| |||
Реферат: Интеграция России в систему ГАТТ/ВТО4 СОДЕРЖАНИЕ Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Глава 1. ГАТТ 1.1. История ГАТТ - - - - - - - - - - - - - - - - - - 1.2. Основные принципы ГАТТ - - - - - - - - - - - - - - - Глава 2. Система ГАТТ - ВТО 2.1. Итоги деятельности ГАТТ - - - - - - - - - - - - - - 2.2. Создание ВТО - - - - - - - - - - - - - - - - - - Глава 3. Россия и ВТО 3.1. Цели вступления в ВТО - - - - - - - - - - - - - - - 3.2. Процесс вступления в ГАТТ/ВТО - - - - - - - - - - - - 3.3. Проблемы вступления России в ГАТТ/ВТО - - - - - - - стр. 50 3.3.1. Участие государства - - - - - - - - - - - - - - 3.3.2. Регулирование импорта - - - - - - - - - - - - - 3.3.3. Регулирование экспорта - - - - - - - - - - - - - 3.3.4. Основные выводы - - - - - - - - - - - - - - - Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Приложение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - ВВЕДЕНИЕ Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом
перестройки, предусматривал прежде всего развитие торгово-экономических
отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для
модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на
экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и
продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта
задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической
деятельности России, ее децентрализации и либерализации, политического и
институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой
глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной прежде всего
на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального Именно этой проблеме посвящена настоящая работа. Основные цели работы - общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ГАТТ, характеристика проблем и перспектив России в связи с ее вступлением в ГАТТ/ВТО. Хотя сегодня стоит вопрос о вступлении России во Всемирную Торговую Принимая во внимание тот факт, что, вступив в силу в январе 1948 года, Глава 3 непосредственно связана с проблемой присоединения России к
системе ГАТТ/ВТО. Очевидно, что при решении вопроса о вступлении в ВТО
недостаточно руководствоваться лишь успешным опытом участия в этой
организации других стран. В связи с этим первый параграф Главы 3 посвящен
анализу целей вступления России в ВТО. Механизм вступления в систему В процессе написания настоящей работы была использована различная
литература, посвященная проблемам функционирования системы ГАТТ/ВТО, а
также вопросам, связанным с присоединением России к этой системе. Прежде
всего следует отметить работу А.И.Магомедовой и Е.З.Хасановой “ГАТТ:
правовая природа и структура”, опубликованную в издательстве Санкт- В работе кандидата экономических наук Чернышева С.В. “Механизм
регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ”, вышедшей в Наряду с монографиями в настоящей дипломной работе были использованы
материалы периодических изданий. В частности, статьи, опубликованные в
журналах “Внешняя торговля”, “МЭ и МО”, “Международная жизнь”, “США:
экономика, политика, идеология” и газете “Экономика и жизнь” за период с Особо следует отметить материалы научного семинара, посвященного
проблеме вступления России в ВТО, который состоялся 4-14 ноября 1996 года в Полный список использованной литературы приведен в конце работы. Глава 1. ГАТТ. Для того, чтобы в полной мере представить современную ситуацию, сложившуюся в сфере международных торговых отношений, а также оценить достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ. “Великая депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую
необходимость координации вопросов макроэкономической политики на
многостороннем уровне. Специалисты справедливо полагают, что отсутствие в
предвоенные годы международных институтов, которые определили бы “правила
игры” в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением
тяжелых времен подтолкнуло отдельные страны к сепаратным действиям,
значительно усугубив мировой экономический кризис. Так, в условиях
приближающегося спада в США для защиты от конкурирующего импорта и
стабилизации экономики был принят Закон Холи-Смута, по которому средний
уровень таможенных пошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932 году достиг Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе Серьезные и порой небезуспешные попытки международного регулирования
торговых отношений предпринимались еще до второй мировой войны. В качестве
примеров можно назвать Конвенции об упрощении таможенных формальностей Послевоенный период отмечен усилиями, направленными на создание
универсальной Международной Торговой Организации (МТО), которая наряду с Первоначально текст Соглашения состоял из трех разделов. Раздел I,
состоящий из двух статей, содержал в себе основные положения о режиме
наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации) и
списки взаимных уступок. Раздел II был посвящен торговой политике и
представлял собой своеобразный кодекс правил международной торговли. Раздел В то время, когда ГАТТ было лишь протоколом о результатах первого раунда
тарифных переговоров, проводившихся в рамках обсуждения Устава МТО, и
временным сводом правил, действующих, как предполагалось, до вступления в
силу Гаванской Хартии, вопрос о каких бы то ни было учредительских
проблемах и статусе не стоял на повестке дня. Несмотря на то, что Но когда стало ясно, что усилия по созданию МТО не увенчаются успехом Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон. Сессия Договаривающихся Сторон осуществляет нормотворческие функции. В 1954 году была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат В 1951 году был создан Межсессионный Комитет, в функции которого входило
обсуждение и составление повестки дня Сессии, рассмотрение срочных и
непредвиденных вопросов, проведение консультаций по платежно-балансовым
проблемам. В связи с растущей нагрузкой в 1958 году третья функция Совет стал оперативно-представительным органом, который собирался около
девяти раз в год в период между Сессиями для решения неотложных задач и
выполнения всей текущей работы. Совет состоял из представителей всех стран-
участниц Соглашения, а его председатель избирался на 1 год на Сессии С самого начала деятельности ГАТТ получила распространение практика
формирования временных рабочих групп в составе нескольких человек для
изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих докладов. Кроме
того, для углубленного рассмотрения важных вопросов и обычно на постоянной
основе создавались специальные комитеты. В большинстве случаев членство в
них открыто для всех Договаривающихся Сторон. Следует упомянуть некоторые
