| |||
Реферат: Понятие формы и содержание реализации норм международного праваФилиал Международного Славянского Института юридический факультет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету: «международное право» ВЫПОЛНИЛ: Тетко Е.В. гр.7225 вариант 12 БИШКЕК 2000 г. 1. Понятие и формы реализации норм международного права Реализация — это воплощение норм международного права в поведении,
деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление
нормативных предписании. В официальных документах ООН, в различных изданиях
получил распространение термин «имплементация» (англ. «implementation» —
осуществление, проведение в жизнь). Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по
осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих
конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. В таком
виде сформулированы, например, нормы Пактов о правах человека 1966 г. Использование. В этом случае имеется в виду осуществление предоставленных
возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об
использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно. 2. Содержание процесса реализации норм Поскольку норма международного права существует и действует в системе норм, постольку реализация всегда предполагает осуществление определенной совокупности норм, взаимосвязанных по предмету регулирования и по общим целям — норм договора (или иного акта), института, отрасли и права в целом. Реализация представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями. Нередко требуются дополнительные правовые и (или)
организационные меры со стороны государств для своевременного,
всестороннего и полного осуществления норм международного права. Тогда
процесс реализации может включать два вида деятельности: В данном случае реализация одних норм (правообеспечительных) —необходимое условие реализации других (регулятивных). Таков процесс реализации норм международного права независимо от того, в какой сфере общественных отношений он происходит — внутригосударственной или межгосударственной. Реализация норм международного права основывается, прежде всего, на таких принципах, как суверенное равенство, невмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров, сотрудничество государств. Особое значение для процесса реализации норм имеет принцип добросовестного выполнения международных обязательств (pacta suni servanda). Принцип распространяет свое действие на все нормы, независимо от функций, назначения, формы выражения. Каждое государство обязано добросовестно осуществлять свою деятельность, что предполагает возможность максимального приближения и, в конечном счете, достижения результата, на который рассчитывали создатели норм. Принцип обязателен не только во взаимоотношениях между государствами, но распространяется также на сферу внутригосударственных отношений по реализации норм международного права. Государства должны обеспечить согласование их законов и практики с обязательствами по международному праву. В коллизионных ситуациях применению подлежат нормы международного права (см. гл. 7). Реализация норм международного права — проблема не только сугубо юридическая, но также социальная и политическая. Задача международного права — закрепление в юридической форме и обеспечение функционирования определенной системы отношений. Поэтому эффективность международного права и его норм зависит, в конечном счете, от наличия соответствующих политических, социальных, экономических и других предпосылок — от состояния самих международных отношений и внутригосударственного правопорядка. Вместе с тем немалые потенциальные возможности в усилении регулирующего
воздействия таятся в самом международном праве. Очевидна потребность
постоянного развития и совершенствования механизма реализации Механизм реализации норм международного права Механизм реализации норм международного права представляет собой совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях, с целью реализации норм. Механизм реализации норм международного нрава Внутригосударственный механизм Международный механизм | Нормативный |Организационно | | Конвенционный |Институционный | Усиление взаимосвязанности государств, расширение сотрудничества в целях решения международных и внутренних проблем приводят к росту числа международных договоров, сходных по предмету регулирования с национальными правовыми актами. Большинство норм международного права, как уже отмечалось, реализуется в рамках национальной юрисдикции при помощи внутреннего права. Выполнение международных обязательств становится все в большей степени зависимым от согласованности двух правовых систем — международной и внутригосударственной, что предопределяет необходимость проведения правотворческих и правореализующих мероприятий по выполнению норм международного права на национальном уровне, создания внутригосударственного механизма реализации норм. Внутригосударственный механизм реализации представляет собой совокупность
