| |||
Реферат: Международные преступления и преступления международного характера1. Международные преступления и преступления международного характера. В международном праве принято выделять международные преступления и преступления международного характера. Обычно под международными уголовными преступлениями понимаются деяния
отдельных лиц, "прямо связанные с международными преступлениями
государств"[1]. При этом различие между международными преступлениями
государств и физических лиц происходит по их субъектам. В первом случае в
этом качестве выступают государства как таковые, во втором — физические
лица, т.е. лица, которые направляют и осуществляют государственную
политику, выражающуюся в международном преступлении соответствующего
государства и ответственные за нее. Вопрос о возможности привлечения к
ответственности государств является спорным. Впервые он возник после первой
мировой войны, когда в международных отношениях стала укрепляться идея
преступности агрессивной войны. Эта идея, пройдя через ряд международно-
правовых актов, постепенно превратилась в действующий и уже достаточно
действенный принцип международного права. Первые попытки его установления
связываются с созданием после первой мировой войны Лиги наций. В преамбуле
к статуту этой организации подчеркивается необходимость принять некоторые
обязательства по предотвращению войны и «строго соблюдать предписания
международного права, признаваемого отныне действительным правилом
поведения правительств». В Статуте отмечалось также обязательство членов В числе первых наиболее значимых международно-правовых, положивших
начало разработке института международной ответственности, стала Декларация
об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства, принятая на Наконец, 1 октября 1946 года был вынесен Приговор Международного
военного трибунала, который в декабре того же года получил признание в Так был создан первый прецедент привлечения государства, совершившего
международное преступление, к международно-правовой ответственности. В дальнейшем, после Нюрнбергского и Токийского процессов, в вопросах
ответственности государств за агрессию, преступления против мира и
человечности главную роль стал играть Совет Безопасности ООН – один из
основных постоянно действующих органов ООН. В соответствии с Уставом ООН При квалификации поведения государств необходимо учитывать обстоятельства, наличие которых освобождает государства от ответственности. Они могут быть двух видов — исключающие возникновение ответственности и исключающие реализацию ответственности. Первые представляют собой ситуации, при которых поведение государства, квалифицируемое в нормальных условиях как правонарушение, признается правомерным и не порождает ответственности. Вторые – это фактические ситуации, при которых порожденная правонарушением ответственность фактически не осуществляется. Отличие между поведением государства при обстоятельствах, освобождающих от ответственности, и поведением, смежным с правонарушениями, состоит в том, что первое формально содержит все признаки состава, тогда как второе лишь внешне похоже на правонарушение, но не содержит всех его признаков. Вместе с тем российская наука международного права отвергает уголовную ответственность государства как субъекта международного права и саму возможность применения к нему норм уголовного права. Получила международное признание и юридическое закрепление уголовная ответственность физических лиц за международные преступления с неприменимостью срока давности к таким преступлениям. Ответственность наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью государства и государственных органов. Международные преступления как преступления физических лиц получили
современное наименование как преступления против мира и безопасности
человечества. Источником норм об ответственности за эти преступления
является Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского),
созданного для процесса по делу главных военных (немецких) преступников,
виновных в развязывании второй мировой войны. В нем были сформулированы как
основания уголовной ответственности за преступления против мира и
человечности и военные преступления, так и конкретное содержание указанных
трех разновидностей уголовно-правовых запретов (ст. 6). На первое место
среди этих преступлений были поставлены преступления против мира, то есть
планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или
войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или
участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из
вышеуказанных действий. К военным преступлениям были отнесены деяния,
являющиеся нарушением законов и обычаев войны, выражающиеся в убийствах,
истязаниях или уводе в рабство или для других целей гражданского населения
оккупированной территории, в убийствах или истязаниях военнопленных или
лиц, находящихся на море, в убийствах заложников, грабеже общественной или
частной собственности; бессмысленном разрушении городов или деревень;
разорении, не оправданном военной необходимостью, и других преступлениях. Преступления против человечности — это убийства, истребление,
