| |||
Реферат: Структурные особенности экономики СШАМинистерство общего и профессионального образования РФ Самарский институт московского государственного университета коммерции Курсовая работа по мировой экономике на тему: "Структурные особенности экономики США" Выполнил студент 1 курса дневного отделения Факультета ВЭД Алатарцев Д.А. Дата защиты: Самара 1998 Содержание
1.1 Исходные позиции 7 Глава 2. Макроэкономическая политика правительства Б. Клинтона 21
Введение В мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран сложилось несколько моделей рыночного хозяйства. Общими условиями построения моделей являются прежде всего частная собственность на средства производства, конкуренция и свободные цены при этом надо иметь в виду, что все модели рыночной экономики предполагают получение высокой прибыли. В промышленно развитых странах с высоким уровнем научно-технического прогресса и активным влиянием на мировое хозяйство в экономических отношениях решающая роль отводится конкуренции в формировании хозяйственных структур. В зависимости от регулирующей роли государства в экономике и социальных задач различают несколько моделей. Но наличие разных моделей рыночной экономики, безусловно, влияют неодинаковые возможности, структуры и традиций тех или иных стран. Различают такие виды моделей как: американская, японская, немецкая, французская и шведская. В основу "американской" модели положены система всемерного поощрения предпринимательства, достижения личного успеха, обогащения наиболее активной части населения. Задача социального равновесия при американской модели не рассматривается, прямое государственное вмешательство в экономику незначительно. Приемлемый уровень малообеспеченных групп населения, как и регулирование других вопросов экономики обеспечивается за счет перераспределения части национального дохода, а также налоговых функций. В целом национальное хозяйство страны характеризуется высоким уровнем экономического благосостояния. Необходимо подчеркнуть, что при американской модели решающая роль отводится бирже.1 На современном этапе лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом над другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала. Когда XX век называют американским, это имеет свои основания. Уже в
начале столетия США выделились как самая мощная в экономическом и
политическом отношении держава. В итоге второй мировой войны к этому
добавилось и военное доминирование. С распадом СССР США остались
единственной сверхдержавой. Сейчас в условиях острого финансового кризиса в Попытаемся выявить, с одной стороны, главные факторы экономического роста и социально-политической стабильности в XX в., а с другой — основные структурные особенности экономики и важнейшие проблемы, стоящие перед страной на рубеже столетий. Глава 1. Современное состояние экономики США и ее структурные особенности Последние десятилетия лидером в мировой экономике остаются Соединенные Неординарно высокая емкость внутреннего рынка обеспечивает США уникальное место в мировой экономике. Самый высокий уровень ВНП в мире означает, что США расходуют больше любой другой страны на текущее потребление и инвестиции. При этом фактором, характеризующим потребительский спрос в США, является общий высокий уровень доходов относительно других стран и большой слой среднего класса, ориентированного на высокие стандарты потребления. В США ежегодно закладывается строительство в среднем 1,5 млн. новых домов, продается более 10 млн. новых легковых автомобилей и множество других товаров длительного пользования.1 Современная промышленность США потребляет около одной трети добываемого в мире сырья. Страна обладает наиболее емким в мире рынком машин и оборудования. На его долю приходится свыше 40% реализуемой в развитых странах продукции машиностроения. Располагая самым развитым машиностроением, США одновременно стали крупнейшим импортером машинотехнических изделий. США принимает сейчас свыше одной четверти мирового экспорта машин и оборудования, производя закупки практически по всем видам техники. Таблица 1.1 Основные экономические показатели 1 1.1 Исходные позиции Географические и природные факторы, можно сказать, уникально благоприятны для США: - обширная территория, допускающая постоянную экспансию населения и экономики; - преобладание умеренных зон, благоприятных для сельского хозяйства; - богатство полезных ископаемых, наименьшая среди великих держав зависимость от импорта сырья, особенно нефти; - свободный доступ к двум незамерзающим океанам; - отсутствие соседей, способных серьезно угрожать безопасности и интересам США. Социально-политическая стабильность США, возможно, большая, чем у
