или ретрансляторов, невозможна связь нескольких машин и абонентов одновременно. Такая система может работать только для очень ограниченного числа пользователей. В то же время использование УКВ радиостанций для локальной связи имеет некоторые преимущества. Это относительно невысокая стоимость аппаратуры и фактически бесплатный трафик. Сотовая связь Сотовая связь это система подвижной связи, которая образуется с помощью сети приемопередающих станций, устанавливаемых в городах или вдоль автострад. Каждая приемопередающая станция охватывает свой кусок территории. Город поделен на участки таких территорий как на соты. Когда водитель машины поднимает трубку, его слушает ближайшая приемо-передающая станция, через нее он связывается со своим абонентом. Когда машина выезжает из зоны данной приемо-передающей станции она передает сопровождение соседней станции и так от соты к соте. Сотовая связь - достаточно удобный и быстро развивающийся вид связи. Нередко и транспортные предприятия оснащают своих водителей сотовыми телефонами и используют их для управления перевозками. Однако, при применении сотовой связи для этих целей выявляется ряд недостатков, Прежде всего - это недостаточные зоны покрытия. Даже в Западной Европе,
где построено большое количество базовых станций, сотовая связь не
покрывает всю территорию. В России же, с её огромными просторами и слабо
развитыми коммуникациями, сотовой связью охвачены лишь крупные города и
основные магистральные дороги Европейской части (и то не полностью). Вторым недостатком является всё ещё довольно высокая плата за трафик. Третьим недостатком является отсутствие объективного контроля за фактическим местонахождением машины. Диспетчер может судить об этом только со слов водителя и только специально запросив его. А если машин на предприятии много, то такие запросы и ручная регистрация местоположения потребуют немало времени, внимания и денег. К числу недостатков можно также отнести отсутствие документирования переговоров с водителем (в результате чего нередко возникают недоразумения между диспетчером и водителем) и документирования фактических маршрутов движения автомашин. Кроме того, получение информации по голосовой связи затрудняет создание автоматизированных систем управления автотранспортным предприятием Транковая связь Транковая связь, как и сотовая, представляет собой систему, построенную
на сети базовых станций - ретрансляторов, объединённых в единую логическую
структуру. Однако это производственная связь и она имеет ряд ограничение. Транковая связь несколько дешевле сотовой и может использоваться автоперевозчиками, осуществляющими местные перевозки. В то же время, с точки зрения использования её как связи для управления автоперевозками, ей присущи те же недостатки, что и сотовой связи. Безусловно, в наибольшей степени потребностям дальних автоперевозчиков отвечают спутниковые системы, обеспечивающие наиболее широкую зону действия. Их можно подразделить на две группы: системы на основе низколетящих спутников и системы на основе геостационарных спутников. Системы на основе низколетящих спутников (Гонец, Глобал Стар). Преимуществом систем на основе низколетящих спутников является то, что,
поскольку они находятся в несколько десятков раз ближе к земле, чем
геостационарные спутники, для связи с ними не требуется большой мощности. Недостаток же состоит в том, что в отличие от геостационарных, низколетящие спутники не находятся постоянно над определённой зоной земли, а непрерывно вращаются, что резко усложняет структуру систем. В простейшем случае спутник, пролетая над передающим абонентом, принимает его сообщение, а потом, пролетая над принимающим абонентом, сбрасывает ему это сообщение. Однако полоса захвата низколетящего спутника невелика, поэтому от момента приёма сообщения до момента, когда спутник пройдёт над принимающим абонентом и сможет сбросить ему сообщение, проходит немало времени (иногда свыше 10 часов). Естественно, что такая система мало кого может удовлетворить. Поэтому в реальных системах используются несколько спутников (чаще всего несколько десятков) и различные системы ретрансляции. Один из вариантов таких систем это отечественная система Гонец. В настоящее время она не полностью развёрнута и при существующем количестве спутников время доставки сообщений очень велико (несколько часов). Задача осуществления связи в реальном масштабе времени и обеспечения ведения прямых телефонных переговоров абонентов в любой точке земного шара была поставлена при разработке глобальных систем персональной связи на основе низколетящих спутников. Создание одной из этих систем (Иридиум) было прекращено на заключительном этапе по финансовым соображениям. Другая же (Глобал Стар) в настоящее время вводится в строй. В системе Глобал Стар используются 48 спутников на орбитах высотой 1410 км., наземные станции-ретрансляторы и телефонные аппараты немногим крупнее сотовых. Система пригодна для связи с водителями в любой точке земного шара в