из них, действующие на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям, Особое значение имеет жюри экспертов, также входящее в организационную структуру ГАТТ, основная задача которого - осуществление профессионального наблюдения за процессом разрешения споров в ГАТТ. В 1965 году вместо существовавшей до этого должности Ответственного Таким образом, Генеральное соглашение по торговле и тарифам, являясь
многосторонним межправительственным договором, как международно-правовой
инструмент включает первоначальный текст Соглашения вместе с приложениями и
списками тарифных уступок; многочисленные протоколы и решения
договаривающихся сторон, изменяющие, дополняющие и уточняющие
первоначальный текст Соглашения; кроме того, ряд соглашений, появившихся в Наконец, следует отметить одну из важнейших тенденций развития ГАТТ - ее институционализацию, создание разветвленной сети постоянных органов, что в значительной мере способствовало превращению ГАТТ, несмотря на первоначально временный статус, в действенный многосторонний механизм регулирования международной торговли. 1.2. Основные принципы ГАТТ. Исходной посылкой, на которой строится договорная система ГАТТ, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.[5] Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального соглашения: - недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю; - использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер; - прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне; - взаимность в предоставлении торгово-политических уступок; - разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ. Остановимся кратко на некоторых статьях ГАТТ, в которых закреплены изложенные выше принципы, а также другие основополагающие положения. Режим наибольшего благоприятствования. Статья I ГАТТ, носящая во многом
ключевой характер в Соглашении, провозглашает, что страны-участницы должны
предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это
положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые
операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным
операциям. Режим наибольшего благоприятствования действует также в
отношении таможенных пошлин и любых сборов, взимаемых в связи с
внешнеторговыми операциями, а также всех правил и формальностей, с ними
связанных. Кроме того, положение о режиме наибольшего благоприятствования Режим наибольшего благоприятствования, сформулированный в Статье I, носит безусловный характер, и страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в ее полном объеме: “В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или вывозом, любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному для всех других стран-участниц”.[6] ГАТТ содержит ряд исключений из режима наибольшего благоприятствования. Национальный режим. Принцип национального режима сформулирован в Статье Таможенно-тарифное регулирование. При создании ГАТТ предполагалось, что основным, а в перспективе единственным инструментом регулирования экспорта и импорта стран-участниц будут таможенно-тарифные средства (хотя на практике это еще не всегда так). Статья XI ГАТТ оговаривает, что “ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы или на ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для территории другой страны-участницы, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов”[7]. ГАТТ содержит ряд положений, регулирующих на многосторонней основе
таможенно-тарифную политику. В Соглашении прежде всего говорится о
намерении стран, подписавших его, добиваться путем переговоров снижения
таможенных пошлин и других ограничений в международной торговле. Статья I Правила проведения переговоров о снижении таможенных пошлин, а также процедура подготовки и изменения списков тарифных уступок определяются статьями XXVII и XXVIII. Когда какое-либо государство присоединятся к ГАТТ, на него распространяются все существующие тарифные льготы. Поэтому вступающее в ГАТТ государство должно провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные предложения о снижении ставок собственного таможенного тарифа. Затем эти тарифные уступки консолидируются в списке тарифных уступок, который становится частью Генерального соглашения. Статья V провозглашает свободу транзита через территорию каждой из участвующих стран и освобождает транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов. За время существования ГАТТ статьи, касающиеся таможенно-тарифных
вопросов, значительно расширились за счет многочисленных поправок и
дополнений. Наиболее важные изменения связаны с включением новых статей Антидемпинговые и компенсационные пошлины. Статья VI ГАТТ определяет
демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что товары одной страны
поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости этих
товаров. Соглашения о толковании этой статьи (а также статей XVI, XXIII,
посвященных субсидиям) были подписаны в ходе “токийского” раунда ГАТТ В соответствии со Статьей VI ГАТТ компенсационная пошлина может налагаться на импортируемые товары в размере, эквивалентном дотации или субсидии, которая представлена прямо или косвенно на производство или экспорт этих товаров в стране происхождения или экспорта, причем в случае явного применения экспортных субсидий Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам разрешает вводить компенсационные пошлины без доказательств наличия или угрозы материального ущерба. Статья VI запрещает квалифицировать освобождение от пошлин или сборов аналогичных товаров, когда они предназначены для потребления в стране происхождения или экспорта, как субсидирование, а, следовательно, и взимать по этим причинам рассматриваемые пошлины. Таможенная оценка. Статья VII касается оценки товаров для взимания таможенных пошлин. Она устанавливает общие для всех стран-участниц принципы определения таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товара должна основываться на его фактической стоимости и не может определяться на базе произвольных или фиктивных оценок или стоимости товара отечественного происхождения. Под фактической стоимостью понимается цена, по которой этот или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в такое время и в таком месте, которое определяется законами страны импортера. В результате “токийского” раунда ГАТТ появилось Соглашение о применении Статья IX Соглашения указывает на необходимость использования курса валют, опубликованного компетентными органами страны-импортера, который должен, насколько это возможно, реально отражать соотношение паритетов валют по текущим коммерческим операциям. Количественные ограничения. В соответствии со Статьей XI ГАТТ общим правилом является отказ от применения “любых запретов или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов и других сборов”.