других великих держав. После гражданской войны не было революций,
переворотов, неконституционной смены власти, массовых волнений с насилиями. Сказанное вовсе не означает отсутствия сложных экономических и социально-политических проблем. Однако критерий общественного строя заключается не в наличии или отсутствие таких проблем, а в его способности своевременно осознавать их и разрешать на основе демократических методов. С этой точки зрения можно достаточно высоко оценить приспособляемость США к меняющимся условиям развития. Таблица 1.1.1 Среднегодовые темпы прироста реального ВВП (%) 1 |Страна |1951-97 |1951-60 |1961-70 |1971-80 |1981-90 |1991-97 | На рубеже столетий можно обозначить следующие наиболее серьезные для - при исчезновении главного стратегического противника и отступлении угрозы глобальной войны сохраняется опасность локальных войн и терроризма, а риски заметно возрастают, поскольку становится возможным попадание оружия массового поражения в руки государств и сил, способных наносить удары по территории США; - несмотря на известные достижения в смягчении расовой проблемы, ее острота велика особенно потому, что расовые различия в большой мере совпадают с различиями в экономическом и социальном статусе; - преступность и число заключенных в США (по отношению к общей численности населения) на порядок выше, чем в таких самых спокойных государствах, как Япония и скандинавские страны. Наркотики и СПИД представляют для США более серьезную про6лему, чем для других развитых стран; - экономический кризис, подобный Великой депрессии, едва ли возможен, но устойчивость финансовой сферы, несравненно больше связанной с мировым рынком, чем в 30-егоды, не гарантирована, что означает уязвимость экономики для серьезных потрясений; - США имеют тенденцию "жить не по средствам", что проявляется в низкой норме личных сбережений при высокой кредитной задолженности населения, дефицитности (до самого недавнего времени) государственного бюджета, в пассивном сальдо торгового и текущего платежного баланса; - разрастание социальных программ постепенно привело к образованию устойчивого общественного слоя, живущего за счет государственных пособий разного рода. Это становится фактором социального напряжения, поскольку главным плательщиком, налогов является средний класс. 1.2 Рост экономики, уровень и качество жизни Рост экономики после Второй мировой войны был в целом удовлетворительным, хотя в первые десятилетия несколько ниже, чем в других развитых странах, особенно Японии и ФРГ. Однако в дальнейшем темпы выровнялись, а в 90-е годы экономика США развивалась быстрее других. Таблицу 1.2.1 Реальный ВВП на душу населения 1 (в ценах и по паритетам покупательной силы 1995 г., США=100) |Страна |1950 г. |1960 г. |1970 г. |1980 г. |1990 г. |1997 г. | Наряду с успехами американской промышленности, важнейшее значение имел
прогресс в сельском хозяйстве. Производство сельскохозяйственной продукции
возросло с 1949-1953 гг. до первой половины 90-х годов вдвое, на душу
населения - на 65%. За этот период число занятых на фермах уменьшилось на Потребительские расходы населения в неизменных ценах увеличились с Показатели образованности американского населения весьма высоки. Доля
мужчин старше 25 лет, имеющих высшее образование (4-летний колледж и более
высокое образование), возросла с 10% в 1960 г. до 26% в 1995 г., женщин — с Наибольшие проблемы связаны с крайне медленным ростом трудовых доходов
низших и средних групп трудящихся в последние полтора-два десятилетия, с
сохраняющимся разрывом в доходах, уровне и качестве жизни между основной
массой белых, с одной стороны, и черными и испаноязычными, с другой. 1.3 Критерии и факторы общественной стабильности Стабильность (и нестабильность) слагается, из многих элементов, (среди которых попытаемся выделить важнейшие. Степень экономического неравенства. Влияние этого фактора
