| |||
Реферат: Михаил Сергеевич ГорбачевНовосибирский технологический техникум питания Тема «Михаил Сергеевич Горбачев» Выполнила студентка гр. 331 Купцова Ирина Проверила Шуленина Елена Егоровна 2002год План: 4 5 6 8 10 11 17 31 32 [pic] Михаил Сергеевич Горбачев. Введение. Понятие "перестройка" весьма спорно: каждый подразумевает под ним
нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом В середине 80-х руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По
масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо
сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская
революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин "перестройка"
появился в нашей политической лексике в 1985 году. Но чем была тогдашняя Жизнь М.С. Горбачева. Михаил Сергеевич Горбачев родился в крестьянской семье на юге России,
неподалеку от Ставрополя. Его отец погиб на фронте, оставив двух сыновей, и
старшему из них, Михаилу, пришлось взять на себя основные заботы о семье. Его упорство и настойчивость помогли ему закончить школу с золотой медалью и поступить по результатам собеседования в Московский университет имени М.В. Ломоносова на юридический факультет. М.С. Горбачев хорошо учился в университете, здесь же с 1955 г. он начал заниматься комсомольской и партийной работой. Заочно закончил экономический факультет Ставропольского сельскохозяйственного института по специальности агроном-экономист. В студенческие годы он женился на Раисе Максимовне и уехал на родину в В 1971 году семья Горбачевых вернулась в Москву, поскольку Михаила Импульсы к внешней политике Горбачева. В 1985 г. умирает К.У. Черненко, Генеральным секретарем КПСС под бурные аплодисменты становится М.С. Горбачев. С именем этого человека связано более чем пять лет истории СССР. Вообще, писать о Горбачеве не легко. По нескольким причинам. Во-первых, за время его пребывания на должности Генерального секретаря Во-вторых, горбачевский период в нашей истории был сравнительно не давно, что не позволило пока ученым внимательно изучить его и извлечь какие- то уроки. Хотя уже и сейчас имеется огромное количество книг, посвященных тому времени. Так, Д. Волкогонов, работая в библиотеке американского конгресса в 1994 г., обнаружил более двухсот пятидесяти достаточно крупных работ (книг) о Горбачеве. Однако большинство зарубежных и отечественных работ о Михаил Сергеевиче и его политике поверхностны, что не позволяет считать их фундаментальными работами, как о самом Горбачеве, так и о процессах, которые проходили в Советском Союзе во второй половине 80-х гг. В-третьих, он наш современник и продолжает участвовать в политической жизни России, совершенно искренне считая, что время его звездного часа еще не пришло. Итак, что же толкнуло нового Генерального секретаря резко повернуть руль внешней политики СССР? Бывшие помощники Горбачева вспоминают, что импульсами новой внешней политики послужили внутренние проблемы советского государства, с которыми оно остро столкнулось в середине 80-х гг., а также внешнеполитическое положение СССР. Страна была в тупике. Существовал целый ряд требующих неотложного решения вопросов. Советский Союз фактически оказался в изоляции. Настоящих союзников не было. ОВД на 90% состоял из советских вооруженных сил. К самым верным союзникам Советского Союза того времени можно отнести Кубу, ГДР, Вьетнам, но их потенциал был ограничен. СССР был, втянут в войну в Афганистане, имел сложные отношения с КНР, было много нерешенных вопросов и в советско-японских отношениях. В формировании своей политики (и внутренней, и внешней) Горбачев
пошел, как и свойственно русскому национальному характеру по революционному
или форсированному пути. Помощник Горбачева А.С. Черняев пишет в своих
мемуарах, что впервые летом 1986 г., Генеральный секретарь пришел к выводу
о необходимости революции в стране: "Перестройка - это революция. Революция
в умах, производстве, в производственных силах, производственных
отношениях, во всей надстройке, во всем". И вот еще: "Время переломное. Обременен Советский Союз был и поддержанием паритета с США, на что
уходило около 40% всех народных ресурсов. Экономика страны была
малоэффективной, денег для конкуренции с сильными соперниками не хватало. К Следует отметить, что еще до знаменитого Апрельского Пленума, велись