[11] Это общее правило, однако, сопровождается целым рядом исключений и оговорок, разрешающих применение количественных ограничений: 1) в случае ограничения экспорта в целях предотвращения нехватки продовольствия; 2) в случае ограничений в связи с применением стандартов и правил о классификации, сортировке и реализации товаров, обращающихся в международной торговле; 3) в случае ограничений на импорт любого сельскохозяйственного товара или продукта рыболовства, необходимых для проведения правительственных мероприятий по корректировке положения на соответствующих рынках отечественных товаров (в целях устранения перепроизводства); 4) в случае ограничений в целях равновесия платежного баланса.[12] Важным является положение ГАТТ, закрепленное в Статье XIII, которое устанавливает недискриминационное применение количественных ограничений, то есть в отношении количественных ограничений применяется режим наибольшего благоприятствования. Субсидии. ГАТТ в принципе отвергает практику субсидирования как производства так и экспорта. Хотя в Соглашении не содержится прямого запрета на применение субсидий, оно увязывается с определенными требованиями. Во-первых, каждая страна-участница обязана письменно уведомлять о любых
субсидиях, которые оказывают воздействие на масштабы торговли прямо В ходе переговоров “токийского” раунда ГАТТ было разработано Соглашение о толковании и применении статей VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс о субсидиях), часть II которого целиком посвящена субсидиям. В частности, конкретизированы критерии, дающие основания договаривающимся сторонам требовать отмены субсидий, применяемых одной из них, более подробно разработана процедура консультаций, урегулирования споров и применения ответных мер в случае, когда доказано, что субсидия не соответствует положениям Статьи XVI. К числу запрещенных субсидий Кодексом, в частности, отнесены: прямые правительственные субсидии фирме или отрасли промышленности, зависящей от экспортных заказов; программы удержания валюты или любая аналогичная практика, которая предусматривает надбавки (премии) за экспорт; обеспеченные или санкционированные правительством льготные транспортные или фрахтовые расходы; предоставление правительством на льготных условиях (по сравнению с производством на внутренний рынок) товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт; различные виды льгот при налогообложении; предоставление экспортных кредитов по заниженным ставкам. Несмотря на то, что за неправомочное применение субсидий ГАТТ предусматривает определенные санкции, вопросы субсидирования являются наиболее острыми в переговорной практике участников Соглашения. Чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров. Статья XIX ГАТТ
устанавливает правила использования “защитных мер” при импорте отдельных
товаров. Она предусматривает, что “если в результате непредвиденных
обстоятельств и выполнения взятых на себя какой-либо Договаривающейся Общие исключения. Статьи XX и XXI ГАТТ образуют группу исключений общего для всех стран-участниц характера. Применяя их страны должны соблюдать два условия: во-первых, такие меры должны применяться на недискриминационной основе, и во-вторых, они не должны иметь характер скрытых ограничений торговли. При соблюдении этих условий ничто в Соглашении не должно трактоваться как препятствие принятию или осуществлению какой-либо страной- участницей мер: необходимых для защиты общественной морали; необходимых для охраны жизни и здоровья человека, животных и растений; относящихся к импорту или экспорту золота и серебра; необходимых для обеспечения соблюдения законов и постановлений (не находящихся в противоречии с положениями ГАТТ), в том числе о выполнении таможенного законодательства, законодательства о торговых монополиях, об охране патентов, торговых марок и авторских прав; относящихся к товарам, производимым трудом лиц, находящихся в заключении; принимаемых для охраны национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценности; относящихся к предотвращению истощения природных ресурсов, если подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства и потребления; связанных с ограничением экспорта отечественных материалов, необходимого для обеспечения этими материалами отечественной обрабатывающей промышленности; существенных для приобретения или распределения товаров, дефицитных для отдельных районов или повсеместно. Важное значение для обеспечения национальной безопасности стран-участниц Ничто в ГАТТ не должно быть истолковано: - как требование к какой-либо стране-участнице предоставлять такую информацию, раскрытие которой она может рассматривать как противоречащее интересам ее безопасности, или - как требование к какой-либо стране-участнице, препятствующее предпринимать такие действия, которые она считает необходимыми для охраны существенных интересов своей безопасности а) в отношении расщепляемых материалов или материалов, из которых они получаются, б) в отношении торговли оружием, боеприпасами и военной техникой, в) если эти действия предпринимаются в военное время или других чрезвычайных обстоятельствах, или - как требование к какой-либо стране-участнице, препятствующее предпринимать какие-либо действия во исполнение ее обязательств на основании Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности. Таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья XXIV ГАТТ
устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы На основе ГАТТ и в значительной мере по инициативе ГАТТ в рамках Совета
по таможенному сотрудничеству и в других международных организациях
разработан ряд конвенций, регламентирующих многие стороны действия
таможенно-тарифных систем. Эти положения смыкаются с положениями ГАТТ,
создавая единую систему норм, требований и правил, на основе которых
функционирует современная международная торговая система. Более того,
национальные торгово-политические системы стран-участниц ГАТТ и многие
области их внутреннего экономического механизма построены на положениях Глава 2. СИСТЕМА ГАТТ/ВТО. В течение первых трех десятилетий существования ГАТТ его деятельность была почти исключительно сосредоточена на либерализации международной торговли путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. В результате средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40-50% в конце 40-х годов до 8-10% к началу 70-х годов. Это в свою очередь стало важным фактором стимулирования экономического роста и развития международной торговли в послевоенны годы: за период с 1950 года по 1975 год мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.[16] Однако одновременно со снижением таможенных тарифов все более заметным
явлением в мировой торговле становились нетарифные ограничения, т.е.
