| |||
Реферат: Территория в международном правеВведение В различных правовых системах и международном праве в целом уже вполне четко сложились общепризнанные понятия, относящиеся к территории. Значение общепланетарной территории как общего достояния всего человечества постоянно возрастает. С физической точки зрения ее отдельные составные части- водное и воздушное пространства- не признают юридических границ, устанавливаемых государствами, а сохранение этого общего достояния для грядущих поколений и экологического равновесия на планете, равно как и самой природы с ее фауной и флорой, является ныне важнейшей глобальной проблемой. После распада СССР вопрос территории, государственной границы был очень актуален. Как современницу этих событий меня интересует эта тема, поэтому для своего реферата я выбрала тему «Территория в международном праве». Понятие и виды территорий Планету Земля - ее сушу, воздушное пространство, Мировой океан, а
также космическое пространство, Луну и другие небесные тела- с точки зрения
правового режима можно разделить на три вида: Территория государств, представляет собой пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет). Международная территория- это пространство с международным режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства и которое открыто для использования всеми государствами в соответствии с международно- правовыми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.[1.,466]. Территории со смешанным режимом - это территории, на которых действуют одновременно и нормы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств. Территории со смешанным режимом условно можно разделить на две группы. Авторы учебника МГИМО МИД РФ признают также существование и территорий с особым международным режимом - это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих территорий могут входить территории первой категории или территории первых трех категорий одновременно: арх. Шпицберген, Аландские острова, Додеканезские острова, остров Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы, Луна и другие небесные тела, а также иные территории. [3.,382]. Рассмотрим более подробно государственную территорию. Государственная территория – это: - национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ каждого конкретного государства, который является полноправным и единственным ее собственником, что предусматривает право народа на владение, пользование и распоряжение, как самой территорией, так и всеми ее естественными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного сотрудничества государств на принципе взаимной выгоды и международного права; - материальная база и экологическая среда существования народа и его государства (ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования); - часть земного шара, в пределах которой государство от имени своего народа осуществляет территориальное верховенство, составляющее неотъемлемую часть государственного суверенитета. В состав государственной территории входят: сухопутная территория в пределах государственных границ, острова и анклавы независимо от их местонахождения; водная территория, включающая в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), и водные пространства внутренних морских вод и территориального моря (прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль); воздушная территория, включающая все воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства; недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства[3.,382]. Иногда применяется термин «условная территория», к которой относят
расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные,
морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические
объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей
территории. Оно может на основе специальных международных договоров
предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей
территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам. В пределах своей территории государство осуществляет верховенство. В современном международном праве территориальное верховенство в основном сводится к следующему: - власть государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся на его территории; - государство не может быть насильно лишено принадлежащей ему территории, его границы нерушимы и неприкосновенны; - в пределах государственной территории исключается публичная власть любого другого государства; - высшая власть государства осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, судебной, административной сферах; - юрисдикция государства в отдельных случаях может распространяться за пределы его территории (например, юрисдикция над морскими и воздушными судами и их экипажами); - земля и природные ресурсы государства не могут использоваться другими государствами без ясно выраженного согласия территориального суверена.[2.,92]. Осуществление территориального верховенства государством не означает, что не может быть каких-либо ограничений или запретов. Так, действия государства, позволяющего другому государству со своей территории совершать акты агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт агрессии, совершенный государством, предоставившим свою территорию (п. «f» ст.3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.).[1.,468] Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права. Правовым основанием такого изменения становится межгосударственный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками.[1.,469]. Государственные границы Государственная граница – это линия, обозначающая на картах и на местности пределы государственной территории на суше, на воде, в воздухе и в недрах, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета конкретного государства. В зависимости от места прохождения различают сухопутные, водные и воздушные границы. Сухопутная граница отделяет сухопутную территорию одного государства
от аналогичной территории другого государства и устанавливается, как
правило, в договорном порядке между сопредельными государствами с учетом
рельефа местности (орографические границы). При невозможности учета рельефа Водная граница может проходить: на озере – по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к противоположным берегам озера, независимо от изменяющегося уровня воды и изменения очертания его берегов; на судоходной реке – по главному фарватеру (тальвегу – линии наибольших глубин). В случае естественного изменения фарватера под действием денудации (текущего водного потока) граница также может соответственно изменяться (так называемые подвижные границы); на несудоходной реке – как правило, по середине реки или ее главного рукава; на водохранилищах – гидроузлов и других искусственных сооружений – по линии государственной границы до их заполнения водой, если иное не установлено международным договором между заинтересованными сопредельными государствами; на море – по внешней границе территориального моря в соответствии с национальным законодательством или соглашениями с сопредельными государствами. Воздушная граница (боковая) представляет собой вертикальную плоскость, восстановленную по линии прохождения сухопутной и водной государственной границы. Верхний высотный предел воздушного пространства, отделяющий его от космического пространства, международным правом не установлен. По утверждающемуся в международной практике мнению высотный предел воздушного пространства составляет примерно 110 км от поверхности Земли – наименьшая устойчивая высота орбиты искусственных спутников Земли. Государственная граница между сопредельными государствами определяется и устанавливается путем делимитации и демаркации, которые осуществляются смешанными комиссиями, образованными заинтересованными государствами на паритетных началах. Делимитация- это определение в договорном порядке общего направления прохождения линии государственной границы с обозначением ее на картах, схемах и планах. При делимитации составляется подробное описание прохождения линии границы, исключающее двоякое толкование, с нанесением ее на карты и схемы по специально выбранным и согласованным естественным или искусственным точкам или ориентирам (рекам, ручьям, горным вершинам, хребтам и т.