примерные разговоры о будущей восточной политики Советского Союза. Так, Путь реформатора. Мы знаем все или почти все о реформах Горбачева. Мы не знаем, как он стал реформатором. В партийно-административной биографии Горбачева были серьезные предпосылки к тому, чтобы, достигнув высшей власти, не почивать на лаврах, но пытаться что-то изменить. Очень важно, что наместником Ставрополья он стал при Брежневе, когда коммунистическая система уже разваливалась, основанный на терроре механизм управления не работал, а народ во сем разуверился. Высшие руководители в этот период продолжали жить иллюзиями своей молодости и верили, что, как и в 30-е годы, приказы центра если не выполняются, то по крайней мере воспринимаются всерьез. Обладая вроде бы всей полной информации, Политбюро, состоящее из стариков, на самом деле не представляло себе положение дел в стране и переоценивало запас прочности системы. Еще при Сталине оторвались они от реальной жизни, ушли в сюрреалистический мир Кремля. Поколение Горбачева знало, какое наследство оставили им предшественники… Многие сверстники Горбачева полагали, что изменить ничего нельзя. Но почему, несмотря на колебания, он проводил реформы в сторону либерализации – не к лагерям и страху, что было бы естественным развитием системы, а к свободе, по пути кардинальной трансформации режима? По- видимому, несмотря на блестящую карьеру, у него были какие-то счеты с государством, с властью, быть может, затаенная обида на систему, которая, не зная этого, считала его своим. В его биографии есть факт, недооцениваемый на Западе. В 1942 году, когда Михаилу Горбачеву было одиннадцать лет, его станица была на три месяца оккупирована немецкими войсками. Немцы были врагами, с которыми сражался на фронте его отец. Но он увидел не карикатурных персонажей советской пропаганды, а живых людей, это было первым опытом понимания того, что пропагандистские стереотипы фатально упрощают, примитивизируют мир, а значит, и относятся к ним, в том числе и к стереотипам о собственной стране, стоит с осторожностью. Но главным последствием жизни "под немцем" было не формирование более
сложной картины мира, что, конечно, так пригодится Генеральному секретарю и Он смог преодолеть негативные последствия оккупации. Орден за
трудовое достижения и активная комсомольская работа перевесили анкетный
минус, и он стал студентом юридического факультета Московского
университета. Но ему пришлось оправдаться в том, в чем он не был виноват. Он сталкивался и с другими несправедливостями. Когда он учился, тон в
университете задавали фронтовики. Их привилегированный статус и армейские
нравы общежития ставили его в положение "молодого", которому вторые роли
были предназначены самой судьбой. Он преодолен и это. Как и свое сельское
происхождение – государство ориентировалось на выходцев и не
симпатизировало крестьянским сыновьям. Как и отсутствие каких-либо связей в Он подружился со Зденеком Млынаржем, одним из будущих лидеров Как и Млынарж, Горбачев сформировался не в революционера, а в реформатора, стремящегося к эволюционным преобразованиям в рамках социалистической системы. Этому, в частности, способствовало догматическое образование. К 1950 году, когда он пришел на первый курс, в МГУ не оставалось и следа свободомыслия. Все выбивавшиеся из строя были либо репрессированы, либо уволены. Американский психолог Леон Рестингер как-то сказал: "Люди и крысы
любят то, за что страдают". Горбачеву трудно было стать полноправным членом
системы, но он стал им. А значит, он не мог негативно относиться к системе
в целом. Это перечеркивало бы его удачу. Так что формирование
реформаторских установок было огромным достижением для Горбачева. Предпосылки перестройки. Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам,
направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены,
происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно
напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполне
устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек - ему отводилась непонятная роль "человеческого фактора". Первые реформы. Причины наступившего кризиса в экономике, надо искать в уродливой структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки. Первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок. Сначала было "ускорение" - наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к "каждому на своем рабочем месте" заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные госкапвложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась. Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. А то, что удалось в конце концов смонтировать, то и дело давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья. Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении. Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения. Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику инфляционные деньги. В конце концов раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор промышленности. Потери народного хозяйства от реформ Горбачева росли. рублей. Второе дыхание к социализму так и не пришло - началась агония... Почему Горбачев не выполняет своих обещаний. У политического поведения М.