порабощение, ссылки и другие жестокости, совершенные в отношении
гражданского населения до или во время войны, или преследования по
политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в
связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от
того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они
были совершены [2]. Указанная классификация была воспроизведена и в Уставе После Нюрнбергского и Токийского процессов в рамках ООН продолжалась
работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с
преступлениями против мира и человечества. В этих целях еще в 1947 году в Основные преступления против мира и безопасности человечества (включая
военные преступления, геноцид и преступления против человечности, а кроме
того, перечень был дополнен уставами трибуналов для Югославии и Руанды
включением в него таких преступлений как пытки, заключение в тюрьму,
изнасилование, а также терроризм) вошли в юрисдикцию Международного
трибунала, учрежденного Резолюцией Совета Безопасности ООН от 22 февраля Эти деяния рассматриваются как преступные независимо от того, были ли они совершены во время войны или после нее. Вместе с тем, уставы послевоенных трибуналов установили существенное ограничение, состоящее в том, что такого рода деяния рассматриваются как преступления против человечности только в том случае, если они совершены с целью осуществления или в связи с преступлениями против мира или военными преступлениями. Таким образом, эти преступления, будучи совершенными не в связи с войной, не подпадают под определение преступлений против человечности. Уставы Нюрнбергского и Токийского трибуналов имели в виду лишь преступления, совершенные в связи с межгосударственным конфликтом. В отличие от этого уставы новых трибуналов рассматривают соответствующие деяния преступлениями против человечности «когда они совершаются в ходе вооруженного конфликта, будь он международного или внутреннего характера». Вышеперечисленные преступления представляют собой собственно
международные преступления, а именно преступления по международному праву,
точнее, по общему международному праву. В силу того, что преступность
соответствующих деяний определяется общим международным правом, их действие
распространяется на любых лиц, где бы они не находились, независимо от
того, отражен ли состав таких преступлений в законах страны, где они
совершены. Это принципиальное положение было зафиксировано уже в Уставе Второй вид преступлений по международному праву представляют собой конвенционные преступления. Их состав предусмотрен конвенциями, обязывающими участвующие государства ввести соответствующие нормы в свое уголовное право в целях обеспечения юрисдикции. Традиционно используется следующая формулировка: «Каждое Договаривающееся Государство принимает такие меры, какие могут оказаться необходимыми, чтобы установить свою юрисдикцию над преступлением» (ст. 5 Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971г.). Обычно конвенции содержат постановления, обязывающие государства в соответствии с международным и национальным правом принимать все практически осуществимые меры с целью предотвращения соответствующих преступлений. В случае совершения конвенционных преступлений приговор выносится на основании норм национального права. В случае с международными преступлениями международный трибунал выносит приговор непосредственно на основе международного права, а национальные суды могут это делать как на основе международного, так и внутреннего права. На региональном уровне устанавливаются и другие конвенционные преступления. В связи с широким распространением взяточничества при заключении контрактов в 1996г. страны Латинской Америки подписали конвенцию о сотрудничестве в искоренении грязного правительственного бизнеса. В отличие от преступлений против мира и безопасности человечества
преступления международного характера (также являющиеся разновидностью
международных преступлений) не находятся в непосредственной связи с
действиями государств[3]. К ним относятся преступления, предусмотренные,
например, ст.ст. 205, 206, 227, 228, 231, 252 УК РФ. В этих нормах налицо
переплетение международно-правовых интересов с внутренней (национальной)
юрисдикцией соответствующих государств. Для такого (совместного) способа
охраны общества от преступных посягательств запрещаются не любые
общественно опасные деяния, а только те, которые совершаются на территории
не одного государства (переходят национальные границы), однако не только
потому, что могут быть совершены гражданином одного государства на
территории другого государства, но и в связи с тем, что они (эти
преступления) посягают на нормальные отношения между государствами, наносят
ущерб мирному сотрудничеству в различных областях межгосударственных
отношений (экономических, социально-культурных, имущественных), а также
организациям и гражданам. Типичными (характерными) преступлениями такого
вида можно назвать такие преступления, как фальшивомонетничество, угон