различного рода административные меры, затрудняющие доступ иностранных
товаров на внутренний рынок. По этой причине в ходе “токийского” раунда
многосторонних торговых переговоров 1973 - 1979 годов (седьмого по счету)
сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена благодаря заключению
отдельных соглашений (всего 12), регламентирующих вопросы правил таможенной
оценки, технических барьеров в торговле, импортного лицензирования,
введения антидемпинговых и компенсационных пошлин, процедуру
правительственных закупок. В результате проведенных в те же годы тарифных
переговоров средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых стран-
членов ГАТТ была еще раз понижена, составив 4-5%. В ходе “токийского”
раунда переговоров по инициативе ведущих развитых стран, прежде всего США и Тем не менее множество нерешенных вопросов осталось в международной торговле и после “токийского” раунда. Более того, со времени его окончания стали накапливаться новые проблемы. Глобализация мировой экономики, включая валютно-финансовую сферу, научно-
техническая революция привлекли внимание к такому феномену, как
международная торговля услугами. Долгое время предоставление услуг На повестку дня также выдвинулся вопрос о выработке общих норм в отношении торговых аспектов инвестиционной политики. Во многих странах существуют достаточно жесткие требования в отношении иностранных инвестиций. Зачастую иностранным инвесторам предписываются сферы и отрасли приложения их капиталов, ставятся условия в отношении доли продукции, поставляемой на экспорт, найма местной рабочей силы, использования компонентов и материалов местного производства и др. Подобные меры государственного регулирования воспринимались крупными западными компаниями как дискриминационные и отрицательно влияющие на свободный перелив капитала и, следовательно, как барьер в международной торговле. По инициативе США данная проблематика все настойчивее выдвигалась в рамках ГАТТ. В начале 80-х годов на заседаниях органов ГАТТ также периодически стал
подниматься вопрос о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Помимо упомянутых вопросов, получивших название “новых проблем” (и
охватываемых сегодня уже рамками ВТО), в рамках ГАТТ осталась масса Несмотря на то, что средневзвешенная ставка импортного таможенного тарифа развитых стран после переговоров “токийского” раунда составила лишь около 5%, средние показатели далеко не полно отражали реальный уровень таможенно-тарифного обложения. Так, в ЕС, Японии и США на ставки таможенного тарифа, превышавшие 10%, приходилось соответственно 21,5, 17,1 и 16,0% общего количества тарифных позиций.[18] Причем большая часть высоких ставок применялась в отношении импорта продовольствия, текстиля и одежды, т.е. основных экспортных статей развивающихся стран. Важной проблемой была и низкая доля “связанных” (т.е. не изменяемых в сторону повышения) тарифов. У развитых стран это касалось в основном сельскохозяйственной продукции, у развивающихся - товаров всех категорий, что давало возможность в одностороннем порядке повышать уровень таможенного обложения, ухудшая условия доступа на свои рынки. Традиционно болезненной темой для ГАТТ была торговля
сельскохозяйственной продукцией. Исторически сложилось так, что под
предлогами “особой социальной значимости” или “обеспечения
продовольственной безопасности” рядом стран (США, Швейцария, ЕС, Япония)
этот сектор торговли был фактически выведен из сферы регулирования ГАТТ. Излишне говорить, что подобные односторонние права служили источником конфликтов с другими странами, лишенными такого права, в том числе и с конкурентноспособными производителями сельскохозяйственной продукции. В более общем плане строгий запрет, накладываемый правилами ГАТТ на экспортные субсидии для готовой продукции, фактически не распространялся на сельскохозяйственные товары, что с годами привело к поистине абсурдной ситуации: при том, что в некоторых африканских регионах люди умирали от голода семь ведущих стран ОЭСР, по оценкам, тратили в год 65 млрд. Долларов на экспортные субсидии, с их помощью отбирая друг у друга рынки сбыта продовольствия и истощая национальные бюджеты. Попытки в ходе предыдущих раундов МТП ввести сельскохозяйственную торговлю в общие рамки ГАТТ традиционно заканчивались безрезультатно. Постоянным раздражителем для развивающихся стран являлся и вопрос
мировой торговли текстилем и одеждой, в которой они обладают сравнительным
преимуществом. Именно по этой причине еще в начале 60-х годов под предлогом Серьезную проблему представляла процедура введения защитных мер в случае
резкого увеличения импорта (так называемая защитная оговорка ст.XIX ГАТТ). Поэтому на практике широкое распространение получили соглашения о так
называемом добровольном ограничении экспорта, в соответствии с которыми
страны-экспортеры (чаще всего “новые индустриальные страны” - Бразилия, Все эти вопросы были поставлены на повестку дня “уругвайского” раунда Весь “пакет” договоренностей, достигнутых в результате переговоров Таким образом, результаты “уругвайского” раунда переговоров в рамках В ходе переговоров многие статьи ГАТТ, в частности, касающиеся правил определения происхождения товара, импортного лицензирования, таможенной оценки товара, участия государства во внешнеторговых операциях и технических барьеров в торговле получили новую интерпретацию. Суть изменений этих статей является отражением процесса перехода от общих к более конкретным, а, следовательно, более эффективным правилам и процедурам. Заключение этих соглашений должно также обеспечить условия для формирования обоснованного с юридической точки зрения, а не получившего распространение политизированного, подхода к решению спорных вопросов. Однако, наряду с очевидным успехом многосторонних торговых переговоров, следует упомянуть о том, что некоторые проблемы так и не нашли разрешения в контексте основополагающих принципов ГАТТ, провозглашающих открытый, недискриминационный режим международной торговли и инвестирования. Так, например, соглашения по экспортным субсидиям, по замене нетарифных ограничений тарифными вряд ли можно в общем характеризовать как меры, значительно либерализирующие режим международной торговли. Пересмотренные положения антидемпингового кодекса равно как и новый кодекс по инвестициям пока не способны обеспечить решение фундаментальной проблемы честной конкуренции в рамках открытой мировой экономики - вероятность коллизии между конкуренцией и торговой политикой все еще высока. Кроме того соглашения по международным инвестициям не учитывают всей важности прямых иностранных инвестиций для международной интеграции и экономического развития. Вероятно, вопрос о создании кодекса по международным инвестициям, в полной мере отражающего принцип недискриминации в этой сфере, должен стоять на повестке дня будущих переговоров. Таким образом, несмотря на некоторые неудачи, завершение в