нормативных средств и государственно-властных институтов, обеспечивающих
осуществление норм международного права в сфере юрисдикции государства. Внутригосударственный нормативный механизм реализации международно- правовых норм включает: 1) нормы общего характера, прежде всего конституционные положения, фиксирующие основные гарантии добросовестного выполнения государством международных обязательств; 2) нормы о функциях и полномочиях органов, должностных лиц, иных организаций и лиц в связи с выполнением международных договоров; 3) нормы о формах и способах реализации международно-правовых норм. К нормам общего характера относятся прежде всего положения Конституции Федерации». Нормы о функциях и полномочиях (нормы о компетенции) содержатся как в Нормы о формах и способах реализации международно-правовых норм
фиксируются в специальных актах, как на федеральном, так и на региональном
уровне, поскольку выполнение международных договоров РФ отнесено 2. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации Под таким механизмом понимается комплекс участвующих в осуществлении норм органов государства и проводимых ими мероприятий по обеспечению выполнения международных обязательств. В реализации норм международного права принимают участие различные по статусу, полномочиям, характеру деятельности органы государства. Федеральное Собрание РФ принимает законы, в том числе и касающиеся
обеспечения выполнения международных норм. Такие законы по своему существу
являются правообеспечительными и (или) конкретизирующими актами. Они
определяют конкретных субъектов реализации норм, устанавливают их
полномочия, предусматривают или конкретизируют санкции и т. д. Знаменателен
в этом смысле Федеральный закон «О порядке предоставления Российской
федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по
поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»,
принятый Государственной Думой 26 мая 1995 г. Он ориентирован на
обеспечение обязательств Российской Федерации в связи с решениями Совета Широкое распространение получили указы и распоряжения Президента РФ,
постановления Правительства РФ, ориентированные на обеспечение исполнения
международных обязательств. В числе новейших актов можно назвать указ Министерство иностранных дел РФ, согласно Положению о нем 1995 г., подготавливает предложения о выполнении международных договоров и вносит эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ. В необходимых случаях создаются межведомственные комиссии с координирующими функциями. Такова, например, Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, созданная в июле 1994 г. Характерно, что в Положении о Комиссии в числе правовых средств, которыми она руководствуется в своей деятельности, указаны и международно-правовые нормы, действующие на территории России. В перечне задач Комиссии — выработка и осуществление на основе межправительственных и межведомственных соглашений и договоренностей мероприятий в области международного сотрудничества по контролю за наркотиками. Комиссия, в частности, компетентна осуществлять контроль за ходом выполнения министерствами и ведомствами обязательств России, предусмотренных международными соглашениями в этой области. 3. Международный конвенционный механизм реализации Международный механизм как комплекс средств и институтов, используемых государствами для обеспечения реализации международно-правовых норм, состоит из двух взаимосвязанных компонентов — международного договорно- правового (конвенционного) механизма и международного организационно- правового (институционного) механизма. Международный договорно-правовой (конвенционный) механизм реализации включает правообеспечительное нормотворчество, толкование, международный контроль, правоприменение. Правообеспечительное нормотворчество. Здесь можно выделить следующие разновидности: 1) предварительное нормотворчество (в том числе создание «пробных» норм права), предшествующее созданию основных норм, реализацию которых призвано обеспечить. «Экспериментальные» нормы позволяют предопределить эффективность будущих норм, обнаружить их недостатки с целью совершенствования будущего договора; 2) конкретизация, осуществляемая или одновременно с созданием первичных,
основных норм, или в процессе их реализации. Например, одновременно с В международно-правовом регулировании конкретизация имеет исключительно
важное значение. Высокая степень обобщенности первичных норм может
затруднить реализацию, в связи с чем необходимо их развитие. Так, ст. 2 3) закрепление нормами международного права необходимых (или возможных) мер внутригосударственного правотворчества. Причем ими могут устанавливаться рамки такого нормотворчества и даже определяться содержание будущих норм внутреннего права. Статья 1 Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 г.