неоднозначно: определенная степень неравенства, связанная с социальной
мобильностью, является условием и фанфарам экономической эффективности. Но
чрезмерное неравенство несомненно ослабляет общественную стабильность. Прогрессивное налогообложение несколько смягчает неравномерность, но существенно не меняет картину. Доли высших и низших квинтилей по доходам в других главных странах примерно такие же, как в США, Лишь показатель для 1% людей с самыми высокими доходами в США примерно вдвое больше. Возможно, это отражает более заметную роль сверхбогачей. Богатство как таковое вызывает в обществе смешанные реакции. Традиционная вера в то, что личные усилия и удача могут обогатить каждого, остается в США важным элементом общественной психологии. Вместе с тем мошенническое обогащение (например, биржевые сделки на основе инсайдерской информации) категорически осуждается, а суровые судебные приговоры по таким делам одобряются публикой. Инфляция. Послевоенная инфляция 40-50-х годов была в США меньше, чем
во всех главных воевавших странах. В последующий период в развитых
государствах сложились относительно единообразные темпы инфляции, которые
стали считаться приемлемыми. Рост потребительских цен на 3-4% в год обычно
не вызывает тревоги и не требует приведения в действие антиинфляционного
арсенала. В США в 1990-1997 гг. среднегодовой темп роста составил 3.1%. Безработица. В первые послевоенные десятилетия серьезное политическое и социально-психологическое значение имело то, что безработица была существенно меньше, чем в кризисные 30-е годы. В дальнейшем это стало стираться в общественной памяти, и обычными стали высокие стандарты занятости. Норма безработицы (доля в экономически активном населении) в США относительно стабильна за последнюю четверть века и даже снизилась в последние годы, тогда как в других странах произошел резкий рост и обострение проблемы безработицы. Таблица 1.3.1 Доля безработных в экономически активном населении (%)1 Хотя в низших слоях трудящихся страх потерять работу во многом определяет их поведение, в целом значение безработицы как социальной и политической проблемы в США имеет тенденцию к ослаблению. Причина — в умеренной численности безработных и уменьшении средней длительности этого состояния, а также существенные пособия по безработицей пенсионное обеспечение и наличие в нем элементов гибкости программы крупных корпораций по обеспечению увольняемых. Трудовые отношения в США в 20-е и особенно в 30-е годы характеризовались значительной остротой. Имели место крупные забастовки, локауты, столкновения рабочих с полицией, судебные процессы. В 40-е и 50-е годы такое положение в значительной степени сохранялось. Это был период большого влияния профсоюзов, хотя профсоюзное движение серьезно порывалось разоблачением криминальной деятельности ряда его лидеров, их связей с организованной преступностью. С 1955 г. активно действовал единый профсоюзный центр АФТ-КПП, объединявший большинство страховых союзов. Не исключено, что в тот период рабочее движение, наряду с некоторой тенденцией к подрыву стабильности, определенным образом способствовало повышению эффективности экономики: завоевания профсоюзов поддерживали платежеспособный спрос, расширяли рамки среднего класса, понуждали компании к внедрению трудосберегающей техники. В последние 20-30 лет масштабы трудовых конфликтов были ограниченными: произошло ослабление профсоюзов, относительное и даже абсолютное сокращение численности их членов. Проявлением и следствием этих тенденций является уменьшение общественной роли рабочего движения, поддержки профсоюзов, особенно их воинственных действий. В той мере, в какой профсоюзы активны политически, они по традиции поддерживают демократическую партию и крайне редко - более левые силы. Эта картина имеет и обратную сторону. Наряду с переходом значительной части рабочих в ряды среднего класса остается и расширяется устойчивое "дно" — масса бесправных, низкооплачиваемых и низкоквалифицированных работников, среди которых много легальных и нелегальных иммигрантов, представителей национальных меньшинств. Они не входят в профсоюзы не потому, что считают это ненужным, а под давлением предпринимателей и других влиятельных сил. 1.4 Экономическая политика В первые годы после окончания войны экономисты и политики в США были