многосторонних торговых переговоров “уругвайского” раунда в рамках Однако очевидно, что достигнутые договоренности являются лишь
юридическим закреплением новой системы международной торговли. Поэтому при
всей значимости результатов “уругвайского” раунда не меньшее значение
приобретает их практическое применение. В этой связи отдельного
рассмотрения заслуживает вопрос о превращении ГАТТ во Всемирную Торговую 2.2. Создание ВТО Принимая решение о создании ВТО, Договаривающиеся Стороны руководствовались следующими общими соображениями: во-первых, особым значением, которое придается развитию международной торговли с точки зрения роста уровня благосостояния; во-вторых, своей приверженностью к принципам справедливой и свободной торговли; и в-третьих, той исключительной ролью, которую уже сыграли соглашения и договоренности ГАТТ в создании равных возможностей для участников международной торговли. Несмотря на все свое влияние, ГАТТ было раздроблено и с точки зрения
статуса несовершенно еще на самом начальном этапе, когда попытки создания Основной целью создания ВТО стала замена старой, раздробленной системы Система ВТО призвана выполнять следующие функции: - она действует как комплекс согласованных на многосторонней основе правил, регулирующих поведение правительств стран-членов в торговле. По существу, это правила поведения государств и их торгующих субъектов на мировых рынках; - она выполняет роль форума для торговых переговоров, направленных на либерализацию торговли и обеспечение ее большей предсказуемости либо путем открытия национальных рынков, либо путем укрепления и расширения самих правил; - она выполняет роль международного суда, позволяющего правительствам стран-членов ВТО разрешать споры между собой. До создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые
приходилось около 90% мирового товарооборота. Из крупных стран лишь Россия
и Китай находились вне ее рамок, однако Китай, бывший одним из основателей Подводя итог, следует подчеркнуть, что система ГАТТ/ВТО занимает центральное место в регулировании системы международных экономических отношений, а устанавливаемые ГАТТ/ВТО нормы являются, по существу, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любая страна обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к ней не применяются общие правила. Это побуждает присоединяться к системе ГАТТ/ВТО. Глава 3. РОССИЯ И ВТО На фоне вышеизложенного можно сфокусировать внимание на том, чем для Что касается сельского хозяйства, то российские природные преимущества
смогли бы вновь сделать эту отрасль ведущей силой в экспортной торговле Сектор сферы обслуживания в настоящее время является одной из крупнейших областей роста российской экономики, чей потенциал по части экономического подъема и создания рабочих мест только начинает проявляться. Как и в случае с сельским хозяйством, более стабильная международная среда может лишь ускорить развитие внутри страны. Когда же Россия станет полноправным членом ВТО, эти сектора, как и другие, получат дополнительные возможности расширенного доступа к рынку и юридической защищенности. Став членом ВТО Россия сможет воспользоваться всеми предоставляемыми членам ВТО торговыми преимуществами, одобренными участниками “уругвайского” раунда. (Однако, в равной степени России придется принять на себя все обязательства, согласованные в рамках многосторонних переговоров.) Она получит право экспорта своей продукции и услуг на рынки стран ВТО при размере пошлин и уровне обязательств, согласованных на “уругвайском” и предыдущих раундах ГАТТ. Это включает в себя тарифные ограничения, которые будут распространяться почти на 100% российского экспорта промышленных товаров в развитые страны, причем почти половина этих товаров должна подлежать беспошлинному ввозу.[24] Россия получит доступ к единственному многостороннему форуму по торговле, а также получит право пользоваться возможностями ВТО для разрешения торговых споров в случае, если ее права будут нарушены другими странами-членами ВТО. Дополнительная юридическая безопасность, получаемая российским экспортом при условии членства России в ВТО, вероятно, будет способствовать укреплению делового доверия к экспортному сектору, а также увеличит перспективу на увеличение иностранного инвестирования. Другие преимущества, может быть, менее заметны, но также важны. Для Кроме того, надежная юридическая система ВТО жизненно важна для стран переходного периода, которые принимают участие или хотят принимать участие в процессах региональной интеграции, так как членство в многосторонней торговой системе укрепляет их позиции на переговорах с региональными группами и четко закрепляет их в рамках правил, принятых обеими сторонами. Наконец, ВТО также предоставляет возможность укрепления глобального взаимодействия при разработке экономической политики. ВТО обладает особым мандатом на развитие сотрудничества с МВФ и Всемирным Банком для достижения этой цели. В свете сотрудничества России с этими международными финансовыми структурами она только выиграет от укрепления взаимодополняемости между их работой и деятельностью многосторонней системы торговли. 3.2. Процесс вступления России в ГАТТ/ВТО. В основополагающих документах Генерального соглашения по тарифам и
торговле не содержится отказа во вступлении в эту организацию любой стране
мирового сообщества. Статья XXXIII Соглашения гласит: “Правительство, не
участвующее в этом Соглашении, или правительство действующее от имени
отдельной таможенной территории, обладающей полной автономией в ведении
своих внешних коммерческих связей или других дел, предусмотренных этим
соглашением, может вступить в это соглашение от своего имени или от имени
той территории на условиях, которые будут согласованы между таким
правительством и Договаривающимися Сторонами”.[26] Причем решение о