гласит: «Стороны обязуются принимать в законодательном или ином порядке
любые соответствующие нормы, необходимые для полного осуществления 4) установление рамок правового регулирования и (или) правового режима. 5) определение компетентных органов государства, на которые возлагаются
права и обязанности в связи с реализацией договорных норм. Так, в
межправительственном Соглашении между Российской Федерацией и Польшей об
избежании двойного налогообложения доходов и имущества 1992 г. такими
компетентными органами названы Министерство финансов Российской Федерации и Правообеспечительные нормы содержатся, как правило, в тех же договорах,
что и основные нормы — регулятивные. Однако в некоторых случаях государства
могут заключать дополнительные (специальные) соглашения во исполнение
основных. Например, соглашения о гарантиях предусматривают, что государство
может выступать гарантом какого-либо договора, в связи с чем берет на себя
обязательства поддерживать конкретное положение международно-правового
характера. Гарантии являются средством поддержания определенного статуса
территорий (например, нейтралитета). Другим примером гарантий может служить
заявление трех ядерных держав (СССР, США и Англии), которым они
гарантировали обеспечение безопасности неядерных государств — участников Толкование. Оно также является средством обеспечения реализации и
может осуществляться как в процессе нормотворчества, так и правоприменения. Международный контроль. Главное в контрольной деятельности — установление фактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствия требованиям норм права, т. е. проверка. Она осуществляется путем сопоставления информации о деятельности государства (или иных субъектов) либо путем сравнения деятельности с требованиями норм права. Основой любого метода контроля является сбор и оценка информации. Сбор информации — это получение сведений о реализации международно- правовых норм всеми законными средствами: наблюдение; аэрофотосъемка (если она разрешена договором), в том числе с использованием искусственных спутников Земли, сейсмического оборудования и других технических средств; инспектирование; обмен информацией и специальными докладами; участие в работе совещаний и т. д. Оценка информации — это сопоставление деятельности с требованиями норм. Контроль может осуществляться либо индивидуально, т. е. с помощью национальных средств, либо совместно, посредством использования международного институционного механизма: международных органов, организаций, комиссий, комитетов и др. (Комитет по правам человека. Комитет экспертов МОТ, Комиссия по наркотическим средствам , Международный комитет по контролю над наркотиками, МАГАТЭ и др.). Значительная часть международных договоров содержит специальные нормы о контролировании действительного положения в области реализации обязательств. Не случайно в таких договорах особое внимание уделяется правилам процедуры органов, их функциям и полномочиям. Государства рассматривают контроль как одно из основных средств обеспечения соблюдения договоров. Практика идет по пути усиления роли контроля, и это закономерно: когда на повестке дня стоит решение глобальных вопросов, расширение согласия и сотрудничества невозможно без надлежащих мер проверки. Выдвинута идея создания общей многонациональной системы контроля под эгидой ООН. Она поддерживается многими государствами. Правоприменение. В международно-правовом механизме реализации правоприменение представляет основанную на нормах международного права индивидуальную или коллективную деятельность государств или иных субъектов по обеспечению реализации норм в конкретных ситуациях. Правоприменительная деятельность необходима, как правило, в случаях, когда происходят «сбои» нормального процесса реализации и требуются дополнительные усилия со стороны правоприменительных органов. Поскольку круг субъектов договора или иного нормативного акта ограничен, не исключается, что правоприменительные органы могут рассматривать не какое- то конкретное дело, а ситуацию по реализации договора в целом или отдельных его положений. Правоприменительная деятельность начинается с выяснения фактических обстоятельств. Государства или иные субъекты правоприменения выбирают способы и процедуру выяснения обстоятельств, которые считают наиболее подходящими для данного случая, если такие способы специально не оговорены в договоре. Любая процедура в конечном счете сводится к получению информации об обстоятельствах реализации норм, от ее полноты и достоверности зависит правильность оценки и принятия решения. Закономерно в этой связи все большее внимание различным специальным миссиям по установлению фактов. Так, Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ предоставляет государствам — участникам СБСЕ право воспользоваться помощью миссий экспертов или докладчиков СБСЕ для решения вопросов, относящихся к человеческому измерению. Можно выделить следующие каналы получения информации о фактических обстоятельствах: а) использование данных контрольной деятельности; б) получение информации на переговорах, консультациях, в международных органах и организациях, из докладов государств; в) проведение расследования; г) судебное или арбитражное разбирательство. Правоприменительные органы не осуществляют контроль (если не являются