С. Горбачева наверняка должна быть какая- то универсальная формула. Ведь если человек вторгается в различные сферы жизни, но одинаково безуспешно, то здесь помимо конкретных причин неудач должен присутствовать некий коренной порок, даже добро превращающий во зло. В благих намерениях М.С. Горбачева никто, пожалуй, не сомневается, даже те, кто сегодня изображает президента коварным политиканом и интриганом, чуть ли не заговорщиком и кандидатом в диктаторы. Позиция тех, кто нападает на Горбачева, ясна. Скорее всего, они руководствуются не личной неприязнью, а соображениями политического рационализма: неважно, почему президент совершает те или иные ошибки, важно, почему президент совершает те или иные ошибки, важно, что на практике он получает результаты, как правило, прямо противоположные целям, которые провозглашает. Думаю, каждый без особого труда может составить своего рода "дефектную ведомость" его политической деятельности за шестилетний период перестройки. 1. Начиная перестройку М.С. Горбачев намеревался прежде всего осуществить ее в партии. 2. Обещал разгромить политический и экономический тоталитаризм, открыть путь для подъема экономики и повышения благосостояния народа. На шестом году перестройки основные звенья командно-административной системы в основном сохранились. В лучшем случае в слегка модифицированном виде. 3. Михаил Сергеевич еще до перестройки, будучи инициатором разработки еще одной программы - продовольственной, обещал к 1990 году обеспечить изобилие продуктов и товаров сельскохозяйственного производства. Но до сих пор никто не знает, куда сгинули затраченные на реализацию "программы изобилия" миллиарды рублей. 4. На заре перестройки М.С. Горбачев уверял, что она приведет к процветанию каждую входящую в Союз республику. Сейчас СССР превратился в конгломерат враждующих друг с другом республик. Во многих регионах дело дошло фактически до гражданской войны. 5. И наконец, Михаил Сергеевич начиная перестройку заявлял о своей приверженности идеалам свободы, гуманизма, демократии, прав человека. Ныне вместо демократических органов власти мы имеем президента, который чем меньшего добивается, тем больших полномочий для себя требует. Законы тиражируются десятками и не исполняются. Мощная волна преступности захлестнула страну. Единственный закон, который позволил советским людям вдохнуть глоток свободы, - Закон о печати - тоже оказался под угрозой. С подачи президента его действие норовят приостановить или, во всяком случае, ограничить. Предчувствия и настроения это намерение породило мрачные, в основе своей - антигорбачевские. Скептики, еще на заре перестройки сочинившие строки: "Товарищ, верь, пройдет она, так называемая гласность, и вот тогда госбезопасность припомнит наши имена", - злорадствуют. В очередной раз М.С. Горбачев совершил непростительную ошибку, говорящую об изъянах не столько его политического сознания, сколько обыденного, житейского - выпущенного из бутылки джинна невозможно загнать обратно силой. Спрашивается: зачем с таким упорством, достойным лучшего применения,
делами опровергать собственные обещания?! И все-таки не будем столь
категоричны. Вспомним еще раз, с чего М.С. Горбачеву приходилось начинать. М.С. Горбачев, конечно же, понимал, какую нелегкую долю он себе
выбирает. Ход мыслей у него был верный, и форму выражения им он нашел
адекватную: "Каждый начинает перестройку у себя". Среди перестроечных
афоризмов, на которые так щедр Михаил Сергеевич, считаю эту формулу
ключевой, способной многое объяснить и в политическом поведении, и в судьбе Что ж, игра стоила свеч, но вот осуществление задуманного оказалось Кто "ЗА" и кто "ПРОТИВ" Горбачева. КПСС - в той мере, в какой М.С. Горбачев, будучи у власти, постарается не допустить против партии политического геноцида. Так называемые демократические силы - в той мере, в какой он способен сдерживать агрессивность консервативного движения, строящего свою политику на использовании усугубляющихся трудностей, которые сегодня многими рассматриваются как результат дилетантских действий "демократов". Профессиональные, творческие, молодежные, женские союзы и массовые организации - в той мере, в какой они разделяют позиции демократического или консервативного крыла. Церковь - постольку, поскольку М.С. Горбачев не препятствует росту ее активности и влияния среди населения. Общественное мнение - лишь в той мере, в какой оно опасается, что политика того, кто может прийти на смену Горбачеву, окажется еще более губительной. Многочисленные группировки "неформалов" - в той мере, в какой они считают, что, до тех пор пока они окончательно не оформятся, будет лучше, если бразды правления останутся в руках М.С. Горбачева. А кто против Горбачева? Те же самые силы, но теперь уже в зависимости от того, какие у них имеются программы вывода страны из кризиса, поскольку абсолютно все убеждены, что М.С. Горбачеву сделать это не удастся. Процесс разрушения его политического имиджа, падения авторитета и влияния стал необратимым. Слишком много за минувшие шесть лет допущено ошибок, просчетов, сделано невыверенных политических ходов. В этой ситуации М.С. Горбачеву помогает держаться у власти только