вступлении может быть принято большинством в две трети стран-участниц Сама процедура вступления в ГАТТ состоит из нескольких общих моментов: Соглашения. По подобной схеме развивались взаимоотношения России с ГАТТ. СССР в 1986
году заявил о своем намерении присоединиться к ГАТТ. В 1990 году СССР
получает в ГАТТ статус наблюдателя.[27] Практика установила, что страны
наблюдатели могут присутствовать на сессиях ГАТТ, а при определенных
условиях - на заседаниях органов ГАТТ. Они могут делать заявления и
участвовать в дискуссии. Правительства стран-наблюдателей на регулярной
основе получают основные документы и материалы ГАТТ. Положения Генерального
соглашения, однако, не распространяются на страны-наблюдатели, и они не
несут каких-либо обязательств перед договаривающимися сторонами. В середине июня 1993г. Совет Генерального соглашения по тарифам и
торговле (ГАТТ) рассмотрел заявление со стороны России о присоединении к
этому соглашению. При полном согласии всех стран-членов Совета было решено
принять заявление России и учредить рабочую группу Совета для разработки
условий присоединения России к ГАТТ/ВТО. Меморандум о внешнеторговом режиме В соответствии с установившейся практикой в ответ на этот меморандум члены ВТО передали вопросы правительству Российской Федерации. Всего их насчитывается около четырехсот.[28] Ожидается, что в ближайшее время Россия полностью ответит на все вопросы и переговоры по присоединению к ВТО смогут подвигаться дальше. Вопросы касаются каждого элемента режима внешней торговли, включая вопрос эксклюзивной или общей юрисдикции центральных или местных органов власти в вопросах торговли, а также роли различных министерств и других государственных ведомств в вопросах торговли. Что более важно, вопросы касаются намерений правительства Российской Вопросы о системе валютно-финансовых отношений, мерах по достижению конвертируемости рубля и о бюджетных выкладках дают четкий сигнал о том, что члены ВТО хотели бы, чтобы процессы экономической трансформации и реформы были доведены до конца. Конечно же, множество вопросов посвящено тарифам, таможенному режиму и намерениям правительства твердо следовать процессам либерализации торговли, включая ликвидацию нетарифных мер применительно как к импорту, так и экспорту товаров. Другие вопросы касаются отношений Российской Федерации с другими странами СНГ, выполнения Россией положений Соглашения по интеллектуальной собственности, равно как и политики в области сферы обслуживания. На первый взгляд этот список может испугать, но лучше подойти к его
рассмотрению с ясным пониманием того, что требуется для ответов на эти
вопросы. Кроме того, важно подчеркнуть, что “ВТО и ее члены готовы помочь
странам, подающим заявки, соответствовать необходимым требованиям. В рамках
возможностей ВТО техническое содействие странам, подавшим заявки, имеет
приоритетное значение.”[29] Это могут быть курсы обучения или семинары в
данном государстве или предоставление экспертной помощи в области
проведения торговой политики, соответствующей принципам ВТО. Программа
подготовки дает возможность государственным служащим проходить в ВТО курс
интенсивного обучения. Российские государственные служащие уже принимали
участие в подобных курсах, последние из которых оплачивались Соединенными Таким образом, путь России в ГАТТ/ВТО связан с длительным и нелегким
процессом разработки условий участия России в мировой торговле. Прежде
всего, следует отметить, что система ГАТТ/ВТО создавалась десятилетиями. 3.3. Проблемы вступления России в ГАТТ/ВТО. Как уже отмечалось, при вступлении в систему ГАТТ/ВТО Россия получит не только права, защищающие ее экспорт, но и возьмет на себя соответствующие обязательства в области импортной политики. Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость изменения
существующей торговой политики, а следовательно, увеличат необходимость
продолжения перестройки российской экономики. России придется пересмотреть
таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в В действительности необходимые корректировки импортной политики могут также оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политической точки зрения проводить линию, которая заставляла бы предприятия сталкиваться с иностранной конкуренцией, модернизировать и перестраивать производство в направлениях, где они имеют всемирное конкурентное преимущество. Это относится ко всем странам, независимо от экономической системы и процедуры принятия решений. “При разработке торговой политики голоса, выступающие против изменений, чаще звучат громче, нежели голоса поддерживающие изменения, необходимые для развития экономики.”[30] Ведение национальной торговой политики в рамках принципов ВТО помогает правительствам поправлять этот дисбаланс давления с разных сторон, отражающийся на разработке торговой политики, а также вести торговую политику, служащую долгосрочным интересам социального и экономического развития, а не краткосрочным секторальным интересам. Итак, членство в ВТО - это не просто вступление в клуб избранных, а, скорее, принятие обязательств, построенных на взаимной основе. Рассмотрим основные проблемы внешнеторгового режима России в контексте требований, предъявляемых к ней в связи с вступлением в ВТО. 3.3.1. Участие государства во внешнеторговой деятельности. Основные институциональные изменения в этой сфере произошли в ноябре Однако, вовлеченность государства во внешнеторговую деятельность в
разных формах остается на достаточно высоком уровне. Так, двусторонние
межправительственные соглашения, заключенные Россией со странами СНГ,
сохраняют признаки государственного контроля за внешней торговлей. Наряду с двусторонними соглашениями со странами СНГ другие сектора
внешней торговли также были подвержены вмешательству государства. В 1992 и Продолжающийся процесс приватизации также окажет определенное влияние на внешнеторговую деятельность, так как некоторые государственные производители, являющиеся крупными внешнеторговыми агентами, вовлечены в этот процесс. Например, Газпром, крупнейший в мире производитель газа, уже предложил к продаже около 38% своих акций. Аналогичные изменения формы собственности ожидают нефтяную компанию Лукойл. Итак, несмотря на то, что существенный прогресс в решении проблемы государственного вмешательства во внешнеторговую деятельность очевиден, некоторые области все еще находятся под централизованным контролем. Прежде всего речь идет о двусторонних торговых отношениях России со странами СНГ и о экспорте стратегического сырья.