буквально одержимы страхом повторения или возобновления Великой депрессии. - В отличие от межвоенного периода интенсивный рост мирового рынка и экономических связей в основном сглаживал экономический цикл. Одна за другой груша стран выдвигалась на роль "локомотивов", что препятствовало формированию мировых кризисов. - Темп научно-технического прогресса резко увеличился, и соответственно возникали все новые возможности рентабельных инвестиций внутри страны и за границей. - Государственные расходы и их доля в ВВП снизились по сравнению с годами войны, но по ряду причин, прежде всего военно-политических и социально-политических, оставались на высоком уровне, что постоянно и независимо от состояния экономики поддерживало достаточно высокий совокупный спрос. - Изменение в структуре занятости, особенно увеличение доли занятых в сфере услуг, имеет тенденцию уменьшать колебания личных реальных доходов и тем самым сглаживать циклические колебания. - Кредитная система и рынок ценных бумаг, которые были важнейшим генератором кризиса 1929-1933 гг., обнаруживают гораздо большую устойчивость, что в значительной мере обеспечивается законодательством Нового курса и его внедрением в финансовую практику. - Известную роль играют так называемые встроенные (автоматические) стабилизаторы: система налогообложения, при которой налоги уменьшаются в фазе рецессии, и бюджетные трансфертные выплаты, например пособие по безработице, которые, напротив, возрастают, что поддерживает совокупный спрос. - С достаточным основанием можно полагать, что дискреционная, то есть определяемая сознательными целесообразными действиями властей, экономическая политика имела антициклический эффект. Это относится к бюджетной и, в еще большей мере, к кредитно-денежной (монетарной) политике. Заметим, что эти факторы лишь для аналитических целей можно
рассматривать по отдельности, на деле они переплетаются и взаимодействуют. Наименее благоприятными для экономики США были 70-е годы, когда имел место самый серьезный за послевоенный период спад 1974-75 гг. и в целом темпы роста были заметно ниже чем в других развитых регионах притом в этот же период наблюдалась самая высокая за послевоенный период инфляция, что даже дало основания для появления термина стагфляция. Так называемый индекс неблагополучия, представляющий сумму годового темпа роста стоимости жизни в процентах и среднегодовой нормы безработицы в процентах превышал 15, а в отдельные годы достигал 20, тогда как удовлетворительным обычно считается уровень ниже 10. В настоящее время этот показатель составляет около 8.1 В 70-е годы заметно замедлился рост средней реальной заработной платы в промышленности, причем эта стагнация продолжалась и в следующем десятилетии. В итоге даже в 1996 году средние реальные часовые и недельные заработки в несельскохозяйственном секторе оказались меньше, чем в 1970 году. Повышение национального дохода на душу населения достигалось за счет других факторов: увеличение числа работающих в семьях, трансфертных выплат, доходов от предпринимательства и капитала. Темпы роста экономики были низкими лаже в конце 80-х начале 90-х годов 1.5 Сбережения, инвестиции, структурные сдвиги На протяжении всего послевоенного периода экономику США отличают от
экономики других стран более низкая норма личных сбережений и более низкая
норма народнохозяйственного накопления. В среднем за 1992-1995 гг. норма
личных сбережений (не расходуемая на потребление доля располагаемого
дохода) составляла (%): в США — 4.7, Японии — 13.2, Германии — 12.8, во Можно полагать, что эти тенденции (не менее отчетливые в более ранние
периоды) отчасти ответственны за относительно более низкие темпы роста в На протяжении последних трех-четырех десятилетий основные
статистически значимые сдвиги в структуре валовых капиталовложений:
увеличение доли вложений в жилищное строительство (в настоящее время около В технологической структуре инвестиций произошли и происходят