страх "правых", что победят "левые", и страх "левых", что победят "правые". Это заявление свидетельствует только о том, что президент политически дезориентирован и, похоже, деморализован. Иначе он должен был бы знать, что в обозримой перспективе сделать нечто такое, что можно было бы рассматривать как стабилизацию обстановки, а тем более как радикальный поворот к лучшему, ни ему, ни кому-либо еще не удастся. Развитие событий вышло из-под контроля, и в нынешней ситуации никто не сможет предсказать, какая очередная "бомба" взорвется на политическом полигоне страны. Но что бы ни случилось, вина за это будет возложена на М.С. Горбачева, на тот кабинет министров, который он формирует. Кто бы в него ни вошел, заведомо ясно, что там не будет ни одной действительно заметной личности, знающей себе политическую цену. Не исключаю, что именно по этим соображениям дистанцировались от президента А.Н. Яковлев и Э.А. Шеварднадзе, а также некоторые авторитетные эксперты из команды президентских советников. Еще одним подтверждением образовавшегося вокруг М.С. Горбачева
политического вакуума стало выдвижение на пост вице-президента Г.И. Янаева. В выборе Г.И. Янаева вице-президентом, как в капле воды, отразился
измельчавший политический масштаб личности М.С. Горбачева, то качество Так что же делать в этой ситуации? Добиваться отстранения Президента В пределах конституционной процедуры это невозможно. Предложения лишить его поста, от кого бы они ни исходили, не получат необходимой поддержки. В аналогичной ситуации окажется и любая кандидатура, которую выдвинут на замену. Невозможен и антиконституционный переворот, в силу не только внутренних, но и международных политических факторов. Невозможно и развитие событий по восточноевропейским сценариям. Во-
первых, процесс перемен в нашей стране пошел по иному политическому руслу. Объективный анализ положения в стране приводит к выводу: все, что нам предстоит увидеть, будет не только жалкой и жестокой агонией политической карьеры Горбачева, но и часом страданий народа. Спасение возможно только в одном случае. Если сам М.С. Горбачев,
осознав критический характер ситуации, сойдет с политической сцены
добровольно. После отставки Б.Н. Ельцина в 1987 году и Э.А. Шеварднадзе в Уход из официальной государственной политики Шеварднадзе, который
возглавлял, казалось бы, наиболее эффективное направление перестройки, мог
означать только одно - жесточайший удар по доверию к этой политике вообще,
если это доверие еще у кого-нибудь оставалось. Как и в случае с Б.Н. В возникшей ситуации у Михаила Сергеевича, с точки зрения объективной
политической логики, оставался единственный шанс отвести от себя подозрения
и дезавуировать заявление Э.А. Шеварднадзе - любым способом уговорить его
остаться в рядах президентской рати. Лучше всего в латах вице-президента,
как вроде бы и планировалось до отставки министра иностранных дел,
оказавшейся для президента, если верить его словам, сюрпризом. По существу,
вопрос о сохранении Э.А. Шеварднадзе превратился в дело политической чести Добровольный уход М.С. Горбачева в отставку мог бы стать спасительной встряской для общества, заставить закусивших удила доморощенных демократов и консерваторов осознать гибельность конфронтации, понять наконец, что без консолидации и гражданского согласия спасение страны невозможно. Но до тех пор пока во главе государства остается Горбачев, цель консолидации недостижима. Разорвать же заколдованный круг может лишь сам президент. Для этого ему вновь потребуется проявить политическое мужество в сочетании с политической мудростью. Хватит ли Михаилу Сергеевичу того и другого? Очень хочется, чтобы хватило. Ведь выбор ему предстоит делать действительно неимоверно трудный: либо ужасный конец, либо ужас без конца. Итоги перестройки. К концу 1991 года мы имели гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имели почти законченый (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая. Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа, призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь - переход к рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы частных собственников. За годы "перестройки" было сделано удивительно мало для реального
реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством
законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и
кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ
командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как
следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством,
прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных
союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная
политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста
доходов населения, как и другие популистские меры в экономике - все это
привело к нарастанию в течение 1990-1991 гг. экономического, кризиса в
стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось
появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый "перестройкой". В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики "гласности", складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил
неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из
государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих
магазинах и на "черном рынке". За период с 1985 г. по 1991 г. розничные
цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог
остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными
потребительскими товарами вызывали "кризисы" (табачный, сахарный, водочный)
и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности Урегулирование Афганского конфликта. Уже к 1981 г., по свидетельствам Г.М. Корниенко, большинство
реалистично мыслящих советских руководителей поняли, что в Афганистане не
может быть военного решения. Политбюро осенью 1981 г. одобрило предложение,
подготовленное по инициативе МИДа, об организации дипломатического
процесса, направленного на такое урегулирование ситуации вокруг Суть замысла заключалась в том, чтобы организовать под эгидой ООН непрямые переговоры между правительствами Афганистана и Пакистана, на территории которого базировались и вооружались основные оппозиционные кабульскому режиму силы. Расчет делался на то, что если в результате афганско-пакистанских переговоров удастся перекрыть основной канал помощи извне афганским моджахедам, то Кабул сам справиться с ними, а советские войска смогут покинуть страну. Однако переговорный процесс шел вяло, т. к. у советского руководства окончательного решения относительно сроков, условий и порядка вывода советских войск из Афганистана не было. А в Вашингтоне в ту пору преобладающим влиянием пользовались те, кто считал выгодным для Запада положение, когда Советский Союз увяз в Афганистане, что подрывало его позиции в "третьем мире" и его международные позиции в целом. Между тем пришедшее в марте 1985 г. к управлению государством новое советское руководство начало все больше осознавать, что дальнейшее участие советских войск в войне в Афганистане не только бессмысленно, но и аморально и, кроме неоправданных человеческих и материальных жертв и дальнейшего падения международного престижа, ничего Советскому Союзу не приносит. Как только Горбачев после смерти Черненко стал новым Генеральным секретарем, в ЦК и в "Правду" пошел поток писем с просьбой вывести советские войска из Афганистана. Писали больше женщины, были письма и от военнослужащих, которые не понимали, что за "интернациональный долг" они выполняли. Но говорить тогда о решении афганской проблемы в то время было преждевременно. Хотя такая акция создала бы Горбачеву морально-политическую платформу, с которой бы он смог уверенно двигаться дальше. Впервые Горбачев предложил обсудить вопрос с Афганистаном 17 октября При довольно большому разбросе мнений по конкретным деталям вопроса о будущем Афганистана существовали две принципиально различные точки зрения в подходе к этому вопросу. Одну точку зрения отстаивали на заседаниях Комиссии Политбюро по Противоположную точку зрения представляли, прежде всего, Э.А. Горбачев же со своей стороны в этом кардинальном вопросе пытался лавировать между двумя группами при этом давая полную свободу действия тандему Шеварднадзе- Крючков. Но решать вопрос Афганистаном надо было как можно скорее. Он мешал развитию доверия к новому внешнеполитическому курсу Советского Союза, установлению дружеских отношений с Китаем и т.д. По мнению ряда историков и политических деятелей того времени, если бы Нужен был, как предлагал Добрынин, "афганский Рейкьявик". Его не произошло. В ноябре 1986 г. явно провалившегося по всем линиям Б. Кармаля на посту руководителя Афганистана сменил Н. Наджибулла. Он приложил немало усилий, чтобы как-то нейтрализовать последствия грубых просчетов во внутренней и внешней политике своего предшественника и попытаться достичь национального примирения в стране. Правда, в конечном счете, Наджибулле достичь этого не удалось. Постепенно, с трудом, но советское правительство продвигалось по пути