Российская Федерация достаточно успешно справляется с задачей
формирования всесторонней юридической и институциональной инфраструктуры в
сфере импорта. Прежде всего следует упомянуть введение нового Таможенного Таможенный Тариф Российской Федерации, введенный в середине 1992 года,
содержи четыре колонки: I) наименее развитые страны (нулевая ставка); II)
развивающиеся страны-члены Общей Системы Преференций (1/2 базовой ставки по
режиму наибольшего благоприятствования (РНБ); III) страны, которым
предоставлен РНБ (так называемая базовая ставка); IV) страны, которым не
предоставлен РНБ (двойная базовая ставка). Пошлинами облагается около 70%
импорта России. На момент введения Тарифа базовая ставка РНБ составила в
среднем 5%.[32] Однако неоднократные пересмотры ставок Таможенного Тарифа в
период с 1993 по 1995 год привели к значительному увеличению средней ставки
и дифференциации тарифов, причем, если изменение ставок Тарифа в 1992 - В дополнение к таможенным пошлинам, импорт в Россию облагается таможенным сбором составляющим 0.15% от стоимости товара. Другая проблема связана с применением таможенных формальностей. В настоящее время различные товары ввозятся в Российскую федерацию беспошлинно: мясо, рыба, молоко, пшеница, цинк, локомотивы, холодильники, медицинский инструмент, сельскохозяйственная техника, пластмассы и т.д. С февраля 1993 года большая часть импортных товаров, за исключением продовольственных товаров, медикаментов и обуви, облагается 20% налогом на добавленную стоимость. Целый ряд товаров (предметы роскоши, табачные изделия и спиртные напитки) облагается акцизом, ставки которого могут составлять от 10 до 250% от таможенной стоимости товара. Импортное лицензирование распространяется на ограниченную долю импорта (3%).[33] Доходы государственного бюджета от таможенных пошлин и сборов составили
в 1993 году 2 256 млрд. рублей (13.2% совокупных доходов бюджета).[34] Как уже отмечалось, наиболее значительное достижение в области
либерализации импорта связано с упразднением системы централизованного
импорта в 1994 году. Однако недавнее увеличение ставок таможенного тарифа
свидетельствует о неустойчивости процесса либерализации импортной политики,
возникающей, вероятно, благодаря протекционистскому давлению со стороны
некоторых отраслей, традиционно имеющих в распоряжении мощные политические
рычаги - сельскохозяйственный сектор, автомобильная промышленность. 3.3.3. Регулирование экспорта. Большая часть экспортных ограничений приходится на продукцию топливно-
энергетического комплекса и сырьевые товары. А поскольку эти товары
являются основным содержанием российского экспорта, экспортные барьеры
охватывают значительную его долю. Наиболее значимыми ограничениями являются
экспортные квоты, которые действуют как количественные ограничения и
предполагают жесткое государственное регулирование. Большая часть квот
распределена МВЭС среди государственных внешнеторговых компании, и лишь
незначительная их часть (около 5%) была предложена к продаже на аукционах. Экспортные пошлины, введенные в январе 1992 года, распространяются прежде всего на природные ресурсы и затрагивают около 75% российского экспорта.[35] За год количество товарных групп, подлежащих обложению экспортными пошлинами сократилось с 53 до 29. С февраля 1993 года экспортные пошлины распространяются также на торговлю со странами СНГ, исключая межправительственные поставки. Несмотря на частые корректировки экспортных пошлин, общая тенденция к сокращению объема облагаемых пошлиной товаров сохраняется. Все товары, экспортируемые из Российской Федерации, за исключением сырой нефти и газа, освобождены от налога на добавленную стоимость и акцизов. Экспортное лицензирование, ранее распространявшееся на энергию и
сырьевые товары, теперь ограничено узким кругом товаров, чей экспорт
регулируется в рамках двусторонних торговых соглашений. В соответствии с В ответ на рост начатых антидемпинговых расследований в отношении российского экспорта правительством было принято Постановление о мерах по урегулированию торговых споров в связи с экспортом российских товаров, в соответствии с которым правительство уполномочено лишать лицензий и вводить ограничения на экспорт в отношении фирм, осуществлявших недобропорядочную торговую деятельность. Подводя итог характеристике экспортного регулирования в Российской 3.3.4. Основные выводы. По мнению экспертов, информация, переданная правительством Российской Однако российский торговый режим еще далеко не полностью соответствует
требованиям, предъявляемым к стране, желающей вступить в систему ГАТТ/ВТО. Ряд проблем существует в сфере внешнеторговой практики России. Так, ее внешнеэкономические связи с зарубежными странами значительно осложнены из- за нерешенных вопросов, связанных с платежами. Значительная доля внешней торговли России приходится на бартерные сделки, несмотря на временные запреты и предельно высокие ставки налогообложения подобных сделок. Кроме того, во внешнеторговых отношениях России с зарубежными государствами над многосторонним преобладает двусторонний подход, что характеризует эти отношения как недостаточно развитые и неприспособленные к современным потребностям мировой торговли. Открытыми остаются вопросы о практике правительственных закупок. Благодаря унификации обменного курса и улучшениям в функционировании валютного рынка удалось значительно либерализовать валютный режим. Однако проводимая валютная политика зачастую не стыковалась с другими мерами регулирования внешней торговли. Так, экспортный эффект от падения реального курса рубля в 1991 - 1992 годах был практически сведен на нет чрезмерным экспортным контролем и высокими экспортными пошлинами. Фактическое увеличение экспорта в этот период, вероятно, объясняется другим обстоятельством, а именно сокращением совокупного внутреннего спроса. Таким образом, можно выделить основные препятствия на пути реформы внешнеторговой политики в Российской федерации. Во-первых, взаимное несоответствие и противоречивость различных направлений внешнеторговой политики. В этом отношении, наиболее показательным примером является наличие жестких экспортных ограничений в условиях, когда между внутренней и мировой ценой устанавливается устойчивая разница. Во-вторых, отсутствие согласованности между проводимой торговой политикой и целями общеэкономической реформы - значительное импортное субсидирование определенно не увязывается с декларируемыми бюджетными ограничениями. В- третьих, неразвитость (даже по сравнению с другими странами с переходной экономикой) финансового сектора, его нестабильность и диспропорции, которые препятствуют созданию благоприятных условий для финансовой поддержки торговли и снижению все еще высокой доли бартерных сделок. В целях повышения эффективности макроэкономического регулирования экономики Российской Федерации предстоит решать задачу дальнейшей децентрализации внешних экономических связей одновременно с решением вопросов, связанных с распределением полномочий между федеральными и местными органами власти. Принимая во внимание сложную внутриполитическую ситуацию в России, связанную с объективным стремлением центральной власти укрепить свои позиции и ужесточить контроль, процесс распределения полномочий обещает быть довольно сложным. С другой стороны, чрезмерная децентрализация, в результате которой различные министерства получат большой объем полномочий, может увеличить вероятность возникновения лобби со стороны крупных промышленных или иных групп, целью которого станет установление для них привилегированного режима. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особенно важным итогом перестройки экономики и режима торговли