д.). Демаркация – это проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками (пирамидами, столбами, буями, створными знаками, маяками и т.п.). При демаркации составляется протокол – подробное описание прохождения линии границы на местности со схемами, фотографиями и описанием каждого пограничного знака и его отличительных характеристик (размеры, цвет, характеристики огней и т.д.). При обозначении линии границы на местности возможны небольшие отклонения от делимитационного описания (особенно вблизи населенных пунктов), возникающие разногласия разрешаются смешанными комиссиями, а в особых случаях – на дипломатических переговорах. Все документы по делимитации и демаркации являются составными частями договоров о территориальном разграничении, уступке, обмене, продаже территорий и подлежат утверждению высшими органами государственной власти сопредельных договаривающихся государств. Редемаркация – это проверка ранее демаркированной границы с
восстановлением, ремонтом (заменой) ранее выставленных пограничных знаков. Взаимное уважение границ – необходимое условие мира. Международное право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других государств, от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории любого государства.[4.,7]. В современном международном праве в отношении государственных границ
утвердились два принципа – неприкосновенности и нерушимости границ. Принцип нерушимости границ получил также договорное подтверждение в В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны и содержания внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает: Порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе, размещение и регламентацию деятельности контрольно-пропускных пунктов (КПП) и таможенных учреждений, воздушные коридоры над границей и порядок пролета в них летательных аппаратов; Ведение сельскохозяйственной, производственной, транспортной, промысловой и иной деятельности в районе государственной границы, в том числе в пределах территориального моря; специальные правила проживания, перемещения и деятельности населения в пограничной зоне и въезда в нее; порядок расследования и урегулирования пограничных инцидентов и др.[3.,389]. Пограничная полоса – это расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной границы. Пограничная зона – это местность шириной до 5 км вдоль государственной
границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега
пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них
острова. Исходя из характера отношений между сопредельными государствами,
пограничная зона может не устанавливаться (например, между Швейцарией и
Международными реками следует считать те, что протекают по территории двух или более государств и неизбежно являются предметом международно- правовых отношений прибрежных государств. Международное судоходство не является в настоящее время единственным критерием международной реки, поскольку развилось использование вод этих рек в промышленных и сельскохозяйственных целях. Пересечение или разделение международной рекой территории нескольких государств создает взаимосвязь интересов прибрежных государств, что и обусловливает их взаимные права и обязанности относительно данной реки. Основным здесь является правило о том, что любое прибрежное государство должно использовать воды международной реки таким образом, чтобы при этом не наносить существенного ущерба правам какого-либо другого прибрежного государства на использование вод этой же реки. Международные реки могут подразделяться на открытые для международного судоходства, которые, как правило, пересекают территории нескольких государств, и пограничные реки, которые, как правило, разделяют территории нескольких государств. Однако эта классификация условна, так как одна и та же река может на одном участке пересекать территории нескольких государств, а на другом – разделять. [5.,86]. Судоходство по международным рекам. Ре6жим судоходства по
международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Международными реками являются Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амазонка и др.[5.,87]. Несудоходное использование международных рек. К несудоходному использованию международных рек относятся строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав и т.п. В последнее время подобные виды использования международных рек в целом имеют большее распространение, чем традиционное судоходство. Все вопросы несудоходного использования решаются или должны решаться на основе соглашения между прибрежными государствами. Единственным общим документом в этом отношении являются Хельсинские правила 1966 года, которые содержат детально разработанные статьи по таким видам использования, как распределение вод, предотвращение загрязнения, лесосплав и др. Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при
строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Международные каналы – гидротехнические сооружения, соединяющие моря и
океаны и используемые для международного судоходства (Суэцкий, Панамский, Они прокладываются по территории, на которую распространяется власть
определенного государства. Принимая решение о прокладке канала, который
будет использоваться для международного морского судоходства, государство
соглашается на изменение не только состояния части своей территории К их числу относится Конвенция относительно обеспечения свободного
плавания по Суэцкому каналу 1888 г., которая провозгласила свободное
пользование морским Суэцким каналом «на все времена и для всех государств» Заключение Для Латвии также продолжает оставаться актуальным вопрос территории
в связи с Абренской волостью. Также после восстановления независимости Вопрос территории можно рассматривать и более детально на примере отдельно взятых государств. Возможно это будет темой дальнейших работ. Литература 1. Ответственные редакторы Игнатенко Г.,Тиунов О., Международное право. Учебник для вузов.-Москва,Норма-Инфра М,1999.-569 стр. 2. Ответственные редакторы Колосов Ю.,Кузнецов В., Международное право.Учебник.-Москва,Международные отношения,1998.-618 стр. 3. Под редакцией Бекяшева К., Международное публичное право.Учебник.- Москва,Проспект,1998.-608 стр. 4. Лукашук И.,Международное право.Учебник Особенная часть.- Москва,Издательство БЕК,1997.-390 стр. 5. Ответственные редакторы Кузнецов В.,Колосов Ю.,Международное право Учебник.-Москва,Международные отношения,1994.-606 стр. |
|