развязки афганского узла. На ХХVII съезде все-таки прозвучали слова В конце мая 1986 г. проходило закрытое совещание ответственных
работников МИДа с участием послов. 28 мая на нем выступил Горбачев. В своей
речи он коснулся и афганского вопроса: "Это очень наболевший вопрос. Среди
наших внешнеполитических приоритетов он стоит среди первых". Далее он
продолжил, что советские войска долго оставаться там не могут и необходимо
добиваться прекращения военной помощи душманам, прежде всего с территории В выступлении во Владивостоке в июле 1986 г. М.С. Горбачев сообщил, что советское руководство приняло решение о выводе из Афганистана 6 полков до конца 1986 г. При этом было заявлено: "...если интервенция против ДРА будет продолжаться, Советский Союз не оставит соседа в беде". Итак, наступил конец 1987 г., прошло уже два с половиной года после
прихода к власти Горбачева, прошел год с декабря 1986 г., когда было решено Во второй половине января 1987 г. первый заместитель министра иностранных дел СССР А.Г. Ковалев посетил Пакистан в качестве личного представителя Горбачева. В беседах с пакистанским президентом была изложена позиция Советского Союза, выступившего в поддержку программы национального примирения в ДРА. Была достигнута договоренность о том, что контакты в целях скорейшего достижения урегулирования вокруг Афганистана политическими средствами будут продолжены. Вскоре, в феврале 1987 г., дважды (в начале месяца и в конце)
состоялись переговоры министра иностранных дел Э.А. Шеварднадзе с министром
иностранных дел Пакистана М. Якуб-ханом. Шеварднадзе подтвердил позицию Большое значение имело обсуждение обстановки вокруг Афганистана во
время визита в Москву в Середине февраля 1987 г. министра иностранных дел После долгих дебатов в Политбюро между сторонниками различных путей решения афганской проблемы, 8 февраля 1988 г. Горбачев выступил с заявлением, которое гласило, что правительства СССР и Республики Афганистан договорились установить конкретную дату начала вывода советских войск - 15 мая 1988 г. 14 апреля 1988 г. в Женеве были подписаны пять основополагающих
документов по вопросам политического урегулирования вокруг Афганистана. Значение женевских соглашений заключается, а том, что они поставили
преграду внешнему вмешательству в дела Афганистана, дали шанс самим
афганцам установить мир и согласие в своей стране. Вступив в силу 15 мая Таким образом, была подведена черта под этой затяжной войной, хотя следует отметить, что и после вывода войск афганская тема не сходила с повестки дня внешней политики СССР, т.к. решался вопрос о том, что делать с этой страной после вывода от туда войск Советского Союза. После вывода советских войск из Афганистана было устранено одно из самых важных препятствий на пути нормализации советско-афганских отношений. Нормализация советско-китайских отношений. Поворот к переоценке позиции Советского Союза к КНР произошел еще до перестройки Горбачева. Весной 1982 г. в свой речи в Ташкенте Л.И. Брежнев признал Китай социалистической страной и заявил, что СССР не претендует на территорию Китая, не стремится к агрессии. Кроме вышесказанного в этой речи прозвучали слова, что СССР рассматривает Тайвань исключительно частью КНР. Китайская сторона отреагировала на эту речь внешне сдержанно. Уже сразу после прихода к власти новый Генеральный
секретарь КПСС, М.С. Горбачева, заявил о том, что СССР "целеустремленно и
настойчиво будет укреплять взаимосвязи и развивать сотрудничество с другими
социалистическими странами, в том числе и с Китайской Народной После ХХVII съезда на закрытом совещании ответственных работников МИД Позиция СССР по советско-китайским отношениям развивалась и уже в
своем выступлении во Владивостоке (28 июля 1986 г.) Горбачев сообщил, что
в настоящее время с руководством МНР рассматривается вопрос о "выводе
значительной части советских войск из Монголии". Горбачев так подытожил
советскую позицию в отношении КНР в своем Владивостокском выступлении: Но тогда еще были войска в Афганистане, была не решена кампучийская проблема, которые, несомненно, сдерживали китайскую сторону пойти на полное урегулирование отношений с Советским Союзом, хотя уже тогда начали проходить консультации на уровне заместителей министров иностранных дел, т.е. как говорится "процесс пошел". До объявления новых предложений советской стороны в Красноярске в сентябре 1988 г., произошел заметный сдвиг на пути разрешения кампучийской проблемы. Конфликт в Кампучии препятствовал стабильности в Индокитае и создавал