становится обновление многосторонней системы торговли России через ВТО. Российское правительство признало это, сделав официальную заявку на присоединение к ВТО. Сам процесс вступления в эту организацию должен сыграть важную роль в поддержке экономической либерализации, а решительное начало должно убедить иностранных инвесторов в российской приверженности реформам. Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные с ними, пойдут в одном направлении с российскими экономическими реформами, нацеленными на построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это подведет реформы вплотную к благоприятному международному уровню и, по завершении процесса вступления, вознаградит совокупностью новых возможностей торговли, недоступных за пределами системы ВТО. Подводя итог рассмотрению реформы внешнеторговой политики в России в рамках проблемы присоединения России к системе ГАТТ/ВТО, обобщим стоящие перед ней цели: 1. Приоритетное применение ценовых методов и механизмов в регулировании внешней торговли. В регулировании импорта основным инструментом должны стать таможенные тарифы. В отношении экспорта существующие экспортные квоты должны быть постепенно заменены на экспортные пошлины, которые соотносились бы с разницей между внутренней и мировой ценой. 2. Упразднение правительственных закупок. После отмены централизованного импорта, практика централизованного экспорта должна быть также исключена, равно как и разрешительные процедуры для экспортеров. 3. Приоритет многостороннего подхода к внешнеэкономическим отношениям. 4. Расширение экспорта и диверсификация его географической и товарной структуры. Основным приоритетом здесь является устранение существующих экспортных барьеров, в частности лицензирования и различных экспортных пошлин. 5. Формирование адекватной системы защитных мер в отношении импорта. 6. Отказ от использования инструментов регулирования внешней торговли в других, не связанных с этой сферой деятельности, целях. В частности, поддержание приемлемого уровня бюджетных поступлений не может осуществляться за счет увеличения ставок таможенных тарифов и других, связанных с торговлей, налогов и сборов. Таким образом, анализ показывает, что прогресс реформы внешнеторговой
политики тесно связан с макроэкономической стабилизацией и с прогрессом,
достигнутым в процессе перехода к рыночным принципам ведения хозяйства. Россия, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то, что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с “мертвой точки”, процесс ее превращения в полноправного участника международных экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться России в этом направлении очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти трудности. Ответственность за реализацию реформы внешнеторговой сферы лежит, безусловно, на правительстве России. Однако большое значение имеет международная поддержка процесса интеграции России в многостороннюю систему международой торговли, прежде всего за счет улучшения условий доступа российской продукции на западные рынки. ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1. |Показатели |1993 год |1994 год |1995 год |
Таблица 2. |Показатели |1993 год |1994 год |1995 год |
Таблица 3. | |1994 |1994 |1995 |1995 |
Список использованной литературы: Монографии 2. Магомедова А.И., Хасанова Е.З. “ГАТТ: правовая природа и структура”, 3. Чернышев С.В. “Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ”, Сборник научных трудов, Всесоюзный Научно-исследовательский 4. Bronkers M. “WTO implementation”, Hearing before the US Senate, 104th 5. “Regionalism and the world trading system”, World Trade Organization, Статьи и публикации 7. Васильев Ю.А. “Роль ГАТТ в международно экономической интеграции”, 8. Дюмулен И. “Торгово-политическая система ГАТТ: принципы, правовые нормы и правила”, Внешняя торговля, М. - 1993 г. №7/8, стр. 34-44. 9. Купалов И.В. “Многостороннее регулирование торговли и инвестиций в
рамках ГАТТ”, Московский журнал международного права, М. - 1994 г. №1, стр. 10. Куттнер Р. “Единому рынку - общие правила”, Бизнес уик, М. - 1992 г. 11. Монгуш Т.Ф. “Регулирование международного обмена услугами”, США: 12. Овчинников К. “Что ждет Россию в ГАТТ?”, Экономика и жизнь, М. - 1994 г. №52, стр. 2. 13. Полуэктов А. “Многосторонняя система ГАТТ: до и после “уругвайского” раунда”, Внешняя торговля, М. - 1994 г. №4, стр. 23-36. 14. Полуэктов А. “Важнейший этап на пути на мировой рынок”, Внешняя торговля, М. - 1995 г. №7/8, стр. 11-18. 15. Сабельников Л.В. “Генеральное соглашение по торговле услугами”, БИКИ, 16. Сазерленд П. “Россия и Всемирная Торговая организация”, Международная жизнь, М. - 1995 г. №9, стр. 118-124. 17. Ситников В. “Уругвайский” раунд ГАТТ: Россия становится полноправным
участником международной торговли”, Joint Ventures, М. - 1994 г. №3, стр. 1- 18. Смирнова Е.В. “ГАТТ - завершение “уругвайского” раунда”, БИКИ, М. - 19. Тайгунов А. “Как вступают в ГАТТ”, Внешняя торговля, М. - 1990 г. №6, стр. 23-29. 20. Ушачев И. “Проблемы интеграции России в мировое сообщество”, АПК: экономика, управление, М. - 1996 г. №1, стр. 14-20. 21. Charnovitz S. “The World Trade Organization and social issues”, Journal of world trade, Geneva. - 1994, #5, pp. 17-33. 22. Charnovitz S., Wickham J. “Non-governmental organizations and the
original trade regime”, Journal of world trade, Geneva. - 1995, #5, pp. 111- 23. Sabelnikov L. “Russia on the way to the World Trade Organization”, 24. Sanford J. “World Trade Organization opens global markets”, Business
- Overview of the Uruguay Round of Multilateral Trade Negotiations - Designing new trade policies in the New Independent States: The Case of - Trade Barriers in the Russian Federation. (OECD:Paris, 1996, pp. 43-58) [9] Чернышев С.В., Механизм регулирования международной торговли: нормы и
правила ГАТТ.
|
|