одновременно контролирующими), а используют информацию, полученную в ходе
контрольной деятельности специальными органами. Расследование также
предполагает сбор информации о конкретных фактах уполномоченными органами. Например, в ст. 20 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. говорится, что если Комитет против пыток сочтет целесообразным провести расследование, он назначает одного или нескольких своих членов для проведения расследования и срочного предоставления Комитету соответствующего доклада. Расследование может включать, с согласия государства-участника, посещение его территории. Полномочия по проведению расследований возлагаются на Совет Безопасности Достаточно полную и разнообразную информацию может получать Международный суд ООН. Во-первых, факты, имеющие отношение к делу, сообщают Суду сами участники спора. Он может обращаться непосредственно к государствам в целях получения доказательств на месте, требовать от представителей сторон предъявления любого документа или объяснений. Во-вторых, Суд заслушивает свидетелей и экспертов. В-третьих, он может поручить производство расследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии или другой организации по своему выбору. Юридическая квалификация и принятие решения — следующие стадии международного правоприменительного процесса. Когда деятельность государств не совместима с нормами, реакция государств и юридическая оценка этого облекаются в соответствующую форму — устное или документально оформленное сожаление, предупреждение, протест, решение о прекращении договора, применение других ответных мер и др. Обосновывая решение, правоприменитель дает юридическую оценку действиям государства-исполнителя (нарушителя), ссылаясь на нормы международного права. Таким образом, Правоприменительная деятельность завершается принятием
правоприменительного акта — решения по конкретному делу (вопросу). Примером может служить деятельность Совета Безопасности ООН в отношении Акты применения могут иметь рекомендательный характер (комитеты, комиссии принимают, как правило, рекомендации) либо содержать обязательные предписания (некоторые решения Совета Безопасности ООН, Международного суда, арбитражных судов, индивидуальные решения государств). Международная правоприменительная деятельность осуществляется в определенных организационно-правовых формах. 4. Международный институционный механизм реализации Международная правоприменительная деятельность осуществляется в определенных организационно-правовых формах, которые можно охарактеризовать как институционный механизм реализации. Право предполагает его юридическую гарантированность. Встает, таким образом, вопрос о юридической обеспеченности норм международного права в случаях спорных ситуаций их применения и в случае их нарушения. Средства содействия должны дополняться мерами по защите прав потерпевших государств, по решению споров и конфликтных ситуаций, мерами ответственности. Многие договоры содержат положения не только о содействии осуществлению их норм, но также о мерах в случаях спорных ситуаций, возникающих в процессе реализации, в том числе в связи с нарушением норм. Организационно- правовыми формами разработки и применения таких мер являются переговоры, посредничество и согласительные комиссии, консультации, встречи, конференции, международные организации и органы, международные судебная и арбитражная процедуры. В своей основе они представляют собой совокупность средств мирного разрешения международных споров. В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. принцип мирного разрешения споров обязывает государства стремиться «к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам и соглашениям или иными средствами по своему выбору». Названные и иные мирные средства могут использоваться государствами не только для разрешения споров, но и в целях решения иных проблем — международного нормотворчества (включая правообеспечительное), осуществления правоприменительной деятельности, в конечном итоге — для обеспечения реализации норм международного права. В определении места и роли той или иной организационной формы в процессе реализации норм международного права многое зависит от уровня и сферы сотрудничества, количества участников, заинтересованных в рассмотрении конкретного вопроса, от срочности, сложности и характера вопросов и других обстоятельств. Переговоры. Это — установление контактов и обмен мнениями в целях решения