серьезные преграды в советско-китайских отношениях. К середине 80-х гг. в Советский Союз не был непосредственно втянут в кампучийский конфликт, но все же с учетом его позиций в Индокитае, связей с Вьетнамом не мог не чувствовать своей ответственности за его разрешение. Немаловажное значение имела для Союза и экономическая сторона дела, ибо вьетнамцы, ссылаясь на ситуацию в Кампучии, систематически обращались с просьбами все новых и новых поставок вооружений и военного имущества для своей армии. Вот почему в рамках новой восточной политики и нового политического мышления горбачевское руководство взяло курс на достижение политического урегулирования кампучийского конфликта. Эта позиция нашла свое отражение во Владивостокской декларации 1986 г. Опыт показал, что военными методами кампучийскую проблему не решить, а просто вывод вьетнамских войск из этой страны означил бы вновь ввергнуть страну в руки Пол Пота. Надо было искать возможности компромисса. Советская сторона считала, что урегулирование ситуации в Кампучии возможно лишь через изменение в общем, контексте политического климата в Юго-Восточной Азии, улучшения китайско-вьетнамских отношений, а в более широком плане - и китайско-советских, и советско-американских отношений. Однако китайцы придавали первоочередное значение сначала разрешению кампучийского узла, а потом уже считали целесообразным идти на нормализацию китайско-советских отношений. Советский же Союз считал, что первоочередная задача - это установление добрососедских отношений с Китаем, а потом уже всем вместе разрешать конфликт в Кампучии. Активный поиск путей урегулирования кампучийской проблемы начался в Для начала необходимо было, чтобы вьетнамцы осознали всю важность
политического урегулирования кампучийской проблемы. Подвижки в понимании
этого вопроса появляются у вьетнамских руководителей после VI съезда Примерно в то же время начались регулярные встречи Шеварднадзе и 20 июля 1988 г. состоялась еще одна встреча Горбачева с Нгуен Ван Таким образом, благодаря усилиям вьетнамцев, кампучийцев, при активной
поддержке СССР обстановка на Индокитайском полуострове и во всей Юго- В конце июля 1988 г. в Багоре состоялась коктельная встреча четырех
кампучийских сторон с участием представителей Вьетнама, Лаоса и стран Итак, возвращаясь к Красноярскому выступлению Горбачева, можно сказать, что оно явилось еще одним доказательством углубления и развития нового политического мышления Советского Союза. Мирным инициативам СССР в АТР и решение проблем, стоявших на пути установления добрососедских отношений между Советским Союзом и Китаем создали все необходимые предпосылки для нормализации советско-китайских отношений. В ходе состоявшихся в начале декабря 1988 г. переговоров между
министром иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе и министром иностранных дел В начале февраля состоялся визит Э.А. Шеварднадзе в Китай. Итоги визита позволили конкретизировать многие важные аспекты предстоящих советско-китайских переговоров на высшем уровне. Во-первых, определилась дата визита М.С. Горбачева в Китай - 15-18 мая 1989 г. Во-вторых, стороны достигли значительного прогресса на пути к
взаимопониманию по кампучийской проблеме, отражением чего явилось
соответствующее совместное заявление. Таким образом, сделан важный шаг в
сфере урегулирования вопроса, который китайская сторона считала основным
препятствием к полной нормализации отношений (советские войска из В-третьих, принципиально важным явилась достижение договоренности о начале переговоров между группами военных и дипломатических экспертов о сокращении уровня военного противостояния в сопредельных районах; стороны также выразили намерение и далее в конструктивном духе вести переговоры по пограничной проблеме. Одна древняя китайская мудрость гласит, что ветер истории
перелистывает книгу истории как он захочет. После майского визита Советско-китайская встреча на высшем уровне была по существу логическим продолжением целеустремленных усилий двух стран, направленных на оздоровление международно-политического климата и тесно взаимодействующих с программами перестройки в СССР и модернизации в Китая, ставших в свою очередь важным внутренним стимулом для обновления внешней политики двух соседних стран. Во время своего пребывания в Китае Горбачев встретился с рядом
высших должностных лиц этой страны. Так, 16 мая в здании Всекитайского