интенсивные сдвиги, отражающие высокий темп научно-технического прогресса. Структурные сдвиги, связанные с характером инвестиций, находятся под воздействием государственной промышленной политики. В США она отличается меньшей централизацией и менее формализованным характером, чем в ряде стран. В частности, нет никакого особого федерального органа, ответственного за это дело. Возможно, это уменьшает бюрократизм, создает больше гибкости в отношениях государства с фирмами. Помимо участия в финансировании и проведении НИОКР, основными орудиями промышленной политики являются федеральная контрактная система, в рамках которой исполнителями заказов выступают частные фирмы; инновационная политика, проводимая с помощью налоговых, таможенных и других рычагов; амортизационная политика, обеспечивающая ускоренные сроки списания оборудования и, тем самым, экономию на налогах: федеральные программы целевые и системные комплексы мероприятий для достижения определенных результатов, которым придается фундаментальное значение. Глава 2. Макроэкономическая политика правительства Б. Клинтона Двенадцатилетнее правление в Белом доме республиканских президентов Р. Администрация Б. Клинтона сразу же пошла по пути глубокого пересмотра всего комплекса консервативной бюджетной политики. Однако выработка конкретного содержания этого пересмотра в реальных условиях 90-х годов оказалась весьма сложной не только из-за оппозиции республиканцев в конгрессе, а прежде всего из-за того, что творцы макрополитики Клинтона столкнулись с "незаконченной работой" Дж. Картера — с задачей серьезного и одновременно преемственного обновления "демократической и экономической концепции", по-прежнему рузвельтианской и кейнсианской в своей основе. И хотя выбор здесь был сделан во многом по прагматическим соображениям, и в теории, и в практике Клинтон все же пошел в русле обновленной демократической традиции. О "классическом" кейнсианском стимулировании совокупного спроса бюджетным инструментарием почти не говорилось, фактически же "этатисткий стержень" макроэкономической концепции, несмотря на существенную корректировку, все же сохранился. Однако бюджетная стратегия, вписанная в эти концептуальные рамки, кардинальным образом изменялась, реагируя не только на сдвиги почти двадцатилетней "эпохи инфляции", но и на конкретные итоги "консервативного двенадцатилетия" — прежде всего, на беспрецедентный рост несбалансированности федерального бюджета; ее превращение в так называемые структурные бюджетные дефициты, интенсивное накопление федерального государственного долга. Именно поэтому, несмотря на "анонимное" обращение к кейнсианским
фискальным основам экономической концепции демократической партии, Клинтон Бюджетный план Клинтона, построенный вокруг неотложной задачи
сокращения федерального дефицита и — после осязаемой "консервативно-
республиканской" корректировки, — вступивший в силу в августе 1993 г.,
действительно оказался весьма масштабным. Он (по разным оценкам)
предполагал суммарное сокращение федерального бюджетного дефицита на 500- Конкретно программа Клинтона (1993 г.) предполагала следующие главные элементы. Во-первых, были значительно повышены основные федеральные налоги — индивидуальный, подоходный и на доходы корпораций. Так, максимальная базисная ставка подоходного налога была увеличена до 36% и дополнительно введен 10-процентный налог (прибавляемый к основному) для лиц, зарабатывающих свыше 250 тыс. долл. в год, что было явным и резким отходом от всей экономической тенденции 80-х годов в налоговой сфере. В том же русле шло и проведенное Клинтоном повышение прогрессивности
налоговой шкалы для прибылей бизнеса. Скорректировав систему, установленную Если учесть в этом контексте и ряд других "селективных" налоговых мер администрации демократов — прежде всего, весьма резкое увеличение так называемого "налогового кредита" размером до 3 тыс. долл. в год для работающих малоимущих (примерно 15 млн. американских семей), — то расхождения бюджетной политики Клинтона со стратегией его консервативных предшественников становятся еще более контрастными. На это же указывает и анализ запланированных и реализованных
сокращений федеральных расходов. Несмотря на значительное урезание
расходной части федерального бюджета (в 1998 г. на примерно 60 млн. долл.