вопросов, представляющих взаимный интерес для государств-участников. По числу участвующих государств переговоры делятся на двусторонние и многосторонние. Переговоры могут проводиться на различных уровнях в зависимости от статуса участвующих в них должностных лиц: на уровне специально уполномоченных, послов, министров иностранных дел. Особое значение имеют переговоры на высшем уровне — с участием глав государств и правительств. Как правило, организация и проведение переговоров — дело самих государств. Однако в определенных ситуациях они могут воспользоваться помощью третьих государств (одного или нескольких), международных органов или организаций и даже частных лиц. В зависимости от роли третьих государств различают переговоры, организованные посредством добрых услуг, и переговоры с помощью посредничества третьего государства. Ни добрые услуги, ни посредничество не являются самостоятельными формами решения проблем. Основная цель добрых услуг и посредничества — содействие мирному урегулированию споров путем переговоров. Добрые услуги. Это — деятельность третьих государств но организации проведения переговоров между спорящими сторонами. Добрые услуги могут быть оказаны либо по просьбе спорящих сторон, либо по инициативе самих третьих государств. Роль третьего государства заключается в том, что оно создает благоприятные условия для установления контактов между спорящими сторонами, содействует вступлению их в переговоры посредством выяснения и передачи условий переговоров, предлагаемых одной стороной другой стороне, предоставления территории для встречи представителей спорящих сторон, выполняет различные просьбы спорящих сторон. С началом переговоров полномочия третьего государства обычно заканчиваются, хотя оно может с согласия сторон присутствовать на переговорах. На решение спора третье государство не может повлиять. Его услугами государства воспользовались лишь для установления контакта, встречи. Посредничество — это деятельность третьих государств или международных организаций с целью не только организации переговоров, но и оказания помощи в решении спора по существу. Посредник является активным участником переговоров и имеет возможность влиять на процесс переговоров, а также на их результат. Он обязан глубоко изучить суть спора и ситуацию, возникшую в связи с ним. На основе анализа и оценки ситуации он может давать советы, рекомендации участникам переговоров, предлагать проекты такого решения. Посредничество осуществляется в интересах спорящих сторон, какие-либо
попытки навязывать решение должны быть исключены. В ст. 6 Конвенции о
мирном решении международных столкновений 1907 г. подчеркивается, что Международное право не содержит специальных процессуальных норм, регламентирующих процедуру переговоров. Стороны сами могут определять правила и руководствоваться общими принципами международного права—суверенного равенства, сотрудничества государств друг с другом, невмешательства во внутренние дела другого государства и др. Результатом переговоров может быть выяснение позиций государств, обмен мнениями по тому или иному вопросу, подписание соглашения или принятие иного решения (например, о применении мер в отношении государства- нарушителя, о передаче дела в судебные или арбитражные органы и др.). Консультации. В договорах нередко предусматривается, что наряду с переговорами государства проводят консультации, встречи, причем иногда в одном договоре речь идет и о переговорах, и о консультациях, и о встречах. На консультациях чаще всего государства обсуждают вопросы, уже урегулированные правом, дают по ним друг другу советы. Для встречи характерным является непосредственный характер, тогда как переговоры и консультации могут проводиться и путем переписки, а также по телефону. Встречи и консультации, предусмотренные в одном договоре, не противопоставляются друг другу, подчеркивается лишь необходимость более тщательной подготовки, кроме того, авторитетность одной (встречи) и оперативность, рабочий характер другой (консультации). Международные конференции. В рассматриваемом контексте международная конференция — это временный форум государств — участников договора для определения мер по обеспечению его выполнения. Основные цели конференций: обсуждение информации по исполнению договора, разработка рекомендаций, учреждение специальных органов для обеспечения выполнения обязательств по договору, рассмотрение и принятие поправок. Этот перечень не является исчерпывающим, каждая конференция может иметь свои цели и задачи в зависимости от сферы сотрудничества, намерения участников и т. д. Конференциям по рассмотрению договоров государства придают большое и все
возрастающее значение. Можно признать уже типичной ситуацию, когда,