собрания народных представителей состоялась беседа М.С. Горбачева с Обращаясь со словами приветствия, Дэн Сяопин сказал: "Я давно хотел
встретится с Вами. Особенно подтолкнула меня к этому Ваша речь во Во время этой встречи в верхах на страницах западной печати проскальзывали опасения относительно того, что поездка М.С. Горбачева в КНР может нарушить сложившийся баланс в "треугольнике" США - СССР - Китай, нанести ущерб военно-стратегическим интересам Соединенных Штатов. Но подобные опасения были безосновательны. Советско-китайская нормализация не была направлена против третьих стран. Более того, с этой встречей повысилась значимость для СССР, США и КНР мер взаимного доверия, осуществление которых стало возможным как вследствие снижения уровня международной напряженности (акции СССР-США по линии разоружения), так и благодаря пересмотру в Советском Союзе и в Китае приоритетов в сфере экономики и политики. О значении визита Горбачева в КНР можно говорить долго, но совершенно
очевидно, что эта встреча оказала воздействие на оздоровление обстановки в Преодоление отставания в советско-японских отношениях. Отношения СССР с Японией всегда отличались большой сложностью. К
середине 80-х гг. накопилось большое количество проблем, которые мешали
развитию как отношений между двумя государствами, так и разрядке в АТР. С приходом к власти в Советском Союзе М.С. Горбачева создались благоприятные условия и для разблокирования сложной ситуации между двумя государствами. Внешнюю политику Японии вырабатывает МИД. В МИД Японии отношение к Уже в 1985 г. новое советское руководство стало последовательно проводить политику, направленную на улучшение советско-японских отношений. Так, по приглашению ЦК КПСС СССР с 14 по 21 сентября 1985 г. в Затем 27 ноября 1985 г. в докладе Горбачева на 4 сессии ВС СССР 11 созыва прозвучали такие слова в отношении Японии: "Мы за улучшение отношений с Японией, уверены, что такая возможность реальна. Она уже вытекает из того, что наши страны - непосредственные соседи". Но нужно было еще время, чтобы Япония поняла, что с новым советским
руководством можно иметь дело, можно решать двусторонние проблемы, а
горбачевскому руководству надо было время подумать над своей позицией по
отношению вопросов, которые стояли между двумя сторонами. В Партаппарате 22 июля 1988 г. М.С. Горбачев принял бывшего премьер-министра Японии Но это были скорее слова, не желе реальная программа. Во-первых, у Тем не менее, оба лидера в конце встречи пришли к выводу, что вывод из тупика советско-японских отношений отвечает интересам обеих стран. Во время своего визита Ясухиро Накасонэ выступил в ИМЭМО АН СССР с
лекцией. На ней он заявил, что в сегодняшней реальности приоритетной
задачей следует считать ликвидацию тех нерешенных проблем, которые служат
причиной политической напряженности в регионе. Прежде всего, и это касается Японское правительство заявляло, что подпишет мирный договор только при том условии, если в нем будет четко определено, что "северные территории" переходят к Японии. В обосновании данной позиции японской стороной приводятся различные аргументы. Но с какой решительностью японцы считают, что "северные территории" являются их, с не меньшим убеждением советские граждане воспринимают эти территории исконно своими. В январе 1991г. в Москву с официальным визитом прибыл министр
иностранных дел Японии Таро Накаяма. Визит был посвящен подготовке
пребывания М.С. Горбачева в Японии. Обсуждались конкретные даты визита, ход
подготовки к этому событию. Состоялся предварительный обмен мнениями по
наиболее трудному вопросу разработки мирного договора - территориальному. В совместном советско-японском сообщении для печати цель визита была
охарактеризована как обеспечение кардинального улучшения советско-японских
отношений, вывести их на качественно новый уровень и внести важный вклад в
дело обеспечения мира и процветания АТР и во всем мире. Заключение. Часто М.С. Горбачева упрекают за его внешнеполитический курс, причем
один из аргументов критиков при этом заключается в том, что последний
советский лидер был западником. Конечно, это в определенной степени
правильно, если речь идет о мировоззрении, однако региональный аспект курса Используемая литература: 1. Геллер М. "Россия на распутье: 1990-1995" 2. Геллер М. "Седьмой секретарь: 1985-1990" 3. Гозман Л. О Михаиле Сергеевиче Горбачеве 4. Клямкин И. Последние дни СССР М.С. Горбачев 5. Овсяников А. Михаил Горбачев 6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка М. 1992г. 7. Рябикин С. "Новейшая история России (1991-1997)" 8. Сорос Д. Концепция Горбачева 9. Шалаева Г. П. Все обо всех М.1997
|
|