дополнительных налоговых сборов должно быть сэкономлено почти 90 млрд.
долл. расходов) явственно просматриваются прежние рузвельтианско-
кейнсианские подходы, особенно в установках на сохранение разумной
социальной инфраструктуры современной рыночной экономики. Особое место
занимает то, что Клинтон и его экономические советники называют Предупреждая об опасностях республиканского пренебрежения фундаментальными условиями "экономического будущего" США, Клинтон специально подчеркивал: "Наш суммарный бюджетный дефицит замаскировал другой, также тревожащий дефицит — дефицит таких общественных инвестиций, которые закладывают фундамент процветания частного сектора". Он указывает, что "сокращение дефицита за счет общественных инвестиций было и продолжает быть деструктивным". В целом, политика администрации Клинтона, особенно на первом этапе,
показывает, что в решении неотложных проблем американская экономика пошла
по пути сохранения экономической и финансовой традиций, хотя и
приспосабливая ее к новым хозяйственным и социально-политическим реалиям. Не только вследствие начала очередного циклического экономического подъема в США, но и ввиду макроэкономической правильности своих стратегических хозяйственных мероприятий, администрации Клинтона, по крайней мере в 1993 г. — первой половине 1996г., удалось добиться экономических приемлемых хозяйственных результатов. Во-первых, правительству демократов удалось серьезно улучшить, если не переломить, крайне негативную ситуацию с федеральным бюджетным дефицитом. В результате бюджетных мер администрации (и ускорения экономического роста после кризиса начала 90-х годов* резко понизился годовой уровень федеральных дефицитов. При этом значительно улучшился показатель структурного дефицита, и по отношению к ВВП федеральный бюджетный дефицит упал до уровня начала 70-х годов. Это — впервые с 1989 г. — приостановило относительный рост государственного долга и, существенно снизив государственный спрос на кредитные ресурсы (национальные сбережения, прежде всего), имело многосторонние позитивные экономические последствия. Во-вторых, благодаря реалистичной и сдержанной бюджетной макрополитике Однако не столько парадокс политической эволюции США, отдавший победу
на промежуточных выборах в Конгресс осенью 1994 г. республиканцам, сколько
влияние глубинного экономического течения, сформировавшегося к началу 80-х
годов и трансформировавшего всю послевоенную систему американской В какой-то мере такой поворот событий отражал определенный просчет
самой администрации Клинтона, особенно творцов ее экономической (и
социальной) политики. Не предлагая "четко окрашенной" концептуальной схемы,
а фактически потихоньку дорабатывая реформаторские элементы либерально-
кейнсианской стратегии, появившиеся еще при Дж. Картере, она не смогла
предложить убедительную социально-экономическую альтернативу основным
экономическим принципам "нового экономического консерватизма". Более того,
тактическое маневрирование Клинтона после выборов в Конгресс 1994 г.