заключая договор, государства предусматривают созыв участников договоров
для рассмотрения того, как сказано, например, в ст. 12 Конвенции о
запрещении разработки, производства и накопления запасов
бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожении В сентябре 1991 г. в Женеве состоялась третья конференция по рассмотрению
действия Конвенции. Изучив практику реализации, государства пришли к выводу
о необходимости предусмотреть определенные меры проверки. Было принято
решение об учреждении Специальной группы правительственных экспертов,
которая должна провести работу по определению критериев запрещенной и
незапрещенной деятельности. Кроме того, в целях обеспечения реализации Конференции являются необходимым и важным этапом в претворении договорных положений в жизнь, анализируя на многосторонней основе ход выполнения договора. Третья конференция (1989 г.) участников Договора о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. констатировала: ^Рассмотрение действия Договора, проведенное конференцией, подтверждает, что обязательства, принятые в соответствии со ст. 1 Договора, добросовестно выполняются всеми государствами-участниками». Важную роль сыграли конференции по другим договорам, в частности по Договору о нераспространении ядерного оружия, по Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. В силу специфики международного права проведение конференций призвано оказать действенную помощь в реализации его норм и является важным условием повышения их эффективности. Международные органы. Расширение и углубление сотрудничества государств
неизбежно ведут к усложнению организационных форм его обеспечения. Конкретные функции и порядок действия международных органов определяются
договорами, на основе которых они учреждаются, специальными соглашениями,
резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Так, Генеральная Ассамблея в 1977 г.
учредила Специальный комитет по усилению эффективности принципа
неприменения силы в международных отношениях. Во исполнение Декларации 1960
г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам в 1961 г.
создан Специальный комитет по вопросу о ходе осуществления Декларации. В
соответствии со ст. 8 Конвенции об охране всемирного культурного наследия Задача подобных международных органов — изучение и оценка действия
конкретных принципов и норм, а также разработка мер по более успешному их
осуществлению. В докладах комитетов о своей работе, в резолюциях Комитет по правам человека учрежден в соответствии со ст. 28 Создание международных органов предусматривают и другие многосторонние
договоры; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой
дискриминации 1966 г. (Комитет по ликвидации расовой дискриминации), Учреждаются также двусторонние межправительственные органы — смешанные комиссии, рабочие группы и др. Как правило, на смешанные комиссии возлагаются следующие функции: а) контроль и координация выполнения соглашений; б) разработка программ дальнейшего развития сотрудничества; в) разработка мер по решению проблем, которые могут возникнуть при выполнении соглашений; г) выработка рекомендаций по развитию сотрудничества. Международные организации. В процессе реализации норм международного
права особое место занимает непосредственная оперативная деятельность
международных межправительственных организаций. Они создаются для
координации сотрудничества государств в определенной сфере и по возможности
оказывают необходимую помощь государствам в реализации договоров в той же
сфере сотрудничества. В свою очередь государства содействуют в достижении
международными организациями их уставных целей. Так, согласно Конвенции о
мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза,
вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.,
государства-участники могут обращаться за содействием к Организации Деятельность международных организаций по оказанию помощи государствам в
развитии образования, культуры, средств информации (ЮНЕСКО), в
предоставлении оборудования, ядерной технологии и материалов для
использования их в мирных целях (МАГАТЭ), в содействии развитию сельского
хозяйства, промышленности, транспорта, здравоохранения и других сферах Что касается правового обеспечения реализации норм международного права,
то организации могут наделяться весьма широкими и разнообразными
полномочиями. Они принимают конкретизирующие и детализирующие акты Существенная роль, международных организаций также в деле решения споров. Мирное решение международных споров является важнейшей функцией ООН, В п. Мирному разрешению споров специально посвящена гл. VI Устава ООН. Совет Безопасности может: 1) потребовать от сторон разрешения спора при помощи мирных средств (п. 2 ст. 33); 2) рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования (п. 1 ст. 36); 3) рекомендовать такие условия разрешения спора, какие найдет подходящими Если стороны уладили спор после передачи его в Совет Безопасности, он прекращает дело. Вместе с тем ни одна из спорящих сторон не может прекратить дело в Совете Безопасности по своему усмотрению. Споры могут рассматриваться также в Генеральной Ассамблее ООН. В