воздушного судна, незаконные операции с наркотическими средствами. Существует немало и других преступлений международного характера. К ним относятся торговля рабами и обращение в рабство; торговля людьми и эксплуатация проституции третьими лицами; изготовление и сбыт порнографических изданий; подделка денежных знаков; незаконная торговля наркотиками; незаконные ввоз, вывоз и передача права собственности на культурные ценности. Принятым Комиссией международного права ООН проектом устава
международного уголовного суда предусмотрен еще один, смешанный вид
международных преступлений. В нем говорится, что к юрисдикции суда
относятся также «преступления, установленные договорными постановлениями
или в соответствии с договорными постановлениями, перечисленными в Таким образом, ссылка идет не на конвенции, а на их конкретные постановления. В Приложении числятся постановления о незаконном обороте наркотиков, о пытках, об апартеиде. Но основную массу составляют постановления конвенций, которые можно охарактеризовать как антитеррористические. Это постановления о незаконном захвате самолетов, о противоправных действиях в отношении безопасности гражданской авиации, о преступлениях против лиц, находящихся под международной защитой, о захвате заложников. В Европейской конвенции по борьбе с терроризмом, принятой Советом Это связано с тем, что в последнее время терроризм становится все более опасным и распространенным явлением. Зачастую он опирается на зарубежные силы. Поэтому сотрудничество государств в борьбе с ним приобрело большую актуальность. Европейская конвенция дает представление о квалификации данного преступления. Она квалифицирует как преступление и попытку совершения террористического акта или участие в качестве сообщника лица, которое совершает или пытается совершить подобное преступление. В большинстве случаев терроризм служит политическим целям. Поэтому в Прежде чем говорить о международном трибунале по Югославии, необходимо
сказать несколько слов о событиях, приведших к его созданию. Итак, 1991 год Прошло полвека после учреждения послевоенных трибуналов, прежде чем
государства решили вновь создать уголовные трибуналы. И опять-таки
ограничили их юрисдикцию во времени и в пространстве. Решением Совета Следовательно, четко обозначена юрисдикция личная, территориальная, временная. Совет обосновал решение ссылкой на главу VII Устава ООН, в которой идет речь о его полномочиях в случае угрозы миру и актов агрессии. Однако все его полномочия относятся к государствам, а не к индивидам. Поскольку никто не может передать прав больше, чем сам имеет, то учреждение трибуналов основано на широком толковании Устава. Наиболее убедительное обоснование из числа выдвинутых Генеральным Секретарем ООН состоит, пожалуй, в том, что иного пути не было. Нормальный путь, путь заключения договора потребовал бы значительного времени для его разработки и ратификации. В результате трибуналы утратили бы смысл. В юридическом плане существенное значение имела легитимизация действий Совета в результате их молчаливого признания членами ООН. Устав трибунала для Югославии установил юрисдикцию в отношении Официальное положение обвиняемого, будь то глава государства или правительства, не освобождает его от уголовной ответственности. Они несут ответственность и за то, что не предотвратили совершение преступлений своими подчиненными. Учреждение международных трибуналов не должно препятствовать
деятельности национальных судов в отношении соответствующих преступлений. Трибунал состоит из камер – две судебные и одна апелляционная; из прокурора и секретаря. Каждая судебная камера состоит из трех судей, а апелляционная из пяти (всего 11). В целях экономии средств апелляционная камера трибунала для Югославии служит также камерой трибунала для Руанды. Кандидаты в судьи предлагаются государствами и по представлению Совета Прокурор действует независимо, как самостоятельный орган трибунала. По
представлению Генерального секретаря ООН он назначается Советом Обвиняемому обеспечиваются права в соответствии с Международным пактом
о гражданских и политических правах. Трибунал предпринимает меры для защиты
пострадавших и свидетелей. Единственной мерой наказания является тюремное
заключение. Может быть также принято решение о конфискации имущества и
возвращении законным владельцам собственности, добытой преступным путем. Функционирование международных трибуналов невозможно без активного содействия государств. Уставы трибуналов обязывают государства оказывать помощь, включая розыск и опознание, снятие показаний и выявление доказательств, арест и задержание, передачу обвиняемого трибуналу. Все это требует внесения соответствующих положений в уголовное и уголовно- процессуальное право государств. Литература: 1.Вестник Московского Государственного Университета. – Серия 11. Право. – 2.Международное право: Учебник. Отв. Ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. 3.Российская юридическая энциклопедия. – М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 4.Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу РФ. – М., 1999г. 5.И. Фисенко Ответственность государств за международные преступления – 6. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник. – М., -----------------------
|
|