фактически означало интеграцию в установки демократов, хотя и в
модифицированном виде, центральных идей "консервативной волны" 80-х годов. Реальный вопрос, однако, заключается сегодня в том, может ли американская экономика, ее федеральные финансы позволить себе такую политику еще раз. И ныне этот вопрос стоит много острее, чем в 1981 г., когда Рейган провел через Конгресс свою "неортодоксальную бюджетную программу", поскольку последствия "рейганомики" в форме огромных бюджетных дефицитов и почти неконтролируемого разрастания государственного долга удалось приглушить только сейчас. В этой связи нельзя не подчеркнуть, что, пытаясь не уступить республиканской партии политически выгодную экономическую "тему", Клинтон и его советники проявили известную последовательность. Не отвергая принципиально нового сокращения федеральных налогов, они попытались поставить его в жесткие экономические рамки, "созвучные" первоначальной макрополитике администрации. Президент Клинтон по этому поводу прямо заявил: "Любое предложенное сокращение налогов должно быть компенсировано — либо путем повышения других налогов, либо сокращением расходов, — чтобы оно не привело к раздуванию федерального бюджетного дефицита". Тем не менее, правительство Клинтона, реагируя на вызов республиканцев, существенно скорректировало свою первоначальную политику, включив в нее (с начала 1995 г.) специфический пакет сокращения налогового бремени для американского "среднего класса". "Сохраняя импульс нашего продвижения по пути сокращения дефицита, — заявил президент в начале февраля 1995 г., — мы взяли обязательство облегчить налоговое бремя для американцев, составляющих "средний класс", который больше всего в этом нуждается...''.1 Это был, бесспорно, определенный рубеж в эволюции макроэкономической политики демократической администрации и, как показало более конкретное развитие цитированной общей установки Клинтона (в 1996 г.), — новая веха в адаптации макроэкономической концепции демократической партии США к условиям 90-х годов. Зажатая между императивами дальнейшего сокращения бюджетного дефицита
и нового существенного понижения уровня налогообложения, администрация Представляется, что усилив в этом синтезе трудно совместимые противоположности демократической социально-экономической стратегии, правительство Б. Клинтона сделало шаг в направлении реализма и развития того финансово-хозяйственного успеха, который был достигнут им в 1993-1995 гг. Различия в концептуальных подходах основных политических партий США к
экономическому курсу лишний раз подчеркивают, что итоги президентских
выборов 1996 г. будут иметь глубокие последствия для дальнейшего
направления эволюции всей современной системы "смешанной экономики" в Заключение В заключении своей работы хочется подвести итог всему вышесказанному и попытаться спрогнозировать развитие экономики США. В следующие 10-15 лет среднегодовой прирост ВВП будет на уровне 2.4-2.85 с возможными колебаниями от небольших минусовых значений (рецессий) до 5-6% (подъемов). Как глубокий экономический кризис (масштаба 30-х годов), так и годовая инфляция 10-12% представляется маловероятными. При таких темпах экономического роста и развитии уже обозначившихся структурных сдвигов безработица не будет особенно острой проблемой, хотя и не уменьшится по сравнению с последними годами (5-6% рабочей силы). Доля США в мировом ВВП, немногим превышающая 20%, может снизиться до Библиографический список
Клинтона // Мировая экономика и международные отношения, №5, 1997. "Экономпресс", 1997. — 416 с. XXI в // США экономика, политика, идеология, №9, 1998. США экономика, политика, идеология, №11, 1998. — М.: Дело, 1996. — 848 с. Новый Юрист, 1998. —176 с. "Экоперспектива", 1998. — 462 с. Доработка Народное хозяйство представляет собой сложную систему, состоящую из многих макроэкономических элементов, теснейшим образом связанных друг с другом. Соотношение между этими элементами и есть экономическая структура. Экономическая структура имеет огромное значение для сбалансированности народного хозяйства, его эффективного и устойчивого роста. Так, успех в экономическом росте большинства стран, в частности США, в немалой степени объясняется глубокими структурными изменениями, обеспечившими общий динамизм производства и другие положительные качественные изменения. Структура экономики — многоплановое понятие, рассматривать ее можно с
разных точек зрения, отражающих соотношение различных элементов
хозяйственной системы. Обычно выделяют социальную, отраслевую,
воспроизводственную, региональную и внешнеторговую структуру. США — это государство в Северной Америке, площадь которого 9363,2 тыс. кв. км. и численностью населения 243,4 млн. чел. (85% — белого населения, около 12% — негры, около 3% — представители иных рас). 1 Люсов А.Н. Модели рыночной экономики // Деньги и кредит, №1, 1993. Стр. 1 Сергеев П. В. Мировое хозяйство и международные экономические отношения
на современном этапе: Учебное пособие по курсу "Мировая экономика". — М.: 1 Аникин. А. В. Экономика США на исходе века: итоги и проблемы. // Мировая
экономика и международные отношения, 1998 г. №11. Стр. 29.
|
|