соответствии с п. 2 ст. 11 Устава она может обсуждать и давать рекомендации
по любым вопросам, относящимся к поддержанию мира и безопасности по просьбе
любого члена Организации, государств — не членов, а также Совета Региональные структуры. Международные споры могут рассматриваться также в
региональных организациях (например, ОАЕ, ЛАГ, ОАГ) и в рамках иных форм
постоянного сотрудничества (ОБСЕ). Устав ООН рекомендует использовать
возможности региональных соглашений и органов для разрешения споров до
передачи их в Совет Безопасности. Последний же должен поощрять мирное
разрешение местных споров при помощи таких организаций. В частности, Деятельность следственных и согласительных комиссий обычно связана с нарушением норм международного права или угрозой такого нарушения. Они выясняют фактические обстоятельства нарушения норм или угрозы нарушения (в том числе посредством использования данных контрольной деятельности) и дают им юридическую оценку. Следственные комиссии. Согласно Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. следственные комиссии обязаны облегчать разрешение споров выяснением вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного расследования. Они учреждаются на основе особого соглашения между спорящими сторонами, в котором точно определяются факты, подлежащие расследованию, порядок образования комиссии, объем полномочий, а также место пребывания комиссии, язык, которым она будет пользоваться (ст. 10). Каждая спорящая сторона обязана сообщать комиссии факты, представлять
акты, бумаги и документы, которые будут необходимы для раскрытия истины Следственные комиссии являются лишь элементом системы правоприменительных органов, поскольку выполняют лишь часть функций, присущих последним,— выяснение фактических обстоятельств. В итоге своей работы следственная комиссия составляет доклад, который не имеет обязывающего значения. За государствами — участниками спора сохраняется полная свобода воспользоваться им по своему усмотрению. Согласительные комиссии. В отличие от следственных согласительные комиссии не ограничиваются выяснением фактов; они оценивают факты и могут вырабатывать условия урегулирования вопроса (или спора), хотя предложения согласительной комиссии также не являются обязательными для сторон. Международные судебные учреждения. К ним относятся судебные и арбитражные органы. Первым международным судебным органом была Постоянная палата
международного правосудия, которая действовала в соответствии со Статутом,
принятым Ассамблеей Лиги Наций в 1920 г. В 1946 г. все судьи Палаты подали
генеральному секретарю ООН заявление об отставке в связи с учреждением Международный Суд ООН является одним из главных органов Организации и ее
главным судебным органом. Его правовое положение определяется главой XIV •между государствами по их инициативе. Для участвующих в деле и согласившихся на юрисдикцию Суда государств его решение является обязательным. Европейский суд по правам человека был учрежден на основании Конвенции о
защите прав человека и основных свобод 1950 г. Его юрисдикция
распространяется на все случаи толкования и применения этой Конвенции. Экономический суд СНГ действует с 1994 г. Его статус определен ст. 32 Международный арбитраж (третейский суд) — это временный международный орган, создаваемый по взаимному согласию государств для разрешения возникшего международного спора (или споров в будущем). Общие правила учреждения и деятельности арбитражных судов закреплены в Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. Стороны, обращающиеся к арбитражному разбирательству, подписывают соглашение (третейскую запись), в которой определяется предмет спора, порядок и сроки назначения судей, их состав и полномочия и другие вопросы деятельности арбитражного органа. Решения принимаются большинством голосов, являются окончательными и обязательными для спорящих сторон. ПЛАН РАБОТЫ: 1. Понятие формы и содержание реализации норм международного права; 1) Понятие и формы реализации норм международного права 2) Содержание процесса реализации норм 2. Механизм реализации норм международного права; 1) Внутригосударственный нормативный механизм реализации 2) Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации 3) Международный конвенционный механизм реализации 4) Международный институционный механизм реализации ЛИТЕРАТУРА Проблемы реализации норм международного нрава Г. В. Игнатенко. 1999; Выполнение обязательств, вытекающих из международного договора. Захарова Н.М. М 1987 Международное право. Г. В. Игнатенко М.1995
|
|