реальном масштабе времени, чем выгодно отличается от сотовой связи. Однако
остальные недостатки с точки зрения требований к управлению автоперевозками
и в этой системе те же, что и были названы при рассмотрении сотовой связи. Системы на основе геостационарных спутников. Система Евтелтракс. Преимуществом систем на основе геостационарных спутников являете широкая и постоянная зона обзора, охватывающая, как правило, целый континент. Поэтому и передающий и принимающий абоненты находятся в одной зоне обзора, что существенно упрощает систему. В наибольшей степени требованиям, предъявляемым к системам управления автотранспортным предприятием отвечает построенная на основе геостационарных спутников специализированная система связи и контроля за движением транспортных средств Евтелтракс. Система обеспечивает высоконадежную и удобную двухстороннюю текстовую связь диспетчера со всеми своими водителями в любой точке Европейского континента и в любое время суток и постоянное наблюдение за их движением по электронной карте на экране своего компьютера. На автомашине устанавливается малогабаритный спутниковый мобильный
связной терминал (МСТ), состоящий из трех блоков: антенна, которая крепится
на крыше машины, связной блок и пульт водителя (существует модификация из
двух блоков: антенно-связной блок и пульт водителя). Рабочее же место
диспетчера представляет собой стандартный персональный компьютер и модем,
обеспечивающий связь с российским региональным центром системы в Москве. Система Евтелтракс является единственной спутниковой системой, разработанной специально для наземного транспорта, что позволило разработчикам учесть всю специфику автоперевозок. В результате система имеет ряд очень ценных для автоперевозчиков характеристик. В первую очередь нужно отметить следующие: Высочайшая надежность доставки сообщений в сложных условиях движения
автомашины. Автомашины в отличие от других транспортных средств
периодически могут оказываться в зоне, где нет связи. Машина может въехать
под мост, в ангар, в паром или оказаться заэкранированной от спутника
близко расположенным высоким железобетонным зданием. Чтобы обеспечить
надежную доставку передаваемых в такие моменты сообщений система получает
от машины подтверждение о доставке и, в случае неполучения такого
подтверждения, автоматически, без вмешательства оператора повторяет
сообщение. Как только машина окажется в зоне связи, ей сразу же будет
передано сообщение, а диспетчер получит подтверждение о том, что сообщение
доставлено, с точным указанием - в какое время и в какой точке (с точностью
около 100 метров). Однако водитель может не сразу прочесть сообщение. Повторение сообщений при нахождении машины вне зоны связи система может производить по желанию диспетчера до 35 минут, либо до 18,5 часов. Если за это время машина не появится в зоне связи, диспетчер получит извещение, что сообщение не вручено. Таким образом, диспетчер всегда точно знает, когда и где сообщение доставлено, когда и где прочтено. Нужно отметить, что и водитель всегда знает, когда он находится вне зоны связи - в этот период на его пульте горит красная лампочка. Он может принять соответствующие меры (выехать на открытое место). Автоматическое определение местоположения всех автомашин. Диспетчерам
автопредприятий при современной технологии управления всегда необходимо
знать, где находятся все их машины. Каждый раз посылать запросы, особенно
при большом парке автомашин довольно обременительно, тем более что не везде
диспетчерская служба работает круглосуточно и в нерабочее время некому
посылать запросы. Поэтому система Евтелтракс автоматически ежечасно
определяет местоположение всех автомашин и закладывает их в память
компьютера. Таким образом, диспетчер всегда видит, где сейчас находятся все
его автомашины, и может просмотреть трассу движения любой из них за
прошедшее время (прямо по карте автодорог на экране своего компьютера,
либо, по желанию, в табличной форме). Список литературы: 1. А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин «Теория организации и управления автомобильными перевозками: Логистический аспект формирования перевозочных процессов.» Волгоград, -Политехник, 2001 г. 2. А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин «Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками» -Политехник, 2000 г. 3. Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев «Логистика для предпринимателя» -Инфра-М, Москва, 2002 г. 4. «Бизнес и логистика-2001»: Сборник материалов Московского Международного Логистического Форума. Москва, 2001 год. I. ТРАНСПОРТ. 1 II. ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14 III. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ 28 Список литературы: 43
|
|